А бобры тем временем продолжали работу, но с еще большими предосторожностями. Вода в пруду поднялась уже так высоко, что можно было приступить к рытью нор. Тут-то у выдры сказался инстинкт разрушения. Она тщательно обследовала всю плотину, до самого основания. Вскоре ей удалось обнаружить уязвимое место, и она принялась за работу, пустив в ход свои острые зубы и небольшую продолговатую голову. Она сверлила и сверлила, и вот уже дыра диаметром в семь дюймов прошла насквозь все пятифутовое основание плотины. Струя воды хлынула из пруда, словно заработал мощный насос. Казан и Серая Волчица в это время находились в зарослях ивняка на южном берегу пруда. Они услыхали грохот прорывающейся сквозь отверстие воды, и Казан вдруг увидел, как на плотину взобралась выдра и встряхнулась, словно огромная водяная крыса. Уже через полчаса уровень воды в пруде заметно упал, а напор воды продолжал непрерывно расширять брешь в запруде. Еще через полчаса три норы, которые бобры только что принялись рыть, оказались дюймов на десять над водой. Только теперь Сломанный Зуб заметил надвигающуюся опасность и поднял тревогу. Вся колония бобров заметалась по пруду. Бобры торопливо переплывали от одного берега к другому, не обращая теперь внимания на запретную черту. Сломанный Зуб и самые старшие из его работников бросились к плотине, и тогда выдра с сердитым криком прыгнула в воду по другую сторону запруды. Вода продолжала спадать, и вместе с тем росло волнение бобров. Они совсем забыли про Казана и Серую Волчицу. Несколько младших членов колонии вылезли на берег возле самого бурелома, и Казан уже готов был выскочить из своей засады, как вдруг совсем близко от него по обнажившемуся илу проковылял один из старых бобров. Казан в два прыжка настиг его. Серая Волчица не отставала от своего друга. Короткая ожесточенная схватка не ускользнула от внимания остальных бобров, и они поспешили перебраться на противоположный берег. Вода спала уже наполовину, когда Сломанному Зубу и его помощникам удалось наконец обнаружить течь. Ремонтные работы начались немедленно. Нужны были палки и ветки значительной величины, и за этим материалом бобрам приходилось волочить свои грузные тела ярдов десять — пятнадцать по мягкому мокрому илу. Страх перед клыками Казана их уже не останавливал. Инстинкт говорил им, что дело идет о спасении жизни. Если отверстие не будет заделано, они окажутся совсем на виду, и их неминуемо настигнут зубы врагов.

http://azbyka.ru/fiction/kazan/

334 Основа фрагмента – отрывок из описания Каспия ал-Истахри. Однако Ибн Хаукал добавляет оригинальную информацию: во-первых, снова называет Итиль рекой русов (см.: I.6.2.3); во-вторых, высказывает мысль о соединении реки Итиль с Константинопольским проливом, который, в свою очередь, впадает на севере в Окружающий океан (северо-западную Атлантику). 337 Областью Мраков арабская география называла северные территории, недоступные из-за холода и сумрака; морем Мраков позднее назывался Северный Ледовитый океан. 339 В. В. Бартольд предполагал, что острова (или полуострова) близ Дербента – это Апшеронский п-ов (Бартольд 1963б. С. 853. Примеч. 65); В. Ф. Минорский считал, что речь может идти о ближайших к Тереку прибрежных территориях (Минорский 1963. С. 152). 340 Полуостров Мангышлак (Бартольд 19636. С. 849. Примеч. 62 [примечание принадлежит А. П. Ковалевскому]. С. 853. Примеч. 65; Минорский 1963. С. 152). 343 ‘А‘ла мин хум. Речь идет о местоположении этого вида русов (С.лавийа) по отношению к предыдущему. 345 Видимо, надо читать: «владетеля Ширвана» или «властителя, Ширваншаха». Ширваншах Мухаммад ибн Ахмад ал-Йазиди правил в 981–991 гг. 346 О падении Хазарии вследствие набега русов и связи с этим событием походов Святослава существует обширнейшая литература. Последние по времени работы со сведениями о библиографии: Новосельцев 1990. С. 221–224; Коновалова 2003б. С. 190. 348 Фанак – мелкая степная лисица. Д. А. Хвольсон предпочитал значение: «лесная куница» (Ибн Русте 1869. С. 84); В. В. Бартольд – мех хорьков (Бартольд 1963е. С. 294). 353 Бобровая струя – пахучая жидкость, использовавшаяся в медицине и фармакологии. По В. В. Бартольду, «касторовое масло» (Бартольд 1963е. С. 295). 355 Юфть (перевод по Д. А. Хвольсону) – мягкая кожа высокой выделки. По В. В. Бартольду, «выделанные лошадиные кожи» (Бартольд 1963е. С. 295). 357 Д. А. Хвольсон: «барсы» или «гончие собаки», что является неверным толкованием (Ибн Русте 1869. С. 84). 362 Ма’мун ибн Мухаммад – эмир Гурганджа (Джурджании – Северного Хорезма). Даты его правления неизвестны, но с 995 г. он стал эмиром и Северного, и Южного Хорезма, приняв титул хорезмшаха (Бартольд 1963е. С. 202; Dunlop 1954. Р. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К дружбе у обоих примешивалось и восхищение: молодой и красивый Збышко, который и на войне уже успел прославиться, и в ристалищах принимал участие, и при королевском дворе бывал, по сравнению с каким-нибудь Чтаном из Рогова или Вильком из Бжозовой казался девушке настоящим придворным рыцарем, чуть ли не королевичем, а Збышка порой просто изумляла красота девушки. В мыслях он оставался верен своей Данусе, однако не раз, в лесу ли, дома ли, взглянув вдруг на Ягенку, он невольно говорил себе: «Вот это лань!» Когда же, обняв стан девушки, он сажал ее на коня и чувствовал под рукой упругое, точеное тело, то приходил в смятение, «истома», по словам Мацька, нападала на него, кровь начинала играть в жилах и точно смаривал сон. Ягенка, девушка по натуре гордая, насмешница и задира, с ним становилась сущей смиренницей, словно служанкой, которая только смотрит в глаза своему господину, как бы ему услужить, как бы ему угодить. Збышко понимал, как расположена она к нему, был благодарен за это ей и все больше искал с нею встреч. С тех пор как Мацько стал пить медвежье сало, они видались уже чуть не каждый день, а когда у старика вышел осколок и для затягивания раны понадобилась свежая бобровая струя, собрались вдвоем на бобровые гоны. Прихватив самострел, они сели на коней и поехали на те самые Мочидолы, которые должны были пойти в приданое Ягенке, а затем свернули к лесу; оставив под лесом коней на попечении конюха, они пошли дальше пешком, так как через заросли и болота трудно было проехать верхом. По дороге Ягенка показала Збышку за широким, поросшим осокою лугом синюю полосу леса и сказала: – Это лес Чтана из Рогова. – Того, который хочет взять тебя в жены? Она засмеялась: – Взял бы, кабы далась! – Тебе легко оборониться, возьми только Вилька на подмогу, он, я слыхал, зубы на Чтана точит. Диво, что еще не вызвали друг дружку на смертный бой. – Едучи на войну, батюшка им так сказал: «Передеретесь, так на глаза мне не показывайтесь». Что им было делать? В Згожелицах они друг на дружку рычат, а потом в Кшесне пьют вместе в корчме, покуда под лавку не свалятся.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

То же самое будет при мигренях. Мы понимаем сейчас, что примерно у 2/3 людей, страдающих головными болями, есть изменения в обмене особого белка — кальцитонин-ген родственного пептида (CGRP), которым и определяется приступ. Но у кого-то задействованы другие пептиды, против них нужны будут другие препараты.  Мы все глубже погружаемся в мозг и в причины этого заболевания, появляется таргетная специализированная терапия. В последние 10 лет вышли новые, яркие, революционные препараты. Я смотрю на это с большим оптимизмом. Кошка, деревянное сито и бобровая струя — У вас в книге часто встречается фраза: «Никто не знает, почему это так, но это так». Головная боль — это все-таки нечто отчасти мистическое? — Это обычно относится к тем данным, которые ученые получили в результате эпидемиологических или каких-нибудь описательных исследований. Например, поняли, что аэробные нагрузки уменьшают частоту мигрени. Тут так и хочется дать «причинно-следственное» объяснение: типа больше кислорода поступает в кровь, больше крови притекает к голове. Но на самом деле это миф, а как оно работает на самом деле, мы не знаем. Или, например, есть редкая головная боль почему-то именно у пожилых, которая возникает только ночью. Выпьешь перед сном крепкий чай или эспрессо — и скорее всего, приступа не будет. Каким образом тут помогает кофеин? А неизвестно. — Почему тогда вы пишете в книге с такой уверенностью, что погода не влияет на головную боль? Может быть, мы просто еще не поняли механизм? — Я не пишу с уверенностью, я говорю: «Нет данных». Пока что исследования не показали статистической связи между атмосферным давлением, влажностью, температурой и головной болью. Пациенты заносят в дневник все параметры, которые, как они считают, влияют на приступ. И выясняется, что погода не является причиной, но просто постоянно присутствует как фон, и из-за этого мы видим ложную причинно-следственную связь. А что выпили бокал красного вина, проголодались, понервничали и это стало триггером — такое не всегда заметно.

http://pravmir.ru/dumala-insult-okazalos...

Но через год или десять лет мы вполне можем обнаружить какой-нибудь условный «бозон Хиггса», микрочастицы в атмосфере, которые в дождь влияют на состояние человека. — Может, и ароматические масла помогают от мигрени? — От тяжелого приступа мигрени, конечно, нет, но простая головная боль от перенапряжения может пройти хоть после прогулки, хоть после ароматического масла.  У меня даже была подборка скриншотов, кому что помогает. Кто-то писал, что завел кошку — и мигрень прошла. Кому-то помогло просяное зерно, привязанное к уху, кому-то деревянное сито — нужно зажать его зубами и по нему бить, вроде как эти вибрации усмиряют мигрень. Или вот бобровая струя, которую нужно закапывать в глаза и в нос. Я потом посмотрел, где ее взять. Продают активно, в том числе сушеную. Фото: unsplash.com — Если по голове себя постучать, тоже поможет? — Конечно. (смеется) В интересах пациента — Почему вы выбрали такую специализацию? Сами страдаете от головных болей? — У меня бывает мигрень, но не очень тяжелая, которая обычно проходит от ибупрофена.  Но главное, у меня был прекраснейший учитель Валерий Владимирович Алексеев, его, к сожалению, уже с нами нет. Благодаря ему я пошел в неврологию. Это очень логичная специальность, в нервной системе все как в электрической схеме. И вообще, очень много в последнее время данных о том, как работает наш мозг, откуда берутся все эти болезни и как их лечить. Взять, например, ту же спинальную мышечную атрофию, от которой сейчас нашли новое лекарство. Так получилось, что головная боль меня очень увлекла. В клинике нервных болезней я защищал на эту тему диссертацию.  Ну и пошло. Потом я пытался сделать клинику головной боли, потому что во всем мире такое существует, это совершенно отдельная структура. Съездил, посмотрел, как это работает в Филадельфии. — И один, с нуля, сделали клинику? — Конечно, с друзьями и единомышленниками. Это врач-невролог Юлия Азимова и онколог Михаил Ласков. У нас в России достаточно сплоченный коллектив единомышленников в области лечения головных болей: Алексей Сергеев, с которым у нас было много общих публикаций, наш старший товарищ Вера Валентиновна Осипова, которая одна из первых, еще в конце 90-х, налаживала эти связи с неврологами из Европы и США. Это было очень ценно, мы же совершенно не были включены в общемировой научный контекст диагностики и лечения.

http://pravmir.ru/dumala-insult-okazalos...

1049 Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 56. «Того ж дни (14 июня 1616) государь пожаловал боярина князя Офонасья Васильевича Лобанова Ростовсково дано ему шлык бархат венедицкой шолк червчат с золотом двоеморх петлеват, Псковского вора». 1051 Описн. кн. 150 г. 679. По прих.-расх. кн. 137 г. 748): августа в 31-й день «царице Евдокие Лукъяновне подложена шляпа внутри отласом червчатым гладким, а полки подложены отласом золотным, по червчатой земле опахала и травы золоты, в нацветах шолки бел, лазорев, зелен; на подкладки пошло отласов золотного 7 верш., гладково аршин без чети». 1052 Описн. кн. 190 г. 140. – Покрой штанов для царя Михаила Федоровича показан, по кроильным книгам 149–155 г., в Древн. Рос. Гос. отд. IV. стр. 73: «скроены государю штаны камка двоелична, шолк червчат да желт; в длину штаны аршин пять вершков, в ширину в поясе одиннадцать вершков; камки вышло в кроенье четыре аршина». 1054 В кроильной книге 1627 г. записан покрой шубы царя Михаила Федоровича: «декабря 17, скроена государю шуба отлас червчат, по червчатой земле реки и листье золоты, шолк бел, зелен, лазорев. Длина шубе и з запасом по передам 2 арш. с вершком, ширина в плечах аршин с двема вершки, по подолу 3 арш. 9 вершков; рукава с полустану 11 вершков; отласу пошло 7 аршин с полуаршином». Кроил. кн. 135 г. в арх. Оруж. Пал. 702. – У Вельтмана в слов. к опис. Оруж. Пал. стр. 72: «21 декабря 1656 г., скроена государю (Алексею Михайловичу) шуба объярь золотная, по червчатой земле струя и травы золоты да серебряны; испод лисей чернобурых лисиц; ожерелье бобровое с пухом; круживо кованое серебряное широкое, мерою 3 арш., весу 60 зол.; нашивка серебряна с кистьми; ворворки обнизаны жемчугом с каменьем; 11 пуговиц жемчуг с картулином, в закрепках зерна Кафимские». 1055 Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 282. 283. Шубы царей: Михаила Федоровича, там же, стр. 323–325; Алексея Михайловича, там же, стр. 338. 1062 В историч. опис. од. рисунки Турских и Польских шуб 13 и 14) составлены по разным старинным описям и изображениям. Из первых особенно указывается на опись имению князя В. В. Голицына, а из последних на один портрет Императора Петра I, изображенного в Польской шубе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Святой источник села Свидовец Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Святой источник Святой источник находится в селе Свидовец Бобровицкого района Черниговской области. При нем — часовня святителя Николая Чудотворца. Содержание История [ править править код ] Село Свидовец расположено в 16 км от райцентра г. Бобровица и в 9 км от железнодорожной станции Кобыжча. По преданию, еще в прадедовские времена косари нашли в поле икону великомученицы Параскевы Пятницы, которую принесли в местную церковь. Люди пошли в церковь, но иконы там не было. На следующий день икона опять оказалась в поле. Несколько раз её относили в храм, а потом снова находили в поле. И когда в очередной раз решили отнести икону в церковь, из-под земли вдруг вырвалась струя воды — забил источник. Обмывшись этой водой, верующие стали излечиваться от ран и болезней. Тогда на этом месте была построена деревянная часовня в честь святителя Николая Чудотворца, в которой поместили чудотворную икону святой мученицы Параскевы Пятницы. Благодаря святую за помощь, люди стали украшать икону венками. Однажды юноша решил взять венок для своей невесты. Только снял венок из святого образа, как вокруг стало темно. Круглые сутки он стоял на коленях и просил прощения у Господа и Его святой угодницы. Когда юноша повесил венок на место, темнота исчезла. В советское время источник был засыпан, часовня разрушена. Сохранились только рассказы об этом чуде. В 2002 г., когда в Свидовецкой церкви Рождества Пресвятой Богородицы начались богослужения, люди рассказали настоятелю игумену Стефану о былом источнике. По благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония прихожане стали смиренно молиться и искать источник. Долгое время люди не могли найти святыню. Вдруг случилось чудо — в поле появился огненный столб. К нему кинулись верующие и у подножия увидели целебный источник. Стараниями отца Стефана и верующих на этом месте был оборудован колодец, водой которого за эти годы исцелились более 200 страждущих. Так у пятилетней Ани Кузьменко после перелома не разгибалась рука. Родители думали, что дочь останется инвалидом. После купания в источнике девушка выздоровела. Таких чудес было много. Сегодня эта местность называется Побиванка. Ежегодно в десятую пятницу после праздника Пасхи из храма Рождества Пресвятой Богородицы в часовне проходит крестный ход и отправляется водосвятный молебен у целебного источника. К святому источнику приезжают паломники, чтобы получить духовное и телесное выздоровление. Описание [ править править код ] При источнике находится часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Местонахождение [ править править код ] Адрес: Украина, Черниговская область, Бобровицкий район, с. Свидовец. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Свидовець (на украинском языке) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

— Если бы ты позволил мне объяснить, — робко возразил Фрэнсис.— Видишь ли, мне очень нужно создать дом… для кого-то. — Ты должен рассказать мне все как-нибудь в другой раз. Еще один автомобиль подъехал, и новые голоса послышались снаружи. Епископ подобрал свою фиолетовую сутану и сказал тоном сладким и полным сожаления: — Страшно досадно, Фрэнсис, что я должен уйти. Я так предвкушал долгий и интересный разговор с тобой. У меня официальный завтрак в час. Я принимаю лорд-мэра и членов муниципалитета. Увы, опять политика… дела школьные, водопроводные, финансовые… какое-то qui pro quo … мне приходится быть биржевым маклером… но мне это нравится, Фрэнсис, мне это нравится! — Я займу у тебя не больше минуты… — Фрэнсис резко замолчал и опустил глаза. Епископ вежливо встал. Легко положив руку на плечо отца Чисхолма, он ласково, потихоньку подталкивал его к двери. — Не могу выразить, с какой радостью я приветствовал тебя дома. Мы будем поддерживать связь с тобой, не беспокойся. А теперь я должен покинуть тебя. До свиданья, Фрэнсис… и да благословит тебя Бог. На улицах поток черных больших лимузинов несся вверх по дороге, ведущей к высокому портику епископского дворца. Перед старым священником промелькнуло багровое лицо под бобровой шапкой, потом еще и еще лица, суровые и обрюзгшие … горностаевые меха… золотые цепочки… Дул сырой ветер, пронизывая его старые кости, привыкшие к солнцу и прикрытые только тонким тропическим костюмом. Когда он уходил, колесо проезжавшего мимо автомобиля занесло вбок около тротуара и струя грязи взлетела вверх и залепила ему глаза. Фрэнсис вытер грязь рукой и, заглянув мысленно в давно прошедшие времена, угрюмо ухмыльнулся, подумав: теперь Ансельм отомщен за свое тогдашнее купанье в грязи. В душе у него был холод, но сквозь разочарование, сквозь охватившую его смертельную слабость пробивалось неугасимое белое пламя. Он должен найти церковь, сейчас же, немедленно. Через улицу неясно вырисовывалась сводчатая громада нового собора — миллион фунтов стерлингов, превращенный в тяжелый камень и мрамор. Священник быстро заковылял к нему. Он дошел до ступенек широкой лестницы, ведущей в собор, поднялся по ним и вдруг остановился. Перед ним, на мокром камне верхней ступеньки, скорчился на ветру одетый в лохмотья калека. На груди у него был приколот кусок картона с надписью: " Старый солдат. Пожалуйста, помогите! " Фрэнсис долго смотрел на сломленную фигуру. Он вытащил из кармана свой единственный шиллинг и положил его в жестянку. Два никому ненужных солдата в молчании смотрели друг на друга, потом оба отвели глаза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Мацько воспрянул духом и стал надеяться на выздоровление. – Этого-то мне и не хватало, – говорил он. – Как весь заплывешь жиром, так, может, и этот чертов осколок из тебя вылезет. Другие кварты уже не показались ему такими вкусными, однако для здоровья он продолжал пить сало. Ягенка тоже его подбодряла: – Будете здоровы. Билюду из Острога глубоко в затылок загнали звенья кольчуги, а от сала они вышли наружу. Как только рана откроется, надо смазать ее бобровой струей. – А есть у тебя бобровая струя? – Есть. А свежая понадобится, так мы пойдем со Збышком на бобровые гоны. Бобра добыть нетрудно. Однако не мешало бы вам дать обет какому-нибудь святому, целителю ран. – Я уж думал об этом, да толком не знаю какому. Георгий Победоносец – покровитель рыцарей, он хранит воина от опасности, а в нужде придает ему и храбрости; толкуют, будто он часто сам становится на сторону правых и помогает им бить неугодных Богу. Но тот, кто сам до драки охоч, вряд ли захочет раны лечить, для этого есть, верно, другой святой, которому Георгий Победоносец поперек дороги не станет. У каждого святого на небесах свое место и свое хозяйство – это дело известное! И никто в чужие дела носа не сует, потому от этого между ними может быть раздор, а святым на небесах не пристало ссориться да драться… Вот Косьма да Дамиан тоже великие святые, им лекари молятся о том, чтоб на свете болезни не вывелись, а то им есть нечего будет. А вот святая Аполлония, та от зубов помогает, а святой Либерий исцеляет от камней, – но это все не то! Приедет аббат, я у него спрошу, к кому мне толкнуться, – он постиг небесные таинства, это тебе не какой-нибудь завалящий ксендз, который мало что понимает, хоть макушка у него и выбрита. – А не дать ли вам обет самому Иисусу Христу? – Что говорить, он выше всех. Но ведь это все едино, что поехать мне в Краков к самому королю и пожаловаться, что твой, к примеру, отец избил моего мужика. Что бы мне сказал король? «Я, – сказал бы он, – владыка всего королевства, а ты лезешь ко мне со своим мужиком! Нет у тебя на него управы? Не можешь пойти в суд к моему каштеляну и помощнику?» Иисус Христос владыка всего света – понимаешь? – а для маловажных дел у Него есть святые.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

46. Вход в Иерусалим Псковская икона. XVI в. Первые изображения на этот сюжет восходят еще к VI веку (Россанский кодекс). Постепенно композиция становится все более подробной, но главный мотив остается неизменным – это изображение Христа, опрокидывающего столы торговцев. 47. Тайная вечеря. Миниатюра из византийского евангелия. IX в. Среди евангельских тем особо следует выделить Тайную вечерю, глубокий нравственный смысл которой привлекал художников в течение почти двух тысячелетий, от безымянных авторов росписей римских катакомб до Александра Иванова . В этом драматическом эпизоде не только проявляется трагедия евангельской истории, но концентрируются этические заповеди христианского учения. Сцена имеет также глубокий сакральный смысл, так как во время вечери свершилось таинство причащения. Изображение основывается на рассказе евангелистов о прощальной вечере Иисуса со своими учениками во время праздника Пасхи. В этот день ученики приготовили пасху, и когда настал вечер, «Он возлег с двенадцатью учениками», как сказано в тексте. Во время трапезы Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня. И каждый спросил – не я ли? Он же сказал: опустивший со мной руку в блюдо, этот предаст меня». Затем Христос взял хлеб, разломил его и стал раздавать ученикам, говоря при этом: «Сие есть тело мое», – и, взяв чашу, подал им, и сказал: «Сие есть кровь моя» ( Мф.26:20–29 ; Мк.14:17–25 ). Евангелист Лука добавляет, что при этих словах стали апостолы спрашивать друг друга, кто из них сделает это, и спорить между собой. Тогда Христос сказал Петру: «Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня» ( Лк.22:34 ). Иоанн дополняет описание сцены тем, что сообщает: «Один же из учеников, которого любил Христос, лежал у него на груди». Согласно версии Иоанна, Христос, разделяя хлеб, сказал: «Тот, кому я дам хлеб, предаст меня» ( Ин.13:1–2, 23:38 ). 48. Тайная вечеря. Миниатюра армянского евангелия «Таркманчац». 1232 г. 49. Тайная вечеря Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010