Курьезный случай произошел около двух десятилетий назад в одной восточной бывшей союзной республике. Ночной сторож детского сада, малограмотная женщина коренной национальности, упрекнула главного бухгалтера, русскую, в том, что ей недоплатили. Та, в свою очередь, попыталась объяснить, что ей выплатили ровно столько, сколько она заработала. Требовать же больше — нечестно. Той перевели, как смогли, — и она устроила скандал. Много дней ходила кругами и, бия себя в грудь, убеждала окружающих в том, что она честная — потому как… восемнадцать лет живет без мужа. Вот и получается, что понятие чести, честности — многоступенчато, если так можно выразиться. И в русском языке запечатлено общенациональное, не подвергаемое сомнению понимание правильно прожитой жизни как снискания святости, то есть честности. Исконный смысл есть и в слове богатый. Воистину богатым народ может стать лишь тогда, когда происходит обожение человека путем стяжания Духа Свята. Потому и возникло в свое время известное выражение быть не в духе как обозначение ненормального, неправильного для православного человека состояния; ибо нормально — когда в Духе. Как же созвучно это словам Спасителя из Нагорной проповеди: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” ( Мф. 6:19-21 ). Такому человеку — и впрямь ничего не страшно, ведь он воистину — богатырь, то есть богатый, имеющий Бога. Как сказано об этом в известном изречении Апостола: “Если Бог за нас, кто против нас?” ( Рим. 8:31 ). Хлеб и жизнь — едины и святы Прочитывая как-то толкование на Евангелие своего любимого блаженного Феофилакта Болгарского , помню, был поражен тем, что Вифлеем в переводе с древнееврейского означает Дом Хлеба. Вспомним, ведь Спаситель называл Себя “хлебом, сшедшим с небес” ( Мф. 6:41 ). Оказывается, в тексте Священного Писания нет ни одной “не говорящей” детали: любая мелочь, любой штрих исполнены глубочайшего смысла, открывающегося “имеющим глаза видеть”. Каждый шаг Спасителя, каждый жест, время суток, название города или местности, число рыб и хлебов, которыми Он накормил алчущих — все-все раскрывает перед изумленным читателем совершенно иные, неведомые прежде глубины Божественного Откровения. Вот и я, прочитав это место у святого толкователя божественного текста, возрадовался еще и потому, что вспомнил, как Господь называл Себя не просто хлебом (который и должен был явиться, конечно же, из Дома Хлеба!), но и хлебом жизни ( Ин. 6:48 ).

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

Лазарь не за бедность [попал] на лоно Авраама – великого богача, который «кипел богатством», а потому, что был терпелив. Богатый [же] мог получить [рай делами] милосердия. Всё дело в том, что есть любовь к Богу, а в чем она проявляется, всё равно – в терпении ли или в милосердии. Богатый не мог войти в рай, не мог быть вместе с праведниками, потому что [среди них] нет никого в его настроении, никого близкого, он всем чужой, и ему все чужие. На слова богатого: Если кто из мертвых придет к ним – его братьям, покаются – в притче отвечает Авраам: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:30–31 ). Так оно и было после воскрешения Лазаря «четверодневнаго»: первосвященники положили убить Лазаря ( Ин. 12:10 ). От нашего внутреннего настроения зависит наша вера. Десять прокаженных ( Лк. 17:12–19 ) Проказа – тяжелая заразная болезнь. В Ветхом Завете были даны точные правила поведения заболевших и отделения их от здоровых. Это не была болезнь неисцелимая: правила знают исцеления и предписывают исцеленным идти к священнику, который, осмотрев человека, давал удостоверение – по-современному, медицинское свидетельство – о выздоровлении. Десять прокаженных встретили Господа Иисуса Христа и, вознесоша глас – громким голосом, – просили: Иисусе Наставнице, помилуй ны. Спаситель сказал им: Пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Девять из них приняли это как радостное естественное явление и продолжали путь к священникам, чтобы получить медицинское свидетельство, и только один понял, что их коснулся Бог Своею милостию, и возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Господа Иисуса Христа, благодаря Его. И той бе самарянин, то есть был не православный, а сектант. Спаситель говорит ему: иди: вера твоя спасе тя. Он получил не только телесное исцеление, но и душевное спасение. Вера есть не только уверенность в самом бытии Бога и Божественной жизни, но и умение распознавать ту жизнь и ее благодатные проявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Лук сильных ослабел, а немощные препоясались силою. Исполненнии хлебов лишишася, и алчущии пришельствоваша землю. Насыщенные хлебом оскудели, а алчущие заселили землю. Яко неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе. Ибо неплодная родила семерых, а многодетная изнемогла. Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Господь умерщвляет и животворит, низводит во ад и возводит. Господь убожит и богатит, смиряет и высит, возставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, поднимает с земли бедного, и из грязи воздвигает нищего. Посадити его с могущими людей, и престол славы наследуя ему. Чтобы посадить его с властителями народа, и престол славы давая в наследие ему. на 8: Даяй молитву молящемуся, и благослови лета праведнаго. на 8: Дает молитву молящемуся и благословляет годы праведного. Яко не укрепляется силен муж крепостию своею, Господь немощна сотвори супостата Его, Господь свят. Ибо не мощью силен муж. Господь сделает немощным противника Своего, Господь свят. на 6: Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим. на 6: Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим. Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли. Но лишь тем да хвалится хвалящийся, что разумеет и знает Господа и творит суд и правду посреди земли. на 4: Господь взыде на небеса и возгреме, Той судит концем земли, праведен Сый. на 4: Господь взошёл на небеса и возгремел, Он, праведный, будет судить концы земли. И даст крепость царю нашему, и вознесет рог Христа Своего. Слава, и ныне: Слава, и ныне: ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ Слова истощание Аввакум сказует. Слава силе Твоей, Господи. Господи, услышах слух Твой и убояхся; Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Господи, услышал я весть Твою – и убоялся, уразумел дела Твои – и изумился. Посреде двою животну познан будеши. Внегда приближитися летом, познаешися; внегда приити времени, явишися; внегда смутитися души моей во гневе, милость Твою помянеши.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

Минь. Т. XI. С. 483 Творения Т. XI. С. 593 1279. Многие богатые ходят в храм только затем, чтобы показать себя Смотри, как входит сюда богатый мужчина, или богатая женщина! Не заботится о том, чтобы слушать слово Божие, а о том, как бы показать себя, как бы с величавостью и великою гордостью занять здесь место, как бы превзойти всех прочих великолепием одежды, и своею наружностью, взглядом и поступью возбудить в других большее к себе уважение. И вся забота ее и попечение состоит в том: видела ли ее такая-то? Удивлялась ли ей она? Хорошо ли я оделась? Но не об этом только она имеет попечение, а еще и о том, как бы не измялось, как бы не разорвалось ее платье. И в этом только состоит вся ее забота. Подобным образом входит и богатый мужчина... Он думает, что оказал милость и нам, и народу, и – может быть – Самому Богу, тем, что вошел в храм Божий... Скажи мне, если бы кто вошел в лечебницу и не у врача стал бы искать милости, но подумал бы, что он сам делает ему милость, и вместо того, чтобы просить себе лекарства от раны, стал бы заниматься своим платьем, то получил ли бы он, по выходе отсюда, какую-либо пользу? Я не думаю. Если хотите, я скажу вам и причину всего этого. Приходя сюда, они думают, что приходят к нам, думают, что от нас они слышат то, что слышат. Не обращают внимания на то, не думают о том, что они приходят к Богу, что Он Сам говорит здесь с ними... Возлюбленные! Мы только служители, мы говорим не свои слова, но слова Божии. Минь. Т. XI. С. 484 Творения Т. XI. С. 594, 595 1280. Церковное предание Беседа IV . Стойте и держите предания ( 2Фес. 2:15 )... Отсюда очевидно, что апостолы не все предали чрез послания, но многое сообщали и без письмени; между тем, и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Минь. Т. XI. С. 488 Творения Т. XI. С. 601 1281. Священник в храме, как военачальник в битве, более других подвержен действию вражеских стрел, потому просит об общей за себя молитве, о взаимном примирении и о совместном труде для спасения и оправдания в день Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Многие из видов пищи, которые вкушаются, предварительно омокают в эту соленую воду, и при этом каждый раз напоминается: не бывает жизни без слез, не бывает жизни без страдания. Чувство, противоположное такому плачу, состраданию о грехах, о горе, несчастье, — равнодушие, окамененность сердца. В Евангелии мы читаем притчу о богатом и Лазаре. Некто Лазарь сидел у дома богатого человека, и был он весь в лохмотьях, больной, в струпьях. Псы лизали эти струпья его, проявляя по своему сострадание Лазарю, а богатый человек, который жил в этом доме, всю жизнь пировал и веселился, не обращая внимания на этого беднягу. После смерти Лазарь был отнесен на лоно Авраамово, в райские прекрасные сады, а богатый был отнесен в ад. И там он воззвал к Аврааму: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и остудил мой язык!» А Авраам отвечает ему: «Чадо, вспомни, как ты получал блага в жизни твоей. Ныне же, Лазарь здесь утешается, а ты страждешь». Богач говорит: «Отче Аврааме, пошли его в дом мой, потому что у меня есть семь братьев, чтобы и они не пришли на это место мучения». Авраам отвечает ему: у них есть Моисей и пророки, пусть их слушают. Богач возражает: «Нет, Отче, но если кто из мертвых воскреснет, тогда они поверят, что нельзя вести такую праздную, бесполезную жизнь». Авраам же говорит: «Если они Моисею и пророкам не поверили, то даже кто из мертвых воскреснет, все равно не поверят». Здесь речь идет о равнодушии. Даже когда человек не совершал вроде бы ничего плохого, как этот богач, бездействие, неоказание помощи, милосердия ближнему также обрекает душу человека на страдание после его земной жизни. Сокрушение, плач могут быть выражением скорби не только о личном грехе или о грехе ближнего. Это может быть скорбь и о том, что мы видим вокруг себя, ибо вокруг мы видим сейчас очень много печального: и неустройство, и грязь на улицах, и какая-то обстановка недоверия в учреждениях, и коррупция, о которой мы читаем в наших газетах. Все это, конечно, не может не вызывать сокрушения нашего сердца.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Мф. 7, 22-23 «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Мф. 24, 23- 27 «Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам» В Архангельске завершается первый этап акции «Ощути силу перемен». Инициатором проекта " Ощути силу перемен " стал московский центр социальной помощи " Сила перемен " , который формально является светским социальным учреждением, однако его руководитель Юрий Ананьев принадлежит к протестантской общине уэслианского направления Церкви Назареянина. Под «крышей» центра объединились различные религиозные организации - баптисты, адвентисты, неопятидесятники. Последние занимают в проекте ведущую роль, и, по сути, акция имела целью завербовать людей именно в эту харизматическую секту. В то время как «переменщики» подсчитывают и вносят в реестр адреса, телефоны и фамилии уловленных во время «Ощути силу перемен», пора и нам подвести итоги. Для этого ответим на ряд вопросов. Кто обеспечивал сектам богатый улов? Сектоводы. Одним прекрасным майским утром Архангельск проснулся расцвеченным рекламой голубеющих исповедей бывших наркозависимых и алкоголиков. Они голубели отовсюду – с билбордов на обочинах улиц, внутри салонов автобусов городских маршрутов, на фонарных столбах, высовывались из почтовых ящиков… «Ощути силу перемен!», -призывали они, и город приготовился ощущать что-то ранее ещё не ведомое. Вместе с наружной рекламой призывы «ощущать» стали раздаваться от местных СМИ. С каждым днем они начинали звучать все сильнее и навязчивее. «Социальная акция!», - возглашали одни. «Получи в подарок книгу!», - вторили им другие. Мои знакомые в эти дни звонили, и в недоумении спрашивали «Слушай, что происходит?!». А происходило вот что: Сектанты вербовали, а сектоводы зарабатывали. Теперь, после того как акция закончилась, можно ответить, кто из местных СМИ особенно постарался и обеспечивал секте неопятидесятников – организаторам акции «Сила перемен» – богатый улов.

http://pravoslavie.ru/5161.html

На следующее утро, узнав, что план провалился, Давид принимает решение. Он   пишет письмо своему военачальнику, в котором просит того «поставить Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступить от него, чтобы он был поражен и умер» – так расчетливый   Давид пытается придать убийству вид случайности. Причем письмо он отдает самому Урии. Конечно, военачальник исполняет роковой приказ царя. Урия погибает. Так одно преступление – прелюбодеяние,   было сокрыто следующим, один грех повлек за собою другой.                               Расплата Когда Вирсавия отплакала положенное, Давид забрал ее во дворец, а вскоре у них родился сын. Казалось бы, если не брать в расчет беднягу Урию, все,   в конце концов, устроилось на редкость   удачно. И Давиду могло даже показаться, что преступления им совершенные   забыты, изгладились, да и никто, собственно, так ни о чем и не узнал. Но 11-я глава 2 Книги Царств, в которой и рассказывается история грехопадения царя Давида, заканчивается словами: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Пройдет немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова,   которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде. К царю приходит посланный Богом,   пророк и рассказывает ему притчу. «В одном городе жили два человека — богатый и бедный. У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которая была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришел странник, и богатый пожалел взять из своих овец   для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил ее…» По-видимому, Давид, любивший разбирать судебные тяжбы, решил, что одно из таких дел. Выслушав пророка, он в негодование воскликнул: «Да живет Господь! Смерти достоин такой человек!» И тут как гром среди ясного неба, раздается: «Ты и есть тот человек, который сделал это!» П редназначение пророков – быть устами Господа, поэтому притча, рассказанная Нафаном – это только форма, ею пророк Нафан должен был разбудить сердце царя. Перед   онемевшим Давидом раскрывается бездна совершенного им преступления, а Нафан продолжал: «За то, что поразил мечом Урию, не отступит меч от дома твоего навеки… То, что ты сделал тайно, Господь сделает тебе явно…» Наказание не заставляет долго ждать – после болезни умирает сын Давида и Вирсавии…

http://pravmir.ru/razorvat-cep-grexa/

— Не существует света, потому что я его не вижу. Это твое право. Однако некоторые видят свет. Так что же нам теперь делать? Такова жизнь. У тебя есть свои взгляды, однако ты видишь, что у богатого сохранялось самосознание: значит, твое «я» не исчезает и твое самосознание тоже. Поэтому страшно, что дела, которые мы совершаем и которые накладывают печать на наше «я», нашу личность, всё это врезывается в нашу душу как отпечаток, как печать на нас, и мы несем ее на себе в вечной жизни. Поэтому чрезвычайно великое дело — чтобы человек был исповедан, чист, приведен в порядок на этом свете, чтобы, когда он отойдет, ему не были в тягость его пороки, грехи, вины, бремя нечистой совести, а чтобы Бог простил его, чтобы он примирился со Христом, чтобы он получил прощение на Голгофе, чтобы он причастился. Это велико. Потому что там ты будешь знать, кто ты. Богатый видит напротив себя Лазаря: вот Авраам, а это Лазарь. Ты будешь говорить тогда: — Вот это моя жена, это мой ребенок, это сосед, а это мой друг. Там люди будут узнавать друг друга: — Вот святой Нектарий, святой Георгий, святая Марина, святая Параскева. Ты будешь видеть святых, вы будете смотреть друг на друга. Ты будешь знать, что это твой ребенок, однако мы там не будем жить замкнутыми семьями: «Мы втроем — члены нашей семьи, а вы впятером — члены другой семьи». Нет, там все мы будем братьями и сестрами в Божией благодати, как создания Божии, как боги рядом с Богом в бескрайней славе. Богатый видит Лазаря и говорит Аврааму — и, возопив, сказал: — Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16: 24). В пламени сем. — Отче Аврааме, умилосердись надо мной. «Умилосердись надо мной» — теперь? Ты теперь говоришь: «Умилосердись надо мной»? Чтобы тебя помиловали, надо, чтобы ты миловал. Кто окажет милость, тот и получит милость. Это говорит Бог, однако мы равнодушны, и человек уходит из жизни, и становится уже поздно. Поздно, дружище!

http://pravoslavie.ru/97401.html

Не так они возвещают ее, чтобы раз или два поговорили что-нибудь о бедных, и потом отступились; не так, чтобы одни упоминали о милосердии, а другие нет, или некоторые говорили о нем больше, а другие меньше, как будто бы оно не было важным и крайне нужным предметом. Нет, они все, и каждый в особенности, почитая эту заповедь главной, или одной из главных, с ревностью побуждают нас к исполнению ее то увещаниями, то угрозами, иногда упреками, а иногда и похвалами милосердым, и все это для того, чтобы непрестанными напоминаниями об этой заповеди усилить ее действие в сердцах наших. Сказано: «страсти ради страдания нищих и воздыхания бедных, ныне восстану, говорит Господь» (Пс.11:6). Кто же не убоится восстающего Господа? И в другом месте: «восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных» (Пс.9:33). Отклоним молитвой такое возвышение руки Божией и не пожелаем видеть ее возносимой на непокорных или, что еще тягостнее, наводимой на жестокосердых. И еще: «не забывает вопля угнетенных; не навсегда забыт будет нищий» (Пс.9:13, 19); «очи Его на нищего зрят» (Пс.10:4); а такое призрение лучше и превосходнее, нежели приникновение веждей. «Вежды же Его испытывают сынов человеческих», что есть уже как бы низшее и второстепенное назирание. Но может быть, скажет кто-нибудь, что здесь говорится о нищих и убогих, неправедно притесняемых. Не спорю; но и это самое должно побудить тебя к человеколюбию. Если так много печется Господь о бедных, когда их обижают; то конечно еще больше наградит тебя за них, когда они получают от тебя благодеяния. Кто «ругается над нищим, тот хулит Сотворившего его» (Притч.17:5); то пекущийся о творении чтит Творца. Опять, когда ты слышишь слова: «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого Господь создал» (Притч.22:2), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Не этого ожидает от нас Господь. Дух сомнения не может быть угоден Ему. Сколь же лучше было бы, если бы мы, постоянно сознавая свое недостоинство, хранили в сердце благодарную память о стольких доказательствах милосердия к нам нашего Спасителя и готовы были бы безропотно отдать Ему все, чего бы Он от нас ни потребовал. Неужели же наша любовь к Господу еще так несовершенна, что, когда настанет час покориться Его святой воле, мы поколеблемся с полною покорностью повторить слова Иова: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21 ). Отдавай, что имеешь 12 августа. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе» ( Деян. 3:6 ) Не одним серебром или золотом можем мы помочь ближнему. Если не всякому даны деньги, то зато каждый, и старый, и малый, и бедный, и богатый, может согреть одинокого приветливым словом, может облегчить чужое горе братским участием. Ни одно доброе движение сердца не пройдет незамеченным пред очами Того, Кто обещал награду даже за стакан воды, предложенный с любовью. Спаситель был беднее многих из нас. Он не имел ни денег, ни Своего угла, где голову приклонить, а тем не менее какой богатый, неисчерпаемый источник любви и сострадания Он изливал на весь мир, какой живой и доступный пример ежеминутной помощи всем страждущим Он являет нам в Своей земной жизни! Будем же и мы вместе с апостолами следовать по Его стопам и без оговорки давать все, что имеем. Взирая постоянно на этот светлый образ нашего Божественного Учителя, и мы найдем в Нем, несомненно, силу и уменье хотя бы в самой слабой мере подражать Ему. О молитве 13 августа. «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ) Будем просить Его всем сердцем, чтобы Он привлекал каждого из нас все более и более к себе; чтобы мы никогда не становились на молитву холодно и рассеянно или с совестью нечистою, с сердцем, не примиренным со всеми, но чтобы молитва наша каждый раз была живой беседой души с Богом. Тогда она не останется бесплодной. Принимая все прямо из рук Божиих, мы сами захотим всякий наш труд исполнить с усердием и по совести, не для похвалы людской, а для Него Самого, и будем служить не как «наемники», а как «чада Божии», положив правду в основу всей нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010