Разногласия обнаружились и по вопросу о процедуре выборов епархиальных архиереев на вдовствующие кафедры. После обсуждения было принято следующее определение: «Архиереи округа или при отсутствии округов Священный Синод Российской Церкви составляют список кандидатов, в который после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов архиереи округа или архиереи, назначенные Священным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят... выборы кандидата, голосуя одновременно всех... причем получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение высшей церковной власти. Если никто из кандидатов... не получит указанного большинства голосов, то проводится новое голосование... и высшей церковной власти представляются кандидаты, получившие не менее половины избирательных голосов». Это определение явилось компромиссом между предложениями тех, кто вместе с архиепископом Тверским Серафимом считал, что выборы нового епископа — дело самих архиереев, и требованиями других, кто, пренебрегая канонами, хотел поручить выборы епископа исключительно клиру и мирянам епархии. Что касается требований к кандидатам в архиереи, то одни из выступавших считали, что таковыми могут быть только монахи, другие говорили, что принятие монашества или хотя бы рясофора для кандидатов из мирян необязательно даже после избрания в епископы. Определение, утвержденное Собором, гласило: «Кандидаты в епархиальные архиереи, не имеющие епископского сана, избираются в возрасте не моложе 35 лет из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, причем для тех и других обязательно облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество». Согласно 31-му пункту определения, «высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание», куда клирики и миряне избираются сроком на три года. Разработаны были также положения о епархиальном совете, о благочиннических округах и благочиннических собраниях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что касается состава причтов, то он определялся следующими основаниями. Нормальный штат каждой самостоятельной приходской церкви должен состоять из священника – настоятеля церкви и одного причетника, в звании псаломщика; в многочисленных и разбросанных приходах может быть другой священник – помощник настоятеля; в таком случае определяется в церкви второй штатный псаломщик; диаконские вакансии из штатов упраздняются. Доля каждого штатного члена причта в местных средствах содержания была определена правилами, Высочайше утвержденными 24 марта 1873 года. По ним настоятель получает три части, его помощник две и псаломщик одну. Губернские присутствия по обеспечению духовенства, на которые возложено было составление нового расписания приходских церквей и причтов, деятельно взялись за исполнение этого важного дела. Собрание нужных сведений они поручали благочинным или благочинническим советам, съездам духовенства по благочинническим округам, или особым комиссиям из представителей духовенства, гражданской власти и самим причтам 435 . Сведения, полученные таким путем, губернские присутствия снова подвергали обсуждению и составляли проект нового расписания приходов и причтов, который отсылался затем на окончательное рассмотрение и утверждение главного присутствия, при котором образована была специально для этой цели особая комиссия из трех лиц. Работа присутствия по составлению расписаний приходов и причтов облегчалась руководственными правилами, изданными Высочайше учрежденным присутствием в 1871 г. 20 марта. Они состояли в следующем. 1) Назначение священнослужителей и церковных причетников в определенный расписанием штатный состав причтов, а также определение одних – настоятелями прихода, а других – их помощниками предоставляется усмотрению епархиального преосвященного; 2) он же определяет отношения к настоятелям их помощников, имеющих пребывание не при одной с ними церкви. При этом он руководствуется следующими правилами: а) помощники настоятеля во всех важных и сомнительных случаях обращаются за разрешением недоумений к настоятелям, б) в случае болезни или отлучки они исполняют один за другого обязанности по церкви и приходу: в) во всех важных случаях помощник настоятеля ничего не может сделать без ведома и согласия настоятеля; на этом основании приходо-расходные книги, приходские документы, книги брачных обысков, метрики и исповедные ведомости, хотя и могут вестись помощником настоятеля особо при его церкви, но по окончании года представляются настоятелю; 3) не вошедших в штатное расписание священнослужителей и причетников положено оставить на старых местах с сохранением права на исполнение своих обязанностей и на пользование доходами и землею впредь до определения на штатные места.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—139— 73 . Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее одного раза в год и должны предшествовать епархиальным собраниям. Экстренные же общие благочиннические собрания созываются: а) по неотложным делам отдельных приходов, разрешаемым общими собраниями, б) по заявлению членов собраний и в) по требованию епархиальной власти. 74 . Постановления собрания кратко записываются в особую книгу и подписываются председателем, секретарем и по желанию членами собрания. 75 . Постановления Благочиннических Собраний, требующие утверждения епархиальной власти, представляются на утверждение епархиального Архиерея, а о прочих доводится до его сведения. 76 . Ведению общих благочиннических собраний подлежат следующие дела: а) заботы о благолепии и единообразии церковного богослужения; б) рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом, по всем учреждениям округа, обсуждение годовых отчетов о религиозно-нравственном состоянии округа и отчетов просветительных, благотворительных, миссионерских и иных благочиннических и приходских учреждений; в) обсуждение предположений благочиннического совета о мероприятиях к оживлению церковно-приходской жизни в округе и к устранению неблагоприятных для нее условий, о борьбе с расколом, сектантством и неверием; г) обсуждение церковно-школьного дела в округе вообще и преподавания Закона Божия в частности; д) разрешение заявленных благочинническому совету недоумений в церковно-приходской жизни отдельных приходов; е) заключение об открытии новых и закрытии существующих приходов, а также об изменении границ приходов в пределах округа как по ходатайству приходов, так и по предложениям епархиальной власти; ж) пересмотр и распределение между церквами и причтами благочиния налогов на содержание просветительных учреждений (духовно-учебные заведения, библиотеки), благотворительных и других; з) предварительное обсуждение дел, подлежащих рассмотрению епархиальных и уездных собраний; и) обсуждение вопросов об открытии и содержании просветительных, благотворительных, экономических учреждений, касс взаимопомощи, похоронных и других действующих в пределах благочиннического округа; к) рассмотрение и утверждение сметы по содержанию благочинного, членов благочиннического совета и других должностных лиц округа; л) избрание благочинного, членов благочиннического совета, заместителей их и других должностных лиц в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9) Купчие крепости по покупке и продаже недвижимых имуществ совершаются советом пресвитеров, который после этого и заведует приобретённым имуществом на общем основании. 10) Основание свечных заводов, свечных складов, складов церковных принадлежностей и прочее также требует согласия всей епархии, причём вопрос решается тем же порядком, как и вопрос о приобретении недвижимых имуществ. 11) Заводами и складами заведуют особые избранные съездами комитеты, которые дают отчёт совету пресвитеров для представления съезду. 12) Чистая доходность от заводов и складов идёт частью на амортизацию затраченного на предприятие капитала или на расширение предприятия, частью – на удовлетворение обще-епархиальных нужд. 13) Желательно, чтобы епархиальные имущества не пользовались никакими особыми привилегиями, которые могут поставить их в ложное положение по отношению к обществу, а несли одинаково со всеми другими все общественные и государственные подати и повинности, взамен чего им должны быть предоставлены все права, принадлежащие всем другим имуществам. г) Благочиния 1) Для лучшей разработки как религиозно-нравственных, так и хозяйственных вопросов, подлежащих обсуждению епархиальных съездов, а равно для решения хозяйственных дел приходов, и дел судебных, подлежащих приходскому совету и благочинническому съезду, епархии делятся на благочиния, в состав которых входят приблизительно по десяти приходов. 2) Делами благочиний заведуют: а) благочинные, б) благочиннические съезды. О благочинных 3) Благочинные избираются благочинническими съездами и утверждаются епископом на три года. 4) Благочинные состоят помощниками епископа по управлению епархией на местах. 5) Вознаграждение благочинным определяется благочинническими съездами. 6) В своих действиях благочинные руководствуются особой составленной для сего инструкцией. О благочиннических съездах 7) Благочиннические съезды составляются из избранных на приходских собраниях депутатов, по два депутата от каждого прихода, причём один депутат должен быть священник, другой – мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О консисторском делопроизводстве, о благочиннических советах и благочиннических собраниях духовенства О консисторском делопроизводстве Консистории устроены и действуют по образцу гражданских присутственных мест. Такой порядок производства во внешних делах Церкви является единственно возможным при сношении с гражданскими присутственными местами. Многочисленные дела о выдаче паспортов, метрических свидетельств и справок, копий формулярных списков, сообщения присутственным местам сведений и справок из метрик и церковных документов, о выдаче жалованья духовенству, о сборах на епархиальные потребности и на благотворительные учреждения, о пенсиях и пособиях, назначаемых по точно установленным правилам, и многие другие дела и в настоящее время решаются канцелярским порядком. Этот порядок вносит чуждый духу церковной жизни, но неизбежный в канцелярском производстве формализм в дела епархиальные, имеющие характер церковный. К последнему разряду дел относятся все дела о пастырской деятельности духовенства, направленной к спасению души человеческой, а также и дела, возникающие в случаях уклонения и неправильностей в этой деятельности духовенства. Будучи основаны чаще на Своде законов и циркулярных распоряжениях Ведомства православного вероисповедания, чем на Священном Писании и канонах церковных, и облечённые затем в форму указов за постановления епархиальной власти приобретают скорее принудительный, чем нравственно-обязательный характер. Но принудительные меры, рассчитанные на «опасение в противном случае подвергнуться строгому взысканию по законам», не всегда полезны и в отношении к подчинённому духовенству, а в отношении к мирянам оказываются скорее вредными, содействуя возбуждению духа вражды к духовному управлению, которому более свойственны меры назидания и наставления. И гражданские власти на просьбы о содействии в делах такого рода отвечают обычно формальной отпиской. Итак, в деятельности епархиальных епископов и консисторий необходимо отделить канцеляризм и пастырство: смешение и даже замена последнего первым, как показывает опыт, вредны для того дела, на которое призваны епископы и консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77. Исполнительным органом Благочиннического Собрания является Благочинный с состоящим при нем Благочинническим Советом. 78. Благочиннический Совет состоит из председателя – Благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель Благочиннаго), и двух мирян. 79. Избрание Благочинного и членов Благочиннического Со­вета (а равно и заместителей их) происходит на Общем Благочинническом Собрании закрытою баллотировкою, причем избранным считается получивший более половины голосов. Благочинный (председатель) избирается на пять лет, а члены Совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным Архиереем. 80. Благочинный и члены Благочиннического Совета не мо­гут быть избираемы из лиц опороченных или бывших под судом. Члены Благочиннического Совета из мирян должны быть из лиц известных религиозно-нравственным настроением и преданностью Церкви. 81. Благочиннический Совет собирается Благочинным по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Для законности Собрания необходимо присутствие не менее трех членов, включая и Благочинного. 82. Постановления Благочиннического Совета кратко записы­ваются в книгу протоколов. 83. На Благочинных возлагается: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; Примечание к пункту б. Благочинный в помощь себе для просмотра приходской отчетности, а также в дру­гих потребных случаях, имеет право приглашать одного из членов Совета. в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, по первом и втором вразумлении, Благочинный докладывает Благочинническому Совету;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Ф. 796 Оп. 204.1 отдел. V стол. Д. 112. Л. 39; Ф. 797. Оп. 96. 1 отдел. V стол. Д. 294. Л. 4. Цит. по: Рогозный Р.И.). «Церковная революция» и выборы архиереев в 1917 году. Исторические записки. М, Наука. 2004. Вып. 7(125). С. 291). 719 «Дни свободы» – особые торжества по случаю свершившейся Февральской революции. В первой половине марта 1917 г. они праздновались практически по всей России. 725 Телеграмма подписана тремя благочинными: гарнизонным, бригадным и местным епархиальным, а также двумя священниками. 726 Так в тексте. Однако возможна опечатка: поскольку уезд больше волости, то, вероятно, избирался уездный комитет. 728 По-видимому, речь идет о телеграмме от духовенства Каменец-Подольского благочиннического округа: см. документ 305. 731 Эзель (Сааремаа) – второй по величине остров Балтийского моря. Его площадь – около 2,7 тыс. км2. Расположен при входе в Рижский залив. Вместе с другими мелкими островами в административном плане составлял Эзельский уезд Лифляндской губ. По сведениям на конец XIX в., на острове проживало 60 тыс. человек, что составляло 98 % населения Эзельского уезда. (Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 79. С. 184185). 734 Эта и следующая телеграмма отправлены бывшим священникам Николаю Огневу и Феодору Тихвинскому депутатам, соответственно, I и II Государственных дум. 738 Режевский металлургический завод был основан в 1773 г. на р. Реж приблизительно в 80 км к северо-востоку от Екатеринбурга. По данным на конец XIX в., на заводе трудилось около 2,5 тыс человек. Вокруг завода был образован город, сегодня являющийся районным центром Свердловской области (Уральская историческая энциклопедия. С. 455). 756 С 1941 года – г. Чернобыль Киевской обл. Несмотря на то, что в предисловии сборника оговорено, что публикуются материалы собраний духовенства по статусу не ниже благочиннического съезда, но в качестве исключения, в связи с известностью места, приводим данную телеграмму. По данным на конец XIX в., в Чернобыле проживало около 15 тыс. жителей, было 2 православных церкви, один костел и 3 церковно-приходских школы (Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 76. С. 607). 760 Имеются в виду члены социалистических партий, выступавшие против империалистической войны. Протест был вызван опубликованием ноты Милюкова, в которой была подтверждена верность России союзническим обязательствам и намерение вести войну до победного конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с викарным епископом важным звеном епархиального управления оставались благочинные, численность которых в Приморье заметно возросла. Согласно действовавшему синодальному порядку они назначались епископом Евсевием с контролирующими целями «во всех делах, касающихся церковного надзора» . Скажем, благочинные были обязаны не менее двух раз в год посещать подчиненные им церкви, проверять правильное ведение метрических книг и другой церковно-приходской документации и проч. . Как свидетельствуют фактические данные, собранные в таблице 3 , на шестом этапе численность благочиннических округов в Приморье возросла в несколько раз: если в 1911 г. их насчитывалось 11, то в 1916 г. стало 16, что по сравнению с годом открытия епархии больше в 2,5 раза. В приморских округах значилось в среднем по 10 приходских церквей. Тем не менее, после 1913 г. количество благочиний больше не изменялось, что было связано со значительным уменьшением в этот период переселения на Дальний Восток и стабилизацией численности приходов. Таблица 3 Численность благочиннических округов и  церквей в Приморье (1899-1916 гг.) Годы Благочиния Церкви   Составлено автором  по: Всеподданнейшие   отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1900-1914 гг. СПб., 1902-1916. Прилож.; РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1765.  Л. 12; Д. 1823.  Л. 8; Д. 1883.  Л. 24 об;  Д. 1940.  ЛЛ. 6 об, 25; Д. 2015. ЛЛ. 8-9; Д. 2197. Л. 9-10;  Д. 2320. ЛЛ. 1 об, 4-5; Д. 2376. Л. 6; Д. 2567. Л. 5-6; Д. 2626.  Л. 7; Д. 2749. ЛЛ. 2 об-3, 5-5об. В Южно-Уссурийском крае при выполнении своих обязанностей благочинные находились в  более благоприятном положении, чем их собратья, служившие на Камчатке и Сахалине. В Приморье развивалась транспортная система: железная дорога, почтовые тракты, что в целом делало регулярные поездки по приходам дешевыми, а это существенно для церковных расходов. Поэтому здесь некоторые церкви были посещаемы благочинными и более чем  два раза в год . Ежегодно они представляли архиерею «клировые ведомости» и отчеты, в которых докладывали о состоянии приходов своего округа.

http://bogoslov.ru/article/1254033

98 Нужно заметить, что Литовское епархиальное начальство еще в 1866 году ходатайствовало пред Виленским генерал-губернатором о дозволении восстановить, и виде опыта, собрания духовенства, вод именем собориков (униатские конгрегации), но получило отказ, под предлогом несвоевременности сего, по тогдашним обстоятельствам. 103 Так в 1870 году, Дрогичиинский благочиннический совет подал жалобу пр. Макарию на священника С. церкви Л. за оскорбление его, которое, по описанию членов совета, состояло в том, что, после прибытия их для своих заседаний в дом сего священника, в 6 час. вечера, в среду, явилась сюда же музыка, а за нею толпа лиц разного пола и слоев местного общества и вероисповеданий, причем судебный следователь М., поздоровавшийся с некоторыми членами совета, оказал полное неуважение к председателю оного, священнику Р. – благочинному, а хозяин дома не предложил следователю извиниться пред благочинным. В этом члены совета усматривали явное и преднамеренное действие хозяина, нарочно собрать на это время гостей и войти в уговор со следователем. Этот не в меру самолюбивый благочиннический совет оставил дом Л., прекратив заседание, и просил епархиальное начальство «для поддержания достоинства ново-организованного благочиннического совета» обоих виновных, по его мнению, т.е. следователя Маслова и священника Л. подвергнуть законной ответственности. Между тем, один из членов сего же совета, священник коп., подал по сему же поводу особую жалобу в консисторию на следователя Маслова за то, что он, на замечание его, коп., «почему он не поклонился благочинному, с которым знаком», ответил ему: «это мое дело; если же ты в другой раз в, доме о. Иулиана будешь рекомендовать чужих людей, то я заеду тебе в физику». В заключение своей жалобы коп. указывал на то, что это оскорбление нанесено в доме православного священника с очевидным намерением унизить священнический сан пред латинянами, лютеранами и евреями, и есть «явное следствие скептицизма малообразованного чиновника». Консистория, разобрав эту жалобу, пришла к тому справедливому заключению: 1) что гости собрались в дом священника, по случаю семейного праздника, а не для каких-то непристойных увеселений и забав; 2) что священник Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Как правило, богословские курсы создавались объединенными усилиями целого благочиния. 2 декабря 1919 года комиссариат просвещения разрешил открытие Василеостровских курсов, которые возглавил протоиерей Алексий Западалов. Они расположились на Киевском подворье, в бывших митрополичьих покоях. Занятия на них шли по расширенной программе. Большой известностью пользовались также двухгодичные курсы II благочиннического округа, получившие просторное помещение под кровом Исидоровской церкви на Екатерингофском проспекте, где до революции работала церковно-приходская школа православного эстонского братства. Курсы, открытые в Петроградском районе при Введенской церкви, получили название богословско-благовестнических. В одном из флигелей при Владимирской церкви нашлось место для курсов IV благочиния 1005 . На примере последних можно получить общее представление о богословских курсах Петрограда начала 1920-х годов. Они ставили целью «ввести в познание основных наук, необходимых для сознательных, убежденных и верных чад Православной Церкви, для пастырей, благовестников, благовестниц, наставников и наставниц православной христианской веры». Обучение на курсах IV благочиния было двухлетним, корпорация насчитывала 9 человек. Ректор и преподаватели утверждались митрополитом, митрополиту же представлялся общий ежегодный отчет о состоянии курсов. Финансирование курсов брали на себя приходы благочиния, они же прилагали «особливое попечение» об их благоустройстве и содействовали церковно-практическим занятиям слушателей в приходских храмах. Соответственно, благочинный округа и два представителя от благочиннического собрания входили в Совет курсов. Выпускники курсов, пожелавшие получить свидетельства, подвергались испытаниям, причем в «Положении» особо подчеркивалось, что удостоенные такого свидетельства «нравственно обязуются сообразовать свою последующую жизнь с заветами Православной Церкви» 1006 . Богословские курсы местного значения, как правило, одногодичные, устраивались заботами отдельных церквей города: Знаменской, Воскресенской у Варшавского вокзала, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010