Поэтому вопрос ребенка: как чистить сердце – этот вопрос должен волновать и взрослых людей. Потому что если человек в этой жизни, земной, не найдет ответа на этот вопрос, это будет означать, что он нигде не найдет ответа на этот вопрос. И вечно будет томиться желанием примириться с Богом и не обретет этого примирения. Итак, только во Христе и со Христом мы можем быть кем-то или чем-то, и без Христа мы ничто и никто. Итак, послание к Сардийской Церкви – это наставление для христиан, которые совсем ослабели. Помните, я вам говорил в начале наших бесед по Книге Откровения, что эта Книга рассказывает о судьбах всего исторического христианства. И действительно, если проследить историю Церкви, то мы видим, как Церковь все более и более духовно ослабевает, скудеет. Она не оскудевает лишь милостью Божией, потому что Дары Божии даются во всей полноте каждому христианскому собранию. Но мы сами по себе расслабляемся, как расслабились Сардийские христиане. Иногда мы оказываемся духовно мертвыми, как были духовно мертвы Сардийские христиане. Но Господь дает послание Сардийской Церкви, послание, которое Он получил от Отца Небесного, которое передал Ангелу, который дал его Иоанну Богослову, и которое Иоанн Богослов записал для всех христианских церквей в Книге, которая называется «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Вы видите, как Господь в откровениях разным ближневосточным церквам раскрывает и наше состояние, христиан XXI века? Потому что мы такие же, как и они. Вспомним опять слова Соломона: «Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» ( Еккл.1:10 ). Сардийская Церковь существует до сих пор, в Турции. Оказывается, как мы читали, у сардийских христиан нет храма. Но они есть. И слава Богу, что по прошествии огромного времени христиане там продолжают существовать. Вера Христова – она неистребима. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Как бы дьявол ни пытался сокрушить благодать Божию в наших сердцах, в какие бы грехи он ни ввергал нас, он не сможет окончательно одолеть нас, если при всех своих падениях мы будем оставаться верными Иисусу Христу. Как сказано: «семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч.24:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рай (евр. «закрытый сад»): 1) Местопребывание первых людей, Адама и Евы , до их грехопадения и изгнания. По преимущественному учению св. отцов, рай имел чувственную и духовную природу: находился на земле (предположительно в ближневосточной Азии, у рек Тигр и Евфрат), но при этом первозданные люди пребывали в непрестанном богообщении, духовно наслаждаясь созерцанием Бога и близостью с Ним. 2) Внутреннее состояние праведника, подлинно христианская радость, следствие богопознания, богообщения и богоуподобления; 3) Царство Небесное ; 4) Царство Славы, которое откроется после Второго Пришествия Христа ; 5) Внутреннее состояние тех, кто достиг Царства Небесного, тех, кто наследует Царство Славы. Рай, на языке Св. Писания и церковной гимнографии – это место, где Господь. В первом тропаре предпразднства Рождества Христова чрево Богородицы названо Раем, т. к. там Господь. Каков Рай по сравнению с нашей, земной жизнью? Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле. Однажды преподобный Симеон, называемый Новым Богословом, был в таком осиянии Духом Святым, что воскликнул: «О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на свете!» И получил ответ: «То, что испытывают даже святые здесь на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством подобно солнцу, нарисованному углем на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим на небе!». Можно ли узнать о «бытовых» подробностях Рая? Следует избегать вульгарно-бытового, языческого, мусульманского представления о Рае. Апостол Павел предостерегал: « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » ( 1Кор.2:9 ). Клайв Льюис приводил такой пример. Мальчику рассказывают о том, что, когда он вырастет, он женится, у него будет семья. Ребёнок спрашивает: «а я там в машинки буду играть?». «Боюсь, что уже нет», – отвечает отец. «Ну, тогда, я не хочу жениться»… Цитаты о рае

http://azbyka.ru/raj

Реакция противоположной стороны не заставила себя ждать. Безумием назвал акцию израильских религиозных экстремистов с закладкой основания третьего Храма представитель Иерусалимской Православной Церкви Рауф Абу Джабер. Он заявил, что " Израиль хочет изменить религиозную ситуацию, существующую в Палестине уже 1400 лет " , и " эта провокация может привести к взрыву с непредсказуемыми последствиями " . По его мнению, " вслед за агрессией против исламских святынь последует агрессия против христианских ценностей, в первую очередь — Храма гроба Господня " . А потому " арабы — и христиане, и мусульмане — готовы противостоять иудаизации Палестины " . Так сугубо научный спор о местоположении храма Соломона перерастает в крупную политическую проблему. Остается надеяться на трезвый расчет и здравый смысл ведущих политиков по обе стороны баррикад. Сам облик храма реконструируется на основании весьма пространного библейского описания в Первой Книге Царств и архитектурных аналогий. Полагают, что стиль его складывался из элементов, характерных для разных стран ближневосточного региона. На это указывают и библейские строки: " И послал царь Соломон, и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его, тирянин, был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы " (3 Книга Царств. 7: 13-14). Сохранились глиняные модели святилищ в Израиле и близлежащих регионах. Одна из них была обнаружена в Телль Таинат на севере Сирии и относится к чуть более позднему времени. Храм делился на три части: внутренний двор, собственно храм и " Святая святых " , что полностью соответствует библейскому описанию храма Соломона (3 Книга Царств 6:2-3, 16). Другая глиняная модель из Транс Иордании дополняет сведения о входе в храм, перед которым по бокам стояли две колонны. Конечно же, архитектурные детали и орнаментация реконструируются очень предположительно. Аналогичные глиняным моделям формы колонн встречены во многих местах Израиля начиная с эпохи Соломона. Многие исследователи ориентируются на колонны из Хацора, стоявшие у главного входа в крепость. Стиль их капителей обычно определяют как " протоэолийский " . Вполне возможно, что именно так выглядели упомянутые в Библии Yakhin и Boaz — две колонны у входа в иерусалимский храм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Советы, которые дает Иисус, относятся не к правовой сфере, а к сфере межличностных отношений. Насколько буквально следует понимать эти советы? Еще древние толкователи обратили внимание на то, что пощечина обычно наносится по левой щеке, а не по правой: чтобы нанести удар по правой щеке, надо быть левшой. В этом видели указание на то, что слова Иисуса не следует понимать в буквальном смысле 250 . Между тем в древнем Израиле именно удар в правую щеку тыльной стороной правой ладони считался наибольшим оскорблением (этот обычай до сих пор сохраняется в некоторых ближневосточных обществах). Отметим также, что в параллельном месте у Луки высказывание дано в несколько ином, сокращенном варианте: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад ( Лк. 6:29 ). Здесь нет речи о правой щеке; об отнятии верхней одежды ничего не говорится как о результате судебного процесса. В версии Матфея, напротив, угроза конфискации имущества рассматривается как следствие юридической процедуры, до которой рекомендуется дело не доводить. Эта рекомендация перекликается со словами Иисуса, приведенными выше в Нагорной проповеди: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу ( Мф. 5:25 ). Вместо того чтобы в судебном порядке добиваться защиты от посягательств на свое имущество, ученику Иисуса предлагается просто отказаться от имущества. Если первый образ (удар в правую щеку) говорит о непротивлении злу, а второй (отнятие одежды) – о добровольном отказе от защиты своих имущественных прав, то третий говорит об оказании услуг: тому, кто требует одной услуги, надо оказать и другую. Слова о том, что с хотящим пройти одно «поприще» (греч. μλιον – миля 251 ) надо пройти два, отсутствующие в версии Луки, посвящены именно этому 252 . Как минимум четыре основополагающих принципа человеческого общежития оспариваются в одном изречении Иисуса: право человека на самозащиту; его право на защиту своей чести и достоинства 253 ; его право на защиту своей собственности; принцип оказания только той услуги, которой от него требуют. Христианский пацифизм?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Судьёй () здесь назван царь. Это обычное название царей Йенуды ( Ис.16:5 ) и царей других ближневосточных государств ( Пс.2:10, 148:11 ). А в предмонархическую эпоху судьями в Исраэле называли вождей, харизматических правителей (см. книгу Шофтим). Собственно, «судить» в приложении к монарху или вождю значит «править» (ср. 3Цар.3:9 ; 4Цар.15:5 ). Древняя церковная экзегеза усмотрела в этих словах мессианский смысл – увидела в них предсказание об издевательствах римских воинов над Йешуа на-Машиахом. «Разумеется Господь наш, истинный Пастырь Израилев, который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение» 232 . «Римляне били по главе тростью Судию Израилева» 233 . Завершим комментарий к этому отрывку небольшой цитатой из Донателлы Скайолы: «Главный замысел этой перикопы, как кажется – связать прошлое и будущее. Настоящее описывается как тяжёлое, несчастное время, время бесчестия и плена, которое, однако, открыто к некоей надежде» 234 . Надежда эта – мессианская, и о ней говорит следующая перикопа книги Михи. Мессианская надежда. Мих.5:1–5 235 1 И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата, столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды, из тебя выйдет Мне тот, кому быть правителем в Исраэле и чьё происхождение – из древности, от вечных дней. 2 Потому отдаст их до времени, когда родит роженица и оставшиеся братья вернутся к сынам Исраэля. 3 Он встанет и будет пасти в силе YHWH, в величии имени YHWH, Бога своего. И будут они обитать, ибо тогда он будет велик до краёв земли – 4 это будет мир. Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. 5 И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. Он избавит от Ашшура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши. Бесспорно, эта перикопа, тематически перекликающаяся с пророчествами Йешайяну об Иммануэле ( Ис.7:14, 9:5–6 236 , 11:1–9), имеет мессианское значение. Предвозвещается рождение в Бэйт-Лэхэме, на родине Давида, чудесного царя-избавителя ( Мих.5:1 ), который установит мир и безопасность до краёв земли ( Мих.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Та – от свирепой свиньи, та – от лошади с пышною гривой. Эта легка и быстра, непоседлива, видом пригожа, Та, что от злобной свиньи, ни худой, ни благой не бывает. Та, что от псицы, дика, неуживчива, та ж, что от пчёлки, И к домоводству склонна, и ко всякой работе пригодна. С женщиной этой ищи, милый друг, вожделенного брака! (перевод Г. Церетели) Однако есть и те, кто отрицает прямое воздействие эллинской философии на автора Когелета, но рассуждают о некотором контакте с духом эллинской философии. Гинсберг в качестве примеров для такого контакта приводит жёноненавистничество, восхваление молодёжи и наслаждение жизнью. Другие говорят о полемике Когелета с греческими мыслителями. Так, Айхродт видит Екклесиаста, полемизирующего с греческими оптимистами, старающимися понять божественный ум и его цели. Пфайфер находит в сомнениях Екклесиаста по поводу бессмертия реакцию на эллинскую веру в бессмертие р. 3]. Но и здесь всё не безоблачно. Делич и Лоретц отрицали какое-либо влияние греческих мыслителей на Когелета. Многие исследователи признают Екклесиаста как мыслителя семитского и особенно еврейского. Бартон, Мак Нейл, Гордис, Хенгель, Лоретц, Хортон отвергли влияние эпикурейцев, стоиков, Гераклита или Феогнида, а также стиля диатрибы на мысль Когелета. А исследователь Дорнсейф, наоборот считал, что эллинизм Когелета говорит о влиянии ближневосточной мысли на греков рр. 4, 5]. Таким образом, «греческий след» в книге Екклесиаста если и существует, то скорее должен быть отнесён лишь к смутным ассоциациям, нежели к твёрдым аргументам. Исторические аллюзии – ещё один важный источник датировки – находят в следующих текстах: Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своём бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займёт место того. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это – суета и томление духа! ( Еккл. 4:13–16 )

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так же точно поступают гомеровские боги, удовлетворяя капризы Ахилла именно потому, что тот все равно обречен на краткую жизнь и лишен завтрашнего дня; но еще Гораций будет поучать: Лови день, менее всего доверяя следующему! (Carm. 1, XI, 8). Напротив, сквозной мотив Библии – обетование, на которое не только позволительно, но безусловно необходимо без колебания променять наличные блага. Новозаветный автор Послания к евреям, прекрасно знавший и понимавший свою Тору, так суммирует судьбу ветхозаветных патриархов: Верою Авраам повиновался повелению идти в страну, которую имел получить в наследие, – и он пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования… Все они умерли в вере, не получив обещанного, а только издали видели его, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле… Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава… ( Евр. 11:8–9, 13, 20 ). Будущее – вот во что верят герои Библии. Многократно повторяемые в повествовании Пятикнижия благословения и обещания, которые вновь и вновь дает Йахве Аврааму и его потомкам, создают ощущение неуклонно возрастающей суммы божественных гарантий грядущего счастья. В кризисную эпоху пророков этот эсхатологический оптимизм, умозаключающий от бедственности настоящего к благополучию будущего (Ибо, Я пролью воды на жаждущее, и потоки на иссохшее, – обещает Йахве в Книге Исайи, Ис. 44:3 ), приобретает вполне сложившийся облик, с которым ему предстоит перейти в христианство . Еще раз сравним греческого Отца Богов и библейского Отца Израилева. Зевс – господин настоящего: прошлое принадлежит Урану и Крону, будущее – неизвестному сопернику, который в силу определения рока отнимет у Зевса власть. Йахве – господин прошедшего и настоящего, но полностью его власть осуществится и его слава воссияет лишь в будущем, с наступлением дня Йахве, о котором говорят пророки. Итак, греческий космос покоится в пространстве, выявляя присущую ему меру; библейский олам движется во времени, устремляясь к переходящему его пределы смыслу (так развязка рассказа переходит пределы рассказа, или мораль притчи переходит пределы притчи). Вот почему поэтика Библии – это поэтика притчи, исключающая пластичность: природа и вещи должны упоминаться лишь по ходу действия и по связи со смыслом действия, никогда не становясь объектами самоцельного описания, выражающего незаинтересованную радость глаз; люди же предстают не как объекты художнического наблюдения, но как субъекты выбора и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Такая тенденция была в контексте ближневосточных представлений весьма понятной, даже неизбежной; если, однако, для ислама ей удалось определить на многие века исключительный статус для родичей Мухаммеда, то христианству она была чужда по очень глубоко лежащим причинам. Вот исторический контекст, в котором мы должны увидеть весь этот пассаж. 4:12 Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис. 6:9–10 : «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет. «...Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv.haeres. IV, 29, 1). 4:21 Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи – даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара. 4:22 Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М., 1983, с. 220–221). 4:31 Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости Горчичного зерна – один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста. 5:1 Гераса – город, расположенный на расстоянии не менее чем двухдневного пути от Генисаретского озера. Мт 8:28 упоминает в том же контексте вместо Герасы Гадару, отстоящую от озера на расстояние двухчасового пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Таким образом возраст Туринской Плащаницы датируется 30-ми годами по Р. Х. и ближневосточное ее происхождение не может вызвать сомнений. Один мусульманин, с которым я разговаривал о Плащанице, после того, как я привел ему эти доводы, немного помолчав, сказал мне: «Положим, что датировка Плащаницы верна. Однако действительно ли на ней изображен Иисус Христос , а не какой-либо другой распятый в это время в Палестине человек?». Для ответа на этот вопрос достаточно сопоставить данные, известные нам о Человеке на Плащанице, установленные независимыми криминалистами и судмедэкспертами, с данными, известными нам из Евангелия о Христе. 1 . У Человека, изображенного на Плащанице, на лбу и висках сохранились сгустки запекшихся капель крови, образующих форму венца, – и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову ( Мф 27:29 ); 2 . Человеку, изображенному на Плащанице, сильно разбили левую щеку, – когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке ( Ин 18:22 ); 3 . Человека, изображенного на Плащанице били палками по голове, с левой стороны, сломали переносицу и рассекли скулу (ученые сумели определить даже толщину палки), – и, взяв трость, били Его по голове ( Мф 27:30 ); 4 . Человека, изображенного на Плащанице бичевали особым бичом, употреблявшимся римлянами: «флягрум», состоящим из нескольких (в настоящем случае из пяти) концов веревок с большими и тяжелыми металлическими пуговицами на концах. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, а другой более низкого и били сначала по спине, а потом по груди и животу. Всего таких ударов было 98, – тогда Пилат взял Иисуса и велел бить 83 Его ( Ин 19:1 ); 5 . Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Этого Человека, который Ему, по обычаю, приказали нести на место казни. Измученный и обессиленный, Этот Человек неоднократно (трижды) падал под тяжестью Своей ноши. При падении одно колено было разбито, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы, – и, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа ( Ин 19:17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Такой жанр в фольклорном обиходе древних евреев назывался «кина»; разумеется, его отлично знали и другие народы ближневосточного круга. Слезная проникновенность, достигаемая в конце песни, когда Давид оплакивает Ионафана, как сердечно любимого друга, имеет аналогию в аккадском эпосе о Гильгамеше; вспомним плач Гильгамеша над мертвым Энкиду. Мы можем себе представить, какой вид имела древнееврейская загадка, но дошедший до нас образец снова предполагает специфическую ситуацию сказания о богатыре Самсоне. Самсон убил льва и через некоторое время нашел в пасти этого льва отложенный пчелами мед. Загадка загадана в ритмизированной, стиховой форме: Из едока стала еда, из сильного стала сласть! Отгадка дается тоже стихами: Что слаще, чем мед? И что сильнее, чем лев? (Суд., 14:14, 18) Израильский царь Ахав, выслушав похвальбу дамасского царя Венадада, сказал послу: Не хвались, надевая доспех, а хвались, снимая доспех! (3 Цар., 20:11) Это, судя по всему, подлинная древнееврейская пословица. Случай познакомиться с древнееврейской басней представляется нам дважды по двум важным поводам. В первом случае контекст басни – времена еще до Давида; речь идет о проблеме царской власти в обществе, до сих пор такой власти не знавшем и теперь столкнувшемся с тем, что инициативу в захвате власти проявляют отнюдь не самые достойные. «Пошли некогда деревья, чтобы помазать своего царя, и сказали Маслине: «Царствуй над нами!» Маслина ответила им: «Неужели я оставлю масло мое, которым ублажают богов и людей, и пойду, чтобы быть мне над деревьями?» И сказали деревья Смоковнице: «Ступай ты царствовать над нами!» Смоковница ответила им: «Неужели я оставлю сладость мою и добрый плод мой и пойду, чтобы мне быть над деревьями?» И сказали деревья Виноградной Лозе: «Ступай ты царствовать над нами!» Виноградная Лоза ответила им: «Неужели я оставлю сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду, чтобы мне быть над деревьями?» Наконец, сказали все деревья Терновнику: «Ступай ты царствовать над нами!» Терновник сказал деревьям: «Если вы вправду ставите меня царем над вами, то идите, покойтесь в моей тени; если же нет – выйдет огонь из Терновника и пожжет Кедры Ливанские» ( Суд. 9:8–15 ). Вторая басня расказана совсем в иную эпоху: Давид уже царствует и может позволить себе действовать по своему произволу. Влюбившись в чужую жену, он пользуется своей властью, чтобы погубить мужа и взять жену в свой гарем, и пророк Нафан (Натан) будит в нем совесть басней о злом богаче, ради своей прихоти отнявшем у бедняка единственную радость – овечку, «которую тот купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, ела его еду и из его чашки пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь» ( 2Цар. 12:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010