богач хотел, чтобы Авраам послал умершего Лазаря к его братьям для вразумления их. Но «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, т.е. писания их; пусть слушают их. А богатый говорит: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:29–31 ). Как многие из людей и ныне не верят в мучения адские по смерти! Они тоже думают и говорят, что думал и говорил в свое время богатый и роскошный весельчак: кто там был, чтобы сказать нам, что есть мучения адские? Нет мучений; здесь конец всем наслаждениям и мучениям; после смерти нет ничего. Как и ныне многие желали бы, чтобы кто-либо воскрес из мертвых и засвидетельствовал, что есть страшное место мучения грешникам! Они не верят Самому Богу –Спасителю, свидетельствующему нам о том в Евангелии, не верят Апостолам, Святым богоносным Отцам, и воображают, что поверили бы воскресшему мертвецу! Но это невозможно: и воскресшего они сочли бы за призрак, за мечту воображения, и тоже не поверили бы. Итак, читайте, братия, слово Божие, слушайте, умудряйтесь и спасайтесь. Евангелие есть слово Самого Бога: «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из него: все исполнится» ( Мф.5:18 ). Посещайте храм Божий усердно; воспитывайте здесь свои души для Царствия Божия; ибо храм есть питомник душ, училище христианского благочестия; будьте усердны на всякое доброе дело; побеждайте грехи, исправляйтесь; благоукрашайтесь незлобием, милосердием, сострадательностью, воздержанием, чистотой и целомудрием; и при кончине жизни не останетесь в стыде, и по смерти не будете преданы мукам, и почиете на лоне праотца, или больше – будете со Христом, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику благоразумному: «днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Аминь. 17. Слово в неделю 22-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому – неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Более того, эта фраза суммирует и то, о чем речь пойдет далее в Нагорной проповеди и в целом в Евангелии от Матфея. Слово «совершенный» встретится в этом Евангелии еще один раз, в беседе Иисуса с богатым юношей: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19:21 ). Как мы помним, богатый юноша признается Иисусу в том, что исполнил основные заповеди закона Моисеева. И только после этого Иисус произносит ключевые слова: Если хочешь быть совершенным... То, что следует за этими словами, относится уже не к области праведности, а к области совершенства, признаком которого в данном случае становится готовность человека отказаться от своего земного имущества. Эту готовность богатый юноша не обнаружил. Термин τλειος, употребленный в Нагорной проповеди, в зависимости от контекста может означать: «законченный», «полный», «зрелый», «целостный», «совершенный», «лучший», «высший». В Септуагинте это слово употребляется для перевода (в большинстве случаев) двух еврейских понятий – šlm («сохранный», «неповрежденный») и tmîm («целый», «совершенный»). Оба термина указывают на целостность и завершенность: первый – в нейтральном смысле, второй – в религиозном. Термин šlm тоже может иметь религиозное значение – в выражении b-l šlm («всем сердцем», букв. «целым сердцем») 289 . Мы не знаем, какой в точности, еврейский или арамейский, эквивалент слова τλειος был употреблен Иисусом (попытки реконструировать арамейский оригинал Его речи носят гипотетический характер). Однако нельзя не заметить некоторый параллелизм между рассматриваемым изречением Иисуса и многократно повторенными в Ветхом Завете словами, произнесенными Моисеем от лица Бога: Будьте святы, потому что Я свят ( Лев. 11:44, 45; 20:7 ). На это изречение ссылается апостол Петр в своем Первом послании, увязывая стремление к святости с представлением об отцовстве Бога по отношению к уверовавшим в Него: Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего... ( 1Пет. 1:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В другое время одна мысль, что наши ближние дошли до известного рода счастья, могла бы подвинуть нас на еще большую деятельность, чтобы сравниться с ними и даже превзойти их. Но в аду нет места соревнованию. Время подвигов кончилось; победные венцы розданы праведным: теперь каждый блаженствует или бедствует, смотря по своей земной жизни. Из ада на небо и с неба в ад нет перехода. С какой радостью грешник возвратился бы снова в мир, где он так мало был, в этот знакомый круг утех и наслаждений; но не для радости и веселья, а для слез, скорби, подвижничества, мук и страданий, – только бы ему этими временными страданиями искупить себя от страданий вечных. Но нет грешнику возврата! На земле человеку определено однажды жить, однажды и умереть, чтобы потом однажды наследовать жизнь вечную или вечные мучения. Одни только мы, живущие на земле, можем еще употреблять на добро или зло данную нам от Бога свободу для избрания одной из двух вечностей, которая скоро и неминуемо сделается и нашей долей. Скольких бы мы избежали преступлений, сколько бы добрых дел сделали, если бы чаще думали о жизни вечной, ежеминутно к нам приближающейся! Будем же как можно чаще напоминать себе: ты живешь для вечности; все, что делаешь, думаешь и говоришь, чего желаешь и не желаешь, – все это ведет тебя к вечности; но к какой вечности: счастливой или несчастливой? Думай чаще об этом! Думай наедине и в обществе, дома и на службе, всегда и везде. Проникнись этой мыслью до того, чтобы и во сне она не покидала тебя. Знай, что по разлучении души с телом безвозвратно вступишь в вечность – вечность мучений! Тогда сказал он (богатый): так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего: ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Богатый жил в мире и не думал о будущей жизни, а теперь плачется на свою безрассудность. Пять братьев его живут еще в мире так же, как и он жил. Но им есть еще время одуматься. Богач знает по собственному опыту, что одних убеждений для них недостаточно. Боясь, чтобы и они не попали в ад, он просит Авраама о новом, по его мнению, способе вразумить их, а именно – послать в мир проповедника из царства мертвых. Но Авраам говорит богачу, что братья его имеют Моисея и пророков, и пусть их слушают; а если и их не послушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

В Египте Иосифа купил богатый Потифар, знатный и богатый придворный, и начальник телохранителей фараона. Со временем Иосиф вошел в доверие к своему господину, и тот сделал его управляющим в доме. По прошествии нескольких лет жена Потифара стала соблазнять Иосифа, но он не поддавался на искушения. Госпожа не отставала. Однажды, когда в доме никого не было, она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон (Быт 39:12). Тогда она оклеветала Иосифа, обвинив в попытке изнасилования и предъявив одежду в качестве доказательства. Праведник не стал оправдываться и был брошен в заключение, где благодаря уму, расторопности и сообразительности вскоре стал помощником начальника тюрьмы. Иосиф толкует сон фараона. Г. Доре Однажды двое других заключенных, виночерпий и хлебодар фараона, увидели странные сны, значение которых Иосиф точно истолковал, и они исполнились. Через два года после этого сам фараон увидел в одну ночь два особенных сна: — в одном семь худых коров съели семь толстых, а в другом семь тощих колосьев поглотили семь тучных. По утру фараон призвал всех египетских мудрецов, чтобы те истолковали ему сновидения, но их усилия были безуспешны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и рассказал о нем царю. Иосифа, который продолжал томиться в тюрьме, привели к фараону, и он легко растолковал увиденное фараоном: Оба сна означают ли одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода (Быт. 41:29-30). Также Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода. Фараон был восхищен проницательностью и мудростью Иосифа и решил приблизить его к себе: твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя (Быт. 41:39). Он сделал его визирем, первым лицом после себя, и поручил заготовлять припасы на голодные годы. В эти семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте достаточно хлеба, так что его можно было даже пускать на экспорт. Вокруг наступил голод, и люди из разных мест стали приезжать в Египет за хлебом. Неурожай не обошел стороной и семью Иакова, и он послал нескольких сыновей за зерном. Братья пришли к Иосифу, поклонились ему, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев, но, желая испытать их, намеренно заявил, что это соглядатаи (т. е. чужие разведчики), и потребовал в качестве залога того, что они говорят о себе правду, привести к нему самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, который остался дома. Братья пришли в отчаяние и говорили между собой, думая, что Иосиф их не понимает: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие (Быт 42:21).

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

В пример для подражания, к нашему величайшему стыду, приводит нам Сам Господь устами пророка вола с ослом, знающих своего владельца, шакала со страусом, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне. Из Послания апостола Павла к Тимофею знаем, что по мере приближения времени Страшного Суда, все более дурными будут становиться люди во всех отношениях: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» ( 2Тим. 3:1–4 ). Страшно сказать, но немало среди нас и вокруг нас таких людей, а так быть не должно. Откуда же неблагодарность в людях, в чем ее корни, что питает ее? Подумайте, кто благодарен и кто нет? Не знаете ли вы, что всякий убогий, больной, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему? Такие всегда благодарны, потому что в страданиях своих стали смиренными, а корень благодарности именно в смирении. А кто неблагодарен? Человек богатый, власть имущий, занимающий высокое положение в обществе, всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, он считает за должное. Такие гордые, превозносящиеся над всеми люди страдают тяжким грехом неблагодарности; более того, лишенные смирения считают, что они должны иметь гораздо больше и выше стоять. Здесь речь о благодарности даже не заходит. Об этом так говорит святитель Василий Великий : «Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая того, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодетелю за то, что имеют. Напротив того, при сравнении с тем, кто выше их, высчитывают, чего у них недостает, и, не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как если бы лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе – что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что он не правитель городов и народов; военачальник – что не царствует; царь – что не обладает всей вселенной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего же этого выходит то, что Благодетель ни за что не получает благодарности».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В этом Евангелии, как в зеркале, отображено все человечество, и каждый из нас может усмотреть в нем самого себя и увидеть, куда склонилась его жизнь: в сторону грешных людей и ада или в сторону праведников и вечного Царства в раю. «Некоторый человек был богат, — говорит Господь, — одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Богатый человек, забыв о небе, о своей бессмертной душе, о вечной жизни, о бедных своих ближних, очень роскошно одевался в одежды, равноценные золоту, и жил в полное свое удовольствие. Такую или подобную ему жизнь ведут и сейчас многие люди. Погоня за веселой жизнью, за пирушками, за щегольством, за роскошной житейской обстановкой и ныне в большом ходу; и для того чтобы пожить в удовольствие, люди не пренебрегают никакими средствами: ни обманом, ни кражами, ни убийствами. Но суд Божий, дорогие братия и сестры, вернее нашего. Господь Бог действительно осудил богатого сразу после смерти, отправив его в огонь, в муку. Он был достоин того за свое пристрастие к роскошной и веселой жизни, за свое жестокосердие по отношению к бедному Лазарю, которого ему было бы так легко приютить, приласкать, успокоить. Таково было жестокосердие богатого, что даже псы были ласковее к больному, потому что, приходя, облизывали струпья его, а богатый и куска бросить ему не хотел. Бываем и мы подобны упоминаемому богачу. Бываем и мы пристрастны к богатству, нарядам, объедению, винопитию, сластолюбию. А между тем, и у нас от этих страстей грубеет сердце, делается все менее и менее чувствительным к недостаткам, скорбям, болезням и несчастьям ближних. Нами все более и более овладевает преступное самолюбие, желание пожить всласть и в удовольствие. Все менее заботит нас душа наша, созданная по образу и подобию Божию. Не заботимся мы об исправлении своей жизни, искоренении страстей и злых навыков. Братия и сестры! В ком господствует страсть к богатству, к нарядам, к наслаждениям плотским, в том не может жить христианская любовь и обитать благодать Божия: нельзя работать одновременно Богу и маммоне! Далее святое Евангелие говорит, что был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его [т.е.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Видишь, что в крещении составляет образ, и что — истину? Теперь я объясню тебе, как прообразована там и (божественная) трапеза и приобщение таин, если опять ты не будешь требовать от меня всего, а станешь смотреть на события, как на тень и образы. Сказав о море, облаке и Моисее, апостол присовокупил: « и все ели одну и ту же духовную пищу ». Как ты, говорит, выходя из водной купели, приступаешь к трапезе, так и они, по выходе из моря, приступили к трапезе, новой и необыкновенной: разумею манну. И еще: как ты имеешь необыкновенное питие — спасительную кровь, так и они имели питие необыкновенного рода, нашедши не источники и не текущие реки, но получив из камня твердого и безводного весьма обильные потоки. Поэтому он и назвал это питие « духовным »; не потому, чтобы оно было таким по своей природе, но потому, что было таким по способу произведения. Не по закону природы оно дано было им, а по действию Бога, который вел их. Это самое и он подтверждает в словах своих. Сказав: « и все пили одно и то же духовное питие », — а питием была вода, — и, желая показать, что слово: « духовное » относится не к свойству воды, а к способу ее произведения, он присовокупил: « ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ». Не свойство камня, говорит, но сила действующего Бога произвела эти потоки. 5. Здесь он с корнем вырывает и ересь Павла Самосатского. В самом деле, если все это совершал Христос, то, как говорят, будто Он начал существовать с того времени, когда Мария родила Его? Если события в пустыне оказываются совершившимися раньше Марии, а все это совершал Христос, по слову Павла, то необходимо Он был прежде этого рождения и прежде этого чревоношения, потому что несуществовавший, конечно, не мог бы совершать столь чудных и необыкновенных дел. Как словами: « и все прошли сквозь море », апостол изобразил величие церкви, прообразованной издревле, так и словами: « и все ели одну и ту же духовную пищу », он выразил опять то же самое. Подобно тому, как в церкви не иное тело принимает богатый, а иное бедный, и не иную кровь тот, а иную этот, — так и тогда не иную манну получал богатый, а иную бедный, и не иным источником пользовался тот, а иным худшим этот; но как теперь одна и та же трапеза, одна и та же чаша, одна и та же пища предлагается всем, приходящим сюда, так и тогда одна и та же манна, один и тот же источник предлагались всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Видишь, что одно создание другому, высшие стихии низшим помогают. Солнце воздух и землю просвещает и согревает; облака воздух и землю орошают; воздух для дыхания животным служит; земля подает пищу нам и скоту нашему. Все это учит нас, что тем более мы, как разумная тварь, должны друг другу помогать: богатый нищему, разумный неразумному, здоровый немощному, свободный в темнице заключенному, сильный обиженному, полномочный беззащитному и прочее. Поэтому слова: «Какое мне дело до него?» – должны быть изгнаны из среды христиан. В вещественном теле один член другому помогает. Рука руке, нога ноге, глаз глазу, ухо уху, и прочие члены друг другу помогают. Нога спотыкающаяся другой ногой подкрепляется, рука другую руку и прочие члены моет, вытирает, исправляет и в прочем служит; око видением, ухо слышанием, ноздри обонянием, ноги движением и бегством прочим членам и всему телу служат; желудок и чрево перевариванием пищи и пития работает всему телу. Так и в духовном теле христиане друг другу должны помогать и служить, любовью служить друг другу ( Гал. 5, 13 ). Когда один немоществует, другой ему послужить должен. Когда один печалится, другой утешать его должен, когда один изнемогает в вере, другой его подкреплять обязан, когда один совращается с пути истинного, другой направляет его, и всякий: богатый убогому, разумный скудоумному, здоровый больному, свободный заключенному, молодой старому, сильный немощному, и прочие – чего себе хочет, то и другому делать, а чего не хочет себе, того другому не делать должен. К этому во многих местах Слово Божие призывает нас. А Христос, Господь наш, все, что ни сотворите христианину доброе, как христианину, Себе сотворенное вменяет, как говорит: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. И так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25, 35–36, 40 ). А которые братии своей – христианам – не помогают, те да внимают, что далее Тот же праведный Судия скажет им: иди те от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посети ли Меня. Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25, 41–45 ). Если не благотворящим такой страшный ответ будет, то какой же ответ будет тем, которые у христиан и то, что имеют, отнимают, и зло творят им?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (ст. 4–5). «Бог, богатый милостью»… Бог спасает нас не потому, что мы сделали что-то доброе или чем-то заслужили Его милость, Его благодеяния, но только потому, что Он милостив. Иначе говоря, единственной причиной, по которой Бог спасает нас, является Его любовь: «По Своей великой любви, которою возлюбил нас». Это понятно и из следующего стиха: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом». Последние слова можно перевести с греческого языка более точно: «И нас, мертвых по преступлениям, сооживил со Христом». Этот оттенок смысла чрезвычайно важен, потому что апостол Павел указывает на то, что мы оживлены, оживотворены вместе со Христом, мы оживотворяемся постольку, поскольку мы соединены с Ним, а не сами по себе. «Благодатью вы спасены», то есть это благой дар, дар Божий, а не наша заслуга. Далее следует вновь обратиться к греческому оригиналу. В Синодальном переводе сказано: «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (ст. 6), но мы сможем глубже понять смысл этих слов, если обратим внимание на одну подробность в греческом тексте. Слова «воскресил» и «посадил» правильнее было бы перевести «совоскресил» и «сопосадил»: «и совоскресил с Ним, и сопосадил на небесах во Христе Иисусе». Это значит, что поскольку мы — едино с Господом Иисусом Христом, с нами происходит великое чудо. В Его человеческой природе мы сооживлены, совоскрешены и даже соцарствуем с Ним, восседая на небесах. И если сейчас мы знаем об этом только по вере и, как говорит апостол Павел, как бы видим в зеркале и гадаем (см. 1Кор.13:12 ), то в будущем веке это обнаружится в полной мере: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (ст. 7). Благость Бога, Его любовь к нам, беспричинная и никак не заслуженная нами, проявляется именно во Христе Иисусе, и мы можем постичь ее постольку, поскольку пребываем в единении с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Во-первых, в 10-й главе. Притча о милосердном самарянине представляет собой как бы ответ на вопрос богатого юноши: что надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель рассказывает притчу, из которой ясно, что для этого надо помогать ближнему. А кто твой ближний? Вот этот не знакомый тебе раненый человек, которого ты обнаружил брошенным на дороге. Второй текст, посвящённый этой проблеме — месту в Церкви человека, у которого есть какое-то состояние, — притча о безумном богаче. (Тем, у кого ничего нет, проще — им нечего терять. Тем же, у кого есть, что терять, гораздо труднее.) Собрав слишком большой урожай, не вмещающийся в его житницы, безумный богач сказал: «…Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: " безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? " » (12:18-20). С кем разговаривает этот богач? С самим собой. Его молитва из диалога с Богом превращается в диалог с собственной душой. Вот это, наверное, и есть главный критерий безумия главный критерий отпадения от истины: говорить не с Богом, а с самим собой. Это страшно и опасно. И это очень часто бывает с богатыми людьми. Но богатство — далеко не всегда деньги; знания — тоже богатство. И есть люди, которые противопоставляют себя тем, кто знает не то, или не так, или меньше, или по-другому. Третья притча на ту же тему — притча о богаче и нищем Лазаре (16:20-31). Мы помним, как одевался и пиршествовал богатый и как лежал в струпьях у его ворот Лазарь. Приходили псы и лизали его струпья. А затем умерли оба. Богач попал в ад, а Лазарь — на лоно Авраамово. Главное, наверное, заключается в том, что богатый не делал ничего плохого. Можно легко себе представить, что многие другие на месте этого не известного нам по имени богача могли бы просто велеть своим слугам отшвырнуть Лазаря подальше, чтобы вид несчастного бедняка не смущал хозяина и его друзей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010