У римлян было неисчислимое множество мелких божеств (dii minores), каждое из к-рых выполняло к.-н. узкую функцию. В большинстве своем эти «мгновенные боги» (Г. Узенер) олицетворяли различные стороны человеческой деятельности. Каждый шаг человека, начиная с его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества. Так, за 1-й крик новорожденного отвечал бог Ватикан, а членораздельной речью ребенка руководили Фабулин, Фарин и Локуций. Богиня Кунина качала колыбель, Румина давала материнской груди обилие молока, Куба укладывала в кроватку дитя, выросшее из колыбели. Есть и пить его учили богини Эдука и Потина; когда малыш начинал ходить, богиня Абеона выводила его из дома, а Адеона приводила домой. Физическому развитию ребенка покровительствовали боги Оссипаго, укреплявший его кости, и Статан, выпрямлявший его корпус, а также богиня Карна, помогавшая расти его мускулам. После поступления мальчика в школу богиня Итердука водила его туда, а Домидука сопровождала домой. Переход подростка в разряд взрослых был ознаменован тем, что он посвящал свою детскую буллу домашним ларам, делал взнос в кассу богини юности Ювенты и надевал «мужскую тогу» (toga virilis). Бог Портун (его имя некогда было эпитетом Януса как хранителя входа в порт) охранял вход в частный дом, Форкул - дверные створки, Лимент - порог, Кардеа - дверные петли и т. д. Мн. из dii minores были связаны с земледелием и др. видами хозяйственной деятельности. Семенами, пока они находились в земле, ведала богиня Сея, когда же они прорастали, им покровительствовала богиня Сегетия; за сохранность убранного хлеба отвечала богиня Тутелина. Всходы находились под покровительством Прозерпины, стебли - бога Нодута, покровы колосьев - богини Волутины, колосья - богини Пателаны и т. д. Бубона охраняла рогатый скот, Эпона - лошадей, Меллония - пчел, Помона - плодовые деревья. За удобрением полей следил Стеркутий (Пикумн), цветам покровительствовала Флора. Технический прогресс приводил к появлению новых культов. Так, медная монета находилась под покровительством бога-медника Эскулана, а когда в III в. до Р. Х. римляне ввели серебряный денарий, вместе с ним родился и новый бог - Аргентин (букв.- серебреник), которого объявили сыном Эскулана. Одновременно с практикой хлебных раздач в Риме появился и культ богини Анноны (от annona - хлеб), которой стали молиться о хлебном изобилии.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Письменные памятники прекрасно дополняют археологические артефакты. Но даже не учитывая сложностей перевода, связать архитектурные формы с присущей им функциональностью и религиозные воззрения крайне сложно, если вообще возможно – цивилизация Месопотамии слишком удалена от нас. Как бы хорошо не сохранились глиняные таблички с древними текстами или памятники столь же древнего культа, они могут донести до нас «всего лишь тусклый отблеск того, ради чего были созданы». 211 Их назначение и смысл «остаются столь же скрытыми от нас, как если бы находились в другом измерении». 212 4.4. Создание человека и роль людей в этом мире В древнейшей мифологии Месопотамии 213 рассказ о творении человека начинается от самого начала творения мира. От начала начал, от дней сотворения мира, От начала начал, от ночей сотворения мира, От начала начал, от кодов сотворения мира. Когда установили Судьбы, Когда Ануннаки-боги родились, Когда богини в брак вступили, Когда богинь в земле и небе распределили, Когда богини, сойдясь с богами, затяжелели, дали рождение, Тогда боги из-за пищи, пропитания ради, трудиться стали. Старшие боги корзины на плечи взвалили. Боги реки, каналы рыли, под надзором насыпали землю. Боги страдали тяжко, на жизнь свою роптали. 214 Боги существует без человека самостоятельно, находясь на самообеспечении. Устроено всё в их мире примерно так же, как и в нашем: следует образовывать семьи и рожать детей, нужно трудиться, чтобы стяжать хлеб насущный. 215 Три верховных бога – Ану, Энлиль и Энки 216 – разделили вселенную между собой посредством жребия. Верховному владыке Ану, досталось небо; воителю Энлилю, его советнику, досталась земля; мудрому Энки – море и подземные воды. Энлиль, получив во владение землю, подчинил себе младших богов, которые непрерывно трудились. Сам же Энки в это время возлежал на своём ложе, он спал, не подымался. Младшие боги сетовали на жизнь, полную тяжкого труда. Они даже саботировали работы, предав огню свои средства производства – мотыги и лопаты; в последствии была предпринята попытка устроить бунт. И тогда прародительница Намму, богиня водных глубин, донесла плач богов своему сыну:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Сам культ верховной богини кельтов Британии Дану, главы племени богов " Туатха Де Данаан " -матери всего живого изображаемой с оленьими или козлиными рогами на голове, очевидно является развитием культа Великой матери, господствовавшего на Ближнем Востоке и на Балканах, до прихода арийских(индоевропейских) племен. В Угарите культ Великой матери развился в культ сестры бога Баала - Анат, которая убивала его врагов, навешивая на себя головы и руки убитых ею и ходя по колено в крови (Самуэль Хук. «Мифология Ближнего Востока». «Центрполиграф». Москва. 2009 г. (Samuel H. Hooke.“Midlle Eastern Mythology”). Культ Анат был известен в Ханаане как Астарта, а в Вавилоне как Иштар, и позднее в Карфагене развился в культ богини Танит. С ее культом очевидна схожесть культа гэльской богини Морриган, или Морригу (в оригинале на ирландском Mor-Rioghain - Великая королева), которая в гэльской мифологии ассоциировалась с луной, и была богиней, помогавшей в битвах. Её изображали облачённой в воинские доспехи и держащей в руке два копья. Все подобные лунные культы сопровождались магическими обрядами и жертвоприношениями, в том числе человеческим. Показательно, что находившая в районе современного селения Баллимагавран в графстве Каван святилище Маг слехт - " Равнина Поклонения " . Находившийся в нём идол Кромм Круах, был сделан из золота и окружён еще двенадцатью каменными идолами и до святого Патрика он почитался богом всеми племенами, населявшими Ирландию, которые приносили ему первенцев, в том числе потомков вождей каждого клана " . При этом точно так же как и Ваал - хананеян Кром Куах считался богом неба. На табличках из Угарита так же описывался враг Баала – бог морей и рек Йам-Нахор который частично соответствовал известному в Ханаане богу Дагону, который изображался с рыбьим хвостом. В данном случае прослеживается схожесть с культом гэльской богини Домну. Ее сын Индех, был вождем фоморов, чьё имя происходило от гэльского " фомори " - " подводный мир " . При этом бог Дагон считался главным противником Баала в мифологии Ханаана, точно так же как и боги Домну и её сын Индех были главными врагами богини Дану и её супруга Бейла.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/kelty_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИТА [Греч. Αφροδτη], в древнегреч. мифологии богиня любви и красоты малоазийского происхождения. Этимология ее имени неясна. Существуют 2 версии происхождения А.: по одной, она - дочь Зевса и Дионы ( Hom. Il. 370), по др.- род. из крови оскопленного Кроносом Урана, к-рая попала в море и образовала пену ( Hes. Theog. 189-206). Отсюда имя богини - Пенорожденная как результат т. н. народной этимологии (греч. φρς - пена). Очевидно древнее хтоническое происхождение культа богини, тем более что Гесиод в том же месте «Теогонии» сообщает, что одновременно с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты; следов., А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил. А. обладала мощным, пронизывающим весь мир чувством любви. Это ее воодушевляющее, вечно юное начало представлено у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I 1-13). А. почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни, и ее имя сопровождалось эпитетами «в садах», «священно-садовая», «в стеблях», «на лугах». Она всегда изображалась в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф ( Hom. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 сл.), прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря») - т. о., сила А. распространялась на землю, море и горы. А.- богиня браков и родов ( Paus. I 1, 5), а также «детопитательница» (Anthol. Pal. VI 318). Ее любовной власти подчинены боги и люди, но ей неподвластны Афина , Артемида и Гестия (Hymn. Hom. VI 7-33). Служение А. часто носило чувственный характер, близкий к вост. культам ( Herod. I 199). А. считалась также богиней гетер и сама иногда именовалась гетерой и блудницей. Однако в Греции черты малоазийской богини, сближающие ее с Иштар , Исидой и Кибелой, становятся гораздо мягче. Архаическая А., внушавшая ужас, с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью, превращается в кокетливую и игривую богиню, занявшую достойное место среди богов Олимпа. Классическая А.- дочь Зевса и Дионы ( Hom. Il. V 370), др. вариант мифа почти забыт. В VI гомеровском гимне рисуется великолепная картина рождения богини из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Киприда, Кипророжденная). Супругом А. является Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Любви А. домогаются Посейдон и Арес . Ряд источников, в к-рых рассказывается о любви А. и Ареса, называет детей от этой незаконной связи: Эроса и Антэроса, а также Деймоса, Фобоса (Страх и Ужас - спутники Ареса) и Гармонию ( Hes. Theog. 934-937).

http://pravenc.ru/text/77144.html

Он уже древле меня, побужденного сердцем на помощь, Ринул, за ногу схватив, и низвергнул с небесного прага: Несся стремглав я весь день и с закатом блестящего солнца Пал на божественный Лемнос , едва сохранивший дыханье. Там синтийские мужи меня дружелюбно прияли”. 595 Рек; улыбнулась богиня, лилейнораменная Гера, И с улыбкой от сына блистательный кубок прияла. Он и другим небожителям, с правой страны начиная, Сладостный нектар подносит, черпая кубком из чаши. Смех несказанный воздвигли блаженные жители неба, 600 Видя, как с кубком Гефест по чертогу вокруг суетится. Так во весь день до зашествия солнца блаженные боги Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем Звуками лиры прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона, Пением Муз , отвечавших бряцанию сладостным гласом. 605 Но, когда закатился свет блистательный солнца, Боги, желая почить, уклонилися каждый в обитель, Где небожителю каждому дом на холмистом Олимпе Мудрый Гефест хромоногий по замыслам творческим создал. Зевс к одру своему отошел, олимпийский блистатель, 610 Где и всегда почивал, как сон посещал его сладкий; Там он, восшедши, почил, и при нем златотронная Гера. 615 Богиня – здесь: Муза. Ахиллес (Ахилл) – главный герой Троянской войны, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. Величайший из греческих героев; он совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса, которую Аполлон направил в единственное уязвимое место на теле Ахиллеса – в пятку (отсюда выражение “ахиллесова пята”). Пелей – сын Эака, царь мирмидонян. Ему в жены отдали дочь морского старца Нерея Фетиду. На их свадьбе присутствовали все боги, кроме богини раздора Эриды. Обидевшись, Эрида бросила на стол во время свадьбы золотое яблоко с надписью “прекраснейшей”. Из-за этого яблока поспорили три богини: Гера, Афина и Афродита. Сын троянского царя Парис, к которому они обратились за решением, отдал предпочтение Афродите, обещавшей ему любовь самой красивой женщины. Исполняя это обещание, богиня помогла Парису похитить Елену, из-за чего началась Троянская война. У Пелея и Фетиды родился Ахиллес (или Пелид, то есть сын Пелея).

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/

– О, какой день посылаете вы мне, боги! Как рад я! Спорят сын мой и внук о том, кто храбрее! Подошла к Лаэрту Афина и повелела ему бросить, не целясь, копье во врагов, призвав на помощь богиню Афину и Зевса. Потряс Лаэрт копьем и бросил его. Копье пробило медный шлем Эвпейта, раздробило ему череп, и мертвым упал он на землю. Бросились на врагов Одиссей с Телемахом. Все бы погибли граждане Итаки, если бы грозно не крикнула богиня Афина: – Прекратите битву, граждане Итаки! Скорее разойдитесь, не проливая крови! Всеми гражданами Итаки овладел ужас. Выпало у них оружие из рук, и пали они на землю, услыхав возглас богини. Придя в себя, обратились в бегство граждане, спасая свою жизнь. Громко крикнув, Одиссей ринулся преследовать бегущих. Но бросил Зевс свою молнию, и она, сверкая, упала на землю перед Афиной. Удержала она Одиссея, сказав: – Богоравный сын Лаэрта, укроти свое сердце! Воздержись от кровавой битвы, чтобы не разгневался на тебя Зевс-громовержец! Обрадовался Одиссей и остановился, не стал он преследовать бегущих граждан Итаки. Вскоре Афина Паллада, приняв образ Ментора, утвердила прочный мир между народом и царем Одиссеем, скрепленный их взаимной клятвой. Сноски Оры (горы) – дочери Зевса и Фемиды, богини времен года Эвномия, Дике и Эфрена. Хариты  – дочери Зевса и Океаниды Эвриномы. Богини красоты и изящества. Музы – девять дочерей Зевса и Мнемосины. Богини поэзии, искусства и наук. Отсюда произошло выражение «кануть в Лету», что означает «быть навсегда забытым, навек исчезнуть». Асфодел  – дикий тюльпан. Эндимион считался иногда сыном царя Карии Эфлия, иногда сыном Зевса. Возможно, что Эндимион – древний карийский бог сна. Кария – область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря. Мнемосина  – богиня памяти. Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы». Сериф (Серифос) – остров в Эгейском море в группе Кикладских. Грайи (в переводе с греч. «старухи») – сестры горгон: Энюо, Пемфредо и Дино. Пегас и  Хрисаор  – сыновья Медузы и Посейдона. Имя Пегас происходит от греч. pege  – источник, поскольку он родился у истоков Океана.

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

Протрезвейте, словно вы были бы отягчены пьяным сном, и, осмотревшись немного, подумайте над тем, что значат для вас камни, которым вы поклоняетесь, и о том, что вы бессмысленно растрачиваете на материю. На незнание вы расходуете и деньги, и средства к жизни, как и саму жизнь вашу – на смерть, в этом одном видя осуществление своей тщетной надежды. Не способные пожалеть сами себя, вы, будучи порабощенными дурным обычаем, не готовы слушаться тех, кто жалеет вас за ваше заблуждение. Тяготея к упомянутому обычаю, вы по своей воле до самого последнего вздоха несетесь к погибели: «ибо свет пришел в мир, и люди возлюбили тьму более, чем свет " ( Ин.3:19 ), хотя можно устранить то, что стоит на пути к спасению: спесь, богатство, страх, повторяя сказанное поэтом: Деньги куда я несу и сам я куда направляюсь? Вы не жалеете, отбросив эти пустые вымыслы, расстаться с самим обычаем и сказать суетности: Прощайте, сны, обман и ложь, ведь вы – ничто. § CII. Судьба, богатство, любовь, сон, звезды – не боги Чем вы считаете, о люди, Гермеса Тихона, Гермеса Андокида и Гермеса Амиита? Разве не ясно всякому, что это – камни, как и сам Гермес? Как не бог ореол вокруг солнца и радуга, а всего лишь небесные явления, как не бог день, год и время, состоящие из них, так не бог солнце и луна, которые управляют ими всеми. Кто, будучи в здравом уме, сочтет богами исправление, кару, наказание, возмездие? Ведь не Эринии, ни Мойры, ни Рок не являются богами, так как не боги государство, слава и богатство, которое живописцы изображают слепым. Если же вы обожествляете стыд, влечение и любовь, то пусть последуют за ними позор, страсть, очарование и соитие. Пожалуй, после этого у вас с достаточным основанием не будут считаться богами близнецы сон и смерть, – состояния, бывающие у живых существ от природы. Вы справедливо скажете, что не богини Кера, Судьба и Мойры. Если не боги раздор и битва, то не боги Арес и Энио. Если уже не боги молнии, перуны и ливни, то разве боги огонь и вода? А падающие звезды и кометы, возникшие из-за изменений в воздухе? Тот, кто говорит, что случай является божеством, пусть скажет, что и действие также им является. § CIII. Бесчувственные изваяния и бесчувственные люди

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

2. Тии возлюбив его, яко халдея, ликовали, Яко гадатель воцарися, играя плясали, Радость им бе, яко сей жрец явися, Купно с многими цари и царицы вменися От Ахавова, Иеровоамля, Иофамова и Манасйина рода, Иезавелина и Афалиина языческаго синода. 3. Спаса отвергли, Свидетеля верна явление. Той, яко един есть Бог , отвеща вопрошению. Распяша Его, язычницы сущи, ко мнозим бо склонялись, Попранну обету, зело жертвы своими поругались. Той десять богов созва, да принесут геенне Связки терний своих человекопогубленно. 4. Боги мерзки и богини низведе сотворении, С ними гадатели и мертвознатцы презренны. Вси молитвы своя ему дариша сыны заблуждения. Той же державы им обетова возвращение. На колесницу возседе, с нея ниспаде наконец, Другом своим принесе безчестия венец. 5. Богини его выступаша, с ними и бози купно, Сей убо, скромность отвергше, почте преступно Идолы, ко идолицам похотию разжигающиеся. Онем сей козлище купно и жрец являшеся. Сих ради яко назорей браду зело длинну расти. Кланяся долу, да дым скверный сквозе ю возможет проити. 6. Мерзостной богини торжество сей зело любляше, В празднестве его мужи и жены буи ся являша. Юницы непотребствоваху, жены мужаты блудовали, Словеса срамна прегнусно изблевали. Нечистым ликам прилеже, яви ся нерадетелем Блаженным ликам целомудрия и Пасце добродетели. 7. Погании, идолы носивше, тем повиновались, И обрезании в трубы трубивше, изрядно бесновались. Веи песнем и буйну веселию ся предаваша, Яко иже праздник древле в пустыни устрояша. Благий тельца ради восставших наказал, Той же и многих, царя ради восставших, покарал. Наказание Юлиана в Персии: копие Истины 8. Тельца на части, да смуту прекратит, раздроби, Венец сей, да буйство обуздает, погуби. Яко врач удали болезни причину, От Юга обоим знаменася кончина. Железом твердым испраздни онаго тельца, Копием страшным погуби царя до конца. 9. Козлищи от рода сего годовалого [козла] сущи, Длинны космы и зловонны брады имущи, Едина, бракоборно блеюща, окружили черна. Сей бо ся храни для гнусной богини верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Однако не следует забывать, что архаика не уходит окончательно в небытие со всеми своими страхами и ужасами, с таинственными связями с Матерью-Землей. Архаика таится в глубинах нового мира, на его окраинах и в глухих уголках дальних стран. Боги олимпийского периода Зевс и его дети - боги молодого поколения - ведут борьбу с поколением отцов, рожденных Ураном -Небом и Геей -Землей,- титанов . Зевс победил и гигантов (тоже миксантропические существа, но в отличие от титанов смертные). Воцаряются боги нового типа. Жен. божества получают новые функции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей брака и моногамной семьи, Деметра - земледелия, Афина Паллада - честной, организованной войны (в противовес буйному, анархическому Аресу), Афродита - богиней любви и красоты (вместо дикой, всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия - богиней домашнего очага. Даже Артемида, сохранив древние охотничьи функции, приобрела красивый вид и дружелюбное отношение к людям. Ремесло также нашло покровителя, а именно Гефеста. В 20-м гомеровском гимне ему приписывается покровительство всей цивилизации. Богами нового уклада жизни и его активными заступниками стали Афина Паллада и Аполлон. Они славятся умом и красотой, покровительствуя творческой деятельности человека. Так, Аполлон убивает пифийского дракона, основывает на этом месте свое святилище. Он убивает чудовищных великанов Ота и Эфиальта (сыновей Посейдона), мечтавших овладеть Герой и Артемидой и самим Олимпом. Но Аполлон также обладает мирными функциями врачевателя (передает их сыну Асклепию) и пастуха, умножающего стада. Афина не только воительница, но и мудрая богиня, мастерица и ткачиха, помощница ремесленников. Гермес покровительствует всякому человеческому предприятию, включая искусство, торговлю, скотоводство. Он покровитель путников и сопровождает души в загробный мир. Не только боги, но и вся жизнь получила в классических мифах совершенно новое оформление. Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и громом, и ослепительной молнией. Теперь гром и молния стали не больше чем атрибутами Зевса. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника (Победа) уже не страшный и непобедимый даймон, но прекрасная крылатая богиня, символ мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, супруга Зевса, символ его благоустроенного царства. Даже мойры - страшные богини участи ( μορα - часть) и судьбы, управлявшие мирозданием, теперь дочери Зевса и Фемиды и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Их сестры, оры Евномия (Благозаконие), Дике (Справедливость), Эйрене (Мир), упорядочивают жизнь человека и стерегут облачные врата Олимпа. Герои олимпийского периода

http://pravenc.ru/text/180431.html

παναλκες θεο, τλειοι, τελεια τε γς …….. πυργοφλακες 15 О, всесильные боги, О, совершенные боги и совершенные богини земли, .хранители башень! О, родная земля, и вы деревенские боги, Примите меня после (счастливой) благополучной дороги! Царю царей среди блаженных, Блаженнейший среди совершенных, Совершеннейший державец (блаженный) счастливый Зевес! Зевес отец, бессмертных царь! Зевес возлюбленный! Дивлюсь тебе, Ибо ты царишь над всем. . о, досточтимые, Присно и поклонямые боги! дайте чего мы просим В час священный! Di, probos mores docili iuventae, Di senectuti placidae quietem, Gentique (Rutheno) remque prolemque 20 . Боги, дайте чистые нравы пылкой юности, Боги, дайте спокойствие мирной старости, А (русскому) народу-люду богатство и чадородие! Жители западных областей любят ставить на дорогах деревянные, высокие кресты. От трех до семи крестов я видел, особенно там, где сходились две или три дороги, и вспоминал старую поговорку: крест на крест, чтобы черт не влез. В областях Виленской и Гродненской деревенские женщины не заплетают волос, которые из-под головных платков упадают на плечи густыми прядями. Они любят преимущественно белый цвет и ноги свои от колен до ступней обвивают белыми тряпицами. 14 Среда. Сегодня утром небо было покрыто темною завесою. Из хлябей его лился крупный дождь. Когда минул полдень, я приближался к границе России и Австрии. Сердце мое билось сильно. В душе являлись лики матери, сестер, товарищей, друзей, знакомых. Она усиливалась остановить их и дать им жизнь. Но милые образы исчезали как радужные цвета в облаках. Место их заняли воспоминания о прошлых днях моей жизни, днях ясных, тихих, счастливых. Потом начались видения будущего. Душа, как многоочитый херувим, довольная созерцанием минувшего, услаждалась предвидением свободного и многостороннего развития своего на чужбине. В два часа пополудни я был уже на рубеже отечества, в Радзивилове. Это местечко не завидно. Напрасно взоры мои искали тут естественной границы, которая резко отделяла бы Австрию от России.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010