И стало известным то зло, которое сотворил Давид пред очами Господа, и Господь послал пророка Нафана Давиду, и, придя к нему, Нафан сказал: «Откликнись, царь, на такую речь. В одном городе были два человека, один богатый, имеющий множество мелкого и крупного скота, а другой бедный и не имеющий ничего, кроме одной овечки, которую он выкормил из своих рук и которая спала у него на груди. И пришёл некий вельможа из язычников и остановился у богатого человека; богатый же не захотел взять из своих стад, чтобы приготовить обед, но, послал забрать овечку у бедняка». Услышав об этом, царь, разгневавшись, сказал Нафану: «Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это, а за овечку пусть он заплатит всемеро». И сказал Нафан Давиду: «Царь, ты и есть человек, сделавший это. Так говорит тебе Господь Бог Израилев: Я помазал тебя на царство в Израиле, и Я избавил тебя от руки Саула и дал тебе дом господина твоего [и жён господина твоего] на лоно твоё, и дал Я тебе дом Израилев и Иудин 1184 ; если этого для тебя мало, Я прибавлю тебе ещё. Ты же что сделал? Так как ты осквернил слово Господа и сделал злое пред Господом – убил Урию Хеттеянина и жену его взял себе в жёны, то так говорит Господь Бог: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего и раздам твоих жён на твоих глазах; так как ты сделал это тайно, Я сделаю это явно пред глазами твоими и всех людей в Израиле». И сказал Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом моим». И сказал Нафан: «Господь снял с тебя грех твой, за твоё покаяние ты не умрёшь в этом грехе, но Господь изострит мечи твоих врагов на тебя, и умрёт родившийся у тебя сын». И ушёл Нафан в свой дом. (См. 2 Цар. 12:1–15). И се разболс отрочищь, иже родис Давиду жены Версавии. И постис Давидъ постомь и облечес въ вретище, и лежаше ниць на земли, ни хлба вкуси, ни воды питъ, ни вла(л.192а)зхуть служаще ко бысть день з, и мре отроча, и бошас повдахе «â äà " ти И разум Давидъ, ко слугы скымахуть, и въпраша, ко мре ли отроча? ни же рша: «мре». И въставъ Давидъ земл, и мыс, и измни стованы ризы сво и облечес въ царскы, и шедъ въ домъ Божий и покланшетс. И повел предъставити трпезу и всмъ, суть въ дому И рша велможи къ Давиду: «что б тоб, оже се створи, царю: живу сущю отрочати пощашес, и плакаше, и молитву творше, и стовашес въ вретищи и попел; мерьшю же отрочати, како измнис господинъ нашь царь скоро печали и съ на трпез?» И рече Давидъ: б отроча живо, постихс и плакахъ, молихъс Господеви и рхъ: кто всть, аще м Господь и будеть отроча; и нын же (л.192б) мре, да что азъ пощюс? И азъ могу възвратити пути того, по нему же вел ити Господь? Къ тому бо и азъ имамъ ити, то же ко мн не възвратитьс».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

И юноша молчит, юноша ничего Ему не отвечает. И тогда Господь опять начинает с самых простых вещей, начинает говорить ему как учитель: “Не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай своего отца и мать”, то есть вновь возвращается к элементарным вещам, с которых начинается обучение. На это богатый юноша возражает: “Все это я сохранил от юности своей; чего еще не достает мне?”. И тогда Господь говорит ему решительные слова: раз ты ищешь услышать для себя нечто особенное, исключительное, раз ты не желаешь быть толь­ко званным, но хочешь быть избранным, хочешь быть совершенным во всем, то Я скажу тебе не как учитель, не от Писания, но как Начальник жизни, как Бог: “Оставь все”, или вернее: “Иди продай все, раздай нищим, и обретешь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной”. Учитель говорит: поступай так-то и так-то, исполняй заповеди и ты достигнешь того-то; но только Бог, только благой Бог может сказать: приди ко Мне — и Я дам тебе даром, будь со Мной — и Я буду с тобой, вручи Мне свою жизнь — и Жизнь вечная, Жизнь, о Которой ты вопрошал меня, будет с тобой… будет твоею. И оказалось, что этот юноша хоть и ждал чего-то особенного и, быть может, даже прозревал в этом учителе Бога, называя Его благим, но как только дело дошло непосредственно до решительных поступков, отступает: он же, услышав сие, — то есть раздай имение и следуй за Мной, — смутился и отошел с печалью, потому что был очень богат. И богатство его стало между ним и Богом. И богатством обнищал он, лишившись Жизни. По причине богатства своего опечалился И Благому предпочел свои сокровища. Обкраден богатством своим не кравший И лишился им нетления не убивавший. Почитавший отца и мать свою пренебрег Родителем. Совершенства не достиг соблюдший заповедь. От юности — речет — я сохранил все то. — До старости ли будешь хранить имение? Чего еще — речет — днесь не хватает мне? — Продав, раздай все нищим и приходи ко Мне! Удержав сокровища, потерял Сокровище. Предпочтя земное, не достиг небесного. Одного не доставало лишь — продать имение.

http://pravmir.ru/hristos-i-bogatyiy-yun...

«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим 6:7 ). И тогда богатый с нищим сравнится. Смерть всех равными делает, и богатых с нищими, и славных с простыми, и господ с рабами сравняет. Открой гроб умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельможа и слуга его, где господин и где раб его лежит: всех один вид показывается – тление, земля и пепел. Одно неравенство в душах веруется, ибо благочестивая душа на лоно Авраамово Ангелами несется, нечестивая же в ад, место, по делам ее уготованное, низвергается ( Лк.16:22–23 ). Рассуждай о вышеописанных причинах и не унывай от нищеты, которая более тебе добра делает, нежели богатым богатство (Смотри еще главу о терпении и узком пути в первой книге). Это утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать, но в праздности дни свои провождают. Такие нищие и телом и душой нищи, и здесь и в будущем веке нищими будут, если не покаются. § 427. Спросит кто: «Что о тех христианах думать, которые за злые дела страждут, каковы разбойники, убийцы, воры, хищники, лихоимцы, блудники и прочие злодеи?» Ответ. 1) О вышеперечисленных можешь видеть, что они хотя и «знают Бога, а делами отрекаются» от Него ( Тит 1:16 ). Потому внутри Церкви Святой не находятся, и по имени только христиане. 2) Таковым должно покаяться и Бога весьма благодарить, что их в такое злострадание привел. Ибо так их преблагой Бог, и злобою человеческою непобедимый, приводит к покаянию и хочет, чтобы они спаслись и достигли познания истины, чтобы бедами и злостраданием, как гласом сильным, от глубокого сна греховного пробудившись, исправились и спаслись. Так очувствовался и покаялся Манассия, царь Иудин, как читаем о нем: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Из Заиорданской страны Господь Иисус вновь отправился в Иерусалим. По дороге Он продолжил учение притчами; кроме того, Его ученики стали свидетелям таких чудес, как исцеление больного водянкой и десяти прокаженных. Тогда же на пути в Иерусалим им встретился богатый юноша, спросивший Господа Иисуса, что ему надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Отвечая, Спаситель предложил ему раздать имение нищим. Но этот юноша не смог отказаться от своего богатства. Эта встреча тоже стала притчей, потому что, когда богатый юноша оставил их, Господь Иисус, обратившись к ученикам, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!.. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10, 23–25). Слова Спасителя ужаснули и изумили учеников – они надеялись на чудесное восстановление Царства Израилева на земле. И вновь Петр от лица всех апостолов сказал: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мк. 10, 28). И тогда: Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной (Мк. 10, 29–30). Многие библеисты считают, что это предсказание о жизни Церкви, одним из пастырей которой предстояло стать апостолу Петру. Оказавшись вблизи Иерусалима, Господь Иисус с апостолами зашел в Вифанию. Там он совершил одно из величайших Своих чудес – воскрешение Лазаря, который уже четыре дня, как был похоронен. Это привлекло огромное внимание народа, и, одновременно, вызвало сильное раздражение у первосвященников и фарисеев. Так что Господу и апостолам пришлось уйти в Ефраим. Следование за Христом: Страстная Седмица Счудом воскрешения Лазаря напрямую связан торжественный Вход Господа Иисуса в Иерусалим. Об этом событии повествуют все Евангелия, но, согласно Преданию, одно из них – Евангелие от Марка – сохранило воспоминания об этом событии апостола Петра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Иными словами, мы видим, что Господь постоянно и самым решительным образом раскрывает Свое божественное достоинство, Свой несравненный и высочайший авторитет. Тогда почему же Он не принимает это обращение? Почему Он отказывается, когда богатый юноша называет Его благим, т.е., как бы, божественным учителем? Что же здесь не так? Чтобы дать ответ, постараемся более пристально вглядеться в это слово. Постараемся услышать его так, как услышал его Спаситель, расслышать, как прозвучало это слово в той конкретной ситуации. И здесь, во-первых, привлекает внимание, что ни разу в Евангелии, нигде больше мы не найдем, чтобы кто-либо обращался к Спасителю таким образом. Обычно мы слышим: равви, учитель, наставник, но учитель благий – это нечто особенное, никто больше не называет Его так, это какое-то совершенно особое обращение. Затем мы видим, что нашему повествованию предшествует описание того, как Господь проповедует перед толпой людей. Сквозь эту толпу к Нему пытаются поднести детей, и Он говорит о том, чтобы не препятствовали приносить детей, и по этому поводу произносит целое поучение. Господь призывает, чтобы все были как дети, чтобы все обрели, вот эту детскую простоту, детскую чистоту сердца. «Если не будете как дети, – говорит Он, – то не войдете в царство небесное» ( Мф. 18:3 ). Он произносит какие-то удивительно простые слова и призывает к самым простым вещам. И вдруг, среди Его слушателей поднимается этот богатый юноша и говорит: «Учитель благий! А мне что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Мф. 19:16 ). Он не таков как все, он богат, благочестив, образован. Он и обращается к Нему по-особенному, и ждет, что Господь так же скажет ему нечто совершенно особенное. Он хочет сразу поставить себя в исключительные отношения к Спасителю. Но Господь не принимает этого. Он не допускает таких отношений. Но, вероятно, не только это. Видя в этом юноше желание услышать нечто особое, Он хочет испытать его. А сам он готов ли на особенные действия? Или он хочет услышать особое слово, но при этом не готов сделать ничего решительного. И Он говорит: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19:17 ). Иными словами, Он, как бы спрашивает его: «А ты сам, как сам ты относишься ко Мне? Как к учителю, как к одному из… или как к Богу? Ведь ты называешь меня благим…».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Итак, что же, несчастный? Явившись и найдя вселенную в столь ужасном состоянии, Христос должен был оставить больного и заняться украшением неба? Нет, Он не сделал этого, но поспешил к больному, ради которого и небо создано было, ради которого и земля, и море, и воздух, и все прочее. Потому-то Он и внешний Свой вид принял не от неба, так как пришел послужить не небу, а человеку. Потому-то Он и связал Себя с больным узами родства и пришел как тот больной, не будучи больным сам, потому что Он " не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его " (1 Пет. 2: 22), но пришел, имея родственный природе его сосуд. Не пришел открыто в Своем Божественном виде, чтобы не убежал человек, чтобы не устрашить свою добычу, но поступил так, как нередко поступает врач: будучи человеком благородным, даже, может быть, знатным по происхождению, одетый в шелковые одежды, врач, войдя в дом бедного больного, нуждающегося в операции или в другом каком-либо лечении, снимает свои одежды, забывает о своем высоком происхождении, берет полотенце, опоясывается, имея в виду жечь и резать тело больного, и, одним словом, не думает о своем собственном достоинстве, но об излечении больного. Так точно сделал и Владыка ангелов, Которого слава неописуема: Он сошел на землю как человек, опоясал самого Себя полотенцем, т. е. облек Себя нашей природой, богатый сделался бедным, не утратив своего богатства, но скрыв его. " Ибо вы знаете , – говорит апостол, – благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою " (2 Кор. 8: 9). Видишь нищету – матерь богатства? Видишь бедность – залог обогащения? Богатый сделался бедным, чтобы я, бедняк, сделался богатым. Как врач, и Он препоясался. До чего снизошел Он? Он препоясался: не ограничился Он тем, что облекся в нашу природу, но принял и вид раба, не одну только природу раба. И вот пришел Он, нашел природу нашу зараженной болезнями, сделался тем, чем был я, кроме, конечно, греха. Пришел в хижину, где я был положен; увидел червей, увидел гниение, увидел великое зловоние; увидел, что закон не помогает, пророки только обвиняют, грех преуспевает, больной одержим беспорядочными страстями, не хочет знать воздержания, не слушается врачей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как и во всех сторонах духовного делания, в проблеме «хлеба насущного» пастырь подвержен всем общечеловеческим слабостям и искушениям. Всякому человеку, а тем более семейному, в той или иной мере свойственно заботиться о своем благосостоянии и материальном благополучии своей семьи. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф. 5:29 ), однако у того же апостола Павла сказано: попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13:14 ), ибо сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6:8 ). Искушением здесь является вовсе не забота о «хлебе насущном», то есть о нормальном питании, одежде, бытовых удобствах для себя и своих близких, но стремление к обогащению, роскоши, ненасытному умножению доходов, чтобы только не показаться «беднее других», приобрести «уважение» окружающих высоким уровнем материальной жизни. Здесь будет уместно подробнее остановиться на христианском отношении к бедности и богатству. Бедность и богатство в христианском освещении «Бедные обогащают богатых... Богатые обедняют бедных», – как по-разному произносят в мире эти слова! Одни подразумевают за ними эксплуатацию бедных богатыми. Другие, верующие во Христа, живущие во Христе, видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый смысл: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать материально богатого человека. Наоборот, неблагополучный в духовно-нравственном отношении человек (будь он бедный или богатый материально), конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающихся с ним людей. Ибо каждый человек влияет на всех, сам испытывая влияние всех окружающих независимо от своего общественного положения. Незримо для глаз в мире перекатываются, сталкиваются волны нравственных и духовных «энергий» отдельных людей, каждый из которых может быть для мира делателем добра или зла, проводником света Христова или тьмы. Вредно не само по себе материальное богатство (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность (также нравственно нейтральная), но «похоть очей», обожествление богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как это ни странно прозвучит, но слова «Бог» и «богатый» в русском языке однокоренные Этимология слова «Бог» восходит к индоевропейскому bhágas — податель благ, господин. Ну а «богатый», соответственно, — тот, кто эти блага получил. Все, что является благом для человека, он получает только от Бога и только по воле Божьей, поскольку сам человек приходит в этот мир ни с чем и уходит из него тоже с пустыми руками. И материальные богатства среди этих подаваемых Богом благ отнюдь не были исключением. Древние люди понимали это очень хорошо: не будет к тебе благоволения Божьего — твои сады засохнут, поля сожрет саранча, скот угонят разбойники. И все твое богатство в одночасье пойдет прахом, а сам ты окажешься нищим, которого ждет долговая яма за кредиты, которые тебе нечем будет возвращать. Кому же не благоволит Бог? Конечно, грешнику. Поэтому, если хочешь быть здоровым и богатым, а не бедным и больным, старайся жить так, чтобы угодить Богу. Логика вполне очевидная, и в Библии ей можно найти множество убедительных подтверждений. В целом их смысл сводится к следующему утверждению: Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл 5:18). Среди жителей Израиля это было традиционное понимание отношений Бога и человека. Ведь важнейшая часть истории иудейского народа — исход из египетского рабства — была связана для них как раз с материальным процветанием, обещанным им не кем-нибудь, а Самим Богом: И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед (Исх 3:7–8). Будь верен Богу Израиля — и твоя праведность будет вознаграждена многочисленным потомством, обильными стадами, плодородной землей и ее щедрым урожаем.      Хотя, конечно, бывает и такое, что Бог посылает испытания Своим верным слугам. Благочестивый человек может впасть в бедствие, его имение может быть отнято злодеями, доброе имя опозорено. Он вообще может потерять все, включая семью и здоровье, как праведный Иов. Но в итоге правда все равно восторжествует, праведник снова станет богатым и счастливым, а захваченные злодеями имения будут у них отняты вместе с жизнью, и временно полученное ими богатство не принесет им в итоге никакой радости.

http://pravoslavie.ru/114116.html

Какие же средства к тому, чтобы побеждать благим злое? Первое средство это - сделать какое-нибудь добро своему врагу. Раз к одному старцу пришли разбойники и сказали ему: " что у тебя есть в келии, мы все возьмем " И взяли все, забывши одно вретище. Старец достал это вретище, догнал их и, подавая им его, в свою очередь, сказал: " дети мои, вы забыли вот еще это " . Поступок сей так тронул разбойников, что они возвратили старцу все взятое у него, покаялись и сказали: " поистине, человек сей Божий есть " (Прол. Апр. 2, л. 5 на об.) Второе средство - смириться пред врагом. Два, епископа поссорились между собою. Один из них был богат, а другой беден. Богатый искал случая сделать зло бедному. Бедный, узнав об этом, сказал своему клиру: " мы победим его " . Клир отвечал: " кто может, владыко, устоять против него? " - " Подождите и увидите, " сказал им бедный епископ. И вот, когда богатый епископ шел в сопровождении множества народа, бедный епископ пал ему в ноги со всем клиром и воскликнул: " прости нас, владыко, мы рабы твои! " Тот, пораженный этим, сам пал к ногам бедного епископа и говорит: " ты мой владыко и отец! " И с того времени была между ними великая любовь (Луг дух., гл. 208). Третье средство - мысленное самообвинение перед врагом. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после, сего к одному опытному старцу и сказал ему об этом. " Знаешь ли, сказал ему старец, отчего обидевший тебя брат, не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай " . Инок поступил по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями (Прол. Сент. 17). Четвертое средство - кроткое вразумление врага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Камень этот — Господь Иисус Христос. А те люди, которые отказываются от фундаментальных основ веры, строят здание своей веры именно на песке: и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 27). И сейчас в Западной Европе очень заметно это падение: храмы там совершенно опустели и никому не нужны, но все ходят по улице и что-то празднуют. В храмах тишина, безлюдно, а выходишь из них — идут толпы вроде бы довольных жизнью людей, они пляшут, поют, играют. А кругом — и преступность, и наркомания, и самоубийства, и всевозможные извращения. Значит, люди стали духовно мертвы! Некоторые говорят: " Париж — это бесконечный праздник " . Вот люди и празднуют, только что?! Мне, например, все это очень напоминает поминки. Весь этот радостный угар западной цивилизации, который сейчас навязывают России — разные карнавалы, представления и шоу, — направлен на то, чтобы за этими мистериями и феериями мы забыли о Боге. Посмотрите, когда стараются устраивать подобные празднества у нас в стране? Как по заказу, обыкновенно постом или под большие церковные праздники. Как только человеку нужно вспомнить о своих грехах, тут и фестивали, и " кинотавры " какие-то начинаются и т.п. Все это — дух апостасии, дух отступления от веры, который начинает проявляться тогда, когда у нас возникают двоящиеся мысли . Итак, мы должны четко усвоить, что твердость в вере — это твердое стояние за догматы православной веры, а борьба с двоящимися мыслями — это борьба с духом модернизма, так называемого " церковного обновления " , экуменизма и языческого суперэкуменизма. Поэтому произнесем еще раз вместе с апостолом Иаковом: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих . Часть 4 Далее святой апостол Иаков наставляет нас: Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1, 9–11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010