Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых. Беседа архимандрита Макария (Веретенникова) о прп Серапионе Кожеезерском (1611) 09.07.2019 22:01 В чис­ле плен­ных ка­зан­ских та­тар был при­ве­ден в Моск­ву в 1551 го­ду мур­за Тур­тас Гра­ви­ро­вич. Он при­нял Кре­ще­ние с име­нем Сер­гий и жил в до­ме мос­ков­ско­го бо­яри­на За­ха­рия Пле­ще­е­ва. Свя­той Сер­гий так ис­кренне вос­при­нял хрис­ти­а­н­скую ве­ру, что ре­шил­ся все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу. Обой­дя ино­че­ские пу­сты­ни на пу­стын­ном ост­ро­ве озе­ра Ко­жи в 1560 го­ду, он встре­тил ино­ка-от­шель­ни­ка Ни­фон­та и остал­ся жить с ним. Они вме­сте ста­ли де­лить по­дви­ги су­ро­вой от­шель­ни­че­ской жиз­ни, пи­щей для них слу­жи­ла тра­ва и ча­стью яго­ды. Сер­гий со всей точ­но­стью вы­пол­нял на­став­ле­ния Ни­фон­та. По­сле ис­пы­та­ния, дан­но­го се­бе са­мо­му, Сер­гий про­сил стар­ца по­стричь его в ино­че­ство. Ста­рец, ви­дя ис­крен­ность и чи­сто­ту его же­ла­ний, на­звал его при по­стри­же­нии Се­ра­пи­о­ном. Ма­ло-по­ма­лу узна­ли стро­гих от­шель­ни­ков, и мол­ва о них ста­ла при­вле­кать к ним рев­ни­те­лей ду­хов­ной жиз­ни. От­шель­ни­че­ская жизнь Се­ра­пи­о­на про­дол­жа­лась по­чти 18 лет. Ко­гда со­бра­лось к Ни­фон­ту и Се­ра­пи­о­ну до­воль­ное чис­ло ино­ков, Ни­фонт от­пра­вил­ся в Моск­ву про­сить зем­ли для оби­те­ли, но он скон­чал­ся в Москве, не на­чав де­ла там. В оби­те­ли не зна­ли еще о судь­бе Ни­фон­та. В то вре­мя по недо­стат­ку съест­ных при­па­сов ста­ли чув­ство­вать го­лод, и по сост­ра­да­нию к страж­ду­щим Се­ра­пи­он от­пра­вил­ся ис­пра­ши­вать по­да­я­ние. Ему да­ли хле­ба в зерне и жер­но­ва, он при­нес все это на се­бе в оби­тель и спас бра­тию от го­лод­ной смер­ти. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/07/09/22-0...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный от Воеводы сил небесных, приим крест свой, последовал еси Христу, преподобне отче наш Никодиме. Темже, яко дерзновение имеяй ко Господу, молися выну, от всяких бед и скорбей избавитися нам и душ спасение получити, да благодарственно зовем ти: Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Икос 1 Ангела на земли яви тя милосердый Творец небесе и земли: вся бо земная в уметы вменил еси, преподобне Никодиме, да Христа приобрящеши. Темже вси, многотрудное житие и блаженную кончину твою зряще, радостно тебе вопием: Радуйся, от детства твоего в жилище Духа Святаго чистое и непорочное предуготованный; Радуйся, ко иночеству гласом свыше призванный. Радуйся, от лютаго недуга чудесне изцеленный; Радуйся, еще в мире яко пустынник Хозьюгский прославленный. Радуйся, от Пафнутия ко стаду Христову причтенный и Божественным писанием наученный во спасение; Радуйся, от царствующаго града во страну полунощную устремивыйся. Радуйся, во обители Кожеезерстей безплотных житие показавый; Радуйся, в пустыни Хозьюгстей водворився, со врагом спасения брань совершивый. Радуйся, вся приражения того отгнавый, на высоту же добродетелей востекий; Радуйся, благодати сосуде избранный. Радуйся, с небесными лики нетленнаго Царя ублажаяй, на земли же выну прославляемый; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 2 Видя тя Владыка угодна Себе быти, преподобне отче Никодиме, егда млад сый, пасл еси в поли стадо отца твоего, призва тя, суща именем Никиту, гласом: «Никодиме, Никодиме!» Ты же, сего убоявся, возвратился еси ко родителем, поведав им бывшая. Они же, видевше Владычнее к тебе милосердие, благодарственне воспеша Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум добрый от юности стяжавая, к небесным чистое сердце твое устремил еси, преподобне Никодиме. Сего ради вопием ти: Радуйся, сыне молитвы, рождших тя земледельцев похвало; Радуйся, от младых лет к Церкви Божией прилепивыйся. Радуйся, труды своя молитвою выну услаждавый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Ист.: Описание о российских святых. С. 179-180; Житие прп. Никодима, Кожеезерского чудотворца//ПС. 1865. Т. 1. С. 214-238. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 334; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44-45; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 10. Июнь. С. 49, 266-267; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-85; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),

http://pravenc.ru/text/116050.html

Иоанн пришел в церковь (ныне собор) Покрова, или Василия Блаженного, и просил у протоиерея место, где бы ему лечь. Протоиерей понял святого и поручил ему самому указать место для могилы. После того святой зашел в баню за Москворецким мостом, снял с себя вериги, облился 3 раза водой, лег на скамью и, сказав: «Простите меня, братия. Когда я умру, отнесите тело мое к церкви Покрова, ко гробу Василия Блаженного, чтобы протоиерей похоронил его», скончался. Царь Феодор, узнав о смерти св. Иоанна, приказал похоронить его с великим торжеством. Много исцелений совершилось на могиле святого. В 1672 г. обретены были мощи его нетленными и почивают под спудом в Покровском соборе. Преподобный Никодим, Кожеезерский чудотворец, родился в Ростовском уезде. Родители его занимались хлебопашеством и скотоводством. Однажды, когда он, будучи еще юношей, пас отцовских овец, то услышал в поле голос, звавший его: «Никодим! Никодим!» Испуганный зовом, юноша Никита (так звали его в мире) прибежал к родителям и рассказал о случившемся. «Верно быть тебе монахом Никодимом!» – сказали тогда родители сыну. Так и случилось. Никита переселился в Москву для заработка. Тут однажды остановился он у землянки юродивого Илии. Юродивый, увидев Никиту, воскликнул: «Ко мне пришел пустынник Хозьюгский!» После сего Никита поступил в Чудов монастырь и был пострижен с именем Никодима. Его очень полюбил Пафнутий, настоятель монастыря. Сделавшись митрополитом крутицким, Пафнутий взял его к себе. Но многолюдство архиерейского дома было не по душе Никодиму, и он, с согласия Пафнутия, удалился в Кожеезерскую обитель, где прожил в подвигах полтора года. Отсюда, избегая славы, удалился в близ находившуюся пустыню, на берегу реки Хозьюги. Здесь, среди непроходимых болот, в чаще густого кустарника, поставил себе маленькую келью и начал подвизаться в труде на устроенном около келии огороде, в молитвах и псалмопении. Ни днем, ни ночью не давал себе отдыха, лишь к утру, и то сидя, дозволял себе немного подремать. Молитвой Иисусовой отражал страхования бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святые мощи старицы были перевезены в Казанско-Богородский храм г. Мелеуза Уфимской епархии. Ныне святые мощи находятся в Покрово-Эннатском мужском монастыре с. Дедово Федоровского района Уфимской епархии. Схимонахиня Зосима, моли Бога о нас! Блаженная старица Марфа (Смирнова) (1850–1927 г.) Марфа Лаврентьевна Смирнова родилась в середине XIX века в семье крепостных крестьян. После рождения девочки умер её отец, вскоре умерла и мать. Сироту взял на воспитание сводный брат. С двенадцати лет Марфа работала на фабрике. Православному фабриканту нравилась кроткая сирота, он отпускал её каждую весну в паломничество по святым местам, при этом перед каждым паломничеством он передавал с ней крупные пожертвования в монастыри. Во многих монастырях побывала Марфа, наконец, в Кожеезерском Богоявленском мужском монастыре в Архангельской губернии она обрела духовного отца, игумена монастыря. Когда после тридцати лет странничества Марфа заболела, она написала своему духовнику: – Помолись обо мне, отче, чтобы мне не заваляться. – Ты полежишь, а не заваляешься, – ответил старец. По Промыслу Божиему болезнь была попущена для того, чтобы оставшиеся двадцать два года она непрестанно молилась. Всё это время Марфа была прикована к постели. Она мужественно переносила болезнь, с благодарностью обращалась к Господу со словами: «Господи, я великая грешница и недостойна такого места, где теперь нахожусь, а Ты девяносто девять овец оставил, а за мной одной погнался, меня взял в охапочку, да и держишь теперь». Многие верующие люди приходили к праведнице за духовным советом, утешением, её молитв просили тяжелобольные, и те, кто находился в затруднительном положении. По молитвам блаженной старицы мирились враждующие, больные – получали исцеление. Ухаживала за старицей Евдокия Мельникова. По свидетельству келейницы Евдокии: «Три последних года перед смертью старица пролежала неподвижно на левом боку, за двадцать два года у нее ни разу не образовалось пролежней. Ела она очень мало, почти все, что ей приносили, отдавала нуждающимся людям. Долгое время она помогала семье священника Николая Житникова, который служил в Сретенском храме в городе Кинешме… Через о. Николая блаженная старица поддерживала отношения с Патриархом Тихоном (По благословению Патриарха старицу сфотографировали.)»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1944-1995 гг. территория Архангельской епархии находилась в границах Архангельской и Мурманской областей и Коми АССР. К весне 1944 г. в епархии действовали 35 храмов, в 1955-м - 31 (в Архангельской обл.- 26, в Мурманской обл.- 4, в Коми АССР - 1), в 1987-м - 21 (в Архангельской обл.- 15, в Мурманской обл.- 2, в Коми АССР - 4), в 1995 г.- 114 храмов. В 1955 г. в клире епархии состоял 41 священник, 5 диаконов, в 1987-м - 30 священников, 8 диаконов, в 1995 г.- 93 священнослужителя. В 60-70-х гг. XX в., несмотря на активную антирелиг. политику властей (в Мурманской обл. в 1960 было закрыто 2 храма из 4, власти запретили крестить детей), процент правосл. населения оставался высоким. В 1961 г. в Котласском р-не Крещение в правосл. храмах приняли 51,5% новорожденных, в Сольвычегодске за 1964 г. количество Крещений возросло на 30%, за 1970 г. в Архангельской обл. число треб возросло в городских храмах на 2%, в сельских - на 24%. А. и Х. е. в 90-х гг. XX - нач. XXI в. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Активное возрождение церковной жизни в епархии началось в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. Трудами еп. Исидора (Кириченко) , а затем его преемника еп. Пантелеимона (Долганова) были созданы правосл. общины в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких о-вах и во мн. поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. возобновлено издание газ. «Архангельский епархиальный вестник». Постепенно возрождается жизнь мон-рей: в 1991 г. открыт Артемиев Веркольский муж. мон-рь, в 1992 г.- Антониев Сийский, в 1995 г. - Иоанно-Богословский женский монастырь , в 2000 г.- Кожеезерский в честь Богоявления Господня мужской монастырь . В 1998 г. еп. Тихон освятил архангельское подворье Соловецкого мон-ря. 10-15 окт. 1994 г. работал епархиальный семинар «Введение в православную педагогику». В 1995 г. в Архангельске был открыт заочный филиал ПСТБИ, в 2000 г. на 3 фак-тах филиала (богословско-пастырском, катехизаторском и педагогическом) обучалось более 30 чел. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации Архангельской обл., Отделом религ. образования и катехизации Московского Патриархата и Поморским международным ун-том им. М. В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. В чтениях участвует духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели МДА и СПбДА, педагоги, светские ученые.

http://pravenc.ru/text/76432.html

1796 Устав напечатан, как мы указывали выше, в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографич. Комиссией. 1797 Вел. кн. Георгий или Юрий Всеволодович пал в битве с Татарами на Сити не 4-го Февраля, а 4-го Марта, так что установители празднования его памяти ошиблись на целый месяц. 1798 Проявление мощей значит обретение мощей; в другом уставе Московского Успенского собора, напечатанном в VI томе Вивлиофики Новикова, вместо: проявление мощей и стоит именно: обретение мощей, – стр. 211. Но обретение мощей было 14-го Июня, – Никон, лет. VI, 41 и Воскресенск. лет. в Собр. летт. VIII, 171. Что значит в данном случае «проявление мощей» и по какому поводу установлен был праздник, это объясняют святцы с летописью, напечатанные в Москве, в 1648-м году, в которых читается под 4-м Августа: «Проявление мощей иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского: святитель Пётр митрополит явися благочестивой царице Анастасии (т. е. супруге Грозного, вступившей в брак с ним 13 Февраля 1547-го года и скончавшейся 7-го Августа 1560-го года), не повелевая никомуже гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку запечатлети, и того дня уставиша праздник сей праздновати», см. в Памятниках Московской древности Снегирева стр. 7 (в каталоге Русских святых половины XVII века, находящемуся в академич. ркп. 201, читается о празднике нашего дня: «в 4 день явление иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского и всеа России благочестивой царице Анастасии», – л. 326 об.). 1799 Преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока, I, 315, говорит, что со времени патр. Иоакима перестали быть вносимы в печатные книги: под 13-м Июня Андроник Московский и под 31-м Июля Никодим Кожеезерский, но, вероятно, он разумеет не 48-ю главу Устава и не святцы, а Пролога. 1800 Память митр. Ионы, положенная собором 1547-го года на 30-е Марта (вместо 31-го, составляющего действительный день его кончины) в XVI веке праздновалась в Московском Успенском соборе, в разные дни, как укажет царь или патриарх. В Выходах государей записаны дни её празднования; 29:30 и 31 Марта, 1:4, 16:21, 23 Апреля, 13 Мая и 6 Июня. Почему перенесена, намять с 30 Марта на 15-е Июня, сказать не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда умерли его дети, он убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого мон. Там он постригся с именем Никона. Отличаясь сам суровым подвижничеством, он требовал того же и от остальной братии, чем вызвал со стороны ея вражду к себе. Никон ушел в Кожеезерский мон., где в 1643 г. был избран игуменом. В 1646 г. он ездил по монастырским делам в Москву и являлся к царю. Величественная наружность, умные и увлекательные речи Никона произвели сильное впечатление на молодого, прилежавшего к Церкви, государя. С этого времени началось их сближение, перешедшее в тесную дружбу. Они прекрасно дополняли друг друга. «Юный царь», пишет в своей истории русской Церкви прот. Н. Вознесенский, «отличался чрезвычайно мягким и уступчивым характером, давшим ему в истории имя «Тишайшего». Вместе с тем в Алексее в эту пору были очень живы и сильны идеальные церковные стремления, и его не могла не угнетать окружающая его боярская среда, так печально заявившая себя перед тем грубым своекорыстием и отсутствием всяких идеальных стремлений. Никон, этот колосс по твердости воли, ясности и широте ума, явился в это время как бы крепкой опорой для неустановившегося еще царя, тем более, что при яркой и резкой определенности натуры, это был и убежденный и горячий до энтузиазма церковный идеалист в своем испытанном аскетизме навыкший ставить путь к небу выше всего земного. Алексею был нужен живой образец православной христианской мудрости и святости: Никон в эти первые годы и давал ему все это в себе, в своей богато одаренной, светлой и цельной личности». Царь, желая иметь этого своего «собинного» друга около себя, повелел перевести его архимандритом московского Новоспасского мон., где была родовая усыпальница Романовых. Алексей часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков. В свою очередь, Никон должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Благотворительность еще более сближала их. В 1648 г. Никон был назначен новгородским митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

243-247 247-247 247-248 248-248 248-252 252-252 252-254 254-258 НИФАЛИЙ [Нефалий] (кон. V - нач. VI в.), церковный писатель, сторонник антихалкидонского богословия 258-258 НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) 258-267 НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 267-279 НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) 279-281 НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря 281-282 НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 282-284 НИФОНТ (1736 - 28.12.1809), прп., Хиосский (пам. греч. 28 дек., 14 июня), иером., видный представитель движения колливадов, основатель мон-ря Благовещения на Скиатосе, т. н. вождь колливадского рассеяния НИФОНТ прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 284-285 285-286 НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875) 286-291 291-294

http://pravenc.ru/vol/LI.html

В этот же период Н. редактировал следующее переиздание Большого святительского Требника (М., 1651), получая, как и ранее, регулярное жалованье из приказа Книгопечатного дела. В расходной книге остались собственноручные подписи Н. («справщик бывшеи богородицкои ключарь Иван Васильев» - РГБ ОР. Ф. 596 (Голубцов А. П.). 2. Л. 3; см. также: Там же. Л. 7; РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 42. Л. 335, 484 об.; 43. Л. 33 об.; 51. Л. 36). Деятельность Н. на Печатном дворе не сводилась к публикации исключительно полемических и канонических текстов и способствовала расширению тематики изданий Печатного двора, не ограниченной теперь публикацией только богослужебных книг. Обширные знания позволяли ему редактировать памятники разнообразной направленности - Соборное Уложение 1649 г., Пролог (М., 1641, 1642, 1643). Кроме того, Н. выступил в роли агиографа своего 1-го наставника, подготовив Записку о жизни прп. Дионисия (Зобниновского). Идея создания Жития прп. Дионисия принадлежала насельнику Кожеезерского в честь Богоявления муж. мон-ря Боголепу (Львову). Троицкий инок Симон (Азарьин) в 1648 г. обратился за помощью к Н. как к очевидцу осады Троице-Сергиева мон-ря и его освобождения, а также участнику книжной справы 1616-1619 гг. Н. передал свои воспоминания Симону (Азарьину), к-рый включил их отдельным разделом в Житие. В Записке Н. подробно остановился на фактах рассылки грамот из обители, сетуя, что тексты многих из них утеряны, и призывал сохранять существующие; писал о создании странноприимных домов для бедных, о книжной справе 1616-1619 гг., составил подробный список исправленных ошибочных чтений, упомянул о роли Иерусалимского патриарха Феофана IV в оправдании справщиков. В Записке Н. выступает ближайшим помощником прп. Дионисия (Зобниновского). Во мн. списках текст Жития расширен дополнительными главами из текстов Н. против прилога «и огнем». По мнению исследователей, Записка была составлена в период с 1648 по 1654 г. Актуализация идей и текстов Смутного времени в кон. 40-х гг. XVII в. в творчестве Симона (Азарьина) и Н. была одним из проявлений назревавшего военного конфликта между Россией и Речью Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010