Вокруг храма и по всему городу можно было встретить множество жрецов, заклинателей, волшебников, чародеев и гадателей, которые эксплуатировали суеверие язычников и зарабатывали этим большие деньги. Проповедь Павла в корне подорвала суеверие и идолопоклонство. Многие из чародеев, собрав свои тайные книги, сожгли их на площади на глазах у всех. С такой силой в Ефесе возрастало и превозмогало слово Божие. Считая свое дело в Ефесе законченным и имея здесь много подготовленных сотрудников и пресвитеров, Павел решил отправиться в дальнейший путь, чтобы посетить христианские Церкви в Македонии и Ахаии (Греция), с тем, чтобы оттуда возвратиться в Иерусалим. «Побывав там – сказал он, – я должен видеть и Рим» (19:21). Впереди себя апостол послал двух учеников – Тимофея и Эраста, а сам остался на некоторое время в Ефесе, ожидая первых известий от своих посланцев. Но в это время в городе произошел великий мятеж. Один ювелир, серебренник Димитрий, изготовлявший серебряные модели храма Артемиды и статуэтки идола, заметил, что, вследствие проповеди о Христе, заказы на его изделия стали убавляться. Тогда он собрал художников и ремесленников, которые занимались тем же ремеслом, и заявил им: «Друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Между тем, вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но и почти во всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает Асия и вся вселенная» (19:25–27). Выслушав эту речь, ремесленники пришли в великую ярость и стали кричать: «Велика Артемида Ефесская». Весь город пришел в возбуждение. Разбушевавшаяся толпа схватила сотрудников Павловых и повлекла их на арену цирка, намереваясь там растерзать. По предложению иудеев, был вызван некий Александр, чтобы говорить к народу, но, когда узнали, что он еврей, язычники закричали в один голос, и около двух часов кричали: «Велика Артемида Ефесская».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12 , женщины: Деян. 19:35 , скота: Деян. 7:41 , птицы и гада (напр. Деян. 14:41 ), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43 ), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4 ), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5 ), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19 ). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18 ), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9 ), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11 . Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12 . И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35 . Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41 . И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19 . Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43 , п. VI. Исх. 25:18 , п. VI. Чис. 21: 8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Так как столь разнообразные источники однозначно свидетельствуют об одном и том же, не остается никаких сомнений, что славянские язычники практиковали человеческие жертвоприношения. Стоит особо упомянуть Индию и индуистские религиозные культы. Современный индуизм – это единственная политеистическая религия с арийскими корнями, дошедшая до наших дней. Современные славянские неоязычники гордятся тем, что данная религиозная система создана арийскими племенами, некогда колонизировавшими коренные народы Индии. Отсюда – попытки выдумать никогда не существовавшие «славянские веды» или даже богов Вышеня и Крышеня, аналогами которых в индуизме якобы являются боги Вишну и Кришна. Подобные аналогии вызывают лишь улыбку, но изучение индуизма действительно способно дать ответ на вопрос о том, каким могло стать религиозное мировоззрение славян или других народов Европы арийского происхождения, если бы те не приняли христианство. Человеческие жертвоприношения в честь бога Шивы и богини Кали 81 , самосожжение вдов (обряд сати) 82 ритуальная проституция 83 , употребление в ритуальных целях марихуаны и других наркотических веществ 84 и даже религиозно обоснованный гомосексуализм и транссексуализм – это далеко не полный перечень аморальных с точки зрения христианского мировоззрения вещей, который до сих пор в той или иной мере присутствует в современном индуизме. Жертва Богу и Жертва Бога Итак, человеческие жертвоприношения в языческом мире были вполне обыденным явлением. Иначе дела обстояли у ветхозаветных израильтян. В Ветхом Завете содержится однозначный запрет на человеческие жертвоприношения: «... Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того ( Втор. 12, 31–32 ). Закон Моисеев указывал жертвовать Богу животных, хлеб, вино и масло. Эти жертвы были установлены для людей, служа явным и понятным способом богопочитания, а в своем высшем значении являлись символом и прообразом жертвы Богочеловека Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

24 Ибо некто, по имени Димитрий, серебряных дел мастер, делавший серебряные храмы Артемиды, доставлял художникам немалый заработок. 25 Собрав их и работников, занятых таким же делом, он сказал: люди, вы знаете, что от этого заработка зависит наше благосостояние. 26 И вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии Павел этот своими внушениями совратил немало народа, говоря, что делаемое руками – не боги. 27 И опасность для нас не только в том, что это ремесло станет презренным, но что и святилище великой богини Артемиды будет считаться ни во что, и окажется лишенной своего величия и та, которую почитает вся Асия и вселенная. 28 Услышав это и исполнившись ярости, они начали кричать: велика Артемида Ефесская! 29 И город исполнился смятением, и все, как один, устремились в театр, потащив с собой Гайя и Аристарха, Македонян, спутников Павла. 30 Когда же Павел хотел войти в толпу, ученики его не пускали. 31 Некоторые же и из асиархов, будучи ему друзьями, послали просить его не ходить в театр. 32 Итак, одни кричали одно, другие другое; ибо собрание было беспорядочное, и большинство не знало, чего ради они собрались. 33 Тогда выдвинули из толпы Александра, выставленного Иудеями. И Александр, дав знак рукой, хотел защищаться перед народом. 34 Когда же узнали, что он Иудей, то все в один голос закричали, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! 35 Тогда грамматевс, успокоив толпу, сказал: мужи Ефесяне, кто из людей не знает, что город Ефес есть страж великой Артемиды и с неба упавшего образа? 36 Итак, раз это непререкаемо, надо вам быть спокойными и ничего сгоряча не делать. 37 Ибо привели вы этих мужей, не виновных ни в кощунстве, ни в хуле на нашу богиню. 38 Итак, если Димитрий и другие с ним художники имеют на кого-нибудь жалобу, – то суды действуют, и есть проконсулы: пусть приносят жалобы друг на друга. 39 Если же вы ищете чего-нибудь еще, то это будет решено в законном собрании. 40 Ибо мы не сможем оправдаться в этом сборище и подвергаемся опасности быть обвиненными в восстании за то, что без всякого основания произошло сегодня. И сказав это, он распустил собрание. Глава 20

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

– Сожгли: такие истребления чародейских книг совершались иногда по распоряжению высших властей; так, сожжено было сочинение Протагора о богах, так император Август велел собрать и сжечь книги прорицателей. Но в Эфесе сами обладатели этих книг добровольно сожгли их, что гораздо важнее, чем официальное сожжение. – Сложили цены их: чародеи сами вычислили, чего стоят сожженные ими книги, ибо только они одни могли ценить бывшую у них (мнимую) драгоценность, другие цены им не знали. Таковые бредни ценились очень высоко, и этим объясняется указанная ниже громадная сумма, какой они стоили. – Пятьдесят тысяч: дееписатель не упоминает – чего, какой монеты; так как в обычном употреблении счетов была тогда драхма греческая, то, вероятно, она здесь и разумеется, т.е. что все сожженные чародейские книги стоили 50000 драхм; драхма=около 20 коп. серебром; следовательно, сожжено всего книг на сумму около 10000 рублей. Предположения Павла о дальнейшем путешествии (21–22) 21. Когда же сие совершилось, Павел положил в духе, прошедши Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. 22. И послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии. Сие совершилось: т.е. произошло все, что выше сказано о пребывании и деятельности апостола Павла в Эфесе (ст. 1–19). Прошедши Македонию и Ахию (ср. Деян.16:9–10 ; Деян.18:12 и прим.) идти в Иерусалим: цель путешествия, собственно, Иерусалим, путешествие же через Македонию и Ахию – только эпизод этого путешествия. Дееписатель не сообщает причины предпринятого так путешествия, но из посланий самого апостола ( 1Кор.16:1 и д. 2Кор.8 ; Рим.15:25 и д.) видно, что причина была – собирание милостыни для церкви палестинской и доставление ее в Иерусалим; на это Павел указал мимоходом и в своей речи – Деян.24:17 . – Я должен видеть и Рим: здесь в первый раз встречается известие о намерении Павла быть в столице всесветной тогда монархии; после Господь определительно указал ему на Рим, как место его проповеди ( Деян.23:11 ), и он, действительно, прибыл в Рим как проповедник, но вместе с тем – и как узник. – Послав Тимофея и Ераста« ( 2Тим.4:20 ): вероятно, для расположения македонян к сбору милостыни и для самого сбора. – Остался на время: неизвестно впрочем по какой причине. Мятеж в Эфесе против христиан и укрощение его (23–40) 23. В то время произошел немалый мятеж против пути Господня. 24. Ибо некто серебреник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды, и доставлявший художникам немалую прибыль, 25. Собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. 26. Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти по всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. 27. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В Ефесе же не заметно и пепла от восхитительного храма Дианы (Артемиды) Ефесской. Храм сей был цел и невредим в то время, когда апостол Павел проповедал Радостную весть о Царстве Небесном и о Христе Спасителе. Цел и невредим был сей храм и в [о всей] Азии [был] знаменитее даже самого города Ефеса. Но против Павла и его друзей вспыхнуло возмущение. Кто поднял его? Жрецы и художники. Руководил всеми ювелир Димитрий, серебряник, делавший серебряные храмы Артемиды и доставляший художникам немалую прибыль (в серб.: ...и дававший мастерам немалую работу. – Пер.). Собрал он своих умельцев и объявил им: Друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Но этот Павел... почти по всей Асии... совратил немалое число людей (в серб.: ...отвращает народ по всей Азии. – Пер.), говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. «Беда! – кричит Димитрий. – Несчастье и для нашего ремесла, которое потерпит крах, но еще большее горе для народа, ведь от людского пренебрежения и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная». В этом якобы величайшее бедствие. И тогда разъяренные художники и мастера закричали: Велика Артемида Ефесская! ( Деян.19:23–40 ). Так своим громким голосом подавали они знак тем, для которых прибыток стоял выше истины. Как было в Ефесе, так произошло это и в Сирии, в Баальбеке 60 . Исполинские колонны, величественный храм, резьба, позолота – все восхищает глаз. Но все это так удивительно [только] снаружи – словно пестрая змея, полная яда. А внутри? Внутри стоял громадный медный вол, которого время от времени нагревали до раскаленного состояния, а затем внутрь его бросали детей в жертву Молоху. Ах, Феодул, представь себе малых невинных дитятей, Ангелы которых видят лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ), а их плотские родители предают их ненасытному огню! Неужто не догадываешься, отчего благой Иисус заповедал: И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах ( Мф.23:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сущность почитания этой боги пи, кажется, заключается в следующем: как богиня производительных сил природы, она почиталась шумными радостными празднествами, и проституция составляла богослужебный акт; но, с другой стороны, как богиня умирающей природы, она почиталась дикими скорбными празднествами, соединявшимся с самооскоплениями и кровавыми жертвами. Оба эти понимания существовали параллельно друг с другом, и, по-видимому, не вызывали нужды в их примирении 86 . Относительно культа этой богини из приведенного сообщения Страбона можно извлечь следующие данные. В Команах Каппадокийских большая часть жителей, по национальности катаонов, были вдохновляемые божеством ( θεοφρητοι) и служители ( ερδουλοι) богини, – ко времени Страбона таких служителей мужчин и женщин вместе – было больше 6.000. Во главе храма и всех его служителей стоял жрец, который был вторым лицом после царя и обычно принадлежал к одному с ним роду. Храму принадлежало богатое поместье, доходами с которого пользовался жрец. Такой же храм богини Ma с таким же культом, почитанием жреца и с той же формой божественного энтузиазма был и в Команах Понтийских. Очень обширный храм был расположен на крутой горе, подножие которой омывать Ирис. Вокруг храма был расположен многолюдный город, окрестности которого были засажены виноградниками, а жители известны были своею изнеженностью. Вся страна зависела от великого жреца, который считался вторым лицом после царя. Дважды в год совершалось большое торжественное празднество в честь богини, так называемые «выходы богини» ( α ξοδοι λεγμεναι τς θεο), и во время этих торжеств жрец являлся украшенным царской диадемой, без сомнения; в качестве наследника или потомка древних жрецов царей. Город жил культом своей богини и, так сказать, дышал его атмосферой. Бесчисленное множество паломников – мужчин и женщин-стекалось в Команы со всех сторон – из городов и деревень, особенно на праздники, с торжественными дарами, -некоторые по обету. Присутствие множества посвященных богине женщин, торгующих телом, придавало культу богини Ma специфический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

До кон. III тыс. до Р. Х. не было единого систематизированного пантеона, хотя существовало неск. общешумерских божеств: Энлиль - бог г. Ниппур, центра шумерского племенного союза, «владыка воздуха», «царь богов и людей»; Энки - владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог г. Эриду (Эредуг), древнейшего культурного центра Шумера; Ан - бог неба, и Инанна, богиня войны и плотской любви - божества г. Урук, возвысившегося в кон. IV - нач. III тыс. до Р. Х.; Наина - лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. XXVI в. до Р. Х.) содержит имена 6 верховных богов раннешумерского пантеона (Энлиль, Ан, Инанна (Иштар), Энки (Эйя), Нанна и солнечный бог Уту (Шамани)). Древние шумерские божества, в т. ч. и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое было также покровителем отдельной общины. Один из наиболее типичных образов - образ богини-матери (иногда изображают женщиной с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах (Мах), Нинту, Мама, Мами, аккад. варианты образа богини-матери - Белет-или («владычица богов»), Мами (имеющая в аккад. текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру в ассир. и нововавилонских мифах - создательница людей, в эпосе о Гильгамеше - «дикого» человека (символ первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини - покровительницы городов: так, шумер. богини Бау и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов». В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура (кон. III тыс. до Р. Х.) говорится о любви жрицы «лукур» (одна из высших жреческих категорий) к царю Шу-Суэну и подчеркивается священный и офиц. характер их соединения. Гимны обожествленным царям 3-й династии Ура и 1-й династии Исина также показывают, что между царем (одновременно и верховным жрецом - «эномом») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в к-ром царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица - богини Инанны.

http://pravenc.ru/text/2563032.html

Сверх богов различных областей природы, так или иначе влиявших на жизнь человека, были отдельные боги, помощники в устроении человеческого быта, покровители его занятий и искусств и вообще его деятельности. Едва-ли не древнейшая в ряду этих божеств есть богиня Палес (Pales – от ра, πω, pasco), покровительница пастухов и их стад. От древности известны и боги земледелия: Сатурн (Saturnus от sata frumenta, semen) и Опс (ops – изобилие, множество), изображавшиеся с атрибутами жатвы и собирания плодов (Сатурн с серпом и виноградным ножем). С именем Сатурна, храм которого при входе в Капитолий существовал от глубокой древности, связано было, как и с именем Квирина, представление о первобытном изобилии в жизни и первобытном счастье; а сам он часто обращался в древнего мифического царя. То же значение имела и та богиня Деа, Dia, которой служили братья арвальские 2198 . Был и особенный бог торговли, Меркурий (Mercurius – от merx, mercator), сходный с греческим Гермесом 2199 . Олицетворялись под именем отдельных богов и различные свойства человеческой жизни и человеческой деятельности. Богини Salus и Febris представляли положительную и отрицательную сторону физиологической жизни – здоровье и болезнь. Но более всего олицетворений нравственно практической стороны жизни и гражданских добродетелей и благ. Таковы богини – победы (Victoria), войны (Bellona), мира (Pax), добродетели (Virtus, Honos); свободы (Libertas), надежды (Spes), согласия (Concordia), счастья (Felicitas), скромности (Pudicitia) и самого благочестия (Pietas). Интеллектуальный элемент жизни в Риме олицетворялся только одной Минервой, или Менервой (mens), которая была и богиней ума, и всех искусств и изобретений. Храмы её, известные от древности, помещались на высотах города и в Капитолии. Жизнь каждого отдельного человека подчинялась в своих актах особенным богам. Между богами индигитаментов, кроме главных и известных богов, которые в качестве универсальной силы влияют на все, следовательно и на жизнь каждого отдельного человека 2200 , упоминаются еще частнейшие боги, покровительствующие и возрастам человеческой жизни, и отдельным её актам. Были богини Nona и Decima т. е. девятого и десятого месяцев, важных для рождения дитяти; была богиня, помогающая благополучному рождению (Postverta), богиня, учившая дитя есть и пить (Educa, Cuba), богиня добрых чувств (Sentia) и богиня ловкости (Strenua); были особенные боги брака и актов брачной жизни, даже богиня, завязывающая и развязывающая пояс новобрачной; были особенные боги старчества и смерти, боги, лишающие зрения и прекращающие возможность рождения детей; были богиня смерти (Mors) и богиня погребения и оплакивания умерших (Naenia) 2201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Здесь мы видим знакомые уже нам элементы погребального обряда: сожжение вместе с покойником запасов пищи, необходимых ему собак и коней и, наконец, пленников. Микенские раскопки еще подробнее показывают нам заботы греков о предках и их веру в загробную жизнь, подобную этой жизни. Гробницы Микенских царей, обстроенные, как жилища, наполнены всевозможными вещами, оружием, украшениями, остатками одежды и сосудами, содержавшими когда-то пищу. Почитание предков получало иногда вид почитания героев. Покойники, прославившиеся особыми подвигами, родоначальники знатных фамилий пользовались загробным почетом не только у ближайших своих родственников, но и у всех жителей данной области. Таким культом является культ Тезея, Кадма, Одиссея и других героев, память о которых с течением времени окружалась все более легендарными рассказами, возводя их на положение потомков богов – полубогов. Наряду с почитанием явлений природы и культом предков греки уже в глубокой древности почитали отдельных богов, выделяя их из общего сонма духов и демонов и наделяя их специальными функциями. Многие боги имели значение покровителей тех или иных процессов земледельческой работы. Богини Дамия и Ауксезия в Эпидавре, Ауксо и Гегемона в Аттике способствовали успешному произрастанию хлебов. Пандроза является богиней весеннего дождя, Герса богиня росы, Эрехтей – бог плуга, разбиватель земляных глыбъ, Кекропс – бог жатв и т. д. Были специальные боги для благословения и других сторон человеческой жизни и деятельности – боги и богини плодовитости, рождения, воспитания детей, врачевания, искусства, защитники городов и мн. др. Все эти многочисленные боги, почитавшиеся часто только в одном какомъ-нибудь очень небольшом округе, обозначают собой решительный переход от пандемонизма к политеизму. Следующей стадией этого перехода надо считать ту эпоху, когда стали слагаться великие боги греческого народа – Зевс, Аполлон, Артемида и п. д. – проникая во все уголки древнего мира и вытесняя оттуда древних местных богов. Есть очень много оснований полагать, что греческие боги олимпийцы суть, так сказать, комплексы богов, «составные» боги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010