Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского) , с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки. С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Иконостас собора во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 2004 г. В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона , выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата , Пантелеимона , Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита , Григория Декаполита , почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/161083.html

IV. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: Иеромонаха Феофана (Краснова), клирика Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, согласно прошению, освободить от пастырского служения в Горненском женском монастыре и направить в Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь. ЖУРНАЛ 19 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия об освобождении игумении Дорофеи (Ермачковой) от должности настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря г. Задонска Липецкой области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумению Дорофею (Ермачкову) от должности настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря г. Задонска Липецкой области. ЖУРНАЛ 20 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Епископа Барнаульского и Алтайского Максима об освобождении монахини Надежды (Чановой) от должности настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Барнаула и о назначении монахини Иларии (Михайловой) исполняющей обязанности настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Надежду (Чанову) от должности настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Барнаула. 2. Утвердить монахиню Иларию (Михайлову) исполняющей обязанности настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Барнаула. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила о преобразовании прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Благовещенска Амурской области в мужской монастырь в честь Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных и о назначении наместника монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Благовещенска в мужской монастырь в честь Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных. 2. Утвердить наместником мужского монастыря в честь Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных г. Благовещенска Амурской области игумена Серафима (Герасимова). СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении архимандрита Петра (Кучера) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря поселка Боголюбове Суздальского района Владимирской области.

http://mospat.ru/archive/86340-zhurnaly-...

Почти через сто лет, как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 г. севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1684 г. по воле царицы Натальи Нарышкиной и приказу Петра I на месте этой церкви заложили пятиглавый каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, ставший усыпальницей Нарышкиных. В 1689 г. была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее — основана церковь Толгской иконы Божией Матери. Спустя десятилетие над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого (1753-1755). После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Во второй половине XVII в. Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов. Во времена секуляризации в 1764 г. монастырь причислили ко 2-му классу с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 г. он стал епархиальным. В его помещениях размещался духовный цензурный комитет и склады, а позднее епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. В период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли лечебницу. В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни. Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/2837114.ht...

—88— 1834 г. Досточтимую святыню Успенского собора составляют: 1) Владимирская икона Божией Матери. Икона эта одинаковой меры с подлинной, находящеюся в Московском Успенском соборе, написана св. Петром, митрополитом Московским , когда он был настоятелем в Ратском монастыре (Волынской епархии). 2) Нетленные мощи св. благоверных князей: Георгия Всеволодовича († 1238 г.), Андрея Юрьевича Боголюбского († 1175 г.) и Глеба Андреевича († 1175 года). К достопамятностям соборного храма относится картина, на коей изображено крещение Киевлян при свят. великом князе Владимире, на полотне в длину 7 аршин, в ширину 4½. Написана в 1813 году итальянцем Тончи, на память исцеления его во Владимире от тяжкой болезни, приключившейся ему в 1812 году во время бегства из Москвы от французов 850 . Димитриевский собор построен около 1193–1197 г. великим князем Всеволодом Георгиевичем III (во святом крещении Димитрием). Собор этот весь сложен из белого камня без железных связей и имеет вид четвероугольный. На внешних сторонах храма иссечены из белого же камня фигуры человеческие, а также разных птиц, зверей, растений и проч. Существует подробное описание этого замечательного собора с рисунками, в лист, изданное в 1849 году, в Москве, графом С. Г. Строгановым 916). Из приходских Владимирских церквей замечательны следующие: Георгиевская, построенная в 1152 году великим князем Георгием Владимировичем Долгоруким в честь своего ангела. При ней с 1153 года был женский монастырь, впоследствии, неизвестно когда, упразднённый. Ризположенская, на Золотых воротах. Церковь эта построена была в одно время с Золотыми воротами, в 1164 году, великим князем Андреем Боголюбским. Но от того времени как в храме, так и в самых воротах не много осталось древнего, кроме наименования во- —89— 1834 г. рот Золотыми. Владимирские Золотые ворота устроены, без сомнения, по образцу Киевских, так же как эти последние по образцу Цареградских, сооружённых императором Феодосием Великим. Спасопреображенская церковь построена в одном году с Ризположенской и тем же великим князем Боголюбским. При этой церкви был мужской монастырь, называвшийся Спасским-Златовратским; упразднён в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви на базе Екатеринбургской духовной семинарии были открыты в 2018 году и тогда же получили Представление и Свидетельство о церковной аккредитации Межведомственной комиссии. С целью проверки действующих и открытия дополнительных учебных площадок выездная комиссия в том же составе посетила четыре епархиальных монастыря: мужской монастырь Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма близ Екатеринбурга, Покровский женский монастырь в Верхотурье, Николаевский Верхотурский мужской монастырь в Верхотурье и Боголюбский Сарсинский женский монастырь в селе Сарсы Вторые Красноуфимского района, недалеко от Республики Башкортостан. Недавно было открыто монастырское подворье Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в поселке Краснояр городского округа города Ревды. Здесь состоялась беседа с игуменией Среднеуральского женского монастыря матушкой Варварой (Крыгиной) и насельницами обители о необходимости духовного образования для монашествующих и о тех искажениях и подменах в духовной жизни, которые бывают при его отсутствии. В Верхотурском Покровском женском монастыре и на монастырском подворье Среднеуральского женского монастыря открылись две новые учебные площадки. В каждой обители председатель выездной комиссии провел беседы с наместниками и игумениями, братией и сестрами монастырей. На всех встречах архимандрит Феофилакт (Безукладников) подробно рассказывал о трехгодичных богословских курсах для насельников и насельниц обителей, не имеющих богословского образования и о новом наборе слушателей в 2022-2025 годах. Председатель выездной комиссии обстоятельно разъяснил цели и задачи курсов, необходимость этого богословского минимума для всех монашествующих, как основания, на котором можно созидать как свою духовную жизнь и спасение души, так и помощь ближним, основанную на чистом учении Православной Церкви. Также им были представлены программы всех восьми предметов курсов. Члены комиссии в каждой обители проверяли учебные аудитории с комплектом аппаратуры, необходимым на случай введения карантина и перехода на дистанционное обучение, а также библиотеки и наличие достаточного количества основной литературы по всем предметам курсов.

http://patriarchia.ru/db/text/5936698.ht...

Затем Святейший Католикос дал пресс-конференцию представителям местных церковных и светских СМИ, рассказав о целях своего визита в Россию, традиционно близких отношениях российского и ассирийского народов, об истории учреждения и актуальной деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Вечером делегация побывала в Суздале, посетив Спасо-Евфимиев мужской монастырь, Покровскую женскую обитель и Суздальский кремль. 27 октября Католикос-Патриарх Мар Ава III и сопровождающие его лица побывали в пределах Муромской епархии. В Спасо-Преображенском мужском монастыре Мурома высокого гостя встретили епископ Муромский и Вязниковский Нил, наместник обители иеромонах Симеон (Нестеров) и руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ священник Артемий Чернов, в сопровождении которых делегация Ассирийской Церкви посетила Троицкий женский и Благовещенский мужской монастыри города. Католикос Мар Ава поклонился пребывающим здесь великим святыням — раке с частицей мощей преподобного Илии Муромца и честным останкам благоверных князей Петра и Февронии Муромских. 28 октября, в Димитриевскую родительскую субботу, Предстоятель Ассирийской Церкви Востока и члены делегации присутствовали на панихиде в Христорождественском храме Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира. Богослужение совершил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. В этот же день от имени главы Владимирской митрополии был дан торжественный прием в честь высокого гостя. Затем Католикос Мар Ава посетил Успенский кафедральный собор, жемчужину древнерусского зодчества — храм Покрова на Нерли и Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово, после чего отбыл в Москву, где продолжился его визит в Русскую Православную Церковь. В состав посещающей Россию делегации входят: митрополит Мар Афрем Атнейл, управляющий Сирийской епархией; епископ Мар Нарсай Беньямин, управляющий епархией Ирана, Армении и Грузии; хорепископ Самано Одишо, настоятель ассирийского храма Пресвятой Девы Марии в Москве, представитель Ассирийской Церкви Востока в России; священник Петр Павлов, настоятель храма Ассирийской Церкви Востока в Краснодаре; священник Эфраим Алхас, настоятель ассирийской общины Ростова-на-Дону; диакон Роланд Биджамов, старший диакон храма Пресвятой Девы Марии в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/6073243.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЖИГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Акварель Ф. Солнцева. 1843 г. Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Акварель Ф. Солнцева. 1843 г. Располагался близ г. Киева, на правом берегу Днепра (совр. с. Нов. Петровцы Вышгородского р-на Киевской обл.). Согласно описанию 1888 г., урочище Межигорье имело «восхитительный вид на Днепр и широко раскинувшееся Заднепровье. Местность, занятая монастырскими постройками и огородом, возвышаясь над уровнем Днепра сажень на десять, лежит длинною полосою между двух высоких и крутых гор, упирающихся боковыми фасами в правый берег Днепра». Т. о., территория мон-ря представляла «собою балку, лежащую в поперечном направлении к Днепру» (Meжurip " я в 1888 р. 2006. С. 189). Время основания М. м. неизвестно. По монастырской легенде, обитель была основана греч. монахами в 988 г. или св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским в 1164 г. Во 2-й пол. XIX в. киевские историки Н. В. Закревский и Н. И. Петров датировали появление этих легенд нач. XVII в. ( Закревский. 1868; Петров. 1884). Так, согласно монастырскому синодику, заведенному в 1625 г., кн. Андрей Боголюбский основал на месте М. м. храм «Белый Спас». XVI в. Первые достоверные сведения о М. м. относятся к нач. XVI в. В первые десятилетия XVI в. в обители имелся храм во имя свт. Николая Чудотворца, а братия получала медовую дань с сел Вышгород (2 кади), Петровское (2 кади), Толстый Лес (1 кадь), Ораное (2 ведра), Козаровичи (5 ведер) и Веремье (4 ведра). Первыми настоятелями были Нифонтий (Вонифатий), Автоном, Адриан и Сильвестр. 12 марта 1523 г. польск. кор. Сигизмунд I дал игум. Мисаилу (Щербине) привилей на «манастырь, прозываемый Meжuropckiй, зложене святого Спаса и приделы до него haлeжaчie Святого Николы и Святыхъ Апостолъ Петра и Павла». Мон-рь освобождался от различных повинностей. Киевским воеводам и митрополиту запрещалось вмешиваться в дела обители, «бо мы берем то на нас, Господаря».

http://pravenc.ru/text/2562780.html

К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа . 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Архитектурный комплекс В. м. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. (1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).

http://pravenc.ru/text/161083.html

25 Осмотр мощей святых угодников в Успенском кафедральном соборе г. Владимира происходил 12-го и 15-го февраля 1919 г. 26 Настоятелем Успенского кафедрального собора г. Владимира был в это время о. Михаил Сперанский, впоследствии примкнувший к обновленцам. 27 Потапов Александр Афанасьевич (1887–1971) – брат о. Иосифа Потапова, служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира в течении почти шестидесяти лет (с 1902). Когда собор был захвачен обновленцами, поступил на службу во Владимирской историко-археологический музей, откуда был назначен сторожем собора. В 1944 г. снова вступил в состав соборного причта и оставался в нем до дня кончины. 28 Рождество-Богородицкий монастырь основан в XII в. С 1774 г. Архиерейский дом. 23–24.01.1918 определением Священного Синода восстановлен как первоклассный необщежительный мужской монастырь. В 1918 г. архиерей и монахи были выселены из монастыря, осенью 1918 г. закрыли Крестовую церковь , в ней устроили танцевальный зал. В 1920 г. монастырь был занят частями ГубЧК. В настоящее время монастырь вновь открыт (см. Тимофеева Т. Как закрывали Рождественский монастырь: (Документальная хроника) – Владимирские ведомости. 1990. 30 нояб.). 29 Боголюбов монастырь во Владимире основан св. князем Андреем Боголюбским в XII в. В монастыре находилась чудотворная икона Боголюбской Божией матери (в настоящее время в Успенском Княгинином монастыре г. Владимира). После многих лет разрухи монастырь вновь открыт. 30 Потапов Иосиф Афанасьевич (25.03.1899–23.07.1981) – протоиерей. Родился в дер. Прокунино Судогодского уезда Владимирской губ. С 1916 г. келейник епископа Юрьевского Евгения Мерцалова, викария Владимирской епархии. С 1919 г. служил в Красной Армии. В июне 1920 г. был откомандирован в г. Владимир в одну из воинских частей. В январе 1922 (1921?) по болезни демобилизован из армии. 25.02.1922 рукоположен во диакона еп. Афанасием. 1922–1930 служил в Троицкой церкви г. Владимира. После перехода Троицкой церкви к обновленцам служил в Никитской церкви г. Владимира. 31.01.1931 арестован в г. Владимире, приговорен к трем годам ИТЛ. В 1934 г. освобожден. С июня 1934 г. служил в Успенском храме пос. Петушки Московской обл. 02.05.1936 арестован вместе с епископом Афанасием в г. Петушки. Приговорен к трем годам Ухтинских лагерей. В 1941–1945 гг. находился на фронте. После окончания Великой Отечественной войны служил в Никольском Кафедральном соборе г. Новгорода. В июне 1947 г. награжден саном протодиакона. 12.09.1947 г. рукоположен во иерея. В 1957 г. награжден саном протоиерея. В марте 1961 г. епископом Новгородским и Старорусским Сергием (Голубцовым) назначен духовником священнослужителей Старорусского благочиния. В 1969 г. назначен духовником Новгородской епархии (см. ЖМП. 1981. С. 29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Истинное смирение и преклонение перед волею Божией побуждало князей ознаменовывать победы свои и счастливые события княжения не сооружением памятников славы, а строением храмов. Владимир святой выстроил в Василеве храм Преображения в память чудесного спасения своего 6 августа 995 г. от печенегов. Знаменитый Софийский собор в Киеве заложен был Ярославом Мудрым на том месте, где он в 1036 г. разбил печенегов, с тех пор Россию и не тревоживших. Мстислав, князь Тмутараканский, брат Ярослава, по обету воздвигнул храм Богоматери в 1020 г. после успешного единоборства с вождем касогов исполином Редедей. Святой Андрей Юрьевич Боголюбский воздвиг во Владимире церковь во имя святого Феодора Стратилата в память своего чудесного спасения в 1149 г. под Луцком, когда он просил святого о помощи. Николо-Угрешский монастырь, в 15-ти верстах от Москвы, основан в 1381 г. по обету, данному Димитрием Донским перед Куликовской битвой. Им же в память этого события воздвигнут Ряжский Дмитриев мужской монастырь около г. Скопина Рязанской губернии. В память той же Куликовской битвы Преподобный Сергий, по просьбе Великого Князя, основал Дубенский Успенский монастырь в 40 верстах от Лавры. Чудов монастырь в Москве воздвигнут святым митрополитом Алексием по случаю чудесного исцеления им в 1357 г. Тайдулы (память чуда архистратига Михаила в Колоссах). Сретенский монастырь в Москве создан Василием I в память встречи в 1395 г. иконы Владимирской Божией Матери, спасшей столицу от Тамерлана. Василий III воздвигнул в 1515 г. Вознесенский девичий монастырь в Смоленске и в 1524 г. Новодевичий женский монастырь в Москве по случаю возвращения России Смоленска. Собор Покрова Божией Матери (храм святого Василия Блаженного) в Москве воздвигнут Иоанном IV в память взятия Казани. Донской монастырь в Москве основан был в 1592 г. Царем Феодором Иоанновичем в память победы над крымским ханом Казы-Гиреем, благодаря предстательству Богородицы, икону Которой прислали Царю донские казаки. Казанский собор в Москве создан иждивением князя Пожарского по случаю освобождения 22 октября 1612 г. Первопрестольной от поляков. В 1612 г. князь Пожарский, стоя с ратью в Вязниковском уезде Владимирской губернии, дал обет выстроить храм во имя святителя Николая. Во исполнение этого обета, сыном Пожарского в 1650 г. на этом месте создана была Борковская Николаевская мужская пустынь. Знаменский Богородице-Рождественский монастырь в Курске выстроен был жителями города по обету, данному ими в 1611 г. во время четырехмесячной осады города польским гетманом Жолкевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010