Из Могилева его перевели в 1840 году в Харьков, из Харькова в 1842 в Астрахань и наконец из Астрахани, по неблагоприятному для его здоровья климату, в 1844, в Орел, где он показал особенную деятельность и усердие в размещении по гражданским ведомствам излишних людей духовного звания. В Смарагде есть много качеств прекрасных, например: простота и безыскусственность в обращении, непамятозлобие, снисходительность к преступлениям других, желание более устрашать, чем наказывать, нелюбовь к формальностям и бумажным делам; но, при этих достоинствах, он груб, не знает самых обыкновенных законов приличия, угловат в манерах, резок в приемах, раздражителен и вспыльчив и, кроме того, его упрекают в алчном корыстолюбии, дающем повод к самым злым насмешкам, и даже в нескрытно проявляющемся взяточничестве. В числе памфлетов и пасквилей, возбужденных сими печальными недостатками, один известен под именем довольно кощунническим – акафиста Смарагду. Не тайна также и то, что Смарагд имеет обычай часто своеручно наказывать священников и диаконов, а тем более причетников за проступки. «Зато, говорит он, никто не плачет от меня, чтобы я погубил его». В синоде Смарагд не мог ни долго пробыть по своему угловатому характеру, ни поправиться по своим манерам. 32) Аркадий, архиепископ олонецкий и петрозаводский, заседал в синоде с 1854 года. Он получил образование во Владимирской семинарии, в которой был потом и учителем; постригся в монашество в 1811 году, рукоположен в иеромонаха, потом определен строителем Толбинской пустыни и смотрителем Владимирских духовных училищ; в 1818 г. посвящен в архимандрита Боголюбского монастыря, был ректором семинарий: могилевской (1822–1823), минской (1823–1827) и ярославской (1827–1828). Посвященный в 1828 г. в епископа оренбургского, он отсюда в 1831 г. переведен был в Пермь, где пробыл двадцать лет (1831–1851), и наконец перемещен на олонецкую кафедру. Ни один из наших архиереев, исключая Игнатия, не обратил столько раскольников, как Аркадий, к чему представилось ему все поле в пермской епархии, насчитывавшей их, до его прибытия, около ста тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бывали случаи, когда, в пылу междоусобных распрей, спорившие забывали не только родство свое, но, казалось, и веру и самого Бога: довольно вспомнить, как поступили воины Андрея Боголюбского, взявши Киев, как беспощадно умерщвляли они всех жителей до единого, и малых и дряхлых, как ограбили они и испепелили не только жилища Киевлян, но и все храмы Божии, в числе их Софийский и Десятинный, все монастыри, похитивши из них с собою и иконы, и сосуды, и ризы, и книги, и колокола и все богатые пожертвования древних Князей 309 . Для объяснения всего этого (разумеется, кроме наследственной от прародителей порчи, бывшей как всегда, так и в то время главным источником нравственных недостатков), нужно опять вспомнить тогдашние обстоятельства. Нельзя было вдруг и всем первым Христианам нашим совершенно забыть языческие свои верования, которые всосали они со млеком матерним, коими с самого младенчества были проникнуты их ум и сердце, и которые отзывались в их заветных преданиях и песнях, соединены были со всеми их забавами, играми и празднествами: для искоренения сего необходимо требовалось весьма много времени и усилий, тем более, что народ наш находился в крайнем невежестве и грубости, по которой многие никак не могли понять надлежащим образом высокой проповеди Евангельской, при всей заботливости о том проповедников веры, и думали, как обыкновенно бывало у необразованных язычников, соединить новую религию с древними верованиями отчизны, включивши в число богов своих и Бога Христианского 310 . К этому надобно присовокупить недостаток искусных учителей: из первых наших пастырей, преимущественно Греков, конечно, немногие знали, как должно, Русский язык, а потому, при всей образованности своей и усердии, немногие в состоянии были передавать народу удобопонятно и явственно истины св. веры, показывать ему нелепость его прежних верований, и обличать его пороки. Для искоренения означенных недостатков употребляемы были разные меры, как пастырями, так и князьями нашими. Пастыри Церкви, кроме постоянных наставлений, обличений и вразумлений своим пасомым, из снисхождения к простоте и грубости их понятий, и желая удобнее отучить народ от языческих суеверий, по всей вероятности, переводили иногда имена прежних богов его на имена Святых Христианских, усвояя последним и тот круг действования, каким прежде заведовали в быту его первые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Да и прямые указания на это мы встречаем не только у Нестора. Автор «Повести об убиении Андрея Боголюбского» также констатирует, что красота храмов, выстроенных Андреем, способствовала обращению язычников в христианство. Из описаний этих храмов, кстати, следует, что церковную красоту человек Киевской Руси усматривал главным образом в предметах декоративно–прикладного искусства и в блеске драгоценных камней. Собственно архитектура (кроме величины храма) и изобразительное искусство пока не включаются в это понятие красоты. Не архитектурные объемы сами по себе, но их украшение привлекает древнерусского человека, не сами изображения, но их расцветка представляется прекрасной. «Драгоценные иконы» перечисляются автором в одном ряду с золотом, жемчугом и «дорогими каменьями», то есть рассматриваются как элемент декорации храма. Татаро–монгольское нашествие, с 30–х гг. XIII в. обрушившееся на Русь, на многие годы приостановило развитие художественной культуры. Были разрушены многие города, храмы, терема, уничтожены иконы, книги. Но даже в самые тяжелые годы нашествия русичи не забывают о красоте. Напротив, ее уничтожение захватчиками только обостряет их эстетическое чувство и усиливает боль, ибо гибнет красота родной земли, столь близкая и дорогая сердцу каждого русского человека. «Слово о погибели Русской земли» начинается величественной картиной красоты родной земли, которой суждено быть разоренной беспощадными ордами: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными (садами монастырскими), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о правоверьная вера хрестианьская» (ПЛДР 3,130). Природа с ее многообразным растительным и животным миром, бесчисленные города и села, архитектура и, наконец, высшие слои русского общества — всё это входит в широкое понятие красоты русской земли, которая обречена была на бесчестье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Во все годы служения в Боголюбском храме батюшка ходил домой на Троицкую уже с провожатым, но иногда по слабости здоровья принужден был передвигаться на извозчике. Большая загруженность по наместническим делам, а еще больше – обременение народом, который все возрастал, понуждали батюшку летом искать хотя бы малого отдохновения в подмосковной тиши.. Живя на даче в Загорянском со своими близкими духовными детьми, помогавшими ему, батюшка и здесь не оставлял своей заботы о тех, кто оставался в Москве. Он посылал им устные и письменные ответы на их вопросы и недоумения, следил за течением их жизни, иногда даже назначал приезд на дачу,, чтобы лично решить тот или иной вопрос. Расположившись в отдельной маленькой комнатке, старец проводил свой смиренный иноческий отдых, постоянно наблюдая, чтоб утром и вечером полностью вычитывался весь круг церковных богослужений. По временам приезжая в Москву, батюшка находился за городом до конца сентября-октября. Он очень любил эту пору поздней осени, утешался уединением и часто, выходя на маленькую терраску в ватном подряснике, потихоньку передвигался по ней из угла в угол, еле-еле переступая своими больными малоподвижными ногами. Изредка навещая иеросхимонаха Алексия и получая от него духовную поддержку, отец Агафон лишился и ее, когда 19 сентября 1928 года последовала кончина блаженного старца. Весть эта посетила батюшку в период его краткого осеннего отдыха под Москвой. С трудом совершил он путешествие в Сергиев Посад, чтобы проститься с благодатным и великим старцем – «единым от древних». Принимая народ в храме, отдавая этому делу значительную часть своего времени, батюшка часто не успевал заниматься всеми новыми духовными детьми. А они требовали руководства еще более внимательного, чем пестрый поток богомольцев Высоко- Петровского монастыря. Им надо было объяснить те тайны духовной жизни, которые неизбежно открывались им, погружающимся в своего внутреннего человека. Многое в духовном мудровании о спасении было непонятно, чуждо даже и для этих чутких сердец; надо было объяснить, показать примером, растолковать на основании святоотеческого рассуждения, указать для прочтения книгу и даже снабдить ею ищущую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—172— щений и построений. Например, факты из истории церковного управления ростовской епархии с самого начала княжения Андрея Боголюбского он удачно объясняет общей политикой князя, наглядно сказавшейся потом в его попытке разделить митрополию. Для связной истории монашества, богослужения и просвещения в ростовском крае за Киевский период нет достаточных данных. Поэтому в трёх последних главах автор предоставил только материал, собранный очень тщательно. Сделанный им список монастырей ростовского края восполняет некоторые пропуски в истории Е.Е. Голубинского . Сочинение не чуждо и некоторых недостатков. Есть гипотезы по частным вопросам слишком сильные. В тех отделах, где приходится обобщать и освещать разрозненные факты общей мыслью, автора иногда покидает чувство меры и научного вкуса. Свои предположения в этих случаях он излагает уверенным тоном; известных ему исторических лиц он старается разместить в ходе тех событий, в которых по памятникам не видно их участия; изображает душевное состояние лиц, которое осталось для нас тайной; наконец, из потребностей чисто эстетических рисует целые картины по двум-трём штрихам. В этих случаях автор исходить не от показаний памятников к своему взгляду, а наоборот: признавая свой взгляд твёрдо установленным, он разбрасывает предположения, навязывая их памятникам в виде комментариев. Вследствие этого теряют в своём достоинстве те отделы сочинения, против общей мысли которых нечего возразить. Но указанные недостатки незначительны пред выдающимися достоинствами работы. В общем сочинение г. Розанова надо признать весьма дельным». 47 . Экстраординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Силина Дмитрия: «Связь христианского нравоучения с вероучением и влиянием последнего на жизнь». «В настоящее время сочинения на учёные степени утратили свой первоначальный характер „рассуждений“, диссертаций в буквальном смысле слова, и получили вид исследований, в основе которых полагаются изучение —173— прежней и современной литературы предмета, исследование и критическая оценка и обработка материала, опровержение неправильных взглядов на предмет, обоснование своего взгляда и выработка выводов, которые, впрочем, иногда берутся готовыми. Сочинение г. Силина, напротив, есть именно рассуждение или, пожалуй, размышление, но не исследование. Оно написано без источников и пособий; в нём нет ни одной цитаты; в нём изложены самостоятельные мысли автора, его размышления и рассуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проблема в том, что в позднесоветское время, когда здесь располагалось Министерство культуры РСФСР, уже в насыпанном грунте проложили коммуникации. Теперь все они подлежат перекладке. Это довольно трудоемкая, но, впрочем, решаемая операция. — Как же быть в таком случае с древним монастырским кладбищем, где находятся основные захоро­нения? — Его судьба напрямую зависит не столько от предстоящей реставрации и рекультивации земельного слоя, сколько от того, что сейчас мы не распоряжаемся этой частичкой бывшего монастырского двора. Ее — единственную из до сих пор не переданных монастырю в управление — занимает 878-й детский сад. Конечно, не все кладбище занято дошкольным учреждением, но как раз на месте захоронений располагается детская площадка. Это, конечно, ненормально. Сейчас мы попросили московские власти предоставить более подходящий для детского отдыха участок, нежели древнейшее городское кладбище. Когда эта земля освободится, здесь откроется один из исторических московских некрополей. — В другом конце монастырской территории — ближе к Петровке — есть похожее место, связанное с трагическими событиями Москвы, с пребыванием наполеоновских войск в 1812 году... — Оно локализовано, но пока, к сожалению, не абсолютно точно. Из исторических источников мы знаем, что, когда в Москве стояли французы, в Высоко-Петровском монастыре размещалась тысяча наполеоновских кавалеристов. В Боголюбской церкви находилась резиденция назначенного французским военным губернатором Москвы маршала Мортье. Здесь же судили и расстреливали горожан, виновных, по мнению оккупантов, в поджоге Москвы. По свидетельствам очевидцев, хоронили их в братской могиле — одном общем рве, вырытом под крепостной стеной по Петровке. Сейчас это место символически отмечено поклонным крестом между колокольней и Толгской церковью. Надеюсь, после удаления чужеродного верхнего слоя земли и подробного изучения культурного слоя мы сможем точно определить расположение братской могилы и достойно воздадим должное уважение памяти наших предков, погибших от рук чужеземных завоевателей.

http://e-vestnik.ru/interviews/vysoko-pe...

Сейчас сыплются упреки в адрес патриаршей комиссии и других проверяющих органов в связи с событиями годичной давности. Но давайте будем честными и вспомним, что тогда свидетельствовала только одна единственная девочка. А остальные только сейчас написали заявление во все инстанции, в том числе и Патриарху, в котором говорят, что тогда по малодушию согрешили, не дали правдивых показаний. Страх их вполне понятен. Ведь проверяющие, будь они из прокуратуры или Патриархии приехали и уехали, а дети остались... Но в этот раз свидетельствуют не только дети, но и мать одной из девочек, которая была послушницей или трудницей в монастыре – Раиса Лойко. Есть свидетельства не только подростков, но и взрослого человека о том, что детей нещадно пороли, над ними издевались, эксплуатировали на полях в невозможном режиме. Нет оснований не доверять свидетельствам детей и Раисы Лойко. Слишком уж они бесхитростны. Нет оснований и не доверять священнику Виталию Рысеву, на которого сейчас выливают всяческий компромат с целью опорочить его самого и его школу. Ответ же на вопрос, почему отец Виталий обратился именно к нам, очевиден. Он, подчеркну, две недели метался в Москве по разным инстанциям и нигде не нашел поддержки. Никто не заинтересовался заявлениями детей, пока эти факты не были преданы гласности и не появились в газете " Известия " и потом на телеканалах. Только тогда был проявлен интерес, и начались проверки. – В передаче " Пусть говорят " дети выглядели не очень убедительно, путались в описании фактов... – Нет, с фактами все в порядке, они перечисляли их неоднократно. Тяжелые сельхозработы, лишение сна – все это они говорили и в передаче. Что касается постоянных споров о том, может ли ребенок съесть кружку соли, на том месте, где Вы сейчас сидите, сидела Марина Лойко и рассказывала мне, как она ее ела. Ей насыпали на руку по щепотке, конечно, она не ела это ложкой, ей не высыпали соль в горло одномоментно, это был растянутый во времени процесс. – А за что ее так наказали? – Как говорит ее мама, Марина зло пошутила над своей соседкой. У девочки был насморк и она спала с открытым ртом, а Марина посыпала ей в рот щепотку соли. Как раз то, что мать Марины рассказывает, за что ее наказали, доказывает правдивость этой истории. Потому что если врать, то гораздо проще сказать, что садистска-монахиня ни с того, ни с сего заставила ребенка есть кружку соли. Или рассказать какую-нибудь другую историю, где ее дочь не выглядела бы жестоким подростком, который зло шутит над больной подругой. Детские шутки бывают очень злыми. Но наказание не должно превращаться в истязание.

http://religare.ru/2_80222.html

(Мефодий, к слову сказать, тоже поначалу долгое время был на воинской службе и даже управлял одной из славяно-болгарских областей, и лишь позже принял монашеский постриг). И все же остается несомненным, что славянская (если угодно — русская) литература началась именно с богословских текстов и летописей (истории). Еще интересный факт: исследователи полагают, что сначала Кирилл составил для славян «глаголицу», главными элементами которой были крест, треугольник и круг, символизирующие основные христианства: распятие, Святую Троицу и жизнь вечную, и уже потом трансформировалась в «кириллицу». В любом случае, русский язык изначально был религиозно-литературным. Как подметил Дмитрий Лихачев: «древнерусскую литературу можно назвать литературой одной темы и одного сюжета. Эта тема — смысл человеческой жизни, а сюжет — вся мировая история». Любопытно, что русские летописи охватывали историю не только своего, но и иных народов. Были и интереснейшие описания «хождений» — путешествий в страны заморские, страны далекие (чего стоило одно только «хождение» игумена одного из черниговских монастырей -Даниила, который посетил Палестину в 1104- 1107 гг., проведя там 16 месяцев и даже сопутствовал крестоносцам, наблюдая «крестовые походы».) По дошедшим до нас слухам, привез из Палестины интересные книги и записи знаменитый Андрей Боголюбский… Надеюсь, что несмотря на уничтожение этих документов, что-то еще сохранилось… Ведь Ломоносов работал над своей «Историей» на основе летописей и воспоминаний (впрочем, было бы великим счастьем найти сейчас конфискованную Екатериной Второй саму эту «Историю»), и если получить эти документы, — убежден! -не только мы, а весь мир изумиться… Очень интересна «житийная» литература, так как в ней, кроме описания жизни канонизированных лиц, давалась правдивая картина жизни в монастырях…“Русская история поражает необыкновенной сознательностью и логическим ходом явлений”, — писал К.С. Аксаков. Потому-то так и страшна история каждому приходящему правительству: она лишает тщеславия, заставляя просто трудится, обустраивая быт страны.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Надеюсь, что предложенные мной версии раззадорят поисковый энтузиазм молодых исследователей. Ищите и обретёте! Вы на пути к разгадке тайн! А брутальные выходки царицы, запечатленные в легенде Лермонтова М. Ю. «Тамара» – отражение 800-летних идеологических диверсий ассасинов и ее противников-сородичей, в частности, Юрия Боголюбского, бесславно сгинувшего на Северном Кавказе, недалеко от нынешней гребенской (терской) станицы Наурской. Дадианова Т. В. О Марии-Ясыне – великой просветительнице земли Русской//Ярославская культура, 2004, 1-2. Чачанидзе В. И. Пётр Ивер и археологические раскопки грузинского монастыря в Иерусалиме. Тбилиси: Мецниереба, 1977,с. 31-37. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/4017153

Поедут отсюда по машине — к Боголюбской в Москву спешат: петь надо, порядились.Сходим по лесенке в овражек, заходим в " блинные " . Смотрим по всем палаткам: везде-то едят-едят, чад облаками ходит. Стряпухи зазывают: — Блинков-то, милые!.. Троицкие-заварные, на постном маслице!.. — Щец не покушаете ли с головизной, с сомовинкой?.. — Снеточков жареных, господа хорошие, с лучком пожарю... за три копейки сковородка! Пирожков с кашей, с грибками прикажите!.. — А карасиков-то не покушаете? Соляночка грибная, и с севрюжкой, и с белужкой... белужины с хренком, горячей?.. И сидеть мягко, понежьтесь после трудов-то, поманежьтесь, милые... и квасок самый монастырский!..Едим блинки со снеточками, и с лучком, и кашнички заварные, совсем сквозные, видно, как каша пузырится. Пробуем и карасиков, и грибки, и — Антипушка упросил уважить — редечку с конопляным маслом, на заедку. Домна Панферовна целую сковородку лисичек съела, а мы другую. И еще бы чего поели, да Аксенов обидится, обед на отход готовит. Анюта большую рыбину там видала, и из соленого судака ботвинья будет — Савка нам говорил, — и картофельные котлеты со сладким соусом, с черносливом и шепталой, и пирог с изюмом, на горчичном масле, и кисель клюквенный, и что-то еще... — загодя наедаться неуважительно.Во всех палатках и под навесами плещут на сковородки душистую блинную опару — шипит-скворчит! — подмазывают " кошачьей лапкой " , — Домна Панферовна смеется. А кто говорит — что заячьей. А нам перышками подмазывали, Горкин доглядывал, а то заячьей лапкой — грех. И блинные будто от преподобного повелись: стечение большое, надо народ кормить-то. Глядим — и певчие наши тут: щи с головизной хвалят и пироги с солеными груздями. Завидели нас — и накрыли бумажкой что-то. Горкин тут и сказал: — Эх, Ломшачок... не жалеешь ты себя, братец!И Домна Панферовна повздыхала: — И во что только наливаются... диви бы какое горе, а то кондрашке одному на радость.Ну, пожалели-потужили, да тужилом-то не поможешь, только себя расстроишь.Тележка наша готова, помахивает хвостом Кривая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1380...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010