Скачать epub pdf Приложение 3. Археологические Подтверждения Библейских Событий Предания о творении мира 1. Среди многочисленных народов земного шара сохранились предания о творении Богом мира и человека, но все они искажены ложными языческими представлениями о богах и бесконечно отличаются от возвышенной монотеистической истории творения мира, изложенной в Святой Библии. Для примера приведем здесь вавилонскую поэму о сотворении мира, известную под названием «Энума элиш», которую прочитал на клинописных глиняных табличках знаменитый археолог Джордж Смит. Эти клинописные таблички были найдены на юге Месопотамии и датируются примерно 1800 годом до н.э. Содержание мифологического эпоса кратко можно изложить так. Вначале существовала только вода и царил хаос. Из этого страшного хаоса родились первые боги. С течением веков некоторые боги решили установить порядок в мире. Это вызвало возмущение бога Абзу и его жены Тиамат, чудовищной богини хаоса. Бунтовщики объединились под водительством мудрого бога Эа и убили Абзу. Тиамат, изображаемая в виде дракона, решила отомстить за смерть мужа. Тогда боги порядка под водительством Мардука в кровавой битве убили Тиамат, а ее гигантское тело разрубили на две части, из которых одна стала землей, а другая небом. Кровь Абзу смешали с глиной, и из этой смеси возник первый человек. Но до появления человека боги создали все необходимые условия для его обитания. В конце творения боги устроили пир. Заключение мифологической поэмы представляет собой гимн, восхваляющий бога Мардука, как главное божество вавилонского пантеона во втором тысячелетии до н.э. Разумеется, между этим эпосом и повествованием Святой Библии имеется огромная разница. Поэтому нет основания утверждать, что библейское повествование о творении мира заимствовано от вавилонян. Но, с другой стороны, предания о творении мира у различных народов подтверждают истинность библейского повествования об этом событии. 2 . На одной из клинописных табличек, датируемой началом второго тысячелетия до н.э., ученые прочитали описание творения первой женщины по имени Нинти – шумерское выражение, которое можно перевести как «Женщина из ребра» или «Женщина, творящая жизнь», чей образ напоминает образ Евы – «матери всех живущих».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«Он пришел и умертвил Апопи и открыл благоприятный год; боги и богини ликовали и веселились в его святилище, ибо он связал врага; земля востока в радости: он убил врагов; гора Ману в веселии, когда его дух восходит и идет на горизонте: его враги изрублены. Когда он плывет по небу с благоприятным ветром, он достигает хорошего запада; обитатели запада в радости, видя, что он приближается к ним, члены их дрожат при виде его: он всегда на устах их... Когда он поднимается на гору Баху, все животные ликуют ему; его лучи и сияние на них; он приводит девятый час, когда таинственное время прошло в Нут. Неразрушимые звезды не останавливаются. Гор-тема, вооруженный копьем, поражает Апопи впереди корабля. Гор берется за руль, чтобы управлять; великая Сохмет, владычица писания, произносит заклинания кораблю бога. Он идет и умерщвляет врагов. Благой бог, храбрый, разрушитель и прогонитель премудрый и разумный, сражающийся за Египет против бунтовщиков областей, попирающий под ноги азиатов, освобождающий трон от их насилия, твердый сердцем, идущий вперед и не отступающий, заботящийся о храмах своим великим разумом, подобным тому, что исходит из уст Ра. Почтенный бог Сопд, владыка востока, да вспомянет свое благоволение над его волей, и все боги, когда его величество подходит пред них. Когда царь хотел воздать почтение этому богу в сокровенном святилище, неведомом жрецам, и где все боги области были со своими телами, боги вложили в сердце царя. После многих лет, неведомо как, они увидали его явственно, как он поднялся на этом одре. Царь явился на восток, он украсил мир своими лучами; ты вознесся высоко, как владыка правогласия. Благой бог украшает седалище его, как «обиталище сокровенного образа» владыки востока, для тела его собственного. Боги, что позади его – на правой стороне, цикл богов – на левой от него. Когда он, выходит, цикл богов пред ним подобно тому, как у Ра, когда тот сияет в горизонте и когда заходит на седалище свое каждый день». Таков текст, начертанный на стенах наоса, воздвигнутого на восточной окраине Дельты, вблизи Гесемской земли, по поводу «чуда» явления местного бога и в воспоминание побед над персами, а может быть и для снискания помощи божества в предстоящей войне, И здесь говорится о чуде, как у Самтауи-Тефнахта о сновидении. Наос покрыт бесчисленным количеством изображений: целая вереница богов, духов и фетишей в разнообразных положениях, ритуальных и мифических, является в свете Сопда, как бога света, поражающего демонов мрака и врагов Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон. Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели. Царство Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, оно выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущее тело. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтят ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак. Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям. Ночь, Луна, Заря и Солнце Медленно едет по небу в колеснице, запряженной черными конями, богиня Ночь – Нюкта. Своим темным покровом закрыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю неверный, мерцающий свет – это юные сыновья богини Зари – Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна – Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая все серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный Эндимион . Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так печальна Селена и печален свет, который льет она на землю.

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

Как бог разума и знания, Таут, по-видимому в некоторых отношениях должен приближаться к греческому Аполлону, но именем финикийского Аполлона обыкновенно называют Резефа, Решефа или Решеф Микаля; бога по своим свойствам имеющего очень мало общего с Таутом. По-видимому, он был солнечным богом и богом войны (как бог войны, он почитался в Египте, см. его египетское изображение у Perrot, Т. III р. 71). Культ его был распространен на Кипре (в надписи найденной на Кипре, в новолуние месяца Этанима назначается для стражей святилища и для смотрителей храма Резефа 20 … чего? неизвестно: текст в данном месте испорчен, но дело идет о жертвах и пожертвованиях). Был у финикиян бог Эл. Практически культ его не был развит, но теоретически его наделяли чертами верховного божества. Слово Эл есть семитический корень для понятия божества, естественно поэтому, что Эл представляется возвышающимся над Элион-божествами (у пророка Ис.14:13 говорится о нем буквально с еврейского так: «взойду на небо, над звездами Эла вознесу престол мой, сделаю себя равным Элион»). Финикийской и особенно карфагенской богиней (δαμων καρχηδονων) была Дидона, которая из божества была превращена в историческую личность и с таким характером была увековечена Виргилием в его Энеиде. Иначе Дидона называлась Элиссой, она подобна Семирамиде (тоже игравшей роль в финикийских сказаниях) и вавилонской Астарте. Ее отец Бел, ее сестра Анна имеет черты Венеры, ее возлюбленный —300— Ярбас или Милих, ее брат Пигмалион является тоже, как и вся ее родня, могущественным божеством. Его имя значить убийца Элион ( , Дидона значит планета, Анна – прекрасная), он был чем-то в роде бога ада. Имелись у финикиян и еще боги и богини (наприм., богини: Астроноия, Наама), все это маленькие копии с великих Ваала и Астарты, около этих второ- и третьестепенных божеств сплетались мифы, порою поднимавшие их до Элион, но больше низводившие их до участия в самых обыденных интригах самых дюжинных людей. Но с самой глубокой древности были в Финикии боги иного рода – боги иноземного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ныне – другое. Предыстория вкратце такова. Олимп взволнован предсказанием, что сын прекрасной богини Фетиды окажется сильнее своего отца. Отцом мог оказаться Зевс. Над миром олимпийских дворцов нависла угроза нового переворота. В своё время Зевс сверг своего отца Кроноса, а тот своего – Урана. Чтобы сохранить статус-кво, боги решают выдать Фетиду замуж не за бога, а за смертного человека. Тогда её сын, каким бы могучим он ни был (этим сыном будет Ахиллес), Олимпу не угроза. Брак бессмертной со смертным штука в истории Олимпа небывалая! Это не просто интрижка, коими Олимп не удивить. Нереиду Фетиду выдают замуж за смертного Пелея, хоть и царя, героя, аргонавта. В пещерах кентавра Хирона, будущего воспитателя Ахиллеса, пируют боги, не приглашена лишь богиня раздора Эриды: брак должен быть крепким. Эрида устраивает провокацию, является и с порога как шар в кегельбане пускает в зал золотое яблоко с посланием: «Прекраснейшей». Три красавицы богини – царица Гера, Афина и Афродита – спорят. Рассудить их выпадает красавцу-царевичу Парису, одному из сыновей царя Трои Приама. Каждая богиня делает Парису (второе его имя Александр) коррупционное предложение: власть, мудрость, любовь самой прекрасной женщины в мире. Парис присуждает яблоко Афродите и получает любовь Елены, которая замужем за Менелаем. Олимпийские боги бессмертны, но не всесильны. Над их волей довлеет неведомый рок – судьба. Тему рассматривал А. Ф. Лосев и в духе времени, надеясь на публикацию своего «Гомера» в 1930-х, разумно озвучил вывод, обратный тому, который напрашивался; озвучил: «Гомеровское воззрение на судьбу есть первая в истории материалистическая философия». Напрашивалось: есть первая в истории религиозная философия или философия религии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/31/...

Тремя верховными божествами не ограничивается религия Индийцев. За ними является безличное множество второстепенных, образцы которых создал эпос и в мифологии которых мы не найдем никакой строгой системы и ясно сознанных религиозных идей. Эти низшие боги, одаренные эфирным телом, как и антропоморфические боги Египта и Греции, не чужды земных желаний, страстей и наслаждений. В героических поэмах они постоянно являются среди людей, принимают живое участие в их делах и судьбах. Наиболее характеристическая черта в Индийской мифологии есть та, что верная своей основной идее органической жизни, как определению божественной жизни вообще, она постоянно различает в каждом божестве деятельную и страдательную, мужскую и женскую сторону. Отсюда большую часть богов сопровождают в мифологическом воззрении богини, как их жены. Эти богини придаются даже трем верховным богам: так супруга Брамы ест Сарасватие, богиня мудрости, поэзии, изящных искусств и дара слова; супруга Вишну есть Лаксми, богиня любви; Шиве в его разрушительном значении соответствует Кали, мрачная богиня времени, в производительном, – Бгавани, богиня рождения и смерти. Кроме богов Индийская религия допускает также существование множества низших духов, как добрых (суров), так и злых (азуров) и даже главного предводителя последних – майзазура, начальника зла, враждебного людям. Религия браминов немного возвышалась бы над предшествующими формами политеизма, если бы существенное содержание ее ограничивалось указанным нами различением трех моментов в проявлении единого божественного начала и довольно стройным проведением этих моментов по всей области существующего. Главное достоинство ее в том, что она пытается решить не затронутый еще предыдущими религиями вопросе, – о значении мира явлений по отношению к Божеству и вывести отсюда заключение о значении вообще земной жизни для человека, как принцип для его нравственной деятельности. В предыдущих формах политеизма причина явлений разнообразия и множественности бытия из основного начала его остается необъясненной: мир и сами боги являются, по какой – то необходимости, которую разум и не пытается объяснить, точно также как и отношение происходящего к основному началу бытия. Совершенно иначе относится к этому вопросу Браманизма: его с древнейших времен занимает вопрос, как относиться происшедшее к первоначальному, частное и множественное к абсолютному, и он решает этот вопрос совершенным отрицанием самостоятельности мира явлений. Единое, истинное бытие есть Брама; вне его нет ничего самостоятельного; мир ест не что иное, как развитие одной абсолютной субстанции. «Все есть Брама и Брама бывает всем», это пантеистическое положение в различных формах постоянно высказывается в священных книгах Индийцев. «Как тысячами выходят искры из пламени или из раскаленного железа, когда по нему ударяют молотом, так исходят все существа из неизменного Брамы и опять в него же возвращаются».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Финикийской и особенно карфагенской богиней (δαμων αρχηδονων) была Дидона, которая из божества была превращена в историческую личность и с таким характером была увековечена Виргилием в его Энеиде. Иначе Дидона называлась Элиссой, она подобна Семирамиде (тоже игравшей роль в финикийских сказаниях) и вавилонской Астарте. Её отец Бел, её сестра Анна имеет черты Венеры, её возлюбленный Ярбас или Милих, её брат Пигмальон является тоже, как и вся её родня, могущественным божеством. Его имя значит убийца Элион ( , Дидона значит планета, Анна прекрасная), он был чем-то вроде бога ада. Имелись у финикиян и еще боги и богини (наприм., богини: Астроноия, Наама), все это маленькие копии с великих Ваала и Астарты, около этих второ- и третьестепенных божеств сплетались мифы, порой поднимавшие их до Элион, но больше низводившие их до участия в самых обыденных интригах самых дюжинных людей. Но с самой глубокой древности были в Финикии боги иного рода боги иноземного происхождения. Финикияне были космополитами Древнего мира. Финикийские купцы, как полагаем, это известно всем действительно культурным людям, развозили по Древнему миру не одни товары, но и знания и культуру и привозили в Финикию кроме денег идеи и наблюдения. Условия торговли в Древнем мире благоприятствовали этому. У купцов тогда было много досуга. И на своих медленно двигавшихся кораблях, и в гаванях, в ожидании благоприятного пути, они должны были оставаться по долгу, кроме торговых операций им, естественно, представлялась возможность беседовать и об иных вещах, выслушивать религиозные и исторические сказания народов, приглядываться к их обычаям и нравам. Их, прибывших издалека, должны были слушать с жадным любопытством. Представим себе длинные вечера южных стран, в которые можно заниматься только беседой, вечера, в которые на открытом воздухе или в домах при скудном освещении светильников древние люди вели свои долгие беседы. Древние люди были религиозны, и религиозные сказания должны были в этих беседах следовать без перерыва одно за другим, как безостановочно воды Нила изливаются в Средиземное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

310 Здесь сочетавшись. Конечно, красавец и тверд на ногах он; Я ж от рождения хром – но моею ль виною? Виновны В том лишь родители. Горе мне, горе! Зачем я родился? Вот посмотрите, как оба, обнявшися нежно друг с другом, Спят на постели моей. Несказанно мне горько то видеть. 315 Знаю, однако, что так им в другой раз заснуть не удастся; Сколь ни сильна в них любовь, но, конечно, охота к такому Сну в них теперь уж прошла: не сниму с них дотоле я этой Сети, пока не отдаст мне отец всех богатых подарков, Им от меня за невесту, бесстыдную дочь, полученных. 320 Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце”. Так он сказал. Той порой собрались в медностенных палатах Боги; пришел Посейдон земледержец; пришел дароносец Эрмий; пришел Аполлон, издалека разящий стрелами; Но, сохраняя пристойность, богини осталися дома. 325 В двери вступили податели благ, всемогущие боги: Подняли все они смех несказанный, увидя, какое Хитрое дело ревнивый Гефест совершить умудрился. Глядя друг на друга, так меж собою они рассуждали: “Злое не впрок; над проворством здесь медленность верх одержала; 330 Как ни хромает Гефест, но поймал он Арея, который Самый быстрейший из вечных богов, на Олимпе живущих. Хитростью взял он; достойная мзда посрамителю брака”. Так говорили, друг с другом беседуя, вечные боги. К Эрмию тут обратившись, сказал Аполлон, сын Зевеса: 335 “Эрмий, Кронионов сын, благодатный богов вестоносец, Искренне мне отвечай, согласился ль бы ты под такою Сетью лежать на постели одной с золотою Кипридой?” Зоркий убийца Аргуса ответствовал так Аполлону: “Если б могло то случиться, о царь Аполлон стреловержец, 340 Сетью тройной бы себя я охотно опутать дозволил, Пусть на меня бы, собравшись, богини и боги смотрели, Только б лежать на постели одной с золотою Кипридой!” Так отвечал он; бессмертные подняли смех несказанный. Но Посейдон не смеялся; чтоб выручить бога Арея, 345 К славному дивным искусством Гефесту он, голос возвысив, С просьбой своей обратился и бросил крылатое слово: “Дай им свободу; ручаюсь тебе за Арея; как сам ты

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Создана прекрасная дева. Боги и богини наделили ее своими свойствами: Афродита сообщила ей свою прелесть, Афина свое искусство, Гермес свои порочные склонности; хариты украсили ее своими совершенствами. Гермес назвал ее Пандорой ( Πανδρα), потому что все боги Олимпа сообщили ей свои дары. Эту деву-богиню негодующий Зевс коварно посылает в дар Эпиметею. Эпиметей (что значит неразумный, μαρτνοος), брат Прометея, вопреки его совету, принимает деву, посланную Зевсом. Пандора, раскрыв сосуд, который она принесла с собой, рассыпала из него беды и горе земнородным. Только одна надежда осталась на дне ящика, не успев вылететь из него, так как этот сосуд Пандоры по повелению Зевса был снова закрыт покровом 1987 . В Теогонии Прометей «хитромысленный» вместе с Атлантом, осужденным стоять на пределах земли и поддерживать небо, и Менойтием, посланным в тартар, описывается страдающим от Зевса. Он привязан к столбу крепкими узами. Ширококрылый орел пожирает его бессмертную печень, которая впрочем каждую ночь вырастает ровно на столько, насколько она съедена бывает днем. Геракл убивает наконец орла и спасает Прометея от мучений. При этом поэт передает рассказ и о самом коварстве Прометея в отношении к Зевсу. Оно состояло в том, что Прометей в Меконе, где беседовали между собой боги и смертные люди, лучшие части мяса от жертвенного вола взял себе, предложив Зевсу покрытые жиром кости, которые и принял обманутый отец богов. За этот обман, продолжает Гезиод, повторяя сказанное в «Работах и Днях», Зевс отнял у людей огонь, который однако же похищен был у него Прометеем. Увидев похищенный Прометеем огонь, Зевс замыслил коварство людям. Оно заключалось в том же, о чем говорилось и прежде т. е. в создании девы-богини, но не через Гефеста, а чрез Амфигиея, – девы украшенной дарами богов, с венком на голове, на котором изображены звери – символ бед и страданий. От этого коварного творения пропроизошел род жен, которые принесли с собой зло смертным 1988 . По всей вероятности то и другое сказание составляют варианты одного и того же предания, излагаемые Гезиодом отдельно и вне всякой связи между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

" В первом пункте «Наставления» говорится: «Мы, верноподданные, должны благоговейно почитать богиню Аматерасу Оомиками» . И. Дьяков, чьи воспоминания сейчас цитируются, был в то время инспектором русских школ одной из маньчжурских губерний. В русской школе в присутствии казачьих атаманов и благочинного проходит собрание, на котором зачитывается «Наставление». Тут же представитель русской общины клянется следовать полученным указаниям… «Я невольно взглянул на отца благочинного, стараясь определить впечатление, произведенное на него этими словами, но отец Прокопий, к сожалению, сидел с опущенной головой; тогда я перевел взгляд на атамана и молодежь. На их лицах была написана безнадежная покорность, безразличие и скука» … " 2 января 1943 г. , протянув мне текст «Наставления верноподданым», сказал: «Вот, инспектор, „Наставление“. Будьте добры разослать его директорам школ с вашей инструкцией о безоговорочном проведении его в жизнь». Я спокойно ответил: «Простите, господин начальник, этого сделать не могу… Первый пункт „Наставления“ противоречит моим убеждениям». – «Точнее выражайтесь, инспектор», – строго сказал начальник. «В первом пункте „Наставления“ говорится, что все верноподданные должны благоговейно почитать богиню Аматерасу… что противоречит основному принципу христианства – „Единобожию“ – „Нас это не касается, и этот вопрос нас не интересует… Богиня Аматерасу – прародительница императорской династии. Отвергнуть ее – значит отвергнуть весь наш государственный строй… Вы, конечно, можете иметь своих богов – Христа, Кришну, Будду, Конфуция, Магомета – это ваше частное дело, но все эти ваши боги пребывают в свете великой богини солнца Аматерасу“» … Затем последовали увещевания, что «почитание богини Аматерасу есть не религия, а акт уважения к политическому строю нашего государства. Почитанием нашей богини Вы выражаете свой долг признательности нашей стране» . В конце концов Дьякова увольняют и арестовывают. «Хотелось проститься с русскими служащими губернского управления… Началась утренняя церемония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010