Праведный Стефан Щилянович родился от родителей благочестивых в Жупе, ныне называемой Паштровитье, в южной стороне Захолмья. Ещё в юности оказался он боголюбивым; когда же достиг зрелого возраста, то старался исполнить волю Божию со всем усердием. Он был умён, храбр, хорошо знаком с военным делом. Вступив в службу при сербском деспоте, выполнял все поручения верно и успешно. Вместе с тем пребывал он верным слугою пред Господом; страхом Божиим отгонял он от себя самые помыслы греховные, тем более не допускал души до того, чтобы овладел ею какой-либо грех . Храм арх. Михаила в Призрене, построенный благочестивым воеводою Щиляновичем, поныне ещё цел 587 .– За верную службу деспот дал ему земли близ Срема. Стефан жил здесь праведником: делился избытками с бедными и в сношениях с соседями соблюдал честность и правду. Случился жестокий голод в крае, не от неурожая хлеба, а от того, что нечестивые турки, воюя не один год с сербами, угнали весь скот у христиан и лишили средств к обработыванию земли. Праведный Стефан открыл житницы свои для несчастных и кормил бедных в голодное время. Поскольку же насилия и грабежи турок не прекращались и после голодного года, а защищаться от них не было сил, то Стефан вынужден был отдаться под защиту венгерского короля. Король с удовольствием принял в службу честного и храброго воина; он подарил ему прекрасные земли по берегам Дравы 588 . Праведник продолжал жить для ближних и в страхе Божием. В 1515 г. блаженно скончался он. Супруга его Елена, с честию похоронив тело его, удалилась к родным в Германию. Спустя неделю после того турки завладели краем. В одно время увидали они над могилою свет. Думая найти зарытое серебро, откопали могилу и увидали нетленное тело.– По докладе паше стали расспрашивать, кто похоронен был? Знавшие объявили, что это праведный Стефан, благотворитель бедных. Оказалось, что паша, бывший христианин, был родственником блаж. Стефана Щиляновича. Благоговейные иноки выпросили у паши за щедрый подарок мощи праведника и перенесли их в монастырь Фрушской горы, Шишатовец. Супруга Елена, услыхав о нетленном теле праведного мужа, хотя и была удерживаема родными, поспешила прибыть в Шишатовец и облобызала мощи праведника. Приняв монашество, она стала жить уединенно невдали от монастыря, в молитве и посте. Спустя три года она скончалась и похоронена была в обители. Мощи праведного Стефана почивают в храме обители 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По возвращении на патриарший престол святой Филофей застал церковные дела в расстроенном виде. Был нарушен союз любви и мира с соседними славянскими автокефальными Церквами. В 1350 году предшественник святителя, патриарх Каллист, наложил на Сербию, ее царей, духовенство и народ церковное отлучение (анафему) за то, что в 1346 году сербский король Стефан Душан на Соборе в Скопле, под председательством Охридского патриарха и при участии патриарха Тырновскаго, провозгласил сербского архиепископа Иоанникия II (бывшего своего логофета) патриархом, а сам венчался от него царским венцом без соизволения византийского императора и патриарха. Не лучше были отношения Константинополя и с болгарскими патриархиями Охридской и Тырновской. Лишь Русская Церковь продолжала строго хранить свои подчиненные отношения к Константинопольской Церкви, хотя и там уже давно начали тяготиться присылкой митрополитов извне, которые не знали ни языка, ни обычаев народа. Желание иметь помощника в примирении с соседними славянскими Церквами и укреплении влияния на русскую митрополию, вполне объясняет причину, по которой патриарх Филофей приблизил к себе ученого инока Киприана, которого узнал и оценил еще на Афоне. Выбор удался вполне. Во время своего второго патриаршества (1364-1376) святитель примирился с Сербской и Болгарской Церквами и укрепил свое влияние на Церковь Русскую, и достиг всего этого при содействии инока Киприана. Примирение с Болгарской Церковью, предстоятелем которой до самого падения Тырнова в 1389 году был блаженный патриарх Евфимий, учитель и наставник святого Киприана, не могло представлять особенных затруднений. Труднее было достигнуть примирения с Церковью Сербской, с которою было прервано всякое общение. Но и здесь дело устроилось, без всякого сомнения, старанием того же инока Киприана через посредство афонцев. Почтенный афонский инок Исайя, которого в 1348 году Стефан Душан едва умолил принять на себя настоятельство в обновленной им русской афонской обители (Руссик), запустевшей было по причине «крайнего от Руси оставления», давно уже скорбевший о печальном разрыве мира и любви между Церквами Греческой и Сербской, по причинам не столько духовным, сколько политическими, с любовью принял на себя ходатайство по делу примирения. Для этого он отправился сначала в Сербию, где склонил к миру благочестивого князя Лазаря и патриарха Савву IV, а затем, уже как поверенный от лица всего освященного Сербского Собора, отправился послом в Константинополь. Старания старца Исайи увенчались полным успехом, в чем принимал искреннее участие боголюбивый инок Киприан, как человек равно близкий и к патриарху, и к старцу. К тому же и сам святейший патриарх Филофей, зная монаха Исайю по Афону, весьма уважал его. Событие это произошло в начале 1375 года.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

Так Стефан спокойно располагал уделами Сербии, как верховный правитель всей Сербии. По усмирении домашних врагов Стефану пришлось бороться со сторонними неприятелями. Против него восстали болгарский царь Борис и тесть его латинский император Цареграда. Они заняли Ниш и хотели отнять города, которые когда-то были болгарскими и потом греческими, а теперь принадлежали Сербии. Тяжело было Стефану: неприятели были сильны. Но за Стефана отец его. " Неприятели были приведены в ужас явлением святого, бросились бежать и рубили друг друга, - наконец ушли восвояси, униженные и осрамленные " . Блаженный великий князь был весьма добродушен и сострадателен. Болгарский князь искал смерти князя Стрезы, родственника покойного князя Болгарского Ясеня. Стреза с дружиною, верною ему, искал себе защиты в Сербии. Добрый Стефан укрыл у себя беглеца. Князь Борис с угрозами требовал выдачи Стрезы. Стефан побратался с Стрезой и дал ему для житья крепкий замок Просек, потом передал в его управление несколько других мест, принадлежавших империи. Стреза оказался великим негодяем. Женившись на незаконной дочери латинского Константинопольского императора, он скоро научился у рыцарей Запада беспутной их жизни и в надежде на тестя дозволял себе безобразия всякого рода. Утешением его было сбрасывать людей с утеса в бурный Вардар, который справедливо назывался хищною рекою. Не было проезда никому мимо замка Стрезы – каждому грозила опасность от прихотей жестокого владельца. Стефан не раз посылал к Стрезе с напоминанием о долге правды и человеколюбия; Стрезе все было нипочем. Наконец, Стреза поднялся войной против благодетеля своего и грозил согнать Стефана с престола. Не внявший убеждениям св. Саввы нечестивец поражен был гневом Божиим: ночью в ужасе от привидения заколол сам себя. Точно также неожиданно погиб грек Михаил, захвативший у Сербии Драч. Опаснее был венгерский король, поднявшийся против Стефана, по наущению злившегося латинского императора. Тогда как последний шел к Сербии с востока, венгерский король с севера вступил в Сербию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Старший брат его Драгутин недолго управляла всею Сербией (1270 — 1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме. — Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты. И не слышно, чтобы кто-либо оскорбил отца своего или мать». После того понятно, что не легко было Драгутину примирить с собою и мать свою, но он наконец примирил ее с собою. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля сремского, и они соединяли Свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением босанских еретиков — богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества, не касался он тела жены своей, а жил с нею, как брат с сестрою; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрою рукою; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавшей от татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем (+ 1276 г.). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые каменья скоро пробуждали его. Пред смертью (+ мар. 22-го 1316 г.) принял монашество с именем Феоктиста. Когда готовили его к Гробу: «обретоша его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго».

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Стефан Владислав, Стефан Радослав и Стефан Первовенчанный Неманичи. После блаженной кончины Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем, достойным всякой похвалы, но, по словам церковного писателя Феодосия, постепенно подпал под сильное влияние своей жены, от красоты которой повредился умом. Сербская знать была недовольна поведением правителя, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав. Между братьями началась вражда. Родной дядя – архиепископ Савва – увещевал их жить в мире, но был не в силах скоро примирить их. Лишившийся власти Радослав искал убежища в городе Драче, но и там красота супруги послужила ему источником бед. В скором времени он был лишен злонравной и лукавой жены, которая стала для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине на Радослава обрушилась ненависть местного правителя Драча, и он едва спасся от смерти. Желая окончательно прекратить вражду между братьями, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения смуты и распрей архиепископ венчал Владислава королевским венцом. А вскоре по благословению дяди Владислав породнился с могущественным болгарским царем Иоанном II Асенем, взяв в супруги его дочь Белославу. Любовь к дяде Первосвятителю Известно, что благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде и архиепископу, пребывал с ним в мире и согласии. Когда святитель Савва задумал оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил дядю изменить свое решение, но не смог удержать его. В 1233 году святитель Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа ближайших учеников себе наследника – блаженного Арсения, мужа, во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди. Святитель Савва, Архиепископ Сербский. Монастырь Милешева Владислав и вельможи также присутствовали на соборе, где святитель преподал им наставления, заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи милостыни в святых местах.

http://pravoslavie.ru/40269.html

Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского. Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии. Монастырь Градац Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой. Елена – одна из самых ярких королев балканского Средневековья – видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще – благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых – сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин – прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина – и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая – наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы.

http://pravoslavie.ru/142859.html

Поскольку же насилия и грабежи Турок не прекращались и после голодного года, а защищаться от них не было сил, то Стефан вынужден был отдаться под защиту Венгерского короля. Король с удовольствием принял в службу честного и храброго воина; он подарил ему прекрасные земли по берегам Дравы 65 . Праведник продолжал жить для ближних и в страхе Божием. В 1515 году блаженно скончался он. Супруга его Елена, с честью похоронив тело его, удалилась к родным в Германию. Спустя неделю после того Турки завладели краем. В одно время увидали они над могилой свет. Думая найти зарытое серебро, откопали могилу и увидали нетленное тело. – По докладе паше, стали расспрашивать: кто похоронен был? Знавшие объявили, что это – праведный Стефан, благотворитель бедных. Оказалось, что паша, бывший христианин, был родственником блаж. Стефана Щиляновича. Благоговейные иноки выпросили у паши за щедрый подарок мощи праведника и перенесли их в монастырь Фруштской горы. Шишатовец. Супруга Елена, услыхав о нетленном теле праведного мужа, хотя и была удерживаема родными, поспешила прибыть в Шишатовец и облобызала мощи праведника. Приняв монашество, она стала жить уединённо невдали от монастыря, в молитве и посте. Спустя три года она скончалась и похоронена была в обители. Мощи праведного Стефана почивают в храме обители 66 . «Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу, великий целебниче приходящим к тебе с верою», так Сербская Церковь говорит в молитве своей 67 . Св. священномуч. Иерофея, епископа Афинского. Друг Дионисия Ареопагита , подобно ему, хотя несколько позже, обращён к вере Апостолом Павлом; после Дионисия епископствовал в Афинах и скончался мученически. Преподобного Павла Препростого Павел был земледелец; до старости жил он в мире и постоянно, но с терпением и незлобием переносил оскорбления и огорчения от своей злой и неверной жены. Потеряв наконец надежду на её исправление, Павел, не сделав даже жене своей никакого упрёка, оставил свой дом и отошёл в пустыню. Побывав в нескольких монастырях, он прибыл во внутреннюю пустыню, где подвизался преп. Антоний Египетский, и, войдя в его уединённую келью, на вопрос Антония, чего он желает? – отвечал, что желает быть иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Веками сербский народ страдал и был гоним, но он все выдержал, и Господь наградил его, гонимого правды ради, воинством праведников, бесконечно превосходящим в численности все видимые воинства безбожников, восстающих ныне на сербский народ. Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное. 21 Святитель Савва – (1237 г., память 12/27 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского царя Стефана Немани. Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии, один из самых почитаемых сербских святых, креститель и просветитель сербского народа. Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому Синан-паша в 1595 г. похитил его нетленные мощи из монастыря Милешево в Сербии и сжег их в Белграде. В настоящее время на этом месте стоит крупнейший православный храм в Европе во имя Святителя Саввы Сербского . – Прим.перев. 22 Князь Лазарь – великомученик (1389, память 15/28 июня), с 1371 г. – Сербский князь (король) из династии Неманичей, один из величайших правителей Сербии. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеймона на Афоне. Боролся за независимость Сербии. В битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. (знаменитая Косовская битва – переломное событие в истории Сербии) был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в монастырь Раваницу, основанный им в 1380 г. и посвященный Вознесению Господню. – Прим. перев. 23 Стефан Лазаревич – Сербский правитель (1389–1427 гг.). В результате распрей, возникших между ним и его властолюбивым братом Вуком, Сербия была разделена между обоими братьями, и к ней была присоединена часть Боснии. – Прим. перев. Читать далее Источник: Творите дела правды: проповеди/святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вслед затем сделаны были распоряжения в ограничение произволов иноверия. Возвышение Сербского властителя возбудило зависть в венгерском короле, а новое венчание его - досаду в папе за пренебрежение к его дару. Король венгерский объявил Сербии войну; по личным сношениям св. Саввы с венгерским королем война отклонена. Первовенчанный краль употребил власть свою на ослабление в народе обычаев, несогласных с христианством. В грамоте Жичскому монастырю изложил он меры против своевольных разводов брака и против таких же сочетаний брака. По первому предмету писал он: " если кто окажется нарушителем страшной заповеди " , прогонит от себя жену: то " с виновного взыскать 6 лошадей в пользу короля и в пользу судьи 2 лошади, а с бедного поселянина - 2 вола " , брак же остается в силе. Если жена по своей воле оставить мужа, муж наказывает ее по своему усмотрению, если же участвовали в том родители, " они наказываются, смотря по их состоянию " . Первовенчанный запретил сочетания в родстве, например по смерти жены брать за себя сестру ее; в предупреждение незаконных сочетаний повелел обращаться пред браком к священнику с просьбою разыскать, нет ли родства между желающими брачиться. Для того чтобы в благонамеренных распоряжениях по церковным делам не допустить какой-либо ошибки против постановлений вселенской Церкви, он входил в письменное сношение с просвещенным Болгарским архиепископом Димитрием Хоматиным, знатоком церковных правил. Свв. Стефан, Давид и Владислав Святой король много благотворил храмам и обителям православия: Студенице, Милетскому, кафедральному в Жиче, Сопочанам, Которскому монастырю Превале, где впоследствии паписты отравили зараз 72 инока. Не говорим о Хиландаре. Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки св. брата своего. Святитель Савва, имея в виду не глубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю явился владыка, брат-король лежал уже бездыханный.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Неожиданное примирение венгерского короля со Стефаном заставило латинянина возвратиться ни с чем. По окончании этих бед блаж. Стефан, благоговея к памяти великого отца своего, как образца правителя умного и молитвенника в загробной жизни, описал житие великого жупана Стефана Немани. Так как по завоевании Константинополя латинянами (1204 г.) насилия романизма стали настойчивее, а меры вредить православию шире и сильнее, то Стефан в ограждение безопасности Сербии вступил (в 1216 г.) в брачный союз с внукою Венецианского дожа Дандоло. Папа побаивался сильной тогда Венецианской республики. Потому, когда сильные родственники жены Стефановой попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 г. поспешил прислать ему венец, а королю венгерскому послал запрещение называться Сербским королем. Чтобы не быть непризнательным к папе, Стефан утвердил за Млетским Бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле. Папа мог тешиться мыслию, что приобрел себе нового подданного-короля; но благочестивый сын Немани, видевший мерзости питомцев папы в Цареграде, не мог и думать о религиозном союзе с папою; во всю жизнь не искал он суетной славы; кротость составляла отличительный характер его. " Аз грешный Стефан " , - так писал он в грамотах. Современные владетельные лица по какому-то странному увлечению один пред другим спешили выпрашивать у папы королевский венец, как например современный князь болгарский; но блаж. Стефан принял венец, когда тот прислан был папою, а не искал его. К тому же сербский народ не был доволен и тем, что православный властитель вступил в сношение, хотя и политическое, с ненавистным папою. Так королевский венец, присланный папою в Сербию, не произвел перемены в отношениях Сербии к православию. Когда же св. Савва посвящен был в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли короновал он брата своего венцом, присланным от греческого императора, помазал его св. миром и одел в королевскую мантию. При этом блаженный король торжественно исповедал, что он - верный сын восточной Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010