Златоуст учит, что, когда воин копьем ударил в ребро Спасителя, остановилось движение огненного меча Херувима, и доступ в рай стал открытым. Прекратились враждебные отношения между Богом Отцом и человечеством. Благодаря тому, что Иисус Христос в Своем истинном человечестве принес жертву Своему истинному Божеству, и совершилось удовлетворение Божьего правосудия. Читаем: «Милость (то есть Божественное милосердие, – О. С.) и суд (то есть Божественное правосудие, – О. С.) буду петь (то есть уравновесятся, – О. С.); Тебе, Господи, буду петь (то есть прощенные народы – О. С.)» ( Пс. 100:1 ). И вот свидетельство того, что наступает мир между людьми и Богом: войдя дверями затворенными, Он, Христос, Сын Божий говорит: «Мир вам!» ( Ин. 20:19 ) – и это новый формат бытия! Итак, мы читаем 4-ю главу. Мне важно, чтобы мы не отходили от семейной темы, потому что это особенность нашего курса. « Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина (вот видите, тут опять слово «познал» приобретает значение не духовного познания, откровения, а уже «овладевания», – О. С.), и сказала: приобрела я человека от Господа » ( Быт. 4:1 ). Почему Ева произносит эти слова? Есть несколько объяснений, одно из них следующее: мы, люди, устроены так, что нам хочется, чтобы хорошее произошло как можно быстрее. А так как они стали ожидать, когда же от семени жены явится спасение, тем более, Адам и дал жене имя «Ева» – «Жизнь», то когда родился первый ребенок, Еве показалось, что это и есть Он, Который сокрушит главу змея, Который восстановит нарушенный порядок! Но родился Каин. Каин – это первый человекоубийца на земле. Слово «каин» происходит от древнееврейского глагола и переводится дословно: «приобрела я». Ну что она приобрела? Хорошо, когда дети рождаются в семье, но это был Каин! Слово «канна» в еврейской традиции означает еще и «копье», орудие убийства. « И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец » ( Быт. 4:2 ). В словах: «и родила Каина… брата его, Авеля», в этих вот стихах трижды повторяется частица эт, означающая на иврите расширение смысла. И в данном контексте употребление частицы эт может означать, что вместе с Каином родилась его сестра-двойняшка, а с Авелем – еще две сестры. Так как написано ватосеф, что можно перевести как: «и еще». То есть, получается, у Каина – одна, а у Авеля – одна сестра-близнец «и еще» (ватосеф) другая (вторая), сестра.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И в том, и в другом случае Христос медлит , Он как бы дает человеку попытаться справиться самому, во всяком случае – не навязывает своей помощи до тех пор, пока невозможность без нее обойтись не становится очевидной. В предыдущей главе (Ин 10, 34) Он напомнит об упреке Бога, обращенном к слышащим слово Божие – и не исполняющим его: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс 81, 6-7). Но – как бы продолжают слова псалма евангельская глава о смерти Лазаря и «Преступление и наказание» – когда вы умрете и падете. Я приду к заваленному входу в ваш гроб. Приду не для того чтобы умереть с вами (высшее доступное прежде человеку выражение дружбы, о котором напомнит Фома Близнец , сказавший ученикам: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 16)) – но чтобы вновь вывести вас на свободу, вновь принять в число своих друзей. В какую бы бездну вы не упали – Я схожу к вам для того, чтобы вновь сделать ее небом.   «Мой Бог мне помог» m8oxy В истории о воскрешении Лазаря есть еще два странных момента. Первый – это слезы и возмущение духовное, скорбь Иисуса, подходящего ко гробу. Он знает о смерти заранее, знает заранее и о воскресении – почему же Он плачет? Полагаю, это можно объяснить только одним образом – здесь явлено нам то истинное со-чувствие и со-страдание, когда Один буквально ощущает то, что ощущает – нет, даже не другой, но Он сам за этим завалившим вход камнем. Он сам, Его образ, скорчившийся в гниющей плоти Лазаря, но не покинувший ее, ждущий, чтобы отозваться на зов. Так образ Христов будет мучиться и болеть в Раскольникове-убийце, пока тот не воскреснет на берегу реки, несущей вечные воды и не явит в себе отчетливо Младенца-Христа . Второй странный момент – это слова Иисуса: «отнимите камень» (Ин 11, 39). Зачем возвращающему жизнь мертвому просить соучастия людей? Не властен ли Тот, Кто властен над жизнью и смертью, убрать любое препятствие? Не подчинится ли камень Тому, пред Кем отступает смерть? Но Иисусу – и Лазарю – нужна поддерживающая вера. Засомневается сестра умершего Марфа: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин 11, 39). Так и мы всегда сомневаемся: может ли воскреснуть тот, кто, по нашему разумению, уничтожил в себе все человеческое; страшный и нераскаянный грешник? Но даже там, где умирает человек – остается страдающий Бог, Который откликнется на Свой же призыв извне.

http://foma.ru/voskreshenie-lazarya-u-do...

И вот встречает он свою невесту, принимает ее всем сердцем, так как видит в этой невесте благословение Божие, которое как бы вымолено его отцом Авраамом и праведным Елеазаром. И сказано: «И он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей» (24:67). Очень характерная деталь: он печалился по своей матери, т.е. особая любовь была у него к матери. Вообще Исаак являет нам образ такого благочестивого патриарха, которого трудно еще с кем-нибудь сравнить. Он миролюбив, отзывчив, исполнен внутреннего мира и спокойствия. И хотя в его жизни нет таких проявлений, таких ярких картин, которые были у Авраама и Иакова, однако он являет нам целостный образ праведника Ветхого Завета. О последних днях жизни Авраама мы знаем только, что он взял себе еще жену и от нее родилось еще несколько сыновей. Чтобы их не раздражать, поскольку он им ничего не дал (потому что считал, что они не наследуют того наследства обетования, которое Господь обещал), он отсылает их еще при своей жизни на Восток — очевидно, на свор бывшую родину, чтобы они жили вдали, чтобы здесь был мир и из-за его наследства не было вражды. Умер Авраам 170 лет и погребен был своими сыновьями Исааком и Измаилом в той же пещере, где покоились останки его супруги Сарры. Исаак и его сыновья. Первые дни семейной жизни Исаака прошли еще при жизни патриарха Авраама. Исаак был единственным наследником обетования и, подобно своему отцу, должен был подвергнуться испытанию веры. Испытанием, которое Господь послал ему, была любимая бесплодная жена, которую он взял, всем сердцем полюбив. Жена его была бесплодна почти 20 лет, говорит Священное Писание. Но он не отчаивался и молился Господу. «И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (25:21). Перед самым моментом своего рождения сыновья в утробе ее стали биться, и сказала она: «Если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав» (25:22-25). «Исав» означает «косматый». «Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (25:26). «Иаков» означает «держащийся за пяту его».

http://sedmitza.ru/lib/text/432090/

И встала Ревекка вместе со служанкой своей, и поехали они с рабом Авраама. При наступлении вечера Исаак вышел в поле помолиться (он установил богослужение вечерни), и Бог послал ему навстречу его будущую жену. Ревекка, увидев его, спустилась с верблюда и покрылась покрывалом, украшаясь добродетелью скромности. И взял ее Исаак в жены, и полюбил ее, и утешился в своей скорби о матери своей Сарре. Так и христиане, вступая в брак, должны избегать союзов с неверными. 72-ое правило V-VI Вселенского Собора признает недействительными те браки, когда христиане брачуются с нехристианами. Ведь нельзя соединять Христа с Велиаром и овцу с волком. Чтобы найти себе хорошую жену, надо руководствоваться не голосом похоти, но словом Божиим и молитвой. Тогда Бог так же, как и Элиэзеру, пошлет нам Ангела и сделает прямым путь наш. После того, как Авраам увидел помощь Господа, он умер в возрасте 175 лет и приложился к своим отцам. Похоронили его вместе с женой в купленной им пещере Махпела в Хевроне. Господь возлюбил этого праведника так, что даже спустя века продолжал именовать Себя Богом Авраама ( Исх. 3, 6 ), обещая ввести этого патриарха в Свою вечность, а место блаженства спасенных душ называется в Писании лоном Авраама ( Лк. 16, 22 ). Глава двенадцатая. Иаков и Исав Как у его отца, у Исаака жена была долго бесплодна. Прошло двадцать лет, как, наконец, по молитвам Исаака, Ревекка забеременела. Сыновья в чреве ее стали биться, и она пошла вопросить об этом Господа. Бог ответил ей: – Два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Когда пришло время рожать ей, то оказалось, что у нее близнецы. Первым вышел младенец весь красный и покрытый волосами. И назвали его Исавом («волосатым»). Брат его родился, держась за пятку Исава, и назвали его Иаковом («запинателем»). В рождении близнецов был явлен прообраз бытия двух миров. Исав – образ этого мира, в котором люди живут ради плоти и крови, а Иаков – образ мира грядущего, Вселенной, где обитает праведность. Он таинственно предначинается уже сейчас, как бы держась за пяту первого, но, хотя он и младший, будущее принадлежит ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, – писал апостол Павел ( 1Кор. 13:3-8 ). Любовь не кичится, не надмевается. И еще парадигма семьи значима по отношению к такой общности людей, которая именуется родом человеческим. Это должно быть высказано без всякой тени приукрашивающей сентиментальности. Люди, конечно, и впрямь братья; но, как заметил в свое время Волошин, со времен Каина и Авеля мы очень хорошо знаем, чем брат может быть для брата. О, еще бы, скажем мы сегодня. Братья сербы, братья босняки. Стоит вспомнить, что когда Христа спросили, кто для человека ближний, он ответил притчей о Милосердном Самарянине ( Лк. 10:29-37 ), то есть о Милосердном Инородце. Это было, сознаемся, довольно сильно: почти так, как если бы Он сегодня стал говорить боснякам о Милосердном Сербе, или наоборот. (В гитлеровской Германии один честный священник в проповеди предложил своим слушателям подставить на место самарянина – еврея.) Не усматривается ли здесь крайнего обострения того принципа, о котором было говорено выше в связи с запретом на кровосмесительные браки и согласно которому мы должны признать своего именно в чужом и чуждом? Задумаемся о том, что в родословии Господа нашего по Евангелию от Матфея ( Мф. 1:1-17 ) из женщин упомянуты только те, которые приходили откуда-то извне: нет честных, почтенных матрон – ни Сарры, ни Ревекки, ни Лии, ни Рахили, доныне поминаемых как прообразы благословенного материнства в чине православного бракосочетания, однако есть минимум три иноплеменницы – и хананеянка Фамарь (см. Быт. 38:15 ), переодевшаяся языческой храмовой блудницей, чтобы зачать своих близнецов от Иуды, и Раав (см. Нав. 1:1 ), тоже хананеянка и к тому же впрямь блудница из города Иерихона, и моавитянка Руфь (см. Руф. 3:9 ), прилегшая в поле к ногам седовласого Вооза, что было трогательно до слез, но ведь тоже довольно дерзновенно. А рода и племени Вирсавии (см. 2Цар. 11:3 ), жены хетта Урин, мы не знаем; зато знаем ее историю. В целом не очень-то похоже на торжество чистопородности – ветхозаветного идеала семени святого ( Ис. 6:13 ), семени чистого ( Иер. 2:21 ). Да и на торжество благонравия.

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

«И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сенна-хирима, который послал поносить Тебя, Бога живого... И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи – единственный Бог» (37:1517:20). Вера принесла плоды! Слышишь ли ты нас, Ахаз? Господь избавил Езекию и Иерусалим от грозных ассирийцев. «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» (37:3637). Герои рассказов Человек не становится честным или набожным только потому, что он попал на страницы Библии. Не все герои библейских рассказов такие же верные, как Даниил или Руфь! Часто автор избегает прямой оценки характера. Предполагается, что читатель сам должен вынести суждение, на основе нескольких критериев. Мы судим об Иакове, глядя на то, как он обманул своего импульсивного брата и слепого отца. Наше мнение о Соломоне складывается на фоне тонкого напоминания о его непокорности заповедям, которые изложены в книге Второзакония 17. Мы оцениваем Самсона как неудавшегося назорея, смотрим на Мордохея и Эсфирь в свете того, что в книге Эсфирь ни разу не упоминается имя Бога. Иаков Проходя через родовой канал, Иаков уцепился за пятку брата-близнеца Исава, предвосхищая будущие попытки обманным путем забрать у брата право первородства. Какими же неудачными и ненужными оказались его усилия, особенно на фоне того, что Господь уже обещал Иакову превосходство. Еще до рождения Господь говорил с Ревекой, матерью Иакова и Исава, о ее сыновьях-близнецах, обещая: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт. 2:18–25 ). Упор здесь явно сделан на мужчину и женщину, вместе образующих пару, одну плоть. Раввины, следуя традиции, восходящей ко II веку до Рождества Христова (ср. Книга Юбилеев 3:2–6), объясняли это место в том смысле, что Бог говорит Адаму о необходимости сотрудника. В стихе 18 Бог замечает, что человек – один и нуждается в помощнике. И сразу затем создает животных! Кому принадлежат сказанные после этого слова, что Адам все еще одинок ( Быт. 2:20 ), неясно, но последующий возглас Адама «Вот, это...» ( Быт. 2:23 ) наводит на мысль, что он их и произнес 20 . Если так, тогда Бог сотворил животных не для того, чтобы сделать помощника Адаму, но чтобы показать ему, что ему необходима супруга: «И нарек человек имена всем скотам.»; давая каждому имя, он замечает, что все животные существуют парами, и не понимает, что это значит, потому что чувство влечения еще не имеет силы над ним, ибо Священное Писание говорит: «Но сам Адам не нашел помощника, подобного ему» 21 . В том же смысле – как Божественное наставление Адаму – и «создание» женщины из ребра ( Быт. 2:22 ) интерпретируется как совершаемое Богом украшение невесты (Bereshit Rabbah. 18. 1. 2. b) 22 : Сам Бог был «другом жениха», ведя Еву к Адаму (Ibid. 18. 3. 2. b); при этом драгоценные камни Рая понимаются как указание на свадебные наряды (Ibid. 18. 1. 3. a–b). Неудивительно, что эти деяния Божии, приведшие к браку Адама и Евы, увенчались союзом, плодотворность которого отражена в плодородии самого Рая: Раввин Йошуа бен Корха сказал: «Они пошли спать вдвоем, а вышли всемером: Каин и его сестра-близнец, Авель и его две сестры-близнецы» (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

– И, несмотря на то, что Он любил это семейство, по получении вести о болезни Лазаря, пробыл на том месте, где находился, еще два дня. Потом, по прошествии двух дней, говорит ученикам: – «пойдем опять в Иудею». – Ученики говорят Ему: «Равви! недавно Иудеи искали побить Тебя камнями; и Ты опять идешь туда?» Иисус Христос отвечал: – «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет, который освещает этот мир; другое дело, кто ходит ночью, тот спотыкается, потому что света нет при нем». – Этой притчей Иисус Христос хотел вразумить, что, каким образом никакая сила не в состоянии сделать день более или менее двенадцати часов, так никто не в силах сократить время, определенное Промыслом для Его действования; и, пока этот день Его длится, Он будет беспрепятственно совершать Дела пославшего Его Отца. Сказавши это, Иисус Христос говорит потом: – «Лазарь, друг наш, уснул: но Я иду разбудить его». Ученики, подумавши, что Он говорит о сне обыкновенном, который мог быть признаком благотворного перелома болезни, сказали на это: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Тогда Иисус Христос сказал им прямо: – «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня там не было (иначе, Я исцелил бы его, а теперь перед вами совершится дело всемогущества Божия), дабы вы уверовали (что Я – Божий Сын). Но пойдем к нему». Иисус Христос пошел вперед, но ученики выказали нерешительность. Тогда Фома, иначе, Близнец, сказал соученикам: – «пойдем и мы, умрем с Ним (то есть, разделим опасность, угрожающую нашему Учителю). 10. Иисус Христос разрешает спорный вопрос о разводах (Мф. 19:1–12; Мк. 10:1–12) Наконец, Иисус Христос, проходя заиорданской стороной, пришел в пределы Иудейские. И опять сошлось к Нему множество народа. Он опять, по обыкновению Своему, учил и исцелял их. Тут приступили к Нему Фарисеи, с намерением выведать Его мысли об одном спорном, в то время, предмете. Они спросили: – «может ли муж развестись со своей женой под каким бы то ни было предлогом?» Он отвечал: – «разве вы не читали, что в начале сотворения, Бог сотворил мужа и жену? И сказал: «сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будет оба в плоть едину» ( Быт. 1:27, 2:24 )? А потому, они уже не двое, но одна плоть (один человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого». Этим Спаситель показал, что та благодать, которая была утеряна учениками из-за их малодушия и отречения, вновь дана им и они являются апостолами, первыми священниками и епископами истинной Церкви, истинного общества верующих. После этого Дух Святой наполнил их существо, ибо слова Спасителя, конечно же, не бывают тщетны. Однако нужно отличать это действие Святого Духа от того, которое последовало в день Пятидесятницы: первое относится более к дарованию благодати священнического служения, а второе — полностью воссоединяет человека с Богом и делает его сыном Божиим по благодати. «Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны» (ст. 23). Вот какая власть была дана апостолам; они передали ее епископам и священникам всех последующих поколений, и на этом стоит Православная Церковь. «Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (ст. 24–25). Может быть, Фома подумал, что ученикам явился дух Спасителя или что это было какое-то привидение. Люди и в те времена верили в привидения. Мы помним, что когда Спаситель шел по водам, то ученики подумали, что это призрак. Значит, такое верование тогда было весьма обыкновенным. И Фома, может быть, подумал, что являлась душа Спасителя, но не Он Сам, тем паче что Господь Иисус Христос прошел через дверь, и это могло вызвать у Фомы дополнительные сомнения. «И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!» (ст. 26). Конечно же, мир Христов в тот момент исполнил не только души учеников, присутствовавших при первом явлении Господа, но и сердце апостола Фомы. «Затем говорит Фоме…» (ст. 27). Обратите внимание: Фома говорил о своих сомнениях ученикам наедине, поэтому Спаситель не мог о них знать, и дальнейшими словами, сказанными Фоме, Спаситель показывает Свое всеведение.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«И сказал Господь Авраму: выйди из земли твоей [смотрите, раз], от родства твоего [из клана твоего], и из дома отца твоего [то есть порви все связи. Вот Господь, призывая человека, отделяет его от всех и от всего: и от Отечества, и от общины, и от семьи. Это Евангельское требование. Господь в Евангелии скажет: Кто любит жену, детей, земли – больше, чем Меня, тот не достоин Меня (см. Мф. 10:34–39 ). Вот это Евангельское требование было к Аврааму] и иди в землю, которую Я укажу тебе [ Куда идти? На все четыре стороны иди: Я тебе укажу. Значит, внутри у него был вектор. Вектор. Он чувствовал голос Божий. И вот как, понимаете, вектор какой указывает направление, так и он чувствовал в себе вождение, водительство Божие. Вот водительство Божие надо в себе ощущать. Что мы не сами по себе живём, а двигаемся, вот Господь нас двигает. Им бо живемъ, движемся и есьмы. Апостол Павел в Ареопаге сказал: мы живём Им и движемся (см. Деян. 17:28 ). Вот это движение в себе верующий глубоко верующий человек и ощущает и говорит: я живу по воле Божией, я ничего от себя делать не могу. Вот Господь мной движет. Так, и что?], и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя . Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну [и вот самая что ни на есть квинтэссенция всего этого пророчества], и благословятся в тебе все племена земные». Какой потомок принесёт благословение всем племенам земным? Христос. Теперь как нам связать, что вот эти слова имеют прямое отношение к Новому Завту и с них по существу начинается Новый Завт? Надо открыть Евангелие от Матфея, 1-ю главу; открываем – все без возражений, никаких возражений не принимается. Открываем от Матфея 1 -ю главу и читаем с вами 1-й стих: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова [Вот вам и связь]. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова [позвольте, Исаак-то родил близнецов, первенец-то Исав, а Иаков-то второй, а вот здесь говорится: Исаак родил Иакова. Почему? Да потому что линия Завта пошла не через Исава, а через Иакова. Исав вне линии Завта. Вы попробуйте сказать арабам что-нибудь или мусульманам. Как это Исав вне линии Завта? Нельзя таких слов сказать. Смотрите], Иаков родил Иуду и братьев его», – ничего подобного. Иаков родил Рувима, Симеона, Левия и Иуду – четвёртый Иуда, а здесь указывается сразу Иуда. Почему? Да потому что линия Завта, минуя первых трёх и остальных, пошла почему-то через Иуду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010