125–174. Более сказал Евгений о архимандритов» (гл. IX; ср. стр. 119–125, по др., и совершенно вновь повел речь «О Патерике печерском» (гл. Словом, Евгениевское «Описание лавры» много подробнее и обстоятельнее предшествующего, служившего ему пособием, и после него историку знаменитой киевской обители нет никакой нужды обращайся за справками к «Краткому историческому описанию» ее 1791, 1795, 1805 и 1817 годов. Что касается другого пособия, бывшего под руками у нашего автора, Тератургима Аф. Кальнофойского, то в некоторых случаях 399 сам же Евгений отсылает к нему своего читателя. В отношении к этому пособию он, нужно заметить, был не особенно разборчив и потому вслед за ним делал некоторые ошибки (стр. 40 и 99), исправленные впоследствии Закревским. 400 Кое-какие и под час очень важные ошибки преосв. историк делал и при пользовании первоисточниками, и первее всего грамотами. Так, он принял за подлинным грамоты Андрея 10. Боголюбского 1159 г. и константинопольского патриарха Максима 1481 г. и часто ссылался на них, особенно на первую. 401 Между тем это позднейшая фальсификация. 402 В вопросе о начале Печерского монастыря м. Евгений вовсе не разобрался, приведя лишь кучу разноречивых свидетельств о двукратном путешествии преп. Антония на Афон и год его смерти (стр. 4 и 6). Причина этого, впрочем, не в нем самом, а в известных ему позднейших списках Патерика, «во многом (между собою) разноречивых» (стр. 128), в его печатных редакциях (славянской и польской), в летописях, Синопсисе и др. источниках. Поставленный вопрос легко бы разрешился, если бы пр. Евгению были доступны древнейшие рукописные Патерики, из которых на один (XIV ст.) он сам указывает (по слухам, конечно; стр. 123) и в которых нет ни слова о первом путешествии Антония на св. гору при кн. Владимире, равно не говорится и о сорокалетнем житии его в пещере, а лишь только о многолетием. Самое рассуждение м. Евгения «О Патерике печерском» (гл. XVI), удовлетворительное в свою пору, перестало уже быть таковым с 1888 г., когда на страницах мартовского «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилось исследование о том же предмете А.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Из убийц Святого Князя Андрея одни казнены Великим Князем Михаилом Георгиевичем, а другие Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, который Кучковичей, как главных виновников, велел зашить в короба и, засмолив, бросить в воду. В 7-ми верстах от Владимира, в Ямском лесу, недалеко от левого берега реки Клязьмы, есть озеро, называемое Плаучим: в этом-то озере, по местному преданию, и утоплены Кучковичи. Не оставлена же без наказания и сестра Кучковичей, супруга Князя Андрея, коварная и малодушная Улита, которая, может быть, хотя не участвовала в заговоре, но, вероятно, знала о злодейском умысле своих братьев. На другой же день по совершении злодеяния она отправилась в Москву, когда Святое тело её супруга, лежало облитое кровью и обнаженное близ любимого Князем дворца. По сохранившемуся доныне преданию, Улита, приглашенная вместе со своими братьями во Владимир будто бы на пир, неумолимыми исполнителями казни, определенной братом Князя Андрея Боголюбского Великим Князем Михаилом, она с тяжелым жерновым камнем опущена в черную глубину озера, которое с тех пор будто бы называется Поганым или Поганец; оно от Владимира в 7-ми верстах, недалеко от большой Муромской дороги и деревни Байгуш, в старину окружено было дремучим лесом. Много суеверных рассказов слышно в народе о Плаучем озере: кто во Владимире не слыхал рассказов о черной его воде, глубине и о плавающих на нем коробах, обросших мхом, в которых будто бы заключены Кучковичи, родственники и убийцы Великого Князя Андрея? Кто из Владимирцев не ходил к этому страшному озеру, мимо которого боятся проходить не только ночью, но даже вечером запоздалые путники? Болотистые и заросшие мхом берега Плаучего озера, обильными ягодами, привлекают сюда горожан и поселян; но лишь только начинает смеркаться, все спешат удалиться от него. Здесь мшистые земные кочки, плавающие от одного берега к другому по силе ветров, народный вымысел обратил в короба, не сгнившие будто бы в продолжении семи веков. Тела Кучковичей, которых, как уверяет предание, вели к месту казни с подрезанными пятами, сделались нетленными для томительных мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом отношении важно для нас свидетельство, приведенное выше, об обычае устраивать в монастырях пиры, куда собирались мужчины и женщины, также вопрос черноризца Иакова митрополиту Иоанну, позволять ли на пирах целоваться с женщинами. Мономах в наставлении детям касается и отношений мужа к жене, он говорит: " Жен своих любите, но не давайте им власти над собою " . Но в каком отношении находилось это правило, извлеченное из известного послания апостольского, к обычаю, решить нельзя. Как христианские понятия содействовали возвышению женщины, показывает вопрос известного Кирика и ответ на него епископа Нифонта. Кирик спрашивает: " Если случится, что женский платок будет вшит в платье священническое, то можно ли священнику служить в этом платье? " Нифонт отвечает: " Можно! - разве женщина погана? " Что же касается вообще до состояния нравственности в описываемое время на Руси, то, принявши в соображение время, обстоятельства и состояние нравственности других европейско-христианских народов в описываемое же время, историк не может произнести очень строгого приговора древнему русскому обществу до тридцатых годов XIII века. В это время на первом плане видим княжеские усобицы, но много ли насильственных, кровавых поступков замечаем в этих усобицах? Убиение Ярополка Изяславича, ослепление Василька, братоубийство между рязанскими князьями, убиение Игоря Ольговича киевлянами, убиение Андрея Боголюбского приближенными к нему людьми, повешение Игоревичей галицкими боярами, ослепление (по всем вероятностям, мнимое) Ростиславичей во Владимире Залесском. Важное дело, когда князья постоянно толкуют, что они братья, и потому обязаны жить дружно, а не враждовать, защищать Русскую землю от врагов, а не проливать кровь христианскую в усобицах. Пусть нам скажут, что слова были в разладе с делом; мы ответим, что и слова имеют силу, когда беспрестанно повторяются с убеждением в их правде, когда их повторяют и сами князья, и духовенство, и народ, отказывающийся принимать участие в усобицах; если эти слова не могли прекратить усобиц, то по крайней мере могли смягчать их; важное дело, когда притесненный князь мог грозить притеснителю напоминанием, что поведение его похоже на поведение Святополка Окаянного; важное дело, когда князья ужасались и плакали об ослеплении Василька, говоря, что такого зла не бывало в Русской земле ни при дедах, ни при отцах их; очень важно, когда Изяслав Мстиславич жалуется на киевлян за убийство Игоря Ольговича, говоря, что ему теперь не уйти от нареканий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– О воскресных школах я ничего судить не могу, а что касается православных гимназий, то я отношусь к ним с осторожностью, потому что, если человек с первого класса идет в православную гимназию, он уже как бы попадает в плен этой идеологии, и на иное мировоззрение он уже не способен. – Нет, ну если ребенок в православной семье растет, и для него это естественно… – Это естественно, но, может, этого и достаточно, что он растет в православной семье? Может, для более широкого восприятия жизни в школе-то можно учиться и в светской? – У меня некоторые спрашивают, почему мои дети учатся в обычной гимназии, а не православной. Некоторым объясняю. Некоторым не объясняю, потому что не поймут. Моя задача — детям образование дать, а уж представление о православии я постараюсь дать сам. – Вот именно. И вообще мне кажется, что духовное воспитание и религиозное — это дело чисто семейное. Ну, может быть, какие-то воскресные школы и полезны, но когда мне говорят «воскресная школа», я сразу вспоминаю Тома Сойера. – Нет, о воскресных школах не стоит говорить так однозначно. У меня на приходе воскресная школа есть, и вот туда мои дети ходят с удовольствием. Да и на самом деле, кроме семьи, еще какие-то источники опыта христианской жизни очень могут пригодиться.. Ну да ладно, тему православной педагогики я сам развивать не стану. – И дело в том, что да, вообще, у меня довольно настороженное отношение ко всему этому – например, эти православные лагеря, я считаю, совершенно нелепая выдумка. –  Не соглашусь, мне известны удачные опыты. Однако если где-то был православный лагерь, аналогичный описанному в «Тополятах»… – Был. Лагерь «Пересвет» в Сергиевом Посаде, об этом писали «Известия», потом я еще читал, другие. А эта история в Боголюбском монастыре? – Ну с Боголюбово – это совершенно отдельный разговор. Да, крайне неприятная история. Но это не проблема православной педагогики как таковой, это отдельная внутрицерковная проблема… Впрочем, я об этом писал в сети, потом найду ссылку. Вернемся к вопросам Виталия Марковича. «Многие художественные образы, придуманные Крапивиным и используемые им в фантастике, иногда бывают воспринимаемы в оккультной трактовке: Великий Кристалл, Дорога, Безлюдные Пространства, Колесо из «Колеса Перепелкина». Сталкивался ли Владислав Петрович с таким восприятием и если да, то как может прокомментировать?».

http://pravmir.ru/doroga-negasnushhey-na...

поиск:   разделы   рассылка Представитель РПЦ МП заявил, что заявление владимирского губернатора по поводу Боголюбова, является давлением на следствие Благочинный Суздальского округа священник Виталий Рысев считает, что губернатор Владимирской области Николай Виноградов пытается повлиять на ход расследования, связанного со Свято-Боголюбским монастырем. " Заявление губернатора означает твердую решимость руководства области каким-то образом оказать воздействие на следствие, потому что каким образом можно до завершения двух уголовных дел высказывать каким-то рабочим группам свои заключения? У нас что, теперь иное правосудие? " – заявил отец Виталий порталу " Интерфакс-Религия " в среду. Таким образом он прокомментировал заявление Н.Виноградова, сделанное накануне, о том, что созданная им рабочая группа не выявила в действиях монахинь Свято-Боголюбского монастыря фактов жестокого обращения с детьми, которые содержались при обители. В то же время, как отметил священник, " никакие рабочие группы, комиссии не могут заменить следствие " . По его словам, следствие " вскрывает очень серьезные и глубокие проблемы " , потому что то, о чем рассказала год назад сбежавшая из приюта Валя Перова, " это была верхушка айсберга " . " По признанию миграционной службы области, около двух тысяч человек в Боголюбово живут, не имея никаких документов, потому что они их сожгли, уничтожили " , – сказал собеседник агентства. Он сообщил, что сейчас идет следствие, возбуждено два уголовных дела против воспитателей монастыря, приют нигде не был зарегистрирован и существовал 11 лет " с полного согласия и при поддержке департамента образования Владимирской области, и за это время не менее 40 воспитанниц оттуда сбежали " . Сейчас следствие ведется по всему периоду деятельности приюта. " Следователи ведут дело профессионально, но просят его не разваливать, не мешать, потому что на них оказывается очень серьезное давление, прежде всего на потерпевших. Колоссальное давление обрушил областной департамент образования и на епархиальную школу, потому что в ней учатся некоторые дети из Боголюбово, которые являются потерпевшими и дают показания " , – заявил отец Виталий. Он назвал это " наивной надеждой каким-то образом школу уничтожить " и усомнился в том, что " таким образом эти дети, оставшись без крыши над головой, без помощи, откажутся от своих показаний " . По материалам:  Интерфакс-Религия Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_80506.html

Тихона Задонского Серафимовская-Понетаевская Троицкая-Бирская Ягодинская-Введенская Колчеданская-Покровская Крестовоздвиженская – Иерусалимская – Флоро-Лаврская-Лукинская Марии Магдалины-Порховская Рождество-Богородицкая-Феодоровская Тихвинская-Краишевская Троицкая-Ковыляевская Троицкая-Творожковская Благовещенская-Херсонская Волгская-Владимирская Параскево-Воскресенская-Пайгармская Тихвинская-Екатеринославская Успенская-Оренбургская Троицкая-Димитриевская-Грязнухинская Благовещенская-Бежецкая Казанская-Боголюбская-Петропавловская Новоузенская-Троицкая Владычне-Покровская-Московская Вознесенская-Кинешемская Благовещенская-Сарапульская Варваринская-Сомовская Воскресенская-Знаменско-Ключищенская Иоанно-Ильинская-Псковская Дубовская-Вознесенская Покровская-Балашовская Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская Казанская-Вышневолоцкая Иосифовская-Марьевская Каменнобродская-Троицкая Успенская-Валдайская Выксунская-Иверская Троицкая-Новая или Новографская Успенская-Богородицкая-Пермская Чагринская-Покровская Богородицкая-Казанская-Ключегорская Иоанно-Предтечевская-Леушинская Казанская-Колычевская Марии-Магдалининская-Коноплинская Покровская-Медянская Троицкая-Черемисская-Козмодемьянская Троицкая-Чуфаровская Введенская-Киевская Феодоровская-Богородице-Ахтырская Казанско-Богородицкая-Бугульминская Предтечевская-Посошковская Софийская-Тулиновская Ахтырская-Гусевская Покровская-Уральская Тихоновская-Троицкая-Задонская Воскресенская-Феодоровская- Сергиева Кутузовская Казанская-Головинская Макариева-Желтоводская-Троицкая Пановская-Троицкая Введенская-Краснинская Сергиевская-Сарайская Смоленская-Старо-Костычская Богородицкая-Лесненская Вохоновская-Мариинская Знаменско-Мариинская-Яранская Казанская-Шамординская Скорбященская-Мало-Пицкая Теклатская-Покровская Богородицкая – Рождественская – Козельщинская Покровская-Быковская Севастьянова – Спасо-Преображенская-Сохотская Богородицкая-Читанская Рдейская-Богородицкая-Успенская Шелтомежская-Шестаковская Николаевская-Больше-Мажарская Орская Спасская Тихоновская-Лукояновская Троицкая-Лаишевская Александро-Невская-Акатовская Каслинская-Казанская Николо-Тихвинская-Пятницкая Троицкая-Богодуховская Покровская-Шиханская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Умилительно выражается о нем летопись Новгородская: «сей благоверный Князь Мстислав роста был среднего и благолепен лицом, украшен всею добродетелью и благонравен, ко всем имел любовь, прилежал милостыне, снабдевал монастыри, был крепок в рати, всегда стремился он умереть за Русскую землю и так молвил дружине своей: братия, ничего не помышляйте в уме своём; если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов и Бог вменит кровь нашу с мученическою; если же и ныне не умрем, то не всячески ли должны умереть! Был он любезен своей дружине и не собрал ни злата, ни сребра, но все ей отдавал, или раздавал церквам и убогим. Не было той земли на Руси, которая бы не любила его и не желала его иметь своим Князем». Не важно ли такое свидетельство современной летописи, столь светлыми чертами обрисовывающей облик святого Князя? Мстислав, который, по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против Великого Князя Андрея Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную, Киев, брату его Роману, Князю Смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался кроткий Князь, но за него вступились братья: Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость Великого Князя, и, овладев Киевом, отдал его второму брату Рюрику; когда же Боголюбский хотел удалить и Рюрика, юный витязь с бесчестием выслал его посла, с таким словом к его владыке: «доселе мы уважали тебя как отца, но, если, забыв наш княжеский сан, ты хочешь говорить с нами, как с твоими подручниками, не страшимся угроз и идем на суд Божий». До пятидесяти тысяч воев, дружин Суздальской, Рязанской, Новгородской, под предводительством сына Боголюбского, Долгорукова, подступили к Киеву: к ним присоединились и Ольговичи, всегда довольные междоусобием враждебного им дома Мономахова. Братья Ростиславичи оставили Киев, не в силах будучи держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел, с малою дружиною, в крепости соседней – Вышгороде, и там выдержал девятинедельную осаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Барский дал мне у себя приют для летнего купания, и я наслаждаюсь всей тишиной пустыни, за 20 верст от Киева, в отжившей обители, не обращая внимания на то, что теперь в ней делается позади меня. Взор мой обращен только на Днепр, над которым висит мой скромный домик, построенный на крайней террасе монастырской, где были настоятельские кельи. Вправо и влево горы поросли лесом, там где прежде была фруктовые сады и виноградники. Обитель втеснилась со всеми своими зданиями и с двумя благолепными храмами в живописное удолье, давшее ей название Межигорья. Предо мной необозримые луга и пески Заднепровья, поросшие кустарником; вдали синеют леса, окаймляющие весь этот необъятный горизонт. Широк и величественен Днепр под Межигорьем, с одной стороны образуя глубокие заливы, с другой огибая крутой мыс Вышгорода. Днем и ночью оживлена сия великолепная картина. Вверх быстрой реки тяжело подымаются или вниз ее легко несутся на веслах и парусах разнообразные барки и тянутся длинные плоты с лесом; легкие челноки рыбаков скользят по водам, пересекая путь тяжелых судов; иногда дымятся и пароходы, и слышится на них песня. Ночью же, когда все вокруг замолкнет и утихает Днепровская жизнь, она еще искрится в легких огоньках, которые загораются во всех направлениях реки на причаливших к берегу плотах, или у рыбаков, ожидающих ранней зари для своего промысла, где-либо на лугу Заднепровья. Вчера я долго любовался, пока из-за ближнего мыса, от Вышгорода, поднялась багровая луна и потом заструился ее серебристый столб во всю длину изгибающегося тут Днепра. Картина, достойная кисти Айвазовского! Я сидел на своей террасе и размышлял о минувшем Межигорья, мечтал и о его будущем: восстановится ли тут когда-либо обитель? или навсегда уже ей суждено оставаться тем, что есть? Неужели память Боголюбского и той святыни, которая отселе истекла в первопрестольный град, не подвигнет ничье сердце к обновлению святого места, и материальные выгоды или издержки остановят благонамеренных? А как бы тут можно было основать ученое братство для духовного просвещения!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скоро загремел голос Мстислава на Вече и в Новгороде все начало принимать другой вид и порядок после неустройств между народом и князьями, назначаемыми от Боголюбского. Хотя Мстислав княжил в Новгороде только один год, но и в такой краткий период времени он отразил многих князей, нападавших на Псков и другие места Новгородские. Хотел было Мстислав идти походом на Полоцк против князя Всеслава, дед которого похитил некогда церковные сосуды св. Софии, с тем, чтобы возвратить сию святыню; но внезапная болезнь, кончившаяся смертью, не позволила ему исполнить этого благочестивого желания. Пред кончиною своею благоверный князь Мстислав сподобился выслушать литургию и причаститься Св. тайн Христовых в Софийском соборе, куда он велел перенести себя в предчувствии близости сей кончины. За сим христианским напутствием себя самого в страну загробную, князь не забыл и о семье своей. Он призвал к себе безутешную супругу и трех юных сыновей, посмотрел на них и, прослезясь, сказал: «препоручаю их добрым братьям моим Рюрику и Давиду; особенно берегите младенца моего Владимира», и, обратившись к бывшему тогда посаднику, присовокупил: «тебе, Борис Захарьевич, отдаю его на поруки». Окончив это последнее завещание свое, князь сложил могучие руки свои на широкой груди и, закрыв глаза, почил навеки 14 июля 1180 года. Когда погребали доблестного князя Мстислава в прежней гробнице основателя сего собора князя Владимира, то весь великий Новгород рыдал по нем, приговаривая: «зачем не умерли и мы с тобою, князь славный, сотворивший толикую свободу Новгороду? Теперь уже не идти воевать нам поганых копьем твоим, а сколько раз молвил ты о том, как идти нам на неверных; увы нам! ибо зашло наше солнце». И не только новгородцы, но и вся, можно сказать, земля Русская плакала по нем, даже иноплеменники, по словам летописца, не могли забыть его приголубления. Так все любили и почитали князя Мстислава. Очевидно, что причиною такой преданности народной к князю была не одна его храбрость и другие воинские доблести, но паче всего то, что он, как говорит летописец, и украшен был всею добродетелью и благонравием, ко всем имел любовь, прилежал милостыне, снабдевал монастыри, всегда стремился умереть за Русскую землю; когда же видел христиан, плененных погаными, говорил дружине своей так: «братие, ничего не помышляйте в уме своем, если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов, и Бог вменит кровь нашу в мученичество; а если не умрем теперь, то не всячески ли должны умереть? Был он любезен своей дружине; так как не собирал ни злата, ни сребра себе; но все ей отдавал или раздавал церквам и убогим».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Так воодушевлял он дружину свою... Он не собирал золота и серебра, но расточал то на дружину, то для спасения души своей. Не было области в России, где бы не хотели повиноваться ему и где бы о нем не плакали. 401 В Новгороде он княжил только год, но и в один год он разгромил мятежную Чудь, грабившую Псков и пределы Новгорода. Прежде того в 1168 г. он принимал самое жаркое участие в войне Князей южных с Половцами, окончившейся славной победой. Самый же блистательный подвиг его веры и храбрости, относится к делу 1173 г. против 50 000 войска суздальского. Он скончался июня 14, 1180 г. 402 Андрей Боголюбский, в молодых летах сражаясь под знаменами отца своего, много раз отличался подвигами храбрости, сильной упованием христианским. Особенно чудно было спасение его от смерти в 1152 г. В жаркой битве копье его раздробилось, шлем слетел с головы, щит упал на землю, но Андрей спасся, спасаясь надеждою. 403 Храбрый и благочестивый, Андрей тяготился в душе нерасчетливым властолюбием отца своего, и в 1155 году тайно удалился с юга в суздальскую землю с чудотворной иконой Богоматери. 404 В 1157 г. Ростовцы и Суздальцы признали Андрея своим Великим Князем, так как давно уважали его. Андрей искренне желал трудится достойно души боголюбовой: два великолепных храма – один в Боголюбове, другой во Владимире, были памятниками изумительно щедрого усердия его к Богу. Он довольно трудился и для христианского просвещения. В 1164 г. (одержана им блистательная победа над мусульманами Болгарии). Чувствуя, как гибла Россия от раздробления власти по уделам, он старался ввести единодержавие и ошибки своей слабости заглаждал глубоким смирением пред Судом Божьим, наказывавшим страсть. За любовь к Господу, Господь удостоил его страдальческой смерти: люди, осыпанные благодеяниями его, убили его в Боголюбове (в 1174 г.), последние слова его были: Господи! в руце Твои предаю дух мой. 405 § 44. Иноческая жизнь Как в Греции, так и в России, лучшими училищами благочестия были монастыри. Они явились в России вслед за тем, как введена была вера в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010