Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Часовня Никодима Кожеезерского. /// Объект утрачен В 1849 г. Митрофан с четырьмя другими иноками пришел на Кожозеро и нашел здесь одни развалины. Храм пришел в ветхость, другие монастырские постройки не сохранились. Иноки поселились в курной избе. В следующем году ветхая Богоявленская церковь сгорела. Митрофан отправился в Архенгельск для сбора пожертвований. На собранные 400 рублей подрядили мастеров на строительство церкви. Затем Митрофану предстояли мытарства по обеим столицам. Прежде чем возбудить ходатайство в Синоде, необходимо было изыскать средства для возобновления обители, поскольку на помощь казны рассчитывать не приходилось. Средства нашлись: московский фабрикант Павел Матвеевич Александров пожертвовал десять тысяч рублей. Митрофан переехал в Петербург и начал хлопоты в Синоде. 30 мая 1853 года последовало высочайшее утверждение постановления Святейшего Синода об открытии второго класса Кожеозерской пустыни " в самостоятельной степени, но без всякого от казны пособия " . Средствами для содержания монастыря были назначены 689 десятин леса, 1800 сажен пахотной земли и рыбное Кожозеро. Позже Государственным Советом было отчислено во владение монастыря по четыре версты вокруг озера (как было в прежние времена) и местность, где находилась часовня преп. Никодима на речке Хозъюге. Благодаря П.М. Александрову и другим жертвователям над гробницей преп. Никодима была сооружена серебряная рака. Над гробницей блаженных старцев Серапиона и Авраамия была построена часовня. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=81894 К вопросу о местонахождении часовни и её датировке. Немного истории. Монастырь первоначально был основан в 1580-е годы на сосновом песчаном мысу материковой части северного берега оз. Кожозера, напротив Лопского острова, отделенный от него узким проливом. Позже пролив был засыпан камнями и песком и Лопский остров был соединён с мысом перешейком. Песок брали неподалеку на мысу к северу от монастыря, отчего на месте карьера образовалось небольшое озеро, называемое Келейное (ныне - бухта Кожозера).

http://sobory.ru/article/?object=20923

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. 405. Л. 1) († после 1566 - до 1585, Москва), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря (Архангельской митрополии). Сведения о Н. очень скудны. Согласно устному преданию, зафиксированному в XIX в., он был пострижен в Сырьинской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., основанной иноками Александрова Ошевенского монастыря . В 1552 г. иером. Н. в поисках безмолвного уединенного жития пришел на Лопский п-ов, омываемый водами Кожозера (Кожеозера, бассейн Онеги) и поставил часовню в честь св. Богоявления ( Челмогорский. 1901. С. 473). Основным письменным источником сведений о жизни Н. является «Сказание о зачале места святой обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея, священноинока Нифонта и инока Серапиона», известное в 2 списках 1-й пол. XVIII в., представляющих 2 разные редакции. В ранней редакции «Сказания...», составленной в 1613 г. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1-9; список из б-ки Антониева Сийского мон-ря), имя Н. в заглавии не значится - «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Однако в рукописи на поле около заглавия поздним почерком приписано: «преже его бе Нифонт». Начало «Сказания...» указывает на житийно-проложный характер повествования, посвященного одному лицу - прп. Серапиону (начало: «Сей убо Серапион родом измаильтянин…»). О Н. сообщается, что подвижник жил совершенно одиноким, по строгому уставу, пребывал в непрестанной молитве, безмолвии и строгом посте, питаясь ягодами и «былием». Вскоре к пустынножителю из Москвы пришел некий Сергий, бывш. астраханский царевич Туртас хан Гавирович, плененный при взятии Казани в 1552 г. Он попросил Н. постричь его в иноки. Н. с радостью принял юношу и, тщательно испытав, «постриже его и нарече ему имя Серапионъ.

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Событие 10 июля 1658 года в Московском Успенском соборе смутило всех присутствовавших в нем; не менее того оно встревожило и царя, когда ему доложили, что патриарх Никон оставляет святительский престол. Событие это грустно само по себе, но оно очень печально по своим последствиям, так как патриарший престол со времени удаления Никона в Воскресенский монастырь оставался вдовствующим в продолжении восьми с половиною лет, и в это время последовало открытое отделение раскола от православной церкви 1 . Но прежде, чем говорить об этом грустном событии, нужно, хотя в кратких чертах, проследить предыдущее время, в которое Никон, быстро возвышаясь, достиг патриаршего сана. Царь Алексей Михайлович обратил внимание на Никона, когда он, будучи еще игуменом Кожеезерской пустыни, явился в Москву за сбором подаяний на нужды своего монастыря 2 . В это время Никон имел нисколько случаев видеться с царем, и Алексей Михайлович заметил в нем особые умственные способности, глубокое знание священного писания и строгую аскетическую жизнь 3 . Эти качества и выдвинули Никона; его беседа была приятна царю и Алексей Михайлович пожелал приблизить его к себе. Вследствие этого Никон был оставлен в Москве и посвящен в архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь он снискал к себе особую милость и любовь царя; это выразилось в желании Алексея Михайловича, чтобы Никон в каждую пятницу приезжал к нему во дворец к заутрени; после церковной службы царь уделял некоторое время для беседы с Никоном. Это обстоятельство скоро сделалось известным в Москве и к Никону стали многие обращаться с челобитными по своим делам, прося его ходатайства пред царем, и Алексей Михайлович был так милостив к Никону, что все челобитные, через него подаваемые, решал, не выходя из церкви 4 . Три года, которые провел Никон в Москве, управляя Спасским монастырем и находясь в частых беседах с царем, открыли ему путь к занятию кафедры Новгородского митрополита. В 1648 году, когда престарелый митрополит Новгородский Аффоний просил, за слабостью сил своих, отпустить его на покой, Алексей Михайлович избрал преемником ему Никона, которого шесть лет назад Аффоний посвящал в игумена Кожеезерской пустыни. Прибыв в Новгород, Никон посетил преосвященного Аффония в Хутынском монастыре, желая принять от него благословение на пастырскую деятельность в сане святителя; но Аффоний требовал, чтобы прежде Никон благословил его, и когда у них продолжался об этом спор, то Аффоний обратился к Никону, пророчески назвав его патриархом: «благослови мя, патриарше Никоне!» «Ни, отче святый, – возражал Никон, – аз грешный митрополит, а не патриарх». – «Будешь патриарх, благослови мя», – говорил Аффоний. Тогда Никон принужден был уступить требованию своего предместника и благословил его, а Аффоний благословил Никона 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Радуйся, на селе трудящу ти ся, к деланию духовному предуказанный. Радуйся, родители своя до скончания их честне упокоевавый; Радуйся, послушания сыновняго наставниче. Радуйся, от Иваньковы веси во грады Ярославль и Москву кроткий пресельниче; Радуйся, кованием гвоздий приобретавый потребная. Радуйся, от техже питавый и гладныя; Радуйся, целомудрия и чистоты душевныя рачителю. Радуйся, тайн Божиих верный хранителю; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 3 Силою свыше от лютыя смерти избавлен был еси, преподобне Никодиме. Сущу бо недугующу, предста ти святый Василий, Христа ради юродивый, и от чаши своея повеле испити; ты же, с верою сие сотворив, абие здрав был еси и благодарственне воспел еси Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа. Икос 3 Имеяй богатство милосердия неизреченное, скоро руку помощи Своея простре ти Господь, преподобне Никодиме: зане с верою к Тому притекл еси, на Него единаго все упование свое возложив. Темже мы, видяще веру твою и оправдание ея дивное, умиленно вопием ти: Радуйся, благочестиваго дружества наставниче; Радуйся, благонравия ради, злою женою единохудожнаго ти мужа возненавиденный. Радуйся, от тоя вкусивый яства со ядом, имже муж ея умре абие; Радуйся, Божиим смотрением от верныя смерти избавленный. Радуйся, яко, недугом чревным одержим быв, христианскаго терпения наставник показался еси; Радуйся, явльшагося ти блаженнаго Василия собеседниче. Радуйся, яко от чаши сего вкусив, от недуга изцелился еси; Радуйся, по изцелении единому Богу поработати возжелавый. Радуйся, молитвою указания пути себе просивый; Радуйся, сие приемый во гласе Илии, пустынное житие ти предрекшаго. Радуйся, в мире пожив, ничимже Бога прогневавый; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 4 Бури многих бед и напастей в мире сем бегая, пришел еси, преподобне Никодиме, ко блаженному Илии, вразумления ища, и тому последовав, вселился еси во обитель иноческую архистратига Михаила, отнюдуже, подвигом пустыннаго жития, преселился еси во обители небесныя, идеже с лики Ангельскими поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ ( 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых). Сведения о святом содержатся в «Сказании о зачале места святые обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея священноинока Нифонта и инока Серапиона» (В. О. Ключевский датировал «Сказание» 1613) и в житии прп. Никодима Кожеезерского (пространная редакция составлена в 1649-1677 кожеезерским иеромонахом; сказание и житие известны по списку: РНБ. Сол. 552/182, 1741 г.). Желая иноческой жизни, А. К. пришел в мон-рь к прп. Серапиону Кожеезерскому (мон-рь, видимо, был основан ок. 1559). Прп. Серапион постриг А. К. в монашество с именем Авраамий. Вместе они ходили в Москву по делам обители. Св. Патриарх Иов назначил прп. Серапиона строителем мон-ря, Авраамия рукоположил во иеромонаха и благословил освятить первый построенный в обители храм в честь Богоявления Господня. В 1608 г. митр. Новгородский Исидор поставил Авраамия во игумена обители, т. к. прп. Серапион последние 3 года жизни провел в строгом затворе († 27 июня 1611). По просьбе Авраамия мон-рю была пожалована р. Кожа от озера до впадения в р. Онегу, что значительно облегчило существование мон-ря, в к-ром братия нередко голодала. Авраамий сам часто бывал на полевых работах, духовное укрепление он получал от бесед с прп. Никодимом Кожеезерским, жившим недалеко от мон-ря на р. Хозьюге. Перед кончиной Авраамий принял, по преданию, схиму с именем Антоний, погребен рядом с прп. Серапионом. Время местной канонизации А. К. неизвестно, но «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) свидетельствует о почитании прп. Серапиона и А. К. как «новых чудотворцев». Возможно, их местная канонизация совершилась в 1648-1652 гг. при Новгородском митр. (впосл. Патриарх) Никоне , к-рый в 1634-1646 гг. жил в Кожеезерском мон-ре и 3 года был его игуменом. А. К. упоминается под 27 июня в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.)

http://pravenc.ru/text/116050.html

А иногда созвавши их в келыо свою в монастырь пил с ними вино и пиво; а братьи вином и пивом не поил. Он же, строитель Андроник, своим умышлением, согласяся с монахом Филаретом отдал в оброк, в мало шуйской волости, наше монастырское село – землю и с сенными покосы и с мельницею и с хоромным построем и со всеми згодьи на 10 лет, тое малошуйской волости крестьяном, за малой оброк, рядил – по 40-ку рублев на год и письмо написал без братцкаго приговору; а оное село не того стоит оброку в год; кроме хлеба и мельницы одного сена продать будет на 40 рублев; а за оное село, буде и в оброк его отдать надлежит с него в год взять по 90 рублев. Да они ж, строитель Андроник и монах Филарет согласяся своим умышлением и без братцкаго приговору .... (слова разобрать нельзя). Пояса скитянам велят в суземки наш монастырской деляной лес сечь и рожь сеять, а оброку у них коликое число берут – про то мы не известны; а они скитяна от того обогатили, а монастырь наш разоряетца. Да он же Андроник, ходит в монастырь в казенные амбары и в ризницу один днем и ночью и прошедшаго генваря к 19-му числу в ноче склался в сани тайно и уехал на Онегу реку и не простился с братиею». «О сем покорне просим дабы ваше высокопреподобие соизволил у него, строителя Андроника, приходные и росходные его книги, тако ж и сельских казначеев книги приходные в росходные для щету взять и счесть в монастыре при братии, а ему, строителю Андронику, одному и без братцкаго согласия собою не делать, дабы наш монастырь от его непорядочной поступки в конец не разорился. Писал иеромонах Фирс Кожеезерский, своеручно. 1763 г. марта 20-го дня. Монах Афонасий руку приложил» 151 . На третий месяц после этого доношения иеромонах Фирс опять жаловался писменно, и на этот раз один, архимандриту Феодосию: «Спасо-Каргопольскаго монастыря всепречестнейшему отцу священно архимандриту Феодосию во известие. От вашего высокопреподобия присланной в наш Кожеезерский монастырь иеромонах Андроник, которой имеет за собою строительскую и казначейскую должность, о чем я прежде сего представлял о его непорядочном поступлении и ныне еще доказую, что он поступил на наш помянутой монастырь в конец разорить: хлеб и скота продал в монастыре и в селех без братцкаго согласия не малое число в генваре и феврале сего года и уехал в Каргополь без братцкаго согласия, по своему умышлению, и увез казенных ваших монастырских денег в чересу, которой не надлежит при себе носить, но в монастырской ризнице держать, рублев 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тако подвизася преподобный Елиазар, первый бе началник и строитель Анзерскаго скита. И поживе богоугодно доволна лета, и в старости мастите преставися ко Господу в лето 7164 (1656) года месяца ианнуариа в 13 день. И погребен бе невдалее от церкви живоначалныя Троицы, созданней от него. И потом братиа поставиша над ним молитвенный храм – часовню. И поставиша икону, образ Господа нашего Иисуса Христа, на поклонение приходящим с верою. О учениках строителя Елиазара Бе ученицы преподобнаго Елиазара: иеромонах Никон, монах Никодим, монах Никифор. И той монах Никодим бысть вторый строитель в Ванзерском ските по старце своем, преподобнем Елиазаре. И поживе во всяком воздержании неколико лет и преставися с миром в лето 7181-ое (1673) месяца ианнуариа в 22 день. Пребысть в монашеских подвизех 43 лета. Третий ученик блаженнаго Елиазара – монах Никифор. И той бе во младых летех пребывая житие постническое же и безмолвное. И пребысть в монашеских исправлениях немного лет. И преставися в вечный покой. И погребены бысть оба в той же часовни с преподобным Елиазаром. А иеромонах Никон бе попрежде сих подвижников, подвизася добре неколико время. И по некоему Божию изволению изыде ис того Анзерскаго скита. И выеха на Онегу реку. И вселися тамо в пустыню на Кожеезеро, идеже пребывал постническое и безмолвное пребывание пустыннолюбивый житель преподобный Никодим Кожеезерский. И вселися тамо. И пребысть неколико время в постнических подвизех уединенный. И потом принужден бе братиею в Кожеезерский монастырь игуменом. И ту подвизася неослабно. Потом же бысть митрополит великаго Новаграда. И Божиим изволением и повелением благовернаго и благочестивейшаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича 370 всея России принесе в царствующий град Москву из Соловецкаго монастыря мощи святителя Филиппа 371 на отечество свое с подобающею честию в лето 7160 (1652) года месяца иуллиа в 3 день. И последи сподобися быти патриарх царствующаго града Москвы и всея России. И бысть рачитель к церковному устроению и книжному исправлению и монастырьскому строению. И во изгнании скончася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место же оно непроходимыя дебри и лесы темныя, и чащи и дрязги великия имать, и мхи и блата непостоянныя, в них же живяху дивии зверие, медведи и волцы, елени и заяцы и лисицы, множество много их, яко скота бяше их. Езера имать многи окрест себя и глубоки зело. Водами же всюду яко стенами окружено. Стези же, проводящия стопы человечи, не многи имать, по единым путем прийти или отыти. Понеже бо многим езером окрест святой обители всюду обшедшим, из них же река Сия протече из езера в езеро, якоже некиим соузом связанным им быти рекою Сиею, яко пришедших кому увидети, удивится имать неизреченной премудрости Божией». Когда преподобный Сергий поселился в лесах радонежских, – по словам жизнеописателя его, пустыня тогда была непроходимая, стези не было, и непроходимо было стопами человеческими: много тогда гадов и ползающих змей являлось ему, к келлии его разные звери подходили во множестве не только ночью, но и днем, стада волков выли и ревели вокруг его кельи, иногда же являлись медведи, приближались к нему безвредно, окружали его. «Обычай имяше преподобный Макарий колязинский, говорит жизнеописатель его, обходити места пустынныя: аще бо и зверие дивии насельницы быша пустыни той, но яко кротчайшии овчата с ним хождаху, паче же рещи, яко же и повиновахуся ему, многажды и пищу приимаху от него». 13 Однажды игумен кожеезерского монастыря, – повествуется в жизнеописании преподобного Никодима кожеезерского, – «влезе в корабль с одним иноком, и плывяху по реце (Хозюге) вверх для досмотрения новоросчисных сенных покосов. Егда же вспять возвратихомся, и пловущим нам вниз по реце, и узрехом преподобнаго в лесе ходяща близь реки, окрест же его дивии зверие хождаху, глаголемии елени, и не бояхуся его. Егда же наш глас услышаша и побегоша по пустыни. Игумен же вопроси преподобнаго о еленех: сии зверие часто приходят семо? Преподобный глагола нам. Игумен же о сем вельми удивися, како елени близь преподобнаго хождаху и не бояхуся его». 14 А это пустынное странствование, шествие преподобного Макария желтоводского с народом из плена татарского, напоминает странствование евреев с Моисеем по пустыне аравийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Прп. Диодор предсказал и свою кончину. Он поручил обитель своему первому сподвижнику — иноку Прохору, а сам поехал в Каргополь по монастырским делам и там скончался в доме одного священника 27 ноября 1633 г. Ученик его Прохор перенес его нетленное тело в обитель и там похоронил, а Господь прославил его многими чудесами.  Был в монастыре молодой послушник Андрей, невнимательной жизни. Господь наказал его слепотой. Он неоднократно каялся на гробе преподобного, прозревал, но опять возвращался к прежнему — и опять терял зрение. Так продолжалось, пока он не покаялся во всем чистосердечно настоятелю. Тогда он исцелился окончательно. Этот Андрей хотел оставить монастырь. Ему явился прп. Диодор во сне и сказал: «Потерпи, останься здесь — и будешь блажен!» Андрей проснулся в страхе и радости, вспомнил все милости преподобного и остался в монастыре, обещая терпеть все, что Богу будет угодно ему послать. Впоследствии он постригся и стал хорошим монахом.  •  Преподобный родился в поморской семы, на р. Онеге близ Белого моря.   •  После ухода из Соловецкого монастыря преподобный основал обитель в районе оз. Заводлого, как сообщает житие. Вероятно, это совр. Водлоозеро, вблизи которого, на Юрьевой горе, и был основан монастырь (место это на территории Карелии). Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский (+ 1640) Память его празднуется 3 июля в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Никодим, в миру Никита, родился в крестьянской семье в Ростове. После смерти родителей он переселился в Ярославль. Он занимался изготовлением гвоздей и вел скромную, богомольную и трудолюбивую жизнь. При архимандрите Пафнутии (см. житие прп. Ферапонта — 12 дек.) он поступил в московский Чудов монастырь, принял там постриг и провел 11 лет в строгих подвигах. Когда же настоятель Чудова монастыря стал митрополитом Крутицким, он последовал за ним на Крутицы, но через год удалился в  Кожеезерский монастырь  в Архангельском краю, на Кожозере. Поселился он в уединении,  на берегу реки Хозьюги.  Здесь он занимался рыболовством и обрабатывал небольшой огород. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010