Когда же отец исполнил его желание, сын отправился в далекую страну и таи, живя распутно, истратил все свое имение. Вскоре в той стране случился сильный голод, и он нанялся к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться их пищей, но и той ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и подумал: сколько наемников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец! Я согрешил пред Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею и целовал его. Сын начал говорить: «Отец! Я согрешил пред Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим " … А отец сказал рабам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги, и заколите откормленного тельца, и будем веселиться, потому что сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. Притча о богатом и Лазаре Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово; умер и богатый, и похоронили его. Мучась в аду, богатый поднял глаза свои , увидел Авраама и Лазаря с ним и взопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в пламени». Но Авраам сказал: «Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, которую нельзя перейти». Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Не бойтесь же, братие: за Богом ваше не пропадет. Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, конечно, с избытком возвратит посеянное вами и умножит плоды правды вашей. Да и Он ли не возвратит, когда в руках Его богатство и слава всего мира, когда Он Сам весь любовь и милость, и когда Сам говорит, что розданное нищим становится отданным Ему? " Взалкахся бо, и даете Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне " (Мф. 25, 35-36). Бесплодное раскаяние (Слово св. Ефрема о суде и покаянии) Из причти Спасителя о богатом и Лазаре мы между прочим узнаем ту великую истину, что после смерти покаяния нет. " Отче Аврааме, - вопиял богатый из ада, - помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени семь " (Лук. 16, 24). Но что отвечал ему Авраам? " Чадо, помяни яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая; ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между нами и вами пропасть велика у твердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуда к нам преходят " (ст. 25-26). Обратился было богатый и с другою просьбою к Аврааму, именно, чтобы Лазарь послан был к братьям его сказать, чтобы добродетельно жили; но и эта просьба не была уважена. Казалось бы, братие, это учение Спасителя о посмертной участи беспечных грешников мы непрестанно должны иметь в уме и содержать в сердце, и располагать, на основании его, жизнь нашу по закону Божию. Но, к сожалению, до учения Спасителя нам как будто и дела нет, и мы вопреки предостережению Его живем так, как будто и Бога нет, и будущей жизни нет, и ничего нет, не было и не будет. Что же, неужели вы думаете, все это даром пройдет нам? Никак. Поверьте, что и мы все, если не исправимся, непременно так же никогда будем вопиять, как и богатый во аде. И вот послушайте, как воспроизводит один из св. отцов вопль грешника по смерти: " Ничто, - говорит св. Ефрем Сирин, - не поможет нам в страшный день суда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Некоторый богатый каменосечец отправился вместе с детьми своими торговать в чужую сторону. Всё, что ни было у него лучшего и ценного, он взял с собою, перенес на корабль, и с молитвою отправился в путь. По особенному Божию смотрению он полюбил на корабле одного мальчика, который прислуживал ему, и за то питался от стола его. Мальчик не был неблагодарен к доброму своему покровителю. Однажды он услышал, что матросы корабля перешептываются между собою. Вслушавшись внимательнее, он узнаёт, что они сговорились богатого каменосечца, которому он прислуживал, бросить в море и овладеть его имуществом. С грустию и скорбию он пришел для своей обыкновенной услуги к столу богатого. – Что ты сегодня так грустен, мальчик? – спросил его богач. Мальчик молчал. – Скажи мне откровенно, – снова спросил его богач, – что сделалось с тобою? Тогда, заливаясь слезами, благодарный мальчик разсказал ему всё, что слышал от матросов. – Ты верно знаешь это? – спросил богач. – Да, – отвечал мальчик, – они твердо решились на это. Призвав своих детей, богатый повелел им без отговорок делать всё то, что он ни скажет им. Вынув ящики, он начал, в присутствии всех, выкладывать из них драгоценные камни и всё лучшее. Затем, обратясь ко всем, сказал: – В этом ли жизнь? И за это ли я нахожусь в опасности быть брошенным в море? За это ли я сейчас умираю, и ничего не уношу с собою из этой жизни? Дети, бросьте всё в море. Дети его немедленно исполнили приказание отца: тотчас взяли и бросили в море. Матросы остолбенели от ужаса и оставили свое злое намерение. Богатый же погибелью своего богатства спас свою жизнь («Луг дух.», гл. 201). 10. О грехе сквернословия Употребляющий сквернословие оскорбляет Бога, сотворившего нас по образу и по подобию Своему, Которого мы должны славить чистым, неоскверненным языком. Слово Божие резко осуждает сквернословие: «отложите все, – говорит оно, – гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших... Если кто... думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Кол. 3:8 ; Иак. 1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но до тех пор, пока мы Царствие Божие, которое уже здесь , не отличаем от вечной жизни, которая предстоит нам только после нашей смерти ; до тех пор, пока мы не понимаем, что мы входим в Царствие Божие уже сегодня, если мы действительно следуем Иисусу, – до тех пор мы будем смотреть на богатство как на опасность для вечной жизни. Однако в нашем евангельском рассказе не говорится, что богатство само по себе представляет опасность для вечной жизни. Вот ведь, юноша богат, и, поскольку он соблюдет заповеди Божии, вечную жизнь он наследует. Нет, евангельский рассказ устами Иисуса Христа говорит, что богатство – помеха на вхождении в Царствие Божие, здесь и сейчас: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Но почему так? Потому что в Царствии Божием свои законы: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк.10,15 ). И еще: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9,35 ). Жить такой переоценкой привычных ценностей, – а не только это проповедовать и славить, – так жить очень трудно, почти невозможно для того, кто не в состоянии отказаться от своего богатства. Вот потому и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». В мире сегодня, а еще больше – в том мире, в каком жил Иисус Христос, ценности были совсем иными! Посмотрим на нашу историю под несколько иным углом зрения: Вспомним о призвании другого отнюдь не бедного человека, мытаря Левия ( Мк 2,14 ). «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И/он,/встав, последовал за Ним». Богатый юноша приходит к Иисусу Христу по собственной инициативе. Иисус соединяет Свой призыв следовать за Ним с определенными условиями . Мытарь же Левий призывается по инициативе Иисуса, и при этом не говорится ни о каких условиях. В этих историях противопоставлены две исходные ситуации: Левий – «грешник», а богатый юноша, как его назвали бы в Палестине, – «праведник». В то время как мытарь Левий без сожалений оставил свое сомнительное имущество, богатый юноша не смог расстаться со своим богатством, ибо он в духе раввинистических представлений своего времени рассматривал свое богатство как вознаграждение от Бога за свою праведность. Он исполняет заповеди, то есть он праведен, и за это Бог наградил его богатством! Расставшись с ним он вместе с тем отказался бы и от своей заслуженной праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Перевела с болгарского Станка Косова Любовь и покаяние Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и поставил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар… ( Еф. 2:4–8 ) Бог, богатый милостью. Святой апостол Павел подчеркивает, что Бог сделал это по Своей великой любви. Бог любит человека, а когда Бог любит что-нибудь, Он не любит мерой. Он любит не только одну группу людей, конкретных лиц или конкретные слои населения, а любит всех людей одинаково. Бог не может одних любить, а других нет. Потому что если Он любит одних, а других нет, тогда это означает, что у этого Бога есть слабости, есть страсти, Он не неизменен и не абсолютен в Своей любви. Но, как вы понимаете и как мы много раз об этом говорили, это как раз мы не любим Бога одинаково. Один любит Его на 30 процентов, другой на 50, третий на 70, а четвертый на 99. Не знаю, любит ли Его кто-нибудь на 100 процентов. Думаю, только у Христа имелась эта мера как у Человека. Бог есть Бог, богатый милостью. Бог богат, Он не беден, не злочестив, не скуп, не окаянен. Он по-настоящему богат – ведь есть много богатых людей, имеющих много денег, однако они им не радуются, не наслаждаются ими, а берегут их. Разумеется, деньги нужны, чтобы функционировали банки. Когда Карагёзис 9 увидел хлебы в витрине булочной, он спросил булочника: – Дядя, а все эти булки твои? – Да. – Так что же ты их не ешь, а выставил на витрину? Милый Карагёзис не мог понять, что они предназначены для продажи. Его логика простиралась лишь досюда. У Бога бескрайне богатое сердце, говоря по-человечески. У Него нет скупости, Он щедро дает человеку Свою благодать, довольно лишь, чтобы человек искал эту благодать, хотел ее, преследовал ее. А что человеку нужно сделать? Открыть свое сердце Богу и сказать: «Хочу! Я хочу стяжать Божию благодать! Хочу иметь общение с Богом, жить со Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей. 2. И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние.  «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (ст. 22). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово«. Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? «Умер и богач, и похоронили его» (ст. 22). Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: «и гробы их – жилища их на век» (Пс. 48:12). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, «когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:  ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (Пс. 48:17,18). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, — все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, «он поднял глаза свои«, — заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, — «поднял» говорится, «глаза свои«, богатый «увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (ст.23). Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною«! Говоришь: «умилосердись» теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: «во аде кто будет славить Тебя» (Пс. 6:6)? «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря«. Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты —  во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: «наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос.12:6), потому что «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6); «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), и еще: «благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Прит. 19:17)?

http://pravmir.ru/pritcha-o-bogache-i-la...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Gabrielle Ludlow/www.flickr.com Может ли верблюд пройти сквозь игольные уши? 6 мин., 02.02.2012 В Евангелии есть слова Христа, которые смущают современного человека – «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». На первый взгляд это означает лишь одно – как верблюду невозможно пройти в игольное ушко, так и богатый человек не может быть христианином, не может иметь ничего общего с Богом. Однако все ли так просто? Христос произнес эту фразу не просто как отвлеченное нравственное поучение. Вспомним, что ей непосредственно предшествовало. К Иисусу подошел богатый еврейский юноша и спросил: «Учитель! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Христос ответил: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Он перечисляет здесь десять заповедей Закона Моисеева, на которых строилась вся религиозная и гражданская жизнь еврейского народа. Юноша не мог их не знать. И действительно, он отвечает Иисусу: «Все это сохранил я от юности моей». Тогда Христос произносит: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». О реакции юноши на эти слова Евангелие говорит так: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение ». Расстроенный юноша уходит, а Христос говорит ученикам те самые слова: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное». Этот эпизод легче всего истолковать так. Во-первых, богатый человек не может быть настоящим христианином. А во-вторых, для того, чтобы быть действительно настоящим христианином – последователем Христа – надо быть бедным, отказаться от всего имущества, «продать все и раздать нищим». (Кстати, именно таким образом эти слова Иисуса и прочитываются во многих организациях, называющих себя христианскими, призывающих вернуться к чистоте евангельских идеалов. Причем в качестве тех самых «нищих», которым «богатые» должны «раздать все», выступают зачастую руководители этих религиозных организаций.)

http://foma.ru/mozhet-li-verblyud-projti...

Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс.40:2 ). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» ( 1Иоан.3:17 ). «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» ( Пс.61:11 ). «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» ( Сир.13:30 ). Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» ( Еф.6:8 ). Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7–8 ). Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Только — рухнуло всё в одночасье. И не из-за бед и болезней. В Иерихон идёт Христос. Странствующий проповедник. Нищий и бездомный. Сын плотника. Но говорят, исцеляет, и вот только что вернул зрение одному иерихонскому слепцу (Лк 18:35–43). Он входит в древний Иерихон, окружённый толпой зевак и почитателей. Кто-то ждёт чуда, кто-то просто вышел поглазеть. И вот солидный и богатый человек, человек даже с некоторым положением в обществе — Закхей — бежит впереди толпы, обгоняет народ и лезет на дерево, чтобы хоть так рассмотреть Учи­теля. Солидный и известный человек, которого, может, не уважают, но уж точно боятся, — сидит на дереве. Люди лезут на деревья от страха, дети — от безделья и любопытства. Что делает на дереве взрослый и богатый мужчина? Почему он ведёт себя, как ребёнок? Так поступают только неистовые безумцы. Это ведь просто неприлично — взобраться на дерево на глазах у всего города! Мало ему позора мытаря, он захотел себе титул местного шута, юродивого? А Господь увидел Закхея и похвалил. Назвал его — незнакомого человека на дереве — по имени. И сказал, что идёт к нему в гости, как будто Он и шёл в Иерихон, только чтобы зайти к нему, к Закхею. Навестить его, ободрить, разделить с ним хлеб, утешиться трапезой и беседой. И древний город снова зашумел: как Наставник может сидеть за одним столом с этим злодеем? Это насмешка? Юродство? Безумие? Будет ли конец этому безрассудству? Нет. Ещё одно юродство: Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:8–10). Спаситель не оправдывает Закхея. Да, этот богатый мытарь действительно гибнет во грехе, но он кается. В нём есть жажда Бога, Добра и Истины, и эту жажду, в праве на которую ему отказывали жители Иерихона, Господь увидел и пробудил. Этот Евангельский отрывок всегда читается во время освящения домов и квартир.

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Христос обещал блаженство тем, кто желает правды так сильно, как желает пищи и питья, – кто милостив 22 , кто в своей душе не имеет нечистых, греховных мыслей и желаний, кто старается помирить враждующих; блаженство обещано и тем, кого за добрую жизнь и правую веру в Спасителя люди не любят и гонят от себя. Спаситель знал, что верующим в Него придется претерпеть за Него много обид, насмешек и мучений. Он говорил, что всему этому верующие в Него должны радоваться, так как за эти страдания они получат большую награду на небесах, то есть, великое блаженство. «Живите так, – говорил Христос, – чтобы люди видели ваши добрые дела и за них прославляли Отца Небесного» 23 . Иисус Христос – Божественный Судия. Будущая жизнь Притча о богатом и Лазаре (Лк.16:19–31) Научая людей, как они должны жить в этой земной жизни, Иисус Христос говорил, что люди и после смерти будут жить, и объяснил, как тогда люди будут жить. Он сказал такую притчу. Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал богатый пир. Был также один нищий, по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача, покрытый ранами, и желал питаться хотя бы крохами, которые падали со стола богача; и собаки приходили и лизали его раны. Умер нищий, и душа его отнесена была Ангелами в Царство Небесное к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили, а душа попала в мучение или в ад. Будучи в мучениях, богач поднял глаза свои, увидел вдали в Царстве Небесном Авраама и с ним Лазаря, и воскликнул: «отец Авраам! умилосердить надо мною, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец своего пальца и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени». Но Авраам отвечал: «сын мой! вспомни, что ты блаженствовал в жизни твоей, а Лазарь бедствовал. Теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами такая великая пропасть, что перейти ее невозможно». Тогда богатый сказал: «так пошли Лазаря в дом отца моего; у меня пять братьев; пусть он расскажет им все, чтобы и они не пришли в это место мучений».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010