Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский (+ 1640) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 3 июля в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Никодим, в миру Никита, родился в крестьянской семье в Ростове. После смерти родителей он переселился в Ярославль. Он занимался изготовлением гвоздей и вел скромную, богомольную и трудолюбивую жизнь. При архимандрите Пафнутии (см. житие прп. Ферапонта — 12 дек.) он поступил в московский Чудов монастырь, принял там постриг и провел 11 лет в строгих подвигах. Когда же настоятель Чудова монастыря стал митрополитом Крутицким, он последовал за ним на Крутицы, но через год удалился в Кожеезерский монастырь в Архангельском краю, на Кожозере. Поселился он в уединении, на берегу реки Хозьюги. Здесь он занимался рыболовством и обрабатывал небольшой огород. В Москве хранили о нем благоговейную память. Сам Патриарх прислал ему шубу, но он отдал ее в монастырь. Перед кончиной он пришел в монастырь и скончался в 1640 г. В 1695 г. его причислили к лику святых. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков. • Кожеезерский монастырь стоял на севере Новгородской земли, на Лопском п-ове около Кожозера (ныне Онежский р-н Архангельской обл.). • 5 верстах от монастыря на р. Хозъюге (ныне р. Никодимка) преподобный устроил себе келью и провел там в безмолвии 35 лет. На месте его подвижничества был водружен крест, у которого совершалисъ чудесные исцеления, целебную силу имели также иноческая мантия и посох святого. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437429/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никодим Кожеезерский, Хозьюгский, прп. - житие Преподобный Никодим, Кожеезерский чудотворец (память 3 июля по старому стилю) Преподобный Никодим Кожеезерский (Хозьюгский), в миру Никита, родился в селе Ивановка Ростовского уезда в крестьянской семье. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!», предвещавшие ему будущее иночество. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Никита вел самую скромную жизнь, довольствовался малым, отдавая избыток своего заработка нищим. В свободное время он усердно посещал храмы и иноческие обители. Приятель, с которым работал Никита, имел злую жену. Она задумала отравить мужа и насыпала в пищу яд. Муж ее умер, а Никита, обедавший с ним, получил тяжелое заболевание желудка и долго страдал от этой болезни. Однажды ему явился блаженный Василий и дал выпить из сосуда. С тех пор болезнь оставила Никиту. Как-то, проходя Кулишки, Никита остановился у хижины юродивого Илии, который, увидев его, закричал: «Хозьюгский пустынник пришел!» Эти слова сильно поразили Никиту, и он принял их как призвание к монашеской жизни: продав имущество, он пришел к архимандриту Чудова монастыря Пафнутию и попросил принять его в число братии. В монастыре он принял постриг с именем Никодим. Одиннадцать лет преподобный был примером для братии монастыря в смирении, послушании, нестяжании, и братолюбии. В 1602 году архимандрит Пафнутий был поставлен митрополитом Сарским и взял с собой преподобного Никодима. Но угодник Божий искал жизни уединенной и подвижнической. Через год преподобный Никодим, по благословению архипастыря, отправился на север и поступил сначала в общежительную Кожеезерскую обитель, в которой прожил полтора года. Желание безмолвия привело его на речку Хозьюгу в 5 верстах от Кожеезерского монастыря. Там он поставил себе в лесной чаще небольшую келлию и прожил в ней уединенно 35 лет, подражая преподобному Павлу Фивейскому.

http://pravicon.com/info-3035

Кожеозерский Богоявленский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кожеезерский Богоявленский женский монастырь - православная женская обитель в Архангельской области, основанная в 1560 году. Монастырь закрыт в 1918 году, возобновлен в 1999 г. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан преподобным Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими в 1560 году. 30 сентября 1585 года Иван Грозный специальной грамотой пожаловал обители Лопский остров на Кожеозере, а вокруг него «матерой земли о четырех верст». Кроме того, Серапион Кожеезерский приобрёл за двести рублей земли в деревнях Керешка, Клещево, Канзапелда и Пияла на реке Онеге, а также «доли» в солеварнях на берегу Белого моря. В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи. В конце XVI века в монастыре постригся и прожил около трёх лет блаженный Леонид Устьнедумский (после он перешёл в Соловецкий монастырь). На рубеже XVI-XVII веков в монастыре жил св. Никодим Хозьюгский. После него в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский. В 1630-х годах в обитель из Анзерского скита перешёл Никон, и в 1643 году по просьбе братии он был поставлен игуменом. Никон наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время Никон познакомился с будущим царём — семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря. В 1642 году княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней. В 1764 году монастырь был упразднён; в 1853 — возобновлён. В 1885 году из часовни над гробницей св. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

http://azbyka.ru/palomnik/Кожеозерский_Б...

На Кожозере были написаны и первые иконы прп. Никодима ( Рягузова. 2002. С. 38-45), о чем сообщалось в документе от 6 июня 1741 г.: «В расходе того числа Пияльской волости иконописцу Петру Ортемонову за письмо Богородично и двух Никодимовых образов и за дело рамок плачено девяносто копеек» (ГААО. Ф. 441. Оп. 6. Л. 10). 1850-2014 гг. Летом 1850 г. в приходе на Кожозере сгорела единственная ветхая церковь, а 25 янв. 1851 г.- часовня над могилой преподобных Серапиона и Авраамия. В мае по указу Синода К. м. был возобновлен как приписной к Корельскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю На нужды К. м. известный московский благотворитель П. М. Александров пожертвовал 10 тыс. р., а позже завещал еще 40 тыс. р. По Высочайшему указу от 30 мая 1853 г., К. м. стал самостоятельным, второклассным. Иером. Пармен (Правоторов; † 1867), постриженик Соловецкого монастыря, управлял обителью. В 1855 г. в К. м. была построена и освящена 3-престольная деревянная Богоявленская ц. с колокольней. Одновременно над гробницей преподобных Серапиона и Антония (Авраамия) Кожеезерских была поставлена часовня для чтения Псалтири. В 1861 г. еп. Архангельский Варлаам (Успенский) поручил иером. Митрофану (Правоторову; † янв. 1884), брату иером. Пармена, дальнейшее восстановление обители. Вскоре по ходатайству нового настоятеля в пользу К. м. были отписаны принадлежавшие ранее мон-рю земли (4 версты вокруг Кожозера) и местность с часовней прп. Никодима на р. Хозьюга. В 1862 г. попечением игум. Митрофана Архангельская палата гос. имущества вернула мон-рю земли, ранее захваченные крестьянами-арендаторами. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. В 1864 г. в К. м. по проекту губ. архит. Васильева началось возведение, а в 1884 г. состоялось освящение 5-главого каменного храма Успения Пресв. Богородицы с 2 приделами: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и прп. Никодима Кожеезерского. Одновременно начали строить каменную теплую трапезную, соединенную переходом с Успенской ц. В трапезной был освящен теплый храм Преображения Господня. В 1867 г. игум. Митрофан ушел на покой (похоронен в обители). В 1867-1885 гг. в К. м. сменилось более 10 настоятелей. В 1885 г., при иером. Тихоне, часовня над гробницей преподобных Серапиона и Авраамия была перестроена в каменную ц. св. Иоанна Предтечи. В 1887-1888 гг. на месте сгоревшего Богоявленского храма (рядом с Иоанно-Предтеченской ц.) была возведена и 15 янв. 1889 г. освящена новая теплая деревянная соборная ц. Богоявления (РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 35. 1987 г.). Ок. 1898-1909 гг. была построена надвратная ц. Тихвинской иконы Божией Матери. На территории обители находился также 2-этажный кирпичный игуменский корпус, молочарня для хранения и обработки молока с подвалом и ледником, овин для сушки снопов, 2 амбара с погребами, кирпичная баня.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

И с тех пор, как поселился в лесу пустынник, устроялась обитель, и проносилась в народе молва про чудотворения лесного отшельника-пустынножителя, – с тех пор не так страшным представлялись взорам народа и темные леса северные. И лесные бесы все более и более из них изгонялись, удалялись в более пустынные леса. «Прежде место сие, на нем же обитель твоя, – восхваляет напр. Антония Сийского жизнеописатель его, – никто же знаяше е, и никим же именовано бысть, точию зверем и бесом жилище тогда обреташеся. Ныне же егда благоволи Бог призрети на нь; тогда обитель твоя тобой красуется и твоим именем именуется, и оттоле обычай от всех человек именоватися Живоначальные Троицы Антониева пустыня, от нея е пустыни святымити молитвами беси далече прогнани суть и безвестни быша; вместо же сих Богом спасаема, святыми ангелы призираема и честными иноки населяема, в ней же Бог в Троицеприсно славится и божественные песни непрестанно воспеваются. О пустыня святая и присноблаженная, спасаемая Богом, ангелом превозлюбленная, всем человеком превожделенная!» 41 Теперь в лесах представляются народу разные чудеса, разные видения пустынников чудотворцев. Люди всех чинов рассказывают про разные чудесные явления лесных отшельников. И горемычные родители, плачущие о потере сына, уведенного лесным демоном, с утешительными надеждами и верой дают обет прославившемуся уже многими чудотворениями и победами над бесами лесному пустынножителю – идти в его пустынь, сослужить молебен о возвращении погибшего сына. Вот какое напр. передается в одной легенде XVII века «чудо преподобного Никодима Кожеезерского о некоем отроце пастыря како его избави от лесного демона», чудо, которое записано было со слов самого этого пастуха: 42 «Было в лето 7196 (1688) марта в 15-й день сотворилось чудо сие так: на Онеге реке есть село Кожеезерского монастыря, именуемо Кирнешки, и в том селе, по обычаю, в то лето пасся скот; пастух был из того села, именем Григорий, сын Васильев, пас скот: в один день пас он по обычаю, день преклонился квечеру, и было поздно; пастух тот Григорий отошел за реку Кирнешку собрать скот, и как то потерял дорогу, сам не знал, куда шел, и вдруг видит перед собой как будто человека привидением, в сером одеянии и колоколец мал у него в руке, колокольцем он звонит, а сам идет вперед его и пастуха Григория зовет за собой, а этот шел за ним, и немного опомнившись, начал многих святых призывать себе на помощь, призывал и преподобного отца Никодима (Кожеезерского).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Слух о замечательном священнике Никите дошел до Москвы и по просьбе московских купцов, Никита был переведен в столицу. Здесь он прожил несколько лет на приходе, имел троих детей, но все они померли в малолетстве. Это обстоятельство произвело сильное впечатление на Никиту, он увидел в этом указание свыше – отречься от мира и удалиться в монастырь. Уговорил жену постричься в Московском женском Алексеевском монастыре, он сам ушел на Белое море в Соловки и в Анзерском ските принял пострижение в монашество с именем Никона. Не поладивши с корыстолюбивым начальным старцем скита Елеазаром, Никон оставил скит. Подвергшись на пути страшной опасности от бури, он прибыл в Кожеезерскую пустынь, находившуюся на острове Кожеезера, близ города Каргополя. В монастырь не принимали без вклада и Никон по своей бедности отдал в монастырь свои последние две богослужебный книги. Он жил здесь в строгом уединении на особом острове, предавался аскетическим подвигам, а для пропитания занимался ловлею рыбы. Когда умер Кожеезерский игумен, братия избрала на его место Никона. На третий год после избрания своего в игумены Кожеезерского монастыря, Никон отправился в Москву и здесь явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как тогда было в обычае у настоятелей монастырей, атлетическое сложение, величественная осанка, красноречие, твердая воля, аскетическая суровость и энергичность в лице Никона произвели обаятельное действе на впечатливого молодого Государя. Кожеезерский игумен до того понравился царю, что он тотчас же повелел ему остаться в Москве, и по желанию царя, патриарх Иосиф посвятил его в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь была родовая усыпальница Романовых и царь часто ездил в монастырь и беседовал с Никоном. Эти беседы производили глубокое впечатление на царя: он почувствовал расположение к Никону и сердечно привязался к нему. Царь приказал Никону ездить во дворец каждую пятницу для служения во дворцовой церкви и для беседы с ним. Скоро Никон сделался необходимым собеседником и советником царя. Пользуясь царским расположением, Никон стал ходатайствовать перед царем за угнетенных и обиженных. Царь дал Никону поручение принимать просьбы на неправоту судей. Это обстоятельство сделало Никона весьма популярным среди народа; он пробрёл всеобщую народную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В полной тишине, вдали от мира совершал святой строгое молитвенное правило о мире. Он делился с братией обители рыбой, которую любил ловить на удочку. Дикие олени безбоязненно ходили и кормились около пустынника. Ночь преподобный Никодим проводил в молитве и только изредка позволял себе дремать сидя. Пламенная молитва и упование на помощь Божию не раз спасали преподобного от бед. Так, однажды загорелась его келлия, но он не оставил ее. Взяв икону Божией Матери, святой стал молиться Богу; неожиданно пошел дождь, и огонь угас. В другой раз святой Никодим избавился молитвой от наводнения. Когда построенная преподобным келлия пришла в такую ветхость, что грозила рухнуть, иноки Кожеезерской обители поставили старцу новую келлию. Рядом с ней преподобный Никодим своими руками выкопал могилу и часто спускался в нее для молитвы. Однажды он молился в могиле всю святую Четыредесятницу. Суровыми подвигами он достиг высоких духовных дарований, стяжал дар слез и непрерывной молитвы. Бог наградил его благодатной прозорливостью и силой исцеления болезней. Однажды святому Никодиму явились два светоносных мужа: святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Дионисий, архимандрит Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Они возвестили преподобному о времени его отшествия ко Господу, которое и совершилось через 40 дней, 3 июля 1640 года. Мощи преподобного Никодима покоились под спудом в Богоявленском храме Кожеезерской обители. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков. У гроба преподобного Никодима и в пустыне, на месте келлии святого, где позднее был водружен крест, больные получали исцеления. Иноческая мантия и посох святого также получили целебную силу. Преподобный Никодим многим являлся в сонных видениях, особенно заблудившимся путникам и мореплавателям, направляя их на верный путь и спасая от смерти. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Никодим Кожеезерский, Хозьюгский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3035

Церковь совершать память сего чудотворца земли Русской. В 1609 году на обитель напали польско-литовские захватчики: настоятель и братия были умерщвлены, монастырь разорен, но по прошествии некоторого времени силами жителей Углича восстановлен. Июнь 7 Антоний Кенский, Кожеезерский Преподобный Антоний Кенский (Кожеезерский), в схиме Авраамий, ученик и преемник преподобного Серапиона (память 27 июня/10 июля) по управлению Кожеезерским монастырем мирно преставился ко Господу 27 июня 1592 года. Июнь 8 Феодор, епископ Ростовский и чудотворец Суздальский, святитель Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992; память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира в 987 году в Корсуни. По свидетельству Кормчей XIII века, список с еще более древней, равноапостольный великий князь Владимир († 1015 г.) говорил о себе: «Прием святое крещение и прослави Бога, яко сподобити прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его, первого митрополита, от патриарха и от всего собора, почтеннаго лампадою и саком, яко второго патриарха, с ним же крестих всю Русскую землю». После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В Чернигов, Белгород, Переяславль, Новгород, Владимир Волынскиий были поставлены епископы. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом. Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского († 1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую». Святитель Феодор сразу же приступил к строительству первого в Ростове христианского храма, первоначально деревянного. Он был освящен в честь Пресвятой Богородицы и простоял 168 лет. Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно враждебно встретили и самого архипастыря, и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Из его сохранившихся творений известно «Послание о земном рае», написанное в 1347 году и обращенное к епископу Тверскому Феодору Доброму. С именем святого архиепископа Василия связано церковное сказание о белом клобуке, присланном владыке в дар от патриарха Константинопольского. По преданию, этот клобук был возложен святым равноапостольным Константином († 337; память 21 мая/3 июня) на святого Сильвестра, папу Римского († 335; сведения о нем помещены под 2/15 января). Белый клобук святого Василия был для Русской Церкви символом преемственного перехода духовного средоточия Православия из Рима Древнего через Новый Рим, Царьград — в Третий Рим, Москву. Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские Преподобные Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские, подвизались в Киево-Печерской лавре. Преподобный Анатолий скончался в XII веке и был погребен в Ближних пещерах. Другой святой Анатолий, затворник, жил и скончался в XIII веке и погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах. Память преподобного Анатолия (Ближние пещеры) совершалась также 31 октября, вместе с памятью преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских. В службе преподобным отцам (28 сентября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорника святии… Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Никодим Кожеезерский (Хозьюгский) Преподобный Никодим Кожеезерский (Хозьюгский), в миру Никита, родился в селе Ивановка Ростовского уезда в крестьянской семье. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!» — предвещавшие ему будущее иночество. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Никита вел самую скромную жизнь, довольствовался малым, отдавая избыток своего заработка нищим. В свободное время он усердно посещал храмы и иноческие обители. Приятель, с которым работал Никита, имел злую жену. Она задумала отравить мужа и насыпала в пищу яд. Муж ее умер, а Никита, обедавший с ним, получил тяжелое заболевание желудка и долго страдал от этой болезни. Однажды ему явился блаженный Василий и дал выпить из сосуда. С тех пор болезнь оставила Никиту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Книга о северных пустынножителях Средневековья вышла в Архангельске 12 февраля 2016 г. 11:22 Книга «Пустынники Русского Севера. Житие преподобных и богоносных отцов Никодима и Серапиона Кожеезерских» вышла в свет в Архангельске. Святые подвизались в XVI веке в Кожеезерском Богоявленском монастыре. Издание богато иллюстрировано и содержит канон и молитвы преподобному Никодиму. Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь Архангельской епархии — уединенная пустынь, не имеющая автомобильных дорог, удаленная на многие десятки километров от селений. Монастырь находится к юго-востоку от города Онеги на Лопском полуострове, омываемом водами озера Кожи. Был основан в 1560 году священноиноком Нифонтом и преподобным Серапионом Кожеезерскими. В монастыре некоторое время (1643–1646) подвизался игумен Никон , впоследствии Патриарх Московский, при котором монастырь достиг высокого благоденствия: число братии умножилось до ста. В 1758 году за бедностью монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому, что окончательно его истощило, и в 1764 году он был закрыт не только в силу оскудения, а в силу секуляризационной политики Екатерины II. Согласно монастырскому синодику, за время от основания обители и до упразднения в ней пребывало 346 иноков. После упадка и запустения возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 году стараниями соловецкого иеромонаха Митрофана (Правоторова). В 1885 году игуменом был назначен соловецкий иеромонах Питирим, который стал подлинным восстановителем и преумножителем Кожеезерской пустыни. В результате трагических событий революционного переворота 1917-1918 годов в Кожеезерском монастыре безвинно погибли: настоятель иеромонах Арсений, иеромонах Пантелеимон; иеродиакон Иоанникий; монах Илия; послушник Михаил Черепанов; работница Марфа Зайцева; богомолец Иоанн Анциферов. В 1920-е годы монастырь упразднили. Указом епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова, † 2010) возобновлена монашеская жизнь в обители. 19 апреля 1999 года постановлением Священного Синода Кожеезерский Богоявленский монастырь был официально открыт.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010