Возвышая свой голос в защиту школьного преподавания Закона Божия, съезд духовенства и мирян Урюпинского района вместе с этим признаёт необходимым существенно реформировать преподавание этого предмета, положив в основу всего дела религиозного обучения не сообщение возможно большей суммы знаний, а религиозно-нравственное воспитание ума и сердца детей. Осуществление этого возможно только при одном простом, но великом праве законоучителя: быть свободным в деле выбора методов и способов научения детей истинам веры на основе Евангельского учения. Эта свобода послужит самым действительным средством и побуждением для каждого законоучителя творить своё великое дело по долгу совести и призвания. Примеры программы и метода преподавания детям истин христианской веры должны быть предметом периодических суждений в собраниях и союзах законоучителей” 14 . Накануне епархиального съезда, намеченного на 8 августа, по всему Дону активно обсуждался главный вопрос текущего момента — о Законе Божием. 25 июля 1917 г. в хуторе Калач-на-Дону 2-го Донского округа состоялось благочинническое собрание духовенства и мирян для избрания в Донское епархиальное избирательное собрание. Был обсуждён и вопрос о судьбе преподавания Закона Божия в народных школах. Прочитанный собранию проект Государственного комитета по народному образованию о необязательности преподавания Закона Божия в школе вызвал целую бурю негодования и возмущения среди духовенства и в особенности среди мирян. Как сообщается в епархиальном журнале, «сразу почувствовалось, что проектом этим затронули самое “святое святых” народной души. Ясным стало, что вершители судеб народных школ мало или совершенно не знают многомиллионного православного русского народа и его чаяний». После кратких, но убедительных речей священников и мирян съезд твёрдо и единогласно вынес по поднятому вопросу следующую резолюцию: “1) Закон Божий как могучее средство нравственного воспитания подрастающего поколения должен быть главным и первым среди других предметов школьного обучения, и преподавание его в начальных школах православных приходов должно быть обязательным для всех учеников, кроме детей инославного вероисповедания.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

ж) расходование сборов по смете и по определению собраний; з) выдача полномочий на совершение имущественных актов и на хождение в судебных и других местах по делам храма и прихода и по возбужденным искам, на основании постановлений приходских собраний; и) избрание лиц для заведывания вспомогательными учреждениями прихода и представление их на утверждение собрания; к) ведение списков прихожан, имеющих право на участие в приходских собраниях и обязанных делать взносы на приходские нужды; л) ревизия отчетности приходских вспомогательных учреждений; м) обсуждение степени нужды обращающихся за помощью прихода и оказание этой помощи; н) заботы об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния во время богослужений и крестных ходов, о приходском кладбище и похоронах бедных прихожан; o) забота о религиозно-нравственном обучении и воспитании подрастающего поколения и ближайшее заведывание церковноприходскими учебными заведениями; п) составление и представление приходскому собранию отчетов о своей деятельности, о денежных оборотах и о состоянии подведомственных ему частей, заведений и имуществ; p) образование миссионерских кружков; с) создание благотворительных и просветительных учреждений и кружков, приютов, богаделен и школ, учреждаемых приходскими собраниями; т) образование общества трезвости; у) создание библиотек, читален, приходского дома; —188— ф) образование кружков по уборке храма; х) создание общества взаимопомощи; ц) образование приходской пожарной дружины; ч) устройство религиозно-нравственных бесед и чтений; ш) устройство приходской пасеки; щ) участие, по приглашению, на благочиннических уездных пастырских собраниях для совместного обсуждения приходской деятельности и предначертаний архипастыря и высшей церковной власти. 74 . Приходской совет избирает из своей среды казначея и делопроизводителя. Примечание 1: делопроизводитель может быть избран из прихожан, не входящих в состав совета, по его постановлению. Примечание 2: При получении делопроизводителем содержания от прихода он обязан вести приходскую книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33 . Церковный староста входит в состав приходского совета по должности. —180— 34 . Церковный староста действует под контролем приходского совета; по истечении года он представляет приходскому совету отчет о состоянии храмового имущества и о приходе и расходе храмовых сумм; отчет этот в общем порядке представляется епархиальной власти. 35 . Должности церковного старосты и приходского казначея в исключительных случаях, по ходатайству прихода, могут быть совмещаемы. 36 . Церковные старосты кафедральных и уездных бесприходных соборов и бесприходных кладбищенских городских храмов избираются общим собранием представителей православных приходов данного города. Примечание: число членов этого собрания и порядок избрания устанавливаются епархиальною властью. 37 . Церковные старосты могут быть избираемы и к храмам приписным, не имеющим особых причтов, если в этих храмах совершается богослужение, имеется собственное имущество и ведется отдельное от приходского храма хозяйство. 38 . К храмам домовым, при учебных, богоугодных и благотворительных и иных учреждениях, старосты избираются управлением тех учреждений, при которых находятся храмы. 39 . Утверждение в должности церковного старосты в бесспорных случаях принадлежит благочинническому совету, а в спорных случаях епархиальной власти. Примечание: старосты кафедральных соборов утверждаются епархиальным архиереем. 40 . По усмотрению приходского собрания может быть избран помощник церковного старосты, на основании вышеизложенных статей о церковном старосте. Глава VI. О приходском собрании 41 . Приходское собрание созывается по постановлениям приходского совета не менее одного раза в полугодие. В случае нужды может быть созвано советом чрезвычайное приходское собрание: а) по постановлению совета; б) по распоряжению епархиальной власти; в) по заявлению приходского священника-настоятеля и г) по —181— ходайству не менее 25 прихожан, имеющих право участвовать в собрании. 42 . Приходские собрания происходят в удобных для того помещениях, а при отсутствии таковых могут быть созываемы и в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 мая 1917 г. Собрание выражает преданность [новой власти] и готовность употребить все свои силы на укрепление власти Временного правительства, [высказывает готовность] поддержать «Заем Свободы»; духовенство [третьего благочиннического] округа все юбилейные Романовские кресты 822 и медали передает Правительству на государственные нужды. Слово и жизнь. Вятка, 1917. 38. С. 3. 616. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко съезда духовенства 26-го благочиннического округа Томской епархии 3 мая 1917 г. Съезд духовенства 26 [-го] [благочиннического] округа Томской епархии в полном единении с народом в лице вашем, Михаил Владимирович, приветствует Временное правительство, созданное волей революционного народа, считает своим долгом всемерно поддерживать его, и желает [ему] успеха в выполнении многотрудных государственных задач на пользу и процветание свободной России. 823 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 166. Подлинник. 617. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства и мирян 4-го благочиннического округа Любимского уезда Ярославской епархии 4 мая 1917 г. Собрание духовенства, [церковных] старост и уполномоченных от мирян четвертого [благочиннического] округа Любимского уезда Ярославской епархии выражает полное сочувствие и доверие Временному правительству и свою готовность поддерживать его в благоустройстве свободной Родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 169. Подлинник. 618. Телеграмма председателю Совета министров духовенства 3-го благочиннического округа Опочецкого уезда Псковской губернии 5 мая 1917 г. Духовенство третьего округа Опочецкого уезда Псковской губернии приветствует Временное правительство с выражением ему полного доверия и с пожеланием в трудах преобразования страны и жизни церкви, и духовенства полного успеха. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 157. Л. 18. Подлинник. 619. Телеграмма Временному правительству объединенного съезда духовенства и мирян 16-го и 38-го благочиннических округов Ткалинского уезда Омской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1906 году во время очередного Епархиального Съезда, в сентябре месяце, Владыка стал нести частные вечерние собеседования с участниками Съезда и представителями городского духовенства о подъеме церковно-приходской деятельности и религиозно-нравственной стороны пасомых. Здесь под руководством Владыки был обсуждаем и вопрос об отношении духовенства к общественнополитическим партиям, причем участники собеседований охотно высказывали свои мнения. Указывая духовенству на безумия, нелепость и преступность крайних политических партий, революционных, антигосударственных, Владыка с твердостью и непоколебимой прямотой предостерегал духовенство вообще от увлечения духом партийности: «Духовенству, говорил Владыка, всего более приличествует беспартийность в том смысле, что оно не должно преследовать исключительно каких либо партийных целей; его цели должны быть общехристианскими, общегосударственными. Программа духовенства? Вот наша программа: за веру, Царя и отечество; православие, самодержавие и народность. Это не партия, это – сущность нашего служения, это долг пастырства, нашего сана. Служение этим заветам скорее послужит верным залогом успеха на поле общественной деятельности. За эти начала своего служения мы умирать должны...» Сделанные Владыкой указания с решительностью были всегда внушаемы всему епархиальному духовенству, создавая для последнего прочный и бесповоротный фундамент деятельности. Другой важной стороной деятельности Владыки за это время было отношение его к возбуждаемым пред ним ходатайствам о преобразованиях по духовно-епархиальному ведомству. Так, Епархиальный Съезд 1906 года представил ему доклад с изложением желательных мер, которые по убеждению Съезда могут содействовать оживлению деятельности духовенства и церковно-приходской жизни, в числе коих намечены следующие: восстановление в духовенстве выборного начала, расширение прав Благочиннического Совета и учреждение товарищеского суда в целях поднятия престижа духовенства, предоставление прав причтам венчать лично им известных лиц, имеющих законную правоспособность на вступления в брак, но не имеющих на то формальных документов, разрешение священникам печатать свои проповеди с дозволения окружного цензора и, наконец, разрешение родительских собраний в целях выяснение учебно-воспитательных вопросов во всех духовно-учебных заведениях епархии и право участия депутатов сих собраний в Педагогических Советах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Во Владимирской епархии, в селе Смердеве, благодаря собеседованиям, запрещено общественным приговором ходить в лес за грибами и ягодами до окончания Богослужения в воскресные и праздничные дни. Священник села Борисова свидетельствует, что вера в колдунов ослабла, о кликушах и порченых женщинах не слышно, число исповедующихся и причащающихся увеличилось. Влиянию собеседований многие священники приписывают уничтожение суеверий. Так напр., священник села Елха пишет: «жатва хлеба прежде начиналась по какому-то суеверному обычаю одной из деревенских женщин по жребию, которая и обязана была сделать одна зажин накануне в три снопа, но ныне, благодаря собеседованиям, полевые работы начинаются общественною молитвою и кроплением святой водой. Многие священники свидетельствуют, что собеседования имели и имеют большое значение в деле распространения грамотности в народе, и, по местам, общественных библиотек. Так напр., священник села Горяйнова доносит, что благодаря собеседованиям в его приходе в 1890 г. открыты две школы грамоты; не было бы собеседований – не было бы и школ, добавляет тот, же священник. Те же благоприятные явления замечаются и в Вологодской епархии. Так в 1890 – 1891 году в приходах Вельского уезда: Богородицком, Заячеростовском и Преображенском, под влиянием бесед, прихожане составили приговоры не работать в воскресные и праздничные дни, под опасением денежного штрафа; в Введенском – Ракульском – отменены посиделки; в Покровском – Ракульском девицы дали приходскому священнику слово· не собираться на посиделки; в Космо-Дамиановском Леждомском приходе, Грязовецкого уезда, отменены собрания молодежи в посты и святки. В приходах 5-го благочиннического округа Усть-сысольского уезда главы семейств наложили приговорами узду на произвол молодежи, запретив ей ночные собрания, под опасением денежного штрафа или каких-либо других взысканий. По донесению благочинного Вологодского уезда Димитрия Голубева, в некоторых приходах его округа уничтожены гульбища, соединенные с пьянством, и уменьшилось стремление народа к разорительным для него нарядам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Уз. и Расп. Пр. 1893 г. – изложено нами ранее в отд. 1-м, §6, л. А). Для противодействия раскольнической пропаганде Синод, согласно постановлениям бывшего в 1885 г. июля 8-го в Казани собрания преосвященных, предоставил епарх. преосвященным: 1) учреждать должности епархиальных миссионеров, с отнесением расходов по их содержанию на местные средства и с тем, чтобы епархиальные миссионеры состояли при кафедральных соборах, но не занимали штатных священнических мест и были свободны от исполнения обязанностей по приходу, 2) дозволять устройство на церковные суммы противораскольнических благочиннических библиотек и приобретение причтами противораскольнических книг для безмездной раздачи, но чтобы расходы по сему предмету производились без обременения церквей, 3) при назначении священно-церковнослужителей в приходы с раскольническим населением обращать строгое внимание на соответствие назначаемых лиц, по их нравственным качествам и навыкам, нуждам приходов (опр. Син., от 19/23 дек.–18 мар. 86/86 г. за о деяниях бывш. в Казани в 1885 т. 8 июля Собр. Преосв. Архиерев). 318 В 1887 г. на первом противораскольническом съезде в Москве были выработаны и утверждены Синодом (опред. от 25 мая 88 г. «Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церквей по отношению к раскольникам и сектантам». По сим правилам в каждой епархии, где имеются раскольники, или последователи рационалистических сект должны быть учреждены одна или несколько должностей епархиальных миссионеров; независимо от сего могут быть учреждаемы должности уездных (по уездам) и окружных (по благочиннич. округам) миссионеров, причем и каждый приходской священник должен непрерывно вести в своем приходе миссионерское дело. Для снабжения епархиальных, уездных и окружных миссионеров, а также приходских священников необходимыми для собеседований с раскольниками и сектантами книгами, учреждаются в епархиях: а) главная миссионерская епархиальная библиотека, б) благочиннические и окружные библиотеки. Сверх сего, в каждом приходе, зараженном расколом или сектантством, должны быть церковные библиотеки, составленные, по крайней мере, из полного собрания полемических против раскола и сектантства сочинений (каталог книг для упомянутых миссионерских библиотек помещен в Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

39. Утверждение в должности церковного старосты в бесспорных случаях принадлежит Благочинническому Совету, а в спорных случаях епархиальной власти. Примечание. Старосты кафедральных соборов утвер­ждаются епархиальным Архиереем. 40. По усмотрению Приходского Собрания может быть избран помощник церковного старосты, на основании вышеизложенных статей о церковном старосте. Глава VI. О Приходском Собрании 41. Приходское Собрание созывается по постановлениям При­ходского Совета не менее одного раза в полугодие. В случае нужды может быть созвано Советом чрезвычайное Приходское Собрание а) по постановлению Совета, б) по распоряжению епархиальной власти, в) по заявлению приходского священника-настоятеля и г) по ходатайству не менее 25 прихожан, имеющих право участвовать в Собрании. 42. Приходские Собрания происходят в удобных для того помещениях, а при отсутствии таковых, могут быть созываемы и в храме. 43. Объявление о созыве очередного Приходского Собрания делается в храме после Богослужения в три воскресных или праздничных дня, предшествующих Собранию, а также вывешивается на церковных дверях, или может быть произведено иными спо­собами по указанию Приходского Совета. В объявлении должны быть точно обозначены время и место Собрания и предметы, под­лежащие обсуждению. По делам, не терпящим отлагательства, Приходское Собрание может быть созвано и в семидневный срок, с тем, однако, чтобы объявление о нем было сделано спешно по всему приходу, но на таком собрании не должны быть поста­новляемы решения о каких-либо общеприходских денежных налогах. Примечание. В случае особой важности созыв При­ходского Собрания может быть произведен неотлагательно всеми доступными способами и средствами, извещающими чле­нов Собрания о необходимости явиться к месту созыва. 44. Право участия в Приходском Собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесенные в приходскую книгу, за исключением лиц, указанных в стт. 45 и 46; право участия с совещательным голосом имеют все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие самостоятельно свое хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

При дружном и согласном действовании центра и периферии достигается, между прочим, один весьма благой результат: талантливые опыты отдельных пастырей в разных областях пастырской практики не исчезают бесследно со смертью производивших их – что, к сожалению, при иной постановке дела нередко случалось и случается, – но вводятся в общую практику и, расширяя ее, сторицею приносят плоды – дело пастырское совершенствуется. Наконец, расширению пастырского кругозора, разрешению разных вопросов пастырской жизни и практики, умудрению пастырей могут и должны способствовать пастырские собрания разных видов: епархиальные, благочиннические и частные, именуемые в католической церкви «пастырскими конференциями» – Pastoralkonferenzen. Там эти конференции, т. е. собрания пастырей с целью научного совершенствования, различаются на: 1) «свободные» (freie), т. е. собирающиеся по инициативе самих пастырей, но, конечно, с разрешения епархиального начальства, и 2) «предписанные» (vorgeschriebenen), по распоряжению самого начальства. Католические пасторалисты начало пасторских конференций относят к IX веку, когда последние стали вводиться в помощь диоцезальным синодам. Они оказались настолько жизненными, что никакие злоупотребления – в которых не было недостатка – не смогли вытеснить их из жизни католического клира. «Единственный твердый фундамент, единственная плодотворная основа всякого сверхъестественного добра есть благодать и благочестие, – рассуждает пасторалист Шюх. – Отсюда конференции должны быть одушевлены духом подлинного благочестия. Один только этот дух охраняет их от опасности падения и предупреждает злоупотребления. Но как благочестие есть душа, так священная наука есть свет для пастырских действий. Отсюда пастырские конференции должны быть по преимуществу средством, возбуждающим своих членов к научной деятельности. А так как решительно все обязанности пастыря концентрируются в выполнении им своего основного долга душепопечения, то научная работа конференции должна служить этой конечной цели, и выработка доброй пастырской практики должна быть целью всей конференции» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

С такою целью комитеты должны явиться весьма полезными учреждениями. Но только сами-то в себе содержат ли они условия к энергичной деятельности и бодрой жизни? Кто не знает, что жизнь учреждения, а тем более общества, почти всецело зависит от лиц, стоящих во главе его?! Сочувствие их делу и горячая ревность по нему разбудят и сонных членов. Поставляя непременными председателями комитетов благочинных не подвергает ли Братство эти комитеты опасности – из живых и горячих собраний обратиться им в мёртвые, холодно-официальные? Кто говорит против того, что преданный делу миссии благочинный большое счастье для комитета; но много ли таких благочинных?! Не примет ли большинство из них этой обязанности за лишнее бремя для себя? Не лучше ли поэтому было бы предоставить самим членам комитетов избирать председателей по собственному их усмотрению?! Думается, что при таком способе избрания председателей в комитеты гораздо менее было бы шансов иметь во главе их лиц, не интересующихся миссией, и тем более враждебных ей. Для обмена наблюдениями и впечатлениями комитеты устраивают собрания не реже, как через три месяца. На них составляются журналы совещаний и краткие отчёты о состоянии расколо-сектантства и миссионерской деятельности в подведомых им округах. Кроме этих собраний, по крайней мере, раз в год устраиваются общеблагочиннические миссионерские съезды с участием всего духовенства благочиния. Благочиннические комитеты имеют каждый своего окружного миссионера, непременно из священников, по выбору духовенства, и сотрудников-простецов на жаловании от Братства. Для более широкого ознакомления с теорией и практикой миссионерского дела, пополнения и возвышения миссионерских знаний для низших членов причта и ревнителей мирян они могут устроять миссионерские курсы. Сотрудниками-миссионерами могут быть начетчики из мирян, хорошо осведомлённых в противо-раскольнической полемике. Они ведают или одним только селом или приходом, или целым благочинием. Во время своих миссионерских поездок они записывают в имеющийся при них дневник краткие сведения о произведённых ими собеседованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010