" ...И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт 3:1–6 ). Вот здесь и начинается печальная история отношений подчиненности в браке. Вкусив запретный плод раньше мужа, не посоветовавшись с ним и единолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить равенство чести. Она не только поверила клевете змея на Бога, но пожелала возвыситься над мужем и предстать богиней перед тем, от кого произошла человеком. По слову преподобного Ефрема Сирина , она «...из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: »...той тобою обладати будет». Подчинение мужу стало для жены горьким, но необходимым лекарством, поскольку Бог не просто наказывает за преступление, но, прежде всего – исцеляет болезнь, врачует повреждение, нанесенное грехом. А поскольку болезнь проявила себя именно в стремлении жены к господству над супругом, Господь предусмотрительно оградил ее от возможных рецидивов этого синдрома властолюбия и вверил попечению мужа. Поэтому определение – «... той тобою обладати будет» никак не противоречит равенству чести и тождеству природы, ничуть не унижает жену и нисколько не возвышает мужа. Предположим, родители оставили дома двух мальчишек-близнецов, строго настрого запретив им играть со спичками. Но ведь огонь – это же так интересно! И вот, один из них, нарушив родительский запрет, все же попробовал разжечь костер на паркетном полу. В результате – случился пожар, квартира сгорела, дети чудом остались живы. Да, конечно, второй мальчик тоже виноват. Да, ему так же хотелось посмотреть на огонь, и он тоже сидел у того злополучного костра. Но все же запалил его не он, а его не в меру инициативный братец. И стоит ли удивляться, что с тех пор родители поручают братишке присматривать за незадачливым пиротехником, хотя они и равны во всем, похожи как две капли воды и даже хромосомный набор у них одинаковый?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

…И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:1-6 ). Вот здесь и начинается печальная история отношений подчиненности в браке. Вкусив запретный плод раньше мужа, не посоветовавшись с ним и единолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить равенство чести. Она не только поверила клевете змея на Бога, но пожелала возвыситься над мужем и предстать богиней перед тем, от кого произошла человеком. По слову преподобного Ефрема Сирина , она «…из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: той тобою обладати будет». Подчинение мужу стало для жены горьким, но необходимым лекарством, поскольку Бог не просто наказывает за преступление, но, прежде всего – исцеляет болезнь, врачует повреждение, нанесенное грехом. А поскольку болезнь проявила себя именно в стремлении жены к господству над супругом, Бог и оградил ее от возможных рецидивов этого синдрома властолюбия, вверив ее попечению мужа. И определение – «… той тобою обладати будет» никак не противоречит равенству чести и тождеству природы, ничуть не унижает жену и нисколько не возвышает мужа. Предположим, родители оставили дома двух мальчишек-близнецов, строго настрого запретив им играть со спичками. Но ведь огонь – это же так интересно! И вот, один из них, нарушив родительский запрет, все же попробовал разжечь костер на паркетном полу…В результате – случился пожар, квартира сгорела, дети чудом остались живы. Да, конечно, второй мальчик тоже виноват. Да, ему так же хотелось посмотреть на огонь, и он тоже сидел у того злополучного костра. Но все же запалил его не он, а его не в меру инициативный братец. И стоит ли удивляться, что с тех пор родители поручают братишке присматривать за незадачливым пиротехником, хотя они и равны во всем, похожи как две капли воды и даже хромосомный набор у них одинаковый?

http://azbyka.ru/rebro-adama

И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что «священник» отвечал ей, но, сказано: «иде вопрошати Господа», Писание присовокупляет: «и рече Господь ей», т.е. чрез священника: «два языка в утробе твоей носиши» 369 . По мнение св. Ефрема Сирина , этим священником Божиим был некто иной, как Сим, сын Ноя, он же и Мелхиседек 370 . Бл. Феодорит держится на этот счет несколько иного взгляда. «Поскольку, говорит он, патриархи имели обычай в местах, где жили, воздвигать жертвенники Богу, то вероятно, Ревекка ходила к одному из сих жертвенников помолиться Богу всяческих и узнать, что будет» 371 . Наконец по мнению бл. Августина, Бог вразумил Ревекку во сне или чрез Ангела 372 . Но по мнению того же бл. Августина, нам лучше всего не допытываться, каким образом ходила Ревекка вопрошать Господа, когда мы достоверно знаем из Писания, что она вопросила Господа и получила от Него ответ» 373 . Когда Ревекке настало время родить, «и вот близнецы в утробе ея. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый; и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (25:24–26). «Бог в самом начале как бы назнаменовал уже, что, по Его предречению, возгосподствует меньший над большим; он держал, сказано, рукою пяту Исава, а это было знаком, что он преодолевает того, который казался сильным.... И так как это свыше предопределено было ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание... Заметь, какая у древних была проницательность, или лучше сказать, сколь велика премудрость Божия, которая так устроила, что жены не просто, не как случится, налагали имена рожденным от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним» 374 . Исав и Иаков были единственными детьми Исаака. «Этот патриарх не имел ни второй жены, ни наложницы, а довольствовался потомством от двух близнецов, родившихся от одного ложа» 375 . И «после того, как получил от Ревекки двух детей, Исаак уже более не сожительствовал и с нею» 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И эта тенденция во всей дальнейшей истории противостоит тенденции религиозной, в которой человек, поставив Бога в центре своей жизни и жертвенно служа ему, стремится восстановить утерянную близость (термин " ре-лиг-ия " можно трактовать как " вос-соединение " , возобновление единства). Жена " взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и ... сделали себе опоясания "/3, 6-7/А до того " были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились "/2, 25/. Адам вкушает то же, что и жена, ведь любовь еще не нарушена, они - как неразделенные сиамские близнецы. Итак, думали, что боги, но узнали, что наги. " Нагота " имеет весьма специфический смысл. Это ощущение собственной малости, ничтожества, незащищенности: всего лишь червь, всего лишь прах, всего лишь песчинка на окраине миров. Узнать о своей наготе - значит потерять ощущение благодати. До падения человек не знает об этой наготе и не боится, не знает о грехе и не стыдится, а падшему человеку состояния стыда и безблагодатности знакомы. Сделать себе " опоясания " - жалкая попытка прикрыть " наготу " , компенсировать духовную потерю. Об этом же сказано и в/3, 8/: " И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня/близость Господа для автора, жившего в знойном климате Палестины, описана как желанная прохлада/; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая " . Это могли быть " древо науки " , " древо искусства " и т.п.; так выражена попытка заглушить всё нарастающую душевную тревогу. " И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты? " . Вот удивительно, не человек Бога, а Бог взыскует человека! Змей действует нагло, обманывает, соблазняет, парализует волю тот, кто обещает свободу и не отступает, пока не добивается своего. Творец, подарив человеку жизнь и мир, дав заповеди и предупредив об опасности, требует доверительных отношений и не управляет каждым шагом человека, и когда последний совершает ошибку, не корит, не угрожает, а отечески спрашивает: где ты, куда уходишь, подумай, что ты теряешь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Иаков I Когда Исааку исполнилось сорок лет, Авраам нашел ему невесту на родине своей, в потомстве Сима. Ее звали Ревеккой. У Исаака и Ревекки родились два сына, близнецы: Исав и Иаков. Исав был охотник на диких зверей; дни проводил на охоте, в полях и лесах, был человек нелюдимый и беспечный. Иаков же был кроткий нравом, любил родную семью, дом, и был любимцем матери. На нем было благословение Божие и благословение отца. Пришло время Иакову позаботиться о женитьбе. Он, подобно отцу, не хотел жениться на Хананеянке, и пошел в Харран, на родину деда Авраама, – там искать себе невесту. На пути пришлось ему ночевать в поле. Он выбрал себе место для спанья, взял камень в изголовье, лег, и крепко заснул. И было ему чудное сновиденье. Он видит: вот, необычайная лестница стоит на земле, и вершиной своей касается неба. И ангелы Божии – одни восходят по лестнице от земли на небо, вверх, другие – нисходят с неба на землю. И Сам Господь стоит на той лестнице, и говорит Иакову: – Я – Бог Авраама, и Бог Исаака, отца твоего! Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок морской. И, ради Семени твоего, благословятся все племена земные. Иаков проснулся и, объятый страхом, сказал: – Воистину, Господь обитает на этом месте, и я не знал этого. Страшно это место. Это – дом Божий, это – врата на небо. Утром, Иаков, творя благодарение Богу за полученное откровение, взял камень, который был ему изголовьем, и установил его в виде памятного столба, и на верх камня возлил елей, вместо жертвы, во славу Божию, Месту же видения дал название: Вефиль, что значит Дом Божий. II Путешествие Иакова было счастливо. В Харране он был с радостью принят дядей Лаваном. У Лавана были дочери Лия и Рахииль. Он выдал за Иакова сначала Лию, потом Рахиль. Лаван был скотовод. Иаков пас его овец, и сам сделался овцеводом. Он двадцать лет пробыл на чужой стороне. Нажил здесь свои большие стада. Наконец, он решил возвратиться на родину со всем семейством и имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Здесь необходимо нам наперед высказать смысл того, о чем намерен говорить апостол пространно. Многие говорили: почему язычники предпочтены иудеям? (ибо никто не мог сказать - за добродетель; потому что все согрешили). Апостол собирает много затруднений, непостижимых для нас, но постижимых для одного Бога. Сначала представляет, что между двумя братьями близнецами избранный избран не за добродетель, возненавиденный возненавиден не за порочность (ибо они не сделали ни добра, ни зла, потому что находились еще в утробе матери), но по избранию, по предведению Божию один избран и возлюблен, а другой возненавиден, как и пророк говорит: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал.1:2), дабы все было делом Бога и Его избрания и предведения. Но что я говорю об этих лицах? Все израильтяне славили тельца; но одни наказаны, а другие нет. И фараон поистине был жесток; но и другие многие также были жестоки: почему же наказание постигает его одного? Видишь ли, что это непостижимо для людей, но постижимо для одного Бога. Так и избрание язычников и отвержение иудеев представляется нам неосновательным, а в очах Божиих то и другое весьма справедливо. Таков смысл всего настоящего места. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Следовательно, Бог справедлив и по отношению к нам, язычникам, и по отношению к иудеям. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Присовокупляет, как и выше сказано, и другое изречение из Ветхого Завета, доказывая, что один Бог знает, кто достоин чести и кто наказания. Хотя все равно согрешили, когда слили тельца, однако Бог одних помиловал, а других предал левитам на убиение. И Моисей, великий пред Богом, не знал причины этого, а ты доведываешься причины, почему язычники предпочтены иудеям, хотя были грешниками? Впрочем, Павел мог высказать причину эту, как и высказал в другом месте, что израильтяне думали, что они оправдываются делами, а язычники полагали, что они оправдываются верой и благодатью; однако не высказывает ее теперь, с избытком заграждая уста любопытных и убеждая не испытывать судеб Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо любил Иисус Марфу, и сестру её Марию, и Лазаря. И вот, услышав, что Лазарь болен, Он оставался на прежнем месте два дня, после же сего сказал ученикам Своим: «Пойдем вновь в Иудею». Говорят Ему ученики: «Рабби, ныне иудеи стремились побить Тебя камнями, и Ты вновь идешь туда?» Иисус ответил: «Разве не двенадцать часов в дне? Если кто пойдет днем, тот не споткнется, ибо видит свет мира сего. Если же кто пойдет ночью, тот споткнется, ибо света нет в нем». Рек сие и затем сказал им: «Лазарь, друг наш, спит, но Я иду, чтобы поднять его ото сна». Тогда сказали ученики Его: «Господи, если спит, здоров будет». Иисус же говорил о смерти его, а они думали, что об обычном сне говорит Он. Потому Иисус сказал им явно: «Лазарь мертв, и ради вас, ибо вы уверуете, радуюсь Я, что мы не были там. Но идем к нему». Тогда сказал Фома, называемый Близнец, соученикам: «Пойдем и мы, и умрем с Ним». И вот, пришел Иисус и оказалось, что Лазарь уже четыре дня лежит в гробнице. Вифания же была недалеко от Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии, чтобы утешить их о брате их. И вот Марфа, услышав, что Иисус пришел, вышла навстречу Ему. Мария же сидела дома. Тогда сказала Марфа Иисусу: «Господи, если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы, но и ныне знаю, что о чем ни попросишь Ты у Бога, даст Тебе Бог». Говорит ей Иисус: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день». Сказал ей Иисус: «Я есмь Воскресение и Жизнь. Кто верит в Меня, даже если и умрет, будет жить. И всякий, кто живет и верит в Меня, не умрет вовеки. Веришь ты сему?» Она рекла Ему: «Да, Господи, я уверовала, что Ты Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир сей». И, сказав сие, она ушла и шепотом позвала Марию, сестру свою, говоря: «Учитель здесь и зовет тебя». Та, услышав, тотчас вскочила и пришла к Нему, ибо не входил ещё Иисус в укрепление, но был по-прежнему на месте том, где встретила Его Марфа. Иудеи же, бывшие с ней в доме и утешавшие её, увидев, что Мария быстро вскочила и вышла, последовали за ней, говоря: «К гробнице идет она, чтобы рыдать там».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо надлежало Ему не только показать Свое снисхождение, но и Свое величие. Первое – [снисхождение] позволяло плоти все, что свойственно человечеству и естественной слабости; а другое – [величие] усваивало ей то, что прилично Божеству и власти Божественной. Итак, радуюсь, говорит, за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Видишь, как Он при всяком случае всеивает в них веру? Чтобы кто не подумал, что смерть была притворная; или что Он не допустил смерти овладеть другом, что отгнал болезни и восставил болящего. Ибо это могло бы случиться, говорит Он, если б Я был там. Не было там… но пойдем к нему. Говорит по-человечески. Видимой частью природы Он там не был. Ибо тело, имея тройственную протяженность и будучи ограничено, переходит с места на место постепенно. Таково свойство его. И хотя соединясь с Божеством, оно получило [во Христе] много надъестественного, однако не уничтожилось в нем ни одно из [свойственных ему] природных качеств. Но в каком месте Он не присутствует Своим невидимым Божеством, или какое место Его вмещает?! Итак, радуюсь за вас, что Меня не было там. Что Ты говоришь, Господи? Ты не был там, будучи везде и все исполняя Божеством? «Правда, – говорит Он, – Я был, но не плотью, а величеством славы Божественной. Но пойдем к нему. Время исполнить закон дружбы, время явить могущество силы, время запретить смерти словом и разрешить гласом пелены мертвого». Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним ( Ин. 11: 16 ). Быстрая речь! Два в ней выражаются чувства: пламенная любовь, поскольку он с заботливостью побуждает и других идти на смерть с Учителем, и робкое малодушие, поскольку представляет как бы совершившимся то, чего еще не произошло. Но не будем думать, чтобы укрепивший нас в вере неверием своим [Фома] (см. Ин. 20: 26–29 ) пришел в такой страх. Предположим, что неустрашимость, а не боязливость вдохнула ему эти слова. Ибо весьма вероятно, что он почувствовал нечто достойное такого благорасположения к Нему (ко Христу) от горячей и нежной любви к своему Учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Ибо Фома в переводе значит бездна, или пучина и близнец, или колеблющийся надвое 59 ; ему-то и привелось двоиться пред пучиною и непостижимостью тайны воскресения. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей. Кажется, не воскресению не верит 60 , а только хочет точнее исследовать, тоже ли тело воскресло? Потопу что если бы в воскресении не был уверен, то сказал бы скорее: если не увижу Господа, не поверю. А теперь, желая осязать руки и ребра, явно показывает, что сомневается о теле. Ибо, услыша от учеников, что Он вошел при заключенных дверях, пришел к мысли, что Он сложил тело и остается духовным существом. Это самое было и с другими учениками, которые думали, что видят духа ( Лук. 24:37 ). Но что тело плотское воскресло духовным, никто не станет противоречить; иначе, как, же заключенные двери пропустили грубое тело? Но и не в невещественное что – либо изменилось оно, ни в природу божественную, на, то самое тело, которое пострадало, силою божественною преобразовалось в тонкое, духовное, и остается телом, сияющим славою божественною. И таким образом Он бесплотен, но не бестелесен 61 . И если не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Обращай мысль не на одно только неверие Фомы, а смотри и на твердость его и ревность к дознанию. Ибо так как ему, предстояло открыто и дерзновенно, проповедовать о воскресении Господа и говорить вместе с Иоанном о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни ( Ин. 1:1 ): то не безместно любопытствует и исследует, удостоверяя пытливостью своею и других. Не один только Фома не верил; и остальные увидя Господа, колебались. Ибо Матфей говорит: иные усомнились (28:17); а Лука: подумали, что видят духа (24:37). Итак, все утверждаются в вере чрез прикосновение Фомы. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были заперты, и стал посреди их, и сказал мир вам! Таким же образом, как и прежде, входит к ним; и поскольку непостижимо присутствовал, когда Фома произносил слова неверия, то властно позволяет ему свободно коснуться Себя: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Ибо что могут они сказать: почему при одном [общем] зачатии в один момент времени, при одинаковом расположении неба и созвездий, так что они вовсе не могут для каждого отметить нечто отличное, была в этих близнецах такая разница; и [все] легко заметят, если захотят, что те ответы, которые продают они несчастным людям, производит не изъяснение некоего искусства, но нечаянная догадка. Но, чтобы вести нам речь о том деле, о каком говорим, упомянуто это для сокрушения и уничтожения гордыни людей, неблагодарных благодати Божией и осмеливающихся хвалиться своими заслугами. «Ибо когда они еще не родились, и не сделали ничего доброго или злого, не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему» (Рим 9:11—12). Поэтому благодать принадлежит Призывающему, а у того, кто принимает благодать, следствием ее являются добрые дела, не порождающие благодать, но порождаемые ею. Ибо огонь греет не чтобы гореть, но поскольку горит; так же и колесо не для того хорошо катится, чтобы быть круглым, но поскольку круглое. Точно так же никто не делает добрых дел, чтобы получить благодать, [но делает их], поскольку получил ее. Ибо как может жить праведно тот, кто не будет [сперва] оправдан? Точно так же не может жить свято тот, кто не будет освящен, да и вообще не может жить тот, кто не будет [сперва] оживотворен. А оправдывает благодать, чтобы оправданный мог жить праведно. Итак, сперва благодать, а затем добрые дела, как и в ином месте говорит [апостол]: «А тому, кто делает, воздаяние вменяется не по благодати, но по долгу» (Рим.4:4), как то бессмертие, которое следует за добрыми делами, если только его в действительности требуют по долгу, как говорит тот же апостол: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец за праведность, который воздаст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2Тим 4:7—8). Ведь пожалуй, поскольку он сказал: «воздаст», это уже совершается по долгу. Когда же, «взойдя на высоту, пленил плен», не воздал, но «дал дары людям» (Еф.4:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010