Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.    Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, «1-я Книга Царств» (1 Цар.16-31) и «2-я Книга Царств» (2 Цар.1). Царь Давид    После смерти царя Саула царем еврейским стал Давид. Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Он очень много перенес преследований от Саула и других врагов, но не озлоблялся, не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. Давид был кроток и благочестив.    Но случалось Давиду впадать и в великие грехи. Тогда он до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога.    Так, вот, однажды под вечер царь Давид прогуливался на кровле (на крыше) царского дома и увидел очень красивую молодую женщину. Давид захотел иметь ее своею женою. Он узнал, что эту женщину зовут Вирсавия и она жена Урии Хеттеянина. Урия же в это время был на войне (война тогда была с аммонитянами). У Давида появилось сильное желание, чтобы Урия умер. Этого злого, греховного желания царь не победил в себе и приказал начальнику войска поставить Урию во время сражения так, чтобы его убили. Желание Давида было выполнено. Вирсавия, узнав о смерти мужа, плакала о нем.    Когда кончилось время плача Вирсавии, царь Давид послал за ней и взял ее в дом свой, и стала она его женою. Так царь Давид совершил большое зло, двойной грех, пред очами Божиими.    Скоро у Вирсавии родился сын, а Давид и не замечал, что он совершил великий грех перед Богом.    Тогда, по повелению Божию, пришел к царю Давиду пророк Нафан и сказал: «в одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь. Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

– Ну что, Юбра, долго ли будешь в яме сидеть? – спросил Хнум. – Сколько милости твоей будет угодно, – ответил Юбра, опустив глаза, как показалось Хнуму, с тем же вызовом, с каким давеча, сидя в яме, пел песнь Атону. – Слушай, старик, я тебя помиловал, под суд не отдал, а знаешь, какая тебе по закону казнь? Закопают живым в землю или бросят в воду с камнем на шее. – Ну что ж, пусть за правду казнят. – За какую правду, за какую правду? Толком говори, что тебе тогда попритчилось, за что на святых Ушебти руку поднял? – Я уж говорил. – Скажи еще раз, язык не отвалится. – За душу. Чтобы душу спасти. Здесь раб, а там свободен. Помолчал и потом заговорил вдруг изменившимся голосом: – Там беззаконные перестают буйствовать, и там отдыхают истощившиеся в силах: узники вместе покоятся и не слышат голоса тюремщика; там малый и великий равны и раб свободен от господина своего! Опять помолчал и спросил: – Притчу о бедном и богатом знаешь? – Какую притчу? – Хочешь скажу? – Говори. – Жили на свете два человека, бедный и богатый. Богатый роскошествовал, а бедный мучился. И умерли оба, и похоронили богатого с почестью, а бедного бросили, как мертвого пса. И предстали оба на суд Озириса. Взвешены были дела богатого, и вот, злых дел его больше, чем добрых. И положили его под дверь, так что дверной крюк вошел ему в глаз и вертелся в нем, когда дверь открывалась и закрывалась. Взвешены были и дела бедного, и вот, добрых дел его больше, чем злых. И облекли его в ризу из белого льна и посадили за вечерю, одесную бога. – Так-так-так. О ком же притча? О тебе и обо мне, что ли? – Нет, обо всех. Видел я всякие угнетения, какие совершаются под солнцем, и вот, слезы угнетенных, а утешителя нет; и сила в руке угнетающего, а заступника нет. Сталкивают бедных с дороги, принуждают скрываться всех страдальцев земли; отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог. Из города стоны людей слышны, и вопиет душа убиваемых… Вдруг поднял глаза к небу, и лицо его точно светом озарилось. – Благословен Грядущий во имя Господне! Он сойдет, как дождь на скошенный луг и как роса на землю безводную; души убогих спасет и смирит притеснителей. И поклонятся Ему все народы, и будут служить Ему. Вот Он идет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

А внимание читателя переносится к Иисусу и к другим людям, которых крайне взволновал этот диалог. Как это уже не раз бывало, Господь словно нарочно обостряет ситуацию, делая Свой призыв поистине радикальным. И до вопроса начальствующего Он прекрасно знал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие. Теперь же Спаситель «использует» Свой разговор с начальствующим для того, чтобы открыть важную истину другим – тем, кто уже последовали за Ним, оставив все. Неправедным богатством может стать что угодно, что мешает идти за Христом Вдруг им становится ясно, что богат не только богатый материально, и неправедным богатством может стать что угодно, что мешает идти за Христом. Каждый смотрит в свою душу и ужасается, видя, как тесны врата и узок путь в вечную жизнь, и как от многого придется отказаться… Христос знает это. И утешает Своих учеников: невозможное человекам возможно Богу, нет никого, кто бы оставил дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо больше уже здесь, на земле, тем более в будущем веке… Но сразу вслед за этим Господь открывает, что случится очень скоро с Ним Самим: предательство, пытки и смерть (ср. Лк.18, 31–33). Апостолы еще не знают, что все это ожидает в далеком будущем и их тоже. Их сознание не вмещает и страшной правды слов Христа, отказывается принять разлуку с Учителем. Они – еще по эту сторону Креста. Георгий Великанов Всякий из нас хочет радости и любит эту радость на лицах святых. Но мы забываем, что она стала плодом их крестного страдания. Прежде, чем царствовать со Христом, обретя в своем сердце жемчужину непреложного Царства, – нужно с Ним пострадать. Отдать то, что ты имел (или казалось, что имел), с чем себя отождествлял. «Возненавидеть» самую душу свою (ср. Лк. 14, 26). И вот на это не решается так понятный нам богатый юноша… Каждому из нас есть что оставить, идя за Спасителем Каждому из нас есть что оставить, идя за Спасителем. Кому-то, быть может, придется поделиться с другими своим материальным благосостоянием, кому-то – поступиться своим комфортом, временем, убеждениями, прежними ценностями… И абсолютно всем придется расставаться с грехом, а значит – со всей своей искаженной, ветхой природой, которую Библия называет «плотью», «ветхим человеком». Это так же трудно, как сбрасывать кожу.

http://pravoslavie.ru/111992.html

Аминь. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии. о том, что один Законодатель Ветхого и Нового за­ветов, также об одежде священника, и о покаянии   1. Пророки возвещают евангелие Христова царства, служи­тели новой благодати изъясняют его, а божественного слова слу­шатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как не­жаждущему и неалчующему невозможно с удовольствием на­слаждаться пищею, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5:6). Истинная пища душ, истинная рос­кошь благочестивых, истинное богатство набожных — слово Бо­жие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих (Пс.118:103). Здесь — голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего (Пс.36:4). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра (Пс.118:72). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богат­ство праведности? Поэтому нам должно жаждать божественного и алкать небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апо­столами. Не с тех пор, как явился Христос, началось евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди. Поэтому Павел, желая показать, что евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что чрез воплощение оно засияло, говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти (Римл.1:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Апостолами были избраны Андрей и Симон, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Иуда, Симон Зилот и Иуда Искариот. Богатый юноша Один раз к Спасителю подошёл богатый юноша, воспитанный в духе заповедей Божиих, и обратился к Нему с вопросом: «Учитель благий, что мне делать доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?». Христос ответил ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди, то есть не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша сказал: «Я всё это соблюдал с самого детства, чего ещё не достаёт мне?». Спаситель посмотрел на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе не достает: пойди, продай всё, что имеешь, раздай бедным и следуй за Мною». Юноша, услышав это, опечалился и отошёл от Спасителя. Он любил свои богатства и не был в силах отказаться от них, чтобы вступить на путь совершенной, но трудной жизни, которую ему предлагал Иисус Христос. Нагорная проповедь Между тем у подножия горы собралось множество народа, жаждущего увидеть и услышать Иисуса. Окружённый учениками, Иисус взошёл на возвышенное место и стал учить народ, как надо жить, чтобы достигнуть блаженства вечной жизни. И говорил Он так: «Блаженны (счастливы) смиренные – люди, благодарящие Бога за всё, что имеют и получают, и надеющиеся на милость Божию, – наградой их будет царство Небесное. Блаженны плачущие – люди, страдающие на земле за себя и за других, сокрушающиеся о своих грехах, – они будут прощены и утешены в царстве Небесном. Блаженны кроткие – добрые люди, не знающие гнева и раздражения и не обижающие других, – и на земле Бог наградит их, и царство Небесное будет для них открыто. Блаженны ищущие правды, как голодный ищет хлеба и жаждущий воды, – люди, стремящиеся познать правду Божию, праведные и справедливые; они насытятся, достигнут желаемого в царстве Небесном. Блаженны милостивые – люди, помогающие бедным и убогим, утешающие несчастных, скорбящих и обиженных и не осуждающие других, – и к ним будет милостив Господь, и допустит их в царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ассирийцы, потомки Ассура, сына Сима, вышли из земли Сеннаар, построили Ниневию, Калах и другие города ( Быт. 10:10–11; 22 ) и основали ассирийское царство. Из древнейшей истории Ассирии известно немногое: некоторое время ассирийцы платили дань халдеям, потом были покорены египетским фараоном Тутмесом III и давали дань египетским фараонам. Когда при 19-й династии власть египтян в Азии стала ослабевать, ассирийцы стали независимыми и быстро стали усиливаться и распространять свои владения. Покорив богатый Вавилон, воинственный Элам, ассирийские цари стали стремиться завоевать Сирию, Финикию, а потом и цветущий, богатый Египет. Эту цель они преследовали почти 500 лет. Так как царства Израильское и Иудейское находились на дороге из Ассирии в Египет, то ассирийцы старались или покорить, или разрушить эти царства. Египетские фараоны, напротив, видя в этих царствах защиту для себя против ассирийцев, возбуждали израильских и иудейских царей против ассирийцев; обещали им, иногда и действительно оказывали им помощь. Пророки не одобряли, когда цари иудейские и израильские искали себе союза с Египтом или Ассирией, потому что провидели от этого одни бедствия, и внушали, что сила их – сидеть спокойно. Чтобы убедить своих соотечественников держаться в стороне от враждовавших между собой египтян и ассирийцев, они в сильных чертах изображали слабость египтян и военное могущество ассирийцев. Так пророк Исаия говорил об ассирийском народе: «Нет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет, не заснет; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его, как вихрь; заревет, схватит добычу, унесет и никто не отнимет» ( Ис. 5:27–29, 30:1–7 ; Ос. 5–13, 12–1 ). Столкновения ассирийцев с евреями, записанные в Библии, начались с VIII-ro века до Р. X. Царь ассирийский Фул около 770 года приходил в царство Израильское при царе Менаиме и взял с него тысячу талантов серебра. Затем Феглаффелласар завоевал северо-восточные земли царства Израильского. Сын Феглаффелласара, Салманассар, сделал царя израильского Осию своим данником, но когда Осия вступил в союз с финикийцами и фараоном египетским Сигаром (Шабаком, царем 25-й династии Эфиопской, которая покорила себе весь Египет и отличалась воинственностью), против Салманассара и перестал платить ему дань, Салманассар взял его в плен и осадил Самарию. Осада продолжалась три года. По свидетельству ассирийских памятников, Самария была взята Саргоном. Жители царства Израильского были переселены в Ассирию. После этого Саргон овладел филистимской крепостью Азотом, которая могла служить базой для военных действий против Египта, одержал несколько побед над египтянами ( Ис. 20 ), но не мог овладеть Египтом. Задачу эту он оставил Сеннахириму

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Богатство никак не может приблизить человека к Богу. Богатый может спастись только через обнищание, и причем обнищание добровольное. Если его обнищание будет следствием восстановления социальной справедливости, это нисколько не принесет ему духовного преимущества. Он должен именно сам осознать необходимость обнищания. Благотворительность и десятина – вот та форма обнищания, которая может спасти богатого. Раздавая деньги тем, кого он обидел, подобно Закхею, он восстанавливает справедливость; платя десятины, он очищает деньги от скверны греха. Именно очищает! Причем десятины нельзя давать на восстановление храма. Так как деньги эти грязные, они не могут быть приняты на храм. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар.12,16 ). Только священники могут брать, по соглашению, себе эти деньги, чтобы вымаливать грешников. Храм же может строиться только на деньги верующих, не запятнавших себя грехами экономического мошенничества, удержанием платы наемников и воровством. О покаянии богатого человека Закхея сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Став нищим на земле, Закхей оказался богачом на Небесах. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змеей» . Нравственному совершенствованию богатство нисколько не поможет, а, напротив, и повредит. Богатый всем задолжал и каждому должен, ибо богатство складывается из усилий многих, а пользуются им немногие. Святитель Василий Великий учил: «Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе. Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (то есть для раздачи)» . Здесь Василий Великий говорит о богатстве, которое проистекает от усилий человека и по Божьему благословению, – и то он должен его раздавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Богатый может спастись только через обнищание, и причем обнищание добровольное. Если его обнищание будет следствием восстановления социальной справедливости, это нисколько не принесет ему духовного преимущества. Он должен именно сам осознать необходимость обнищания. Благотворительность и десятина – вот та форма обнищания, которая может спасти богатого. Раздавая деньги тем, кого он обидел, подобно Закхею, он восстанавливает справедливость; платя десятины, он очищает деньги от скверны греха. Именно очищает! Причем десятины нельзя давать на восстановление храма. Так как деньги эти грязные, они не могут быть приняты на храм. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар. 12:16 ). Только священники могут брать, по соглашению, себе эти деньги, чтобы вымаливать грешников. Храм же может строиться только на деньги верующих, не запятнавших себя грехами экономического мошенничества, удержанием платы наемников и воровством. О покаянии богатого человека Закхея сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19:8 ). Став нищим на земле, Закхей оказался богачом на Небесах. Прп. Ефрем Сирин учил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змеей». Нравственному совершенствованию богатство нисколько не поможет, а, напротив, и повредит. Богатый всем задолжал и каждому должен, ибо богатство складывается из усилий многих, а пользуются им немногие. Свт. Василий Великий учил: «Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе. Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (т.е. для раздачи)». Здесь Василий Великий говорит о богатстве, которое проистекает от усилий человека и по Божьему благословению, – и то он должен его раздавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Богатый человек просит Авраама послать Лазаря к нему в дом, чтобы он засвидетельствовал его братьям, «чтобы и они не пришли в это место мучения». На что Авраам отвечает: «…у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их… если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:28—31). Как видим, очень похоже на то, о чем мы читаем в 11-й главе у Иоанна: умерший Лазарь; богатый просит Авраама, чтобы он послал Лазаря к братьям; Авраам говорит о воскрешении умершего, в которое не поверят те, кто не верит Моисею и пророкам. У исследователей, утверждающих, что текст Иоанна о воскрешении Лазаря первоначально был притчей, есть еще один аргумент. Если бы это был рассказ о реальном событии, то центр тяжести, вероятно, лежал бы на реакции Марфы и Марии и других свидетелей воскрешения. Вот умерший вышел из гробницы… Что происходило потом? Такого рода чудо люди всегда встречают со страхом, трепетом, ужасом и одновременно с великой радостью, восторгом — как, например, в рассказе об исцелении расслабленного в 5-й главе Евангелия от Луки: «И ужас объял всех; и славили Бога, и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне» (Лк. 5:26). В рассказе о воскрешении Лазаря подобной реакции нет. Третий аргумент в пользу того, что в основе этого рассказа лежит притча: фраза, предваряющая повествование, повторяется в конце. Десятая глава у Иоанна заканчивается так: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там…» В конце 11-й главы читаем, в сущности, то же самое: «…пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими». Перед нами, говорят сторонники такого толкования, разрыв текста (разумно предположить — первоначального), куда и вставлена позднее практически вся 11-я глава. Таковы основные теории, связанные с прочтением 11-й главы Евангелия от Иоанна. Задача заключается в том, чтобы понять, что же сказано здесь на самом деле, как выделить из этого повествования то, что напрямую касается проповеди Иисуса и Его служения. Понятно, что апокрифические Евангелия были отвергнуты святыми отцами и не вошли в Новый Завет прежде всего по той причине, что в них слишком много фольклорного, сказочного. Что отличает средневековые жития от текстов Нового Завета? Опять-таки обилие сказочного материала — всевозможных необъяснимых чудес и сверхъестественных событий. Задача каждого читателя Священного Писания заключается в том, чтобы отделить в Евангелии слово Христово и Его весть, обращенную к нам, непосредственно к каждому и каждой, от того литературного материала, который эту весть обрамляет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

«Богатый юноша, пришедши к Иисусу Христу, повествует Евангелие, спросил Его: Учитель благий! что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную»? Иисус Христос сказал ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». По ответе юноши, что заповеди Божии он «сохранил от юности своей», и затем – на предложенный юношей новый вопрос о том, «чего еще недостает ему»? Иисус Христос сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, – говорится далее в Евангелии, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мф.19:16 ...22). Ев. Лука о сем «юноше» прибавляет частную подробность о том, что он был «из начальствующих» ( Лк.18:18 ), а Ев. Марк свидетельствует, что «юноша, подбежав» к Иисусу Христу, «пал пред Ним на колени», и что Иисус Христос, «взглянув на него, полюбил его» ( Мк.10:17–21 ): та и другая подробность свидетельствует, с одной стороны, о высоко-благоговейном чувстве «юноши» лично к Иисусу Христу, с другой стороны, о принципиально-преданном и сознательном его отношении к вере и благочестию. Этот «богатый юноша», нужно думать, был один из тех израильтян, соблюдающих «закон», к которому должно быть отнесено слово Иисуса Христа, сказанное Им одному из «законников»; «недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ). Имеет ли, спрашивается, сие слово Иисуса Христа свое положительное содержание к «жизни», к «жизни», понятно, той, которая простирается «в вечность»? Да, и на это прямо и положительно указал Иисус Христос тому же «законнику» и в то же самое время, ибо, выслушав «правильное» толкование его об исполнении «закона» в деятельной и живой «любви к Богу и в любви к ближним», Иисус Христос сказал ему сие знаменательное слово: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк.10:25–28 ). Правда, слово Иисуса Христа «законнику»: «будешь жить» (κα ζσ) – не предрешает собой вопроса о получении «вечной жизни в Царстве Небесном; равным образом таковое слово Иисуса Христа «богатому юноше»: «если хочешь войти в жизнь» (εσελθεν ες τν ζων), «соблюди заповедь» – имеет в дальнейшем слове Иисуса Христа о том же «богатом юноше» свое объяснение именно в том смысле, на который мы и указываем, так как Иисус Христос именно отделил друг от друга слова: «войти в жизнь» и слово: «войти в Царство Небесное» ( Мф.19:17–23 ; Мк.10:23–24 ), как имеющие смысл и значение не одинаковые; однако в тех же словах: «будешь жить», «хочешь войти в жизнь», – выражено Иисусом Христом во всяком случае понятие о положительном содержании бытия, и не об отрицательном, понятие о жизни, а не о смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010