За такую святую жизнь ему был дан от Бога дар прозрения. Сида молитвы его была столь велика, что отвращала от людей гнев Божий. За греховную жизнь Господ хотел истребить город Устюг молнией и каменным дождем, как некогда истребил Он Амморяян, противившихся Иисусу Навину. Все это Прокопию было открыто и, подобно древнему пророку Ионе, спасшему от погибели Неневию своею проповедию о покаянии, молил Бога о прощении грехов жителям Устюга. В один из воскресных дней, по окончании Богослужения в храме, обратился он к народу с следующими словами: «покайтесь, братие, в своих грехах и умилостивите Бога строгим постом и молитвою; если же не послушаетесь и не исполните того, о чем я прошу вас, то будете наказаны Богом и погибнете от огненного града: ибо гнев Божий скоро разразится над вами». Но устюжане не слушали слов его и про себя думали так: «этот человек безумный и сам не знает, что говорит нам». Не видя успеха от своей проповеди гражданам о покаянии·, Прокопий опять удалился на паперть одного из городских храмов и снова со слезами день и ночь молился Богу. Приходившие в храм, спрашивали его о причине слез. Блаженный отвечал: «послушайтесь и молитесь, если не хотите заслужить кару Господню». Но они по-прежнему не обращали на его слова никакого внимания. По прошествии трех дней св. Прокопий удалился с паперти и пошел по улицам города, проповедуя жителям о предстоящей погибели, говоря: «покайтесь, плачьте о грехах своих и молитесь, чтобы Господь не казнил ваш город так же, как некогда казнил Он Содом и Гоммору за великия беззакония их жителей». Граждане, предубежденные против юродивого, не только не верили его словам, но еще более насмехались и ругались над ним. Несмотря на все зло, которое причиняли устюжане Прокопию, он снова собрался с силами и непрерываемыми ни днем, ни ночью молитвами просил у Бога пощады грешникам. Через неделю после этого, в полдень над городом появилось темное облако, причем помрачился дневной свет, и сделалось так же темно, как ночью. Люди, видя необычайное явление, спрашивали в недоумении друг друга: что означает тьма, покрывшая землю? Вскоре со всех сторон собрались черные тучи с непрестанными молниями и сильным градом. Страшные раскаты грома не давали слышать разговоры людей, земля как бы дрожала от сильного землетрясения. Тогда люди поняли, что они наказываются Богом и невольно вспомнили слова блаженного Прокопия, а также и предсказание его о страшном часе суда Божия. Они немедленно пришли в соборный храм, где со слезами начали молиться Богу. Пришел туда и св. Прокопий, пал перед иконою Богоматери, проливая многие слезы и ходатайствуя перед Нею о прощении грехов кающимся грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прокопий Вятский, грозя комунибудь смертью, скрещивал руки на груди: «Руце же свои к переем пригибаше и указанием веляше: „Готовите погребальная " ». Когда хлыновские обыватели с трепетом ждали указа из Москвы о взыскании денежных недоимок, «и тогда сей блаженный Прокопий… ходя по торгу и поставляше древца по ряду и ходя бияше те древца древцем же, — аки людей на правеже». Василий Блаженный, скитаясь по улицам Москвы, задерживался у домов, «в нихже живущий людие живут благоверно и праведно и пекутся о душях своих… и ту блаженный остановляяся, и собираше камение, и по углам того дома меташе, и бияше, и велик звук творяше».  Напротив, как заметили изумленные зрители, «егда же минуяше мимо некоего дому, в нем же пиянство и плясание и кощуны содевахуся, и прочия мерзъкая и скаредная дела творяху, ту святой остановляяся и тому дому углы целоваше и аки с некими беседоваше яже человеком непонятным разговором». Значение этих загадочных для наблюдателя жестов, оказывается, вот в чем: в дома праведников и благочестивых постников бесовская сила проникнуть никак не может, «бесове внеуду онаго дому по углам вешаются, а внутрь впити не могут», и юродивый, которому дано видеть утаенное от простых очей, ихто и побивает каменьями, «да не запинают стопы праведных». В домах пьяниц, блудников, зернщиков и кощунников бесы ликуют и радуются, «аггели же божий хранители, приставленнии от святаго крещения на соблюдение души человечестей, в том дому во оскверненном быти не могут». Этихто ангелов, уныло плачущих вне дома, и лобызал Василий Блаженный, с ними он и беседовал «непонятным разговором». Стоит отметить, что эти объяснения агиографа не могли поразить 103 воображение русского человека XVIXVII вв. Напротив, они казались ему заурядными, потому что буквально то же самое он читал, например, в «Домострое»: «Егда ядяху с благодарением и с молчанием или с духовною беседою, тогда ангели невидимо предстоят и написуют дела добрая. И ества и питие в сладость бывает… Аще скаредный речи, и блудные срамословие и смехотворение, и всякое глумление, или гусли и плесание, и плескание и скокание, и всякие игры и песни бесовские, — тогда, якоже дым отгонит пчелы, такоже и отыдут ангелы божий от тоя трапезы и смрадныя беседы. И возрадуются беси, и приидут, волю свою улучив, и вся угодная творится им».  Однако сцена в целом безусловно вызывала интерес. Тривиальная мысль, будучи зрелищно оформленной, приобретала оттенок новизны.

http://predanie.ru/book/91926-smeh-kak-z...

Это было в 1290 году, за 13 лет до его кончины. В один воскресный день, когда было много народа за службой в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». «Он не в своем уме и никогда не говорит ничего дельного. Что его слушать?» — сказали устюжане и не обратили никакого внимания на слова праведника. Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом. От печали и горести сердца он едва мог достоять до окончания литургии и, вышедши на паперть, удалился в свой угол, зарыдал и, обливаясь слезами, проплакал весь тот день и ночь, да и на другой день не переставал плакать. Некоторые сострадательные люди, видя его неутешный плач, спрашивали его: «Что с тобою, Прокопий, что ты непрестанно плачешь? Что у тебя за печаль на сердце?» Обливаясь слезами, он отвечал им словами Спасителя: Бдите и молитесь, да не внидите в напасть (Мф. 24, 41). На третий день блаженный Прокопий пошел по всему городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и эта вторая проповедь осталась бесплодной, ожестевшие во грехах устюжане оказались хуже ниневитян. Они не только не думали каяться, но еще смеялись и издевались над проповедником, как над безумным. Молитвенником за погибающий город остался один Прокопий, печально возвратившийся в свой угол на паперти. В следующее воскресенье в полдень явилось на небосклоне черное облако. Приближаясь к городу, оно стало расти более и более, так что наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раздавались в воздухе, не прерываясь ни на минуту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Авторитет Прокопия не только в смысле правдивости, но и по отношению к искусству изложения, критике и выбору материала всецело признан ученой литературой в приложении к «Истории войн». Но что сказать о явном пристрастии, прозрачной лжи и вытекающей отсюда нравственной несостоятельности, в которой не может не заподозрить Прокопия и самый усердный его почитатель, когда он сравнит отзыв об Юстиниане и Феодоре по сочинениям о «войнах», «постройках» и по «Тайной истории»? Если не может подлежать сомнению противоречие во взглядах и в суждениях об исторических лицах, то не подрывается ли этим авторитетность Прокопия и в тех случаях, где нет явных противоречий; должен ли Прокопий заслуживать доверия как историк? Ключ к уразумению характера Прокопия нужно искать в духовном и нравственном состоянии тогдашнего византинизма. Только известная эпоха могла дать подобный продукт. Тон его произведений полный трагизма, резкий, основанный на глубоком убеждении, что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого. Печаль о погибели римского могущества и славы — основной тон произведений Прокопия. Чтобы бороться против этого настроения, нужны были устои нравственные и религиозные. Нравственных принципов с трудом возможно искать в писателе, который слишком надвое высказывается по поводу принципиальных вопросов; чаще он колеблется, не находя в себе достаточно твердых критериев. Другого рода устои — это те, которые указаны блаженным Августином,— в религии. Хотя Прокопий—писатель VI в. и лицо, близкое к правительственным кругам, но он остался чистейшим язычником, христианство его не коснулось. Он говорит о религиозном споре в таком тоне: «Признаться, я не берусь судить об этом, ибо считаю сумасбродным исследовать природу Божию, какова бы она ни была. Человеку трудно с точностью понять и человеческое, как же ему рассуждать о божественном? Поэтому мне представляется лучше молчать о предметах благоговейного почитания». Холодное отношение к вопросам, волновавшим ему современное человечество, для Прокопия характерно. Религии у него не было — он скептик. Во многих случаях, когда он говорил о превратностях судьбы, о несчастиях людей высоко стоящих, он смахивает на фаталиста, он разделяет мысль древних о зависти богов к людям, к человеческому счастью. Он как бы говорит любимцам судьбы: «Остановись, скоро конец! Боги завидуют счастью людей!» Тяжело отозвалось на нем отсутствие нравственных устоев, двойственность воззрений — в одном месте он сообщает о великих делах Юстиниана и Феодоры, в другом смешивает их же с грязью.

http://sedmitza.ru/lib/text/442772/

Тогда сказал ей святой Прокопий:Блаженна ты госпожа, мать моя, так как сподобилась от Бога такого просвещения и так как пришла за это сюда, в эту темницу! И пребывала святая Феодосия в темнице, прислуживая святым женщинам. Чистым полотном она отирала их кровавые раны и прикладывала врачебные пластыри к их язвам, так как она была обучена врачебному искусству. А святой Прокопий учил свою мать святой вере. Той же ночью он взял ее и повел к епископу Леонтию, который окрестил ее во имя Отца, Сына и Святаго Духа, потом снова возвратился в темницу, радуясь и прославляя Бога за ее просвещение. После этого святые жены с Феодосией были выведены из темницы и представлены на нечестивое судилище. Правитель сказал Феодосии: — Знай, благородная женщина, что я щажу тебя и не хочу отдать тебя на позор и мучения. Итак, одумайся и призови милосердных богов, чтобы сподобиться от них — прощения, а от нас — большей чести! Святая отвечала: — Безумный и несмысленный человек! Ужели тебе не стыдно называть богами изваянных кумиров? если в том большое достоинство, когда человек, по мере своих сил, старается добрыми делами уподобиться Богу, то и вам также следует уподобляться вашим богам — идолам, то есть быть слепыми, глухими, немыми, не двигающими ни руками, ни ногами, каковыми являются и боги ваши. На эти слова ее правитель разгневался и повелел ее бить по устам, а потом, растянувши по земле, подвергнуть палочным ударам, и затем железными когтями строгать ее тело. Прочие же святые женщины, взирая на ее страдания, молились за нее Богу, чтобы Он укрепил ее, и пели следующие стихи из псалма, каким научил их святой Прокопий: — «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего» (Пс.94:1); «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс.45:2). Правитель же, слыша это, повелел сокрушать святым женам челюсти оловянными прутьями, а потом связать тех мучениц вместе со святой Феодосией одною железною цепью, вывести вон из города и предать усечению мечом. Жены с веселием и радостью пошли на смерть, как на брачный пир, положили за Христа Бога свои головы и сподобились небесного чертога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В один воскресный день, когда много народа было на службе в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвою, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в своем уме и никогда не говорит ничего дельного, что его слушать?» – сказали устюжане и не обратили никакого внимания на слова праведника. Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом. От печали и горести сердца он едва мог достоять до окончания литургии и, вышедши на паперть, удалился в свой угол, зарыдал и, обливаясь слезами, проплакал весь тот день и ночь, да и на другой день не переставал плакать. Некоторые сострадательные люди, видя его неутешный плач, спрашивали его: «Что с тобою, Прокопий, что ты непрестанно плачешь? Что у тебя за печаль на сердце?» Обливаясь слезами, он отвечал им словами Спасителя: «Бдите и молитеся, да не внидете в напáсть» ( Мф.26:41 ). На третий день вышед из паперти, блаженный Прокопий пошел по всему городу проповедовать покаяние жителям. Со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и эта вторая проповедь осталась бесплодною. Ожестевшие во грехах устюжане оказались хуже ниневитян: они не только не думали каяться, но еще смеялись и издавались над проповедником, как над безумным. Молитвенником за погибающий город остался один Прокопий, печально возвратившийся в свой угол на паперти. В следующее воскресенье, в полдень (25 июня), явилось на небосклоне черное облако, приближаясь к городу, оно стало расти более и более, так что, наконец, день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, следует сказать несколько слов о носителях Августиновых идей из числа представителей уже собственно русской традиции. Первым из них, безусловно, должен быть назван преосвященный Феофан Прокопович . Его определяющая роль в создании русской богословской школы первой половины Синодального периода может находить себе различные оценки, но не может быть оспорена. Богословие понималось им как наука, подобно всякой науке, имеющая свой предмет и свою аксиоматику. Если предметом богословия в самом общем смысле является Бог, то непосредственным предметом научного богословия является откровение Божие, зафиксированное в Священном Писании и таким образом доступное для исследователя. Этот подход, а также некоторые иные пункты богословского учения архиепископа Феофана и при жизни, и после смерти навлекали на него обвинение в протестантизме. Наиболее резко эта точка зрения была выражена славянофилами, в частности в известной диссертации Ю. Ф. Самарина « Стефан Яворский и Феофан Прокопович ». В то же время в конце XIX столетия православие Прокоповича отстаивали такие серьезные исследователи его наследия, как П. А. Червяковский 36 и Ф. А. Тихомиров 37 . Из числа «независимых» исследователей, приходящих к аналогичному выводу уже в ХХ в., следует прежде всего назвать немецкого ученого Ганса-Иоахима Гэртеля, представившего в своей монографии «Византийское наследие и православие у Феофана Прокоповича » 38 преосвященного Феофана как носителя традиционно православных представлений. При этом важно, что именно три названных последними автора согласно указывали на присущий преосв. Феофану августинизм. В то же время собственно в русском богословии ХХ в. резко отрицательное отношение к архиепископу Феофану можно считать вполне устойчивой позицией – достаточно назвать имена хотя бы прот. Георгия Флоровского и А. Карташева . «По одним горячим письмам Феофана к его богословскому единомышленнику Марковичу, – писал последний, – можно видеть, насколько его протестантские идеи захватывали все его существо, составляли для него путеводную звезду, питали пафос его жизни… Если у нас в иерархии был когда-либо вдохновенный не головной, а именно сердечный носитель старого (уже не интересного для современности) классического протестантизма, то это был единственно – Феофан Прокопович » 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Прокопий Вятский, грозя кому-нибудь смертью, скрещивал руки на груди: «Руце же свои к переем пригибаше и указанием веляше: „Готовите погребальная " ». Когда хлыновские обыватели с трепетом ждали указа из Москвы о взыскании денежных недоимок, «и тогда сей блаженный Прокопий… ходя по торгу и поставляше древца по ряду и ходя бияше те древца древцем же, — аки людей на правеже». Василий Блаженный, скитаясь по улицам Москвы, задерживался у домов, «в нихже живущий людие живут благоверно и праведно и пекутся о душях своих… и ту блаженный остановляяся, и собираше камение, и по углам того дома меташе, и бияше, и велик звук творяше».  Напротив, как заметили изумленные зрители, «егда же минуяше мимо некоего дому, в нем же пиянство и плясание и кощуны содевахуся, и прочия мерзъкая и скаредная дела творяху, ту святой остановляяся и тому дому углы целоваше и аки с некими беседоваше яже человеком непонятным разговором». Значение этих загадочных для наблюдателя жестов, оказывается, вот в чем: в дома праведников и благочестивых постников бесовская сила проникнуть никак не может, «бесове внеуду онаго дому по углам вешаются, а внутрь впити не могут», и юродивый, которому дано видеть утаенное от простых очей, их-то и побивает каменьями, «да не запинают стопы праведных». В домах пьяниц, блудников, зернщиков и кощунников бесы ликуют и радуются, «аггели же божий хранители, приставленнии от святаго крещения на соблюдение души человечестей, в том дому во оскверненном быти не могут». Этих-то ангелов, уныло плачущих вне дома, и лобызал Василий Блаженный, с ними он и беседовал «непонятным разговором». Стоит отметить, что эти объяснения агиографа не могли поразить           103 воображение русского человека XVI-XVII вв. Напротив, они казались ему заурядными, потому что буквально то же самое он читал, например, в «Домострое»: «Егда ядяху с благодарением и с молчанием или с духовною беседою, тогда ангели невидимо предстоят и написуют дела добрая. И ества и питие в сладость бывает… Аще скаредный речи, и блудные срамословие и смехотворение, и всякое глумление, или гусли и плесание, и плескание и скокание, и всякие игры и песни бесовские, — тогда, якоже дым отгонит пчелы, такоже и отыдут ангелы божий от тоя трапезы и смрадныя беседы. И возрадуются беси, и приидут, волю свою улучив, и вся угодная творится им».  Однако сцена в целом безусловно вызывала интерес. Тривиальная мысль, будучи зрелищно оформленной, приобретала оттенок новизны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Файл : Храм святителя Нектария Эгинского и блаженного Прокопия Устюжского (Бuшoфcxaйм-ha-Pehe).jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 600 × 447 (115 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры SAMSUNG TECHWIN CO., LTD. Модель камеры Samsung L700 Владелец авторского права Copyright 2005 Время экспозиции 1/30 с (0,033333333333333) Число диафрагмы f/2,8 Светочувствительность ISO 300 Оригинальные дата и время 15:18, 28 марта 2007 Фокусное расстояние 5,8 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 96 точек на дюйм Вертикальное разрешение 96 точек на дюйм Программное обеспечение 0.9904 Дата и время изменения файла 15:18, 28 марта 2007 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 15:18, 28 марта 2007 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 3,2578464084201 Выдержка в APEX 4,907 Диафрагма в APEX 3,072 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2,971 APEX (f/2,8) Режим замера экспозиции Мультиточечный Источник света Неизвестно Статус вспышки Сработала вспышка Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 35 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Резкость Нормальная Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_свят...

К 1722 г. относится особенное «Увещание Святейшего Синода к тем, кто от невежества своего или от крайней злобы, прельщаясь именем страдания, дерзают безрассудно на мучение и сами своей погибели бывают виновны». Увещание это общего характера, т. е. оно относилось не только к раскольникам, но и к тем, кто, подобно раскольникам, обрекал себя на напрасные страдания, под влиянием тогдашних обстоятельств. Означенное «Увещание» составлено было вице-президентом Святейшего Синода, епископом Феофаном Прокоповичем . По синодальному определению от 30 апреля 1722 г., при составлении «Увещания» надлежало воспользоваться известной тогда Святейшему Синоду книжицей «Толкования евангельских блаженств». Это – известное сочинение Феофана Прокоповича , появившееся в печати в конце 1722 года. В этом сочинении, одобренном Петром и Святейшим Синодом, Феофан, как искусный экзегет, проводил нравственные гражданские и политические мысли, сообразно с преобразовательными желаниями и идеалами царя. Как автору «Толкования о евангельских блаженствах», епископу Феофану и поручено было сделать извлечение из его сочинения, дабы вышло «Увещание», направленное для вразумления заблуждавшихся русских граждан. Феофан не замедлил исполнить возложенное на него поручение, прилагая общие свои рассуждения (из объяснения на блаженства) к современным требованиям и условиям жизни, направления и понимания раскольников. Изложение «Увещания» отличается ясностью, простотой и убедительностью, – качествами, присущими вообще сочинениям Феофана Прокоповича . Содержание «Увещания» состоит в развитии той мысли, что «не всякое страдание, но токмо законно бываемое, т. е. за известную истину, за догматы вечной правды, за непременный закон Божий, полезно и богоугодно есть; не просто бо глаголет Господь: блаженны изгнанные, но блаженны изгнанные правды ради...; аще бо кто не правды ради, не за Христа, не истины ради, терпит гонение, узы темницы, муки и самую горькую смерть, тот от Христа не ублажается». Основную мысль «Увещания» автор развивает и доказывает ссылками на учение и примеры священного писания Нового Завета, противопоставляя факты и гибельные следствия превратного понимания христианского учения о страданиях. Извлечём несколько мыслей из «Увещания».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010