Святейший Патриарх Кирилл: Одно дело — пост для монаха, другое — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу 20 декабря 2019 г. 17:57 20 декабря 2019 года в завершение доклада на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прокомментировал реплику, поступившую в адрес Его Святейшества среди материалов, собранных к заседанию Епархиальным советом и викариатствами: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни».  «Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, неспособен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом " постные календари " именно в соответствии с упомянутой ближневосточной практикой. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику».  «Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру, в период малых постов, — констатировал Святейший Владыка. — Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело — пост для монаха, другое дело — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, — участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно».  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5551721.ht...

После 2005 года влияние произраильского лобби на ближневосточный курс администрации Буша стало несколько ослабевать. Целый ряд влиятельных американских элитных групп прямо или косвенно обвинили лидеров этого лобби в том, что именно они способствовали вовлечению США в катастрофическую войну в Ираке. Более того, Вашингтон, вопреки Израилю, инициировал в 2007 году конфиденциальные контакты с Тегераном. По мере ослабления позиций " неоконов " администрация Буша начала даже подавать сигналы о том, что появление у Ирана ядерного оружия не станет неким трагическим событием для всего мира. Однако с осени 2008 года влияние произраильского лобби вновь стало усиливаться, прежде всего, на процесс принятия кадровых решений. Жесткое противодействие произраильского лобби привело к тому, что Чарльз Фримэн, которого Обама хотел назначить главой Национального совета по разведке, вынужден был отказаться от этого назначения. Руководитель национальной разведки США Деннис Блэр, который ранее активно выступал в поддержку Фримэна, выразил сожаление в связи с его самоотводом. Атака произраильского лобби была проведена быстро и эффективно. Газета " Wall Street Journal " 25 февраля напечатала статью Г. Шонфелда, где впервые было предано огласке желание Обамы назначить Ч. Фримэна главой Национального совета по разведке, то есть сделать его своим главным советником по этим вопросам. Эта статья стала сигналом для начала массированной психологической войны против Фримэна. Бывшего посла США в Саудовской Аравии обвинили в " пропалестинской позиции и неприязни к Израилю " . Кстати, эту неприязнь к Израилю Фримэн и не скрывал. В 1997 году он возглавил Совет по ближневосточной политике, который до 1991 года назывался Советом по американо-арабским делам. В 2006 году руководимый Фримэном Совет опубликовал статью, основанную на книге " Израильское лобби и внешняя политика США " , в которой американские евреи обвиняются в давлении на правительство с целью добиться проведения произраильской политики. Давление на Фримэна оказалось настолько успешным, что уже через две недели, 11 марта 2009 года, он вынужден был отказаться от предложенного ему поста.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

10:8. Вино и крепкие напитки. Алкогольные напитки приготовляли из перебродивших фиников, меда или зерна, но наиболее распространенным напитком было ячменное пиво. Древняя ближневосточная литература содержит некоторые сведения о ритуальном опьянении, и эта практика находит подтверждение в Библии ( Ис. 28:7 ). 10:10. Священный круг. В ст. 10 представлены две парные категории. Все священное (посвященное божеству) считалось чистым (ритуально очищенным). Все несвященное (т. е. мирское, обыкновенное) могло быть либо чистым, либо нечистым. В задачу священников входило различение этих категорий, и они решали эту задачу, блюдя неприкосновенность так называемого священного круга. Согласно этому представлению, центром священного пространства было святая святых, где располагался ковчег. От этого места расходились концентрические зоны святости, каждой из которых был присущ свой уровень чистоты. Священники следили за исполнением правил, необходимых для поддержания соответствующего уровня святости и чистоты в каждой зоне. 10:11. Наставления священников. Священникам полагалось наставлять народ как в вопросах нравственности, так и в ритуальной сфере, хотя здесь, скорее, подразумевается второе. Пример подобных священнических наставлений представлен во Втор. 24:8 . В Древнем мире жрецы считались знатоками всех подробностей отправления культа, и к ним обращались за советом об этих нередко чрезвычайно сложных процедурах. 10:16. Значение съедения жертвы за грех. С точки зрения израильтян, жертва за грех поглощала «нечистоту» того, ради чьего очищения она приносилась. Представление о ритуальном поглощении было распространено на всем древнем Ближнем Востоке. Если поглощался большой объем (как, напр., в День очищения), жертва сжигалась полностью, чтобы избавиться от нечистоты. Но в большинстве случаев определенную роль в процессе очищения играло съедение священником предназначенных ему частей. Милгром полагает, что это символизировало поглощение нечистоты святостью. Если это соответствует истине, то Милгром прав, истолковывая оправдание Аарона перед Моисеем как проявление робости. Трупы сыновей Аарона на священном участке значительно увеличили объем нечистоты, поглощенной жертвой за грех, сделав ее смертельно опасной для священника. 11:1–46 Чистая и нечистая пища

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

А еще как-то не особо и замеченным прошло, что глава израильской правительственной пресс-службы (GPO) Ниссан Чен направил срочное письмо руководителям региональных бюро AP, Рейтер, CNN и The New York Times с требованием дать разъяснения в связи с тем, что их фоторепортеры находились рядом с ХАМАС во время атаки на Израиль 7 октября и снимали убийства гражданского населения, издевательства над телами и похищения мужчин и женщин. Например, посольство Израиля в Германии незадолго до этого сообщало, что работающий на информационное агентство Associated Press (AP) журналист Али Махмуд снимал пикап, на котором лежала похищенная ХАМАС гражданка Германии Шани Лук: " Здесь у нас фотография АР, сделанная Али Махмудом, который фотографировал похищение израильтян в сектор Газа. Махмуд сфотографировал пикап с телом имевшей немецкое и израильское гражданство Шани Лук, которую террористы ХАМАС жестоко убили и выставили напоказ в секторе Газа " . На опубликованных ХАМАС видеокадрах бойцы ХАМАС держат в багажнике пикапа лежащую лицом вниз девушку с неестественно вывернутыми ногами. Позднее мать Шани Лук сообщила о гибели дочери. Затем ее смерть подтвердил президент Ицхак Герцог в интервью немецкому телеканалу Welt. По словам президента, девушка была обезглавлена " . Означенные СМИ, разумеется, отписались однотипными отписками, что да, мол, эти нехорошие фоторепортеры у нас работали, но в этот день как раз не работали, ага. И вообще, они уже уволены, и грешно даже про нас такое думать, что мы в чем-то участвовали и про что-нибудь знали. Спустя месяц с лишним всего этого кошмара были достигнуты договоренности по обмену заложниками и перемирию между Израилем и ХАМАС. К чему, собственно, Россия и призывала с самого начала. МИД России напомнил еще, что, согласно позиции российского президента Владимира Путина, урегулирование ближневосточного кризиса возможно исключительно на основе утвержденной Советом Безопасности ООН " двугосударственной " формулы, которая предусматривает создание независимого палестинского государства. Решение ООН об этом было принято еще в 1947 году, им было определено создание двух государств - Израиля и Палестины, но создано было только израильское. От невыполнения этого решения конфликт и длится.

http://radonezh.ru/2023/11/30/ob-ugrozah...

С 1969 г. сотрудники ОВЦС участвовали в создании международной религ. орг-ции Всемирная конференция «Религии за мир» (Religions for Peace). РПЦ сотрудничает с одной из наиболее известных и влиятельных межрелиг. орг-ций США - фондом «Призыв к совести», созданным в 1965 г. с целью развития диалога и добрых отношений между традиц. мировыми религиями. Также ОВЦС взаимодействует с Европейским советом религиозных лидеров со времени его учреждения в 2002 г. Задачами межрелиг. программ, в к-рых участвует РПЦ, являются развитие благотворительности, гуманизация общественных отношений, активизация миротворческой деятельности, установление и упрочение нравственных ориентиров в обществе и в межгос. отношениях. В 1998 г. создан Межрелигиозный совет России (МСР), в работе к-рого участвуют главы и представители РПЦ, исламской, иудейской и буддистской общин страны. Определением Синода от 24 дек. 2015 г. ведение вопросов, связанных с развитием межрелиг. отношений в России и взаимодействием с МСР, было поручено ОВЦС, митр. Иларион (Алфеев) вошел в состав президиума МСР, 10 марта 2016 г. исполнительным секретарем МСР был назначен секретарь ОВЦС по межрелиг. отношениям свящ. Димитрий Сафонов. С 2011 г. развиваются взаимоотношения с Управлением по делам религии Турции, для чего была сформирована специальная рабочая группа. ОВЦС принимает участие в работе секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, к-рый проводится правительством Казахстана каждые 3 года в Астане. В 1995 г. была создана Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Ислам-Православие». Заседания комиссии проводились в Москве и Тегеране в 2010, 2012, 2014, 2016 и 2018 гг. Обсуждались вопросы межрелиг. диалога, экстремизма, прав человека, экологии, религ. этики и др. Защита гонимых христиан С началом «арабской весны» в Сирии, Ираке, Ливии и Египте положение христиан в этих и др. гос-вах ухудшилось. ОВЦС поднимал вопрос защиты прав христиан, страдающих от гонений со стороны террористов, в ООН и Европ. парламенте, в ОБСЕ и ВКРМ. В сфере защиты христиан Церковь взаимодействует с гос. и общественными орг-циями в России и за рубежом. Во внешнеполитической стратегии Российской Федерации усилиями ОВЦС прочно закрепился тезис о необходимости защиты христиан от гонений. В 2015 г. по инициативе РПЦ, РКЦ, России и Ливана 65 стран мира приняли в Совете по правам человека ООН заявление в поддержку прав ближневосточных христиан. В 2017 г. Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в ее состав вошли представители РПЦ, РКЦ и протестантских общин. Борьба за мир и социальную справедливость

http://pravenc.ru/text/2581695.html

о: Хороший вопрос. Год назад на встрече с председателем Совета муфтиев Гайнутдином мы слышали, да и не только мы, но и вся страна слышала, очень четкое определение: г-н Аширов не выступает от имени Совета муфтиев. Были основания надеяться, что он будет из него исключен. Но этого не произошло. К сожалению, он продолжает выступать дальше. Мы полагаем, что в Совете муфтиев России есть радикальные силы, а г-н Гайнутдин, к сожалению, не контролирует ситуацию. Он заверял нас, что не согласен с муфтием Ашировым, мы это слышали многократно. Поэтому реально, практически, мы с Советом муфтиев не сотрудничаем. Когда мы получаем от них приглашения, мы их не принимаем. Я общаюсь с г-ном Гайнутдином как с одним из муфтиев. в: Ближневосточный конфликт может отразиться на отношениях между российскими евреями и мусульманами на бытовом уровне? о: Этого не было раньше и с Божьей помощью не будет и впредь. в: Некоторые раввины резко осуждают смешанные браки. Я женат на русской женщине. Я – плохой еврей? о: Не дай Бог! Хотя понятно, что смешанные браки – большая проблема для евреев. В таких случаях дети сами не понимают, кто они – евреи, не евреи... Я думаю, что это неправильно, потому что дети должны чувствовать, что дома есть общее мировоззрение. Если оба родителя евреи, дети будут действительно ощущать себя евреями, они будут стараться узнать, кто они. А когда мама ходит в церковь, папа в синагогу (или наоборот) или в мечеть, это нехорошо. в: Может быть, дети вырастут и сами сделают свой выбор? о: Нельзя дать детям возможность все выбирать самим. Если предоставить им полную свободу, они будут употреблять алкоголь, употреблять наркотики. Детей нужно воспитывать. Нужно направить их на правильный путь. Потом они решат – идти дальше или нет. Родители обязаны привить им понимание, что есть Бог, что есть моральные ценности. " Троцкий – пример того, что может натворить еврей, лишенный веры в Бога " в: Александр Солженицын, и не только он, многие публицисты, историки, да и просто люди часто задаются вопросом: " Почему евреи гордятся своими лауреатами Нобелевских премий, учеными, инженерами, врачами, деятелями искусства, но категорически не признают ответственность за еврейских мерзавцев – Троцкого, Свердлова и прочих революционеров? " Почему евреи требуют покаяния от немецкого народа за преступления, совершенные немцами, но не желают принять моральной ответственности за то, что сделали евреи-чекисты, евреи-коммунисты во время революции и Гражданской войны?

http://religare.ru/2_62169.html

– Наверняка в Европе замалчиваются наши культурные проекты. Например, обычные офисные работники или студенты берут отпуск и едут на Русский Север восстанавливать разрушающиеся памятники церковного зодчества. Церковь – это люди. У нас много такого, о чем стоит говорить и писать. – Согласен с тем, что необходимо пробивать стену молчания. Центр в Париже и должен стать таким культурным ориентиром. Концерты, вечера русской песни, казачий хор – все это хорошо. Но недостаточно. Центр должен стать объектом влияния на французское общество, на интеллигенцию. Центр имеет сейчас все возможности для того, чтобы стать перспективной дискуссионной площадкой, где могли бы встречаться интеллектуалы из России и Франции, а также других стран. Было бы замечательно в сотрудничестве с Патриаршим советом по культуре организовывать серию совместных русско-французских проектов, которые бы освещались на всю Европу. Скажем, трагедия ближневосточных христиан и помощь Церкви. Это очень актуальная тема. – Русская Православная Церковь проводит колоссальную работу по поддержке ближневосточных христиан. Кроме официальных заявлений ведется огромная благотворительная деятельность. Недавно на собранные в России средства в рекордно короткие сроки полностью отремонтировали школу в разрушенном Дамаске. – Вот об этом надо говорить, и говорить громче! Если об этом рассказать во Франции, возникла бы волна любви к Русской Церкви во всей Европе. Во Франции есть такая Cosa Sacra, по-латыни «священная идея» – помогать ближневосточным христианам. Потому что мы понимаем, что сейчас вырежут христиан, – а что будет потом? Не так давно вышла книга Дугласа Мюррея «Странная смерть Европы». Он пишет, что к середине XXI века, то есть через 20–30 лет, большинство населения, например Австрии, будет мусульманским. Автор считал, что его книга вызовет острые дебаты, однако ему никто ничего не возразил. Потому что все понимают: так оно и будет. И дискуссия перешла в область лозунгов и ярлыков: гомофобия, исламофобия… – Но мы с Вами знаем, что за лозунгом всегда скрывается что-то более важное.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/20/segodn...

Данная встреча, инициированная Экспертным советом при Патриархе по взаимодействию с исламским миром, получила продолжение в виде содержательного диалога и визитов представителей Русской Православной Церкви в Саудовскую Аравию. Замалчивая эти факты, Дамир Мухетдинов называет диалог Московского Патриархата с мусульманами Саудовской Аравии «потенциальным». Кроме того, с момента создания в 2019 году Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром его председатель иеромонах Григорий (Матрусов) неоднократно посещал КСА с целью налаживания межрелигиозного диалога. В контексте взаимодействия Русской Православной Церкви с ближневосточными монархиями можно упомянуть и ее продолжающиеся десятилетиями дружественные отношения с королевской семьей Иордании. Отдельного материала заслуживает богатая история взаимоотношений иерархов Русской Православной Церкви с королем Абдаллой, принцами Хассаном бин Талалом и Гази бин Мухаммадом, которые сопровождались многочисленными личными встречами. Последняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла и короля Абдаллы состоялась в феврале 2020 года¹³. Говоря о диалоге Русской Православной Церкви с мусульманами Турции, Д. Мухетдинов заявил: «Русская церковь позволила себе публично мечтать об уничтожении турецкого президента в результате очередного государственного переворота». Данное высказывание является клеветой. Мнение Русской Православной Церкви по международным вопросам может официально выражать только Архиерейский Собор, Священный Синод или Святейший Патриарх Московский и всея Руси (который, к слову, лично знаком с Р.Т. Эрдоганом), председатели Синодальных отделов внешних церковных связей и по взаимодействию с обществом и СМИ. А они подобных заявлений не делали никогда. Русская Православная Церковь принципиально не вмешивается во внутренние дела государств, не дает оценок их руководителям, тем более не призывает к их уничтожению. Даже если кто-то из сотен миллионов мирян Московского Патриархата сделал подобное заявление, то любому объективному наблюдателю очевидно, что оно не выражает позицию Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5804076.ht...

В 1696 г. один из сотрудников Досифея митрополит Газы Христодул перевел полемический трактат Enchiridionkatatouschismatastonpapiston («Наставление против папской схизмы») Максима Пелопоннесского († 1630 г.), ученика Александрийского патриарха и выдающегося богослова Мелетия Пигаса. Эта книга была в 1690 г. издана Досифеем в Бухаресте. Арабский перевод носил воинственное название Al-ilal-qi’ waal-ayfal-murhaf(«Paзящee оружие и острый меч») . Очевидно, частью того же проекта был арабский перевод «Катехизиса» Захарии Герганоса, выполненный неизвестным православным в Иерусалиме в 1704 г. Эта книга резко антилатинского содержания предназначалась к распространению среди христиан Антиохийской Церкви . К сожалению, летописание православных арабов содержит мало информации об идейной борьбе внутри мелькитской общины в решающие десятилетия католического проникновения в Антиохийскую Церковь (конец XVII – начало XVIII в.). Среди немногих документов, относящихся к этой теме, выделяется переписка православного Александрийского патриарха Герасима Паллады (на кафедре в 1688–1710 гг.) и сирийских мелькитов, относящаяся к богословской полемике того времени. Г. Граф выявил четыре сохранившиеся копии послания Герасима . Одна из них находится в Институте восточных рукописей (ИВР) РАН в Санкт-Петербурге . Этот документ только недавно обратил на себя должное внимание ученых . Согласно письму Герасима, датированному сентябрем 1702 г., христиане Триполи обратились к нему за советом по поводу важной богословской проблемы. Ближневосточные Церкви были вовлечены в дискуссию о моменте Пресуществления Св. Даров во время Евхаристии. Греческая концепция Эпиклезы, исходившая из идеи о том, что претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову происходит только с призыванием Св. Духа, противоречила латинскому представлению о том, что этот процесс завершается по произнесении Господних слов. Это было старинное расхождение между православной и римской Церквами, которое вновь начало обостряться в XVII в. Возможно, возобновление полемики было связано с попытками православных книжников этого столетия выработать новое изложение своей веры, приведшее к появлению Катехизисов Петра (Могилы) (1642 г.) и патриарха Досифея Нотары (1672 г.). Эти тексты вызвали оживление дискуссии о понимании таинства Евхаристии и, в частности, момента Пресуществления. Собор в Константинополе 1691 г. под председательством вселенского патриарха Каллиника II и Досифея Нотары подтвердил православную точку зрения на этот предмет и осудил ее оппонентов . Сама по себе эта полемика являлась чисто схоластической. По мнению современных богословов, обе позиции – православная и католическая – правильны. Однако для людей XVII в. это был политический, а не академический вопрос. Отстоять истинность своих богословских воззрений означало подтвердить превосходство собственной цивилизации в целом.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

Итак, в ближневосточной религиозной культуре и мифологии персонажа соответствующего архетипу младенца-жертвы видимо нет. И очевидным образом в ветхозаветной традиции нет такого персонажа, и это отсутствие важно, мне кажется, оно зияет на месте некоего умолчания о бывшем герое мифа. Мы предполагаем, исходя из тех этимологических совпадений, о которых говорили выше, что Авель мифологически тождественен Пуруше, Имиру и иным мифологическим персонажам, соответствующим архетипу прачеловека-жертвы. В мандейской религии Авель (Хибил) почти занимает место Христа, он не земной сын Адама и Евы, а небесный проточеловек, посланный на Землю, чтобы пострадать. Это – самостоятельная традиция. Она связывает образ первого Адама в котором находилось все сущее, известный в традиции иудаизма (Адам Кадмон) с индоевропейским образом первой жертвы. Заметим, что если эта гипотеза справедлива, она приводит нас к заключению, что «основной миф», о котором постоянно говорит современная наука о мифах и религиях  — это вовсе не миф о громовнике -змееборце, а миф о жертве, разорванной на куски, о зерне, упавшем в землю и умершем… о Христе. Это означает, что в прабиблейской мифологии, в метаистории Авель был тем первочеловеком – жертвой, из которого сотворен мир. II. Мученик – в основе богословия и богослужения: учиться смотреть. Мы можем ощутить этот исчезнувший миф и в Новом Завете, разумеется, в богословски-переосмысленном виде, в статусе образа, а не факта. В том, что Христос это Агнец, закланный до сотворения мира. Вот как об этом рассказывает Владыка, опираясь на протопопа Аввакума: «Бог Отец, Премудрая Любовь, обращается к Сыну Своему, Которым всему надлежит быть созданным, и говорит Ему: Сыне, сотворим мир! _ И сын отвечает: Да, Отче! – И Отец говорит Сыну: Да; но этот мир отпадет от Нас – в грех, и для того, чтобы его спасти, Тебе надо будет стать человеком и умереть. И Сын отвечает: Да будет так, Отче! И советом, любовью, всемогуществом Св.Троицы создается тот мир, в которм мы живем, не такой, каким его сделало человеческое отпадение… а тот, в совершенной гармонии с Богом…».

http://pravmir.ru/videt-smotret-ne-otvor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010