В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) — игумен Авель (Ургалкин). Подробнее... Юрьев-Польский р-н [ править править код ] Никольский Юрьев-Польский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1995 Статус: действующий Адрес : Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Новое Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 гг. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Подробнее... Свято-Успенский Космин мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: в конце XV века Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Небылое, ул. Куйбышева, д.6 Телефон: +7 (49246) 5-41-55 Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. В XV—XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

В Гефсиманском скиту был принят Саровский устав. На его территории действовало три церкви: главный двухэтажный храм с верхней церковью во имя Успения Божией Матери и нижней – Гефсиманского моления Спасителя, церковь во имя прпп. Сергия и Никона Радонежских и прав. Филарета Милостивого и церковь во имя Воскресения Христова. Среди святынь скита были икона Иорданской Божией Матери, привезенная с Афона и принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину , ковчег с частью ризы Господней и с мощами угодников Божиих. Боголюбская киновия располагалась на берегу пруда, на западе от пещер, с двухэтажной церковью в честь Боголюбской иконы Божией Матери в верхнем этаже и во имя свв. Матроны и Капитолины в нижнем (освящены в 1861 г и 1859 г. соответственно). После закрытия Лавры (1919 г.) часть монахов перешла в Гефсиманский скит, где они как сельскохозяйственная артель просуществовали до 1928 г. В настоящее время все храмы, колокольня и другие здания скита разрушены до основания, сохранилась только кирпичная ограда с башенками по углам. Черниговский скит Черниговский скит – первоначально пещерное отделение Гефсиманского скита, основателем которого был известный юродивый Филиппушка (Ф.А. Хорев), в схиме – Филипп. Близ его пещеры в северной части Гефсиманского скита за прудом было вырыто еще несколько пещер, соединенных подземным ходом. Черниговский скит жил по своему уставу, но подчинялся настоятелю Гефсимании. В 1886–1893 гг. церковь при пещерах разобрали, а на ее месте выстроили новый двухэтажный храм (архитектор – Н.В. Султанов): верхний в честь Черниговской иконы Божией Матери, а нижний – Архангела Михаила и Бесплотных Сил. На рубеже XIX–XX вв. Черниговский скит являлся центром старчества и подвижничества. После закрытия Лавры (1919 г.) часть братии перешла в Черниговский скит, который был закрыт в 1921 г. В дальнейшем в нем размещалась тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. Возрожден в 1990 г. Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Троицкий Козловский мужской монастырь, расположенный рядом с г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Адрес : Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г. Телефон: 8(49234) 2-26-48 Подробнее... Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы [ править править код ] Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери). Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть. Адрес : 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово Подробнее... Смоленско-Зосимова мужская пустынь [ править править код ] Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Восторгов. Икона. 10-е гг. XXI в. Евдокимович Восторгов (21.11.1875, с. Никологоры Вязниковского у. Владимирской губ.- 1.02.1930, Соловецкий ИТЛ), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил земскую школу в Никологорах. В 1885 г. поступил во Владимирское ДУ, но, не доучившись год, по бедности был вынужден оставить обучение. Был принят послушником в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Через 3 года перешел в Благовещенский Семибратский мон-рь в г. Вязники (ныне вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь ), где был послушником 2 года, после чего поселился в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . Вскоре покинул Боголюбский мон-рь вместе с иером. Сергием (Меморским), назначенным настоятелем Свято-Введенской Островной пуст. на Вятском (Введенском) оз. близ г. Покрова Владимирской губ. Полтора года Н. был келейником и секретарем игум. Сергия (Меморского), вел в Свято-Введенской Островной пуст. «секретарское, экономическое-расходническое и распорядительное» дела. В пустыни Н. был певчим, нес клиросное послушание. В марте 1897 г. Н. обвенчался с Татьяной Покатовой, дочерью почившего псаломщика Горицкого погоста Муромского у. Владимирской губ. Был назначен на его место в Николаевскую (Покровскую) ц. 4 февр. 1915 г. перемещен псаломщиком к Спасскому храму соседнего с. Дедова, был рукоположен во диакона к этой церкви. В апр. 1927 г. рукоположен во иерея и назначен священником в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Голянищева Муромского у. В июне 1928 г. был переведен в Сретенскую ц. с. Чулкова того же уезда. В сер. июля 1929 г. местные власти объявили Н. о его выселении. Прихожане подали прошение не выселять священника из церковного дома, построенного крестьянами.

http://pravenc.ru/text/2565688.html

В московском Высоко-Петровском монастыре состоялась панихида по императору Петру I 11 февраля 2015 г. 16:28 10 февраля 2015 года в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре  г. Москвы была отслужена панихида по императору Петру I в день 290-летия его смерти. Заупокойное богослужение прошло в Боголюбском храме — фамильной усыпальнице семьи Нарышкиных, родственников царя по материнской линии. Чтобы почтить память первого императора всероссийского, Высоко-Петровский монастырь посетили руководитель аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко, директор канцелярии главы Российского императорского дома А.Н. Закатов, духовник Общероссийского общественного движения «За веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец), представители Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы, представители научной общественности, учащиеся московских школ и прихожане обители. Соборное служение панихиды возглавил духовник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Пиголь). Перед началом панихиды для собравшихся на богослужение были организованы бесплатные экскурсии по обители, которые провели экскурсоводы паломнической службы монастыря и московского общественного движения «Архнадзор». Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москвы занимает особое место в судьбе Петра I. Возле стен обители жили его предки, здесь же, в усадьбе Нарышкиных, выросла его мать царица Наталья, урожденная Нарышкина. С юных лет на протяжении всего московского периода жизни Петр I трепетно относился к древнему монастырю и посвятил свои таланты его обустройству. Почти весь дошедший до наших дней архитектурный ансамбль обители является плодом его личного участия в проектировании и строительстве каменных храмов и зданий на месте обветшавших деревянных построек. Первый из построенных храмов — храм Боголюбской иконы Богоматери — стал усыпальницей предков и ближайших родственников императора Петра I. В нем нашли упокоение дяди царя, убиенные в первое восстание стрельцов. Здесь же царь позднее похоронил своего деда Кирилла и бабку Анну Нарышкиных. Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

По рассказам старожилов, принял от рук безбожников мученическую кончину и иеромонах Боголюбского монастыря Владимир. В годы Великой Отечественной войны (с мая 1943 по ноябрь 1944 г.) на территории монастыря размещался 17-й запасной (учебный) штурмовой инженерно-сапёрный батальон. По воспоминаниям ветерана ВОВ майора Панкова В. П. (проживающего в г. Могилёве), было обучено три выпуска новобранцев по 450 человек в каждом. На колокольне до сих пор сохранилась надпись, сделанная однополчанами Виктора Панкова перед уходом на фронт: " Стой за Родину горой, с врагом сражайся, как герой " . Бойцы размещались в бывших монастырских корпусах, часть зданий находились в запустении, храмы были осквернены и закрыты, окна выбиты, но сюда всё равно приходили верующие и прямо на паперти собора молились. Здесь же на площади перед храмом 17-летние солдаты принимали присягу и отсюда уходили на фронт. Сам князь Андрей незримо благословлял воинов на защиту Отечества. Многие здания монастыря в советское время были заняты под различные учреждения, здесь же располагались и жилые квартиры. В 1960-1980 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи, схемы и сметы. Но грандиозные проекты архитекторов не состоялись. Верующие посёлка Боголюбово и окрестных деревень обратились к властям с просьбой об открытии Свято-Боголюбского собора для совершения в нём богослужений. В 1991 году часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, настоятелем которого назначен схиигумен Никодим, после него некоторое время служил архимандрит Иероним (Деркач). В конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были обнесены вокруг собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем поставлены на паперти, и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Погребение совершено 16-го марта 1886 года. Так окончилась жизнь этого энергичного деятеля, который, вышед из мещанской семьи, личной энергией достиг почтенного общественного звания и значительных прав и, умирая, оставил о себе добрую память. Хорошо его знавшие уважали его за многие черты его личного характера. Это был человек приветливый, ласковый, добрый; услужливый, расторопный, почти постоянно благодушный и весьма подвижной 23 . Все эти простые, но умные и энергичные чисто русские люди – иеромонах Никандр, Гавриил Васильевич и Александр Гаврилович Бочарниковы, отлично отвечали заветным намерениям В. И. Макарухина; это были простые, но крепкие и истинно трудовые руки, существенно необходимые для такого многосложного и чрезвычайно хлопотливого дела, как создание целого монастыря. Все они, вместе со своим первоначальником В. И. Макарухиным, похоронены в стенах ими созданной св. обители и останутся в ней навсегда истинно достопамятными. IV. Основание обители Аще не Господь созиждет дом, Всуе трудишася зиждущии: Аще не Господь сохранит град, Всуе бде стрегий.   Пс. 126:1   Настойчивым и честным трудом составив значительное состояние и при этом ведя строго скромный образ жизни, В. Ив. Макарухин естественно пришел к мысли – назначить или определить свое состояние на одно доброе и богоугодное дело, которое бы благословил Господь как истинную жертву благоговейного раба своего. Но – какое же дело? – По обычаю древнерусскому Вас. Ив. нашел себе советника в лице своего тайного духовника старца-иеромонаха Никандра. Однажды, полный святых дум о высоком деле благотворительности, В. Ив-ч приходит к о. Никандру и со всем детским простосердечием открывается ему, что имеет большое состояние и желал бы употребить оное на истинно доброе и не малое дело. Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании св. обители там, где ее не существует, но где она была, именно в Туле. Сюда направлена была мысль о. Никандра потому, что он по происхождению был туляк и знал о желании тульских граждан восстановить упраздненный в Туле Предтечев монастырь. Любя свой родной город Тулу, о. Никандр усердно и убедительно ходатайствовал пред В. Ив-чем о том, чтобы в Туле устроилась св. обитель иночествующих. Беседа его по сему предмету с В. Ив-чем закончилась полным успехом: В. Ив-ч дал на то свое полное согласие пред Боголюбской иконой Пр. Богородицы, пред которой они вдвоем беседовали о построении монастыря. Царица Небесная была, так сказать, единственной посредницей между ними. И вот почему сия икона Богородицы составляет заветную святыню Тульской Щегловской обители. Она помещается в храме Богородицы-Млекопитательницы на левом северном столбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

29 янв. 2013 г. по благословению архиеп. Евлогия мон-рю для организации подворья передан Преображенский храм с приделами свт. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери на погосте Спас-Железино при дер. Теренино Селивановского р-на. С 15 апр. того же года в храме совершается регулярное богослужение. В янв. 2014 г. в связи с выделением Александровской епархии это подворье отошло Муромской епархии. В ведении К. Я. м. находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на станции по разливу минеральной воды «Серебряный сокол» при урочище Рожново (близ дер. Зернево Суздальского р-на). 24 янв. 2008 г. часовню освятил архиеп. Евлогий. В сент. 2014 г. к мон-рю приписана часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери в с. Павловском Юрьев-Польского р-на. В 2001 г. за К. Я. м. для хозяйственной деятельности закреплено 25 га сенокоса, с 2002 г.- 27 га сенокоса, гектар пашни, 10 соток огорода, скотный двор, пасека. Братия К. Я. м. занимается благотворительной деятельностью, помогает нуждающимся местным жителям, детским садам сел Небылого и Андреевского, детям из нуждающихся семей. С 2004 г. монастырь окормляет отделение сестринского ухода (дом престарелых) при Небыловской больнице. С 2011 г. обитель оказывает помощь отд-нию «Милосердие» в с. Небылом, обществу инвалидов Небыловского окр., сотрудничает с реабилитационным центром в г. Владимире, с филиалом московского Научно-практического центра наркологии, домом трудолюбия «Ной» (правосл. приют для бездомных Москвы). В 2006 г. К. Я. м. организовал воскресную школу для жителей села, братия помогает вести курс «Основы православной культуры» в сельской школе. 1 сент. 2013 г. начала работу воскресная школа при монастыре. В нач. 2012 г. открылась школа при Казанском приходе местечка Лучки. При мон-ре и на всех подворьях работают б-ки. С 2003 г. мон-рь ведет сбор материалов по истории обители в гос. архивах Владимирской, Ивановской областей, в центральных архивах Москвы и С.-Петербурга. Ист.: АИ. Т. 5. 157; Показания игум. Симона о приездах инокини Елены (бывш. царицы Евдокии Федоровны Лопухиной) в Кузьмин мон-рь/Сообщ.: И. А. Чистович//ВОИДР. 1856. Кн. 24. С. 51-53; Стромилов Н. С. Козьмина мон-ря синодик, вкладная книга и его описи XVII в.//Владимирские ГВ. 1884. 5-8, 11, 18; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1898. Т. 1. С. 105-106; Мат-лы для истории Владимирской губ./Собрал: А. В. Смирнов. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 50-53, 249-250, 296-297; Холмогоров В. И. Мат-лы для истории церквей Владимирской губ. М., 1911. Отд. 3. Вып. 6. С. 63-64; АФЗХ. Т. 1. С. 131-132, 207-209; Т. 3. С. 34; АСЭИ. Т. 2. С. 512-513; АССЕМ. 1998. С. 483-484; Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 1(43). С. 89-106.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Святослав был женат на Евдокии Петровне, дочери святых благоверных муромских князей Петра и Февронии. У Святослава и Евдокии родились сын Димитрий и дочь Болеслава. В 1228 г. Святослав отпустил жену в муромский Борисоглебский монастырь, где она постриглась в монахини и подвизалась до смерти. В битве с монголами на р. Сити, где погибло большинство владимирских князей, Бог спас Святослава и его сына Димитрия. В 1247 г. Святослав по праву старшинства получил великокняжеский стол, но вскоре был изгнан из Владимира своим племянником. После чего безропотно вернулся в Юрьев-Польский, где окончил свои дни в молитве и покаянии в 1252 г. После него княжил его сын Димитрий до своей смерти в 1269 г. Сейчас мощи святого князя Святослава покоятся в Свято-Покровской церкви (1769). В её ограде также расположена церковь великомученика Никиты (1796). Память Святослава празднуется 3 (16) февраля. Адрес Свято-Покровского храма: ул. Парижской Коммуны, 3. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Никольский Юрьев-Польский женский монастырь [ править править код ] Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 гг. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Адрес : Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Новое Подробнее... Свято-Успенский Космин мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью. Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь. Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Использована информация с сайта Владимиро-Суздальского музея-заповедника " Изяществом форм и величественностью отличался собор Боголюбовского замка. Снаружи он был снабжен великолепно тесанным аттическим цоколем, слегка выступавшим по отношению к плоскости стен, и мощными пилястрами с полу колонками, опиравшимися на романские базы с угловыми рогами-грифонами. Его внутреннее пространство было пронизано светом, проникавшим через узкие, но весьма удлиненные оконные проемы. Необычные круглые столбы, служившие опорой световому барабану, были снабжены классическими базами, расписаны фреской под мрамор и увенчаны огромными позолоченными лиственными капителями. Начищенные до блеска большие прямоугольные медные плиты пола, спаянные оловом, причудливо отражали свет, лившийся из окон и исходивший от свечей драгоценных люстр-паникадил. Художественный эффект внутреннего пространства собора усиливала фресковая роспись, хотя и сдержанная, но весьма изысканная по своей цветовой гамме, а также драгоценные цветные ткани алтарной преграды. Богатый перспективный портал, обращенный в сторону площади, как бы приглашал войти в это великолепно отделанное и убранное здание, тесно связанное аркатурным фризом с лестничной башней и переходами. Казалось, что, возводя собор, переходы, лестничные башни и другие постройки замка, зодчие раскрыли все свое дарование, показали честолюбивому заказчику-князю все свое умение и искусство строить " .

http://sobory.ru/article/?object=02498

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010