В 1233 году святитель Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, отказался от святительского престола, поставил себе преемником своего любимого ученика Арсения I #7# и удалился в Палестину. Затем он посетил монастыри Египта и обитель Синайскую. На обратном пути святитель Савва заехал в Царьград, откуда отбыл в Тырнов. Там после непродолжительной болезни святитель мирно почил в ночь с 13 на 14 января 1236 года (о дате и годе кончины святителя Саввы историки разногласят), завещав перед кончиной все свои вещи Сербской Церкви. Патриарх Тырновский Иоаким похоронил его в Тырновском храме в честь Сорока Мучеников. 6 мая 1237 года сербский король Владислав (1234 – 1243) перенес останки Святителя в новопостроенный им и Архиепископом Саввой Милешевский монастырь. Хотя официальная канонизация святителя Саввы состоялась лишь в 1775 году, благочестивый сербский народ почитал его как святого с самого дня кончины #8#. С тех пор и поныне православные сербы дважды в год – 14 января и 6 мая (по старому стилю) – торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви #9#. 14 января считается днем сербского просвещения. Сербская Православная Архиепископия просуществовала до 1346 года, когда могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Первым Сербским Патриархом был Иоанникий II (1338 –1346 –1354) #10#. Патриаршая резиденция помещалась в Печи («Печская Патриархия») #11#. Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви #12# и что, укрепляя национальную Церковь , изгнал в 1349 году греческих епископов. Вот как говорилось в тексте анафемы: «Божиею милостью, мы, Каллист, Архиепископ Вселенский Патриарх, извествуем со всем Синодом нашея великия Кафолический, Апостольския Церкви со дозволением царя нашего кир Андроника юного и со вес синклитом его, яко во наше Православие явися от западный Миссии неправедный и хищный царь сербского народа Душан, силный единомысленник Западный Церкви… Подстрека его злоба и гордость да пакости нам деет, наши бо епископы из Шессалии и всей Македонии до Иллирии изгна бесчетно, и явися супостат нашему царству… Повелеваем да будет «Маран ата и фри фри» со всем его народом сербский земли» #13#. Только в 1374 году, по настоянию афонского сербского монаха Исайи, Константинопольский Патриарх анафему снял «под одним условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила» #14#.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Святая Фекла равноапостольная, Из всех девиц – первомученица. Тело свое духу покорила, Дух и тело – Христу Богу всемогущему. Посему ей всяка тварь повиновалась: И огонь ужасный, и звери лютые, А к тому же – бесы и недуги в человецех. Всё покорствовало праведной душе святой, Девственной душе и чистой, просветленной верою, Непорочной невесте Христовой. Материнство есть сокровище великое, И супружество благословенно Господом, Но пред славою Христовой – бренно всё: И богатство, и красота, и почести – Всё проносится на крыльях ветра бурного, Словно сладкий сон и грезы мимолетные. Лишь один оплот стоит и не колеблется, Не страшась ни бурь, ни ураганов: Се Жених блаженной Феклы мученицы, Се Христос, Царь и Владыка всех царей. О святая Фекла, райским светом осиянная, Помолись о нас Христу Спасителю – Да исторгнет нас из пропасти греховной, Да сподобит нас небесной жизни. 2. Св. Стефан, король Сербский Первовенчанный . Коронован в правителя Сербии в своей задушбине в Жиче. Королевскую диадему возложил на него его брат и духовный отец, святой Савва. Благочестивый христианин, мудрый и миролюбивый властитель, Стефан вместе со святым Саввой воздвиг Православие до великого торжества в своем народе. Согласно его предсмертному желанию, святой Савва постриг его в монахи и нарек ему имя Симон. Упокоился он в Господе 24 сентября 1224 года. Его чудотворные мощи почивают в Студенице. [В тот же день совершается память еще двух сербских правителей. – Пер.] Святой Давид (в князь Димитрий), сын Стефанова брата Вукана, основал монастырь на Лиме, в котором и сам принял монашество. Святой король Владислав, сын короля Стефана, построил монастырь Милешево, куда перенес из Тырнова мощи святого Саввы. Отличался необычайным милосердием к бедным людям. На монетах, отчеканенных в эпоху его правления, он подписывался: «Раб Христов Владислав». Рассуждение Каждый святой пребывает близ того места, где призывают его в помощь или где совершается празднество в его честь и прославление его святости. Люди проницательные лицезрят этих святых, а те, кто прозорливостью не обладает, пусть веруют – и увидят их в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В младенчестве он был крещен латинским священником, но на 30 году от рождения снова принял крещение (1143 г.) от православного рашского епископа Леонтия 149 . По внушению веры и благочестия, он построил много церквей, наприм. Георгиевскую в Расске, Никольскую в Топлицах, и монастырей, напр. Студеницы, Сопачаны и пр. Узнав, что сын его Стефан, впоследствии Савва, сербский архиепископ, удалился тайно на Афон, и Неманя, вместе с женою своею Анною, дал Богу обет иночества и пострижен был ей. Каллиником, с именем Симеона, а она с именем Анастасии, управление же государством передал (1195 г.) сыну своему Стефану. Местом его подвигов был сперва монастырь-Студеница, им самим построенный, потом Ватопед на Афоне, где было первое трогательное свидание державных иноков– отца с сыном, и где потом сын постился и трудился не только за себя, но и за дряхлого отца, а отец платил ему за то слезами молитвы, любви и благодарности, и наконец Хиландар, который им вместе с сыном был как бы вновь создан, и в котором он однако недолго пробыл (около 8 месяцев). Потрудившись для спасения себя и пользы ближних, державный инок Симеон мирно почил (13 февр. 1200 г.) на глазах своего сына и погребен в Хиландаре, в мраморном гробе. От мощей его истекало миро 150 . Стефан первовенчанный король сербский (1195– 1224г.), был старший сын Стефана Немани. Усмирив брата своего Вулкана, хотевшего завладеть всею Сербиею, он получил царский венец (1217 г.) от папы, но после (1222 г.) снова был венчан на царство братом своим, св. Саввою, сербским архиепископом. Под конец жизни он постригся в монашество, много оказал благодеяний церквам и монастырям, наприм. Студенице, Сопочанскому, Которскому, Хиландарскому и пр., и скончался 24 сентября, 1224 г. Мощи его в Студенице 151 . Сын его, король Владислав, также причислен к лику святых. Драиушин был старший сын Стефана Уроша I и внук Стефана ИИервовенчанного. Он, по смерти отца, около 5 лет управлял Сербиею (1270– 1275 г.), но потом уступил власть брату своему Милутину, и оставил добрую память о себе: он много заботился об истреблении ереси богомилов, он жил с женой, как брат с сестрой, он щедро наделял милостынею и церкви и монастыри; он для тайных подвигов молитвы выкопал себе могилу, наполнив ее черепицею и каменьями, и пред смертью (22 марта 1316 г.) постригся в монашество с именем Феодора 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Тропарь, глас 8: Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси: цевнице духовная, моли Христа Бога, спастися душам нашым. Кондак, глас 2: Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и ангелом совсельник богоблаженне явился еси Феодоре: с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.  Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина внуком Стефана Уроша I и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями — Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

В то же время, согласно условию, выступил против Сербов и Византийский император Андроник Младший. У него войска было немного. Он не решился начать военных действий и расположился на сербской границе в Македонии, чтобы выждать, чем кончится болгарское столкновение с Сербами. Быстрое наступление двух сильных царей на Сербию конечно не могло не встревожить сербского короля. Хотя он уже подготовился, но ему хотелось избежать кровопролития. Он решил отправить к болгарскому царю послание, убеждая его не допускать кровопролития. В этом послании он писал: «Зачем идешь губить болгарские и сербские роды? Что Богом даровано тебе, то ты имеешь в своих руках, и будь доволен этим, а чужого не желай, не желай того, что Богом даровано другим. Если ты уже так воинственен, то вооружайся на иноверных, а не на Христовых людей, которых по Его благодати я состою пастырем и которые ни чем тебя не обидели. Помысли, сколько прольется крови, сколько обесчадится матерей, сколько трупов с обеих сторон будет брошено на съедение птицам и зверям и сколько взыщет за них Бог от погубившего их? Оставь нас в мире. Сам владея тем, что тебе принадлежит, возвратись ко своим. Ибо желающие восхищать чуждое лишаются и того, чем, по-видимому, владели вполне надежно. Так судит Всевидящее Око». Но это красноречивое мирное послание Стефана не подействовало на Михаила; напротив он сказал: «Если завтра сербский король не явится ко мне с покорной головой, то я прикажу привести его с бесчестием связанного и предам мучительной смерти». Стефану ничего не оставалось, как, положась на помощь Божию, вступить в битву с врагом. Сербские войска собирались близ сербско-болгарской границы в долине Добричи, при слиянии рек Топлицы и Моравы, где и прежде много раз происходили жестокие международные битвы. Сюда ожидался приход болгарского царя из Бдина. Между тем пришло известие, что Михаил со своими войсками двинулся чрез Софию [ 13 ] в Македонию, рассчитывая, может быть, соединиться со своим союзником, Византийским императором Андроником. Тогда и Стефан поспешил двинуть свои войска на юг. На пути его лежали построенные отцом его монастыри св. Георгия в Нагоричине (близ Куманова) и св. Иоакима в Сарандапоре. Здесь король Стефан горячо молился, особенно св. Победоносцу Георгию, оказывавшему помощь его предкам, благочестивым сербским государям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  Тропарь, глас 8: Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси: цевнице духовная, моли Христа Бога, спастися душам нашым.   Кондак, глас 2: Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и ангелом совсельник богоблаженне явился еси Феодоре: с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. Стефан Ypoш III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Ypoшa II Милутина [ 2 ], внуком Стефана Ypoшa I [ 3 ] и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского [ 4 ], брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя [ 5 ], основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями — Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010