Здесь, возможно, возникнет вопрос: неужели Божественная благодать столь требовательна к верующим? Да, она безгрешна и боголепна, но степень ее требовательности зависит от знаний и состояния конкретного человека. К познавшим ее заступление она непреклонна, ибо «знавший и не сотворивший бит будет много» (ср. Лк. 12:47), и «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). По этой причине возникают искушения, эти “педагогические попущения”, поскольку «всякое преступление и непослушание получает праведное воздаяние» (ср. Евр. 2:2). Послушание братии    «Однажды, помню, я пошел к себе в келию немного помолиться и пришел в действительно благодатное молитвенное состояние. Внезапно приходит брат отец Прокопий, стучит в дверь и говорит:    — Отец, огонь под едой потух. Я подумал, что сейчас, пока я нахожусь под действием благодати, я наслажусь ею, а потом, когда чувство благодати пройдет, пойду на послушание.    — Я скоро приду на то послушание, о котором ты говоришь. Не успел я произнести эти слова, как благодать ушла. Разве это не преслушание?    Я преслушался и настоял на своем, хотя отец Прокопий был не старцем, а моим братом. Тогда я осудил себя: “Окаянный, ты и преслушался, и благодать потерял!”. Поэтому я и говорю: твори послушание — и обрящешь молитву. Молитва зависит от послушания». Пример непослушания    «В скиту Святой Анны жил когда-то один старец со своим послушником, который, к сожалению, часто не слушался. Наступало преддверие одного из праздников Божией Матери.    — Старче, — говорит послушник, — пойду я половлю рыбу, чтобы было у нас что-нибудь для трапезы, ведь завтра праздник.    — Чадо мое, здесь наши соседи-рыбаки, несмотря на то что долго вчера ловили, не поймали ничего. Если бы Божия Матерь хотела, чтобы мы ели рыбу, то они бы поймали и принесли нам. Не ходи на рыбалку.    — Нет, я пойду.    — Не ходи, — повторил старец. Послушник ушел к морю. Опечалился старец и пошел к себе в келию помолиться за своего послушника, потому что предчувствовал, что случится искушение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

Прорицание, данное Юлиану, когда он находился в Ктисифонте, было такое 164 : «Премудрый Зевс некогда истребил поколение земнородных, враждебное блаженным богам, населяющим обитель Олимпа. Царь римский, богоподобный Юлиан, в борьбе с воинственными персами разрушил их города и длинные стены огнем и крепким железом, смирил одни за другим и города, и народы многие. Он занял и область людей западных, аламанов, и частыми битвами опустошил их поля». Отрывок 30. (Иовиан. Валент. Валентиниан) Ехс. De sent. Mai. P. 266; Nieb. 72; Mul. 28. (Эвнапий говорит): «Должно извинять описавших древнейшие и прежде нас случившиеся события или предания, наследственно дошедшие до нас по памяти, без помощи письма. Но что случилось в наше время, то должно передавать читателям, как говорит Платон, с уважением к истине» 165 . Отрывок 31. (364 г. по Р. X.; Инд. 7; Валентиниана II) Ехс. De leg. Р. р. 18; Nieb. 46; Mul. 29. Валентиниан провозглашен императором в Никее, городе вифинском 166 . К нему приезжали посольства с поднесением золотых венцов 167 . Он говорил скоро, кратко и всем обещал немедленно исполнить их просьбы. Отрывок 32. Ехс. De sent. Mai. P. 267; Nieb. 73; Mul. 31. Филипп Македонский, некогда упав на палестре, обратил внимание на длину своего тела. Поднявшись, он скромно сказал: «Я так мало земли займу, а между тем желаю приобрести всю». Древние говорят, что Фисей, подражая Ираклу, мало получил выгоды от такого подражания 168 . Когда Прокопий, родственник Юлианов, поднял бунт и домогался верховной власти, Ираклий-киник пришел к нему и, ударив крепко в землю палкой, сказал ему: «Будь тверд, чтобы имя твое и потомки хвалили» 169 . Отрывок 33. Suidas, Χαριεστρ ς. Прокопий, взяв отборных воинов, спешил к царю Валенту через Фригию. Отрывок 34. Ехс. De sent. Mai. Р. 267; Nieb. 73; Mull. 33. Физики говорят, что конец всякого движения есть неподвижность, которая придает всем движениям силу двигаться, а сама остается в одном и том же положении. Так и посланник Арвитион, застав императора в нестройном волнении, успокоил и утешил недуг души, ибо он из робости едва не отрекся от управления делами 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) книгу Деяний апостольских, 168 б) соборное послание Иакова 169 и в) Послание к Римлянам. 170 К сожалению, и здесь мы не имеем данных для решения вопроса, взяты ли эти отрывки из полных комментариев св. Дионисия на перечисленные выше книги Священного Писания, или из каких-либо других его произведений. Составители сборников святоотеческих толкований иногда в свои произведения помещали не только выдержки из экзегетических творений, но и отдельные места из посланий и догматико-полемических сочинений святых отцев. 171 Впрочем, нет ничего невероятного и в том предположении, что св. Дионисий, подобно своему учителю Оригену , оставил после себя комментарии не только на отдельные места, но и на целые книги Священного Писания, хотя никто из древних писателей не упоминает о таких комментариях, а в надписаниях самых фрагментов нигде нет указаний на те творения св. Дионисия, откуда взяты самые фрагменты. 172 Блаженный Иероним в одном из своих посланий к Паммахию причисляет св. Дионисия к толковникам, писавшим о нечетном числе, 173 а в другом послании к тому же Паммахию причисляет св. Дионисия к отцам Церкви, подробно толковавшим Первое Послание к Коринфянам, или, точнее, 7 главу этого Послания. 174 Но и эти сообщения блаженного Иеронима недостаточно подробны, чтобы можно было с полной уверенностью решить вопрос, имеет ли в виду блаженный особые специально экзегетические творения св. Дионисия, или имеет в виду какие-либо полемические произведения и послания св. Дионисия, где св. Дионисий писал о нечетном числе или толковал отдельные места из Первого Послания к Коринфянам. Впрочем, если мы сопоставим свидетельство блаженного Иеронима со свидетельством Прокопия Газского, то получим некоторое основание предполагать, что слова св. Дионисия, подавшие блаженному Иерониму повод причислить св. Дионисия к толковникам, писавшим о нечетном числе, находились в отмеченном выше толковании на начало книги Екклезиаста, 175 а под толкованием на Первое Послание к Коринфянам блаженный Иероним мог иметь в виду ту часть канонического послания к Василиду, где св. Дионисий дает ответ о супружеском воздержании и ссылается на ту самую главу этого послания, которая цитируется и в свидетельстве блаженного Иеронима. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Також и при коронащях блаженныя и вечнодостойныя памяти его величества, Петра II, Императора и Самодержца всероссийскаго, в 1728 г. он Феофан в помазании первенствовал: и изволением Божиим царствование их императорских величеств было весьма маловременно. Его ж блаженныя и вечнодостойныя памяти императорскаго величества, Петра II, обручал он Феофан с двумя невесты, но и то неисполнилось. Еще ж блаженныя памяти государыни цесаревны Анны Петровны с его королевским высочеством Голстинским при венчании первенствовал – и ея высочества жизнь пресеклась вскорости ж. Того ради я всенижайший, по ревностной моей рабской верности, обявляю, дабы онаго злодея, за вышесказанными известными злодействы и прочими преступлении, о которых упомянуто в прежних моих обявлениях и пространнее впредь доказательствами изяснится, в грядущий день радости вашего всепресветлейшаго императорскаго величества коронации, к помазанию еретическая святотатственная его рука допущена не была». – Но прошения эти не были уважены. 28-го апреля (1730 г.), во вторник, совершилась коронащя Императрицы обыкновенным порядком. Феофан, как старший из епископов, первенствовал в церемонии коронования и миропомазания Государыни 335 и, от лица всего народа, сказал ей приветственную речь, в которой искусно сопоставил теперешнее величие её с предшествовавшим бедственным и униженным состоянием, что без сомнения приятно было Императрице. Впоследствии он много раз говорили на эту тему во дни её праздников. «Кому неизвестны бывшия твоя доселе скорби? В летах отроческих постигло сиротство, в юношеском возрасте, еще брачным, тако рещи, свещам неугасшим, помрачило вдовство. Ещеж тыя слезы не осохли, а пришла нужда плаката и о злоключении единоутробной крови. В том же самом ненастии поразил гром матерней смерти – сталож уже другое то осиротение. Да скоро и третие послал Бои по умершем державном дяде. А тесноту сердца твоего в безчестии и гонении, да еще от безбожнаго раба (т. е. Меншикова), которыми напишем шарами? И еще того не конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разве все это могло быть по плечу юному подвижнику отцу Ефрему с его слабым здоровьем, и чтобы еще при этом строго соблюдать слово отцов о «посте, бдении, молитве»? Здесь я хочу сделать отступление, упомянув о привнесении духа «икономии» 15 в нынешнюю эпоху, которое происходит не по причине нарушения святоотеческих правил и презрения к ним, а по большей части в силу умаления естественных сил современного человека. На нашем поколении я с недоумением наблюдал за этой переменой. Мы, то есть я и мои сверстники, держались определенной меры подвига с терпением и без ропота. Наши же ученики были не в силах понести этого, причем совсем не из-за непостоянства их устремлений. Хотя они и хранили здоровое расположение и ревность, однако отступали в силу природной немощи. Природных сил не хватало, чтобы запечатлеть произволение делом. Но благодать не скрывала своего присутствия, потому что произволение их было по Богу. Блаженный старец рассказывал нам о различных случаях из того периода своей жизни, когда он остался один со своим дряхлым старцем, отцом Никифором. Он вспоминал о том, как благодать разнообразно помогала ему во встречающихся трудностях. – Однажды я был в лесу, – говорил он, – и пытался сдвинуть толстые стволы деревьев, из которых мы изготавливали печати. Но одному мне это было не под силу. Тогда появился юноша, проходивший мимо этого места, и с готовностью пособил мне закончить мою работу. Когда я обернулся, чтобы отблагодарить своего помощника, его уже не было. Но он сказал мне, что зовут его Феодор. Блаженный старец вспоминал о трудах по тяжелому рукоделию, а также и о радовавших его утешениях благодати. Когда она посещала его, он с характерной для него юношеской простотой говорил сам в себе: – Ангелы и Архангелы, отойдите-ка в сторонку, чтобы увидел я Господа – Любовь мою! От сладости таких помыслов он весь был объят пламенем. В первые дни подвига старца, духовного подвига, который он начал, он был лишен святоотеческого примера и необходимых для новоначального наставлений. Однако благодаря чтению житий святых отцов старец получил довольно хорошую подготовку и преодолел первые волны помыслов и волнение брани, что бывает при изменении образа жизни. Он искусно противостоял насилию противоборствующих страстей. Лишенный духовной помощи, которой его простые старцы не могли ему дать, он отражал серьезные искушения, истаптывая дороги Афона, достигая монастырей и келий, когда носил рукоделие или исполнял другие необходимые послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Патриарх Иерусалимский, не подписав акта отлучения болгар от Церкви, возвратился в Палестину, откуда он намерен, по совещании с местным духовенством, представить свое мнение Кириархам. Ввиду изменившихся обстоятельств, я не нахожу ныне своевременным прибытие Ваше в Константинополь и полагаю, что, напротив того, присутствие Ваше в Иерусалиме необходимо, так как ключ Болгарского вопроса перенесен ныне из Константинополя в Иерусалим. Действительно, окончательный исход Болгарского вопроса в каноническом отношении находится некоторым образом в руках Блаженнейшего Кирилла, ибо воздержание его от подписания приговора, постановленного Собором, лишает оный того нравственного значения, которое стремятся ему придать ярые греки и их иностранные приверженцы 300 . При таком положении дел Вы поймете, высокопреподобнейший о. архимандрит, какую великую услугу Вы можете оказать Православию и России, убедив Блаженнейшего Кирилла сохранить принятое им на Соборе положение, несмотря на происки и интриги греческого духовенства. Возлагая на Вас свои надежды и рассчитывая на влияние Ваше на Блаж Кирилла, для успешного действия в настоящее время долгом считаю предупредить Вас, что впоследствии, когда обстоятельства сего потребуют, при возобновлении надежды на соглашение между болгарами и греками, я предоставляю себе прибегнуть к Вашему содействию и к Вашим советам, воспользовавшись разрешением Святейшего Синода для приглашения Вас, высокопреподобный отец, в Константинополь. Поручая себя Вашим молитвам, прошу Вас принять уверение в совершенном моем почтении и преданности. Архив РДМ, п. 60, д. 1195. 3 л. 194. Телеграмма посла в Константинополе Н.П. Игнатьева к консулу в Иерусалиме В.Ф. Кожевникову Константинополь 25 января 1873 г. Копия Передайте Антонину. Пока наш Св. Синод не выскажется, Вы не обязаны признавать Прокопия 301 и вступать с ним в официальные сношения без крайней надобности 302 . Архив РДМ, п. 60, д. 1195. 1 л. 195. Письмо обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого к архимандриту Антонину

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К довершению всех бед, вскоре скончался и схимонах Филипп, Удрученный трудами и скорбями, он слег в постель в начале мая 1868 г. и 18 – го числа скончался в самый полдень, после причастия св. Таин из рук своего сына иеромонаха Прокопия. Если еще при жизни, все считали схимонаха Филиппа блаженным, то теперь после смерти он имеет на это большее право. Он блажен уже потому, что претерпел до конца путь к блаженству, по слову Самого Христа: блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глаголь на вы лжущие, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! ( Мф.5:11 ). Возрадуемся же мы за него! И да не смущаются сердца наша! Испытующий человеческий разум до сих пор считает непонятным и загадочным, почему Бог допускает бедствия для человечества, а главное: бедствуют неповинные, а виновные или совсем не страдают, или наказуются несоразмерно с их виною. Видя это, слабый верою подвергается искушению в вере, склонный к пороку разрешает загадку, говоря, что нет пользы быть добродетельным, а вовсе неверующий доказывает, что в мире и в человеческих делах господствуют случаи. И среди нас есть, конечно, люди, искушающиеся такими мыслями, а потому – остановимся на малое время на этом важном вопросе и выслушаем приснопамятного святителя Московского Филарета, любившего блаженного старца Филиппа и имевшего власть, чтобы защитить его от людей. Бедствия и страдания человечества, говорит свят. Филарет, – это странность и противоречие самой природы себе; противоречие, которое должно погрузить размышляющего в безутешное уныние, если он не откроет источника утешения и надежды, – выше природы. Та же природа, которая внушает отвращение и ужас от страдания особенно неповинного, та же самая природа возвещает, что страдание, даже и неповинное неизбежно. Посмотрите, кто не страждет? кроткая птица трепещет от хищной; все, что есть лучшего в растениях, разрушается животными. Зерно должно расторгнуться и совсем погибнуть, чтобы родилось растение и плод и т.д. С начала жизни человек страдает от недостатка сил, от несовершенного развития способностей; под конец жизни, – от утраты сил и способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Из свойственного русской душе, освященной православием , чувства смирения – проистек и заимствованный из Византии, ярко выявившийся на Руси, подвиг юродства Христа ради. Людской жажде всевозможных земных благ, пышности – юродивые противополагали полное к сему безразличие, нищенскими рубищами прикрывая свое, изможденное трудами и подвигами поста, тело. Торжествующей на земле лжи, страшному притворству, выражающемуся во внешнем проявлении людьми постоянно несуществующего чувства приязни, – юродивые противополагали истинную любовь, сочувствие к людям, чистую правду, объявляемую ими всем, не считаясь ни с чьим положением. Юродивые, будучи истинно мудрыми людьми, приносили величайшую жертву – отказывались – отрешались от ума, когда деятельность их переходила во внешнюю жизнь. Спасение ближних от погибели, жертва для этого всем – являлось важнейшею целью для них. Основой же подвигов этих настоящих «законников Христу» – исполнителей Его заветов – было смирение. Упреки в безумии, презрение и поношение толпы принималось ими особенно радостно. «Совершенство смирения», поучал св. Исаак Сирин , «в том состоит, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Иные добровольно навлекали на себя название прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увенчана всякой чистотой и непорочностью. Иные же, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись в образе юродивых, быв растворены божественною солью и непоколебимы в своей тишине, так, что на высоте совершенства своего святых ангелов имели провозвестниками своих добродетелей». Первым русским юродивым был Пр. Исаакий Киево- Печерский, принявший этот подвиг по получении исцеления. После него подвизался Блаженный Прокопий Устюжский (1303). Он был богатым иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Почувствовав превосходство Православия, он в Хутынском мон. присоединился к нему. Его подвижническая жизнь привела в Хутынскую обитель и других иностранных торговцев. Не довольствуясь обычным подвигом, он избрал юродство. Блаженный удалился в Устюг. Здесь днем ходил он в городе как юрод, и собирал толчки и побои, насмешки и брань, а ночь проводил в молитве у дверей церковных; от нищих принимал пищу, а не от богачей, богатых неправдой. Ни летом, ни зимой не имел нигде пристанища, но часто сидел на берегу р. Сухоны, молясь о плавающих. Молитва его спасла Устюг от каменной тучи, разрешившейся недалеко от города. (Архиеп. Филарет). Он носил в левой руке три кочерги и положением их предсказывал урожаи и недороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

М. Шапошникова и его семью. Насколько же этот храм был нужен блаженному старцу отцу Зосиме и его обители, это видно из совершившегося затем с строителем его – Димитрием Михайловичем несомненного чуда. Схимонах Зосима явился Д.М. Шапошникову в сонном видении. Он имел вид худощавого, седого старика, с бледным лицом, в монашеском подряснике и в шапке, подобно той, которую носят пустынники. Подойдя к Шапошникову, старец произнес, – «я прошу тебя не оставляй начатого дела, и тебя Господь не оставить и поможет»! Затем отец Зосима со слезами на глазах обнял Димитрия Михайловича. Так три раза попросил он Шапошникова, говоря: «прошу тебя, не оставляй начатого дела, и Господь тебе поможет и не оставить»! Каждый раз обнимал его со слезами. Сперва Димитрий Михайлович не мог отдать себе отчета – кто это говорит с ним, но когда видение исчезло, то он в испуге проснулся и подумал: это наверное приходил схимонах Зосима! В комнате никого не оказалось; было темно. Димитрий Михайлович встал, разбудил жену и сообщил ей свой сон. Благочестивая Агафья Феодоровна также не усумнилась, что это был старец Зосима и стала даже упрекать мужа, что он своею нерешительностью и медлительностью задержал столь необходимую постройку храма в Зосимовой путыни. Димитрий Михайлович заснуть уже более не мог, зажег огонь и стал вдумываться в происшедшее. На сердце была тревога, недовольство собою, какое–то уныние; решился одеться и выйти на воздух. Город спал, все лавки были еще заперты и волнующееся сердце требовало откровенной беседы, совета с кем – нибудь. Таким образом, гуляя по улице, он надумал пойти к своей старшей дочери и мужу ее Владимиру Петровичу Попову. Конечно все еще спали. Зять Владимир Петрович вышел к нему, встревоженный, думая, что случилось что–нибудь. Но Димитрий Михайлович посадил зятя и открыл ему причину своей тревоги. Собралась вся семья и, по милости угодника Божия, блаженного старца Зосимы, все они возгорелись непреодолимым желанием послужить этому святому делу. В.П.Попов послал еще за своим братом Михаилом Петровичем, явилась так же Агафья Феодоровна и на семейном совете решили, что надо сделать все просимое отцом Прокопием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Блаженный патриарх Кирилл не смог или не сумел сделать для православных того, что сделал Валерга для латинян. Свергнуть тяготевшего над ним влияния константинопольского патриархата и нового его веяния – панэллинизма, он, уроженец Крита, не смог. Заменою новичками, пришельцами из Архипелага, вымирающих старых, живших 300-летними преданиями, членов святогробского братства, он ввел новый и, по моему мнению, растлевающий элемент в состав иерусалимского синода, жертвою которого он сам сделался. Наконец, он не сумел воспользоваться русскою духовною миссией, как орудием, которое Провидение ему давало, для антипропаганды. Блаженный Кирилл был настолько умен и опытен, что не мог не видеть и не сознавать всего этого, но именно нерешительность была главным его недостатком и постоянные колебания, то в ту, то в другую сторону, погубили его. Во время несчастной распри константинопольского патриархата с болгарами, он, за заступничество за сих последних, был низложен и под предлогом сторонничества России, его, 80-легнего старца, осмелившегося не быть одного мнения с константинопольским патриархом, в зимнюю ночь, не позволив с ним проститься ни русскому консулу, ни начальнику русской духовной миссии, под турецким конвоем, увезли верхом в Яффу, а оттуда отправили в заточение на один из принцевых островов, где он и скончался. Не стану затем долго рассказывать об обоих его наследниках. Первый из них – Прокопий был через три года низложен теми же, кто его возвел, а второй, нынешний патриарх – Иерофей. Но не могу не отметить, что не прошло 9 лет со дня низложения патриарха Кирилла, а исчезло даже то малое, что им было создано. Таким образом, подводя итоги 350 летней деятельности иерусалимского патриархата и вполне сознавая услугу его относительно сохранения Святых мест, следует, чтоб быть беспристрастным, также сознаться, что, в последние 40 лет, для борьбы с иноверными пропагандами, для поддержания туземной православной паствы, иерусалимским патриархатом не было сделано – ровно ничего. Главною причиною бездействия и бессилия патриархата в этом отношении, по его собственным словам, есть безденежье. Мне кажется, что причину эту едва ли можно признать справедливою, и это легко было бы доказать, если бы в святогробском братстве существовал бы не только контроль, но простое денежное счетоводство. К сожалению, если оно, в чем я лично сомневаюсь, и существует, то составляет недостижимую тайну для самих членов братства, а потому приходится самому воссоздавать приблизительно бюджет патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010