агиографии XVII в.//Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Сыктывкар, 1990. С. 60-61; она же. «Уход в пустыню» в древнерус. и старообрядческой традиции: (На мат-ле севернорус. агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 198-215; она же. Б-ка Кожеозерского мон-ря: (Вопросы реконструкции)//Современные проблемы археографии: Сб. ст./Сост.: М. В. Корогодина. СПб., 2011. C. 138-152; она же. Житие Никодима Кожеозерского (или опыт составления отечественного отшельнического жития)//Рус. агиография. СПб., 2011. Т. 2. С. 140-160; Белоброва О. А. Дионисий Зобниновский//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1: А-З. С. 274-276; Понырко Н. В. Боголеп//Там же. С. 140-141; Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского//Там же. С. 374-377; Макарий (Веретенников), архим. Заметки по рус. агиологии//АиО. 1996. 2/3 (9/10). С. 257-267; он же. Прп. Серапион Кожеезерский//БТ. 1996. Сб. 32. С. 5-14; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 41-42; Русский Г. [Гунькин Г. П.]. Клейма к иконам северорус. святых, собр. Геннадием Русским. М., 2002; Рягузова М. Л. Подвижники Кожеозерского мон-ря//Святые и святыни северорус. земель: (По мат-лам 7-й науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 38-45; Лукичев М. П. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению/Сост.: Ю. М. Эскин. М., 2004. С. 312-317; Панченко О. В. Из истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиева мон-рей в 1-й пол. XVII в.: Троицкий келарь Александр Булатников//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 488-507; он же. Книжники Соловецкого мон-ря XVII в.//Там же. 2006. Т. 57. С. 688-793; Максимов Ю. В., Максимова Е. Кожеозерский Богоявленский мон-рь: Совр. опыт возрождения обители//АиО. 2005. 1(42). С. 160-172; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Рус. агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 195-235; Санакина Т. А. Трагедия Кожеозерского мон-ря//Сийский хронограф. Архангельск, 2005. 5/6. С. 13-20; Пигин А. В. Памятники книжной старины из Каргополья в хранилищах Петрозаводска//Рябининские чт.- 2007: Мат-лы 5-й науч.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЛЕОНТИЙ прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские ЛЕОНТИЙ (Карягин Лаврентий; 1870 - 1918), мон., прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ мч. (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики ЛЕОНТИЙ мч. К-польский (пам. 9 авг.) - см. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские († 726 или 730) ЛЕОНТИЙ мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомидийские ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов

http://pravenc.ru/rubrics/122308_76.html

426-427 427-428 ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 428-429 429-442 ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви 442-443 ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин 443-445 ЛОНЕРГАН Бернард Джозеф Фрэнсис (1904 - 1984), канад. католич. философ, богослов, математик, экономист 445-451 451-452 452-453 453-458 458-462 462-463 ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов 463-464 464-465 ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери 465-468 468-486 486-507 507-516 516-521 ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) 521-523 523-524 524-530 530-541 ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия 542-550 550-551 ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. 551-552 ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов 552-585 585-586 ЛУКА (1035 или между 1035 и 1040 - 1114), еп. Изола-ди-Капо-Риццуто, свт. (пам. южноитал. 10 дек.) 586-587 ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) 587-592 ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия)

http://pravenc.ru/vol/xli.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/rubrics/122298_106.htm...

В 1608 году, по прошению отягченного старостью подвижника, был поставлен во игумены обители ученик его Авраамий. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в своей общежительной обители, и был погребен в храме Кожеезерской обители. В 1613 году постриженник Кожеезерского монастыря инок Боголеп написал сказание об основании монастыря и о его первом строителе преподобном Серапионе. Он же составил и житие преподобного Серапиона. Мартин Туровский, блаженный В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (Кол. 3, 11). Никакое звание не унижает христианина и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. Наоборот, гражданская свобода — не то же, что духовная свобода; с ней одной человек может остаться не выше степного животного. В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение — основа и краса христианства. Оттого-то бывает, что пренебрегаемые миром, но верные закону Божию, неожиданно и для них самих оказываются великими пред небом, удостаиваются посещения небожителей. В городе Турове, ныне местечко Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин, он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии, из которых Иоаким известен по летописи в 1114–1146 гг. Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил в епископском монастыре святых мучеников на болонье (на выгоне). Живя один, он часто бывал болен вследствие прежних тяжелых работ. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келлии, изнемогал от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему. Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба. На третий день беспомощного положения входят к Мартину святые мученики Борис и Глеб явно, в своем виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «Чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» — спросили они. «О, господа мои, — отвечал он, — уже давно жажду». Один взял ведро и принес для старца воды, а другой взял ковш и напоил старца. Блаженный Мартин благодарил их: «Да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни» — и перестали быть видимы. А старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил еще год. Об этом рассказал он духовному отцу своему. Июнь 28 Ксенофонт Робейский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Когда к преподобным отцам стала собираться братия, то было решено основать  обитель.  Св. Серапион получил от царя Феодора Иоанновича грамоту на выделение земли для монастыря. Им были сооружены два монастырских храма: в честь Святого Богоявления и во имя святителя Николая. Сказание о житии строителя монастыря оставил в 1613 г. инок Кожеезерской обители Боголеп. •  Кожеезерский Богоявленский монастырь основан на полуострове Лопском, в 110 верстах к югу от г. Онега (Архангельская обл.), вблизи Кожеезера. Преподобный Иосиф Заоникиевский (+ 1612) Память его празднуется 21 сент. в день преставления и 23 июня в день явления Заоникиевской иконы Божией Матери В  деревне Обухове,  находившейся в Вологодской области, жил крестьянин по имени Иларион, родившийся около 1530 г. Жил он, как и другие крестьяне, не богато, но и не бедно. Но Господь посетил его, и он стал слепнуть. Ему грозила нищета. Но Иларион не отчаялся: он стал ходить по местным церквам и всюду служить молебны, прося себе у Господа исцеление. Однажды во время Божественной литургии явился ему некий дивный муж, весь в белом, назвал себя Космой, рабом Господа нашего Иисуса Христа, благословил его и обещал ему исцеление. По выходе из церкви он повел Илариона в глухое урочище, все заросшее кустарниками — звалось оно Заоникиевским, по имени укрывавшегося здесь в древности разбойника Аники,— и велел ему прийти сюда на следующий день, чтобы видеть Славу Божию. Затем он стал невидим. Когда на другой день Иларион пришел туда опять, ему явились свв. бессребреники Косма и Дамиан и сказали, что они посланы Пресвятой Богородицей, желающей исцелить его, и что на этом месте совершится множество чудес. Тогда  явилась икона Божией Матери,  сияющая подобно солнечным лучам, и был от нее глас, повелевавший очистить это место и воздвигнуть на нем крест. Иларион пал ниц и, как только приложился к иконе, исцелился. Не знал он, во сне или наяву он видит все эти чудеса, но святая икона осталась в явное свидетельство истины всего происшедшего. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1653 г. в Богоявленском храме хранились образ «Милосердие Божие», икона Пресв. Богородицы с предстоящим прп. Корнилием Комельским «на золоте», Казанский образ Божией Матери, «обложен серебром, позолочен, оклад резной, прикладу венец и ожерелье и рясы жемчюжны». Имелись и иконы местного письма, напр. Всемилостивый Спас с предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, исполненный иконописцами Св. Горы Афонской (вклады старца Боголепа). В 1649 г. старец Боголеп пожаловал в Никольский придел Деисус, а также двери с надписями: «Зряще мя безгласна» и «Кая житейская слава печали бывает непричастна». В Никольском приделе собора под спудом почивали мощи прп. Никодима Кожеезерского. С 1642 г. при раке хранился серебряный крест с мощами святых и частицами Животворящего Древа и ризы Господней. Над ракой висела икона Божией Матери «Умиление», к-рой, по преданию, митр. Крутицкий Пафнутий благословил мон. Никодима на пустынножительство. В алтаре Петропавловского придела хранились рукописное Евангелие, Деисус «старой церкви» (видимо, уцелевший при пожаре 1634 г.), «ризы полотняныя ветхи, оплечье камка синяя травчатая, поручи крашенныя ветхия, пояс шелковый, кадило медное старое, фонарь церковный слудяной… две окольницы слудяныя». В трапезной части собора помещались «Деисус нового письма», иконы свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца, Минея общая печатная (вклад игум. Никона). Согласно Пространной редакции Жития прп. Никодима, чудотворная икона преподобного, которой митр. Пафнутий благословил его на пустынножительство, сгорела «вкупе же и прочими церковными и монастырскими вещми» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 36 об.- 37). В монастырской Иоанно-Предтеченской ц. находился почитаемый образ Божией Матери Тихвинской, перед к-рым каждую субботу читали акафист. Среди реликвий в К. м. хранилась песцовая шуба, подаренная в 1639 г. прп. Никодиму патриархом Иоасафом. Жезл и мантия прп. Никодима, монастырский синодик, заведенный в сер. XVI в. старцем Нифонтом, сгорели во время пожара 1884 г. В Архангельском музее хранится настоятельский посох игуменов обители.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

(† после 1606 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерский. Согласно сведениям «Книги глаголемой описания о российских святых», К. был монахом Кожеезерского в честь Богоявления муж. мон-ря и учеником прп. Серапиона Кожеезерского († 1611). По сообщению еп. Никодима (Кононова) , К. упоминался как игумен обители в книге купчих грамот ок. 1606 г. (в справочнике «Списки иерархов» П. М. Строева игуменство К. не указано). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (МГУ НБ. ОРиРК. 293 (Сб. Моховикова). Л. 441, по датировке Н. А. Кобяк, 10-20-е гг. XVIII в.) имена К., «началника Спаского монастыря Кожеозерского», а также Лонгина, Германа и Боголепа внесены в основной текст позднее, чем 2 названия на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень каргопольских святых. В поздних списках «Книги глаголемой...» (НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. 368/137, кон. XVIII в. (гл. 47); ГИМ. Увар. 17, 1-я четв. XIX в.) вставка была интерпретирована следующим образом: «Святый преподобный Корнилий началник Спаскаго монастыря Кожеозерский чудотворец во граде Мангазее и Енесеи». Еп. Никодим (Кононов) предположил, что К., Лонгин, Герман и Боголеп Кожеезерские скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиеп. Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). Очевидно, что Кожеезерским К. именуется по месту пострижения. Спасского мон-ря близ Мангазеи скорее всего не существовало: о нем не сохранилось никаких свидетельств. К. помещен в число святых «Мангазеи и Енисея» ошибочно, поскольку подзаголовок «во граде Мангазеи и Енисеи», относящийся исключительно к «отроку Василию» (мч. Василию Мангазейскому ), позднейшими переписчиками соотнесен с именами К. и всех остальных учеников прп. Серапиона. Канонизация К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празд. Собору возобновлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/2458673.html

Он написал против православной церкви 10 слов, которые составили целую книгу. Здесь он говорил о крестном знамении, о символе веры , о пришествии антихриста, о том, будто ереси в новопечатные книги заимствованы от латинян, и пр. Кроме Москвы было немало ревнителей старины и в других местах. Воодушевлённые примером своих столичных единомышленников, они тоже горячо восстали против новоисправленных книг, и кто письменно, кто устно, служили общему делу. Так. Александр, еп. Вятский (1655–1657 г. Коломенский, а с 1657 по 1674 г. – Вятский), личный враг п. Никона за перемещение с коломенской кафедры на бедную вятскую, в 1663 г. прислал жалобное писание, в котором «обхуждал» исправление символа веры , новопечатных книг и благоустроение некоторых церковных чинов. Никита, поп суздальский, написал обширную челобитную 35 , в которой разбирал новопереведённую книгу «Скрижаль» и другие новопечатные книги, отыскивая в них разные ереси и новшества. Старец Ефрем Потёмкин проповедовал в нижегородских пределах, что антихрист уже народился, что настало последнее время и всяк должен беречь свою старую веру; что новопечатные книги испорчены и церковь увлеклась в ереси; восставал против исправленного символа веры , четвероконечного креста и молитвы Иисусовой. О тех же самых предметах он и писал, но писания его не дошли до пас. Эти же предметы порицал архим. Спасского монастыря в Муроме Антоний, инок Авраамий, иеромонах Сергий и др. Кроме этих лиц, распространявших раскол и устно, и письменно, было немало таких, которые распространяли раскол только устною проповедью и своим примером. Таковы: чернец Капитон, старец Сергий Салтыков, постриженик Бизюкова монастыря (Смоленской губ.), настолько славившийся между своими единомышленниками, что Аввакум советовал царю поставить его в архиереи; чёрный поп Авраамий строитель Лысковского Богородицкого монастыря (Нижегородской губ.), старец Кожеезерского монастыря Боголеп Львов и чернец Иосиф Истомин. Первый из них много содействовал распространению раскола и пользовался большим уважением народа за своё постничество 36 . Он заповедовал своим последователям строгий пост, не разрешал вкушать рыбы, сыра и масла даже в праздники Рождества Христова и Пасхи и настойчиво требовал употребления двуперстия в крестном знамении, а троеперстия избегать, как страшной ереси. Дерзость расколоучителей дошла до того, что они составили нечто в роде собора, на котором постановили: «никонианское крещение не вменять за истинное, так как церкви осквернены мерзостию антихристовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010