Упокоился в Царьграде в 826 году, достигнув 68-летнего возраста. 6. Св. Урошица, князь Сербский . Сын короля Драгутина. И в браке соблюл чистоту и целомудрие. Из его гробницы истекло миро. Рассуждение Если когда и восседал на престоле земного царства святой царь, то [это] был благоверный сербский король Стефан Дечанский. Греки, обычно считавшие славян варварами, дивились красоте души святого Стефана как редчайшему чуду той эпохи. Когда император Кантакузин послал к королю Милутину игумена монастыря Пантократора по неким государственным делам, король Милутин помимо прочего спросил и о своем сыне Стефане. «Ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове, – ответил ему игумен, – будь уверен, что его убогость стоит выше твоего королевского величия». Византийский император на первых порах относился к слепому Стефану весьма сурово: сначала заключил его в одном из покоев дворца, запретив всякий к нему доступ, а затем передал его в монастырь Пантократора – с тем чтобы там, неся тяжкие монашеские подвиги, ослабел он и погиб. Однако Бог хранил блаженного Стефана, и тот переносил подвиги поста и молитвы как самый лучший монах. О его мудрости [и рассудительности] стали говорить во всем Царьграде. И царь стал его уважать, всё чаще испрашивая у него совета. Так, например, святой Стефан посодействовал развенчанию и ниспровержению известной ереси Варлаама, с которой боролся святитель Григорий Палама (см. Синаксарь второй недели Великого поста). Варлаам в то время находился в Царьграде и ловкими интригами склонил к своему мнению многих вельмож и сановников в Церкви и при дворе. Пребывая в недоумении, царь вызвал Стефана и спросил его, что ему делать с Варлаамом. Мудрый Стефан ответил ему словами Псалмопевца: Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех ? И еще добавил: «Опасных людей следует изгонять из общества». Выслушав сие, император Кантакузин немедленно с бесчестьем прогнал Варлаама из столицы. 1. Св. Иоанн Милостивый . Патриарх Александрийский. Родился на острове Кипр в княжеской семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Венгерский король Андрияш именовался и королем Сербии – этот пустой титул королям Венгрии даровал папа. Андрияш не хотел лишиться своего титула и уступить его кому бы то ни было. Только что без всякой славы он возвратился из крестового похода в Палестину. Лишение титула сербского короля было еще одним ударом по его самолюбию. И Андрияш объявил Сербии войну. Стефан всеми силами пытался избежать кровопролития, но все было напрасно. Наконец он попросил Савву отправиться к венграм и умирить их. Святитель послушался и пошел. По преданию, Савва встретил короля Андрияша в Бахки, на месте, где позднее был воздвигнут монастырь Ковиль в честь Святых архангелов. Андрияш принял святителя с почестями. И здесь, как и в случае со Стрезом, Савва, заговорив языком Евангелия, напомнил королю учение Христово: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ), – и многое, подобное тому. Во время беседы Андрияш разгневался и принялся поносить Стефана. Святой молился про себя – то же он стал бы делать во время бури, чтобы ее успокоить. И воистину, помог ему Бог . Это произошло следующим чудесным образом. Савва с сопровождающими разместился в шатре невдалеке от военного стана. Король каждый день посылал сербам пищу и вино. В то время стояла страшная жара. Святой отправил своих людей попросить немного льда, но король не мог его найти. Тогда Савва помолился Богу, и по молитве святителя вокруг сербского шатра выпал град. Савва наполнил сосуд льдом и послал его королю со словами: «Я просил льда у тебя, и ты не мог дать его. Тогда я попросил у Творца, и Он дал мне». Изумленный король Андрияш переменил свои мысли. С поспешностью пришел он в шатер сербов, поклонился Савве и, величая его своим духовным отцом, попросил прощения за оскорбительные речи. Несколько дней Андрияш провел у ног святого, внимая его богодухновенным поучениям. Наконец венгерский король выразил желание перейти в православие, и Савва исполнил его просьбу. При расставании Андрияш наделил святителя многими дарами, предназначенными и ему лично, и королю Стефану, сказав: «Передай Стефану, королю сербов, твоему и моему брату, мои приветствия и искреннюю любовь». Он выделил Савве и почетный караул, сопровождавший того до Дуная. Так Бог помог Сербии и святителю Савве умирить бурю, угрожавшую с севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

При Стефане была учреждена независимая сербская архиепископия и установлен более прочный порядок в церковном управлении. Первым архиепископом был другой младший сын Неманьи, св. Савва . Он долгое время подвизался на Афоне и затем в 1219 г. исходатайствовал у греческого императора и патриарха право для сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа . Св. Савва открыл, кроме Рашской, еще несколько епископий, где он поставлял своих учеников, пришедших с ним с Афона, и поручал им устраивать церковное управление на основании канонических правил. Св. Савва основал несколько монастырей с порядком жизни, как на Афоне. Им было основано два кафедральных монастыря – Жичский, в котором находилась его кафедра, и Ипекский (Печский). Монастырь в Печи устроил по указанию св. Саввы (1137 г.) его сподвижник и преемник св. Арсений. С 14 века эта обитель стала столицей сербских патриархов. После св. Саввы притязания пап на главенство, хотя и не прекращались, но и не приводили к формальному подчинению Римской церкви. Сербские государи иногда по политическим соображениям манили пап обещаниями. Но, когда наступал решительный момент, они к латинству не прибегали. Так поступил Стефан Первовенчанный. Когда папа прислал венец со своим легатом, то короновал Стефана его брат, архиепископ Св. Савва, и о подчинении папе ни было и речи. Сербский король Стефан Милутин (1275–1320) напрашивался на присоединение, желая принять участие в крестовом походе,готовившемся на Западе против Византийской империи. Но затем отказался от самого принятия латинства. Даже знаменитый король Стефан Душан (1336–55) два раза обращался к папе с готовностью подчиниться, в расчетах на помощь папы в переговорах с венгерским королем, и оба раза отказался от исполнения своего намерения. Король Стефан Душан, расширив свои владения, главным образом за счет греков, и считая себя наследником византийских императоров, задумал принять титул императора. В этом плане он в 1346 г. предложил собору сербских епископов переименовать тогдашнего ипекского архиепископа Иоанникия в патриархи с провозглашением независимости от константинопольского патриарха. Новый патриарх короновал Душана императором. Константинопольский патриарх не признал происшедшее и подверг даже отлучению Душана, сербского патриарха и всю церковь . Раскол между обеими церквами окончился только в 1375 г., когда спорные епархии, включенные в 1346 г. в сербский патриархат, были присоединены снова к константинопольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вознося благодарение Господу Богу за дарованную победу, король Стефан тогда же известил о ней свою супругу Марию и сербского архиепископа Даниила со всем сербским собором следующим посланием: «Да будет ведомо, что, помощью Божиею и заступлением святого господина нашего, преподобного отца Симеона и святителя Саввы [ 14 ] и молитвами вашими, заступлением и укреплением и силою Святого Духа вооружаемый и защищаемый, я, сербский краль, с превозлюбленным сыном нашим Стефаном, и с нашими воинами, чадами моего отечества, злокозненного врага нашего, болгарского царя, пришедшего со многими иноплеменными языками, и хвалившегося на наше отечество, победил в сражении, происшедшем в местечке, называемом Землен, в нашем королевстве, и самого царя умертвил и великое богатство и славу их отъял помощью Божиею. Радуясь о сем, воздайте должную хвалу Богу. Мы же отправляемся в дальнейший путь в болгарскую землю». Это радостное известие с восторгом принято было по всей Сербии, и во всех храмах совершались торжественные молебствия по случаю такой великой милости Божией. Король же Стефан, вместе с сыном своим, торжественно пошел водворять порядок в Болгарии. Его сопровождали пленные болгарские бояре. Вскоре вышли на встречу и бояре, остававшиеся в Болгарии и управлявшие городами и провинциями; во главе их находился Белаур, брат убитого царя Михаила. От имени всей Болгарии они отдавались под власть сербского государя и готовы были на слияние Болгарии и Сербии в одно государство. Но Стефан этого не захотел. Он желал восстановить на болгарском престоле обиженную и поруганную сестру свою Анну с сыном ее Стефаном. Тотчас же после победы над Михаилом он послал ей в монастырское заключение известие об этом и убеждал не унывать, но надеяться на лучшее будущее. Теперь же он через особое посольство приглашал ее вместе с сыном явиться в болгарский столичный город Тернов и послал необходимую военную помощь. Болгарским боярам король Стефан объявил, что он сам лично отказывается от болгарского престола, а поставляет болгарским царем сына своей сестры Стефана (Шuшмaha II), которого они и должны слушать, сами же могут пребывать в полной безопасности и оставаться при прежних должностях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

в монастырь, где 13 февраля 1332 г. он и умер. С дошедшими до Дидимотиха болгарами Андроник III заключил после нескольких сражений мир, так что они могли направить свои силы против сербов. При Вельбужде сербский король Стефан Урош, поддерживаемый 300 закованных в латы немецких наёмников, одержал 28 июля 1330 г. кровавую и решительную победу над болгарами. Царь Михаил пал в бою. Могущество болгарского государства, которому, впрочем, сербский король дал продолжить своё существование, было уничтожено. Год спустя старый сербский король пал вследствие дворянского заговора, и престол занял его юный сын Стефан Душан (1331–1355 гг.), могучий основатель сербского великодержавия. Следует пожалеть, что ему не удалось, согласно его плану, совершенно покончить с греками и франками и основать, таким образом, на Балканском полуострове жизненное христианское единое государство, которое могло бы, как крепкий бастион, противостоять турецким разрушителям культуры. Всё-таки его могущество достигло неожиданных размеров. Он вступил в свойство с новым болгарским царём Иоанном–Александром Асенем (1331–1365 гг.). В Македонии и в Иллирии он сильно подвигался вперёд. Охрида, Прилеп, Кастория перешли в 1331 г. под его власть. С 1334 г. Андроник III сильно распространял власть ромеев в Фессалии и в Эпире на счёт потомка Ангелов, графа Джиованни, и после его смерти в 1335 г. занял всю страну. Но вмешательство сербов привело к перемене положения. В 1340 г. они завоевали всю страну до Янины и добились от ромеев её формальной уступки. В Азии империи принадлежала почти только одна Филадельфия. Греческие приморские города платили османам дань. Но попытка Урхана стать твёрдой ногой в 1337 г. на европейской почве была блестяще отражена греками. Точно также Андроник сумел ещё раз показать своё значение генуэзцам. Организованные сельджуками южного побережья Малой Азии морской разбой и ловля людей, угнетавшие распадающийся на бессильные маленькие княжества Архипелаг, снова заставили византийцев поднять запущенное морское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Женский монастырь Гориоч Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Гориоч (серб. Манастир Гориоч) основан святым Стефаном Урошом III Дечанским. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Гориоч, согласно легенде, был построен королём Стефаном Урошом III Дечанским : таким образом он отблагодарил святого Николая , которому молился об исцелении своих глаз. Этимология подтверждает название этого монастыря (серб. «горе очи» Гориоч). По наущению злых людей отец Стефана, король Милютин, приказал своим поданным заковать Стефана в цепи и заточить в темницу в Скопле, где Стефан был ослеплен. Произошло это в Сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая, которому Стефан в муках непрестанно молился об исцелении своих глаз, и его молитва была услышана. Стефан вернулся в свое отечество из заточения лишь спустя восемь лет. По смерти своего отца Стефан снял повязку с глаз, объявил, что святой Николай вернул ему зрение, вступил в борьбу за престол и в 1321 году был коронован. Следуя дорогой из Звечана в Печ мимо Хвосно, король Стефан часто останавливался отдохнуть на месте Бела-Стена и с высоты около 1000 метров любовался видом плодородной равнины, пересекаемой реками и окаймленной высокими горами. Здесь он решил построить монастырь, который посвятил святому Николаю Чудотворцу в знак благодарности за исцеление и сделал его метохом монастыря Высокие Дечаны своей задужбины, где и был похоронен. До наших дней не сохранилась церковь святителя Николая в первозданном виде: она была перестроена в XVI, XVIII и начале XX века. Речь идёт о простой, однонефной церкви, в которой хранятся 11 икон, написанных в XVI, XVII и XVIII веках. В первозданном виде остались колокольня, кельи и фонтан. Сокровищем монастырской церкви является ее старинный иконостас. Все иконы написаны на досках, хорошо сохранились, они очень красивы и выполнены с несомненным мастерством. На двух из них есть надписи, говорящие об их принадлежности к 1575 и 1656 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Святые сербские короли HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Филарет (Гумилевский) Святые сербские короли В издательстве Сретенского монастыря не так давно вышли в свет " Жития святых " , составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю). В этот день празднуется память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына, короля Владислава. Святой Симеон Неманя / " Свят Симон монах " , - так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху. Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. " Оставих на престоле моем любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора " , - так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввести папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

После 2 безуспешных попыток взять Фессалонику (1342 и 1343) Стефан Душан обратил внимание на адриатическое побережье. Он постепенно вытеснял оттуда визант. властителей, и только Диррахий оставался владением неаполитанских Анжуйцев. После этого он начал завоевание Южной М. и присоединил Воден, Костур и Лерин (Флорину). Летом 1343 г. союз между Стефаном и Иоанном Кантакузином был разорван, т. к. последний овладел Веррией, Сервией и Платамоном. Кантакузин заключил союз с тюрк. эмиром Айдына Умур-беем из М. Азии, чтобы овладеть Фессалоникой. Стефан Душан попытался продвинуться на юг в М. самостоятельно, но в 1344 г. был разбит близ Стефанианы Умур-беем. Тем не менее в 1344 г. сербы овладели Зихной и Веррией. Когда в 1345 г. Кантакузин и Умур-бей бросили основные силы на овладение К-полем, Стефан Душан захватил большую часть Восточной М.- от Серр до Кавалы. В состав его владений вошел и Афон, привилегии к-рого Стефан подтвердил специальным хрисовулом. После этих побед Стефана Душана начали титуловать «во Христе Боге верный король всех сербских, и поморских земель, и греческих, и Болгарских пределов» (грамота 1345 г. монастырю Дечаны) либо «Божьей милостью Стефан, король Сербии, Диоклеи, Захумья, Зеты, Албании и Поморья, и правитель немалой части от царства Болгарии, и господин всей Романии» (письмо от 1345 г. венецианскому дожу Андреа Дандоло). В 1346 г. он был коронован в Скопье при участии Тырновского патриарха Симеона. Вскоре М. была разделена между серб. феодалами. Войхна с титулом кесаря управлял Драмой; Иоанн Оливер стал деспотом региона Овче-Поле-Злетово; Бранко Младенович - севастократором в Вельбужде, Куманове и Охриде. Иоанн Кантакузин, в 1347 г. восшедший на к-польский престол, стремился сохранить Восточную М. и выделил земли эгейского побережья от Кавалы до Дидимотиха в отдельное владение, которое доверил сыну Матфею. В 1350 г. Кантакузин попытался вернуть М. при помощи тур. отрядов, разорявших страну, напал на сербов и ненадолго вернул Женско (Гинекокастрон), Веррию и Воден (Эдессу).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Один пример тому – великий император Юстиниан, а другой – святой король Стефан Дечанский. По кончине своего отца Милутина Стефан сбросил повязку со своих глаз, после чего знать и простой народ с радостью провозгласили его королем. Однако Константин, сын Симониды и младший брат Стефана по отцу, поднял против него армию. Тогда Стефан написал ему так: «Слышал ты, что со мной произошло (то есть как я прозрел) по Промыслу Божию, устрояющему всё ко благу. Помилованный Богом, я унаследовал родительский престол, чтобы владычествовать над людьми со страхом Божиим и правдой, по примеру предков. Откажись от своего предприятия, приди, чтобы увиделись мы друг с другом; прими второе место в государстве как второй сын и не восставай с чужеземцами против своего отечества; нашей просторной земли [вполне] хватит и для меня, и для тебя. Я не Каин-братоубийца, но товарищ братолюбивому Иосифу. Словами сего последнего и я тебе говорю; я Божий; вы замышляли против меня зло, а Бог устроил добро». Так писал святой король. Но Константин не послушалея. И потерпел поражение в войне со Стефаном. Так же был побежден и Владислав, сын Драгутина, второй претендент на сербский престол! Но хуже всего пришлось Михаилу Шишману, царю болгарскому. Ему Стефан писал: «Уразумей значение христианской любви, усмири гнев, дозволь, чтобы между нами была [такая] любовь, какая царила и между нашими родителями. Перестань проливать христианскую кровь. Обрати оружие против врагов имени Христова, а не против христиан. Опомнись и [памятуй] о том, как трудно отвечать за невинную кровь. Знай и сие: кто отнимает чужое, [тот] и свое теряет». Михаил посмеялся над этим посланием святого короля и был наголову разбит при Велбужде. «Бог – с праведным, а не с сильным». Созерцание Да созерцаю [досто]чудное сотворение (Быт. гл. 1), а именно: 1) как Бог сказал: да будет твердь посреди воды [в серб, букв.: да будет свод посреди вод. – Пер.]; 2) как отделил Он воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью ; 3) как назвал Он твердь небом .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святой король Стефан вкупе со святым Саввой и со святым князем Лазарем составляют прекрасное тройство святости, благородства и самопожертвования, явленное сербским народом. Как страдалец прожил он свой земной век и как мученик скончался в 1336 году [по другим сведениям, в 1331 году. – Пер.), восприняв венец бессмертной славы от Вседержителя, Которому верно послужил. Был мучим и гоним святой король Дечанский, Но все переносил с терпеньем христианским; Когда, казалось, все его на свете одолели, Он сам явился храбрым победителем на деле. Отца родного кротостью осилил и смиреньем, Кантакузина – мудростью и здравым рассужденьем. На едкость Симониды отвечал простым молчаньем, Царя Шишмана одолел – на Бога упованьем. Не зря могучий сын Стефана сильным назывался; С отцом своим, однако, силой духа не сравнялся, Ведь сила – преходяща, земная слава – тленна, А сила с небеси – всегда благословенна; Она неистощима и вовек не оскудеет, Стефан, король Дечанский, ею в Боге богатеет. Небесной благодатью стяжав дар умиленья, Одолевал он кротостью врагов и всепрощеньем. Христос Стефана крепостию наделил и славой И на престоле сербском утвердил его по праву. Потом победу одержал Стефан конечную: За Божью правду пострадав, вошел в жизнь вечную. Молитву вознеси о нас, владыка православный, Чтоб ввел Господь нас милостивый в Царство вседержавное. 3. Свв. мученики Виктор и Стефанида . Виктор был римлянином и воином по ремеслу. Претерпел мучения за Христа при императоре Антонине. Во время его истязаний некая молодая женщина Стефанида объявила, что и она христианка. Виктора обезглавили мечом, а Стефаниду разорвали надвое, привязав одной ногой к верхушке одной пальмы, а другой ногой – к верхушке другой. 4. Св. мученик Викентий диакон . Из Сарагосской епархии в Испании. Претерпел ужасные мучения за Христа и в довершение был испечен на железной решетке. Предал свой дух Богу в 304 году. Его мощи почивают в Риме, в храме, посвященном его имени. 5. Преп. Феодор Студит . Знаменитый игумен Студийского монастыря, великий страдалец за святые иконы, мудрый устроитель монастырской жизни, богодухновенный учитель Православия и досточудный подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010