Разделы портала «Азбука веры» Венец славы — символическое выражение, применяемое в православной агиографии и других направлениях православного богословия в качестве аналога выражений: «приобщение к Царству святых», «наследование Царства Небесного » и т. п. Можно ли заслужить венец славы? Православное богословие отвергает грубые юридические подходы к объяснению смысла понятия “удостоиться венца славы”, согласно которым, человек , чтобы наследовать Царство Небесное, должен сполна удовлетворить Божественному Правосудию . Напротив, согласно учению святых отцов Церкви , по какой бы высокой правде ни жил человек, его личные заслуги не могут служить адекватным эквивалентом тех нетленные даров , причастником которых он становится по определению Божьему. Ни один человек (в данном случае не рассматриваем Богочеловека, Иисуса Христа) не в состоянии сполна удовлетворить Божьей заповеди : “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” ( Мф.5:48 ). Вот почему удостаивание венца славы следует считать даром Божьим, даром Его благости и милосердия, а не равноценным личным заслугам Божественным воздаянием. Однако, сказанное нельзя понимать в том смысле, что будто бы значимость личных заслуг человека, в деле достижения спасения , ничтожна. Напротив, исполняя Божественные заповеди, человек уподобляется Богу , духовно сближается с Ним, вырабатывает в себе готовность и способность жить по нормам святых . Как результат: удостаивается венца славы, наследует Царство Небесное. Цитаты о венце славы «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». 2Тим.4:7-8 «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Откр.2:10 «Венец победы обещан только тем, кто сражается. В Священных же Писаниях мы постоянно находим обетование венца в случае нашей победы». блж. Августин «Ведущему [благочестивую] жизнь рукоплещут постоянно – не люди нетрезвые, а сонм ангелов. Что говорю: сонм ангелов? Сам Владыка ангелов похвалит и прославит его. А кого хвалит Бог, тот не один, не два и не три дня, но вечно торжествует с венцом на голове и никогда не увидишь его голову лишенной этой славы. Время этого торжества не ограничено определенными днями, а продолжится в бесконечность будущего века. К тому, чтобы совершилось это служение, никогда не может служить препятствием бедность; напротив – и бедному можно совершить его, бедному даже всего удобнее, как свободному от всякого житейского блеска, потому что здесь нужны не денежные траты и не богатство, а чистая душа и умная мысль; ей изготовляются для души одежды, потребные для такой жизни, и сплетается венец, так что если она не будет украшена добродетелями, то множество золота не принесет ей никакой пользы, как не повредит нисколько и бедность, если она имеет внутреннее богатство».

http://azbyka.ru/venec-slavy

Разделы портала «Азбука веры» Отвага — 1) форма отношения к опасности, выражаемая в проявлении смелости, бесстрашия, храбрости и т. п.; 2) то же, что отважность  — смелость, бесстрашие, храбрость. Антонимические понятия: трусость, малодушие. Отвага в православной традиции Священное Писание предоставляет нам множество примеров проявления храбрости, смелости, отваги как со стороны закоренелых грешников, так и со стороны людей, стремившихся угодить Богу. Скажем, храбростью отличались язычники, жители Гаваона ( Нав.10:2 ), боговраждебные Моавитине ( Иер.48:41-42 ), Идумеяне ( Иер.49:22 ), сыны Кидара ( Ис.21:17 ); храбрые воины были и в войске царя Ассирийского ( 2Пар.32:21 ). С другой стороны, в Библии отмечается храбрость царя и пророка Давида ( 2Цар.17:8 ), праведников вообще, противопоставляемых нечестивцам: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» ( Притч.28:1 ). Между тем, отвага, смелость, храбрость добродетельных людей отличается по качеству от таковых, свойственных беззаконникам, злодеям. Форма храбрости человека зависит от того, насколько он добродетелен. Вот что по этому поводу утверждал блж. Августин: «…Сущие в человеческой душе добродетели (хотя каждая из них воспринимается различным образом и отдельно) все же ни коим образом не отделяются друг от друга. Так что все, кто, например, равны храбростью, равны также и благоразумием, и праведностью, и воздержанностью. Ибо если скажут, что такие-то [два] человека равны храбростью, но один из них выделяется благоразумием, то из этого следует, что храбрость другого менее благоразумна, из-за чего они не равны также и храбростью, ибо храбрость первого более благоразумна. То же самое обнаруживается и в отношении других добродетелей, если бегло рассмотреть их все, ибо стоит вопрос не о силе тела, но о храбрости души» (О Троице. Кн. 6. 6) 1 Как известно, в раннехристианский период смелость проявляли и апостолы, и другие христиане, распространяя евангельскую проповедь: «большая часть из братьев в Господе… начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп.1:14 ).

http://azbyka.ru/otvaga

Св. Кирилл Александрийский также относит слова пророка ко временам Христа: «Днём пророк в этих словах именует то время, в которое случилось пришествие Христово и явилось таинство домостроительства Единородного. Итак, ...именно тогда, говорит, покажет Господь руку свою, т.е. будет великое показание могущества. И это не напрасно, но затем, чтобы возревновати по останку прочему людей, иже аще останет от Ассириов, говорит, и от других народов» Толк, на пр. Исаию, кн. 2, отд. 1, гл. 11].Под остатком св. Кирилл разумеет уверовавших во Христа из иудеев, а также от Ассура, Египта, Патроса, Хуса и других уверовавших из язычников. 11.7. Пророчество Софонии Через сто лет после Исаии ок. 630 г. до Р.Х. пророк Софония объединяет два образа бедняков Ягве и остатка Израилева воедино. Пророческий взор, видя то одних, то других, видит одно и то же малое стадо Доброго Пастыря. Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил вам Царство ( Лк. 12:32 ). Полностью различные пророческие образы так и не сольются воедино в писаниях Ветхого Завета, но они и не разделены вовсе, порой переходя один в другой. Устами пророка Софонии говорит Ягве Бог: Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Ягве остатки Израиля не будут делать неправды... ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их ( Соф. 3:12–13 ). Народ смиренный и простой или смиренные земли у пророка Софонии – это бедняки Ягве (см. выше), и они же и составляют остатки Израиля, которые в своё время будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их, ибо Добрый Пастырь будет покоить их на злачных пажитях и водить к водам тихим ( Пс. 22:2 ). Не знатные и вельможи, не старейшины и священники, а бедняки Ягве будут оставлены для спасения и станут малым стадом Доброго Пастыря. О спасении остатков смиренных и простых бедняков во Израиле так толкует блж. Августин: «И оставлю в тебе люди кротки и смиренны и убоятся о имени Господни останцы Израилевы ( Соф. 3:9–13 ). Это те останки, о которых находится пророчество в другом месте, приводимое и апостолом: Аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется ( Ис. 10, 22 ; Рим. 9:27 ). Ибо эти останки Израильского народа уверовали во Христа» О граде Божием, кн. 18, гл. 33].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайностей блж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад. 1.6. Римо-католическое учение о чистилище Это учение неразрывно связано с римо-католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает в каждом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у католиков классифицируются на смертные и простительные. Если человек приносит покаяние за грех, то в общем случае ему прощается вина греха, а наказание за грех прощается только в том случае, если грех смертный. Во всех прочих случаях человек помимо того, что он покаялся, должен понести некоторое наказание и таким образом принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу. Это удовлетворение может выражаться самым различным образом: церковная епитимия, различные подвиги, которые человек на себя добровольно возлагает (паломничество, усиленные молитвы, посты и т. д.). Чистилище у католиков оказывается неким средним местом, промежуточной инстанцией между раем и адом, в которую попадают те, кто покаялся, но не принес в земной жизни Богу достаточного удовлетворения. Этот недостаток восполняется пребыванием в чистилище. Освобождение из чистилища происходит чисто механически по истечении определенного времени, которое необходимо для того, чтобы принести полное удовлетворение. Но возможно и сокращение срока пребывания в чистилище через молитвы живых, молитвы Церкви, через принесение бескровной Жертвы, а также посредством индульгенций, которые усвояют грешникам сверхдолжные дела, сверхдолжные заслуги святых. Основания учения о чистилище. " Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " (1 Кор. 3, 11-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Сделать усилие воли и с напряжением обратить свой взор к Богу — самое лучшее средство, сразу поднимающее человека над рассеянностью и обращающее его к сосредоточенной молитве. 88 Не любишь ли тварь больше Творца? Не пристрастился ли ты к чему-либо земному, вплоть до забвения Бога? «Горе тебе, если ты, возлюбив тварей, забудешь Творца»,— учит блж. Августин. Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). А св. ап. Иоанн учит: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15). Все нужно любить только для Бога и ради Бога. «Не радуйся ни о чем временном в этом плачевном веке, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем обманчиво и изменчиво. Но если хочешь утешиться, ищи утешения в одном Господе; если хочешь радоваться, радуйся об одном Господе»,— учит святитель Димитрий Ростовский. «Может ли тварь и плотское удовольствие доставить совершенный покой и верное утешение для души?»— спрашивает тот же Св. Отец и отвечает: «Нисколько! Один только Творец может успокоить и утешить душу и даровать ей вечное и всегдашнее наслаждение. Как ветка расцветает и вырастает не иначе как из корня, так же точно и душа может получить совершенное утешение единственно от благодати Господней и Пресвятого Утешителя Духа, от Которого получила и бытие свое». Не допустил ли ты греха человекоугодия, т.е . не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел? Помни, что в слове Божием сказано: Кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс. 5, 7). Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою (Ис. 5, 20). О том, как опасно хвалить зло, порок и нечестие, говорит святитель Василий Великий: «Делающие так своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых и делаются виновниками их осуждения вечного за то самое, в чем одобряют их». 89 He надеялся ли ты на человека более, чем на Бога? Знай, что Господь в этом случае сильно гневается. Проклят, — говорит Он,— тот, кто надеется на человека (Иер. 17, 5). Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс. 145, 3). Слово Божие называет надежду на человека тенью. Что же есть непостояннее и обманчивее тени? Сегодня тот, на кого ты надеялся, велик и силен, завтра он пал со своей высоты и тебя увлек в свое падение; сегодня он жив, завтра умер и разбил все твои надежды. Только надежда на Бога никогда не обманет человека. Господь — помощник мой и защитник мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне,— говорит св. царь и пророк Давид (Пс. 27, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Скачать epub pdf Синоптическая проблема Из четырех Евангелий три – от Матфея, Марка и Луки – в библейской науке называются синоптическими, поскольку содержат много сходного материала. Термин «синоптики» означает, в переводе с греческого, «совместно смотрящие»: это наименование указывает на значительное сходство трех Евангелий, наличие в них общего материала. Блж. Августин. Мозаика. XII в. Во многих случаях между тремя евангелистами (или между двумя из трех) наблюдается такая степень текстуальной близости, что это заставило ученых думать либо о наличии у них общего литературного источника, либо о заимствовании ими фрагментов текста друг у друга. К примеру, если сравнить рассказы о призвании двух учеников у Матфея ( Мф. 4:18 ) и у Марка ( Мк. 1:16 ), то легко заметить, что фраза ибо они были рыболовы присутствует в обоих Евангелиях: следовательно, либо один автор должен был заимствовать текст у другого, либо оба должны были опираться на общий источник, будь то письменный или устный. Есть места, где у всех трех евангелистов имеется одна и та же синтаксическая ошибка, то есть во всех трех случаях построение фразы не соответствует правилам греческого языка, например: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному... ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:10 ; Лк. 5:24 ). Тождественными бывают и так называемые παξ λεγμενα (букв, единожды сказанные) – слова или выражения, которые в Новом Завете или даже во всей Библии употребляются лишь один раз, в одном конкретном месте. К таковым относится, например, фраза: и смеялись над Ним Пророк Малахия. Фреска. XIV в. Цитаты из Ветхого Завета нередко подвергаются одинаковым изменениям у всех трех синоптиков. Например, пророчество Малахии об Иоанне Предтече в оригинале звучит так: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною ( Мал. 3:1 ). В двух синоптических Евангелиях этот текст приведен в следующей редакции: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мк. 1:2 ; Лк. 7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Служил пред Богом», т.е. отправлял свои священнические обязанности именно пред Богом, так как храм считался местом благодатного присутствия Иеговы. «Досталось по жребию» ( λαχε – получил по жребию). «Как обыкновенно было у священников». Каждение считалось у священников самым важным священнодействием, и тот, кому доставалось это дело, всеми признавался особо почтенным от Бога ( Втор.33:10 и сл.). «В храм Господень» – τν ναν, т.е. во святилище, где стоял алтарь кадильный (ср. стих 11). На этот алтарь священник и возлагал благовонный фимиам, как символ народной молитвы к Богу ( Пс.141:2 ). Народ в это время стоял на дворах и в притворах храма, так как в святилище могли входить одни только священники. «Во время» – точнее: в час ( τ ρ) каждения (в греческом тексте здесь вместо «каждения» стоит «фимиама» – это так называемая фигура метонимии). Лк.1:11 .  тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. «Явился ему Ангел». По объяснению святого Иоанна Златоуста , евангелист, говоря, что Ангел «явился», а не «был увиден», этим самым хочет сказать, что это было действительное появление Ангела. «По правую сторону». Эта сторона считалась у евреев счастливой, и потому явление Ангела не должно было подействовать удручающим образом на Захарию. Лк.1:12 .  Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Тем не менее, Захария испугался. Ему могли припомниться те места Ветхого Завета, где явление Ангела признается признаком близкой погибели ( Суд.6:22–23, 13:22 ). Притом, как бы ни был человек «праведен», ему никогда не чуждо сознание своей греховности или виновности перед Божественным Правосудием. Лк.1:13 .  Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; «Услышана молитва твоя». Едва ли Захария, как представитель всего народа (стих 10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана... Мессия скоро придет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно учению Христа стремление к Богу, Небесному Царству должно быть главным стремлением в жизни человека, и ему не надо много беспокоиться о житейском, ибо в этом случае все заботы принимает на Себя Бог: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6:33 ). Кроме этого Господь раскрывает значение вероучительной, нравственной и обрядовой стороны Ветхого Завета. Из Евангелия видно, что обрядовая сторона полностью изжила себя, поскольку носила прообразовательное значение, и когда явилась Сама Истина, то осуществление прообразов стало бессмысленным. Вероучение и нравственные заповеди, данные в Ветхом Завете, имеют непреходящее значение, однако Господь в Своей Нагорной проповеди открыл подлинную глубину нравственных предписаний Ветхого Завета (см.: Мф., гл. 5–7). Он показал, что богоугодное исполнение заповедей возможно только на основе любви. Другими словами, Ветхий Завет может быть правильно понят и исполнен только в свете Нового. Блж. Августин говорит: «Возлюби [Бога] и делай, что хочешь» (Ama et fac quod vis). На первый взгляд эти слова кажутся чрезмерно смелыми, но они содержат великую христианскую истину. Ведь тот, кто любит, не способен причинить боль или страдание любимому, не пойдёт наперекор его воле, будет исполнять её с радостью, чтобы тем самым выразить свою любовь. Так и в отношениях Бога и человека. Если человек действительно любит Бога, то он естественно стремится выразить свою любовь через исполнение божественной воли и никогда не предастся греховному произволу. Крайне важно, что Господь учит не только словом, но и делом. Он Сам являет образ послушания. От Него человек узнает не только о заповедях, но и о способе их исполнения. Возвещенное Христом учение Евангелия обладает полнотой, которую не потребуется восполнять впоследствии. Эта полнота состоит не в объеме данных откровений, но в их внутреннем совершенстве, в устранении препятствий для общения между человеком и Богом и в даровании благодатных сил для жизни в Боге: Я есмъ путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ). Поэтому апостол Павел говорит: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

«Тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес. 2:7 ). Отступники – «сыны тьмы» ( 1Фес. 5:5 ) – живут во грехах, не помышляя о вечности ( 1Фес. 5.7 «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»). Не принимают Божественного Откровения, а верят лжи, потворствующей их страстям ( 2Фес. 2:10 – 12 : «....не приняли любви истины для своего спасения... они будут верить лжи... будут осуждены все не веровавшие истине, но возлобившие неправду»). Желают только земного благополучия, обещанием которого и прельстит их антихрист ( 1Фес 5:3 . «...будут говорить: «мир и безопасность " »), который придет к верховной власти, воспользовавшись плодами измены человечества Богу б) «человек греха, сын погибели» ( 2Фес. 2:3 ), т. е. антихрист (сам этот термин встречается из всех новозаветных писаний лишь в 1 Ин.). Открытию полноты зла препятсТвует «Удерживающий» ( 2Фес. 2:6 – 7 ); по толкованию большинства отцов Церкви, Здесь имеется в виду Бог (подробнее см. в Приложении 1). Когда все отступившее от Бога человечество будет в наибольшей степени уверено в том, что его существование и процветание продлится вечно, Господь Иисус Христос придет как тать ночью» ( 1Фес. 5 :2). «Как среди тех, кто живет благочестиво, непорочно, набожно, скромно, праведно и трезво – день, так и, напротив, среди тех, кто живет безбожно, бессовестно, распутно, лелея гордыню, несомненно, – ночь. Для такой ночи будет тать» (блж. Августин). Видимое торжество зла пресечется Вторым Христовым Пришествием, причем слово ап. Павла о том, что «Господь Иисус убьет (беззаконника) духом уст своих» ( 2Фес. 2:8 ) означает слабость и ничтожность зла, истребить которое не составит труда Господу. Эти слова являются дословной цитатой из мессианского пророчества Исаии. «...духом уст Своих убьет нечестивого» ( Ис. 11:4 ) III. Христианская жизнь. «Сыны света» ( 1Фес. 5:5, 8 ) Скорби (Домашнее задание 3) Напоминание о пришествии Христовом ( 1Фес. 1:10; 2:19; 3:13; 4:15; 5:23 ) – утешение в скорбях и гонениях ( 1Фес. 3:4 : «Ибо и тогда, когда мы были у вас, мы говорили вам заранее, что предстоит нам скорбеть, как и произошло....» См.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так духовно исполнилось в церкви Христовой предвозвещенное пророками преображение мира. 5.8. Эсхатологическое толкование пророчеств Исаии и Осии о Христовом царстве мира на земле В раннем христианстве живо было эсхатологическое ожидание пришествия Христова с установлением им царства Божьего на земле. Это ожидание было созвучно иудейскому ожиданию тысячелетнего мессианского царства на земле. Позднейшие отцы всё более отходили от этого учения и таких ожиданий. В церкви это учение стало даже считаться хилиастической ересью, хотя ясных соборных определений по этому поводу так и не последовало. Опровержение хилиастического учения дано нами в Толковании на Апокалипсис Толк, на Апокалипсис, гл. 20 и Прилож. V и VI]. Но, поскольку некая загадка, имеющая открыться только по мере исполнения пророчеств так и остается, то приведем для полноты сведений суждения тех ранних отцов о грядущем царстве Христовом. Библейские тексты – пророчества Исаии (2,1–4; 11,1–11; 65:17–25), Михея (4:1–4), осии (2:18–19), а также св. Иоанна Богослова ( Откр. 20:1–7 ). В пророчестве Апокалипсиса сказано: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельства Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ( Откр. 20:4 ). Здесь отчетливо сказано, что первое воскресение относится к не принявшим антихриста (зверя), ни образа его, ни печати (начертания) его и только потом тысячелетнее царство Христово и, как видно из всего текста главы, имеющее осуществиться на земле. Видимо, именно этот текст заставлял так долго колебаться многих отцов в признании богооткровенности Апокалипсиса и включении его в канон священных книг Нового Завета. Толкования блж. Августина и св. Андрея Кесарийского , что всё это духовно происходит уже сейчас до воцарения антихриста, явная натяжка. Натяжкой является не утверждение о духовном царстве, а то, что всё тысячелетнее царство Христово будет до антихриста, хотя сказано, что оно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010