После своего брака Стефан Урош получил для самостоятельного управления одну из важных областей, именно Зету, или Диоклею, теперешнюю южную Черногорию. Здесь некоторое время и правил Стефан. Но как нередко прежде, так и теперь возникают в Сербии смуты, сопровождаясь обычными бедствиями и несчастиями. Мачеха Стефана, вторая супруга Милутина, Симонида, дочь Византийского царя Андроника Старшего 7292 и жены его Ирины, возымела желание, чтобы наследником Сербского престола сделался не Стефан Урош, ее пасынок, а родной ее сын, Константин. Подстрекаемая своею матерью Ириной, она стала внушать королю Милутину подозрение к его сыну Стефану и клеветать, будто Стефан хочет отнять престол у отца. В то же время нашлось среди сербских бояр немало таких, которые предупредили Стефана о грозившей ему опасности, но избавиться от нее советовали посредством восстания против отца и отнятия у него королевской власти. Между тем отца его Милутина злые люди успели убедить, что сын замышляет против него восстание и хочет свергнуть с престола. Тогда Милутин отправляется в область своего сына и посылает схватить его. Посланные заковали Стефана в цепи, посадили в темницу в Скопле 7293 и ослепили. Произошло это в сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая. Ослепленный Стефан испытывал страшные муки и подкреплял себя только молитвою. Среди таких тяжких страданий полумертвый мученик в тонком сне видит пред собою величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом; муж сей держит на правой длани выколотые очи Стефана и говорить: – Не скорби, Стефане! Вот на длани моей твои очи, – и с этими словами показывает их. Думая, что это привидение, Стефан сказал ему: – Кто ты, господин мой, являющий такое попечение обо мне? Явившийся отвечал: – Я Николай, епископ Мирликийский . Пробудившись от сна, страдалец почувствовал некоторое облегчение от болезни и возблагодарил Бога. Гонение на Стефана сим не кончилось. Желая вполне обезпечить себя от мнимых замыслов сына, король Милутин изгоняет Стефана из отечества, отсылает его в Царьград к тестю своему царю Андронику Старшему под надзор вместе с двумя малолетними внуками, сыновьями Стефана – Душаном и Душицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

27) Цароставник у Раича 2, 537-541. Серб. летоп. в Гласнике V, 62. Симонида после прославления мощей св. Милютина удалилась в Царьград и там вступила в монастырь. Даниил у Раича 2, 518, 519. 28) Раич 2. 432, Никон. летоп. 2, 288. Серб. летоп. в Гласнике V, 58. Х, 264. Летопись у Шафарика (Памятн. 2, 52): " тъ же урошиць светло в благочестыи кончину прем гробу предаст се, положен бысть в митрополии ахильской и благодатию светаго Духа миро истечает, яко же есть ведомо вьсем " . - Изображения обоих братьев в Грачанице. Зап. геогр. общ. XIII, 237. 29) Цароставник у Раича 2, 541-43. Когда умерла первая жена Дечанского, княжна болгарская, блаж. краль женился на дочери князя валахского, за которою получил в приданое Банат. - Король венгерский, домогаясь того, чтобы произвольно распоряжаться Валахиею, повел войска в Валахию. Стефан в защиту тестя выслал войско. Венгерский напрасно похвалился: " потеряю бороду, а завтра приволоку за бороду из диких лугов Влайка " . С полками Стефана Влайко разбил короля и тот едва не потерял головы30). " Вот я Стефан, краль всей сербской земли, взяв несколько городов, которыми владели греки, взял и город Прилеп, где монастырь св. Богородицы, называемый Трескавицею " , так писал король в грамате 1326 г., которою он закреплял за монастырем села и угодья31). - Вслед затем поручал он сыну своему Душану смирить оружием бабунов - богомилов, которых поселения были невдали от Прилепа и которые из диких ущелий своих распространяли свои заблуждения между православными32). Писавший евангелие 1329 говорил о крале дечанском: " Господь избрал и прославил его для отчизны как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, рассеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот с Божиею помощию одержал победу над ними; пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему " 33). Так подвизался король - патриот и ревнитель чистой веры34).   30) Раич 2, 549-552. Луккари Annali di Rausa 49-61. Чертков о перенесении фракийцев за Дунай во Времен. общ. ист. Х, 66.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамоту о свободе торговли ее в Сербии. Краль Милютин в 1276 году писал: «а) какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), ту же оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом» 777 . Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела Отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжение 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамоте, и нам остается прибавлять только пояснения к его известию. «Будучи рабом Господа моего Спаса Христа, – так пишет он, – я, Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкие для меня слова Твои, Иисусе, поучающие нас в святом Евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрые дела ваши и прославили Отца Небесного. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную Печскую церковь и, поклонившись иконам, лобызал честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовного кир Никодима, архиепископа Сербского, и сущего с ним Собора, полагаю на Соборе, чтобы не остались в забвении чудные дела Божии: совершить обновление Хиландаря, возобновить писание в Жичской обители, отдать селище Улиарское для Печской обители». Дела Божии были таковы. «Греческая империя простиралась до Липляны, и греки делали насилия». Столько говорит король о причинах войны с греками. Очевидно, он не вполне высказался. С одной стороны, за сербскими горами, на равнине македонской, были поселения славянские; когда-то входили они в состав болгарского царства, а теперь были во власти греков. Это для славянской души было ненормально, оскорбительно. С другой, Михаил Палеолог в 1274 году составлял в Константинополе собор о принятии унии с папою. За исключением придворной партии, все другие были против папизма. Михаил обратился к мерам насилия против несоглашавшихся с его мыслью. Жестокости по местам и по временам были бесчеловечные; особенно сильно страдали афонцы, досылавшие смелое обличение Михаилу; в 1279 году жестокости усилились 778 . И вот благочестивый король объявляет мечом протест против папизма. Он решил избавить от папизма по крайней мере дорогих славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

и не припоминает Божественного изречения, воспеваемого устами каждого христианина: «честна перед Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ). Прошло пятнадцать веков, и слова христианского проповедника сохраняют весь прежний смысл и всё то же значение... 391 По известию Гласника XI, 39 в Сербской ркп. «Житие Богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее Сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменой Сербских выражений Славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 395. 399. И декаб. 20 прим. 392 Летопись (Гласн. V, 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: Венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину, и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то Венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а Сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI. 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездой на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214. 394 Слова Даниила у Раича 2, 423–429. Троношская летопись (Гласник V, 55–58) говорит ещё, что Сремский король: а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дривою, монастырь Ловницу, украшенный зелёным мрамором, храм в Невесинском окружии; в) супруга его создала после него в Ядарском округе монастырь Тронощу; г) сыновьями его построен в Зворническом округе мои. Томна, – Другая летопись (у Шафарика памятн.2:52) о Драгутине: «на любовь Божию и на православие распаляе се, – пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, въсяку правду и истину исполняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае». – Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) на право от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

774 Летопись (Гласник. Кн. 5) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину, и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину: то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. (Гласник. Кн. 11, 5). На монетах Драгутин в таком виде: первовенчанный Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии (Гласник. Кн. 3). 776 Слова Даниила см. в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Тро- ношская летопись (Гласник. Кн. 5) говорит еще, что сремский король: а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дриною, монастырь Ловницу, украшенный зеленым мрамором, храм в невесинском окружии; в) супруга его создала после него в ядарском округе монастырь Троношу; г) сыновьями его построен в зворническом округе монастырь Тамна. Другая летопись (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi) о Драгутине: «на любовь Божию и на Православие распаляе се, – пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, всяку правду и истину исполняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае». Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) направо от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов. Они лежали невредимы долго после запустения монастыря, пока святотатственная рука каких-то новопазарских христиан Знобичей не похитила их для распродажи по частям» (Записки географического общества. Т. XIII). «Житие благочестивого краля Стефана сремского, монаха Феоктиста» писанное Георгием Грамматиком, в серб. ркп. Здесь сказано: «бысть же преставление сего блаженнаго мес. мартиа в 22 день» (Гласник. Кн. 11). Служба св. Милютину в Сербляке воспевает обоих братьев королей и матерь их Елену.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Монастырь Высокие Дечаны      – Каковы особенности архитектуры и внутреннего интерьера собора? – Нужно сказать, что при строительстве храма использовались только местные материалы: уникальные мрамор и оникс добывали тогда и продолжают добывать сегодня в этих краях. Потом церковь была украшена скульптурами в романо-готическом стиле, а фрески были выполнены в византийских традициях. Таким образом, в архитектуре монастыря органически соединились западная и восточная христианская традиции. Такое соединение было характерно для периода правления «лозы Неманичей» – целого ряда святых сербских правителей, с XII-ro по XIV-й век. Первый шедевр тех времен – это монастырь Студеница, «мать монастырей сербских», как он еще называется в нашей традиции, а Высокие Дечаны – это последняя архитектурная жемчужина того славного времени. Завершено было строительство, точнее, роспись храма фресками при сыне святого Стефана Дечанского, святом короле Душане в 1348-м году. Сам король Стефан не увидел красоту построенного храма и монастыря: он был убит в 1331-м году. Молодой король Душан, его сын, взял на себя заботу о благоустройстве и росписи собора. А в 1343-м году король Душан объявил грамотой о чудесном явлении благодати от мощей своего отца. Святой Стефан Дечанский явился церковному старосте и игумену монастыря и повелел им извлечь свое тело из могилы. Архиепископ и весь священный собор с молитвами открыли гроб и нашли в нем нетленные, источающие благоухание святые мощи короля. Их положили в киот и поставили перед иконостасом, чтобы все могли их видеть и поклониться им. Многие больные, слепые, глухонемые и расслабленные, бездетные женщины и душевнобольные подходили к святому с верой и молитвой и получали исцеление – так продолжается и по сей день. Около тысячи фресок находятся здесь, в храме Вознесения Господня, занимая площадь около 4000 квадратных метров. Таким образом, это самое большое в мире сохранившееся собрание фресок, выполненных в византийском стиле. Что касается деталей, то фрески рассказывают о событиях Ветхого и Нового Заветов, об истории Церкви многих веков. Еще одной особенностью этого храма можно считать то, что это, пожалуй, единственный христианский храм на Балканах, который всегда оставался таким, каким он был построен, и не был превращен оккупантами в мечеть. Он несколько раз подвергался разорению и осквернению, но всегда отстраивался и приобретал свой первоначальный вид. Конечно, иноки монастыря и благотворители трудились над тем, чтобы сохранить монастырь, провести ремонт, заменить крышу, но само здание церкви, повторюсь, остается аутентичным: как храм выглядел в XIV веке, так он стоит и сейчас.

http://pravoslavie.ru/72193.html

Сын гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: «Стефан Божиею милостию краль сербский, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящаго все во благое. Помилованный Богом наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын; а не возставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно и для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последняго говорю тебе: не бойся: я – Божий; вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе» 709 . Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Константином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану 710 . Являлся и другой претендент на сербскую корону и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина, Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает» 711 .– Владислав должен был покориться Стефану, когда увидел, что Сербия не за него, а против него 712 . Когда умерла первая жена Дечанского, княжна болгарская, блаж. краль женился на дочери князя валахского, за которою получил в приданое Банат.– Король венгерский, домогаясь того, чтобы произвольно распоряжаться Валахиею, повёл войска в Валахию. Стефан в защиту тестя выслал войско. Венгерский напрасно похвалился: «потеряю бороду, а завтра приволоку за бороду из диких лугов Влайка». С полками Стефана Влайко разбил короля и тот едва не потерял головы 713 . «Вот я Стефан, краль всей сербской земли, взяв несколько городов, которыми владели греки, взял и город Прилеп, где монастырь св. Богородицы, называемый Трескавицею»,– так писал король в грамоте 1326 г., которою он закреплял за монастырем села и угодья 714 .– Вслед за тем поручал он сыну своему Душану смирить оружием бабунов–богомилов, которых поселения были невдали от Прилепа и которые из диких ущелий своих распространяли свои заблуждения между православными 715 . Писавший евангелие 1329 говорил о крале дечанском: «Господь избрал и прославил его для отчизны как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, разсеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот с Божиею помощию одержал победу над ними; пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему» 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал монастырю 3 грамоты-повельи и множество даров. Благодаря попечению братьев Неманичей в Жичском монастыре было собрано множество святынь. Между 1224 и 1227 годами король Стефан издал новую грамоту. А после смерти короля его тело, первоначально захороненное в монастыре в Студенице, около 1230 года было перенесено в Жичский монастырь. Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими большие доходы. Природа, среди которой располагалась обитель, была не только прекрасной, но и плодородной. В 1228 году в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. В 1233 году там же был созван собор Сербской Церкви, на котором святитель Савва Сербский назвал имя своего преемника, Арсения Сремаца – будущего архиепископа Арсения I. По кончине святителя Саввы его преемник, святитель Арсений, некоторое время также жил в Жичской обители, однако Жича была не безопасна – монастырь находился в эпицентре вторжений иностранных агрессоров. Поэтому в 1253 году святитель Арсений переносит кафедру предстоятелей Сербской Церкви в Печ. Туда же были перевезены многие святыни и библиотека Жичской обители. Жичский монастырь неоднократно подвергался нападениям куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана. Но, несмотря на это, обитель выстояла, и в 1285 году архиепископ Сербский, святитель Евстафий I, возвратил предстоятельскую кафедру в Жичу. Однако его преемник архиепископ Иаков счел Жичский монастырь небезопасным местом и вернул кафедру в Печ. Более того, он перенес и мощи умершего в Жиче святителя Евстафия. Предположительно в то же время мощи святого Стефана Первовенчанного также были перевезены из Жичской обители в монастырь Сопочани. Архиепископская кафедра была вновь возвращена в Жичу в 1292 году при архиепископе Евстафии II. В то время Жичская обитель пребывала в расстроенном состоянии, так что предстоятелю Сербской Церкви пришлось заниматься возрождением обители. По кончине архиепископа Евстафия его дело продолжили архиепископы Савва III и Даниил II. Щедрое пожертвование на реставрацию Жичской обители сделал король Сербии Стефан Урош Милутин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамоту о свободе торговли её в Сербии. Краль Милютин в 1276 г. писал: а) «какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), туже оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2.000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом» 653 . Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжение 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом, благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамоте, и нам остаётся прибавлять только пояснения к его известию. «Будучи рабом Господа моего Спаса Христа,– так пишет он,– я Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкия для меня слова твои, Иисусе, поучающия нас в святом евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрыя дела ваши и прославили Отца небеснаго. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную печскую церковь и поклонившись иконам, лобызав честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовнаго кир Никодима, архиепископа сербскаго, и сущаго с ним собора, полагаю на соборе, чтобы не остались в забвении чудныя Дела Божии: совершить обновление Хиландаря, возобновить писание в Жидичской обители, отдать селище Улиарское для печской обители». Дела Божии были таковы. «Греческая империя простиралась до Липляны и греки делали насилия». Столько говорит король о причинах войны с греками. Очевидно, он не вполне высказался.– С одной стороны за сербскими горами, на равнине македонской, были поселения славянские; когда-то входили они в состав болгарского царства; а теперь были во власти греков. Это для славянской души было ненормально, оскорбительно. С другой Михаил Палеолог в 1274 г. составлял в Константинополе собор о принятии унии с папою. За исключением придворной партии, все другие были против папизма. Михаил обратился к мерам насилия против несоглашавшихся с его мыслию. Жестокости по местам и по временам были бесчеловечные; особенно сильно страдали афонцы, посылавшие смелое обличение Михаилу; в 1279 г. жестокости усилились 654 . И вот благочестивый король объявляет мечем протест против папизма. Он решился избавить от папизма по крайней мере дорогих славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Веками сербский народ страдал и был гоним, но он все выдержал, и Господь наградил его, гонимого правды ради, воинством праведников, бесконечно превосходящим в численности все видимые воинства безбожников, восстающих ныне на сербский народ. Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное. 21 Святитель Савва – (1237 г., память 12/27 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского царя Стефана Немани. Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии, один из самых почитаемых сербских святых, креститель и просветитель сербского народа. Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому Синан-паша в 1595 г. похитил его нетленные мощи из монастыря Милешево в Сербии и сжег их в Белграде. В настоящее время на этом месте стоит крупнейший православный храм в Европе во имя Святителя Саввы Сербского . – Прим.перев. 22 Князь Лазарь – великомученик (1389, память 15/28 июня), с 1371 г. – Сербский князь (король) из династии Неманичей, один из величайших правителей Сербии. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеймона на Афоне. Боролся за независимость Сербии. В битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. (знаменитая Косовская битва – переломное событие в истории Сербии) был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в монастырь Раваницу, основанный им в 1380 г. и посвященный Вознесению Господню. – Прим. перев. 23 Стефан Лазаревич – Сербский правитель (1389–1427 гг.). В результате распрей, возникших между ним и его властолюбивым братом Вуком, Сербия была разделена между обоими братьями, и к ней была присоединена часть Боснии. – Прим. перев. Читать далее Источник: Творите дела правды: проповеди/святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010