Так прошло много времени и они дерзали приносить св. Дары и причащаться, не примирясь и не попросив прощения. Братия старались примирить их, но они и слышать о том не хотели. Вот пресвитер Тит стал сильно больным, так что потерял и надежду выздороветь. Тогда начал он горько плакать о своем грехе и послал к Евагрию с просьбою простить его, Господа ради, за оскорбление гневом. Но тот не только не простил, но и бранил его жестокими словами. Братия, видя Тита уже умирающим, насильно привели Евагрия, чтобы простился с братом. Больной, увидев его, тотчас поднялся, упал к ногам его и со слезами говорил: «прости меня и благослови». Евагрий отворотился от брата и произнес такие слова: «не хочу проститься с ним ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, он вырвался из рук братии и тут же упал. Братия хотели поднять его и нашли его уже бездыханным; не могли даже ни согнуть рук, ни закрыть уст и очей его. Больной же пресвитер Тит в то же время встал и стал здоровым. Что было с тобою? спросили Тита. Я видел, говорил он, ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе моей; а темные духи были в восторге, что в гневе не прощал я брата. И тотчас начал я просить брата о прощении. Когда привели его ко мне: увидел я ангела с пламенным копием; когда тот не захотел простить меня грешного: ангел ударил его и он пал мертвым, а мне сей ангел подал руку и исцелил меня». «Слыша это», говорит затем блаженный Симон, «мы в ужасе повторяли слова: оставите и оставится вам, яко всяк, гневайся на брата, повинен есть суду ( Мф.5:22 ). Горе человеку, побежденному такою страстию! Блюдись ее и ты, брат мой! Не давай места гневному бесу. Кто кому покорится, тому и поработает. Поклонись враждующему против тебя, чтобы ты не был предан немилостивому ангелу. – Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он сказал: солнце да не зайдет во гневе вашем» 341 . Кальнофойский, показывая мощи почивающих в Антониевой пещере, пишет: «святый Тит, пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием» 342 . Итак преподобный Тит вполне воспользовался уроком, преподанным ему благостию небесною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

То, что согласуется с этими словами, говорит и Давид: Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду, и добавляет, поясняя: возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду. Омою среди невинных руки мои,, то есть деятельную силу, и обойду жертвенник Твой, Господи ( Пс. 25:4–6 ). Но они менее всего заботятся о жертвеннике и поворачиваются к нему спиной, не намерением, но жизнью, не только [прикасаясь к нему] руками, обагренными кровью, оскверненными получением и дачей взяток, ложными доносами, но и попирая его грязными ногами. Намекая на них, сказал Иезекииль: 688 И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене одна скважина. И сказал мне: сын человеческий! Прокопай. И я прокопал и увидел, и вот одна дверь. И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные беззакония, какие они делают здесь. И вошел я, и вот, всякое подобие пресмыкающегося и скота и суетных и мерзких идолов 689 . И сказал мне: видишь, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте на ложах своих тайно? – намекая на их нечистую мысль, – ибо говорят: не видит нас Господь, оставил Господь землю 690 . И сказал мне: ты увидишь еще большие беззакония, которые они делают. И ввел меня в другое место и показал мне. И вот, там женщины сидящие и плачущие о Таммузе 691 . И еще: И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот, там двадцать четыре старца, и лица их повернуты, и спины их обращены к жертвеннику. И сказал мне: Не мало ли того, что творит дом Израилев? ( Иез. 8:7–10, 12–14, 16–17 ). Мы вынуждены вспомнить отрывки из пророка из-за расточительных [людей], которые почитают себя чем-нибудь и обольщают сами себя ( Гал. 6: 3 ), которые разоряют церковный мир, так как они поворачиваются спиной к Престолу Господню, которым суд давно готов, и погибель их не дремлет ( 2Пет. 2:3 ), которые мыслят о земном ( Флп. 3:19 ), о которых Иуда, брат Иакова, говорит: Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя: это – безводные облака, носимые ветром; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки ( Иуд. 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Христос «есть мир наш ( ερνη μν, pax nostra), соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека ( να χαινν νθρωπον, unum novum hominem), устрояя мир ( ποιν ερνην, faciens pacem), и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2, 14–16 ). Задача человека в этой совместной со Христом работе по созиданию новой твари – «отложить прежний образ жизни ветхого человека ( παλαιν νθρωπον, veterem hominem), истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума и облечься в нового человека ( χαινν θρωπον, novum hominem), созданного no Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22–24 ). Конец же этой работы – мир в мире ( ερνην ν τ χσμω, pacem in mundo), по словам Христовым: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мip» ( Ин. 16, 33 ). Победил силой Божества Своего – но и силой человечества Своего, создав в Себе новую тварь и распространив ее, созданную по Себе, по миру в Теле Своем – Церкви Своей. «Малая закваска квасит все тесто» ( 1Кор. 5, 6 ; Гал. 5, 9 ). Новая, чистая закваска совершает «новое тесто из бесквасного» ( 1Кор. 5, 7 ) мира. Готова ли ты, душа моя, стать частицей этой новой закваски? частицей того чистого вина, вина превосходнейшего, которое, как сказал блаженный Феофилакт, «гораздо превосходнее того, что совершается природой»? превосходнейшего настолько, что оно достойно быть субстанцией, Святым Духом таинственно преобразуемой в самый состав Тела Христова? Помилуй мя, Боже, помилуй мя Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. «Расслабленного исцелил Христос, и гот взял одр свой и пошел 1777 , Мк. 2, 3–12 : «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию на дворе, изрубил ее и велел бросить в реку. Это было 21 декабря 1406 года. Гнусный убийца убежал к татарам, но, не найдя там покоя от мучений совести, удалился в Рязанскую пустынь, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 году 1067 . Весною один расслабленный бродил по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения; изумленный тем, что видел, он почувствовал оживление в больном теле своем и услышал голос: «Человек Божий! Иди в Торжок, в соборную церковь , скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Исцеленный с радостью поспешил исполнить приказание явившейся. В сопровождении многочисленного народа святое тело перенесено было в собор, и здесь многие больные получили исцеление. В 1598 году соборный диакон Иоанн хотел сам собою осмотреть мощи святой княгини. Он постился 40 дней и потом стал откапывать гроб; но внезапно исторгшийся из земли огонь опалил его, и он упал в изнеможении. «Не трудись напрасно, отец! – был к нему голос. – Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и получил исцеление у гробницы княгини-мученицы. В 1811 году на второй неделе Великого поста жена соборного протоиерея Артемия потеряла рассудок и зрение; много она мучилась и страдала. В день памяти святой княгини совершен был соборный молебен, и – больная освободилась от своей болезни. Три года спустя, при разобрании обветшавшего собора, открылся каменный гроб благоверной княгини Иулиании, и потекли потоки чудесных исцелений. Более 50 таких исцелений записано в книге, хранящейся в соборе, при раке святой княгини-мученицы 1068 . Повторим наставления Священного Писания, которые так свято чтила блаженная княгиня: бегайте блуда. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога,и вы не свои?Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор. 6, 18, 19–20 ). Брак у всех да будет честен и ложе непорочно: блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр. 13, 4 ). Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо (см.: Притч. 6, 32–33 ). Преставление Прокопия юродивого, Вятского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Блаженный Прокопий (XIII в.), память коего ныне, был не русский родом, из Германии. Сначала он был человек торговый и по своим делам прибыл в Новгород, находившийся в то время в постоянных сношениях с немецкими городами; в Новгороде Прокопий принял православие и затем постригся иноком в Хутынской обители, раздав свое имение неимущим. Этот поступок Прокопия, его глубокое смирение, строгое воздержание и истинно христианская жизнь внушали уважениек нему сначала монастырской братии, а потом и посетителей Хутынского монастыря. Общия похвалы смущали смиренного инока, и он удалился в город Устюг (ныне Вологодской губернии). Здесь он добровольно принял на себя ряд тяжелых подвигов: поселился сперва в ветхой хижине, потом на паперти соборного храма, жил в крайней бедности, молился днем и ночью. Так проводил он зиму и лето, едва защищенный от холода и зноя ветхой одеждой, спя на земле, и жил подаянием. Много обид пришлось вытерпеть подвижнику от устюжан; его бранили и издевались над ним и взрослые, и дети, подражая примеру взрослых. Прокопий не оскорблялся и все переносил с великим терпением, молясь за обижавших его. Прокопий обладал в высокой степени даром предведения. Так в один воскресный день (в 1249 году) Прокопий после утрени, когда священнослужители стали петь молебен Богоматери, в присутствии множества народа сказал предстоящим следующее: «покайтесь, братия, в грехах ваших; если же не оставите прежних злых дел, не очистите себя постом и не умолите Господа и Пресвятую Богородицу, то за беззакония ваши погибнете вместе с городом от огненного града». Народ сначала ужаснулся грозным словам Прокопия, но потом многие усумнились и стали говорить: «это – юродивый, он не в уме и не знает, что говорит». По окончании обедни Прокопий вышел на паперть и начал плакать, и плакал долго. Проходившие мимо спрашивали его: «что с тобою Прокопий? что за скорбь у тебя на сердце?» – «Бдите и молитесь», отвечал подвижник словами Евангелия, «да не внидите в напасть». Прошло три дня; Прокопий ходил по городу и говорил всем: «плачьте други о грехах ваших; молитесь, чтобы не погибнуть вам, как погибли некогда Содом и Гоморра за их беззакония». Но никто не слушал Прокопия. В следующий воскресный день, при ясном небе, появилось на небосклоне небольшое черное облако; оно все увеличивалось и приближалось к городу. Наступила тьма, и разразилась страшная гроза. Тогда перепуганные жители вспомнили слова Прокопия, и в ужасе устремились в храмы. Все молились со слезами, предчувствуя бедствие; молился и Прокопий. И вот буря стала утихать, и небо прояснилось; туча прошла над городом без вреда, но за двадцать верст от города, в так называемой Котольской пустыне, разразилась страшным каменным градом, от которого был поломан огромный лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранному чудотворцу, дивному предстателю пред Богом, блаженному Прокопию, пресветлому светильнику страны Вятския, многими чудотвореньми утешающему с верою чтущих святую память его, умильно взываем: Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Икос 1 Ангела на земли яви тя милосердный Творец Небеси и земли: вся бо земная во уметы вменил еси, блаженне Прокопие, да Христа приобрящеши. Темже вси многотрудное житие и блаженную кончину твою зряще, радостно тебе вопием: Радуйся, издетства в жилище Духа Святаго чистое и непорочное предуготованный. Радуйся, от лютаго недуга чудесне исцеленный. Радуйся, на подвиг юродства, Христа ради, свыше призванный. Радуйся, от преподобнаго Трифона на путь спасения наставленный и благословенный. Радуйся, благодати сосуде избранный. Радуйся, благословение преподобнаго Трифона, яко легкое иго Христово понесый. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 2 Видя тя Господь угодна себе быти, блаженне Прокопие, егда млад сый громом поражен бысть, по слезней же молитве родителей твоих к Богу, исцеле. Вси же людие, окрест живущии, со страхом и удивлением вопияху Богу: Аллилуиа. Икос 2 От юности подвиг юродства стяжевая, сердце к небесней чистоте устремил еси, блаженне Прокопие, сего ради вопием ти: Радуйся, родителей твоих похвало и украшение. Радуйся, труды их молитвою выну услаждавый. Радуйся, к деланию духовному предуказанный. Радуйся, послушания сыновняго наставниче. Радуйся, молитв ради родителей, от недуга тяжкаго Господем исцеленный. Радуйся, молитвами преподобнаго Трифона от всякаго страхования прият исцеления. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 3 Сущу бо ти недужну, блаженне Прокопие, родителие принесоша тя во град Хлынов во обитель Пресвятыя Богородицы к преподобному Трифону. Силою молитв его от лютыя смерти избавлен бысть, поя Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имеяй богатство милосердия неизреченное, скоро руку помощи своея простре ти Господь, блаженне Прокопие: зане с верою к Тому притекл еси, на Него Единаго все упование свое возложив. Темже мы, видяще веру твою и дивное ея оправдание, умиленно вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Все житие наше на земли, печали и скорби полно есть, искушения же и падения предлежит нам претерпети, но ты помози нам, блаженне Прокопие, да благодарственне зовем ти: Радуйся, помышления сердец провидевый. Радуйся, сердец скорбных уврачевателю. Радуйся, коегождо от мудрости жития твоего наставлял еси. Радуйся, нищ сый плотию, богатство многоценное дарований духовных имевый. Радуйся, аки крин благоуханный во граде Хлынове явивыйся. Радуйся, болярину Михаилу Татищеву скорое свобождение от темничных уз предуказавый. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 9 Всею душею прилепивыйся Богови, славою земною не уязвился еси, блаженне Прокопие, дары и приношения, от людей даваемыя, со смирением приимал еси, ношаше на малое время, глаголя в себе, довлеет ми покрова неба и ложа земли. Темже и нас добродетели нестяжания научи, во еже чистыми усты и сердцем пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Вси людие града Хлынова высоту подвигов твоих всюду возвестиша, блаженне Прокопие. Мы же добродетели твоя воспевающе, в похвалу тебе сия вопием: Радуйся, яко солнце пресветлое земли Вятской возсиявый. Радуйся, в трудех многих покой телеси своему обретый. Радуйся, подвиг свой усугубляяй тайным доброделанием. Радуйся, лютость людей неразумных града Хлынова благостию своею укротивый. Радуйся, ведети грядущее от Владыки Христа сподобивыйся. Радуйся, ангелом земным быти удостоенный. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 10 Спастися хотя и со Христом быти, о сем Господа молил еси, блаженне Прокопие. Человеколюбец же Господь приим моление твое, откры кончину твою и со избранными причастие поведа ти, с нимиже ныне воспеваеши Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена ти бысть крепка, блаженне Прокопие, Пресвятая Богородица, в Еяже обители прежде благословение от преподобнаго Трифона на подвиг юродства получил еси. Матерним Ея покровом осеняемь, течение жизни скончав на земли, небесную весть слышати сподобился еси. Темже ныне радостно вопием ти: Радуйся, в молитве скоро от Бога услышанный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Отец Прокопий и святые Феодоры    В их братстве был отец Прокопий, в миру Панайот Бакас, пробывший послушником всю свою жизнь. Он приехал на Афон чуть позже старца Никифора и никогда не прегрешил в послушании, усердно трудясь на всех тяжелых работах. Отец Прокопий очень любил и слушал отца Ефрема, потому что тот всегда поддерживал его, когда их старец проявлял излишнюю строгость. До глубокой старости отец Прокопий был готов ко всякому труду. Он с благоговением относился к послушанию и проявлял ревность в исполнении своих обязанностей; для более молодых монахов отец Прокопий был образцом для подражания.    Раньше тяжелым послушанием в пустыне Афона была переноска груза на плечах, причем по плохим и крутым на подъемах дорогам. И в этом отец Прокопий оставил о себе память как об истинном и трудолюбивом подвижнике, пребывшем таковым до самых преклонных лет. Благодаря цельности характера и доброму произволению в следовании святоотеческому преданию, бывшим у него изначально, он в скором времени ощутил благодать и стал добрым примером жительствования афонского монаха-пустынника.    Некоторое время он был борим помыслами ухода от старца Никифора, ибо у того был действительно тяжелый характер, иногда просто несносный. Отец Прокопий пошел в сторону скита Святой Анны, но вскоре вернулся благодаря увещанию своего старца. Однажды, когда брань стала очень сильной и помыслы оставить старца стали брать верх, он сказал об этом отцу Ефрему, и тот посоветовал ему сходить в Новый Скит и поклониться могиле старца Иосифа, чтобы получить ответ. Отец Прокопий послушался совета. Как только он положил поклон и помолился, прося Божественной помощи, тотчас ощутил благоухание и помыслы об уходе отступили навсегда.    От великих трудов и из-за чрезмерной тяжести грузов, которые отец Прокопий таскал постоянно, у него образовалась грыжа, причем двусторонняя. Он по-всякому пытался найти себе облегчение, но не мог. Отец Ефрем нагревал кирпичи и старался принести ему успокоение и утешение, но это не решало проблемы. Один старец, зайдя к ним на келию, убедил отца Прокопия согласиться на операцию, уверил его в том, что он совершенно выздоровеет, сказав, что и у него самого был тот же недуг, но после операции он уже не испытывал никаких болей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

И блаженный Прокопий, по благословению преподобного отца Варлаама, отправился из Великого Новгорода в путешествие в восточные страны. И проходил блаженный многие города, и села, и страны, и непроходимые леса, и топи, и болота непроходимые, и все это с радостью терпел святой Христа ради, желая отыскать прежде потерянное небесное отечество. В пройденных городах и окрестных землях блаженный Прокопий перенес много оскорблений и позора, и побоев, и тычков от неразумных людей. Святой представлялся им юродивым или безумным и ничего не отвечал, а только говорил про себя: «Господи, помилуй!» – и молился за них: «Господи, не поставь им это во грех , ибо не ведают, что творят!» Великое свое терпение явил: от зимнего мороза замерзал, а в летнее время сгорал от солнечного зноя; днем ходил как юродивый, а ночью пребывал без сна и молился непрестанно Господу Богу, оплакивая грехи свои, а про себя говорил, утешая свою душу: «О Прокопий, подобает тебе, претерпев многие муки, войти в Царствие Небесное, ибо только прилагающие усилия достигают его» 259 . И утешая себя такими милосердными словами, блаженный Прокопий переходил из города в город, из страны в страну и пришел к достойному месту, которое было ему уготовлено. И дошел блаженный Прокопий до Великого и славного града Устюга и вошел в него. И опочил после своего путешествия в верхнем конце города в. ветхой часовне. Затем встав, пошел по городу и увидел в городе красоту церковную, и пожелал блаженный Прокопий тут жительствовать. Тогда все горожане увидели его и, вообразив, что он юродивый и убогий умом, вознаградили градом ударов, тычков, оскорблений, обид и ранили его. Блаженный же Прокопий, как будто чужим телом, воспринимал с благодарностью и переносил все эти оскорбления от них, неразумных людей, взирая и уповая на предстоящий подвиг, на главу веры и свершителя, Иисуса. А досаждающим ему людям не хотел причинить никакого зла и лишь мысленно молился за них, говоря: «Владыка, Царь Небесный, не посчитай им это за грех , ибо не сознают, что творят».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было точно тоже, что испытал бл. Андрей – в подобном положении. Об этом бл. Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу св. Стефана пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого. Любимое место, где часто и долго сиживал Прокопий, был камень на берегу р. Сухоны. Здесь, смотря на плывущие мимо суда, молился он, молча за вверивших судьбу свою неверной стихии. Он так любил это место, что в последние годы жизни своей говаривал, чтобы погребли его тут. 657 От богобоязненных людей Прокопий принимал пищу, которую внушал не каждый день; а от богачей, нажившихся неправдою, не брал ничего. – За тяжкие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес еще на земле. Бог наш, – Бог милости и любви, бывает за грехи наши Богом отмщения. Мор и голод, трус и потоп льются из фиала гнева Божия на нечестивых. Кто уцелеть может под тяжестью десницы Всемощной? Но Господь милостив и в гневе своем. Он обещал пощадить виновные города для десяти праведников и даже для одного великого праведного. – Исполнение этого обещания видим в жизни блаж. Прокопия, тогда как люди и не понимали сего праведника. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «покайтесь, братия, во грехах ваших; умилостивляйте Бога постом и молитвами; иначе город погибнет от града огненного». Он не в уме, говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал потом днем и ночью. Проходившие мимо его, спрашивали: – что с тобою Прокопий? Что за скорбь у тебя? Блаженный отвечал: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть». Но проповеди его не принимали к сердцу. – На третий день Прокопий пошел по городу и говорил со слезами: «плачьте, други, плачьте о грехах ваших, молитесь, чтобы избавил вас Господь от гнева правды своей, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и теперь ожестевшие во грехах не трогались и не приходили в себя; над проповедником смеялись, как над безумцем. И молитвенником остался один Прокопий. – Через неделю после первой проповеди, в полдень, явилось на небосклоне черное облако; приближаясь к городу, оно росло более и более; наконец день превратился в темную ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010