Боголюбский монастырь в Красноуфимском уезде находится в селе Сарсах-Вторых. Основан в 1901 г., по определению Св. Синода, с миссионерскими целями: для просвещения черемисов и татар. Основателем и устроителем монастыря был местный миссионер архимандрит Зосима, пожертвовавший значительный капитал в обеспечение обители. При монастыре имеются школа, приют для девочек и богадельня для престарелых и немощных инородцев. Красносельский монастырь в Соликамском уезде расположен в селе Красном. Он учрежден в 1891 году в виде женской общины, которая через три года была преобразована в монастырь. Храм во имя Иоанна Предтечи. Монахинь небольшое количество под управлением игуменьи. Кунгурский монастырь расположен в южной части города Кунгура (87 вер. от Перми). Первоначально он существовал в виде частной женской общины, основанной в 1822 году, которая с течением времени развивалась, обстраивалась, получила официальное признание и в 1868 г. возведена на степень женского монастыря под управлением игуменьи. Главный храм, заложенный в 1903 году, – во имя Иоанна Предтечи. Есть еще две домовые церкви: во имя Владимирской Богоматери и Св. Пантелеимона. Монастырь имеет большое просветительное влияние в этом диком, заброшенном крае своими двумя школами. Обвинский Успенский монастырь в Соликамском уезде находится при селе Обвинском, или иначе Верх-Язвенском, отчего монастырь называется иногда Верх-Язвенским. Расположен оп в глуши, в 210 верстах от своего уездного города Соликамска. Время его возникновения относится к концу XVII столетия: основан он приблизительно в восьмидесятых годах этого века и первоначально существовал в виде мужской пустыни. По причине крайней бедности при учреждении монастырских штатов монастырь был упразднен. В начале нынешнего столетия, по ходатайству местных жителей, Св. Синод постановил в 1905 году открыть здесь женскую обитель, которая, с помощью Божией, успешно проходит свое высокое религиозно-просветительное служение в темном и бедном Пермском крае. Пермский Успенский Монастырь находится в самом городе Перми, на одной из его окраин. Как и большинство здешних монастырей, он возник недавно, в 1874 году, в виде общины на средства, пожертвованные местными благотворителями купцами Каменскими и отчасти самим городом Пермью. В 1881 году община преобразована в женский монастырь. Храм во имя Успения Богоматери; в нем находятся две местночтимые иконы: Казанской и Черниговско-Ильинской Божией Матери. Крестные ходы совершаются 8 июля и в десятое воскресенье по Пасхе. Инокинь довольно значительное количество под управлением игуменьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Зимарово , село Новодеревенского района. Боголюбский храм: «Зимаровская-Боголюбская» икона Божией Матери. Ижеславль , село Михайловского района. Рождественский храм: икона свт. Николая. П. Полевой: Святое озеро апостолов Петра и Павла С. Салаур: Святой источник Параскевы Пятницы С. Ерахтур: Святой источник пророка Ильи Монастыри Рязанской области [ править править код ] Все монастыри Рязанской области Троицкий Рязанский мужской монастырь [ править править код ] Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов. Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи. Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе. Телефон: 8(4912)76-23-00 , 8(4912)34-81-71 , 8(915)615-21-94 . Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово) [ править править код ] Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Боголюбский монастырь (мужской и женский) Россия, Владимирская обл., пос. Боголюбово. Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским – первым после святого равноапостольного князя Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 года святой князь Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святы ней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась святому князю Андрею в ночном видении. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей города Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре города Владимира) как сама прославилась многими чудесами, так и многочисленные списки ее являются чудотворными. Князь Андрей был выдающимся человеком и правителем. Его называют святым благоверным князем. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое необыкновенное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше тридцати храмов и монастырей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ЗОЛОТОВОРОТСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г. Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г. [у Золотых ворот, Златовратский], основан после 1238 г.- ранее кон. XV в. на юго-западе Владимира у земляного вала, примыкавшего к Золотым воротам. Н. Н. Воронин предполагал, что В. З. м. был создан на месте двора блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, где в 1164 г., по сообщениям Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, был заложен Преображенский храм (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 351; Л., 1989. Т. 38. С. 130). В более поздних летописях закладка храма датируется 1160 и 1162 гг. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 9. С. 221; Пг., 1922. Т. 15. Стб. 234). Ряд историков, начиная с Н. М. Карамзина , обратили внимание на известие Львовской летописи под 1108 г. о создании кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом во Владимире каменной «церкви Святаго Спаса» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 103). Об этом же говорится в ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467). В родословце Супрасльской летописи уточняется, что Спасский храм стоял «у Златых врат» (ПСРЛ. СПб., 1907. Т. 17. С. 1). Летопись Авраамки и хронограф редакции 1512 г. датируют постройку храма 1116/17 г. (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 386; СПб., 1889; М., 2000. Т. 16. Стб. 43). В ходе раскопок, проводившихся Ворониным в 1953 г. у стен совр. Преображенской ц., не обнаружены следы здания времен кн. Владимира Мономаха. Последнее упоминание Спасского храма в летописях содержится в сообщениях о взятии Владимира монголо-татар. войсками в 1238 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» ( Приселков. С. 316). На основании этого сообщения можно было бы допустить, что к 1238 г. при Спасском храме уже существовал мон-рь. Однако в летописи назван также «игумен Успеньскый» (Даниил), а во Владимире не существовало муж. Успенского мон-ря. Следов., можно предположить, что речь идет о клириках владимирских соборов - Успенского и Спасского. В таком случае возникновение мон-ря при Спасском храме нужно отнести ко времени после 1238 г.

http://pravenc.ru/text/154983.html

См. Песношский. Петровский Мещовский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Калужской Епархии в уездном городе Мещовске. До Штатов 1764 года было за ним крестьян 74 души. Петровский Можайский монастырь Женский, упразднённый. Находился в Московской Епархии в уездном городе Можайске и принадлежал сперва к Переславской, потом ко Крутицкой Епархии. До Штатов 1764 года было за ним крестьян 146 душ. Петровский или Высокопетровский Московский монастырь 2 класса мужской монастырь 154 находится в столичном городе Москве в III части оного, именуемой Белый город, от кремля к северу в 2½ вёрстах, стоит на месте довольно возвышенном, которое в древние времена именовалось Высоцкое, от чего, вероятно, и назван монастырь Высоким, а по церкви – Петровским. Окружается с западной стороны Петровской улицей, с северной – бывшей стеной Белого города, где ныне сделана улица с небольшим бульваром, с восточной и южной – безымянными переулками и обывательскими домами. Основан при Великом Князе Московском Дмитрии Ивановиче Донском в XIV столетии. В настоящее время здания в этой обители все каменные следующие: 1) посреди монастыря – соборная ЦЕРКОВЬ одноглавая, столпообразная с 8 кругловатыми углами на каменном парапете, во имя Св. Петра Митрополита, сооружена в 1505 году, вышина оной 15 саженей, ширина внутри и длина по 5 саженей, пол чугунный, кровля и глава обиты листовым железом. В северо-западном углу этой церкви погребён Генерал Лейтенант Василий Александрович Нащокин, скончавшийся в 1760 году, Февраля в 27 день. 2) Прямо и близ святых ворот – ЦЕРКОВЬ пятиглавая во имя Боголюбской Божьей Матери, построенная около 1690 года по Указу Государя NETPA I. Длина церкви от горнего места до западной стены 10, ширина 5 саженей. С западной стороны к этой церкви пристроена палата шириной 5, длиной 6 саженей. В ней имеются гробницы над могилами погребённых тут Господ Нарышкиных, страдальчески скончавшихся во время Стрелецкого бунта, и потомков их. От этой палаты к западу же в 1809 году пристроена паперть с входом длиной на 4, шириной на 5 саженях. Над алтарём в южной стороне – ризница. В алтаре над престолом – балдахин деревянный резной золочёный, стены и потолок в церкви, алтаре, палате и паперти расписаны, пол чугунный. Вне церкви, с северной и южной сторон – каменные переходы с перилами. Кровля крыта листовым железом, главы обиты железом же, 4 выкрашены, а 5, большая, золочена через огонь. Высота этой церкви 18 саженей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Александр Качалин 5 июля 1910 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старицкий Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Предание так описывает историю возникновения обители. В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор», как называлась тогда эта местность, пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а может быть, и на месте нынешней Старицы. Трифон скончался в 1127 г., другой же инок, Никандр, в 1153 г., спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих, появилась потребность в постройке большого храма. И вот в 70-х гг. XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, " великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго " . К концу XIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии и управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу. После опустошения XIII века Старицкий монастырь нигде не упоминается до XVI столетия, а потому и неизвестно, существовал ли он или нет в продолжение более 200 лет. Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии; все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=00001

Интерьер ц. в честь Толгской иконы Божией Матери. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. в честь Толгской иконы Божией Матери. Фотография. 2004 г. В нач. XX в. в В. м. проживало 15 насельников. В 1910 г. В. м. получал казенную субсидию 1249 р. в год, в 1916 г. капитал мон-ря составлял 116 194 р. В. м. построил 3-этажный доходный дом на углу ул. Петровки и Петровского бульвара. В 1919 г. В. м. был закрыт, его территория передана ГИМу, помещения сдавались в пользование различным учреждениям, братские корпуса и надвратная ц. во имя прп. Пахомия Великого были заняты под жилье. Несмотря на офиц. закрытие в 20-х гг. XX в., В. м. стал одним из центров церковной жизни Москвы. К осени 1923 г. по инициативе еп. Сергиевского Варфоломея (Ремова) в В. м. сложилась община, ядро к-рой составили старцы Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни : игум. Митрофан (Тихонов), архимандриты Никита (Курочкин), Зосима (Нилов), Исидор (Скачков). Впосл. к ним присоединились преподобномученики Герман (Полянский) , Феодор (Богоявленский) , иеродиаконы Косма (Магда), Николай (Ширинский-Шихматов), клирики и прихожане московских храмов. Наместником общины еп. Варфоломей назначил архим. Агафона (см. Игнатий (Лебедев) , сщмч.). В богослужебной практике Петровская община ориентировалась на устав Зосимовой пуст. Службы совершались в Сергиевском и Боголюбском храмах, после закрытия к-рых в 1923-1924 гг. община, именовавшая себя «Петровским монастырем», перешла в ц. прп. Сергия Радонежского на ул. Б. Дмитровка, затем в Богородице-Рождественский храм в Путинках. К кон. 20-х гг. XX в. в храмах В. м. были устроены склады и мастерские Зернотреста. В 20-х гг. XX в. по благословению еп. Варфоломея и духовников Петровской общины в Москве сложились «монастыри в миру», к-рые в условиях гонений на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. Свою светскую работу тайно постриженные иноки воспринимали как монастырское послушание, часть заработка отдавали на общие нужды. Большинство постригов, нек-рые требы, иногда литургии совершались на квартирах, в т. ч. в доме мон. Евпраксии (Печатников пер., д. 3, кв. 26; к 2005 нежилое чердачное помещение). По инициативе еп. Варфоломея в В. м. подпольно возобновились занятия с преподавателями МДА, изгнанными из Троице-Сергиевой лавры при ее закрытии.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Березин, Добронравов, 1896, с. 236—237; Древности, 1915, с. 63. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 275-276. Село Кибергино от Владимира находится в 58 верстах (62 км), а от Суздаля в 27 верстах (29 км), и расположено на возвышенном левом берегу реки Нерль. В селе существовал Предтеченский мужской монастырь. Время основания монастыря неизвестно. В нем были две церкви: во имя Святой Живоначальной Троицы и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В XVII столетии монастырь имел 53 двора крестьян и в городе Суздаль в кремле своё подворье, которым по упразднении его владел Архангельский монастырь, что в городе Юрьев Польский. В 1652 году Предтеченский монастырь был приписан к Сторожевскому пр. Саввы монастырю г. Звенигорода. Настоятели в нем сначала были игумены, а потом строители, из которых упоминаются в старинных письменных документах следующие: Игумены: Савва 1509 г., Иона 1512 г., Игнатий 1560 г., Исаия 1561 г., Иоанн 1630 г., Филарет 1643 г.; Строители: Федор 1657−58 г., Герасим 1666 г., Иринарх 1674 г., Филарет 1679 г., Варсонофий 1694 г., Аврамий 1699 г., Феодосий 1700 г. и Иринарх 1701 г. Упразднен монастырь при учреждении монастырских штатов в 1764 году. По упразднении монастыря, Кибергино по-прежнему оставалось вотчиной Сторожевского монастыря. Ныне в селе на месте существовавшего монастыря стоит каменная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в 1765 году. Престолов в церкви пять: в холодной — во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, Боголюбской Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая, в тёплой трапезной — в честь Святой Живоначальной Троицы и пророка Илии. Церкви принадлежат: каменная сторожка, построенная в 1851 году; каменная дровяной сарай, построенный в 1867 году; каменная палатка, устроенная в башне церковной ограды; и каменная часовня в деревне Хлебницах. Земли при церкви: усадебной 40 саженей (43 м) по лицевой линии, сенокосной 3 десятины (3,3 га) и пахотной 30 десятин (33 га). План на землю имеется.

http://sobory.ru/article/?object=03164

Свято-Троицкая Сергиева лавра (Троице-Сергиева лавра), мужской монастырь, в 1917–1918 г. находившийся в Сергиевом Посаде в Дмитровском уезде Московской губ. Основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. В 1344 г. он стал игуменом монастыря. При нем монастырь был обустроен и приобрел известность. После кончины преподобного Сергия в 1392 г. началось его почитание. В 1422 г. в монастыре были открыты его мощи. Монастырь неоднократно подвергался пожарам в XV в., восстанавливался. В 1561 г. монастырь был возведен на степень архимандрии. В 1739 г. учреждена должность наместника Троице-Сергиева монастыря. В 1744 г. монастырю было присвоено наименование лавры. С 1814 г. на территории лавры располагалась Московская духовная академия (МДА). В лавре располагались 13 храмов с основным соборным храмом во имя Святой Троицы. К лавре были приписаны Спасо-Вифанский монастырь, Гефсиманский скит и Киновия Боголюбской Божией Матери и др. Подворье монастыря располагалось в Москве на Самотеке. В январе 1915–1920 гг. наместником лавры был архимандрит Кронид (Любимов), будущий преподобномученик, расстрелянный большевиками в 1937 г. В 1919 г. была закрыта МДА (ее помещение заняли Электротехнические курсы, с 1923 г. – Педагогический техникум), затем произведено вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. 10 ноября 1919 г. по решению местного Совета лавра была официально закрыта. В ноябре на базе Гефсиманского скита была основана монашеская трудовая сельскохозяйственная артель (закрыта в августе 1925 г.). В мае 1920 г. архимандрит Кронид совершил последнее богослужение в Троицком соборе. В июле имущество лавры было поделено между созданным на ее территории художественно-историческим музеем и городскими властями. В 1922 г. произошло изъятие ценностей лавры. В 1920–1930 гг. в лавре находились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений были заняты под жилье. В 1940 г. территория лавры была объявлена Государственным музеем-заповедником. В период Отечественной войны в лавре располагался эвакогоспиталь. В 1945 г. в Троицкий собор были возвращены мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1946–1948 гг. лавра была восстановлена на части ее территории. В 1990-е гг. территория лавры был полностью возвращена Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возрожден мужской Высоко-Петровский монастырь в начале 1990-х годов. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 года совершаются богослужения в храме Сергия Радонежского. Настоятелем был назначен игумен Иоанн (Экономцев). Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы XVII-X1X вв.; ограда 1690-х гг. Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46. Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале XVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм - собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название " Петропавловский " было в ходу до начала XVIII века. До самых последних лет XVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам. В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор. Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта. В его таперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный " теремок " над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай.

http://sobory.ru/article/?object=03404

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010