Носить оружие разрешалось лишь князьям, их телохранителям, посыльным в Орду, да еще тем, кто стерегли преступников, дожидающихся татарского суда. Как и в дохристианскую эпоху, на Руси вновь доминировала грубая сила. Разного рода лихоимцы сбивались в стаи и терроризировали деревни и села: осмелели туземные племена, к которым татары относились зачастую снисходительнее, чем к православным; воспряли славяне-язычники. Политические бури, происходящие в Большой Орде, заносили в Русь отряды беглецов и преследователей, которые вступали в жаркие схватки, а затем победители занимались грабежами и чинили разнузданное насилие по отношению к мирному населению: после чего убирались восвояси, как дурное наваждение. Только пепелища и руины, горы изуродованных мертвых тел свидетельствовали о произошедших бесчинствах. Налетали и «правительственные отряды», занимались внеплановыми реквизициями, отбирали ремесленников, мастеровых, угоняли людей в дальние края на тяжелые работы. Русь была дальнезападной окраиной гигантской империи и до нее порой доходили лишь отголоски и слабеющие вибрации, а эпицентры событий и потрясений обычно находились в монгольских степях или столицах Поднебесной. Татары заморозили славянскую колонизацию. Кто проживал в канун нашествия в определенной местности, там и должен был проживать в дальнейшем. Разного рода притязания на земли соседей внутри разноплеменной Орды пресекались в зародыше. Все территории от Желтого до Средиземного морей считалась владениями Золотого рода - самого могущественного из известных в человеческой истории владетельных родов. Вполне естественно, что русские князья не могли не прислушиваться к политическим отголоскам, приходящим из далеких степей; пытались как-то расшифровать их смысл и направленность, чтобы быть готовыми к внезапным переменам. Разумеется, всего нельзя было предвидеть и предугадать. Никто на Русской земле не мог никому гарантировать личной безопасности. Но однозначно более спокойным было проживание в лесном краю, нежели в открытом поле. От Волжской Булгарии не осталось камня на камне. Юго-западная Русь хирела на глазах; зачастую бедные люди не знали, где укрыться от жестоких всадников. В самый канун XIV века митрополит проехал дорогой, которую еще проложил Андрей Боголюбский, и обосновался в разоренном Владимире. В Волго-Окском треугольнике сохранилось немало монастырей, которые вообще не подвергались разграблению. Более того, число монастырей в лесном краю постоянно росло. Переезд митрополита, отдалившегося от Константинопольского патриарха на тысячу километров, означал то, что в населении северо-восточной Руси первоиерарх видел свою основную паству.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/31/...

Только всестороннее развитие государственных учреждений и сословий вносит в общественную жизнь разнообразие взглядов, мнений, вкусов, способностей, характеров и талантов. В древней Руси преобладал над всеми один класс, который давал направление общественной жизни, как мы это видели. Если же, при всем том, и выдвигались немногие личности, с большими силами: то, под влиянием суеверия и мистицизма, они принимали своеобразное направление и одностороннее развитие. Таланты древней Руси носили на себе отпечаток века и одностороннего настроения общества. Это были вообще люди характера, богатыри, одушевляемые верою и суеверием. В этом одушевлении заключалась их сила и бессилие, величие и слабость. В минуты критические эти богатыри исполняются одушевлением, и решаются на великие дела. Не имея опоры в образовании и саморазвитии, они до тех пор сильны, пока находят поддержку в внешних обстоятельствах, покровительстве властей, одушевлении народа и т. под. С переменою счастливых обстоятельств и они теряют успех. Таковы эти герои: Сильвестры, Аввакумы, Никоны, Минины, совершители государственных переворотов силою веры и одушевления, сочувствия народа и властей. С переменою счастия и потерей внешней поддержки все они сошли с исторической сцены и сделались незаметными. Исключение из общего правила составляют герои князья и цари. Они до конца жизни выдерживали свою роль, потому что находили поддержку своим подвигам в общественных неурядицах и войнах. Таковы русские герои: Мономах, Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской, Иван Грозный, Годунов и другие. Это вообще люди характера, необыкновенной силы физической и силы воли. Своими аскетическими стремлениями они обнаружили ту силу, которая одушевляла их на подвиги; это – сила веры. Но эта же вера в неразвитых людях под час легко сливалась с суеверием, особенно в опасностях, подавляющих душевные силы. Грозный, наблюдавший монастырские уставы, Годунов, ходивший по церквам на богомолье, в трудных обстоятельствах искали поддержки у волхвов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Оглавление Миней фактически представляет собой такой месяцеслов. В случаях, когда не удалось обнаружить ни службы, ни даже тропаря с кондаком, имена святых все равно упоминаются в оглавлении. После служб помещены краткие жития. Требование включить в Минеи все имеющиеся службы русским святым реализовано полностью. Дополнительные местные Минеи не издавались. При службах помещены прориси икон, а в конце томов – цветные репродукции. В Минеи включено значительное число служб соборам святых различных епархий. 8.11.5. Источники Зеленых миней Состав Зеленых миней 443 и история текстов, входящих в них, должны стать предметом специального исследования. Здесь мы лишь в самых общих чертах охарактеризуем круг источников, на которые опирались составители. Печатные источники: – Дореволюционные служебные минеи. 444 – Минея дополнительная. СПб., 1909. – Сборник «Молитвы, читаемые на молебнах» (Молитвы 1915), из которого активно заимствовались тропари, кондаки и молитвы. – Печатные дореволюционные издания отдельных служб. – Старопечатные богослужебные книги. – Издания отдельных служб, осуществленные за пределами России (в первую очередь, в Польше). 445 – Издания славянских православных церквей. По этим изданиям печатались службы болгарским, сербским и др. святым. – Издания древних литургических рукописей, осуществленные с научными целями (например, изданные Ягичем служебные Минеи). – Издание неславянских православных церквей (из них заимствовались службы грузинским, греческим и др. святым). Рукописные источники: – Дополнительные русские Минеи и отдельные службы, собранные и отредактированные еп. Афанасием (Сахаровым) . – Рукописи, полученные составителями из отдельных монастырей и храмов. 446 – Рукописи, хранящиеся в собраниях государственных архивов и библиотек. 447 8.11.6. Разнообразие текстов, входящих в состав Зеленых миней Зеленые Минеи являются уникальной антологией богослужебных текстов. Среди чинопоследований, внесенных составителями служб, имеются весьма любопытные тексты. Например, под 18 июня в составе службы Боголюбской иконе читается «Ин канон экзаметрический», составленный патриархом Сергием (Страгородским) – уникальный в славянской гимнографии канон, написанный гекзаметром. 448 Приведем два тропаря из этого текста с разбиением на строки (в Зеленых Минеях конец строки обозначен цезурой):

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Кажется, архиепископ Мартирий был так же не совсем доволен Ярославом, по крайней мере, он не вступался за него. Между тем, Ярослав поселился в Торжке, где приняли его с восторгом и заплатили даже княжескую подать с земель по р. Мете и около Волочка. Новгородцев, случившихся в этих местах, ловили и как пленников отсылали к Всеволоду во Владимир. Между тем, Новгородцы имели уже нового князя – Ярополка, сына того самого Ярослава Ольговича, князя Черниговского, с которым еще недавно сражались. Всеволод сердился, но не воевал; он мешал только Новгородцам торговать и собирать дань с Двинских областей: система давняя, принадлежавшая Долгорукому и Боголюбскому, но она подействовала как нельзя быть лучше. Ярополк княжил только полгода «от Вербниц до Семенова дня» 223 ; Ярополка выгнали и послали в Торжок за Ярославом, но не застали его там; он был уже во Владимире и гостил у Всеволода. Всеволод, по-видимому, был доволен поступком Новгородцев, он отпустил их послов, и Ярослав с честью возвратился в Новгород на 5 января 1197 г.: особенно радовало Новгородцев, что посадник Мирон и чиновники: Борис, Никифор и Иванко пришли «ни чем не врежденны» 224 . По-видимому, Ярослав примирился с вечем: властвовал правосудно и в одно и то же время, оплакивая кончину двух взрослых сыновей своих – Изяслава и Ростислава 225 , отражал набеги полочан на Великие Луки и заключил мир с Литвою. Тогда же супруга князя, Елена, строила в Новгороде церкви, наделяла богатыми вкладами монастыри и духовенство, и народ любил благочестивую княгиню. Но вдруг, сверх всякого ожидания, изменились отношения Всеволода к Ярославу: прогневавшись за что-то на Новгород ли, или на князя, Всеволод в начале 1199 г. прислал приказание «вывесть Ярослава из Новгорода» и явиться к нему архиепископу, посаднику Мирону и прочим чинам веча, и что он даст на княжение сына. Архиепископ и чиновники поехали к Всеволоду; но на пути Мартирий тяжко заболел и скончался 24 августа близ Осташкова, на озере Селигере. Тело его было привезено в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Заокская глухомань с полугодовалой зимой, скудной землей и непролазными дебрями стала выгодно отличаться от неспокойной Киевской Руси. Выученики византийской аскезы могли проверить себя в суровых условиях на стойкость перед лишениями и сосредоточиться на богоугодных делах. Никогда еще православие так далеко не заходило от границ произрастания виноградной лозы. Но на переломе XII-XIII веков на Руси совершался и другой перелом. В верховьях Оки и Волги стало больше возводиться храмов и обустраиваться монастырей, нежели в бассейне Днепра и Двины. Истово-неистовые ревнители веры охотно устремлялись в волго-окский треугольник, чтобы там создать божьи обители. Пионеров этого общественно - религиозного движения мы никогда не узнаем, но определенный вклад в изменение умонастроение русичей внес Андрей Боголюбский. Он покинул Киев вскоре после того, как в стольном граде был убит его отец - Юрий Долгорукий, и решил обосноваться во Владимире на Клязьме. Несмотря на смену места жительства кн. Андрей также будет убит заговорщиками. Злодеяний в ту пору хватало с избытком и смердам и властителям. Митрополит будет оставаться в стольном Киеве еще целый век. Однако, тропа проложенная князем Андреем с юго-западной в северо-восточную Русь, быстро превратится в торную дорогу. И устремятся по той дороге те, кто искал нравственной жизни. Возможно отток людей честных и смиренных, христолюбивых и деятельных послужил одной из причин того, что Киев так и остался всего лишь самым крупным городом княжества. Государственное чувство было слабо развито у князей, а Византия не связывала с Русью больших надежд. Своей миссионерской политикой Константинополь преследовал цель нейтрализации варварской агрессии из причерноморских степей, и эта цель была вполне достигнута еще во времена Ярослава Мудрого. 2012 г. (Продолжение следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Ответ на 2., Пестерев Егорий:

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

Алтарь, благодаря такому устройству, довольно просторен. Восточная часть его оканчивается тремя полукружиями; северное (левое) полукружие служить помещением для жертвенника, правое для диаконника. Престол устроен на четырёх дубовых столбах, верхняя дека также дубовая, покрыта холщёвой срачицей. Антиминс на престоле холщёвый, священнодействован преосвященным Сильвестром, Митрополитом Суздальским в 1757 году, октября 31 дня. Жертвенник также дубовый и покрыт холщёвой срачицей. Запрестольный крест с живописным изображением Распятия и образ Тихвинской Божией Матери за жертвенником не древние. К сожалению, в Ризположенской церкви время и пожары уничтожили все древнее, и иконостас и иконы. – Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах, четырёхъярусный с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы. Иконы в первом ярусе, не древние, писаны не ранее второй половины XVIII ст., несколько раз исправлялись и обновлялись; все они закрыты сплошными серебряными ризами. На иконе Спасителя около царских врат и Положения Ризы Божией Матери серебряные ризы чеканены в 1798 году. Другие две иконы, Боголюбской Божией Матери по правую руку царских дверей с небольшим образом вверху Каменецкой Божией Матери и преподобной Евфросинии Суздальской с деяньем также не древние. Серебряные оклады на иконах позднейшие, даже с пробами. – На Каменецкой Божией Матери венец и риза шиты по белому атласу золотом и серебром – работа нынешнего столетия. На дверях северной и южной написаны ангелы, один с ветвью, другой с крестом. В иконостасе соблюдены обычные позднейшие правила размещения икон, хотя во второй ярус попали праздничные иконы окладные наряду с двунадесятыми праздниками, вытеснив последние. Они, вероятно, в древности составляли целый пояс в особом тябле над местными иконами, как это было обычно в древних церквах 30 , и немногие уцелевшие от пожара 1769 г. иконы этого яруса заняли приблизительно старые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Прот. Невоструев не был теоретиком-кабинетным ученым. Он пастырски ревновал, чтобы церковный народ и особенно дети поняли красоты и глубокое содержание литургических текстов. С этой целью «воцерковления» и литургического просвещения верующих он перелагал в стихи, не всегда удачные, ирмосы :праздничных канонов 158 , тропари и кондаки, предполагая их издать для на рода, для крестьянских детей, обучающихся грамоте. Однако этот замысел не был осуществлен 159 . Вероятно, решающее значение имело отрицательное отношение митрополита Филарета. Этим же обстоятельством можно объяснить отсутствие печатных трудов у московского труженика-литургиста. Он скорбел, что богослужебными книгами мало кто интересуется, и вместе со своим последователем прот. М. С. Боголюбским много думал о том, как сделать их доступными для частных лиц. Необходимо снизить их довольно высокую цену, а для этого сократить их объем путем исключения повторяющихся текстов, иногда довольно больших (например, канонов, стихир и седальнов в дни попразднства, крестобогородичнов и богородичнов – седальнов), и тех чинов, которые имеются в других богослужебных книгах (например, чины водоосвящения) 160 . Из миней можно исключить службы тем русским святым, которые не совершаются повсеместно, предоставив церкви и монастырям право печатания служб и акафистов почитаемым святым. Вообще, следует обратить внимание на возможно более широкое распространение богослужебных книг. Эти мысли прот. Невоструева являются особенно актуальными и в настоящее время, когда богослужебные книги стали большою редкостью. С трудами и замыслами прот. Невоструева познакомил церковное общество, к сожалению, весьма ограниченный его круг – московское духовенство – единомысленный с ним настоятель московской 3ачатьевской церкви протоиерей Михаил Симонович Боголюбский 161 , брат архиепископа Платона и проф. П.С. Казанского . Он напечатал в «Православном обозрении» статью «Об ученых трудах покойного протоиерея А.И. Невоструева» 162 , в которой дополнил и уточнил текстуально-критический метод Невоструева 163 . 3анятия над богослужебными книгами вдохновили Боголюбского на доклад, произведший большое впечатление, в Обществе любителей духовного просвещения 17 сентября 1870 г. – «Несколько замечаний о славянском тексте Псалтири» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Изяслав немедленно двинулся с войском и перешел Днепр у Заруба; Киевские пригороды, действуя за одно с старшим городом, по общему правилу, что старые города скажут, на том и пригороды станут, друг перед другом спешили отправлять свои Посольство к Изяславу с предложениями: «Ты наш Князь, а Олговичь не хочем; а поеди вборзе, а мы с тобою; кде узрим стяг твой, ту и мы с тобою готови есмь». Так на походе же пристали к Изяславу все Черные Клобуки, Белогородцы и Василевцы со всеми городами, расположенными по Роси (Поросье); между тем Улеб тысяцкий, Иван Войтишинич, Лазарь Саковский , Василь Полочанин и Мирослав Хиличь, главные предводители в полках Игоря и Святослава, тайно принявши сторону народа, стали понуждать Изяслава к скорейшему походу на Игоря, пока не пришли к нему на помощь Князья Черниговские. Изяслав подступил к Киевским валам, Игорь вышел к нему на встречу с своею и с братнею дружиною, и вместе с ними Улеб и Иван Войтишиничь с городовою ратью, разделенною на два полка; а в стороне от них у Ольговы могилы стали вооруженные Киевляне, которые немедленно послали к Изяславу и взяли у него особого тысяцкого с Изяславовым стягом; в это же время Берендичи ударили и захватили Игорев обоз у Золотых ворот; потом Улеб и Иван Войтишиничь, повергши стяги Игоревы, бросились с своими полками к Жидовским воротам. Игорь, оставленный Киевскими полками, не смутился и бодро пошел с своею и братнею дружиною на Изяслава, но, стесненный с боку Изяславом, в с тылу Берендичами, был разбит на голову и завяз в Дорогожичьском болоте, где его отыскали уже через четыре дня; Святослав же с остатками дружины убежал, в Чернигов, а Изяслав с торжеством вступил в Киев, где его с радостью встретили народ и духовенство. Занявши Киев, он немедленно велел перехватать всех бояр, приверженных к Игорю; дружина же его, вместе с Киевлянами, разграбила дома дружины Игоревой и Всеволожей и принадлежавшие им сёла и стада, даже отыскала их имение, скрытое в домах и монастырях» (Ипат., стр. 24). Из этих подробностей мы, между прочим, видим: 1-е, что Княжеская дружина имела в городах свои особые дома и около городов поместья, отдаваемые им в кормленье, и вероятно населенные их людьми: «Разграбиша Кияне с Изяславом домы дружины Игоревы и Всеволожи и сёла, и скоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Руководство школы-пансиона не поставило в известность о происходящем Епархиальное руководство, хотя имело в сентябре этого года предписание представить рапорт о начале нового учебного года с точным указанием классов и воспитанников. Таким образом, летом 2010 года между родительским сообществом бывших воспитанников «приюта» и руководством школы-пансиона возник конфликт, проявившийся во взаимных обвинениях и уходе из школы-пансиона. В настоящее время в школе-пансионе обучаются 71 воспитанник при наличии 200 мест для учащихся. В устной беседе с членами комиссии ряд бывших воспитанников «приюта» заявил о жестоком обращении с ними со стороны конкретных воспитателей монастыря. Речь шла о возможных фактах, происшедших от полутора до трех лет тому назад. Члены комиссии по проверке фактов, созданной в октябре 2010 года по распоряжению губернатора Владимирской области, призывают внимательно изучить все обстоятельства этого дела и причины, побудившие детей менять свои показания или от них отказываться и вновь через год выступить с обвинениями в адрес служителей Боголюбовского монастыря. Так О.А. Беляева, заместитель директора областного департамента образования указывает, что важным является ответ на вопрос, «что могло послужить массовой причиной оттока из этой школы, из 34 человек остается семеро. Это должна быть какая-то причина. Может, причина в том, что мировоззрение, взгляды, определенные позиции не сошлись у родителей и руководителей этого образовательного учреждения? Но может, здесь другие причины». Многие указывают на возможность манипуляциями детьми для решения проблем, находящихся за пределами проблемы жестокого обращения с детьми. Так уполномоченный по правам ребёнка П.А. Астахов отметил, что «дети, к сожалению, стали в этой ситуации заложницами сложных отношений между взрослыми, и, к сожалению, они ими манипулируют». Павел Алексеевич Астахов призвал тщательно исследовать все обстоятельства дела и не торопиться с выводами. По его словам «надо обстоятельнее исследовать сами заявления, которые сделали дети. … Одних заявлений детей здесь не достаточно для того, чтобы сказать, что именно так и было, потому что дети сами дважды отказались от этих заявлений.»

http://pravmir.ru/priyut-bogolubovo/

Так, по крайней мере, говорил мне нынешний владелец Межигорья, Барский, происходящий от того знаменитого поклонника Палестинского, Плаки Григоровича Барского, который оставил нам столь любопытные записки своего многолетнего странствия. (К сожалению, в недавнем пожаре Киевском сгорели все неизданные еще планы и рисунки его путешествия, долго тлевшие на чердаке ветхого его дома, а некоторые рукописи розданы были для чтения, и надобно полагать, что пропали). Барский дал мне у себя приют для летнего купанья, и я наслаждаюсь всею тишиной пустыни за 20 верст от Киева, в отжившей обители, не обращая внимания на то, что теперь в ней делается позади меня. Взор мой обращен только на Днепр, над которым висит мой скромный домик, построенный на крайней террасе монастырской, где были настоятельские кельи. Вправо и влево горы поросли лесом там, где прежде были фруктовые сады и виноградники. Обитель втеснилась со всеми своими зданиями и с двумя благолепными храмами в живописное у долье, давшее ей название Межигорья. Предо мною необозримые луга и пески Заднепровья, поросшие кустарником; вдали синеют леса, окаймляющие весь этот необъятный горизонт. Широк и величествен Днепр под Межигорьем, с одной стороны образуя глубокие заливы, с другой огибая крутой мыс Вышгорода. Днем и ночью оживлена сия великолепная картина. Вверх быстрой реки тяжело подымаются или вниз ее легко несутся на веслах и парусах разнообразные барки и тянутся длинные плоты с лесом; легкие челноки рыбаков скользят по водам, пересекая путь тяжелых судов; иногда дымятся и пароходы, и слышится на них песня. Ночью же, когда все вокруг замолкнет и утихает Днепровская жизнь, она еще искрится в легких огоньках, которые загораются во всех направлениях реки на причаливших к берегу плотах, пли у рыбаков, ожидающих ранней зари для своего промысла где либо на лугу Заднепровья. Вчера я долго любовался, пока из-за ближнего мыса от Вышгорода поднялась багровая луна и потом заструился ее серебристый столп во всю длину изгибающегося тут Днепра. Картина, достойная кисти Айвазовского! Я сидел на своей террасе и размышлял о минувшем Межигорья, мечтал и о его будущем: восстановится ли тут когда-либо обитель? или навсегда ей суждено оставаться тем, что есть? Не ужели память Боголюбского и той святыни, которая отселе истекла в первопрестольный град, не подвигнет ни чье сердце к обновлению святого места, и материальные выгоды или издержки остановят благонамеренных? А как бы тут можно основать ученое братство для духовного просвещения!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010