Понятно, что и я, и пастыри чувствовали себя безпомощными. Тогда я изменил порядки». «Надо установить следующее: 1) чтобы приходские собрания собирались на первой неделе каждого месяца для просмотра приходо-расходных книг, обсуждения текущих дел и вопросов, которые имеют предложить члены совета, а главное для составления постановлений по вопросам пастыря-председателя и распоряжениям архипастыря, по указаниям благочиннического и уездного собраний; 2) чтобы благочиннические собрания собирались на второй неделе каждого месяца и пастыри привозили с собой копии журналов своих приходских собраний, а благочинные тут же рассматривали их и совместно обсуждали для выяснения целей приходских священников, нужд прихода и преподавали свои наставления и указания. Копии эти должны оставаться у благочинного. На этих собраниях благочинные обязаны предлагать на обсуждение все постановления уездных пастырских собраний и делать разъяснения. Благочинническим собраниям следует вести журналы с записью постановлений; 3) чтобы благочинные отсылали копии приходских и своих благочиннических собраний председателю уездных исполнительных комиссий; 4) чтобы все приходские священники в начале церковного года, т.е. к 1 сентября, составляли на год вперед программы их приходской деятельности (т.е. предположений) по возрождению христианской жизни, разработать как можно подробнее ее частности, и представляли сперва их на обсуждение очередному благочинническому собранию, а потом в исправленном на собрании виде доставляли епископу через благочинного. В годовых отчетах, представляемых благочинным, пастыри должны проставлять объяснения: почему программа не могла быть исполнена в частностях, дабы благочинные об этом доносили в своих отчетах преосвященному. Это заставит каждого пастыря посидеть, подумать и поработать над предстоящей ему деятельностью, а иначе многие ничего не будут делать. Благочиннические собрания, проверяя программы священников, будут отсекать все несбыточные их мечты; 5) чтобы уездные исполнительные комиссии имели ежемесячно заседания (3 члена) для разбора журналов, присланных от благочинных, выбора вопросов для предстоящего уездного пастырского собрания, назначения срока собраний, записи распоряжений и предначертаний епископа за этот месяц и разработки своих вопросов в сфере задач, определенных и преподанных архипастырям. Таким образом, все сведения от приходов и благочинных и распоряжения или указания епископа будут иметься в делах исполнительной комиссии. Материала для разработки и обсуждения скопится много, и отвлеченным, безполезным рассуждениям не будет места;

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Благодетельные последствия нашей духовно – учебной реформы не ограничиваются только тем, что теперь для духового образования получило устройство, более сообразное со здравыми педагогическими началами и со специальными целями духовной школы (разумеем педагогические собрания, установление нормального числа учеников по классам – не более 50-ти, внимание к потребностям гигиены и заботу о правильном физическом развитии – преподавание гимнастики, внесете в семинарское воспитание элемента эстетического – пения, музыки, живописи, усиление классических языков и философии учреждение классов педагогики и воскресных школ при семинариях), что прежние сословные школы обратились в училища общенародные – в соответствие совершившемуся после уничтожению духовного сословия. Духовно-училищная реформа отозвалась благотворно и на быте самого духовенства. Допустивши фактическое участие самого духовенства в воспитании своих детей, новый семинарский устав вызвал и узаконил епархиальные съезды духовенства по делам семинарий и училищ. Съездам епархиальным должны были предшествовать, для выбора на них депутатов от благочиний, съезды благочиннические. Эти последние скоро сделались независимыми от съездов училищных и общеепархиальных, стали собираться и для других церковных нужд духовенства. Из благочиннических съездов выродились благочиннические советы и, мало по малу, возник в духовенстве целый ряд совещательных учреждений, благодетельные последствия которых скоро скажутся в нашей не только церковной, но и в общенародной жизни – усилением способов влияния духовенства на народную нравственность, улучшением церковно – приходских школ, размножением церковных библиотек, церковных попечительств и братств, более деятельною ролью духовенства на земских собраниях. Все это – следствия съездов духовенства, где, по выражению отчета г. обер-прокурора, «опытность сходится иногда с малоопытностью, чтобы наставить ее, сомнение встречается с убеждением, чтобы получить от него разрешение, где пробуждающаяся ревность укрепляется в своем развитии и целесообразном направлении, чтобы действовать по разуму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Подобное разобщение архипастыря со своими пастырями не вознаграждается ничем: ни личными превосходными качествами архипастыря, ни усердием и талантами пастырей. «И знаю Моих, и Мои знают Меня» ( Ин.10:14 ) – вот требование, от которого не может отречься архипастырь. Архипастырь должен знать своих сотрудников-пастырей и с положительной и с отрицательной стороны, чтобы их отрицательное парализовать, а положительное утверждать и возвышать. И пастыри должны знать своего архипастыря, чтобы в одних случаях поучаться от него, в других – в тяжких условиях своего быта – вдохновляться им. Общаясь с архипастырем, пастырь может впитывать опыт и разум как бы целой епархии; разобщаясь с ним, – он предоставляется себе самому или случайным обстоятельствам. Способы общения архипастыря с пастырями известны: объезды архипастырем своей епархии, собрание пастырей во время таких объездов для собеседования с архипастырем, отдельные беседы с пастырями при разных встречах и т. п. Непосредственное общение архипастыря с пастырями – это первый и лучший способ архипастырского руководительства. Но при обширности епархии, при многочисленности пастырей, подведомых епископу, этот способ ослабляется физической невозможностью частого общения архипастыря со всеми своими пастырями. Отсюда возникает необходимость в посредствующем звене, которое являлось бы связующим между архипастырем и пастырями, проводником идей, взглядов и предначертаний первого, выразителем нужд, достижений, успехов и неуспехов последних. Таким звеном предназначены служить благочинные. Когда функции благочиннического звания сводятся главным образом к канцелярщине, состоящей в отбирании от церквей и отсылке в консистории или епархиальные советы разных отчетов, книг и денег, а духовное водительство благочинного ограничивается проверкой церковной отчетности, донесениями начальству о неисправных и преступных и представлениями к наградам достойных, – то это является полным измельчанием, если не извращением идеи благочиннического служения и наносит великий ущерб пастырскому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

I. Степени церковной власти в епархии: 1) Епископ. 2) Благочинный. 3) Священник. II. Церковно-правительственные учреждения в епархии: 1) Духовная консистория. 2) Благочиннический совет. 3) Причт. III. Соборно-совещательные установления: 1) Епархиальный съезд. 2) Благочиннический съезд. 3) Приходский сход. Учреждение консистории является разработанным и испытанным на деле путём долголетней практики; епархиальные съезды духовенства, так или иначе, тоже имеют за собой прошлое. Задача преобразования заключается в том, чтобы, видоизменив состав и круг действий консистории и определив точнейшим образом состав и круг действий епархиального съезда, около этих основных учреждений, вспомогательных при епископе, разработать всю систему епархиального управления. Трудно рассчитывать, чтобы эта система слишком скоро проникла всю жизнь местной Церкви, и тем более необходимо поставить сразу на твёрдую почву устроение центральных органов управления. Полномочным носителем церковной власти является в своём пределе епископ. Он раздаёт полномочия на те или другие церковно-правительственные действия – по округам благочинным и по приходам – священникам. В силу этого ему принадлежит власть назначать тех и других. Но это право не исключает возможности ходатайства со стороны прихода о назначении к нему священником того или другого лица. Целесообразность таких приходских выборов обусловливается степенью сознательного и благочестивого участия прихожан в жизни их церкви. Инструкция благочинным подлежит переработке согласно переменам, какие будут произведены в строе приходской жизни и консисторского управления. Место консистории мог бы занять пресвитерский совет при епископе. С выделением в особое учреждение церковного суда, с сокращением дел и упрощением делопроизводства, пресвитерский совет с канцелярией при нём мог бы состоять не из большого числа лиц и, в то же время, обнаруживать плодотворное влияние на ход церковной жизни в епархии. Совет составляется из четырёх членов: два члена назначаются епископом, и два избираются епархиальным духовенством на съезде. Желательно, чтобы все члены получали жалованье, хотя бы в размере настоящего жалованья члена консистории; если же это окажется невозможным, жалованье выдавать двоим из членов: одному по назначению и другому выборному. Целесообразным представляется назначать и избирать членов совета на определённый срок (3–4 года) с правом переизбрания. Один из членов назначается от епископа председателем совета; секретарь также назначается епископом, преимущественно из лиц духовных. Являясь высшим церковно-правительственным учреждением в епархии, совет имеет постоянное и непосредственное отношение к епархиальному съезду или собранию. Он подвергает предварительной разработке подлежащие рассмотрению собрания вопросы, блюдёт за выполнением утверждённых постановлений собрания и имеет контроль над действиями вспомогательных учреждений, обязанных руководствоваться постановлениями собрания. Таковы: попечительство, комитет свечного завода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При многосложности епархиальных дел и обязанностей, лежащих на епископе и отдаляющих его от живого и непосредственного общения с паствой, необходимо произвести реорганизацию епархиального управления: а) все важнейшие епархиальные дела должны решаться в консистории под непременным председательством епископа, причём в «епископский совет», в решении особенно важных дел, могут приглашаться и другие пресвитеры кроме членов консистории, б) Консисторские дела, не имеющие прямого отношения к епископскому управлению, можно предоставить решению консистории журнальным порядком, без утверждения журналов епископом; таковы, например, дела о выдаче метрических выписей, свидетельств о правах по рождению, паспортных книжек и других документов, выдаваемых из консистории, сношения с различными правительственными и общественными учреждениями, дела о пожертвованиях и духовных завещаниях, хозяйственные распоряжения по надзору за церковно-причтовым достоянием, сдача в аренду церковных земель и домов и т. п. в) Многие дела, подлежащие в настоящее время ведению епархиального управления, должны быть переданы в соответствующие гражданские правительственные учреждения; таковы, например, бракоразводные дела, дела по приобретению церквами и духовенством недвижимой собственности, дела по духовным завещаниям, вообще все дела, в которых консистория является лишь передаточной инстанцией между духовенством и гражданскими правительственными учреждениями, г) Некоторые дела из ведения консистории могут быть переданы в ведение благочиннических пастырских собраний духовенства. Сюда относятся не только дела, которые указаны в правилах о благочиннических советах, но и многие другие дела, которые в настоящее время только плодят лишнюю бумажную переписку и могут быть выделены из числа дел, подлежащих епархиальному управлению; таковы: дела о распрях и нестроениях в причтах, дела чести, о раздорах причтов с церковными старостами, дела о маловажных дисциплинарных проступках священно- и церковнослужителей и т. п. д) При заботах о расширении и оживлении приходской жизни многие дела могут быть с пользой переданы в ведение местных церковно-приходских попечительств; таковы все дела, касающиеся ревизии приходорасходных книг, поверки документов по ремонту и постройке церквей и церковных домов, сдачи в аренду земель и домов и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этих докладов обратился к верующим: Ну как, пойдете за обновленцами или за Тихоном? Те, конечно, все как один: Не надо обновленцев, как служили раньше, так и будем служить в будущем, и вынесли тут же постановление, что признают постановление Поместного собора только до 1923 года, а также чтобы их архиереем – как и вынесли чистопольцы – был известный приверженец Тихона – Иоасаф. В общем, образовалась одна лишь тихоновщина, и с таким же решением и единодушием Меньшиков просил поддержать Юзеева сегодняшний съезд духовенства первого благочиннического округа, созываемого Меньшиковым, и всех граждан города, симпатизирующих ему. Помимо вышесказанного, на этом же собрании произведены выборы церковного совета по предложению Юзеева из 12 человек, как и в Чистополе, с возложением на таковых всевозможных обязанностей, в каковой совет прошли, как и надо было ожидать, вся контрреволюционная шатия, как то: бывший купец А. И. Аристов; известный кулак-мельник Просвиряков; торговец Кулушев; Игумнова, известная приверженка Меньшикова, сидевшая в тюрьме за изъятие церковных ценностей; Сметанин – быв[ший] торговец; Потапов – церковный староста, известный мамадышский кулак, и много других, фамилии которых не помню. Где таким выборам был недоволен сам Меньшиков только потому, что из среды духовенства никого туда не провели, указывая, что по прежним правилам из духовенства обязательно кто-нибудь должен быть, говоря, что он так не останется и означенный вопрос выяснит в Казани, так как на днях поедет туда. 23/VII-23 г. Подпись. Верно: Сотрудник для поруч[ ений] < Королев> .   8 27 июля 1923 г. – Рапорт о намерении Н. И. Юзеева вести агитацию за патриарха Тихона в Кукморской волости Мамадышского кантона   Уполномоченному ТО ГПУ по Мамадышскому кантону. Из разговоров с замотуправом т[оварищем] Макаровым последний сообщил, что у него недавно был Юзеев, приходил по делу регистрации соборной общины и говорил, что скоро он собирается ехать в поселок Кукмор и хочет провести съезд 2-го благочиннического округа, т. е. также их сагитировать, чтобы переходили все к патриарху Тихону, как и на съезд[е] 1-го округа.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

В съездах председатель по закону свободно избирается из состава депутатов. Это прекрасно; но, увы! на деле не всегда так бывает: случалось, когда председатель, избранный большинством голосов, отстранялся епархиальной властью, и на место его утверждалось лицо, за которого не было и одной трети голосов. Понятно, как относится к делам съезда такой председатель по назначению. Властный и снабжённый ещё более властными инструкциями, он не ограничивается одним предложением вопроса на обсуждение; он предрешает вопрос, лишая этим самым депутатов свободы при обсуждении данного вопроса. Если, несмотря на это, депутаты не склоняются к мнению председателя, у него на этот случай есть сборные «сподручники», очень ловкие, говоруны-софисты, удачно сбивающие и запутывающие всякого, кто попытается высказаться и выяснить тот или другой из предложенных на обсуждение собрания вопрос. Епархиальные съезды в этом отношении должны быть совершенно отрешены от чуждых влияний, и выборы председателя не изменяемы. Кроме этого, чтобы епархиальные съезды стояли на высоте своего назначения, необходимо ещё одно условие – это удачный выбор депутатов. Последнее обстоятельство всецело зависит от самого духовенства. Нам не раз приходилось слышать, что в иных епархиях добрая половина выборщиков смотрит на выборы, как на простую формальность, одинаково бросая всем кандидатам избирательные шары. Другие руководятся личными симпатиями или антипатиями, ничего общего с интересами епархии не имеющими, и, наконец некоторые, правда – немногие, смотрят на выборы, как на удобный случай свести, между прочим, и свои личные счёты. В дополнение к указанным условиям необходимо указать ещё и на третье – последнее. К суждениям на епархиальном съезде депутаты должны быть внимательно подготовлены через внимательное суждение о тех же предметах на благочиннических собраниях духовенства. Вопросы, которые предстоит решить епархиальному съезду, доселе на благочиннических съездах почти не обсуждались или, если и обсуждались, то слегка; большей же частью дело ограничивается сообщением перечня этих вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам кажется, что преосв. Макарий ценил выборное начало в системе епархиального управления не столько само по себе, как самодовлеющее начало, сколько именно как вспомогательное средство для оживления корпоративной деятельности епархиального духовенства. Смотря на дело с такой точки зрения, преосв. Макарий в скором времени нашел возможным разрешить духовенству устраивать собрания для обсуждения и решения возникавших среди него вопросов, недоразумений и т.п. Эта новая реформа, находившаяся, должно заметить, в полном согласии с общим направлением тоговременной церковной жизни в России, была только дальнейшим расширением и продолжением того же самого принципа выборного начала, как его понимал преосв. Макарий. Разумеем учреждение в Литовской епархии преосв. Макарием в 1870 году благочиннических съездов и советов для лучшего взаимного и гласного обсуждения дел, касавшихся отдельных приходов и всего благочиннического округа, для решения разных недоразумений и неудовольствий, возникавших между членами причта, иди причтами и прихожанами. Для руководства этим съездам и советам были даны особые правила, которые потом были рассмотрены и расширены епархиальными съездами, проверены консисторией и только после предварительного испытания в течение нескольких лет вошли в обязательную силу. Правила эти оказались настолько целесообразными, что некоторыми епархиями они были приняты в руководство почти целиком, а для других послужили образцом и вошли даже в сборники, претендующие на юридическое значение. До известной степени эти правила сохранили свое значение даже и доселе. Учрежденные и действовавшие на основании их съезды и советы принесли свою долю добра. Правда, съезды эти можно упрекать, как это делали прежде и теперь делают 1458 , в вялости, в равнодушном, или совсем даже невнимательном, отношении членов их к своим правам и обязанностям, в превышении своих прав и т.п., но вина здесь, как справедливо выразился один из непосредственных очевидцев деятельности благочиннических съездов и советов Литовской епархии, заключалась не в принципе съездов, а в людях, неумелых исполнителях принципа 1459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

По назначении на должность, благочинный вызывается в Консисторию для отобрания от него особой подписки и пропадания общих указаний. 47. О благочиннических Советах В целях сокращения и упрощения переписки в Епарх. Управлении по взаимным неудовольствиям между членами причтов и мелким жалобам на них прихожан и для урегулирования нормальной деятельности благочиннических Советов, как вспомогательного органа Епархиального Преосвященного, предписываю членам причтов по всем взаимным неудовольствиям обращать свои ходатайства непосредственно к благочинному для решения их, согласно правилам, в благочинническом Совете, а также в окружных благочиннических Съездах. Пастыри должны разъяснять своим прихожанам необходимость строгого соблюдения ими того–же порядка подачи ходатайств по всем тяжбам их с членами причтов, для уменьшения жалоб и доносов Архиерею. Состав благочиннических Советов. § 1. Для рассмотрения и решения дел, касающихся приходских причтов и частию приходов, меньшей важности, в видах облегчения главного Епархиального Управления, самого духовенства и прихожан, в каждом благочинии учреждён благочиннический Совет. § 2. Совет составляют благочинный, его помощник, если таковой есть (в округе, где два помощника – один по назначению благочинного) и три члена священника, избираемых окружным духовенством на три года из лиц, не состоящих под следствием и судом и не подвергавшихся за проступки и преступления мерам взыскания. § 3. Совет собирается один раз в месяц в заранее назначенный день, а в случае нужды созывается благочинным и во всякое время. Местом собрания назначается тот город или то селение, которое представляется наиболее удобным для членов Совета и лиц заинтересованных. Время и место разбора дел благочинный назначает по совещанию с членами Совета, о чём извещаются повестками, как члены Совета, так и лица заинтересованные. § 4. Члены Совета без благочинного или его помощника не входят в разбирательство никаких дел. § 5. Благочиннический Совет в своих действиях руководствуется внушениями совести или внутренним убеждением, а также инструкциями благочинным, настоятелям церкви, псаломщикам и церковным старостам, правилами о средствах содержания духовенства, о разделе их между членами причтов, распоряжениями Епархиального Начальства и Уставом Духовных Консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

177 . Настоящее Положение о союзах приходов является примерным; по постановлению общего собрания союза в устав союза могут быть вносимы, с утверждения епархиальной власти, дополнения и изменения. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах 2(15) апреля 1918 года 1 . Существующие ныне епархии подлежат сокращению в своих пределах. Существующие викариатства, где к тому представляется возможность, постепенно преобразовываются в самостоятельные епархии. 2 . В ведение существующих викариев выделяются части епархий, в коих они под общим руководством епархиального архиерея по правилам, установленным Священным Синодом, управляют на —203— правах самостоятельных епископов. Епархиальный архиерей может давать викарию сверх того и другие поручения в пределах своей епархии. 3 . В столичных и иных епархиях, в соответствие местным нуждам, в ведение викариев может быть выделяем определенный круг епархиальных дел по усмотрению правящего архиерея. 4 . Викарные Епископы назначаются Священным Синодом по представлениям правящего архиерея. 5 . Викарии получают содержание из местных источников в размере, определяемом Священным Синодом. 6 . Викарии имеют пребывание в городе, по имени которого носят название своей кафедры, и, где это возможно, состоят настоятелями монастырей. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об уездных собраниях 2(15) апреля 1918 года 1 . Где будет признано нужным и возможным, созываются уездные и окружные (несколько уездов викариатства) собрания, состоящие из: а) членов благочиннических советов уезда (уездов викариатства); б) избранных благочинническими собраниями на епархиальные собрания членов и в) представителей приходов (в равном числе клира и мирян), избранных приходскими собраниями. 2 . Уездные собрания созываются или по предложению епархиального архиерея, или по заявлению одного из благочиннических округов уезда. Организация собрания возлагается епархиальным архиереем на викария, или на настоятеля уездного собора, или на одного из благочинных уезда, причем настоятель уездного собора является непременным членом собрания. Председателем собрания состоит викарный епископ, если он имеет пребывание в уездном городе или ему поручено председательствование епархиальным архиереем, или же один из членов собрания в пресвитерском сане, по избранию собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010