Мол. Какое бы ни было у вас предание, – ваших уставов нет в Божественном писании, значит и не надо их нам. Апостол Павел прямо запрещает это: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет; – читайте-ка послание Гал. 1:8 . Против этого что вы можете сказать? Свящ. И тут, братцы, Св. апостол сказал совсем не в пользу вашего толка. Прежде всего надо взять опять во внимание, к чему это сказало и с такою строгостью. Вы всё отрывками берёте из Божьего писания, потому и выходит неточно. Вы начните читать с 6 стиха: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас в благодать Христову, т. е. от апостольского учения – православной веры, скоро переходите к иному благовествованию... Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. В чём именно? Это апостол объясняет дальше в следующих главах. Вот в чём смущают их крещёные иудеи: принуждают обрезываться (см. Гал. 6:12 ), подобно как они сами обрезаны, тогда как закон обрезания дан был Аврааму только до времени пришествия Христа Спасителя (смотри в Гал. 3:19 и снеси с Быт. 12:7 ); для верующих же во Христа и получивших благодать крещения обрезание уже ничего не значит ( Гал. 6:15 ) О несмысленные Галаты, пишет апостол далее в 3 главе, кто прельстил вас не покоряться истине! Таковым слабым в вере, которые слушали всякого проходимца – лжеучителя, св. апостол и пишет строго так: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, т. е. не то, что мы благавествовали вам, анафема да будет. Надо же убедить и укрепить слабоверующих, чтобы они не слушали лжеучителей. Тут он, как настоящий врач, огорчается на больных за то, что они, получивши спасительное лекарство, исцелились им, а потом начали принимать иное лекарство, во вред себе. Мол. А вот предание-то у вас и есть иное лекарство, которое апостол запрещает с анафемой. Свящ. Почему вы так судите? Вы прежде дослушайте, о каком именно благовествовании тут говорится, о том ли, которое было написано в книгах Свящ. Писания? Читайте-ка далее – Гал. 1:9 : Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Видите; благовествование приняли Галатяне от апостолов лично, как Предание, т. е. усты во устам оно им было; о Писании же тут ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

Мол. Всё не то вы толкуете. У вас какое предание! Это лишняя прибавка к Божию писанию, которая запрещалась и в Моисеевом Второзаконии ( Втор. 4:2 ), а в Новом Завете ещё строже, под угрозою. В конце Апокалипсиса вот что сказано: аще кто приложит к сим, т. е. к писаниям, наложит Бог на него язв, написанных в книге сей ( Откр. 22:18 ). Свящ. Вот опять, как будто намеренно, вы пропускаете в Божием Писании то, что обличает ваше ложное толкование. В житейском быту на телеге без колёс не поедешь: одно колесо снять, и тогда ехать нельзя; так и в чтении: опусти впереди мысль, или позади не дочитай, то и понять писание верно нельзя. А вы тут сняли и передние, и задние колеса, и хотите ехать. Другой мол. Мы сами знаем, что говорим. Вы инако учите, а не мы: аще кто инако учит, а не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничто же ведый, от таковых отступать надо, по учению апостольскому ( 1Тим. 6:3–5 ). Свящ. Друг мой, слушай: Божие Писание обоюдоострый меч для малограмотных, которые по гордости не хотят слушать законных учителей, настоящих. Писания, которыми вы защищаетесь, наносят раны вам, же самим, вашему учению, а не нашему православному. От чего такое у вас нетерпение! Дайте досказать, о чём вы же прежде начали. Молокане. Ну, говорите, говорите; послушаем. Свящ. Вот в той же книге откровения и посмотрим, как надо читать и понимать слова: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв. Для этого надо весь стих читать, а не с половины, как вы берёте. Повторяю, без колёс, не уедешь. Вы читайте стих 18 с начала: свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, то есть, к словам книги сей, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. Далее стих 19: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни. Теперь понятно, что всё это относится к одной книге откровения, называемой Апокалипсис. Во всём Новом Завете только эта книга и называется пророчеством и в начале и в конце её, потому что в ней предсказывается, какая будет судьба Христовой церкви до кончины мира. Что же мы или вы можем прибавить к сему пророчеству, или убавить? Ничего. – Вот, православные, теперь и смотрите, кто из нас инако учит, кто не приступает к здравым словесам Господа нашего, – мы или они? – Жаль вас, други мои, что вы и сами упорствуете по гордости своей, очи имате, и не хотите видеть, и других, вводите в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

В третий Бог от отделил воду от земли – явились моря, озёра реки, а земле повелел произвест растения. В четвёртый сотворил солнце, луну и звёзды. В пятый – водяных животных, всяких рыб и птиц. В шестой – земных животных и после всего – человека. Тело человека Бог создал из земли и вдунул в него душу. Душа человека сотворена по образу и по подобию Божию она бессмертная, разумная и свободная Имя первого человека – Адам 2 . Бог ввёл Адама в рай, т. е. прекрасный сад и отдал ему во власть всю землю и всех тварей. В раю было мною всяких дерев и плодов но особенно замечательны были два дерева. Плоды с одного имели силу сохранять человека от смерти. Оно и называлось древом жизни . Другое называлось древом познания добра и зла . Об этом древе Бог сказал Адаму: «не ешь от него плодов, а если вкусишь, то смертию умрёшь». Такова была заповедь Божья. Потом Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному», и навёл на Адама крепкий сон. Когда он уснул, Бог взял у него ребро и создал ему из этого ребра жену. Имя первой жены – Ева . Господь благословил их и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». В седьмой день Бог почил от всех дел Своих , то есть перестал творить. День этот Он повелел праздновать, чтобы люди проводили его во славу Божью, в память сотворения мира. Адам и Ева ни в чём не имели нужды, не было тогда ни болезней, ничего вредного. Были оба наги и не стыдились как малые дети, они не знали никакого греха. Всё радовало Адама и Еву. За всё они должны были только прославлять и любить Творца своего. (Для чего и как сотворён мир? Какой мир сотворён прежде всего? Во сколько дней Бог сотворил видимый мир и в каком порядке? Как сотворён человек и какова душа его? Где жил Адам? Что в раю было особенно замечательно? Какая была заповедь Божья? Как создана первая жена? Какое было благословение Божие Адаму и Еве? О седьмом дне. Какова была жизнь людей в раю и какие были их обязанности к Богу?) 2. Грехопадение прародителей; обетование Спасителя; наказание за грех

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Особенно трудна борьба у человъка с дьяволом , как врагом самым сильным, искусным, хитрым, а главное невидимым. Вот почему и апостол заповедует всем нам, христианам, ввиду всего этого, бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); «Бодрствуйте и молитесь, – говорит Спаситель, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). Так должно смотреть на наше пребывание в сем мире; такому взгляду научает нас, слово Божие и Св. Церковь . Согласно такому взгляду и верованию большая часть годового времени назначена Св. Церковью служить для нас, временем плача и сетования о грехах, временем борьбы, духовного упражнения нашего в добродетельной жизни. Но преимущественно для этой цели установлена Св. Церковью Святая и Великая четыредесятница или так называемый «Великий Пост» со всеми его столь глубоко трогательными и высоконазидательными молитвами, песнопениями и церковными службами. Как Господь наш Иисус Христос перед Своим вступлением на открытое служение роду человеческому 40 дней и 40 ночей провел в посте и молитве, так ныне православные христиане, по Его примеру, желая достойно приготовить себя к празднику Св. Пасхи, великому и торжественному дню воспоминания славного воскресения Победителя ада и смерти, проводят 40 дней в посте и молитве. Пост святой четыредесятницы, по установлению Св. Церкви, состоит в совершенном воздержании от пищи и пития в продолжение дня и вкушении их в самом умеренном количестве вечером; вкушать при этом можно только пищу, состоящую в сухоядении и при том постную. Но истинное провождение поста не ограничивается только воздержанием от пищи. Памятуя слова Спасителя, что не то сквернит человека, что входит внутрь, а исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:18–23 ), – памятуя эти слова, Св. Церковь заповедует сохранять не только пост телесный, но главнее всего – пост духовный: «Братия, постяся телом, будем поститься и духом» – внушает она своим чадам в одной из церковных песней Великого поста, – «развяжем всякое сплетение лжи, уничтожим неправду насильно навязанных (ближнему) обязательств, всякую несправедливую запись раздерем, алчущим подадим хлеб, и нищим бездомным дадим приют, чтобы удостоиться от Христа великой милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Итак, какие выводы мы можем сделать? Никакого отношения «старая религия» виккан к реальной религии древних кельтов не имеет. Учения древних кельтов и современных виккан различны: виккане исповедуют пантеистический монизм, кельты исповедовали политеизм, поэтому утверждения о древности современной викки не имеют под собой никаких серьезных оснований. По сути, викка является очередным оккультным движением, каких сейчас немало 58 . К христианству виккане не имеют никакого отношения (чего они и не скрывают), это проявляется, в частности, в отвержении виккой христианской системы нравственных ценностей. Учитывая, что виккане допускают использование наркотических веществ и даже ядов, это движение может представлять опасность для здоровья своих последователей. Коль скоро сами виккане считают себя магами и колдунами, к ним можно отнести следующие слова Священного Писания : «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» ( Втор.18:9–12 ). 1 Монтенегро М. Колдовство, викка и неоязычество. С-118., Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org 9 Монтенегро М. Колдовство, викка и неоязычество. С-118., Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org 24 См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики; Питанов В.Ю. «Хроники Акаши» как источник оккультных откровений. 26 См.: Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. 35 Баш Л.М., Боброва А.В., Вечеслова Г.Л., Кимягарова Р.С., Сендровиц Е.М. Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С.233. 40 Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ/Переселение душ. Сборник. М., Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век». 1994. С.30.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Богородице, на путь спасения поставь меня, ибо я загрязнил душу свою страшными грехами, и всю жизнь свою загубил в лености; но Ты избавь меня Твоими молитвами от всякой нечистоты». «Окаянный лишь только вспомню множество совершенных мною ужасных грехов, я прихожу в трепет при воспоминании Страшного суда; но надеясь на милость благоутробия Твоего, как Давид, взываю к тебе: по великой милости Твоей, Боже, помилуй мя». Пост, как было сказано, есть время по преимуществу назначенное Св. Церковью для духовной нашей борьбы с врагами нашего спасения и главным из них дьяволом. Св. Церковь , как опытный полководец, еще заблаговременно приготовляет нас к этому. Как полководец перед выступлением на брань заранее заботится об исправности, порядке и чистоте оружия, всех боевых принадлежностей и жизненных припасов, необходимых для содержания войска, так и Св. Церковь , предвозвещая пост, как брань на демонов, наперед старается приготовить нас к ней, побуждая нас очистить себя от всякого рода страстей и грехов, запастись всем, что необходимо, вооружиться, как следует, чтобы смело и бодро приступить к бою. И как полководцы при этом неоднократно обращаются к воинам с воодушевленной речью, стараясь рассказами родной старины и примерами былого поднять в них дух и энергию, возбудить ревность, отогнать от них леность, страх и уныние, так и Св. Церковь , ведя нас на брань духовную с врагами нашего спасения, убеждает и поощряет нас словом Божьим, примерами, правилами и наставлениями. А так как первое и главное оружие добродетели есть покаяние и смирение, а главным препятствием к достижению её служит надменность и гордость, то посему в первое приготовительное воскресение Св. Церковь предлагает в назидание на литургии Евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Два человека вошли во храм, помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился в себе так: «Боже, благодарю Тебя,что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю: даю десятую часть из всего, что приобретаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Сказываю вам, что сей пошел в дом свой более оправданным, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; a унижающий себя возвысится ( Лк.18:10–14 ). Примером фарисея Св. Церковь побуждает нас уничтожить в себе страсть надменности и гордости, а из примера мытаря научиться покаянию и смирению. Ибо надменность и гордость составляют корень и начало всех зол и грехов. Через них пал с неба как молния, денница – сатана: из-за них изгнан был Адам из рая. Надменность и гордость помешала книжникам и фарисеям признать в лице Иисуса Христа обещанного Мессию Спасителя. Смысл всей притчи тот, что никогда не следует превозноситься своими достоинствами, a тем более осуждать при этом ближнего; но всегда должно соблюдать и сохранять смирение: гордым Господь противится, а смиренным подает благодать. Легче грешнику обратиться на путь истины, нежели мнимому праведнику достигнуть нравственного совершенства. Вот почему и мытарь вышел более оправданным, нежели фарисей. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что Господь невполне осуждает фарисея, потому что Его благость снисходит и к грешной молитве; не оправдывает также Он вполне и сердечной молитвы мытаря, заповедуя этим нам, что никто из нас не должен гордиться даже действительными своими заслугами перед Богом. «Когда исполните все повеленное вам, – говорит Спаситель, – говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). В воскресение следующей приготовительной к Великому посту недели на утреннем богослужении пением песни: «На реках Вавилонских» напоминается нам одно выдающееся событие ветхозаветной церкви по характеру своему весьма близкое к нашему нынешнему положению и состоянию. Носитель обетований Божьих, древний Израиль за нечестие, за грехи, за идолопоклонство крайнее, по попущению Божию, лишен был отечества, родины и гордости своей – Иерусалима, а главное храма и святыни последнего кивота, как видимого образа невидимого среди его пребывания Господа; отведен был в плен Вавилонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Мол. Не верится, чтобы апостолы так долго – восемь лет ничего не писали. Ваши отцы так говорят, а в Божьем писании не видно. А вот и в Евангелии Иоанна есть сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Ин. 20:31 ), Значит, кто верует только писанию, тот уже имеет жизнь во имя Его; о Предании тут не говорится. Свящ. Зачем прибавлять слово " только»? Эта прибавка даёт совсем иной смысл. Вот именно за такую прибавку Божье писание грозит анафемой. Говорите так, как в Евангелии; а чтобы понять истинный смысл этого стиха, начните выше – с 30 стиха. Тут оказывается, писана быша не о вероучении, а о множестве чудес, сотворённых Спасителем, из которых не многие апостол записал в Евангелие, считая и это достаточным для убеждения в том, что Иисус есть Христос Сын Божий. Мол. Чем же вы докажете нам, то апостолы проповедовали долгое время без писаний только словесно. Свящ. Это видно из самого их Св. Писания, из вышеприведённых слов апостола к Солунянам во 2 послании: братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или, словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ), Видите, прежде сказано, – они научились словом, потом посланием. Так, и должно быть. Читая какое угодно послание апостольское, вы видите, что оно написано не для обращения неверующих, а уже верующих. А как и когда они были обращены к вере Христовой из язычества или иудейства? Очевидно, были обращаемы тем или другим апостолом лично устной проповедью, и церкви для верующих устроялись также лично. Потом апостолы со своею проповедью шли далее, в другие города и страны. Но в то же время заботились, чтобы новообращённые, оставленные ими, твёрдо стояли в вере и содержали все уставы так, как научены ими. Им-то апостолы посылали свои писания, и только по особой надобности, именно: для большего утверждения важных истин, для разрешения недоумений, для ограждения верующих от заблуждений. Вот пример, – читайте в 2Фес. 3:6, 10–12, 14 : Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас... Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам... Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно... (после Предания). Таковых увещеваем и убеждаем... Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании. Вообще из Писания видно – оно было продолжением того, что устно проповедовано и на деле показано, или напоминало верующим, что она уже приняли от апостолов лично, что слышали и видели, как пишет апостол Павел в послании Фил. 4:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

Любовь к своим соотечественникам побудила ап. Павла с мучительной сердечной скорбью сказать, что он желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев своих, родных ему по плоти, то есть, Израильтян ( Рим.9:2–4 ). Ветхий Завет изобилует примерами самоотверженной любви еврейского народа к своему отечеству: Моисей, Давид, Иеремия, Даниил, братья Маккавеи, из жен – Мариам, Есфирь, Юдифь – это только особенно выдающиеся между множеством других образцы любви к отечеству, высокого патриотизма. Когда Израиль у горы Синая впал в грубое идолопоклонство и тем навлек на себя праведный гнев Божий, в это время боговидец, законодатель, посредник между Богом и народом, предводитель и руководитель последнего, избранник Божий Моисей молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать Своего благоволения избранный народ ( Исх. 32:32 ). Любовь к отечеству должна простираться на его нравы, обычаи, семейственный быт и государственное устройство. Что исторически в известном обществе сложилось веками, то безрассудно отвергнуть в один час – это значило бы ломать исторические устои общественной жизни, ниспровергать ее вековое устройство, стараться вырвать из сознания общества всю его прошлую жизнь, признать ее небытием, фикцией. Утверждать это, а тем более стремиться к такому общественному перевороту могут, по словам ап. Петра, только люди своевольные, и дерзкие, срамники и сквернители, употребляющее свои обманы для самоугождения: Они прельщают не утвержденныя души, сердце их приучено к любостяжанию. Это сыны проклятия. Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотския похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, сами будучи рабами тления ( 2Пет. 2:10,13–14,18–19 ). Ап. Иуда отзывается о таких людях не мене резко: Это мечтатели, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокия власти. Это ропотники, ничем не довольные, поступающее по своим похотям. Уста их произносят надутыя слова; они оказывают лицемерие для корысти ( Иуд.1:8, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Каждый день я слышал, как птицы приветствуют восход, и видел, как солнце окрашивает снежные пики сперва в розовый, затем в оранжевый и, наконец, в ослепительно белый цвет. Однажды утром я сидел возле озера и смотрел, как трудится семейство бобров, выстраивая целый каскад плотин. В другой раз прямо передо мной прошествовал олень, чьи рога были украшены десятью отростками. Он склонил голову, чтобы напиться из горного ручья. Как хорошо было бы, если б этот опыт изменил мое отношение к книге Псалмов! Я сохранил прекрасные воспоминания от этого отпуска, почувствовал новый прилив благоговения. Но чтение Псалтыря скорее разочаровало, нежели вдохновило меня. В особенности я терялся оттого, что, верный своему решению, я читал десяток псалмов подряд. Все они противоречили друг другу. За песней, исполненной мрачнейшего отчаяния, следовал псалом парящей радости, словно певцы, составлявшие сборник, пародировали диалектический принцип Гегеля. К примеру, в первый день этих упражнений я воспарил духом при чтении Псалма 8:   Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (стихи 4–5)   Луна, серебряный кружок на фоне голубого неба, висела над горным пиком высотой более четырех километров. Той ночью Млечный Путь казался освещенным шоссе, проложенным через все небо. Посреди величия и великолепия этого горного пейзажа я готов был вместе с автором псалма дивиться привилегированной роли человечества в драме творения. Следующий псалом подхватил эту тему, он восхвалял вечную власть Бога, Его справедливое правление, Его милосердие к угнетенным и утверждал, что мы всегда можем положиться на Господа. Но вдруг настроение внезапно переменилось. Я уже приближался к завершению утреннего урока, как вдруг наткнулся на потрясающие слова:   Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? (9:22)   От этого вопля автор псалма переходит к гневному описанию нечестивца и требует, чтобы Бог сокрушил «мышцу нечестивому и злому» (9:36). Чувство благоговения, блаженный покой были грубо нарушены. Помимо прочего, я вычитал в комментарии, что Псалмы 8 и 9 могли первоначально составлять один текст, так что противоположные интонации должны были создавать напряжение внутри самого стихотворения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010