Бог повелел Аврааму оставить свою родину и переселиться в землю, какую Он укажет ему. Авраам исполнил волю Божью, взял жену свою Сарру , племянника Лота и всё своё имение и отправился в путь. Когда Авраам пришёл в землю Ханаанскую, здесь Бог опять явился ему и сказал: вот эту землю я отдам тебе и твоему потомству. Авраам, в благодарность Богу построил жертвенник на месте Богоявления (в долине Сихемской ), где и поселился. В обетованной земле Бог являлся Аврааму несколько раз. Однажды явился Аврааму и сказал, что от него произойдёт много народов , притом обещал ему Своё благоволение, только бы он почитал Бога. Такой был завет Божий с Авраамом и в знак сего завета установлено обрезание 4 . В другое время сидел Авраам у шатра под зелёным дубом (Мамврийским) и увидел трёх странников. От поспешил к ним навстречу, поклонился до земли и пригласил их к себе. Оказалось, что в образе трёх странников был Господь и с ним два Ангела. Господь открыл Аврааму, что через год жена его Сарра родит сына. Так и сбылось, у них родился сын, которому дали имя Исаак . (За что Бог возлюбил Авраама? Какое было ему повеление Божье? Какой был завет Божий с Авраамом? Как опять являлся ему Господь и что предсказал?) 7. Жертвоприношение Исаака Быт. 22:1–19 Веру Авраама и покорность воле Божьей Господь показал в пример другим. Это было так: когда Исаак вырос, Бог повелел Аврааму: „возьми сына своего единственного, которого ты любишь, и под на гору, какую укажу (в земле Мориа) и там принеси его в жертву. Жалко было Аврааму сына, но волю Божью надо исполнить. Рано утром он с сыном и слугами отправился в путь. На третий день Господь указал ему гору, где должно быть жертвоприношение. Авраам дал сыну нест дрова на гору, а сам взял огонь и нож. Дорогой Исаак спросил отца – где же агнец для всесожжения? – Бог усмотрит себе агнца, – ответил ему отец. Когда же взошли оба на гору Авраам открыл сыну, что Господь повелел именно его принести в жертву. Исаак покорился. Авраам сделал жертвенник, положил Исаака на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть сына. Вдруг слышит глас Ангела с небес: – Авраам! не поднимай рук своей на отрока. Теперь видно что ты боишься Бога. Авраам оглянулся и увидел в кустах овна (барана), – его и принёс в жертву вместо сына. За веру и послушание такое Господь обещал Аврааму что в семени его благословятся все народы значит – в его потомстве родится Спаситель мира. Это благословение от Авраама перешло и на доброго сына его Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Раз читала она книгу пророка Исаии, место, где он предсказал, что от Девы родится Спаситель мира, и задумалась. Вдруг явился пред ней Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою. Благословенна ты в женах (между жёнами) Дух святой найдёт на тебя, и родишь ты Сына, и наречёшь имя ему Иисус . Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего. Пресвятая Дева со смирением приняла эту благую весть. (Благовещенье празднуется 25 марта). После того Дева Мария поспешила в град Иудин (близ Иерусалима) к родственнице своей Елизавете , жене священника Захарии . А праведной Елизавете Господь открыл тайну благовещения, потому она с радостью встретила Марию и назвала её Матерью Господа. Благодатная Мария тогда сказала: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат мя вси роди (народы), яко сотвори мне величие сильный, и свято имя Его». Она пробыла у Елизаветы почти три месяца и возвратилась домой в Назарет. 2. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Мф. 1:18–25 ; Лк. 2:1–21 Господь наш Иисус Христос родился в граде Вифлееме, как предсказал пророк Михей. Это сбылось (в 5508 году после сотворения мира) так: Римский император повелел сделать народную перепись по всей земле. Каждый должен был записаться на родине своих предков. Иосиф и Мария происходили от царя Давида, потому из Назарета отправились для записи в Вифлеем , город Давидов. А здесь собралось так много народа что Иосиф не нашёл места в доме, пришлось ему с Марией ночевать в пещере, куда в ненастную погоду загоняли скот. В этой-то пещере от Пресвятой Девы родился Христос, Спаситель Мира. Она спеленала Божественного младенца и положила Его в яслях. Первые узнали о рождеств Спасителя Вифлеемские пастухи. Они ночевали у стада своего в поле. Вдруг явился пред ними Ангел, и слава Господня осияла их. Они испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь! я возвещаю вам великую радость: ныне в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь . И вот вам знак: вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях». Тогда же явилось ещё множество Ангелов, и все они пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех (к человекам) благоволение». Ангелы скрылись и опять стемнело. Пастух тотчас пошл в город и там, в пещере, нашл младенца Христа, поклонились Ему как Богу и рассказали Пресвятой Богородице всё, что видели и слышали от Ангелов (это празднуется 25 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мф. 15:21–28 ; Мк. 7:24–30 В одно время Иисус Христос проходил недалеко от земли Ханаанской. Оттуда пришла женщина – язычница и кричала Ему: «помилуй меня, Господи! дочь моя жестоко беснуется». Христос не отвечал. Ученик начали просить Его: «отпуст её, она кричит за нами». А сама она поклонилась Ему в ноги и просила: «Господи, помоги мне!» Он ей сказал: «нехорошо взять хлеб у детей (почитателей истинного Бога) и бросить его псам (язычникам). Она говорила Ему: «Господи, но и псы едят крохи, падающие со стола господ их. Тогда Иисус сказал: «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь её в тот час. 18. Преображение Господне Мф. 17:1–13 ; Лк. 9:28–36 ; Мк. 9:2–13 Пришло время, Христос открыл ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, много пострадать, быть убитым и в третий день воскреснуть. После этой беседы через несколько дней Он явил им Свою Божественную славу. В Галилее подошл они к гор Фавор и остановились. Иисус Христос взял из учеников только Петра, Иакова и Иоанна, с ними взошёл на гору и начал молиться. Ученики, утомлённые, заснули. Потом проснулись и – что же видят: Учитель их преобразился , лицо Его сияло как солнце, одежда Его белее паки снега. И вот явились (с неба) Моисей и Илия и с Ним беседуют. Пётр в восторге сказал: «Господи! хорошо нам здесь, сделаем три кущи (палатки) – Тебе, Моисею и Илии». Вдруг светлое облако осенило учеников и был из облака глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Того послушайте. Ученики испугались и пали на лица свои. Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь». Они подняли головы и видят одного Христа в обыкновенном виде. Когда сходили с горы, Спаситель не велел им никому говорить о том, что видели, доколе Он не воскреснет из мёртвых. (Преображение Господне празднуется 6 августа). Причта о милосердом Самарянине Лк. 10:25–37 Один законник спросил у Христа Спасителя: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос говорит ему: «в законе что написано?» Законник отвечал: «возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею и ближнего твоего как самого себя». Иисус сказал ему: «правильно ты отвечал, так поступай и будешь жить». «А кто мой ближний?» – спросил законник. На это Христос сказал такую притчу:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этой притче Христос высказал, что и Милосердый Бог прощает кающегося грешника с такой радостью, с какой здесь отец прощает блудного сына, когда он раскаялся. Притча о богатом и Лазаре Лк. 16:19–31 Жил один богач роскошно, пировал каждый день, а нищий по имени Лазарь лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться хоть крошками, какие падают со стола богача. Псы приходили к нему и лизали гной его. Умер этот нищий, и отнесли его (душу) Ангелы на лоно Авраамово (в рай). Умер и богач, – его похоронили. Он в аду в муках поднял очи свои, увидел вдал Авраама и Лазаря и возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною, пошл Лазаря, чтобы он принёс хоть на пальце каплю воды, прохладить язык мой, я мучаюсь в пламени. Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Сверх того, между вами и нами великая пропасть, которую перейти нельзя. Тогда страдалец говорит: «так прошу тебя, пошли Лазаря на землю сказать моим братьям, чтобы и они не пришли на это место мучений». Авраам сказал ему: «у них есть писания Моисея и пророков. – Пусть слушают их, а если их не слушают, то и воскресшему из мёртвых не поверят. В этой притче Иисус Христос показал какая участь – праведников по смерти и какая участь грешников. 23. Исцеление десяти прокажённых Лк. 17:11–19 При входе в одно селение встретили Иисуса Христа десять человек прокажённых (в болезни неизлечимой) и кричали Ему издали: «Иисусе, наставниче, помилуй нас» Он сказал им: «пойдите, покажитесь священникам». Когда они шли, – дорогой очистились от проказы. После того один из них, самарянин, возвратился благодарить Господа, пал к ногам Его и славил Бога. Иисус говорит ему: «не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу» Потом сказал самарянину: «встань, иди. Вера твоя спасла тебя». Притча о мытаре и фарисее Лк. 18:9–14 Есть люди, которые хвалятся своим благочестием, считают себя праведными, а других уничижают. К ним Иисус Христос сказал такую притчу:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

За сим, соединив руки над престолом, читает, наклонившись, следующие молитвы: «Господи Иисусе Христе, рекший апостолам: мир мой оставляю вам, мир мой даю вам, не зри на грехи мои, но на веру церкви Твоей, и по воле своей благоволи умирить ее и соединить; ибо Ты, Боже, живешь и царствуешь во все веки веков. Аминь». Свящ. «мир с тобою». Кл. «и со духом твоим» 51 . «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! по воле отчей, при содействии Св. Духа, смертию своею мир ожививый, избави меня, чрез сие святейшее тело и кровь Твою, от всех неправд моих и всех зол, сотвори да всегда привязан буду к заповедям Твоим, и не допусти, чтобы когда-нибудь я отпал от Тебя; ибо Ты, Господи, с Богом Отцем и Св. Духом, живешь и царствуешь во веки веков. Аминь». «Причастие тела Твоего, Господи Иисусе Христе, которое я недостойный намереваюсь принять, да не будет мне в суд или в осуждение, но по Твоей благости, да послужит мне в ограждение и действительное врачевство души и тела; ибо Ты, Господи, живешь и царствуешь, с Богом Отцем и Св. Духом, во вся веки веков. Аминь». Свящ. коленопреклоняется, востает и говорит: «Хлеб небесный прииму и имя Господне призову». Потом мало наклонившись, берет, обе части гостии, указательным и большим перстом левой руки, а дискос – указательным и средним той же руки, и ударяя себя в грудь правою, – несколько громким голосом произносит трижды, с благоговением и смирением: «Господи, несмь достоин да внидеши под кров мой, но только скажи слово, и исцелеет душа моя!» Знаменует крестным знамением (правою рукою) себя и гостию на дискосе, говоря: «Тело Господа нашего Иисуса Христа, да сохранит душу мою в жизнь вечную. Аминь». Снедает, с благоговением, обе части гостии, и соединив руки, успокоивается на некоторое время, размышляя о святейшем таинстве; открывает потом чашу, коленопреклоняется, собирает остатки (даров на дискосе), если есть, вытирает дискос над чашею и говорит между тем: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5:7 ) – Богом на Его Страшном суде. Насколько легко нам оказать милость и сострадание по отношению к ближнему, настолько страшен и грозен справедливый приговор Господа тем, которые даже этого не желали и не хотели исполнить. «Идите от Меня, проклятые!» – скажет им тогда Господь. Грешники будут удалены и отвержены от Бога, источника любви, всякого блага, мира, радости и блаженства. «Быть отверженным от Бога, – говорит Иоанн Златоуст , – значит, вытерпеть уже геену. Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть лицо Господа от нас отвращающееся, и ясное око Его не могущее взирать на нас». Идите... в огонь вечный уготованный дьяволу и ангелам его. Не для людей приготовил было этот огонь Господь, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Уготовал Он его дьяволу и ангелам его; но человек сам, по своему нерадению, лености и упорству, делает себя повинным адскому огню, когда он, как говорит ап. Павел, не принимает любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:10 ). Участь праведников и грешников после Страшного суда, будет вечна и неизменна: и пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Между теми и другими, как сказал Господь в притче о богаче и Лазаре будет утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти (из рая в ад) не могут, также и оттуда (в рай) не переходят ( Лк.16:26 ). Не будет там места покаянию, как не принято оно было за гробом и от богача. «Сколько, – говорит св. Иоанн Златоуст , – ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем». В первые две приготовительные недели к Великому посту Св. Церковь особыми песнопениями и Евангельскими чтениями побуждает нас к истинному покаянию, сокрушению во грехах и исправлению нашей жизни. С третьей же приготовительной седмицы она прямо вводит нас уже в деятельное исполнение течения поста, как времени предназначенного с одной стороны для покаяния, а с другой для умерщвления страстей нашей плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Богослужение этой седмицы по своему характеру ближе стоит к великопостному, чем богослужение двух первых седмиц. Выдающуюся особенность его составляет чтение в конце каждого суточного богослужения, начиная с вечера вторника сырной седмицы, молитвы св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего» – с великими поклонами, как и на великопостном богослужении. В среду и пятницу этой недели не положено, по церковному уставу, совершать ни полной литургии св. Иоанна Златоуста , ни литургии Преждеосвященных Даров. Запрещением вкушения мясной пищи полагается начало умершвления нашей плоти. В воскресенье сырной недели на литургии читается Евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения грехов наших, о нелицемерном посте и о необходимости заботиться не о приобретении земных сокровищ тленных и скоропреходящих, а небесных – неветшающих и вечных. При этом вся церковная служба этого воскресенья посвящена воспоминанию изгнания Адама из рая за невоздержание и сладострастие. Пост – время, по преимуществу предназначенное для того, чтобы мы покаялись в своих грехах и испросили прощения их у Бога. Достигнуть же этого можно только при условии нашей искренней и сердечной любви к Богу. Любовь же наша к Богу является тогда только совершенной, когда мы любим и всех тех, на кого простирается любовь Божия, т.е., когда мы любим наших ближних. «Кто говорит, – пишет св. ап. Иоанн Богослов, – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может, любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ). Вот почему испрашивая у Бога прощения себе грехов, мы по заповеди Христовой, должны сами прежде простить тем, которые чем-либо провинились перед ними или чем либо обидели, оскорбили нас, Если вы, – слышим мы в Евангельском чтении этой последней приготовительной недели к Великому посту, – будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш небесный. А если не будете прощать людям, согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Взыщет тогда Господь от нас, потребует и соблюдения поста, и мытарева смирения, прямоты и чистосердечия, нелюбостяжания, кротости и богопочтения, ибо все это приятно Ему; но главным образом и прежде всего потребует Он от нас дел милости и сострадания к ближнему. Ибо скажет стоящим по правую сторону: «Алкал Я, и вы дали Мне, есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне… Так как вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших то сделали Мне». А стоящих по левую сторону Он уличит главным образом за неисполнение, за несовершение ими этих дел милости и сострадания. Господь наш Иисус Христос , принесши Себя в жертву за наше спасение, этим самым показал и нам пример того, что мы должны делать и что особенно Ему приятно. «Нет больше той любви, – говорит Он, – если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Самоотвержение, доходящее до готовности пожертвовать своею жизнью, – вот совершеннейшее выражение истинной любви нашей к Богу и ближним. Но не всякий человек способен на этот величайший и всесовершеннейший подвиг любви. Трудно также человеку в сем мире, удержаться от соблазнов его, искушений еще труднее соблюсти свое сердце, предохранить его от дурных мыслей и пожеланий. Всеведущий Господь знает это и не настаивает на этом, хотя и взыщет за всякое праздное слово, какое скажут люди ( Мф.12:36 ). Но ничего нет легче исполнить, как дать кусок хлеба голодающему, напоить томимого жаждою, принять странника, одеть нагого, посетить больного и находящегося в темнице: словом, – осушить, стереть, хотя одну горькую слезу с лица нищеты, убожества и страданий. Это мы все и всегда можем исполнить; это первый, постоянный и обыденный наш долг, наша обязанность. Если Спаситель приходил на землю, чтобы стереть, как сказал некогда пророк Иеремия, с лица земли последнюю слезу, то мы крайне неблагодарны окажемся по отношению к Нему, если, по мере нашей возможности и сил, не станем делать того же в пределах и размерах данных нам к этому нашим состоянием и положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

В полной глубокого чувства и теплой сердечною искренностью песне иудеи выразили, как сознание своей виновности, греховности пред Богом, так и важность и значение той великой потери, какую они понесли в разрушении Иерусалима и храма. «При реках Вавилона там сидели мы, – говорится в этой песне, – и плакали, когда вспоминали о Сионе (Сион – гора, на которой был построен храм Иерусалимский). «На вербах посреде его повесили мы наши арфы» (те арфы, которыми они некогда при храме восхваляли Господа). «Там пленившие нас требовали от нас слова песней и притеснители наши – веселия; пропойте нам из песней Сионских. (Но) как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего»...( Пс.136: 1–6 ). Чем для иудеев была гора Сион и бывший на ней Иерусалим и храм, тем ныне для нас христиан служит горний Сион, град Бога Вышнего, жилище Отца Небесного. Как некогда древний Израиль только в плену сознал свою греховность, виновность пред Богом и с воплем взывал к Нему о помиловании; не ликовал, не песни пел, а плакал; так ныне нас – нового Израиля, поработившего себя греху и дьяволу , напоминанием этого события Св. Церковь желает отрезвить, побудить к покаянию, к сознанию своей греховности и виновности пред Богом, вселяя в нас надежду на помилование и освобождение нас из этого плена рабства греху и дьяволу … Часто бывает так, что полное сознание грешником своей греховности, виновности,сознание того, что он почти всю свою жизнь провел беспорядочно – распутно: в блуде, в пьянстве, хитрости, лукавстве и других тьмачисленных беззакониях, – нередко доводит его до отчаяния, до потери надежды на помилование и всепрощение Божие. Было так, например, с братоубийцей Каином, с Иудой, предателем Господа. Посему Св. Церковь , желая отклонить крайних грешников от отчаяния и поселить в них надежду на милосердие Божие, под условием истинного раскаяния, доказать им, что нет такого греха, которого не препобеждало бы человеколюбие Божие, что Господь и самого крайнего кающегося грешника принимает любвеобильнее, нежели праведника, – предлагает нам в назидание в ту же вторую приготовительную неделю к Великому посту на литургии притчу Спасителя о блудном сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Не простит нам Отец наш небесный наших грехов, если мы не станем прощать обид ближним, потому что мы, желая получить милость от Бога, сами в то же время оказываемся немилостивыми, а следовательно, злыми и неблагодарными перед Богом, и потому естественно лишаемся Его благости и милосердия. Евангельское требование о прощении обид ближним создало благочестивый обычай, в силу которого в это последнее перед Великим постом воскресенье православные христиане испрашивают друг у друга прощения, а отсюда и воскресенье это называется «прощальным». Вводя нас в спасительные и душеполезные дни Великого поста, Св. Церковь словами Самого Господа предостерегает нас далее в том же воскресном Евангелии от лицемерного исполнения поста только с внешней его, видимой стороны, без всякой заботы об исправлении своего сердца, мыслей, желаний и поступков. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постоящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:16–18 ). Смысл сего Евангельского изречения следующий: чтобы пост твой не был только кажущимся, делом показным, внешним, а был угоден Богу, для этого ты вместе с внешниим постом соедини и внутренний – наполни сердце твое пламенной любовью к Богу и ближним; омой слезами покаяния твою жизнь и во греховные нечистоты: тогда Отец за эти искренние тайные подвиги душевные воздаст тебе в День судный достойную награду явно, перед лицом Ангелов и всей вселенной. А так как главным препятствием к такой жизни служит наше пристрастие к миру и земным благам, то дальнейшими словами того же Евангельского чтения Господь предостерегает нас от увлечения мирскими пристрастиями, заключая это предостережение такими знаменательными словами: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010