Ин 20:11–18 . Евангелие воскресное 8. Евангелие от Иоанна, зачало 65А Вечером в день тот, в первый день недели, когда из страха перед Иудеями двери были затворены там, где были ученики, – пришел Иисус и стал посредине и говорит им: мир вам! И сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Возрадовались ученики, увидев Господа. Сказал им Иисус снова: мир вам! Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей, и не вложу перста моего в место гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, никак не поверю. И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены, и стал посредине и сказал: мир вам! Затем говорит Фоме: дай перст твой сюда и посмотри на руки мои, и дай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой! Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие. Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его. Ин 20:19–31 . Евангелие воскресное 9. Неделя Антипасхи, на литургии. 6 октября, Апостолу Фоме. Евангелие от Иоанна, зачало 65Б Вечером в день тот, в первый день недели, когда из страха перед Иудеями двери были затворены там, где были ученики, – пришел Иисус и стал посредине и говорит им: мир вам! И сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Возрадовались ученики, увидев Господа. Сказал им Иисус снова: мир вам! Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей, и не вложу перста моего в место гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, никак не поверю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты; стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Фома не был с учениками. Вероятно, он еще не возвратился к ним из бывшего рассеяния. Что значит замечание - называемый Близнец? Это значение имени - Фома. Ибо, как Кифа значит камень, так и Фома значит близнец. Евангелист упоминает о таком значении имени Фомы, кстати, чтобы показать нам, что он был какой-то недоверчивый и имел такой нрав от самого рождения, как показывает самое имя. Когда прочие ученики сказали о Господе, Фома не верил не потому, что считал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным. Почему и обвиняется в неумеренном любопытстве. Ибо, как скоро верить - легкомысленно, так сильно упорствовать - дико и грубо. Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: " если не вложу руки моей " . Но откуда он знал, что была рана в боку? Слышал это от учеников. Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался тверже верующим на будущее время. Господь, желая показать, что Он был с ними и тогда, когда Фома высказывал пред соучениками слова своего неверия, не ожидает, пока услышит от него что-нибудь подобное, но Сам вперед исполняет то, чего желал Фома, и употребляет его собственные слова. И смотри, сначала Он говорит с упреком: " подай руку твою " , но потом вразумляет: " не будь неверующим, но верующим " . Отсюда ясно, что сомнение происходило от неверия, и посему напрасно некоторые в защиту Фомы говорят, что он нескоро поверил по своей основательности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Псалом избранный Господь воцарился, благолепием облёкся./Облёкся Господь силою, и опоясался./Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./Кто изречёт могущество Господа, сделает слышными все хвалы Его?/Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим./И вывел Ты нас из тьмы и тени смертной./Ибо сокрушил врата медные и засовы железные сломил./И избавил их от развращений их, и узы их разорвал./Ибо услышал бедных Господь./И узников Своих не презрел./И, как спящий, пробудился Господь, и поразил врагов Своих./Вот, очи Господни – к уповающим на милость Его./Чтобы услышать стенания узников./Освободить сыновей умерщвлённых./Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его./Этот день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный./Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца./Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя. Пс 92:1А,1Б,1В; 105:2; 106:15; 106: 14; 106:16,20,14; 68:34; 77:65–66; 32:18; 101:21; 67:2; 117: 24; 9:33; 29:13 Таже полиелей. И седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой Спасе: На полиелее седален, глас 1 Видя Моя ребра, и язвы гвоздей, Фомо,/что не веруеши Моему Воскресению?/Господь глаголаше, воскрес от гроба,/являяся апостолом неизреченно./Близнец же веровав, вопияше Создателю:/Бог мой еси и Господь. “Увидев Мои ребра и раны от гвоздей,/что не веруешь, Фома, Моему воскресению?” –/возглашал Господь, воскреснув из гроба/и являясь Апостолам неизреченно./Близнец же, уверовав, взывал к Создателю:/“Бог мой Ты и Господь!” Слава, и ныне:  тойже. И чтение праздника: Посем степенна, 1й антифон 4го гласа. Слава, и ныне:  повторяем то же. И чтение праздника. Степенны, первый антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Похвали Иерусалиме Господа,/хвали Бога твоего Сионе.  Стих: Яко укрепи вереи врат твоих. Всякое дыхание: Прокимен, глас 4 Восхваляй, Иерусалим, Господа,/хвали Бога Твоего, Сион.  Стих: Ибо укрепил Он засовы ворот твоих.    Пс 147:1 , 2А Евангелие воскресное первое, от Матфея зачало 116

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-a...

Скачать epub pdf Глава XXI Ин.21:1 .  После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. ... Посем явися паки Иисус ученикам [Своим, востав от мертвых], на мори Тивериадстем. ... После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение «явися» и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом. Ин.21:1 .  ...Явился же так: ...Явися же сице: так, как евангелист далее говорит. Ин.21:2–3 .  были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. ... бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже [бе] от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. ... Так как Спаситель теперь не постоянно находился с учениками, а другой Утешитель еще не пришел и проповедь им еще не была совершенно поручена, то они, не имея чего делать, обратились к прежнему своему занятию и занимались рыбной ловлей, но не с корыстной целью, как прежде. Ин.21:3 .  ...Пошли и тотчас вошли в лодку,... ...Изыдоша [же] и вседоша абие в корабль,... который принадлежал Петру или сыновьям Зеведеевым, или же кому-либо из знакомых. Ин.21:3 .  ...и не поймали в ту ночь ничего. ...и в ту нощь не яша ничесоже. Это случилось по устроению Божию, – как об этом дальше еще будет сказано. Вероятно, говорит Златоуст, что и остальные ученики следовали за теми по сухому пути в качестве зрителей, чтобы занять досужное время, и вместе с ними провели ночь. Ин.21:4 .  А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, в том же Иераполе. Рассказывают и о его поездках в Армению и Индию. Он был распят вниз головой в городе Альбаны или Албанополе где-то на Кавказе, но ни в предании, ни среди современных ученых нет единого мнения о точном месте расположения этого города. Его мощи не раз переносили с места на место, с IX в. они покоятся в итальянском городе Бенвенто, а частицы их сегодня можно найти в разных местах. Фома Близнец Апостол Фома изначально тоже был галилейским рыбаком. Он носил прозвище Дидим, то есть «близнец», но точно не известно, почему. Некоторые считают, что оно было дано в силу его особого внешнего сходства с Иисусом, но достоверных сведений о таком у нас нет. Об этом апостоле сообщает нечто особое только Евангелист Иоанн. Когда Иисус отправлялся к Своему другу Лазарю, которого Он воскресил, Фома произнес: «Пойдем и мы умрем с ним». Видимо, Фома полагал, что настали последние дни земной жизни Учителя (обычно апостолы не слышали Его предупреждений на этот счет) и был готов разделить Его судьбу. Может быть, и дальнейшая его недоверчивость была связана с тем, что он вполне настроился на смерть и даже не помышлял о воскресении? В другой раз, когда Иисус заговорил об отшествии к Отцу, Фома отозвался: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Иисус тогда ответил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (именно после этих слов апостол Филипп попросил показать им Отца). Похоже, что в данном случае Иисус говорил, что называется, «на будущее», тогда апостолам было трудно его понять – а Фоме, похоже, труднее всех, он не скоро принимал решения. Но от принятого уже не отступался. Самый известный эпизод из его истории произошел уже после Воскресения. Когда Иисус явился апостолам, Фомы не было с ними. И он не спешил доверять их рассказу – в конце концов, мало ли кто что может сказать! «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» – сказал он. Неделя прошла между этими его словами и следующим явлением Христа. Неделя сомнений и надежд… Когда Христос вновь явился ученикам, Он протянул Фоме ладони со следами от гвоздей со словами: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома мог только и ответить на это: «Господь мой и Бог мой!» А Иисус сказал нечто такое, что относится не только к Фоме, но и к каждому христианину: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Так и христиане, вступая в брак, должны избегать союзов с неверными. 72-е правило V–VI Вселенских Соборов признает недействительными те браки, когда христиане брачуются с нехристианами, ведь нельзя соединять Христа с Велиаром и овцу с волком. Чтобы найти себе хорошую жену, надо руководствоваться не голосом похоти, но Словом Божиим и молитвой. Тогда Бог так же, как и Елиезеру, и нам пошлет Ангела и сделает прямым путь наш. После того как Авраам увидел помощь Господа, он умер в возрасте 175 лет. Похоронили его рядом с женой в купленной им пещере Махпела, в Хевроне. Господь возлюбил этого праведника так, что даже спустя века продолжал именовать Себя Богом Авраама ( Исх. 3, 6 ), обещая ввести его в Свою вечность. А место блаженства спасенных душ называется в Писании лоном Авраамовым ( Лк. 16, 22 ). Иаков и Исав (Быт. 25, 19–27) Как и у его отца, у Исаака жена была долго бесплодна. Прошло двадцать лет их брака, и, наконец, по молитвам Исаака, Ревекка забеременела. Сыновья в чреве ее стали биться, и она пошла вопросить об этом Господа. Бог ответил ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт. 25, 23 ). Ревека рожает близнецов. Первый младенец появился на свет красный и покрытый волосами, и назвали его Исавом («волосатым»). Брат его родился, держась за пятку Исава, и назвали его Иаков («запинатель»). В рождении близнецов был явлен прообраз бытия двух миров: Исав – образ этого мира, в котором люди живут ради плоти и крови, а Иаков – образ мира грядущего, вселенной, где обитает праведность. Он таинственно предначинается уже сейчас, как бы держась за пяту первого, и, хотя он младший, будущее принадлежит ему. Когда братья выросли, то обнаружилось различие их характеров: Исав был человеком полей, искусным охотником, а Иаков – человеком кротким, домашним, живущим в шатре. Исаак любил Исава, потому что дичь, которую он убивал, была ему по вкусу, а Ревекка любила Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Я полагаю, что к этому же относится то, что он пишет коринфянам: «Первый человек стал душой живущей, последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек из земли; второй – человек с неба – небесный». Но дабы яснее было, что это относится не только к Христу и Адаму, но и ко всем нам, он добавляет: «Каков земной, таковы и земные; и каков небесный, таковы и небесные. Поэтому если мы носим образ земного, то будем носить и образ небесного. Но я говорю, братья, что плоть и кровь не будут владеть царством Божьим и тление не будет владеть нетлением». Ты ясно видишь: то, что он в другом месте назвал плотью и внешним человеком, который гибнет, здесь он называет земным Адамом . Несомненно, то же самое значит и то тело смерти, удрученный которым Павел восклицал: «Несчастный я человек, кто меня освободит от этого смертного тела?» С другой стороны, он же, объясняя, в ином месте пишет, как сильно различаются плод тела и плод духа: «Кто сеет, – говорит он, – в плоть свою, от плоти пожнет тление. Кто же сеет в духе, от духа пожнет жизнь вечную». Это и есть, значит, старый раздор близнецов Иакова и Исава; они враждовали еще до того, как явились на свет, уже в темнице материнского чрева Исав захватил первенство, но Иаков урвал благословение. Ведь прежде – плотское, однако духовное предпочтительнее. Один был рыжий, заросший волосами, другой мягкий. Один был беспокойный и охотник, другой радовался домашнему досугу. И тот, голодный, продал право первородства, прельщенный дешевой ценой наслаждения, утратил врожденную свободу, попал в рабство греха. Другой же благодатью стяжал себе то, что по праву ему не причиталось. Среди этих двух братьев, хотя и родных, хотя и близнецов, никогда не было полного согласия, ведь Исав ненавидел Иакова. Иаков, напротив, хотя и не отвечал взаимной ненавистью, однако избегает Исава, всегда подозревает его и не верит ему. Ко всему, что станет внушать тебе страсть, тоже лучше относиться с подозрением из-за сомнительности его происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

11) (πνον) «Сном уснул Я в малом грбе, и после трех (дней) ожил. Для тебя, и тебе подобных, Я лежал во гробе; а ты, вместо благодарности, принес Мне неверие. Ибо Я слышал, что сказал ты братиям своим». От сиз слов Фома пришел в ужас, и возопил: Не порицай меня, Спаситель! Ибо я всегда верую Тебе; но мне не радостно веровать Петру и прочим: ибо я знал их хотя нелгущими, но, в час опасности, боящимися сказать: Ты Господь и Бог наш. 12) (Ρψαι) Тогда Всесозерцающий, видя, что Фома хочет снять с себя вину неверия, отвечал к нему: «И ты был вместе с ними в то время, о котором сделал намек Мне. Ибо все оставили страдать Меня одного. Время тогда было трудное, близнец, – не обвиняй (никого). О сем и Писание говорит: Поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Зах.13:7 ; Мф.26:31 ; Втор.18:20 ). Ты пойми, о чем Я говорю (и о чем предсказывал Я). Ты хочешь осязать Меня? Осяжи, говоря: Ты Господь и Бог наш». 13) ( το ταματος) О, чудо! О, снисхождение! О, безмерная кротость! Не прикосновенный осязается; Владыка (дозволяет) держать Себя рабу, и показывает служителю (Своему) раны, от которых в то время поколебалась вся тварь! И Фома, сподобившийся столь великих даров, простирает моление к Сподобившему, говоря: «Прости мне, Владыко, мое дерзновение; пощади былие (травное); освободи меня от тяжести; да облегчусь от неверия, да с верою возопию к Тебе: Ты Господь и Бог наш». 14) (Μενον) «Пребуди, Господи, сегодня до тех пор, пока я наслаждусь (лицезрением) Тебя; преисполни меня (верою), чтобы я был Твой. Ты подъял чуждого (разбойника), – подыми Своего, и покажи мне язвы Твои, дабы как из источника, черпал я (из них), и пил. Не сожги меня, Спаситель; ибо Ты Огнь по естеству (Своему), а по воле Своей Ты – то Тело, Которым соделался. Открой (мне) Себя, молюся; приими, Спаситель, меня, смиренного (οσον δσον), как кровоточивую; не край одежды (Твоей) я держу (теперь), – я прикасаюсь к Тебе (Самому), говоря: Ты Господь и Бог наш». 15) (παξ) – «Я сказал тебе, добрый ученик, однажды: будь верен, а не неверен; не бойся: ибо Я не сожигаю тебя, Я сохраняю (сущих) во Мне (жизнью во Христе). Я показал (тебе), что через сие Я изображаю (πρττειν) Вавилонскую пещь, (которая не сжигала отроков); посему, тем более, научая тебя, Я это не сделаю. Не слабее ли ты блудницы грешницы, помазавшей некогда главу Мою миром, и (своими) власами отершей святые ноги Мои? Итак, поди сюда, возлюбленный; не помазывай Меня миром, но облагоухай сам себя, с верою вопия ко Мне: Ты Господь и Бог наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

1:32, 34). А он свидетельствует не страданием, а возгласом. Итак, невозможно быть свидетелем Божественного Слова, без содействия Духа Святого. Поэтому Спаситель перед Вознесением Своим говорит апостолам: « Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лук. 24:49) и примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый. » (Деян. 1:8). Не получивши этой силы, вы не можете быть свидетелями». 5. « Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними » (Иоан. 20:24). По великому домостроительству Христову Фома отсутствовал тогда, чтобы его сомнение сделало достовернейшим воскресение, потому что, если бы Фома не был тогда в отсутствии и не усомнился бы в воскресении, и Господь не разрешил бы его сомнения очевидным доказательством, то чудо воскресения продолжало бы соблазнять еще многих. А его сомнение и послужило врачевством для всех верных. Потом, когда пришел Фома, другие ученики говорили ему: « мы видели Господа » (ст. 25). Те с гордостью говорили о том, что они видели, а он, как бы одержимый (духом) противоречия, но не неверия (таково сомнение), и горячо желая удостовериться, не сказал, однако: «этого не может быть». Тщательно вникни: он не отвергнул воскресения — не сказал: «невозможное вы говорите, несбыточные вещи рассказываете», но искал удостоверения, говоря: « если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю » ( аще не вижу на руку Его язвы гвоздиныя, и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ) (Иоан. 20:25). « После восьми дней » ( И по днех осмих ). Смотри — опять является в день Господень: восемь дней прошло от одного дня Господня до другого. « После восьми дней после воскресения пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! » ( паки прииде Иисус, дверем затворенным, и ста посреде их, и рече: мир вам ) (ст. 26). Там Он двукратно сказал: « мир вам », и здесь один раз, чтобы дар мира вполне был даром Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

20Иуда послал козленка через своего друга–адулламита, чтобы забрать залог у той женщины, но друг Иуды не нашел ее. 21 И спрашивал он местных жителей: «Где жрица , что сидела при дороге в Энаиме?», а те отвечали ему: «Не было здесь никакой жрицы». 22Вернулся он к Иуде и сказал: «Не нашел я ее, да и жители того места мне сказали, что там и не было никакой жрицы». 23«Пусть мои вещи останутся у нее, – сказал Иуда, – иначе презирать нас станут. Я ведь действительно посылал ей козленка, да ты не нашел ее». 24 Месяца три спустя Иуде донесли: «Твоя сноха Фамарь живет распутно и вот уже беременна из–за распутства своего». «Выведите ее из селения и сожгите!» – закричал Иуда. 25Когда же пришли за ней, она попросила передать своему свекру: «Я беременна от того, кому принадлежат эти вещи. Посмотри, не узнаешь ли ты, чья эта печать, чей шнурок и чей посох?» 26Иуда узнал их и сказал: «Она вправе обвинять меня : я не исполнил своего обещания, не отдал ее в жены сыну своему Шеле». На том и закончилось сожительство Иуды с ней. 27Пришло время ей рожать, и оказалось, что у нее близнецы. 28Во время родов высунулась рука одного из младенцев, и повивальная бабка повязала на нее алую нить и сказала: «Этот вышел первым». 29Но он тут же втянул свою руку назад, и его брат первым появился на свет. «Как же ты прорвался?» – удивилась повивальная бабка и назвала его Парец . 30Затем родился его брат, тот, у которого на руке была алая нить . Его назвали Зарах . Иосиф и жена Потифара 39 Измаильтяне привели Иосифа в Египет. Купил его у них один египтянин по имени Потифар, сановник фараона, начальник дворцовой стражи. 2Господь был с Иосифом и помог ему проявить себя достойным образом, так что хозяин–египтянин оставил его жить в своем доме. 3 И видел хозяин, что Господь с Иосифом и что поэтому в руках его всё спорилось и ладилось. 4 Так Иосиф заслужил расположение Потифара и стал его личным слугой. Вскоре тот доверил Иосифу управлять всем домом своим и поручил ему смотреть за всем своим имуществом. 5С того самого времени, как Потифар поставил его над домом своим и над всем, что у него было, Господь даровал всякое благополучие дому египтянина – и всё это благодаря Иосифу. Благословение Господне пребывало на всем, что было у него – и в доме, и в поле. 6А потому всё, чем владел Потифар, он поручил заботам Иосифа, и единственное, о чем ему оставалось думать, – это лишь о трапезах своих .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010