В 1346 году сербский король Стефан Душан, провозгласив себя царем или императором, возвели своего архиепископа (Иоанникия) в сан патриарха, без всякого сношения с константинопольскими престолом, но с согласия сербского собора, бывшего в гор. Скопье, на котором присутствовал и тогдашний болгарский или тырновский патр и арх. Константинопольский патриарх вместе с другими восточными патриархами дали свое согласие на постановление скопйского собора только в 1375 г. Патриаршество в Сербии существовало 420 лет. Оно было уничтожено по настоянию константинопольского патриарха Самуила I в 1766 г.,-и все сербские епархии с этого времени были подчинены непосредственно Константинопольскому патриарху, причем епископы-сербы были заменены греками. Положение сербской церкви изменилось только после восстания Георгия Черного (1804 г.) и признания Турцией сербского княжества (1817 г.). В начале 1832 г. сербским правительством был заключен с Константинопольским патриархом конкордат, состоящий из следующих восьми пунктов: 1) митрополит и сербские епископы избираются князем и народом из сербского духовенства, без вмешательства константинопольского престола. 2) Избираемый архиепископ именуется митрополитом всей Сербии и ему подчиняются все сербские епископы. При каждом новом избрании митрополита из сербского духовенства князь и народ извещают патриарха о сделанном выборе и лице избранном, и представляют его на утверждение, и патриарх немедленно присылает письменное соизволение. 3) Сербские епископы, избранные князем и митрополитом из сербского духовенства, посвящаются без предварительного патриаршего соизволения, по власти своего митрополита; патриарху же только сообщается об этом для сведения. 4) При всяком новом избрании митрополита патриарху посылается 300 австрийских дукатов. 5) Кроме взноса определенной ежегодной суммы в кассу великой церкви, все сербское духовенство свободно от всяких искательств и требований великой церкви. 6) Ни митрополит, ни епископы сербские не могут делать долгов ни на счет сербского народа, ни на счет великой церкви. 7) Митрополит не может быть удален из епархии без воли константинопольского патриарха и соизволения сербского князя, а сербские епископы без соизволения митрополита и князя. 8) На богослужении сербский митрополит поминает константинопольского патриарха, а митрополита-сербские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Цароставник говорит: «созда храм Вседержителя и другий чудотворца Николая... И округ – град (ограду) каменный и к стенам – келлии монахом, на месте Дечани. И сам ту пребываше, дóндеже вся соверши и всеми потребами исправи» 724 . Ныне нет и следа обители больных с храмом св. Николая. Но о ней твёрдо помнят на небе. Она была устроена в трех верстах от Дечанской обители; заведывал ею иеромонах строитель.– Блажен. Стефан собирал сюда со всей Сербии безпомощных страдальцев; кроватей в ней было множество. Он сам часто приходил осматривать больницу и больных; от иных больных бывал удушливый смрад, король с улыбкою утешал страждущих и делал распоряжения, нужные для покоя больных. Дечанский в 1330 г. предоставил венецианцам свободную торговлю в Сербии 725 . Это доставило ему лучшие материалы для храма. Хотя Сербия и ныне богата самым лучшим белым мрамором,– из рудников её добывали железо, олово, серебро и золото 726 , но расходы по построению храма были очень велики.– Это заставило краля продать (в 1334 г.) Плешанец, богатый деньгами, но не землёю, республике Дубровника, с условием не оскорблять православия местного 727 .– поскольку же римский фанатизм употреблял в Рагузе насилия для совращения православных с прямого пути, то св. король для укрощения фанатизма наложил более тяжёлую подать на рагузян, чем платили они при отце его, некоторых князей их послал в заточение, бискупа и законников (монахов) выгнал из Рагузы и старался возвратить к православию отступивших от него 728 . Незадолго до смерти явился блаженному королю св. Николай и сказал: «Стефан! готовься к своему исходу; скоро предстанешь Господу». Кончина его была страдальческая.– Дурные люди, своекорыстные аристократы, настойчиво требовали от Душана, чтобы вступил он на престол на место ослабевшего отца. Благо отечества требует того, говорили они; а на деле требовала того жажда больших удобств жизни. Молодой князь, по их внушениям и по своим страстям, делал оскорбления отцу. Отец проучил безпокойных советников Душана оружием; а сыну дал наставление подождать недалёкой смерти его. Но бояры не унялись. Зетская страна волновалась. Советники Дечанскаго предлагали ему взяться за оружие. Но старец не хотел верить, чтобы сын и после урока дозволил себе увлечься мыслями худых людей; впрочем, прибавлял он, «если придется и пострадать, почему не страдать? Довольно наслаждался я счастием; надобно потерпеть и горькое» 729 . Бояры зетские сели на коней и молодой Душан с ними. Король с супругою находился во дворце Породимском. Он был схвачен и отправлен в замок Звенчан. Не остановились и на том; опасаясь, как бы сын не переменил мыслей, поспешили задушить венчанного старца 730 . Это совершилось в ноябре 1336 г. 731 Породимле, место благословенное, место плодородия, стало после того для народа Неродимлем, местом проклятым 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Одна часть нынешней Герцеговины прежде называлась Рамою, другая Захлумьем, и каждая из них управлялась своими князьями. В начале X века ими завладела Византия, а в XII веке (около 1152 – 55 г.) боснийские байы. Это продолжалось до сербского государя Стефана Немани: Неманя соединил в одно целое все разрозненные сербския области, и тогда Захлумье и Рама вошли в состав сербского государства, и управлялись жупанами под верховною властию сербского государя. Стефан Неманя отдал Захлумье в удел младшему сыну своему Растько, который впоследствии постригся в монашество с именем Саввы ,и был первым сербским архиепископом. Оттого оно стало называться воеводством св. Саввы. По удалении же Стефана в монастырь и по вступлении на сербский престол старшего сына его Стефана Первовенчанного (1195– 1224), младший сын его Вулкан (или Бук) сделался независимым правителем Рамы и Захлумья. В ХП веке они переходили то к венграм, то к сербам. В XIV веке боснийский бан Стефан Котроманичь отнял (1333 г.) Захлумье от сербов, а спустя 20 лет после того венгерский король Людовик, женатый на дочери Котроманича, отнял Захлумье от преемника Котроманича, Стефана Твартько и отдал своей жене. Но по смерти его (1383 г.) Твартько, возвратил себе Захлумье и отдал, с именем воеводства, в удельное владение боснийским боярам из фамилии Храничей. Эти воеводы управляли Захлумьем в продолжение 100 лет (1383– 1483 г.), именно Влатко Храничь, сын Влатко, Сандал Храничь (+1433 г.), племянник Сандала, Стефан Косача или Козаричь (1434– 1466 г.), и наконец сыновья Косача– Владислав и Влатко. Из них Стефан Косача, отказавшись от подчинения боснийскому королю, признал ленную зависимость от немецкого короля Фридриха Ш, и за то получил (ок. 1448 г.) от него титул герцога. С тех пор он стал титуловаться: «Степань Херцег одь светого Саве господарь Хумски, и приморьски, велики воевода русага (области) босньского, князь Дриньски и више (т. е. и пр.)», а Захлумье стало называться Герцеговиною. Он построил близ Требинье крепость Клобук, и здесь основал свою столицу, которая потом перенесена была в город Благой, а наконец в Мостар. Когда султан завладел (1463 г.) Босниею, – Стефан также признал себя данником Турции. По смерти его, Два сына его Владислав и Влатко разделили между собою отцовския владения, и при их жизни Герцеговина обращена была (1483 г.) в турецкую провинцию. После покорения Герцеговины турками, ею управляли сперва герцеговинские аристократы, потом назначаемые Портою турецкие чиновники, или паши 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Дочь Олава, короля шведского, называвшаяся в земле своей Ингигердою, по-гречески Ириною, пред кончиною своею приняла иночество с именем Анны и первая показала пример князьям и княгиням русским, как приятно душе менять пышную княжескую одежду на рубище иноческое. На древних Новгородских иконах она именуется святою Анною. Мощи ее почивают поныне открыто в Софийском соборе, где память ее совершается 4 октября и 10 февраля 625 . Святого священномученика Иерофея, епископа Афинского Праведный Стефан Щилянович родился от родителей благочестивых в Жупе, ныне называемой Паштровитье, в южной стороне Захолмья. Еще в юности оказался он боголюбивым; когда же достиг зрелого возраста, то старался исполнять волю Божию со всем усердием. Он был умен, храбр, хорошо знаком с военным делом. Вступив в службу при сербском деспоте, выполнял все поручения верно и успешно. Вместе с тем пребывал он верным слугою пред Господом, страхом Божиим отгонял он от себя самые помыслы греховные, тем более не допускал души до того, чтобы овладел ею какой-либо грех . Храм Архангела Михаила в Призрене, построенный благочестивым воеводою Щиляновичем, поныне еще цел 626 . За верную службу деспот дал ему земли близ Срема. Стефан жил здесь праведником, делился избытками с бедными и в сношениях с соседями соблюдал честность и правду. Случился жестокий голод в краю, не от неурожая хлеба, а от того, что нечестивые турки, воюя не один год с сербами, угнали весь скот у христиан и лишили средств к обрабатыванию земли. Праведный Стефан открыл житницы свои для несчастных и кормил бедность в голодное время. Поскольку же насилия и грабежи турок не прекращались и после голодного года, а защищаться от них не было сил, то Стефан вынужден был отдаться под защиту венгерского короля. Король с удовольствием принял в службу честного и храброго воина; он подарил ему прекрасные земли по берегам Дравы 627 . Праведник продолжал жить для ближних и в страхе Божием. В 1515 году блаженно скончался он. Супруга его Елена, с честью похоронив тело его, удалилась к родным в Германию. Спустя неделю после того турки завладели краем. В одно время увидали они над могилою свет. Думая найти зарытое серебро, откопали могилу и увидали нетленное тело. По докладе паше, стали расспрашивать: кто похоронен был? Знавшие объявили, что это – праведный Стефан, благотворитель бедных. Оказалось, что паша, бывший христианин, был родственником блаженного Стефана Щиляновича. Благоговейные иноки выпросили у паши за щедрый подарок мощи праведника и перенесли их в монастырь Фруштской горы, Шишатовец. Супруга Елена, услыхав о нетленном теле праведного мужа, хотя и была удерживаема родными, поспешила прибыть в Шишатовец и облобызала мощи праведника. Приняв монашество, она стала жить уединенно невдалеке от монастыря, в молитве и посте. Спустя три года она скончалась и похоронена была в обители. Мощи праведного Стефана почивают в храме обители 628 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

31) Григор. Путеш. 138. Грамата Душана в Гласнике XIII, 359. 32) У Григоровича 138 трескавицкая грамата без года. В ней в числе сел: " Небрегово, у Богомили, в Бабуны стась… метохь у Охриле св. Иоанна Феологоа " . Здесь упоминается о сыне короля, т.е. том, который воевал с бабунами. Итак, бабуны жили невдали от Прилепа. Недавний путешественник пишет: " опасная теперь своими ущелиями гора Бабуна в древности, как говорит предание, была убежищем бабунов или богомилов. До сих пор в ее ущельях есть село Богомили " . Григорович 139. 33) Евангелие писано в " епископьи срьбскаго Дьбра при преосвящ. Всечестнем кир Николае, иже многые труды и поты прие, зижде храм падши св. архиереа чудотворца Христова Николая " . Писал евангелие " многогрешны монахь Никола, бывь игумень св. лавры студеничскые " Григорович Пут. 20-22. Заметки поклонника св. горы, стр. 251. К. 1864 г. 34) В 1327 г. король дал Хиландару храм Богородицы за городом Призреном и 4 села. Грамата у Аврамовича 8, у Григоровича стр. 48. Но вот открылась необходимость защищаться против неприятеля отважного, сильного и умного. Болгарский князь Михаил нанес тяжкое оскорбление Стефану, прогнав невинную жену свою Неду, сестру Стефана. Блаж. Стефан и после того старался отклонить войну, к которой готовились в Болгарии и Константинополе за умершего Константина; он посылал способного посла в Царьград и к Михаилу - блаж. епископа Даниила. - Михаил показался на тот раз удовлетворенным35); но зависть к успехам сербского короля не дала ему покоя. Он собрал многолюдное войско, нанял татар и молдаван; вызвал войско императора на границу Сербии. Сербский краль увидел против себя грозных врагов, - которые беспощадно опустошали пограничные места Сербии. Не желая проливать крови для пустой славы, Стефан писал князю Михаилу: " вспомни, дорогой и любезный брат мой, что никаким злом не платил я тебе за твои недобрые дела. Однако, как слышу, ты ведешь много иноплеменников и идешь против отечества моего. Пойми значение любви христианской, смири гнев; пусть любовь, какую имели между собою наши родители, будет и между нами. Перестань лить христианскую кровь. Обрати оружие на врагов имени Христова, а не на христиан. Вспомни, как тяжко придется отвечать за невинную кровь. Знай и то, что отваживающийся похищать чужое потеряет и свое " . Михаил, гордый первыми успехами оружия, отвечал надменно: " если сербский король завтра утром не явится ко мне на поклон, то его приведут связанным и он предан будет смерти " . У Михаила было 80 тысяч войска, а у Стефана 15; но Бог с правыми, а не с сильными36). Стефан поручил войско сыну своему, а себе предоставил надзор за ходом дел. -

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Праведный Стефан Щилянович родился от родителей благочестивых в Жупе, ныне называемой Паштровитье, в южной стороне Захолмья. Ещё в юности оказался он боголюбивым; когда же достиг зрелого возраста, то старался исполнить волю Божию со всем усердием. Он был умён, храбр, хорошо знаком с военным делом. Вступив в службу при сербском деспоте, выполнял все поручения верно и успешно. Вместе с тем пребывал он верным слугою пред Господом; страхом Божиим отгонял он от себя самые помыслы греховные, тем более не допускал души до того, чтобы овладел ею какой-либо грех . Храм арх. Михаила в Призрене, построенный благочестивым воеводою Щиляновичем, поныне ещё цел 587 .– За верную службу деспот дал ему земли близ Срема. Стефан жил здесь праведником: делился избытками с бедными и в сношениях с соседями соблюдал честность и правду. Случился жестокий голод в крае, не от неурожая хлеба, а от того, что нечестивые турки, воюя не один год с сербами, угнали весь скот у христиан и лишили средств к обработыванию земли. Праведный Стефан открыл житницы свои для несчастных и кормил бедных в голодное время. Поскольку же насилия и грабежи турок не прекращались и после голодного года, а защищаться от них не было сил, то Стефан вынужден был отдаться под защиту венгерского короля. Король с удовольствием принял в службу честного и храброго воина; он подарил ему прекрасные земли по берегам Дравы 588 . Праведник продолжал жить для ближних и в страхе Божием. В 1515 г. блаженно скончался он. Супруга его Елена, с честию похоронив тело его, удалилась к родным в Германию. Спустя неделю после того турки завладели краем. В одно время увидали они над могилою свет. Думая найти зарытое серебро, откопали могилу и увидали нетленное тело.– По докладе паше стали расспрашивать, кто похоронен был? Знавшие объявили, что это праведный Стефан, благотворитель бедных. Оказалось, что паша, бывший христианин, был родственником блаж. Стефана Щиляновича. Благоговейные иноки выпросили у паши за щедрый подарок мощи праведника и перенесли их в монастырь Фрушской горы, Шишатовец. Супруга Елена, услыхав о нетленном теле праведного мужа, хотя и была удерживаема родными, поспешила прибыть в Шишатовец и облобызала мощи праведника. Приняв монашество, она стала жить уединенно невдали от монастыря, в молитве и посте. Спустя три года она скончалась и похоронена была в обители. Мощи праведного Стефана почивают в храме обители 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

14 серб. Крст часни и слободу златну – сербская поговорка, которая в основном использовалась как призыв к свободе во время освобождения сербов от турецкого владычества на Балканах. 16 Честер Р. Дэвис (27.02.1896–31.07.1966) – американский бизнесмен. В 1954 году был назначен президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на должность статс-секретаря министра обороны, в течение работы на которой он разработал план медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил. После ухода с государственной службы в 1957 году был назначен в подкомитет по социальному обеспечению Чикагского совета. 18 Слава – сербская православная традиция прославления святого покровителя своей семьи, организации и т.д.; празднуется ежегодно в день памяти святого. 19 Симеон Мироточивый, Хиландарский (1113/1114–1200) – великий жупан Сербский (Рашский), ктитор, монах, родоначальник сербской правящей династии Неманичей, прославлен Сербской Православной Церковью в лике преподобных. 20 Радован Кошутич (1866–1949) – основоположник югославской лингвистической русистики (а также полонистики), автор трех капитальных трудов: «Грамматика русского языка», «Фонетика» (Петроград, 1919); «Морфология» (Белград, 1914); «Русская хрестоматия» (в 3 тт., Белград, 1910). 21 «Бен Акиба» – творческий псевдоним Бранислава Нушича (серб. Бранислав (1864–1938) – сербского писателя и драматурга, академика Сербской Академии Наук (с 1933 года). 22 Здесь речь идет о произведении «Молодой король» или «Душан, молодой король» (прим. Душан, молодой корольСтефан Урош IV Душан Неманич) сербохорватского писателя Петра Петровича Пеции (1877–1955), писателя-сатирика, широко известного среди театральной публики своего времени. 23 Радойко Йованович (творческий псевдоним «Раде Дрейнац», 1899–1943) – сербский поэт, представитель космополитического течения в сербской поэзии периода между Первой и Второй мировыми войнами. 25 Альфред Хоуп Паттен (1885–1958) – священник англиканской церкви; известен благодаря восстановлению англиканской святыни – базилики Богоматери Уолсингемской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вследствие этого, при Асене II в состав болгарской патриархии, кроме архиепископии архидской, входили: 1) митрополия солунская с своими епископиями 2) все до одной фракийские митрополии константинопольского патриархата, начиная серрскою и кончая адрианопольскою, и 3) в нынешней Сербии кроме епархии браничевской была еще восстановленная после венгров в области заморавской, уничтоживших в ней все пять ее епископских кафедр, епархия белградская. После смерти Асеня началось быстрое сокращение владений болгарского государства. В непродолжительном времени была утрачена вся Македония по город Кюстендил и по местность Косова поля включительно, а владения во Фракии, то уменьшаясь, то увеличиваясь, почти никогда не переступали на юг границы, шедшей по Морице от верховьев до Адрианополя, а отсюда по прямой линии к Агатополю, по-турецки Ахтеболу, на Черном море, при чем Адрианополь почти постоянно оставался во власти греков, а Филиппополь и приморские города выше указанной черты постоянно переходили из одних рук в другие. Сообразно с этим сокращением южных границ государства сократилась и забалканская область болгарской патриархии (в указанной, переходившей из одних рук в другие, части Фракии были – митрополия Филиппопольская с своими епископиями, епископии митрополии адрианопольской и в позднейшее время – отделенные от этих митрополий архиепископии литицкая и созопольская). На западной границе от Сербии (от нынешней и от тогдашней) сначала, вероятно тотчас после смерти Асеня, мадьяры отняли область белградскую, потом сербский король Стефан Милутин (1275–1320) – обширный край, лежащий на запад от черты, проведенной с верхнего Стримона на верхний Тимок и от сего последнего до его впадения в Дунай (неизвестно, со включением или за исключением области нишской), и наконец сербский король Стефан Дечанский (1321–1336) – города Дубницу, Ихтиман и Самоково с их округами (и если не Милутин, то не позднее как он же – область нишскую). Выше мы указали архиерейские кафедры, существовавшие в предбалканской или собственно так называемой Болгарии, какие упоминаются в известных в настоящее время памятниках; очень может быть, что фи указали их не все и что в действительности число их было несколько значительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Временник кн. 28. Изд. акад. II, 111. 633 Ещё кн. Борис в письме к п. Николаю писал: Multi ex diversis locis christiani advenerunt, qui prout voluntas eorum existit, multa et varia loquuntur, i. e. Græci, Armenii et ex secteris locis. 636 Пролог окт. 21. У Царского 563 служба окт. 21 «на перенесение мощей св. Илариона, епископа меглинскаго». Опис. муз. стр. 539. 637 Даскалова Открытия в Тернове – в Чт. общ. ист. 1859 г. кн. 2. стр. 6, 7. Григорович 174, 175. 639 Прохорова Древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты», т.е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 640 Троношский поздний летописец (Гласник V: 40, 41) выставляет дело так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на восток и однако при кр. первовенчанном. Это – путаница. Св. Савва отправлялся на восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Радославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2,374. 642 Ныне печский храм в честь вознесения Господня (Зап. геогр. общ. XIII, 172), но начальный был в честь апостолов. См. прим. 58. 644 В послесловии к шестодневу i. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсение – написана книга повелением «Дометиана, иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры». Калайдовича Экзарх стр. 164. 649 По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке.– Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58, 62. и декаб. 20 прим. 26. 650 Летопись (Гласн. V , 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146; V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первомуч. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князь того города, некий Пирр, спросил Мину, кто он и чем занимается. Святой ответил ему: «Отечество мое – Египет, зовут меня Мина. Был я офицером, но, видя поклонение идолам, отрекся от ваших почестей. Сейчас пришел я для того, чтобы перед всеми исповедать Христа моего истинным Богом, дабы и Он исповедал меня Своим служителем в Царстве Небесном». Услышав это, Пирр предал святого Мину лютым истязаниям. Били его, строгали железными щетками, опаляли свечами и подвергали другим пыткам, пока наконец не усекли мечом. Тело его бросили в костер, чтобы христиане его не забрали, однако верующие все-таки спасли из огня некоторые части [тела]. Эти останки они с честью погребли. В дальнейшем их перенесли в Александрию и положили в основание церкви. Святой Мина пострадал около 304 года и преставился в Царство Христово. Однако был и остался он великим чудотворцем в сей и в оной жизни, на земле и на небе. Кто бы ни чествовал святого Мину и ни призывал его с верою на помощь в бедах и нуждах, всех он заступал. Неоднократно являлся как воин на коне, чтобы помочь верным или покарать неверных. 2. Св. мученик Стефан Дечанский, король Сербский . Сын короля Милутина и отец короля Душана. По приказу отца, введенного в заблуждение, был ослеплен, а по повелению легкомысленного сына был в старости задушен. После того как его ослепили, явился ему святитель Николай в храме на Овечьем поле и показал ему его глаза, сказав: «Стефан, не бойся, вот твои глаза на моей ладони. В свое время верну я их тебе». Пять лет провел он в Царьграде как узник в монастыре Вседержителя (Пантократора). Своей мудростью и подвижнической жизнью, кротостью и благочестием, терпением и благодушием превосходил Стефан не только всех монахов в обители, но и весь Царьград. Когда минуло 5 лет [со дня его ослепления], снова явился ему святитель Николай и сообщил: «Пришел я исполнить свое обещание». Осенил он слепого короля крестным знамением – и Стефан прозрел. В благодарность Богу воздвиг он Дечанский храм, одно из редких по красоте творений византийского искусства и один из самых знаменитых памятников былого сербского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010