В 1857 г. она была исправлена и дополнена, а в 1892 г. вышла новым изданием. Согласно Уставу консисторий 1841 г., назначение благочинных было делом «усмотрения епархиального архиерея» (ст. 67 в издании 1841 г. и ст. 63 в издании 1883 г.). Епархии были разделены на благочиннические округа с 10–30 общинами в каждом. В 60-х гг. XIX в. утвердился было обычай избрания благочинных духовенством, но указ Святейшего Синода от 1881 г. отменил его. Планы реформ, обсуждавшиеся в публицистике 1905–1906 гг., предусматривали возобновление выборности благочинных, но практических результатов они не Благочинные осуществляли надзор за нравственностью духовенства, за управлением церковным имуществом и за церковными книгами и были обязаны дважды в год объезжать церкви своего округа. Они имели право самостоятельно улаживать мелкие дела и налагать церковные наказания за незначительные проступки. О результатах своих объездов они должны были делать подробные отчеты епископу. Относительно вознаграждения за эту службу никаких предписаний не было, обычно оно производилось за счет отчислений из доходов клира. В 60-е гг. стали возникать благочиннические советы. Первым, кто созвал в 1865 г. собрание благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религиозного воспитания и нравственности, был Минский архиепископ Михаил Голубович (1848–1868). Его примеру последовали епископы других епархий. После издания в 1867 г. Уставов духовных училищ и семинарий в повестку дня таких собраний стали включаться также учебные дела, выборы делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для учебных заведений. К началу 80-х гг. эти собрания были где-то прекращены, а где-то ограничивались обсуждением административных ж) Средоточием епархиального управления и местопребыванием епископа, его свиты и слуг был архиерейский дом, откуда до 1764 г. осуществлялось управление вотчинами и всем движимым и недвижимым имуществом епархии. Персонал этого управления, обычно весьма многочисленный, назначался и оплачивался по усмотрению епископа и в зависимости от его Так, к началу XVIII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

В основу благочиннических советов были положены начала соборности: духовенство на благочинническом соборике избирало двоих всеми уважаемых священников, которые вместе с благочинным и под его председательством и рассматривали означенные дела, руководствуясь не только законами и указами, но преимущественно внушениями совести и местными обычаями, получившими одобрение епархиального начальства. Спорящим сторонам дозволялось избирать своих депутатов для участия в разбирательстве дела. Совет производил разбирательство дел словесно, без всякой формальности, по жалобам как словесным, так и письменным. Смотря по свойству дел, совет, прежде разбирательства дела, мог послать своего члена исследовать дело на месте и затем уже постановить решение. Обо всех жалобах и делах, поступающих в совет, ведётся журнал, с краткой записью существа дела и решения совета, за подписью членов совета и депутатов от спорящих сторон. Решение совета, по записи в журнал, тотчас объявляется через благочинного, с взятием в слышании оного расписки, и затем немедленно приводится в исполнение. Чтобы устранить возможность пересмотра почти всех дел, решаемых советом, в духовных консисториях, как это было с делами, решаемыми в духовных правлениях, в инструкциях благочинническим советам точно был установлен порядок обжалования их решения. Для советов Вологодской епархии был установлен следующий порядок: недовольному решением совета предоставляется право взять с решения копию и перенести дело на рассмотрение периодического собрания духовенства в их округе или даже епархиального начальства; но в таком случае, для избежания напрасной проволочки дела, назначается для подания апелляции семидневный срок, по истечении которого, если не будет подана апелляционная жалоба благочинному на имя периодического собрания или высшего начальства, решение совета приводится в исполнение, несмотря на то, что недовольный изъявил на решение своё неудовольствие, и при сем объявляется, что если жалоба его на решение совета окажется неправильной, в таком случай он подвергается двойному взысканию пени в пользу попечительства или ответственности по закону в высшей степени. Если же при решении дела участвовал с которой-либо стороны избранный депутат, той спорящей стороне апелляция не дозволяется. Благочинническим советам Вологодской епархии было предоставлено налагать следующие меры взыскания:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29. Содержание епархиальных Архиереев определяется высшею церковною властью. 30. Епархиальные Архиереи при оставлении службы имеют право на получение пенсии в установленном законом размере. Глава III Об Епархиальном Собрании 31. Высшим органом, при содействии которого Архиерей управляет епархией, является Епархиальное Собрание. 32. Епархиальные Собрания бывают: а) Очередные, собирающиеся в определенное, наиболее удобное для каждой епархии по местным условиям, время, и б) Чрезвычайные, созываемые по мере надоб­ности. Те и другие собрания созываются с таким расчетом, что­бы вопросы, подлежащие их рассмотрению, могли быть предвари­тельно обсуждены на Окружных (благочиннических) Собраниях, по программе, утвержденной епархиальным Архиереем. Правящему Архиерею принадлежит право вносить на обсуждение как Очеред­ного, так и Чрезвычайного Епархиального Собрания вопросы в спешном порядке. Никому другому, без согласия Архиерея, это право не предоставляется. Примечание. Епархиям, кои по своей обширности или по другим местным условиям не могут ежегодно собирать Епархиальных Собраний, предоставляется право самим уста­навливать сроки созыва Епархиальных Собраний. 33. Епархиальные Собрания созываются правящим Архиереем: Очередные – в срок, указанный предшествовавшим Епархиальным Собранием, Чрезвычайные – по усмотрению правящего Архиерея или на основании заявления не менее одной трети благочиннических округов епархии. 34. Епархиальные Собрания составляются из представителей клира и мирян в равном числе, избираемых на три года. Пред­ставители на Епархиальные Собрания избираются Окружными Собра­ниями, состоящими из всех членов клира округа и такого же числа мирян, избираемых Приходскими Собраниями. В случае за­труднительности такого способа избрания представителей на Епар­хиальные Собрания, Окружные Собрания посылают своих предста­вителей на Уездные Собрания, которые и производят избрание депутатов на Епархиальное Собрание. Члены Епархиального Совета участвуют в Епархиальном Собрании наравне с другими его членами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 160. Подлинник. 603. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства 6-го благочиннического округа П-й епархии 26 апреля 1917 г. Духовенство шестого благочиннического округа Гмазатовского 814 уезда на пастырском собрании при обновленном государственном строе радостно приветствует [в] вашем лице Временное правительство, всеми силами поддерживая его. [Духовенство] принимает самое деятельное участие в строении новой великой свободной России, подготовляет народ [к] активному участию, созидательной работе [и] всеми силами располагает его доставлять армии хлеб, [а также] подписываться [на] «Заем Свободы». 815 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 162. Подлинник. 604. Телеграмма обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову, председателю Государственной думы М.В. Родзянко, министру-председателю князю Г.Е. Львову, военному министру А.И. Гучкову собрания военного духовенства тыловых воинских частей и учреждений Кавказской армии 28 апреля 1917 г. Военное духовенство тыловых воинских частей и учреждений Кавказской армии, собравшись для обсуждения текущих событий в связи с совершившимся государственным переворотом, помолившись Богу, обращает первый свободный вздох своей раскрепощенной души к благороднейшему первоисточнику мощи, разорвавшей цепи рабства – Временному правительству, в лице его посылая свободной Родине свои самые восторженные, самые искренние, полные уверенности чувства умиления перед совершившимся фактом. Видя во Временном правительстве единственную власть, которая до выяснения всенародной воли в Учредительном собрании, одна лишь вправе й в силах вести страну по намеченному пути к осуществлению провозглашенных начал Духовенство Кавказской армии верит, и будет уверять своих пасомых, что эта власт] тверда, и воля ее непреклонна, и что всякое частное воздействие, направленное к умалению этой власти, помимо воли народа, не будет допущено. Председатель собрания, главный священник Кавказского фронта протоиерей Кремянский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 . Епархиальные собрания бывают: а) Очередные, собирающиеся в определенное, наиболее удобное для каждой епархии по местным условиям, время, и б) чрезвычайные, созываемые по мере надобности. Те и другие собрания созываются с таким расчетом, чтобы вопросы, подлежащие их рассмотрению, могли быть предварительно обсуждены на окружных (Благочиннических) собраниях по программе, утвержденной епархиальным архиереем. Правящему архиерею принадлежит право вносить на обсуждение как очередного, так и чрезвычайного епархиального собрания вопросы в спешном —131— порядке. Никому другому, без согласия архиерея, это право не предоставляется. Примечание: епархиям, кои по своей обширности или по другим местным условиям не могут ежегодно собирать епархиальных собраний, предоставляется право самим устанавливать сроки созыва епархиальных собраний. 33 . Епархиальные собрания созываются правящим архиереем: очередные – в срок, указанный предшествовавшим епархиальным собранием, чрезвычайные – по усмотрению правящего архиерея или на основании заявления не менее одной трети благочиннических округов епархии. 34 . Епархиальные собрания составляются из представителей клира и мирян в равном числе, избираемых на три года. Представители на епархиальные собрания избираются окружными собраниями, состоящими из всех членов клира округа и такого же числа мирян, избираемых приходскими собраниями. В случае затруднительности такого способа избрания представителей на епархиальные собрания, окружные собрания посылают своих представителей на уездные собрания, которые и производят избрание депутатов на епархиальное собрание. Члены епархиального совета участвуют в епархиальном собрании наравне с другими его членами. 35 . Членами епархиального собрания не могут быть лица: 1) не исполнившие в течение года христианского долга исповеди и св. Причастия и 2) опороченные по суду церковному. Прослуживший свой срок депутат может быть избираем вновь. Не менее половины клириков должны быть в пресвитерском сане. 36 . В епархиальное собрание входят представители монашества и духовно-учебных заведений. Число этих представителей устанавливается епархиальным советом. Епархиальным же советом определяется представительство и от других епархиальных учреждений. Представители духовно-учебных заведений участвуют в собрании в числе не менее одного от каждого учебного заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только на благочинническом собрании имеет возможность благочинный руководить своими священниками. Затем пастыри должны на этом собрании вместе с благочинным делать постановления о способе проведения в жизнь предначертаний епископа и сообщать о результате таких мероприятий и встреченных затруднениях, если таковые будут, в последующих собраниях. Цель благочиннических собраний главным образом состоит в обсуждении мер к искоренению в народе замечаемых религиозных и нравственных недостатков, в выработке мероприятий или в возбуждении тех вопросов, которые необходимы по местным условиям. Отнюдь не следует увлекаться общецерковными или общегосударственными вопросами, которые посильны могут быть только Св. Синоду, высшим учреждениям, церковным Соборам и отчасти уездным и епархиальным съездам, а надо помнить всем пастырям, что пастырские окружные собрания обязаны как можно ближе подходить к нуждам и недостаткам местной духовной жизни, к отношениям пастырей к пасомым и обратно. Нельзя от мала до велика совершать одно дело, и потому-то центральные учреждения так грешат незнанием местной жизни в губерниях; если же ближайшие руководители народа начнут вникать не в их жизнь, а в теоретические, общецерковные вопросы, возбуждаемые в высшем учреждении, то пасомые окажутся в безысходном положении. Далее, на благочиннических собраниях надо выслушивать предложения участников его, но преимущественно практического характера. Заключение В этом довольно обширном очерке и обращении к вам, дорогие братья- пастыри, я передал все свои мысли, сведения, весь мой жизненный и духовный опыт, соединил воедино пережитое и выстраданное мною при возрождении приходской жизни в Орловской епархии. С таким запасом сведений и разъяснений по всем вопросам (так что вряд ли может возбудиться у вас еще вопрос, на который здесь нет ответа) вы можете спокойно и бодро взяться за великое дело. Одно несомненно, что возрождение приходской жизни требует громадного труда и непременно соединенными силами прихода. Но оно возможно! Никто нам не препятствовал начать возрождение давным-давно и тем предотвратить многие постигшие нас бедствия, а теперь уже этот громадный труд сделался нашим неотложным долгом! Будем ли спорить, что все должное – несомненно возможное?! Я уверен, что вы, дорогие пастыри врученной мне Господом епархии, после пережитых Россиею ужасов и бедствий ныне не замедлите взяться за возрождение народной нравственности с искренней и горячей любовью к Богу и Родине и в полном сознании, что нет ничего дороже для России, как её сокровище – единая, истинная, православная христианская вера. Тысячу раз повторяю вам, братья и друзья, что без пастырей не может воскреснуть и возродиться Россия! Начинайте же, Бог в помощь. Читать далее Источник: О возрождении приходской жизни : Обращение к духовенству Твер. епархии/Серафим, архиеп. Тверской. - Петроград : Синод. тип., 1916. - 48 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

76. Ведению Общих Благочиннических Собраний подлежат следующие дела: а) заботы о благолепии и единообразии церковного Богослужения, б) рассмотрение финансовой сметы, составляемой Благочинническим Советом, по всем учреждениям округа, об­суждение годовых отчетов о религиозно-нравственном состоянии округа и отчетов просветительных, благотворительных, миссионерских и иных благочиннических и приходских учреждений; в) обсуждение предположений Благочиннического Совета о мероприятиях к оживлению церковно-приходской жизни в округе и к устранению неблагоприятных для нее условий, о борьбе с расколом, сектантством и неверием; г) обсуждение церковно-школьного дела в округе вообще и преподавания Закона Божия в частности; д) разрешение заявленных Благочинническому Совету недоумений в церковно-приходской жизни отдельных приходов; е) заключение об открытии новых и закрытии существующих приходов, а также об изменении границ приходов в пределах Округа, как по ходатайству приходов, так и по предложениям епархиальной власти, ж) пересмотр и распределение между церквами и причтами благочиния налогов на содержание просветительных учреждений (духовно-учебные заведения, библиотек), благотворительных и других; з) предварительное обсуждение дел, подлежащих рассмотрению Епархиальных и Уездных Собраний, и) обсуждение вопросов об открытии и содержании просветительных, благотворительных, экономических учреждений, касс взаимопомощи, похоронных и других действующих в пределах благочиннического округа, i) рассмотрение и утверждение сметы по содержанию Благочинного, членов Благочиннического Совета и других должностных лиц округа; к) избрание Благочинного, членов Благочиннического Совета, заместителей их и других должностных лиц в пределах округа, несущих обязанности по выбору; л) рассмотрение переданных Собранию Благочинническим Советом тех дел Приходских Собраний, по которым возникло разногласие между Приходским Собранием или Советом и председателем их; м) рассмотрение дел, передаваемых епархиальною властью ведению Благочиннических Собраний; н) избрание представителей от благочиннического округа на Обще-епархиальные и Уездные Собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

—140— пределах округа, несущих обязанности по выбору; м) рассмотрение переданных собранию благочинническим советом тех дел приходских собраний, по которым возникло разногласие между приходским собранием или советом и председателем их; н) рассмотрение дел, передаваемых епархиальною властью ведению благочиннических собраний; о) избрание представителей от благочиннического округа на общеепархиальные и уездные собрания. 77 . Исполнительным органом благочиннического собрания является благочинный с состоящим при нем благочинническим советом. 78 . Благочиннический совет состоит из председателя – благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель благочинного), и двух мирян. 79 . Избрание благочинного и членов благочиннического совета (а равно и заместителей их) происходит на общем благочиниическом собрании закрытою баллотировкою, причем избранным считается получивший более половины голосов. Благочинный (председатель) избирается на пять лет, а члены совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным архиереем. 80 . Благочинный и члены благочиннического совета не могут быть избираемы из лиц, опороченных или бывших под судом. Члены благочиннического совета из мирян должны быть из лиц, известных религиозно-нравственным настроением и преданностью Церкви. 81 . Благочиннический совет собирается благочинным по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Для законности собрания необходимо присутствие не менее трех членов, включая и благочинного. 82 . Постановления благочиннического совета кратко записываются в книгу протоколов. 83 . На благочинных возлагается: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланков, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа. Примечание: благочинный в помощь себе для просмотра приходской отчетности, а также в других потребных случаях, имеет право приглашать одного из членов совета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всех документах, посвященных приходской миссии, много говорится о миссионерском потенциале братств. Впервые о приходских братствах заговорили на III Всероссийском миссионерском съезде (Казань, 1897). Во время работ Предсоборного присутствия профессор Н. И. Ивановск ий призывал создавать в городах миссионерские братства, а в деревнях – кружки. При этом докладчик отметил, что если 10 лет назад мысль о полезности братств, являющихся свободным союзом «духовенства и народа, пастырей и мирян», было необходимо раскрывать и доказывать, то теперь она ни у кого не вызывает протестов. 248 Братства упоминаются в большинстве документов начала века, посвященных миссионерской проблематике. О церковно-приходских миссионерских братствах говорилось и в Правилах об устройстве внутренней миссии 249 1908 года, и в проекте Бизюковского съезда. 250 Правда, в определении О внутренней и внешней миссии братства не упоминаются, но Проект устава об устройстве внутренней миссии 251 рассматривает этот вопрос достаточно подробно. Однако эти документы не покрывают всей проблематики братского движения. К тому же приходские братства, на практике представляющие собой относительно небольшие объединения, существенно отличаются от общероссийских братств. Поэтому история братского движения нуждается в специальном очерке. 252 3.3.2. Отказ от идеи особой благочиннической миссии Говоря о профессиональных миссионерах, Правила об устройстве внутренней миссии (1908) предусматривали должности уездного и епархиального миссионера. В проекте Бизюковского съезда (1917) территориальная организация миссии была разработана более подробно. Кроме приходской, проект выделял также окружную (благочинническую) и уездную миссию. Окружная миссия должна была решать те же задачи, что и приходская, но только в масштабах благочиния. В подготовленном отделом О внутренней и внешней миссии докладе Собору также имелись статьи, посвященные окружной (благочиннической) миссии. Согласно этому докладу, окружная миссия должна была совершаться в пределах благочиннического округа силами клириков и мирян при содействии имеющихся в епархии специальных миссионеров и под высшим руководством епархиального архиерея. Проект Бизюковского съезда подчинял благочинническую миссию окружному миссионерскому братству, а отдел О внутренней и внешней миссии предложил подчинить окружную миссию благочинническому собранию духовенства и мирян, исполнительным органом которого является благочиннический совет. Согласно докладу отдела, благочиннический совет должен был обращать особое внимание на богослужебную и проповедническую практику, заниматься вопросами благотворительности, организовывать лекции, чтения, беседы, открывать библиотеки. Обязанностью благочиннического собрания должно было стать и приглашение (или избрание из числа клириков благочиния) профессионального миссионера. Предполагалось, что окружной миссионер будет получать содержание как из средств благочиния, так и из общеепархиальных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

И если бы в иных местностях такие собеседования могли получить значительное развитие, на них помимо священников округа, можно бы было приглашать и других лиц, опытных в собеседованиях такого рода. Сюда же могли бы быть предъявляемы на общее обсуждение взаимные недоразумения и пререкания между членами клира и между клириками и прихожанами, такие недоразумения и пререкания, которые без формального следствия и суда могли бы быть прекращаемы словесным мировым решением. Сюда же наконец, в особенных случаях, могли бы быть вызываемы ы тате члены клира, которые требуют вразумления, но не поддаются частным внушениям благочинная; открытое внушение перед собранием благочиннического округа могло бы быть для таких лиц последней мерою предварительная братского вразумления, после которого, в случае неисправления, такие лица могли бы быть предаваемы уже формальному суду. Определенными регламентациями благочиннического собрания, так же как и приходские, не должны быть связываемы. О своих совещаниях и решениях они могут составлять записи (для собственного руководства на будущее время, а не для представления начальству), могут и не составлять. Лишь в тех опять случаях, когда о каком-нибудь желание или решении, предъявляемом на благочинническом собрании, само собрание выразить требование, чтобы ему дан был формальный хот в высшей церковно-административной инстанции, такой хоть должен быть дан ему обязательно. Собираться благочиннеческим собраниям, кажется, всего удобнее во время храмовых праздников в том или другом приходе, по предварительному взаимному соглашению при этом и приходуя храмовые празднования могли бы получить и для духовенства, и для народа более торжественности и сопровождаться более благими последствиями, чем как теперь это бывает. Уездные администраторы или протоиереи также должны иметь у себя хотя однажды в год духовные собрания. Впрочем, так как должность уездных протоиереев, по нашему предположению, преимущественно должна иметь значение административно-исполнительное и наблюдательное, то при ней совещательному началу едва ли может быть дано широкое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010