Так как Половцы стали соседями и врагами Руси с 1054г. и так как они были узнаны в своих обычаях, конечно, не тотчас, то сейчас приведённое написано около 1060г. Но что с 1060г. и до конца пишет один человек, это для нас не подлежит сомнению. Первоначальный летописец окончил свою летопись под 1110 годом рассказом о видении огненного столпа над трапезицей и над церковью в Печерском монастыре. Первый продолжатель Ипатского сборника говорит об этом видении под 1111г. „якоже рекохом”, т. е. усвояет его описание себе. Из этого мы с уверенностью хотим заключать, что первый продолжатель Ипатского сборника был сам первоначальный летописец, т. е. хотим думать, что сначала он написал летопись до 1110г., а потом продолжил её ещё несколько. При этом предположении объяснится для нас, каким образом случилось, что рассказ о помянутом видении в Ипатской летописи значительно пространнее, чем в Лаврентьевской. И отчего в первой нет приписки Сильвестра. Кончив сначала 1110 годом, но потом, решив ещё продолжить несколько, он распространил помянутый рассказ (припиской свидетельств). Кончив под 1110г., но потом, решив ещё сам продолжить несколько, он, естественно, уничтожил сделанную приписку. Что первый продолжатель с самого 1111г. есть непосредственный современник, это у него ясно видно. (А рассказ под 1114г. принадлежащий кому-то, ходившему в Ладогу, и дающий видеть в рассказчике не игумена Киевского и не епископа Переяславского, которыми незачем было ходить в Ладогу, а человека, готового верить всякому бабьему вранью, должен быть считаем вставкой, принадлежащей или посланному в Ладогу чиновнику или ездившему в неё торговать купцу. У первоначального летописца подобный этому рассказ, слышанный от Новгородца Гюряти Роговича – не он ли повествует и здесь? под 1096г.). Дальнейшие немногие сведения, которые дают о себе продолжатели Ипатского сборника, суть: под 1144г. (начало) говорит житель этой или московской стороны Днепра, а под 1151г. (2 издание стр. 294 нач.) наоборот, заднепровец; под 1156г. Киевлянин и современник, передающий непосредственно слышанное (рассказ Нифонта его собственными словами) и по всей вероятности монах или священник (ибо передаёт рассказ ему епископа); под 1162г. и 1174г. не сторонник Андрея Боголюбского; под 1171г. современник, Киевлянин и священник или монах (сопровождает тело покойника), под 1187г. современник, не Галичанин, а Киевлянин. Читаемое под последними 1199г. и 1200г. принадлежит какому-то современному и весьма не худому оратору Киевскому и едва ли не представляет собой весьма замечательного образца речи, говорённой князю. [См. «Дополнения и поправки " ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Перейдём к третьей лжи – о будто бы необходимости жителям городов и улиц, назначенных к переименованию, срочно менять паспорта, водительские права, страховые полисы и особенно свидетельства о праве собственности на жильё. Именно этот «довод» наиболее ходовой у леваков разных мастей. Между тем никаких переоформлений персональных бумаг не требуется. Сам я долгие годы жил при паспорте со штампом «Горький», хотя город давно уже именовался Нижним Новгородом. И последнее. Когда простое бла-бла про затраты и документы не действует, левые пускают в ход последний и, как они считают, самый неотразимый довод – «народ против». Например, чтобы закрыть неоднократно поднимавшийся вопрос о возвращении одной из центральных площадей города её исторического названия в честь расположенного на ней Крестовоздвижен– ского монастыря (Монастырская), был организован социологический опрос. Устроители так лукаво составили опросник, что ответы «за» были раздроблены на несколько вариантов, отчего за Монастырскую высказалось всего 7 процентов. Как говорится, ловкость рук. Проводил опрос так называемый Институт проблем социального развития. Как выяснилось, его штат составляли в основном известные в городе мастера предвыборных технологий. То есть некое пиар-агентство, явно поднаторевшее в создании имиджа, а не в получении объективных данных. В основу же предложений Нижегородской областной писательской организации о возвращении старинных названий 24 улицам и площадям легло заключение топонимической комиссии, в которую входят видные деятели культуры, учёные, журналист, юрист, архитектор, священнослужитель, заслуженный учитель РФ и депутат городской Думы двух созывов. Многие являются лауреатами весьма престижной премии Нижнего Новгорода. Но, увы, и сегодня нет полной уверенности, что власть пойдёт нам навстречу. Похоже, слишком глубоко укоренились в сознании чиновников ложные стереотипы и предрассудки. Слишком большое значение придают многие из них своему комфорту, чтобы брать на себя ответственность в деле, по их меркам, столь неблагодарном и к тому же не поощряемом наверху.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/25/proidu...

Ошмянского благочиния: 1) Борунской, 2) Виленской Николаевской, 3) Кревской, 4) Спяглянской, 5) Николаевской, 6) Лоской, 7) Дубинской, 8) Груздовской, 9) Ганутской; Белостокской области, в Белостоцком, Бельском и Дрогицком благочиниях: 1) Клещелевской приписной, 2) соборно-Бельской, 3) Чижевской, 4) Пасынковской, 5) Лосинской, 6) Гродзиской, 7) Семятыцкой; Луцкого благочиния: 1) Боголюбской, 2) Воротниовской, 3) Кнерутской, 4) Залавецкой, 5) Пянской, 6) Свищевской, 7) Бокоемской, 8) Смордеровской, 9) Войницкой, 10) Пиратинской, 11) Берегской; Ратненского благочиния: 1) Замшанской, 2) Выдраницкой. Таким образом, устроены вновь по правилам Греко-восточной Церкви иконостасы и престолы в 226 приходских Греко-униатских церквах Литовской епархии. Как же в епархии сей имелось прежних церквей, снабжённых иконостасами, 103; да из числа 800 церквей около 200 предполагается к упразднению: то предстоит необходимость устроить иконостасы ещё в 270 церквах Литовской епархии; и церкви сии, будучи из самых беднейших, не представляют возможности скорого успеха в сем отношении. Между тем я надеюсь, что, сверх показанного выше числа, многие ещё церкви в течение нынешнего года будут снабжены иконостасами. Некоторые благочинные, лично мною возбуждённые, особенную оказали ревность в устройстве подведомственных им церквей, так что снабжено иконостасами много и таких церквей, который мною для сего ещё не были назначены, а напротив, во многих из назначенных мною церквей ещё не устроено иконостасов, так как годичный срок, определённый для устройства оных, истёк только для церквей, по Гродненской губернии состоящих, а для церквей, по губерниям Минской и Виленской, а также по Белостокской области состоящих, кончится ещё в половине наступающего ноября месяца; и тогда только можно будет знать определительно число церквей, снабжённых иконостасами, в исполнение прописанных выше моих распоряжений. О чём всём долгом считаю оной коллегии донести. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 6 октября за 665 с именною росписью монашествующих Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

После житий святых летописи, странники и сборники легендарные пользовались особенным вниманием предков и развивали в них аскетические стремления и предрассудки. Летописи русские составлены под влиянием греческих хронографов, палеи и рассказов богомольцев или странников. В древности появлялись местные летописи, обнимающие жизнь отдельных княжеств. Такова летопись пр. Нестора, имеющая предметом своим насаждение в России христианства и доведенная до 1110 года. Ипатьевская летопись изображает события южной России и главным образом раздоры князей, до XIII века; событий северной России она касается со времени Боголюбского. Лаврентьевская или суздальская летопись изображает события южной и северной России (суздальские и новгородские дела), до исхода XII века. Не упоминаем о летописи новгородской, псковской и других. С XV века, времени сосредоточения московского государства, появляются летописные сборники, обнимающие события государства, разных областей его. К концу первого периода, с упадком слабого просвещения, в летописях умножились суеверные предания, повести о волшебстве, каменных дождях, гласах животных и проч. В Никоновской летописи много невероятных сказаний. Густынская летопись преимущественно отличается суеверным характером. Поводом к составлению летописей было ведение пасхальных таблиц и дневников, и особенно поучительный тон греческой литературы, желание грамотных иноков поделиться своими знаниями, поучить людей добродетели. Летописи, составляя любимое чтение предков, подобно Чети минеям, развивали в них аскетические стремления. В изображении жизни летописцы обращали особенное внимание на церковные события: построение монастырей и церквей, прославление угодников, различные откровения. Самые житейские события они освещали библейским взглядом. Изображая подвиги князей, они хвалили их за благочестие, покровительство иноков, милосердие к нищим, построение церквей, и вообще утверждение веры. Осуждая пороки современников, летописцы показывали всю несообразность их с званием христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Разорив рязанскую область, татарская орда устремилась дальше. Скоро она подошла к владениям великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, который не хотел помочь рязанским князьям. Юрий Всеволодович послал против татар сына своего с войском. Но оно было совершенно разбито татарами под Коломною. Татары взяли и разорили сначала Коломну и затем Москву. Разорив всю окрестную область, татары пошли на Владимир, столицу суздальского княжества. Самого великого князя не было в столице. Он удалился на восток к Волге собирать войско, а во Владимире оставил своего сына Всеволода с малою дружиною. Одна часть татарской орды окружила г. Владимир, а другая пошла на Суздаль. Суздаль был менее защищен и укреплен, а потому татары легче взяли его и разорили до основания. Затем соединенными силами они приступили к Владимиру. Как ни мужественно владимирцы отражали врагов, но татары одолели их, разрушили своими страшными орудиями городские стены и ворвались в город. Князь Всеволод хотел умилостивить врагов покорностью и богатыми дарами, но был жестоко убит ими. Княжеское семейство, епископ, бояре и множество народа скрылись было в особой палате, на хорах Успенского собора, куда татары не могли проникнуть. Тогда они обложили стены храма лесом и зажгли. Все скрывшиеся в храме погибли: кто задохся от дыма, а кто сгорел в огне. Взятый город был разорен и сожжен, церкви и монастыри, богато украшенные Андреем Боголюбским, были совершенно разграблены, жители перебиты. Между тем великий князь Юрий Всеволодович собрал войско и стоял с ним на берегу р. Сити, в ожидании татар. Когда дошла до князя печальная весть о погибели его столицы, всего семейства его и о разорении всего княжества, то князь горько заплакал. Он плакал не столько о присных своих, сколько о множестве народа христианского, который погиб от злых татар. Скоро татары окружили великого князя: Юрий Всеволодович отчаянно сражался с татарами. Но татары, как и всегда, одолели силою своею, убили князя и все войско его истребили. Опустошив всю суздальскую область, татары пошли на Тверь, взяли этот город и разорили его. Та же участь постигла и Торжок, которому не успели подать помощь новгородцы. Из Торжка татары думали было идти на Новгород Великий, но убоялись, так как приближалась весна, дорога могла попортиться и им могла грозить великая опасность. Поэтому они повернули назад, причем у г. Козельска встретили сильнейшее сопротивление со стороны его жителей. Последние так мужественно бились с татарами и так много перебили их, что татары прозвали Козельск «злым городом».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Осторожно: «ОЗОН», или Гадание на кошачьих хвостах Случай с В.Макаровым – не первое уголовное дело в истории ювенального центра 02.11.2011 1791 Время на чтение 9 минут - Вы занимаетесь научными разработками? - Ни в коем случае. Результатом научной разработки является статья. Мы же занимаемся практической работой и инновационными разработками. Мы пытаемся искать новые и более эффективные решения существующих проблем. Евгений Цымбал, директор ЦПМСС «Озон» ( Неповторимый аромат «Озона» ) Буквально на днях телеканал РЕН ТВ показал сюжет об осужденном на 13 (!) лет В. Макарове (он обвиняется в совершении сексуального насилия над собственной малолетней дочерью)./1/ История уже нашумевшая. Ни внятных экспертиз, ни свидетельств, ни хоть сколько-нибудь фактов, подтверждающих обвинение, но, тем не менее, итог печален - 13 лет тюрьмы. Точку в этой истории ставить рано - защита надеется на отмену приговора. Мне же хочется рассказать о тех, кто провел в этом деле жирную линию - линию, на которой собственно и строилось обвинение. Психолого-медико-социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию «ОЗОН» - известная ювенальная организация. А руководитель этого заведения - Евгений Цымбал, чье фото давно красуется в черном списке главных ювеналов страны на одном из сайтов, посвященных ювенальной юстиции./2/ Сей государственный муж - г-н Цымбал - помимо своего детища - центра «ОЗОН» еще и член редколлегии альманаха «Вопросы ювенальной юстиции» (выпускается фондом «НАН» О.Зыкова). Коллеги, стало быть. И работу свою видят исключительно на благо Отечества, в едином порыве. Вот только Отечество, судя по их делам, у нас разное. Многие помнят скандальные акции фонда «НАН» с раздачей шприцов и презервативов, провокации Олега Зыкова против Боголюбского монастыря и т.п., но Евгений Иосифович Цымбал коллегу, что называется, переплюнул. «Сразу два громких дела о педофилии привлекли внимание СМИ в последние дни. Дело москви ча Владимира Макарова, которого осудили на 13 лет заключения за насилие над дочерью, оказалось связано с делом известного пластического хирурга Владимира Тапия Фернандеса. Выяснилось, что оба дела возбуждены на основании выводов одних и тех же психологов.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/03/...

< > 141 Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). С. 577. М., 1899; Боголюбский М., протоиерей. Замечания на текст Псалтири по переводу LXX. С. 178; Юнгеров П. Псалтырь в русском переводе. 142 Кафизма, непереведенное κθισμα, значит «сидение». Не потому произошло название, что за стихологией (или стихословием – так называется чтение или пение Псалтири) позволялось сидеть (в веках), а потому, что за нею шло «чтение», за которым, действительно, позволено было садиться, равно как и за седальнами, особыми тропарями, связанными с чтением. Впоследствии (с V века), когда малые части выпеваемых псалмов разрослись в целые большие отделы, разрешено было и во время их пения (или, как теперь, чтения) сидеть, и они, эти отделы, стали называться кафизмами, т. е. «сидениями». 143 Если посреди недели случится святой с полиелеем, стихословятся на утрене 2 кафизмы, на вечерне – третья рядовая. 146 Уныние особенно одолевает в строгих пустынях. Памятен мне следующий случай из личной жизни. Приехал я по окончании средней школы на богомолье, собственно к старцу («положить начало»), в Оптину Пустынь. Родившись в столице, учившись в одной из ее гимназий, живши долгое время по другим городам и знакомый только с приходской обычной службой (хотя мне хорошо были знакомы и многие городские монастыри), я, конечно, не имел никакого понятия об уставной службе. Поэтому оптинский чин сразу же меня очень заинтересовал. Но вот прихожу (в 2 часа ночи, непривычный мне тогда час, известный больше по укладыванию в постель, чем по вставанию с нее) в храм. Глаза ломит от непривычки к бодрствованию. Вскоре подходят кафизмы – время, как я узнал после, излюбленное бесами для искушения на сон монахов, да и мирян, конечно. И в плечах начинает ломить, сон клонит, глаза смыкаются. Думал с тоскою: «Скоро ли канон? Будет веселее...» И ошибся. Пришел канон. Я встал за спиною чтеца. Вслушиваюсь в каждое слово. Все лля меня ново, непривычно. Читали на 14 тропарей с ирмосами, во всяком случае что-то вроде этого. Следовательно, скоро непривычка к продолжительной молитве дала себя знать. Час прошел, а до конца далеко. Откладываю чуть не по пальцам каждый прочитанный тропарь. Скоро ли конец?.. И что же замечаю? Ушам не верю. Не ошибается ли чтец? Попадает от дремоты не в те строчки? Прочтет тропарь, и снова его же. Прислушиваюсь – даже в третий раз повторяет, и все одно и то же... Ведь это невыносимо. Время тянется еще длиннее. Со следующим тропарем та же история... И после я уже узнал, что так и должно быть. Чтец не ошибался. В каждой песни должно было быть по 12–14 тропарей, а у него их всего было 3 или 4; он, чтобы выполнить положенное число, и повторял их. Конечно, здесь-то и раздолье подвижнику, здесь-то и великая школа для приучения к бодрствованию, терпению, вниманию, умилению, плачу, но не сразу это дается...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Несметная рать с двадцатью князьями, в которую влилось еще множество киевлян, берендеев и торков, осадила Вышгород, где с братом Давидом и его полком заключился храбрый Мстислав. К счастью, в стане осаждавших не доставало усердия и согласия: одни князья не любили самовластия Андрея, другие — коварства Святослава, а третьи тайно доброжелательствовали Ростиславичам… И ничтожная крепость, обороняемая едва ли не горсткой людей, не только выстояла, но и победила. Как тут же записали об этом в своих летописях ученые монахи, Само Небо покровительствовало Герою в ратоборстве с более сильным противником. После этого звезда суздальского князя стала явно клониться к своему кровавому закату, и незлопамятные Ростиславичи снова вступили с ним в мир, обещая успокоить южную Русь, но с условием, чтобы тот уступил Киев Роману Смоленскому. Однако ответа дождаться не успели: суздальский князь кончил жизнь под кинжалами своих ближайших людей… Было, было, что вспомнить смоленским боярам и с чем соглашаться. Они покорно склонили перед Мстиславом свои головы и принялись благодарить его за эту нынешнюю и будущую милость, чуть слышно обговаривая между собой одну общую на всех мысль. Просто удивительно было, как могло умещаться в одном человеке, казалось бы, противоречивое: быстрая решительность с рассуждением, мужество с благородством, суровость со справедливостью. В покойном же теперь суздальском князе, в том умудрялись уживаться самые несовместимые качества добра и зла. И, тем не менее, была у обоих князей, – одна похожая черта: которую также не могли обойти вниманием летописцы: какая-то особенно горячая и искренняя вера в Бога. Не случайно народ, соборный разум которого обмануть невозможно, еще при жизни за любовь к храмам, строительство монастырей, удивительное нищелюбие и обращение в христианство едва ли не всего дикого до того суздальского края, начал называть Андрея – Боголюбивым, или Боголюбским… Вот уж поистине — дивны дела Твои, Господи, и неисповедимы пути Твои!.. Мстислав Храбрый вопросительно посмотрел на бояр: всё ли они поняли и верно ли услышали его речь. Те, все как один – благодарно на князя….

http://azbyka.ru/fiction/bozhij-sud/

Просто удивительно было, как могло умещаться в одном человеке, казалось бы, противоречивое: быстрая решительность с рассуждением, мужество с благородством, суровость со справедливостью. В покойном же теперь суздальском князе, в том умудрялись уживаться самые несовместимые качества добра и зла. И, тем не менее, была у обоих князей, – одна похожая черта: которую также не могли обойти вниманием летописцы: какая-то особенно горячая и искренняя вера в Бога. Не случайно народ, соборный разум которого обмануть невозможно, еще при жизни за любовь к храмам, строительство монастырей, удивительное нищелюбие и обращение в христианство едва ли не всего дикого до того суздальского края, начал называть Андрея – Боголюбивым, или Боголюбским… Вот уж поистине — дивны дела Твои, Господи, и неисповедимы пути Твои!.. Мстислав Храбрый вопросительно посмотрел на бояр: всё ли они поняли и верно ли услышали его речь. Те, все как один – благодарно на князя…. Беседу можно было заканчивать и приглашать в гридницу гостей. Сообщить им о принятом новым смоленским князем решении и начинать пир… Но тут произошло то, что сначала привело смоленских бояр в недоумение, затем в изумление, а некоторых, в конце концов, в такой гнев, отчего дружинникам Мстислава пришлось недвусмысленно положить крепкие ладони на медные рукояти своих мечей… 2 — Какой еще Илья? – не сразу понял Мстислав. Началось все с того, что к князю подошел дежуривший во дворе младший дружинник и взволнованно сообщил, что к воротам терема подъехал с небольшим отрядом и несколькими повозками князь Борис Давыдович. — Борис Давыдович? – недоверчиво вскинул бровь Мстислав. – Этой-то лисе в волчьей шкуре, что здесь надобно? — Теперь многие ищут дружбы с тобой. Вот, наверное, и он решил воспользоваться случаем… — усмехнулся стоявший рядом с Мстиславом воевода. — Да уж этот своего случая не упустит нигде! – недовольно загомонили бояре. – Как переметная сума готов перекинуться к более сильному и отхлестать слабого! Вели ему, княже, ехать дальше! — Да разве так можно? — удивился князь. – Что мы, нехристи, что ль, какие? Гость на пороге – думка о Боге! Коль уж, приехал, милости просим! Зови! – приказал он дружиннику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4273...

1991 инженер Щелоков О.О. " Пояснительная записка к ремонтно-реставрационным работам проводившимся на соборе Боголюбивой Божьей Матери,пос. Боголюбово, за период с октября 1985г. по май 1991г. Перечень основных работ : 1. Установлены деревянные леса по фасадам,главам,в помещении основного объема до высоты окон центрального барабана, а так же в алтарной части собора. По мере выполнения отдельных видов работ часть лесов была разобрана. 2. Боковые главы покрыты вновь черным железом по деревянной обрешетке. Центральная глава покрыта медью по стальному каркасу. Предварительно химическим путем удалялась ржавчина с уже успевших проржаветь боковых глав и с каркаса центральной главы. 3. Изготовлены деревянные кресты на все главы. Кресты обиты медью, позолочены и установлены. 4. Изготовлены из меди, позолочены и установлены подкрестные шары. 5. Изготовлены вновь по старым образцам и установлены столярные заполнения оконных проемов центрального и боковых барабанов. 6. Побелены известью боковые барабаны. Делалась попытка гидрофобизации побелки специальным водоотталкивающим составом на барабане северо-западной главы и частично на северо-восточной главе. 7. Выполнялись работы по медному покрытию апсид, южных закомар, восьмериков боковых барабанов, поясков и выступающих частей фасада основного объема. 8. Утеплялся купол центральной главы, своды основного объема, апсиды. В качестве утеплителя применялись минераловатные плиты в два слоя, с устройством сверху растворной стяжки, армированной сеткой рабица. Предварительно со сводов удалялся мусор и птичий помет. 9. Демонтированы жестяные кресты и главки с северного и западного приделов. Изготовлены вновь из меди. Установка на место не разрешена из-за низкого качества. 10. Выполнялись разного рода плотницкие работы по усилению и замене сгнивших элементов стропил, ендов, лежней, обрешеток. Под покрытие медью число брусков обрешетки удваивалось. 11. Проводились разовые работы по локальному антисептированию древесины, поверхностей фасадов. 12. Имея разнородный материал покрытия центральная и боковые главы окрашены в единый цвет. Зеленый цвет яри медянки главы имели первоначально. Для покраски применялась композиция, полученная перетиром пигмента в перхлорвиниловом лаке, применяемом в среднем машиностроении. Прогноз долговечности - двенадцать лет. "

http://sobory.ru/article/?object=02497

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010