в Енисейск), в Муроме архим. Антоний, в Кожеезерском монастыре старец Боголеп Львов, в Вятке еписк. Александр и находившийся при нем Феоктист, бывший игумен московского Златоустовского монастыря. Они хулили новопечатные книги, отыскивая в них мнимые ереси, Никона обзывали еретиком, который творит повеления нечестивых латинских пап, иные – даже антихристом; многие хулили и греческих патриархов, одобривших книжное исправление, и греческие книги, по которым правились русские; иные наконец говорили, что Русская Церковь – более не церковь, так как осквернена мерзостью антихристовою, и таинства ее – не истинные таинства. Пропаганда таких мыслей шла устно и письменно. Смелость противников книжного исправления доходила до того, что они побуждали царя низложить Никона – «пагубника и еретика» и «вступить на древнее благочестие», уничтожив новины Никоновы: об этом юродивые кричали царю, следуя за его колесницей; об этом же другие писали свои челобитные (Неронов, Лазарь, Никита, Аврамий, Александр вятский и др.). Везде сеялся раздор, везде была церковная смута. Многие церкви оставались пусты, «многие христиане отлучились от церковного входа, молитвы и покаяния, лишились принятия тела и крови Христовы»; «в церквах служил всяк по своему». Этого выносить больше было невозможно и еще до собора 1660 г. стали подвергать наказанию наиболее дерзких противников книжного исправления. Собор же 1666 г. многих из них вызывал для увещания и непокорных осудил, пригрозив на будущее время ослушникам духовным наказанием и «телесным озлоблением» 602 . Собор 1667 г. подверг всех непокорных церковной власти проклятию и «отсек от Церкви Божией», признав также справедливым «наказывать их градским законом и казнением» 603 . Таким образом начал формально существовать раскол, как отдельное от православной Церкви религиозное общество. Общие мысли, связывавшие раскольников в одно общество, следующие: православная церковь уклонилась в ересь (никонианство) и последовала воцарившемуся на земле антихристу; новопечатные книги (со времени Никона) полны ересей и только старые суть истинные; по ним должно совершать церковные службы; равным образом только старым или со старых писанным иконам покланяться; 8 – й член символа веры читать с прибавкой «истинного»; аллилуия говорить дважды; имя Спасителя произносить и писать «Исус»; креститься и благословлять двуперстно, почитать осьмиконечный крест; в крестных ходах ходить посолонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 17 1612 Преподобномученик Галактион Вологодский. Сентябрь, 24 1612 Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский. Март, 20 1612 Преподобный Трифон, архимандрит Вятский. Октябрь, 8 1612 Преподобный Антоний Леохновский. Октябрь, 17 ок.1613 Преподобный Иоанн, затворник Псковский. Октябрь, 24 1616 Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Январь, 13 1616 Праведная София, княгиня Слуцкая. Март, 19 1617 Преподобный Адриан Монзенский. Май, 5 1619 Преподобный Поликарп Брянский. Февраль, 23 1620 Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец. Октябрь, 2 1622 Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Январь, 22 1623 Преподобный Вассиан Тиксненский. Сентябрь, 12 1624 Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый. Декабрь, 21 1628 Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. Июль, 17 1628 Преподобный Иов Ущельский. Август, 5 1628 Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Май, 12 1633 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский. Ноябрь, 27 1633 Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский. Июль, 3 1640 Преподобномученик Симон Воломский. Июль, 12 1641 Праведныи Симеон Верхотурский. Сентябрь, 12 1642 Преподобномученик Афанасий Брестский. Сентябрь, 5 1648 Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский. Январь, 16 1650 Преподобный Иов, игумен Почаевский. Октябрь, 28 1651 Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский. Май, 2 1652 Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский. Апрель, 6 1652 Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Май, 2 1654 Преподобный Лукиан Александровский. Сентябрь, 8 1654 Преподобный Леонид Устьнедумский. Июль, 17 1654 Преподобный Елеазар Анзерский. Январь, 13 1656 Преподобный Филипп Янковский, Сухонский. Август, 17 1662 Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский. Июль, 24 1667 Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Май, 11 1672

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

При таком отношении епархиальных архиереев к реформам новоисправленные книги, конечно, попадали в дальние города и монастыри, но это вовсе не означало, что духовенство и братия будут по ним совершать богослужение. Митрополит Ростовский Иона, который поддерживал Никона, вынужден был обратиться к пастве своей епархии с несколькими окружными посланиями, добиваясь исправления богослужебных обрядов — например, освящения воды лишь в канун праздника Богоявления (6 января). Игумен и братия Кирилло–Белозерского монастыря, впоследствии оскорблявшие и унижавшие сосланного в их обитель Никона, не хотели подчиниться этим распоряжениям своего правящего архиерея  . На всем протяжении 2–й половины XVII в. во многих монастырях снова и снова возникало сильное противление «никонианским книгам», как это видно из многочисленных посланий епархиальных архиереев  . Илия, архимандрит Соловецкого монастыря, собственноручно подписал приговор Собора 1654 г., но в свою обитель он возвратился отнюдь не сторонником реформ Никона и до самой своей смерти († 1659) оставался в единодушии с братией, которая на монастырском соборе 8 июля 1658 г. постановила новых книг не принимать и совершать богослужение по старым книгам. Ни один другой монастырь не отверг реформ Никона с такой решительностью, как Соловецкий. Вообще, воззрения сторонников оппозиции колебались от обескураженности до религиозного фанатизма; последний, впрочем, будучи болезнью религиозного сознания той эпохи, свойствен был не только протопопу Аввакуму, но и патриарху Никону. Старец Боголеп Львов из Кожеезерского монастыря, с самого начала отвергший «еретические» исправления Никона, в течение 10 лет отказывался от исповеди у духовника обители и 20 лет не причащался, чтобы не запятнать «чистоты» своей веры, — поведение, весьма характерное для подобного фанатизма  . Такие случаи были вовсе не единичными, число их росло с каждым годом, и происходило это еще до приговора 1667 г. Приведем еще один пример: строгий подвижник Авраамий, иеромонах Богородицкого монастыря в окрестностях Нижнего Новгорода, тесно связанный с Аввакумом, покинул свою лесную хижину, где он до тех пор вел жизнь, исполненную молитвы и совершенного отречения от мира, и пришел в Москву, чтобы вручить царю свою челобитную, в которой обрушился с обличениями на реформы Никона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Житии же Никодима блаженный одет в некую «стамъбрдную» 569 одежду. Единственный «одетый» святой из московских юродивых XVI в., это Иоанн Водоносец. Иконописный подлинник изображает Иоанна, московского чудотворца, «в колпаке великом» и «в свите празеленной», под которой святой скрывает свои вериги, тяжёлые железные кресты и кольца 570 . В приведённом эпизоде из КР Жития Никодима угадывается характерная для св. Иоанна манера исцеления: Водоносец обычно подробно расспрашивал больного о причине заболевания 571 . Так, при встрече с Никитой блаженный спрашивает: «Чимъ болиши?», а исцеляет в «шестый час» 572 в любимом месте – у Покрова на Рву, дав Никите испить из малого сосуда. Из Жития известно, что Иоанн работал в Вологде на солеварнях, где носил воду, отчего и прозван был Водоносцем 573 . В пользу того, что юродивый, исцеливший Никиту от многолетней болезни живота, был Иоанном Московским, говорит и совпадение дат. Так, блаженный Иоанн приходит в Москву незадолго до своей смерти и умирает в 1589 г. После своего исцеления Никита почти сразу идёт в Чудов монастырь и там подвизается 11 лет (1589 г. + 11 лет=1600 г.), на Крутицах с духовным отцом, митрополитом Пафнутием, проводит «лто едино». Около 1601/1602 г. старец Никодим приходит в Кожеозерский монастырь 574 , где, потрудившись на братию «лто едино и месяц шесть», уходит в «Хозьюскую пустыню, иже есть от Кожеезерския обители на запад за десять поприщъ, ей же ниоткуду пути прилжащу, силою Бога соизволи себе в лто 7111-го (1602/1603 г.) (...) и пребысть в ней 36 лт» 575 . По мнению В.О. Ключевского 576 , КР Жития Никодима была составлена кожеозерским иноком – Боголепом Львовым. Известно, что список своей «Повести» Боголеп послал патриарху Иосифу, как об этом читаем в Житии преп. Дионисия Зобниновского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря, составленном Симоном Азарьиным: «Той инокъ, имянуемый Боголпъ Львовъ, того же Кожеозерскаго монастыря постриженикъ, бяше прежде бывый полаты царевы, списаниемъ возвщаетъ о сихъ святейшему Иосифу, патриарху Московскому» 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кожеозерский Богоявленский монастырь: современный опыт возрождения обители Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 8 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Кожеозерский Богоявленский монастырь в Архангельской епархии по праву считается одной из самых труднодоступных обителей современной России. Он находится на расстоянии 70 км от ближайшего населенного пункта, на Лопском полуострове в огромном и прекрасном Кожеозере, окружен труднопроходимыми лесами и болотами. Основанный в XVI веке преподобным Серапионом Кожеезерским 1 , — татарином, обратившимся из ислама, он стал славной обителью, в которой подвизалось десять святых, кроме самого основателя — преподобные Нифонт, Авраамий, Никодим, Лонгин, Корнилий, Герман и Боголеп Кожеезерские, Леонид Устьнедумский и Феодосий Сийский. В ХХ веке северный монастырь подвергся нападению большевиков, мученическую смерть за Христа приняли настоятель иеромонах Арсений, иеродиакон Пантелеимон, иеродиакон Иоан­никий, послушник Михаил Черепанов, и трудники — И. Я. Анцыферов, М. Зайцева. После упразднения монастыря на полуострове находился концлагерь, затем поселок ссыльных, но в 1960-х и он был расформирован, и остались лишь ветшающие здания да лесничий кордон. Возрождение иноческой жизни в Кожеозерском монастыре в наши дни во многом связано с трудами иеромонаха Михея. Иеромонах Михей, а тогда Михаил Разиньков был послушником Оптиной пустыни. Он пришел в этот монастырь с самого его открытия, в 1988 г. Однажды, в 1994 г. он поехал на Кавказ к старцу, а когда вернулся в Оптину, узнал, что 10 человек ушло из монастыря. Уехали они на север, в Карелию, основывать скит. Еще было время до конца отпуска, и брат Михаил поехал к ним. Вначале ему там не очень понравилось, ведь вся его жизнь была связана с Оптиной пустынью, “там, в Оптиной благодать не просто лилась, мы купались в благодати, все там было родное”, — скажет потом батюшка. Да и у людей тех ничего со скитом не получилось, братия разошлись кто куда, а послушник Михаил оказался в Троице-Сергиевой Лавре. Но все же он опять хотел поехать на север, подальше от людных мест, к трудам и лишениям, к строгой, величественной природе. Часто вспоминалось ему оставленное место: большое озеро, километров семи в длину, на берегу — старинный храм… Взял все-таки Михаил благословение у духовника и отца наместника и поехал попробовать… Присоединились к нему еще двое послушников.

http://pravmir.ru/kozheozerskiy-bogoyavl...

Митрополит Ростовский Иона, который поддерживал Никона, вынужден был обратиться к пастве своей епархии с несколькими окружными посланиями, добиваясь исправления богослужебных обрядов — например, освящения воды лишь в канун праздника Богоявления (6 января). Игумен и братия Кирилло-Белозерского монастыря, впоследствии оскорблявшие и унижавшие сосланного в их обитель Никона, не хотели подчиниться этим распоряжениям своего правящего архиерея . На всем протяжении 2-й половины XVII в. во многих монастырях снова и снова возникало сильное противление «никонианским книгам», как это видно из многочисленных посланий епархиальных архиереев . Илия, архимандрит Соловецкого монастыря, собственноручно подписал приговор Собора 1654 г., но в свою обитель он возвратился отнюдь не сторонником реформ Никона и до самой своей смерти († 1659) оставался в единодушии с братией, которая на монастырском соборе 8 июля 1658 г. постановила новых книг не принимать и совершать богослужение по старым книгам. Ни один другой монастырь не отверг реформ Никона с такой решительностью, как Соловецкий. Вообще, воззрения сторонников оппозиции колебались от обескураженности до религиозного фанатизма; последний, впрочем, будучи болезнью религиозного сознания той эпохи, свойствен был не только протопопу Аввакуму, но и патриарху Никону. Старец Боголеп Львов из Кожеезерского монастыря, с самого начала отвергший «еретические» исправления Никона, в течение 10 лет отказывался от исповеди у духовника обители и 20 лет не причащался, чтобы не запятнать «чистоты» своей веры,— поведение, весьма характерное для подобного фанатизма . Такие случаи были вовсе не единичными, число их росло с каждым годом, и происходило это еще до приговора 1667 г. Приведем еще один пример: строгий подвижник Авраамий, иеромонах Богородицкого монастыря в окрестностях Нижнего Новгорода, тесно связанный с Аввакумом, покинул свою лесную хижину, где он до тех пор вел жизнь, исполненную молитвы и совершенного отречения от мира, и пришел в Москву, чтобы вручить царю свою челобитную, в которой обрушился с обличениями на реформы Никона.

http://sedmitza.ru/lib/text/436645/

Симон (Азарьин) присоединил к Житию рассказы о 13 чудесах преподобного, из к-рых последнее произошло в 1652 г. Первые известные чудеса по молитвам к Д., датируемые 1633-1634 гг., совершались в кругу его учеников и последователей. Симон записал рассказы о явлениях Д. его ученику, бывш. архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Перфилию, свящ. Служней слободы Феодору, мон. Вере из хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря - Д. благословлял их или утешал. Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Одним из ранних центров почитания Д. стал Кожеезерский в честь Богоявления муж. мон-рь. Здесь старец Боголеп (Львов) записал рассказ о явлении прп. Никодиму Кожеезерскому митр. св. Алексия вместе с Д. и послал запись патриарху Иосифу . В 1648 г. рассказ о явлении Д. прп. Никодиму слышал П. Головин, бывший тогда воеводой на р. Лене. В том же году в Троице-Сергиев мон-рь для поклонения гробу Д. приехали донские казаки, поведавшие о том, что преподобный «велику» им «помощь подавал явлением на море на супротивныя». В 1650 г. со слов инока Антония (Яринского) был записан рассказ донских казаков о явлении их «старейшине» Богоматери с апостолами Петром и Иоанном и с преподобными Сергием, Никоном и Д. и о предсказании поражения от турок. В кон. XIX в. при Владимирской ц. в Ржеве был устроен придел во имя Д. В Успенском соборе Старицкого мон-ря посвященный преподобному придел был освящен 28 сент. 1897 г., в обители хранилась митра Д. Симон (Азарьин) включил имя Д. в составленный им ок. сер. 50-х гг. XVII в. Месяцеслов под 10 мая (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 316 об.). С таким же днем памяти Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Московский митр. св. Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Д.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает о преподобном Серапионе следующее: “Есть житие и служба, в которой другой канон «Творение Макария, Митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря” 29 . Однако в последнем издании Богослужебных Миней, вобравших в себя максимально обширную русскую гимнографию, отмечена лишь память святого в день его преставления — 27 июня. Поэтому, возможно, у отца Леонида ошибка, так как указанный им автор является составителем службы преподобному Никодиму Кожеезерскому 30 . Деятельность преподобного Серапиона и прежде всего строительство Кожеезерского монастыря пришлась на тяжелое время в Русском государстве: начало опричнины, затянувшаяся Ливонская война, пресечение царской династии, начало Смутного времени. Однако Кожеезерская обитель явилась школой благочестия и воспитания иноческого духа. Как известно из истории, позднее в Кожеезерском монастыре под руководством его основателя полагали начало своим монашеским подвигам преподобный Леонид Усть-Недумский (†1654; пам. 3 июля) 31 , а также преподобный Никодим Кожеезерский (†1640, пам. 3 июля) 32 . М. В. Толстой сообщает имя еще одного инока-сподвижника: “Антонием, по местному преданию, назывался в схиме блаженный Авраамий, ученик и преемник преподобного Серапиона” 33 . С 1642 г. по 1646 г. настоятелем обители был игумен Никон, ставший впоследствии Всероссийским Патриархом (†1681) 34 . Таким образом, преподобный Серапион нашел в Московской Руси свою вторую Родину и драгоценную жемчужину (см. Мф 13:46) — святое Православие. Все названные святые трудились на благо святого Православия, созидая своими трудами и подвигами святую Русь, нашу страну. Их святость и ревность служат и поныне добрым примером всем, обращающимся к их духовным заветам. “Тела их погребены в мире, и имена живут в роды; народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу” (Сир 44:13–14). Русская Православная Церковь, совершая их священную память, являет нам их благочестивые заветы молитвенного служения миру и братолюбию наших соотечественников. Русские святые, подвизавшиеся вне пределов Русской Церкви

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

Преподобный Серапион Кожеезерский (+ 1611) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 июня в день преставления В числе пленных казанских татар был приведен в Москву в 1551 г. мурза Тургас Гравирович. Он принял св. Крещение с наречением ему имени Сергий и жил в доме московского боярина Захария Плещеева. Новокрещеный Сергий так искренне воспринял Христову веру, что решил себя всецело посвятить Богу. Он обошел многие обители, и на пустынном острове озера Кожи в 1560 г. он встретил инока-отшельника Нифонта. После испытаний и совместного подвижничества св. Сергий принял иноческий постриг с наречением ему имени Серапион. Когда к преподобным отцам стала собираться братия, то было решено основать обитель. Св. Серапион получил от царя Феодора Иоанновича грамоту на выделение земли для монастыря. Им были сооружены два монастырских храма: в честь Святого Богоявления и во имя святителя Николая. Сказание о житии строителя монастыря оставил в 1613 г. инок Кожеезерской обители Боголеп.Кожеезерский Богоявленский монастырь основан на полуострове Лопском, в 110 верстах к югу от г. Онега (Архангельская обл.), вблизи Кожеезера. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437390/

Радуйся, бодрственнаго к себе внимания стяжателю; Радуйся, Антония, Онуфриа и Павла Фивейскаго единонравниче. Радуйся, яко со онеми днесь на небесех ликуеши; Радуйся, яко с теми Христу ныне молишися, да низложится сила диаволя. Радуйся, от Бога над многими, яко верен раб, поставленный; Радуйся, еще в житии на земли, яко чудотворец дивен явленный. Радуйся, страны нашея славо и украшение; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 8 Странники суща на земли сей, преподобне Никодиме, враг присно искушает ны и многи поставляет препоны, да не достигнем отечествия небеснаго; но ты, яко сокрушивый того ухищрения, помози нам, житие твое поминающим. Дадеся бо ти благодать помыслы разумети, недуги целити и выну быти со призывающими тя верою и купно Богу поющими: Аллилуиа. Икос 8 Все житие наше на земли печали и скорби полно есть, искушения же и падения предлежит нам претерпети; но ты помози нам, преподобне, да благодарственно зовем ти: Радуйся, помышления сердец провидевый; Радуйся, злонравнаго Феодосия на путь спасения призывавый. Радуйся, гордыню того обличивый; Радуйся, Иоанну ученику твоему и инем от зубнаго недуга даровавый изцеление. Радуйся, тогожде очесем возвративый зрение; Радуйся, в мори потопляемым ловцем скорое избавление приведый. Радуйся, яко никтоже, вразумления иский, тощь от тебе отыде; Радуйся, сердец скорбных уврачевателю. Радуйся, яко коегождо от мудрости жития твоего наставлял еси; Радуйся, нищ сый плотию богатство многоценное дарований духовных имевый. Радуйся, аки крин в Хозьюгстей пустыни явивыйся; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 9 Всею душею прилепився Богови, славою земною не уязвился еси, преподобне Никодиме, дар бо патриарха, аще и с честию приял еси, абие обители предал еси, глаголя: «Довлеет моей худости единаго рубища». Темже и нас добродетели сей научи, во еже чистыми усты пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии премудрии высоту твоих подвигов всюду возвестиша, преподобне, темже и первосвятитель Церкве даром своим смирение твое чествовати хотяше. Мы же, добродетели твоя воспевающе, в похвалу тебе сия вопием:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010