На пересечении веры в реальность посмертного пребывания с перспективой восстания из могил возникает образ Божественной десницы, сохраняющей в своей длани собор умерших, который позднее найдет свое развитие в христианской иконографии: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю» ( Прем 3:1–7 ). Переход через смерть, согласно этому тексту, дает человеку очищение, но таким образом, что выявляется изначальная чистота его природы; аналогия между блеском золота и сверканием искр, бегущих по стеблю, очевидна; между тем образ бегущих искр как символ жизни, а не смерти («во время воздаяния», т.е. после всеобщего суда, «они воссияют»), к тому же связанный с растительной тематикой, указывает именно на воскресение в теле. Необходимая связь души с телом, которая после смерти проявляется в ожидании будущего воскресения и позволяет охарактеризовать пребывание в царстве теней как заведомо неполноценное бытие, накладывает ограничение на эллинизирующую трактовку библейского дуализма: здесь больше сходства с гомеровским эпосом (и аналогичными сюжетами аккадского и др. ближневосточных эпосов), нежели с развитым идеализмом Платона или стоическими допущениями. В Септуагинте понимание неразрывности связи между внутренним и внешним полностью сохраняется: смерть здесь рассматривается не как освобождение из «темницы» тела, согласно классическому платоновскому сопоставлению ομα и ομα а как «переселение» из шатра ( Пс 51:7 ) 1197 , который делается опустевшим ( Иер 10:20 ). Душа без тела сиротеет, становится бездомной, и ей волей-неволей приходится снова «вселиться», но теперь уже в могилу ( Пс 48:12 ). Выше мы отмечали важность захоронений для древних евреев. Этим поддерживается предположение о непосредственной связи местопребывания костей с посмертным обиталищем души. Возможно, ветхозаветный ад – это могила как таковая, темное место в земле: пещера, ров, колодец, расщелина и т.п. Отсюда корректным выглядит эсхатологическое понимание фразы: «И плоть моя поселится с упованием (π λπδι), что Ты не оставишь душу мою в аду, и не дашь преподобному Твоему видеть тление. Ты показал мне пути жизни» ( Пс 15:9–11 ) 1198 . В контексте вышеизложенного «пути жизни» суть выходы из царства теней на «живую землю». Смерть имеет ворота, стены, засовы ( Пс 9:14 ), у нее есть проходы (α διξοδοι το θαντου), которыми владеет Господь ( Пс 67:21 ) 1199 . Праведники будут наследовать землю и «вселятся» на ней навсегда ( Пс 36:27:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Наконец, Сим дал начало семитским (ближневосточным) этническим группам: Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил ] Салу, Сала родил Евера. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его; Иоктан. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, Гадорама, Узала, Диклу, Овала, Авимаила, Шеву, Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их ( Быт. 10, 22–31 ). Здесь прослеживаются следующие связи: Елам – еламиты (древние персы, ассимилировавшиеся с потомками иафетита Мадая – см. Деян. 2, 9 ); Ассур – Ассирия (где практиковался культ духа Ассура); Арфаксад – халдеи; Иоктан – жители Аравии; Фалек (Пелег) – пеласги; Евер – евреи, Евла; Луд – Лидия (район нынешней западной Турции со столицей Сардис); Арам – арамейцы, сирийцы. Прослеживая исторические судьбы этих народов, нетрудно заметить их соответствие пророчеству, данному Ноем своим сыновьям: Проклят Ханаан; рабом рабов будет он у братьев своих... Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ( Быт. 9, 25–27 ). Наиболее же замечательным представляется тот факт, что «доисторические» хроники, предания и эпические произведения, описывающие генеалогию различных этносов, начиная от пережившего Потоп первопредка, гармонично стыкуются и даже перекрываются с накопленными к настоящему времени историческими и археологическими данными. То же самое относится и к Библии, поскольку уже со времен Авраама библейское и историческое описание идут рука об руку, прекрасно дополняя друг друга. Это ставит в затруднительное положение сторонников взгляда на Библию как на собрание мифов: если миф плавно переходит в реальность, то где граница между ними? Либо библейское повествование – реальность, либо мы – миф. Но и в том, и в другом случае мы – явление того же мира, что и Моисей, Авраам, Ной и Адам. Катастрофы после потопа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Нет сомнений, мы не имеем права судить события и поступки людей ветхозаветной древности с ее коллективным сознанием и коллективной же ответственностью с нравственных позиций Нового Завета. В то же время пришел Иисус, и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал Иисус заклятию. Не осталось из Енакимов в земле сынов Израилевых; остались только в Газе, в Гефе и в Азоте (11:21–22). О Енаке говорится в Числ. 13:22,28,33 ; Втор. 9:2 ; Нав. 15:13–14 ; Суд. 1:20 . О енакимах – во Втор. 1:28. 2:10–11,21. 9:2 . Нав. 11:21–22. 14:12,15 . Во Втор. 9:2 названы «народом многочисленным и великорослым» (ср. Числ. 13:29,33–34 . Соглядатаи, посланные Моисеем осмотреть землю, были немало напуганы рослостью енакимов). Енак был сыном Арбы ( Нав. 21:11 ), основатель Кириаф-Арбы (Хеврона) ( Нав. 15:13 ). Этноним, впрочем, производится не от Арбы, а от Енака, и даже сам Арба в Нав. 14:15 между сынами Енака. Возможно, енакимы были одними из представителей «народов моря», мигрировавшими в ближневосточные земли, то есть были родственны филистимлянам. Приверженец этой гипотезы Маргалит 406 производит этноним енак от минойского корня анак, означающего «царь». Енакимы, согласно Нав. 11:22 только в Газе, Гефе и Азоте, то есть на территориях, занятых впоследствии филистимлянами. Сикре допускает, что Голиаф из Гефа и другие богатыри 2Цар. 21:16–22 , состоявшие в филистимской войске, могли быть енакимами, оставшимися в земле филистимлян 407 . Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею (11:23). Однако, если не просто оказалось захватить Ханаан – Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями (11:18) – еще труднее было удержать взятые города. Уже скоро, в период судей, мы видим другую, не такую односложную картину. Не до конца истребленные народы Ханаана вместе с пришельцами из окрестных с Палестиной земель отвоевывают у израильтян города и территории, заставляя последних вести бесконечные освободительные войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Никогда человек не говорил так, как этот «Человек»: нравственные наставления Спасителя в контексте раннего иудаизма Источник Скачать epub pdf Новые глубинные смыслы евангельского слова открывались современникам Спасителя посредством доступных и привычных средств языковой выразительности. Доцент протоиерей Леонид Грилихес подчеркивает особую роль межзаветной литературы и ближневосточного фольклора, послуживших источником ярких образов для языка евангельского богословия. Проповедуя по еврейским городам и весям, обращаясь ко многим толпам, Господь говорит на языке понятном для этих толп, т.е. на языке окружающих его людей. Вместе с тем в Евангелии  (в первую очередь, конечно в Евангелии от Иоанна) мы постоянно обнаруживаем, следующие утверждения: «слово, которое вы слышите не есть Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин 14:24 ), «как научил Меня Отец Мой так и Я говорю» ( Ин 8:28 ) «Мое учение не Мое, но Пославшего меня» ( Ин 7:16 ), или: «Слова, которые говорю Я вам– дух и жизнь» ( Ин 6:63 ). И действительно Господь провозглашает совершенно новые, удивительные вещи, которые далеко превосходят не только человеческие обычаи и привычки, но и  человеческую мудрость. Его слова нередко вызывают возмущение  и не укладываются в человеческой голове. Он обращается к иудеям «слово Мое не вмещается в вас», от Его слов происходит между ними распря ( Ин 10:19 ) и многие из них говорили: Он безумствует. Но не только фарисеи, но и «многие из учеников Его, слыша то (т.е. капернаумскую проповедь ) говорили: какие странные слова! Кто может это слушать!» ( Ин 6:60 ), и как сообщает Иоанн: с этого времени многие из учеников Его  отошли от Него, и уже не ходили с Ним ( Ин 6:66 ). Его слова вызывают удивление толпы: Он учит «не как книжники и фарисеи» ( Мф 7:29 ); «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» ( Ин 7:46 ). И даже из уст самых близких учеников, из уст двенадцати часто вырываются слова недоумения: вспомним, после притчи о верблюде, которому легче пройти сквозь угольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, «ученики Его весьма изумились» и  восклицают: «так кто же может спастись?»  ( Мф 19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Никто из богов не удержит Пепи, никто не встанет на пути Пепи. Пепи есть Тот, сильнейший из богов. Атум 37 призывает Пепи в Небеса, для жизни. Принимает Пепи Око Хора!” (Pyr. 1235c-1237e). Не распространяется жреческое служение царя лишь на тех, кто при жизни позиционировал себя врагом бога и царя — именно для них, “людей, не имеющих имени” (Pyr. 604c-d, ср. 655b, 876b, 1726b), а не для всех вообще царских подданных, закрыты врата Неба. Их судьба более всего страшила благочестивых египтян, всегда отмечавших в гробничных “жизнеописа­ниях” свою лояльность по отношению к царю и его к ним благоволение, наиболее предпочтительным выражением которого считался дар тех или иных предметов заупокойного культа, места погребения, гробницы или учреждение царём заупокойных жертвоприношений для того, кто был почитаем как имаху 38 . Опасность “не войти в покой”, не пройти “путём новым и живым”, не совершить переход из “первой скинии” во “святи­лище” сохраняется и для тех, ради кого Сын Божий стал Священником по чину Мелхиседека, восприяв их “кровь и плоть”: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр 3:12–14). 3 Итак, автор Послания к Евреям вводит в теологический дискурс принцип Посредника-Спасителя, описывая этот аспект священнического служения Иисуса как священство по чину Мелхиседека. Данный принцип, вполне органичный ближневосточной традиции священного царства, не характерен для иудаизма, в основе которого лежит убеждение в том, что несмотря на безусловную трансцендентность Бога (невозможно увидеть Его и не умереть), Он может познаваться лично и непосредственно: Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис 57:15).

http://pravmir.ru/hristologiya-poslaniya...

Но в наши дни у мира нет такого оправдания — ИГИЛ сам старается показать, что они из себя представляют. Мир наблюдает истребление ближневосточных — и, в частности, сирийских — христиан в прямом онлайне. Ни у меня, ни у Вас, ни у Патриарха Кирилла нет возможности сказать, что мы не знали. Как говорит Писание, «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: " вот, мы не знали этого " ? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Прит.24:11,12) Нам, сидя в безопасности, легко рассуждать — мол, во что нас втянули власти, да чем это кончится, да ясно, что тут власти не христиан спасают, а играют в свои геополитические игры, да что скажут в мировых столицах… Отчего бы нам и не порассуждать, тем более, что может это все отчасти и верно. Но это нам, в Москве, где-то еще, куда ИГИЛ не доберется — по крайней мере, в ближайшее время. Не нам грозит лютая смерть, не нашим детям — насилие и рабство, с нами все в порядке. А если бы это вокруг нас сжималось кольцо ИГИЛа и (примерно тех же манер) террористов из других группировок, как бы мы на это смотрели? И о чем бы мы крепко вопияли к Богу? Только об одном — чтобы Господь, в своем великом милосердии, послал бы кого угодно — американцев, французов, русских — кто по каким бы угодно соображениям нанес бы авиаудары по ИГИЛу и помог бы нашим воинам отбиться. Нас бы в последнюю очередь волновало, будет ли выглядеть Патриарх в далекой северной стране достаточно изящно в глазах блогеров. Нас бы интересовало, спасут ли нас и наших родных от смерти. Как говорит Писание «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:3). Посмотрите на ситуацию глазами сирийских христиан — потому что для христианина это правильная перспектива. Рейтинг: 8.5 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ЮЛИЯ 13 ноября 2015, 12:44 ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ СПАСИ ПОМИЛУЙ СИРИЮ И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И ПОШЛИ ИМ ПОМОЩЬ В ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ СМЕРТИ И СТРАДАНИЙ ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ

http://pravoslavie.ru/86514.html

«Но где премудрость обретается? и где место разума?» ( Иов.28:12 ). «Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых» (28:13). «Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена» (28:21). «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (28:23). «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (28:28). «Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему и всеведущему Богу. Она известна Ему со времени творения мира, Он «видел премудрость», созерцал ее как идеал, прототип создаваемого» 31 . «Высочайшая мудрость состоит в том, чтобы почитать Бога, а не в том, чтобы заниматься излишним и производить исследование совершившегося» 32 . «Но есть и человеческая некая премудрость, это – опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств» 33 . «Видя ревность людей, Соломон похвалами премудрости возбуждает души стремиться к ней без укоснения и нерадения» 34 . Вся сущность человеческой мудрости состоит в том, чтобы боясь Бога, исполнять заповеди Его, не из страха наказания, но по свободному влечению к добру. «Божественная Премудрость есть первообраз, первоисточник и конечная цель мудрости человеческой. Человеческая премудрость – это искра Премудрости Божественной. В этом изображении премудрости Иов выразил основание всех своих чаяний относительно себя и своей судьбы» 35 . Епископ Михаил, который не считает 28-ю главу вставкой, спрашивает: «Если так рассуждает Иов о премудрости и разуме, можно ли упрекать его в гордости и дерзости, – что будто бы он присвояет себе вечную Божию Премудрость и кичится перед Богом, оправдываясь со своей невинности?» 36 . При этом в гимне не говорится, что это обладание житейской мудростью должно обеспечить человеку счастье. И это молчание тем более многозначительно, что оно является напоминанием для человека об его обязательствах перед Богом, не сопровождаемым никаким обещанием какой бы то ни было награды исполняющему их. Все это совершенно отвечает общему религиозному тону всей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Он страдает за весь мир, а не за одно ближневосточное племя иудеев, мы прочитали, что «наказание мира нашего было на Нем». И как следствие этого Бог посылает «из спасенных… в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова». И еще сказано в Книге пророка Исаии: «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ). – Здесь более конкретно говорится о триумфе Христовой Церкви. Слова «поднимет знамя язычникам» означают торжество Креста Христова по всей вселенной. «И соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» – это уже следующий этап в деле спасения всего рода человеческого. Обратив язычников, Господь собирает рассеянный в изгнании еврейский народ «от четырех концов земли», чтобы позже произошло и их обращение к Господу Иисусу Христу (см. Рим.11:1–36 ; Зах.12:10 ). И далее мы читаем: Мф.26:3–5 . «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». Здесь обращает на себя внимание некоторое несоответствие: на совете синедриона (евр. Сангедрина) принимается решение убить Иисуса, но с оговоркой « только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе ». Оценивая сам факт их сговора, блаженный Иероним пишет: «Те, которые в наступающий праздник Пасхи должны были приготовить жертвы, очистить храмовые стены, вымыть полы, вычистить сосуды и очистить их по обрядам, предписанным Законом, и быть достойными вкушения пасхального агнца, теперь сходятся на совещание о том, как бы им умертвить Господа; так делали они не из боязни измены, как это видно из их откровенной речи, но из предосторожности, чтобы Он не был освобожден от них при помощи народа » 484 . Почему они поменяли это свое решение и распяли Христа накануне Пасхи, а не после нее, как решили сначала? Отвечая на этот вопрос, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Впрочем, кипя гневом, они снова переменили свое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«…по роду своему» Люди древнего Ближнего Востока вообще обожали списки. Самая древняя ближневосточная письменность — шумерская, и от шумеров до нас дошли в основном именно списки буквально всего на свете: от инвентаризации храмового имущества до перечня профессий или полезных свойств того или иного предмета, или просто «сущностей» (так в некотором приближении переводится шумерское слово «ме»). Каждый такой список свидетельствует о стремлении человека к упорядочению окружающего мира. То же мы видим и в Ветхом Завете, где постоянно подчеркивается, что всё совершалось размеренно, по порядку, системно. Это касается и сотворения мира, когда солнце и луна призваны были отмерять времена и сроки, а каждое дерево приносило плод не абы какой, а именно «по роду своему». Нам все эти уточнения неинтересны, но для древнего еврея они были чрезвычайно важны. Чтобы выжить в мире, нужно его структурировать — распределить все явления по классам и обращаться с каждым, учитывая его родовые свойства. Те же, что не вписываются в свой класс, — например, рыба без плавников и чешуи — подозрительны, их стоит избегать. Видимо, именно на этом основываются многие пищевые ограничения Ветхого Завета, а многие случаи ритуальной нечистоты связаны с переходом человека из одного класса в другой (например, роды или смерть). Так был сотворен и избранный народ — Израиль. Он выходил из Египта не толпой, а организованным войском, упорядоченно, в соответствии с родовой структурой общества. И на обетованной земле люди селились не хаотично, в духе Дикого Запада, а только на наделах, отведенных каждому колену (то есть племени), каждому роду внутри своего колена, каждой семье внутри своего рода. Разумеется, это касалось и богослужения: Ветхий Завет долго, размеренно, подробно перечисляет все тонкости жертвоприношений, все сосуды и предметы, находившиеся в скинии, а затем в храме. Иногда эта подробность даже раздражает современного читателя. Так, в книге Исход сначала Господь подробно объясняет Моисею, как обустроить скинию: сделай пятьдесят крючков медных, и вложи крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно… и сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих (Исх 26:11-14). А потом, вместо того, чтобы кратко сообщить, что всё и было выполнено в точности, автор перечисляет каждую деталь заново: …и сделал пятьдесят медных крючков для соединения покрова… и сделал для скинии покров из красных бараньих кож и покрышку сверху из кож синих (Исх 36:18-19).

http://foma.ru/salafil-rodil-zorovavelya...

Почивающий в полдень Жених Церкви — это Христос, провисевший на Кресте от 6-го до 9-го часа, то есть с полудня до 3 часов пополудни. Там Он почил, отдав, по слову апостола Павла, жизнь за свою возлюбленную — Церковь и тем избавив ее от власти смерти и тлена. Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками (Песн 1:8–10). Своеобразный и достаточно далекий от нашей культуры образ использует автор, который, желая превознести девушку, сравнивает ее с лошадью. Однако в той среде, где создавалась книга, лошадь была редким и дорогим животным, не предназначенным ни для каких работ, а лишь для войны или царских выездов. Как христианские, так и иудейские толкователи видят здесь отсылку к Книге Исход и вспоминают о гибели колесниц фараоновых в море ( Ориген . На Песнь Песней, 1.10). Правда, из контекста ясно, что юноша превозносит любимую и в его словах нет никакого негатива. Скорее, на основании ряда последующих образов можно предположить, что он говорит об «опасности», которую представляет для него девушка. Образ войска со знаменами, городских укреплений, башен, колесниц призван указать на силу, мощь любви во всей совокупности ее проявлений. Похожая образность встречается и в произведениях европейской культуры — например, в «Предопределении» Тютчева . Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских (Песн 1:1–13). Возлюбленный на пиру у грудей — это особенность рассадки, а точнее, возлежания за ближневосточной трапезой, не изменившаяся за многие столетия и описанная на Тайной вечери, где апостол Иоанн возлежит у груди Учителя. Это поза доверия. Но здесь, так как речь идет о превознесении любимыми друг друга, говорится скорее не о конкретном царском пире, а о важности, ценности юноши в глазах его избранницы. Как дорогое благовоние носится подобно ладанке между грудей, так там же, у сердца, место для ее любимого.

http://blog.predanie.ru/article/pesn-pes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010