Этого, как и всякого насилия над ближним, Христос никогда не позволял. Насилие – грех. 31. Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31) Если богатый не милосерд к бедному, тем хуже для него самого: злая участь ожидает его после смерти. Бедняк же, который терпеливо и безропотно страдал на этом свете от жестокосердия богатого, получит в Царствии Небесном щедрые награды. Христос объяснил это в следующей притче. Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал большой пир. Был также нищий, по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача весь покрытый ранами и надеялся напитаться крошками, которые падали с его стола. Нищего никто не лечил, только собаки лизали его раны. Умер нищий, и душа его была отнесена ангелами в Царство Небесное к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили, а душа попала в ад. И вот, богач среди адских мучений поднял глаза и, увидав далеко в Царствии Небесном Авраама и с ним Лазаря, громко закричал: «Отец Авраам! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец своего пальца и прохладил язык мой, потому что я страшно мучаюсь в этом пламени». Но Авраам отвечал: «Сын мой! Вспомни, что ты получил доброе твое (то есть счастье) в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между нами и вами такая великая пропасть, что перейти ее невозможно». Тогда богатый сказал: «Так пошли Лазаря в дом моего отца. У меня пять братьев – пусть он расскажет им все, чтобы и они не пришли в это место мучений». На это Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. А если их не послушают, то не поверят, если бы кто и из мертвых воскрес». 32. Учение Христа о воскресении мертвых, втором Его пришествии и страшном суде (Ин. 5:26–29; Мф. 25:31–46, 12:36) Вот, что говорил Христос о воскресении мертвых: «Наступит время, когда все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и выйдут из них: делавшие добро пойдут в вечную жизнь, делавшие зло – на вечное осуждение». О втором Своем пришествии и суде над людьми Христос говорит так, называя Себя Сыном Человеческим: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

1: 4). А что и воскресение возможно, это и для совсем неверующих доказано силой совершившего его. Итак, как скоро оправдание и очень важно, и легко, и удобоприемлемо, даже иначе и оправдаться невозможно, то не крайнее ли это упорство, оставив удобное и легкое, браться за невозможное? Ведь никто не может уже сказать, что отказался от дела по трудности его. 3. Замечаешь ли, как (апостол) лишает иудеев всякого извинения? Какого, в самом деле, оправдания заслуживают те, которые избирают самое трудное и неисполнимое, а оставляют легкое и могущее их спасти, чего и самый закон не в состоянии был дать? Все это доказывает не что иное, как только упорную волю, противящуюся Богу. Закон обременителен, а благодать легка, закон и при бесчисленных усилиях не спасает, а благодать дает оправдание как благодатное, так и законное. Итак, что скажут в свое оправдание те, которые упорствуют против благодати и без пользы и цели держатся закона? Потом, так как (апостол) сказал нечто важное, он опять удостоверяет в этом Писанием. « Ибо Писание говорит », — говорит он: « всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Рим. 10:11–13). Замечаешь ли, как (апостол) приводит свидетельства о вере и об исповедании? Когда говорит: « всякий верующий », указывает на веру, а когда говорит: « всякий, кто призовет », разумеет исповедание. Потом, снова возвещая общность благодати и низлагая надменность иудеев, (апостол) в кратких словах напоминает о том, что выше доказывал пространно, и опять подтверждает, что нет разности между иудеем и необрезанным. « Нет различия между Иудеем и Еллином », — говорит он. И что выше, когда доказывал это, говорил об Отце, то говорит здесь о Христе. Как выше, раскрывая то же самое, сказал: « неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников ? Конечно, и язычников, потому что один Бог » (Рим. 3:29–30), так и здесь говорит: « потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его ». Видишь ли, как (апостол) доказывает, что Бог сильно желает нашего спасения, так что считает его даже Своим богатством. Потому иудеи и ныне не должны отчаиваться и думать, что они не могут быть прощены, хотя бы и пожелали покаяться. Считающий наше спасение Своим богатством не перестанет обогащаться, так как и изливать дар на всех для Него также есть обогащение. А так как иудеев особенно смущало то, что прежде они пользовались преимуществом перед всем человеческим родом, а теперь ради веры низвергаются с их престола и не имеют никакого преимущества перед остальными, то (апостол) неоднократно делает указания на пророков, которые предвещают им о таком равенстве. « всякий, верующий в Него », — сказано, — « не постыдится », и еще: « всякий, кто призовет имя Господне, спасется ». И чтобы не было возражений, в том и другом месте поставлено слово: « всякий ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Один и тот же Законодатель и Ветхого, и Нового Завета. – Почему Новый Завет так называется? – 2. Уловление человеков. – 3. Истинная справедливость. Разные виды рабства. – 4 и 5. Прообразы Христа в ветхозаветной обрядности. – 6. Покаяние – корень благочестия. – 7. Истинная помощь и защита в бедствиях и напастях. – Молитва к Пресвятой Богородице, святым апостолам и мученикам. 1. Пророки возвещают Евангелие Христова Царства, служители новой благодати изъясняют его, а Божественного слова слушатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как нежаждущему и неалчущему невозможно с удовольствием наслаждаться пищей, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ). Истинная пища душ, истинная роскошь благочестивых, истинное богатство набожных – слово Божие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: «Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих» ( Пс.118:103 ). Здесь – голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: «Утешайся Господом, и Он для тебя исполнит прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: «Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богатство праведности? Поэтому нам должно жаждать Божественного и алкать Небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться Евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апостолами. Не с тех пор, как явился Христос, началось Евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди . Поэтому Павел, желая показать, что Евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что через воплощение оно засияло, говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2) Если в состоянии нерадения и беспечности греховной человек забывает о необходимости изменения и улучшения своей жизни, то на следующей ступени, именно на ступени самообольщения, он отрицает эту необходимость. Типом может послужить богатый евангельский юноша, вообразивший себя исполнившим все заповеди и нравственно совершенным. С самообольщением может соединяться лицемерие, и тогда оно еще хуже. Типом служат фарисеи. Когда богатый евангельский юноша говорил, что он сохранил все заповеди от юности своей, то он не лицемерил, так как думал, что он действительно исполнил все заповеди от юности своей; между тем фарисеи, выдававшие себя перед людьми за праведников, хорошо сознавали, что такое за люди они и какие низкие дела они часто совершали. 3) Нравственное рабство есть такое состояние, в котором человеку погрязая в пороке, не имеет ни охоты, ни сил освободиться от него. Иной раз раб греха, быть может, делает попытки стряхнуть с себя грех; но грех окутал его оковами, и потому попытка его напрасна. А испытав несколько раз неудачу, он, наконец, прекращает всякие попытки и безостановочно влечется путем погибели. 4) Наконец, ожесточение есть такое греховное состояние, в котором человек заглушил в себе всякое нравственное чувство, упорно противится всяким благим влияниям на него, ненавидит и попирает все доброе, находит удовольствие во зле, как зле. Пророк Исаия изображает это состояние следующими словами: «слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих» ( Ис. 6:9 ). Крайняя степень ожесточения называется грехом против Св. Духа. Об этом грехе говорит Господь Спаситель: «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31,32). Грех против Св. Духа есть состояние нераскаянности. Этот грех не может быть отпущен человеку, так как человек изгоняет здесь прощающую благодать. 9. О нравственном вменении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—30— в одном хлебе телесном, Тот не мог объявить бедность состоянием желанным во царствии Своем. Голодная смерть, массовые заболевания от голода, слабый крик умирающих с голоду невинных младенцев – всему этому нет места там, где властно царствует закон евангельской любви, и Христос царит в сердцах людей. Христианство не может одобрять того, что порождает такое зло, что так резко отрицает и в ничто превращает основной закон Евангелия. «Несомненно, что христианство враждебно капитализму, и что царствие Божие на земле – ликвидация капиталистического строя» (Неплюев). Ясный и простой ответ христианства о причинах экономического зла дан в притче о любостяжательном богаче. «Что мне делать?», рассуждал один богатый человек, получивший такой богатый урожай хлеба, что его девать некуда было. «И сказал: вот, что сделаю: сломаю житницы мои, и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:16–20 ). Стремление к неограниченному накоплению собственности, ненасытная жадность приобретения без конца, более того, сколько нужно, или любостяжание – это жизненный нерв богатства, его основа. Люди не хотят ограничить свои потребности необходимым, «насущным», как то требуется молитвой Господней, но непрерывно создают себе новые и новые желания, с нарастанием же «потребностей» растет и жажда стяжания, растет и богатство, обыкновенно опережающее желания. Такая всепоглощающая страсть к наживе или алчность, двигающая богачом, конечно, предполагает в нем сердечную черствость и полное равнодушие к требованиям совести. Не трудолюбием и талантами, не альтруистическими соображениями об общей пользе созидаются, говорят, крупные богатства, а «мужественным» отрицанием симпатии, жалости, честности, – одним словом – отрицанием морали, в деле наживы весьма невыгодной. Мораль может быть только тормозом на пути к обогащению, отвлекая от неуклонного и последовательного осуществления личной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 сентября 2011 года, когда Церковь совершает празднование Собора Московских святых, митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании литургии владыка Иларион поздравил верующих с воскресным днем и обратился к ним с проповедью: «Дорогие братия и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как к Господу Иисусу Христу подошел богатый юноша и спросил, что нужно делать, чтобы наследовать Царствие Небесное. Господь в ответ перечислил ему ветхозаветные заповеди, что были даны Моисею как путь, по которому человек должен идти, чтобы наследовать Царствие Божие. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение ( Мф. 19. 20–22 ). Этим рассказом Евангелие напоминает нам, прежде всего, о том, что на первом месте в жизни человека должен быть Бог и Его заповеди. Многие ли из нас могут сказать, как богатый юноша, что все заповеди исполняют от юности и живут по закону Божию, что евангельский закон является тем нравственным ориентиром, по которому они сверяют свою жизнь? Многие ли из нас могут сказать, что не нарушают ежедневно заповеданное нам и, прежде всего, заповедь о любви к Богу и любви к ближнему? Как важно помнить об этих заповедях, передавать детям Божий закон, живя по которому, они всегда будут вместе с Господом и неизменно будут идти по пути к Царствию Небесному! Ведь сколько соблазнов сегодня подстерегает наших детей: негативное и тлетворное влияние оказывают на них улица, школа, сверстники, да и весь окружающий мир. Как трудно бывает ребенку в этом мире сохранить веру и благочестие, не послушать уговоры сверстников, не поддаться веяниям времени, но твердо идти по пути следования евангельским заповедям. Немногие дети сегодня способны жить так, как заповедует Церковь Христова, но и немногие взрослые могут показать им пример добродетельной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

6:17). Сказав: « богатых в настоящем веке », он показал, что есть и другие богатые — будущего века. Таков был Лазарь, нищий в настоящей жизни, и богатый в будущей, — богатый не золотом, серебром и тому подобными гибнущими и преходящими вещами, но теми неизреченными благами, « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку » (1 Кор. 2:9). В самом деле, истинное богатство и изобилие состоит в благах совершенных и неподверженных никакой перемене. Но не так был богат презревший Лазаря: напротив, он стал беднее всех, так что впоследствии просил капли воды, но и ее не мог получить: до такого крайнего дошел убожества! Апостол для того назвал их богатыми в « нынешнем веке », чтобы ты знал, что здешнее изобилие оканчивается с настоящей жизнью и не простирается далее, не переходит в другую жизнь вместе со своими обладателями, но часто оставляет их еще прежде смерти. На это самое и он указывает, говоря: « уповали не на богатство неверное » (1 Тим. 6:17). Подлинно, — как уже часто говорил я и не перестану говорить, — нет ничего столь ненадежного, как богатство: это — беглец неблагодарный, раб неверный; наложи на него тысячу цепей, — он уйдет и с цепями. Владельцы часто запирали его замками, затворяли дверями и приставляли к нему стражу из рабов; но оно, обольстив самых рабов, убегало вместе со своими стражами, увлекая их с собой, как цепь, и таким образом самая стража ни к чему не служила. Что же может быть ненадежнее богатства? Что жальче тех, которые так заботятся о нем? Они всеми силами стараются собирать то, что так скоро гибнет и исчезает, и не слушают, что говорит пророк: горе « надеющимся на силы свои и хвалящимся множеством богатства своего » (Пс. 48:7). Почему же, скажи, горе? « Суетится, собирает », говорит он, « и не знает, кому достанется то » (Пс. 38:7): труд несомненен, а наслаждение ненадежно. Часто ты трудишься и мучишь себя для врагов; часто, после твоей смерти, твое достояние переходит к тем, которые наносили тебе обиды и строили тысячи козней, и вот тебе достались одни грехи, а наслаждение другим! 5. Но надобно рассмотреть и то, почему апостол не сказал: « богатым в нынешнем веке » заповедуй не обогащаться, заповедуй обнищать, заповедуй растратить имение, а сказал: « увещевай, чтобы они не высоко думали о себе ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

8. Видишь отсюда знатность и роскошь богатого? Видишь совершенную незначительность бедного, отсутствие средств к жизни? Тот славен, этот бесчестен; тот живет в роскоши, этот находится в беспомощном состоянии. Тот, окруженный богатством, не вспоминал о Боге, этот, находясь в таком тяжком положении, не богохульствовал. Теперь посмотрим на судьбу того и другого на том свете. 9. Случилось, говорится, что умер богатый и отнесен был для вечного мучения. Умер же и Лазарь и отнесен был ангелами " на лоно Авраамово " . Находясь в огне, богатый увидел Лазаря, покоившегося на лоне Авраама и узнал его. И воскликнул, говоря: " Отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря " , чтобы малым перстом оросил мои уста, " ибо мучаюсь в пламени сем " . Где же богатство, где золото, где серебро? Где серебряная крыша? Где множество слуг? Где разливавшееся вино, (если) ищет и желает капли воды? " Отче Аврааме, умилосердись надо мною " . О, несчастный богач! Когда Лазарь лежал у ворот твоих, ты не хотел его знать, а теперь зовешь Лазаря на помощь? " Умилосердись надо мною " . Бесполезна твоя просьба. Прошло время милости. Там нет милости. " Ибо суд без милости не оказавшему милости " (Иак 2:13) К чему просишь милости, которой сам на земле не оказывал? " Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря " , чтобы малым перстом оросил мои уста, " ибо мучаюсь в пламени сем " . Каким перстом, богач? Которому ты не позволял участвовать в трапезе? Тогда ты не хотел подумать о руках, гнушался (их); а теперь просишь коснуться твоего языка? " Отче Аврааме! умилосердись надо мною " . Как называешь ты его отцем, не сделавши того, что следует делать сыну? Он отец тех, которые ходят во свете. Нет общения у света со тьмой. Не называй его отцем. Ты по жестокому нраву сын тьмы и геены. Как называешь его отцем, не умилосердившись над сыном его, Лазарем? 10. Великий патриарх не сокрушил его скорбью, не усилил муки, не поразил его словами, не отринул человеческой природы. Он ответил кротким голосом и с светлым лицем словами: " чадо, получил уже доброе " на земле " а Лазарь злое " . Поэтому " он здесь утешается, а ты страдаешь " . При том " великая пропасть " есть " между нами и вами " и никто не может перейти ее из нас (Лк. 16:25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1487...

    Блаженный Иероним в своих воззрениях на богатство и бедность, рав­но как и в самом выражении этих воззрений, близко примыкает к св. Иоан­ну Златоусту. Так же, как и последний, блаженный Иероним рассматривает богатство в качестве результата той или иной неправды, обиды ближнего. «Всякое богатство, по мысли блаженного, исходит от неправды, и если один не потеряет, другой не может приобрести. Отсюда и известное на­родное мнение кажется мне справедливым: богатый или сам неправеден, или — наследник неправедного»; и всякое вообще «богатство собирается неправдой». Какое же должное отношение христианина к богатству? Пре­жде всего, христианин должен помнить, что всякое богатство, все «груды золота и серебра для нас — чужие» и в то же время составляют препят­ствие на пути к нашему спасению; и «христианину невозможно соеди­нить служение Богу и маммоне, то есть богатству, — поясняет блаженный Иероним, — ибо на своем родном, сирском, языке «маммона» означает «богатство». Заботы о пропитании суть препятствия для веры». Блажен­ный, подобно св. Иоанну, очень подчеркивает трудность для богатого войти в Царство Небесное. «Господь сказал, — говорит блаженный отец, — что неудобь имущии богатство в Царствие Божие внидут. Не сказал: «невоз­можно», но — «трудно», хотя употребил сравнение невозможности: удобее есть велбуду сквозе иглины уши проити, нежели богату в Царствие Божие внити. Это не столько трудно, сколько невозможно, потому что никогда не может быть, чтобы верблюд прошел сквозь игольные уши. Итак, богатый никогда не может войти в Царствие Божие. Верблюд горбат, тяжел и обре­менен ношей; и мы, когда... обременяемся богатством мира или тяжестью грехов, не можем войти в Царствие Божие». Если за Господом пошли и богатые люди, каковы Матфей и Закхей, то «здесь нужно обратить вни­мание на то, что, когда они вошли, то уже перестали быть богатыми. Таким образом, они до тех пор не входили, пока были богатыми».    Ясно само по себе, что при таких взглядах на отношение богатства к делу нашего спасения блаженный Иероним не мог указать иного идеала с хри­стианской точки зрения в отношении к богатству, как путь совершенного отречения от него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

    Деньги эти шли на храм и употреблялись на покупку жертвоприношений, козлов отпущения, красных телиц, курений, хлебов предложения и других потребных для храма предметов. Эта подать платилась всяким Иудеем, в какой бы части света он ни находился, богатый он был или бедный; и в доказательство того, что души все равны пред Богом, должны были платить «богатый не больше и бедный не меньше полсикля». Сбор этот давал большие суммы, которые и препровождались в Иерусалим с почетными уполномоченными. И так как Иисус Христос был Первенец, а из учеников Петр оказался первенцем, то, КОГДА ЖЕ ПРИШЛИ ОНИ В КАПЕРНАУМ, который считался родным городом Петра, ТО ПОДОШЛИ К ПЕТРУ, который шел несколько позади Господа, СОБИРАТЕЛИ ДИДРАХМ, или сборщики этой священной подати на храм; они не осмеливались приступить к Самому Иисусу Христу, потому что, хотя и «считали Его за простого Человека, однако же, воздавали Ему некоторое уважение и честь за предшествовавшие знамения; поэтому и к Петру приступили не с насильственным требованием, а скромно, и не настоятельно требовали, а только спрашивали» (свт. Иоанн Златоуст): И СКАЗАЛИ: УЧИТЕЛЬ ВАШ НЕ ДАСТ ЛИ ДИДРАХМЫ? Петр, ревнитель чести своего Учителя, уверенный, что Его благочестие не замедлит воздать «Божие Богови», отвечал сборщикам: да, конечно, — даст; ОН ГОВОРИТ: ДА. Ему показалось неудобным и излишним даже спрашивать Господа о таком малом и притом благочестивом деле, как подать на храм Божий. Но он забыл на этот раз в своей поспешности то, что еще так недавно исповедал, — что Господь Иисус Христос есть Единородный Сын в доме Отца Своего Небесного, а не слуга в чужом доме, так что — не от Него следовало брать, а Ему приносить эту подать, как Сыну, единосущному с Отцом. Не дожидаясь, пока Петр объяснит, кто и зачем пришел, и что он ответил пришедшим, Господь уже являет Себя сердцеведцем: И КОГДА ВОШЕЛ ОН (Петр) В ДОМ, где был Господь, ТО ИИСУС, ПРЕДУПРЕДИВ ЕГО, СКАЗАЛ: КАК ТЕБЕ КАЖЕТСЯ, СИМОН? (не называет его уже Петром: это не Петр обещал) ЦАРИ ЗЕМНЫЕ С КОГО БЕРУТ ПОШЛИНЫ ИЛИ ПОДАТИ? С СЫНОВ ЛИ СВОИХ, ИЛИ С ПОСТОРОННИХ? ПЕТР ГОВОРИТ ЕМУ: С ПОСТОРОННИХ. Тогда Господь делает вывод из его елов: ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИТАК СЫНЫ СВОБОДНЫ, — сыны земных царей. На каком же основании ты за Меня обещал уплатить подать на храм Моего Отца Небесного? Не ты ли недавно именовал Меня Сыном Бога Живаго? «Видишь ли, — говорит святитель Златоуст, — как Он различал сынов от тех, которые не суть сыны? Если бы Он не был Сын, то напрасно привел в пример царей земных. Точно, говорят еретики, Он Сын, но не подлинный Сын.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010