Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь (другое название: Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь) был основан в 1362 году святителем Алексием в селе Добром (ныне в черте Владимира). В январе 2003 года Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода города Владимира. В связи с этим в наименовании монастыря появляется добавление " Алексеевский " , т.к. история Константино-Еленинского монастыря, непосредственно связана с жизнью и деятельностью его великого основателя. Содержание История [ править править код ] Доброе село — одно из древних поселений владимирской округи; на его восточной окраине находился курганный могильник XII—XIII вв. Здесь возникает первое поселение монахов – славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви. Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру. В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами. Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к кон. XII нач. XIII вв., основываясь на том, что один из игуменов монастыря Феодор был посвящён в 1276 г. в сан Владимирского епископа. Феодор, епископ суздальский и владимирский (1276—1286 гг.). Летописи называют его игуменом Константино-Еленинского монастыря Киевской епархии, поставленным в 1276 г. в епископа Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду. Из жизни епископа Феодора известно только, что в 1280 г. он вместе с другими архиереями находился в Переславле-Залесском при отпевании скончавшегося в декабре месяце митрополита Кирилла и провожал его тело чрез Владимир до Киева. Годом кончины епископа Феодора считается 1286-й или 1287-й г.; погребен он во «Владимирском Златоверхом Успенском соборе», «и гроб его доселе зрим». Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Алексиев...

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России Москва, 16 июня 2009 г. Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата . Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма. На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

http://pravoslavie.ru/30778.html

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иулианию (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. СЛУШАЛИ: 3. Рапорт Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Елены (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Рапорт Преосвященного Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и о назначении игумена Тихона (Меркушева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь. 2. Назначить игумена Тихона (Меркушева) наместником Свято-Преображенского Никольского мужского монастыря с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области. СЛУШАЛИ: 5. Рапорт Преосвященного Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора об освобождении иеромонаха Иоанна (Масловского) от обязанностей настоятеля мужского монастыря Крестовая Пустынь в поселке Нижний Солох-Аул г. Сочи Краснодарского края по состоянию здоровья и о назначении иеромонаха Игнатия (Ерамищяна) исполняющим обязанности настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Иоанна (Масловского) от обязанностей настоятеля мужского монастыря Крестовая Пустынь в пос. Нижний Солох-Аул г. Сочи. СЛУШАЛИ: 6. Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Феофании (Ложкиной) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области, освободив ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района Костромской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

Столица Руси В 1157 году, после взятия Киева, князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир, что привело к возвышению и расцвету города. Андрей Боголюбский значительно расширил оборонительные линии города, богато отстроил его. Князь защищает высокими валами восточную, посадскую часть города и западную, княжескую его часть. Широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. В 1158 году на месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы началось строительство белокаменного Успенского собора . По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный храм всей Руси, поэтому собор должен был затмить великолепием все существовавшие до этого на Руси храмы. И хотя по своим размерам он уступал и киевской Софии и новгородской , высотой он превосходил их. Другими замечательными строениями того времени стали прекрасный храм Покрова на Нерли и замечательный дворцовый ансамбль в Боголюбове . Построен был новый княжеский дворец и в самом Владимире. Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей желал перенести во Владимир митрополичью кафедру. Это вызвало сильное возмущение знати и духовенства. Этот замысел воплотить не удалось, хотя некоторые ростовские архиереи временами проживали во Владимире, реальное основание самостоятельной Владимирской кафедры датируется приблизительно 1214 годом. В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в результате боярского заговора, что породило междоусобицу, ослабившую город. В 1176 году князем Владимирским становится Всеволод Большое Гнездо , при котором город достиг наивысшего расцвета. В 1197 году был построен величественный Димитриевский собор , одно из замечательных сооружений владимиро-суздальского зодчества. В 1185 году восстановлен после пожара и расширен пристройкою новых стен Успенский собор , в 1191 году заложен Рождественский мужской монастырь , в нем построен еще один белокаменный собор, и в 1201 году женский Княгинин Успенский монастырь . Величественные сооружения во Владимире стали образцами для строительства других городов Руси.

http://drevo-info.ru/articles/19906.html

32) преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Серафимовиче Волгоградской области в женский монастырь (17.07.2002), 33) открытие Кизического мужского монастыря в Казани (17.07.2002), 34) преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви в селе Чимееве Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (17.07.2002), 35) открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Волхове Орловской области (17.07.2002), 36) открытие Богородицкого Житенного женского монастыря в городе Осташкове Тверской области (17.07.2002), 37) открытие мужского монастыря во имя Животворящего Креста Господня в селе Антушкове Ильинского района Ивановской области (7.10.2002), 38) открытие Никольского мужского монастыря в Брянске (7.10.2002), 39) открытие Петропавловского женского монастыря в Брянске (7.10.2002), 40) открытие Троицкого Севского мужского монастыря в Севске (7.10.2002), 41) открытие Никольского мужского монастыря в городе Старая Ладога Ленинградской области (26.12.2002), 42) открытие Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря в городе Задонске Липецкой области (26.12.2002), 43) открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в городе Мещевске Калужской области (26.12.2002), 44) преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери в Уфе в Благовещенский женский монастырь (26.12.2002), 45) перемещение Успенского мужского монастыря в Уфе в село Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 46) переименование Успенского мужского монастыря в Уфе в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь в селе Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 47) преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Благовещенске в мужской монастырь во имя Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных (7.05.2003), 48) преобразование Константино-Еленинского прихода во Владимире в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь (7.05.2003),

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Трапезная ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1687) над могилами Нарышкиных была выстроена в традициях рус. архитектуры 2-й пол. XVII в.: на низком подклете установлен 5-главый бесстолпный 2-светный четверик с 3 апсидами с примыкающей к нему с запада трапезной, перекрытой коробовым сводом. Церковь окружала обходная галерея, разобранная в 1805 г. Храм декорирован килевидными кокошниками в верхней части четверика, спаренными колонками на фасадах и пучками колонок по углам здания, сложным раскрепованным фризом, фигурными колонками и кокошниками в обрамлении окон, наборными перспективными порталами, сдвоенными аркатурными поясками на барабанах. Трапезная Сергиевская ц. (1690-1694, первоначально одноглавая; в 1704-1706 над четвериком надстроены еще 4 главы) близка к Боголюбской ц. В. м.: 2-светный 3-апсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Церковь украшена в нарышкинском стиле: раковинами в тимпанах, завершающих четверик, строенными колонками по углам здания, наличниками со сложнопрофилированными («петушьи гребни») и разорванными фронтонами, пышными карнизами, декоративными филенками. Кокошники постаментов и аркатурные пояски на барабанах также аналогичны декору Боголюбской ц. В 80-х гг. XVII в. были сооружены св. ворота с 3-арочным проездом и гульбищем над ним, украшенные спаренными колоннами, установленными на пьедесталы, и поясом из квадратных филенок и декоративных миниатюрных пилястр. По документам 1-й пол. XVIII в., ворота были «расписаны живописным письмом». По указу имп. Петра I в память И. и А. Нарышкиных над воротами была построена небольшая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и над ней 2-ярусная колокольня (1690-1694). Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом церковь украшена по углам тройными колоннами, окна обрамлены наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами. Колокольня, состоящая из 2 восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филенками, увенчана небольшой главкой. В 80-90-х гг. XVII в. были построены корпуса настоятельских и братских келий, включившие нижнюю часть палаты городской усадьбы Нарышкиных; мон-рь был огорожен крепостной стеной из кирпича. Для работ, к-рые финансировались из гос. казны, привлекались наиболее квалифицированные мастера Оружейной палаты. Интерьеры храмов отличались богатством и пышностью, значительная часть иконописных работ выполнялась учениками Симона Ушакова .

http://pravenc.ru/text/161083.html

21 августа 2004 г. в дни празднования 790-летия создания Владимирской епархии состоялось торжественное освящение нового Богородице-Рождественского собора. Постройки монастыря в настоящее время: Архиерейский дом с Христорождественским храмом, Богородице-Рождественский храм-памятник, колокольня с церковью во имя св. блгв. кн. Александра Невского, святые ворота, часовня свт. Николая Чудотворца, семинария, кельи, службы, ограда XVII-XIX вв. На территории монастыря находятся епархиальный центр, духовная семинария. Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Владимирской и Суздальской епархии) основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире князем Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Южной и восточной границей монастыря служил вал т. н. Печернего города, на западе к монастырю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресвятой Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира - писцовой книге И.А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг. эта местность названа «кремлем». Многие исследователи считают временем основания Богородице-Рождественского монастыря год закладки каменной церкви в честь Рождества Богородицы - 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке западной стены храма до его разрушения в 1930 г., находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем монастыря. Впервые игумен Богородице-Рождественского монастыря упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 г. святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице - Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

http://sobory.ru/article/?object=01817

[И у Греков снимались копии с Одигитрии (как у нас теперь снимаются копии с икон Владимирской и Иверской), см. например, Миклошича Acta Patriarchat. Const. I, 198 и 413.] 5 . Владимирской Божьей Матери, находящаяся в Москве, в Успенском соборе. Из сказанного выше видно, что икона приобретена из Константинополя или Мстиславом Владимировичем или его братом Юрием Долгоруким. Андрей Юрьевич Боголюбский, в 1155г. ушедший от своего отца из Киева в родовую Суздальскую область, взял с собой икону из Вышгорода (в котором, значит, она перед тем находилась). В Суздальской области, избрав вместо Суздаля новую столицу себе в городе Владимире, Боголюбский в последнем поставил и икону, которую великолепнейшим образом украсил 819 и для которой соорудил великолепнейшей храм. Боголюбский брал с собой икону в военные походы и ей приписывал свои победы (поход на Камских Болгар 1164г.,– Лаврентьевская летопись). Летописцы до-монгольского периода неоднократно называют икону чудотворной 820 . В 1287г. при взятии и разграблении Владимира Татарами она лишилась своих украшений, быв последними содрана. В 1395г., по случаю грозного нашествия на Россию Тамерлана, икона принесена была из Владимира в Москву, в которой навсегда и осталась 821 . С которой из трёх названных выше греческих икон была списком наша икона, не можем сказать; но с вероятностью думаем, что с той же Одигитрии Константинопольской. 6 . Божьей Матери Полоцкая, Евфросиньинская. Преподобная Евфросиния основала в Полоцке (в половине XII в.) два монастыря – женский и мужской. Для одного из своих монастырей,– женского,– по словам её жития, она испросила у императора греческого ту из трёх икон Божьей Матери, написанных евангелистом Лукой, которая находилась в Эфесе (подробнее см. ниже, в главе о монастырях). Это, очевидно, должно понимать так, что Евфросиния приобрела себе из Греции копию с иконы. При этом под иконой, как заставляют думать некоторые признаки (укажем их ниже, там же), нужно разуметь не Ефесскую, а ту же Константинопольскую Одигитрию 822 . (Женский монастырь Евфросиньин существует до настоящего времени; но сохраняется ли в нём наша икона, остаётся нам неизвестным).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Князь обладал и полководческим даром – он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Этот храм является жемчужиной зодчества в мировом масштабе. Князь Андрей сам установил празднование Покрову Богоматери 14 октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свое покровительство, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря. Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней. После кончины князя обитель претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Со времени учреждения Патриаршества в России в 1588 году Боголюбский монастырь подлежал ведомству патриархов и назывался Рождества Пресвятой Богородицы Патриаршим домовым монастырем. Обитель стояла возле оживленной дороги, ведущей в Нижний Новгород и Казань, монастырь часто посещали цари, князья и другие именитые лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году сюда приезжал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбове. В 1680 году по пути во Флорищеву пустынь к настоятелю Илариону (впоследствии Суздальскому митрополиту) в монастыре был царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал император Петр I (в царствование которого и был причислен к лику святых князь Андрей Боголюбский). Здесь бывали также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. А 13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтила своим посещением семья последнего русского императора Николая II с семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В настоящее время в Добром селе существует каменная церковь, она построена во второй половине XIX века архимандритом бывшего здесь монастыря Авраамием. По упразднении монастыря церковь передана была селу. В 1865 году церковь распространена в длину, и в трапезе было устроено два придела. А в 1885 году при церкви была построена довольно высокая каменная колокольня, которая хорошо видна даже из центра города. В 1935 году церковь была закрыта, её сначала использовали под склад, потом там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 1980-90-х гг. цех диафильмов. 20 мая 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о передаче сел Доброе и Красное в черту города Владимира. 9 мая 1957 года по решению исполкома горсовета 933 были переименованы сразу несколько улиц бывших сёл Доброе и Красное. Поскольку в этих сёлах встречались улицы с такими же названиями, как и во Владимире. Главная улица села Доброго называлась Московской, она была переименована сначала в Добросельский проезд, а позднее в улицу Добросельскую. Улица Горьковская стала улицей Маяковского. Улица Мира получила имя Минина. В хрущёвские времена сёла превратились в спальные кварталы. В сентябре 1994 года церковь была возвращена РПЦ и вновь освещена. 14 апреля 1996 года на колокольне был установлен 3-пудовый колокол, переданный в дар храму от городской администрации в честь 1000-летия города Владимира. В январе 2003 года Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода. С февраля 2003 года по благословению Священного Синода Константино-Еленинский приход был переименован в Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь, настоятелем которого был назначен игумен Авраамий. По материалам: http://arch-heritage.livejournal.com/2624095.html Владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) в честь Боголюбской иконы Божией Матери мужской монастырь (Владимирской и Суздальской епархии), основан решением Священного Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 г. церковь во имя свт. Николая Чудотворца).

http://sobory.ru/article/?object=05408

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010