§ 64. Епархиальный совет есть исполнительный орган епархии. Его обсуждению и решению принадлежат все вопросы епархиального делопроизводства, организации и надзора. Епархиальный совет заседает по мере надобности и правомочен в присутствии председателя и не менее половины членов. Решения заносятся в протокол, подписываются участниками и вступают в силу с утверждением их епископом, по миновании срока обжалования. Епископ имеет право принимать с правом совещательного голоса участие в заседаниях епархиального совета и руководить ими. § 65. Епископ имеет право делать церковно- и священнослужителям своей епархии предупреждения, увещания, замечания и выговор в случаях погрешностей в их образе жизни или в исполнении служебных обязанностей, доводя о сем до сведения митрополита. § 66. Органы благочиния суть благочинный, общее собрание благочиния и совет. § 67. Благочинный есть духовный руководитель благочиния, а также председатель общего собрания и совета благочиния. Он лично или при посредстве представителя ревизует деятельность церковно- и священнослужителей вверенного ему благочиния, а также делопроизводство и состояние приходов. § 68. Благочинный имеет право делать священно- и церковнослужителям своего благочиния предупреждения, увещания, замечания и выговоры за погрешности в их образе жизни и в исполнении служебных обязанностей, доводя о сем до сведения митрополита. § 69. Общее собрание благочиния есть высшая власть в благочинии. Общее собрание созывается благочинным: очередное по меньшей мере раз в год, чрезвычайное по мере надобности, по его усмотрению, или по требованию митрополита, или Синода, или благочиннического совета, или по заявлению 1 / 3 приходских советов благочиния. В заседаниях общего собрания принимают участие по два представителя от каждого из приходов благочиния: духовный и светский. Общее собрание правомочно, если представлена по меньшей мере половина приходов, принадлежащих к благочинию. Если на общее собрание не явится потребное число представителей, то через час по той же самой повестке состоится новое собрание, правомочное при любом количестве собравшихся представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благочинническое собрание составляется из всех членов причтов округа и представителей от народа, по одному от каждого прихода. Представители эти избираются приходскими собраниями. Благочинническое собрание созывается по инициативе благочиннического совета, в определённое время или по мере надобности. Созывает его благочинный, но председательствует на нём один из членов-священников по избранию. Собрание обсуждает дела, касающиеся всего округа; кроме того, по инициативе отдельных членов собрания, оно может ставить вопросы и общего характера, касающиеся всей епархии, для передачи их к разработке в пресвитерский совет, откуда они переходят на рассмотрение епархиального собрания. Постановления благочиннического собрания представляются чрез благочинного на утверждение преосвященного и по утверждении передаются к исполнению в благочиннический совет. Собранию предоставляется организовать вспомогательные учреждения или комитеты, например для заведования благотворительными или просветительными предприятиями в округе. Деятельность таких комитетов находится под контролем благочиннического совета. Низшим церковно-правительственным учреждением является причт, под настоятельством священника вмещающий в себе и избираемого приходом церковного старосту, а в многочисленных причтах – и его помощника. Причт блюдёт интересы приходской церкви и разрабатывает вопросы, подлежащие обсуждению приходского собрания. Приходское собрание составляется из всех прихожан православных, не опороченных в деле веры, созывается по мере надобности и по заявлению прихожан священником и действует при выборном председателе. В состав собрания входят и все члены причта. Предметы ведения приходского собрания: благоустройство местной церкви и попечение о материальном обеспечении причта и о всех благотворительных и просветительных учреждениях, могущих существовать на иждивении прихода. Собрание избирает церковного старосту и его помощника, а также представителя от прихода в состав благочиннического собрания: таким представителем может быть тот же церковный староста или отдельное лицо. Постановления приходского собрания представляются благочинному, который задерживает исполнение этих постановлений, если усматривает в них нарушение законов, и в случае протеста на постановление со стороны причта. Решение таких вопросов принадлежит епископу. Точно так же епископу через благочинного представляются постановления приходского собрания, касающиеся дел важнейших, как например построение храма. За выполнением постановлений приходского собрания наблюдает причт, который ведёт и письменную часть собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В представленных письменных отзывах, почти во всех, дело стоит так: считая епископа совмещающим в себе власть административную и судебную, авторы отзывов полагают, что необходимо образовать два независимые друг от друга и одинаково подчинённые епископу учреждения или отделения пресвитерского совета – судебное и административное. При этом был прочитан один доклад, подробно излагающий предметы ведения судебного отделения. В доказательство необходимости такого отделения было высказано мнение, что практика духовных судов, иногда прикрывающих духовных лиц от ответственности, ведёт к понижению чувства законности в духовенстве. А эта практика частью зависит от того, что функции судебная и административная соединены в одном учреждении, почему, при самой щепетильной честности судей, на их решения влияют соображения административного свойства. Необходимо поэтому, чтобы духовный суд был выделен в особое учреждение, независимое от административного совета. Это мнение вызвало возражение, указывавшее, что суд духовный можно упрекнуть не в послаблениях, а в излишней строгости: за что общий суд не налагает никаких наказаний, за то духовный суд наказывает монастырским подначалием. После этого собрание, приглашённое определённо высказаться на поставленный вопрос, признало необходимым относительное отделение суда от администрации и образование двух независимых друг от друга отделений пресвитерского совета – административного и судебного, одинаково подчинённых епископу. 12 . В связи с этим собрание обсуждало вопрос о гласности суда, т. е. о сообщении ему словесного, состязательного характера, с допущением на него не только сторон обвиняющей и обвиняемой, но и депутата от суда светского по вопросам церковно-гражданского или смешанного характера. Соглашаясь с таким мнением, собрание высказалось только против допущения на суд адвокатов и публичности духовного суда, т. е. присутствия на суде посторонней публики. 13 . Для облегчения суда епархиального и для более быстрого судопроизводства в докладах предлагается передать часть дел, именно маловажных, на благочиннические советы. Собрание присоединилось к этому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14). На этот миссионерский совет или братство, находящееся в непосредственном ведении епархиального епископа, возлагается организация в епархии защиты святого православия. 15). Миссионерский совет по возможности ежегодно устраивает обще-епархиальные уездные и благочиннические краткосрочные собрания и курсы гомилетико-апологетического характера как для духовенства, так и для мирян, имеющие своей целью подготовить защитников православия и опытных благовестников. 16). Миссионерский совет устраивает по городам, заводам и большим селениям лекции и богословские чтения как для интеллигентного, так и для простого народа по тем вопросам христианской апологетики, кои ныне в этих местах особенно пререкаются. 17). Миссионерский совет поставляет себе в обязанность рекомендовать пастырям и пастве такую богословско-апологетическую литературу, которая бы отвечала запросам времени. 18). Миссионерский совет командирует на уездные благочиннические собрания своих опытных членов для инструктирования духовенства и мирян в деле борьбы за веру евангельскую. 19). Миссионерский совет дает духовенству и мирянам епархии ответы, справки и указания на все по делу защиты веры вопросы и требования. 20). Миссионерский совет для раскрытия сущности православия и защиты его организует епархиальные благочиннические братства и союзы. 21). В благочиннических округах дело борьбы с неверием возлагается прежде всего на благочиннические собрания. 22). Благочиннические собрания выделяют из своего состава или приглашают со стороны лиц, кои при благочинническом совете и вместе с ним составляют инициативную, руководящую по защите веры группу. 23). Инициативная руководящая по защите веры благочинническая группа развивает свою деятельность в согласии с епархиальным миссионерским советом. 24). На обязанности этой группы – давать советы, указания духовенству округа в деле борьбы с неверием и непосредственно с ним в этом деле участвовать. 25). Эта группа, согласно местным условиям, подбирает библиотеки для пастырства и мирян, устраивает краткосрочные курсы апологетические для духовенства округа и съезды, имеющие предметом своим вопрос борьбы с неверием и крестохождение по всему округу с произношением проповедей и бесед апологетического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4). Ввиду особого значения в настоящее время Москвы как места пребывания Высшего церковного управления и как главного религиозного центра в государстве, к которому обращены взоры всего провинциального духовенства просить Святейшего Патриарха, не найдет ли он возможным призвать московское духовенство к пробуждению, и с этою целью устроить под своим председательством собрание названного духовенства с допущением участия в нем членов Миссионерского совета и некоторых мирян, известных своим опытом и ревностью в деле религиозного учительства, для выяснения на сем собрании духовенству предстоящих Православной Церкви великих задач, возлагаемых на нее современными событиями, и властного призыва его, под страхом строгой ответственности, к самой оживленной пастырско-учительной деятельности. 5). Просить также Святейшего Патриарха, в тех же целях выяснения вопросов, связанных с оживлением религиозного учительства в Москве, устроить, если это найдено будет возможным, собрание всех пребывающих в Москве архипастырей, не исключая и находящихся на покое, и пригласить их к возможно частому совершению в московских храмах богослужения и выступлению со словом проповеди, для чего предложить преосвященным распределить между собою городские благочиния с тем, чтобы они могли попеременно совершать в церквах данного благочиния богослужения, особенно вечерни по воскресным и праздничным дням, каковые вечерни должны сопровождаться беседами как самого архипастыря, так и миссионеров и особых проповедников из духовенства и мирян данного благочиния и заключаться чтением вечерних молитв. Об изложенном для исполнения послать епархиальным преосвященным циркулярные указы, а в личную канцелярию Святейшего Патриарха и в Миссионерский совет передать выписки из сего определения. 1415 Епархиальное собрание московского духовенства, о котором говорится в четвертом пункте этого постановления, состоялось 26 декабря 1918 г., 1416 однако о его решениях мы ничего не знаем. Проходили подобные собрания и в других городах. Например, 28 ноября 1918 г. в Петрограде под председательством митрополита Вениамина (Казанского) прошло благочинническое собрание, которое постановило регулярно проводить торжественные вечерние богослужения с пением и проповедью, в которых бы участвовало все духовенство благочиния. Священникам рекомендовалось читать на русском языке положенные по уставу Пролог и святоотеческие творения и по возможности за каждым богослужением произносить проповеди. 1417 13.1.3. Борьба с неверием

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Митрополит Вениамин направлял их к тому, чтобы они объединяли приходы как можно более прочными нитями. Когда совет одного из благочинии представил рапорт о том, что он «не получал извещения» о постройке нового придела в самой заметной церкви своего района, владыка счел подобное отношение к делу недопустимым: «1920. Окт. 5/18. Благочиннический Совет должен знать, не ожидая докладов, что происходит в его округе. Очень жаль, что он не замечает даже таких крупных явлений, как устройство целого храма, о постройке которого известно Митрополиту и она велась с его благословения» 900 . В 1919 и 1920 годах велась подготовка к созыву Епархиальных собраний, но неизвестно, состоялись ли они. Собрание 1919 года было назначено на конец сентября. Его состав предполагался весьма значительным – сто человек. Каждое из 11 благочинии Петрограда должны были представлять по 4 депутата, каждое из 22 остальных благочинии епархии, а также эстонское и единоверческое благочиния – по 2 депутата. Кроме того, по одному депутату посылали на собрание Богословско-Пастырское училище, Миссионерский совет, Александро-Невское трудовое братство, Епархиальное попечительство о бедных, правление эмеритальной кассы и ряд других еще сохранившихся учреждений 901 . Однако за месяц до объявленного времени открытия собрания владыка Вениамин утвердил постановление Епархиального Совета о том, что его созыв необходимо отложить: «Ввиду раздробленности епархии в настоящее время [Гдовский уезд был занят белыми – авт.], необыкновенной дороговизны жизни, чрезвычайных затруднений, с которыми сопряжены в настоящее время въезд и выезд в Петроград ... Епархиальное собрание состояться не может» 902 . Епархиальное собрание 1920 года, по благословению митрополита Вениамина, было намечено провести с 29 сентября по 11 октября. В его повестке дня стояло обсуждение вопросов о руководстве для приходских советов; о регистрации прихожан и о приходской книге; об установлении дня праздника семьи; о религиозно-нравственном воспитании детей; об инструкторах по законоучительству; о разъездных священниках-проповедниках; о трудовых женских артелях (подворьях) и об устройстве церковноприходской жизни в них 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Храме Христа Спасителя состоялось Епархиальное собрание города Москвы По его итогам принят ряд важных постановлений 23.12.2011 867 Время на чтение 4 минуты Сегодня, 23 декабря, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось годичное Епархиальное собрание города Москвы , сообщает сайт Патриархия.ru. Заслушав детальный обзорный доклад Его Святейшества о нынешнем состоянии церковной жизни, ее актуальных проблемах и задачах перспективного развития в Москве и ставропигиальных монастырях, Епархиальное собрание Москвы приняло ряд постановлений. Необходимым для монастырского и приходского духовенства было признано «заботиться о преодолении в обществе межнационального и социального напряжения, призывать в проповедях и пастырской работе к гражданскому миру, заботиться о том, чтобы социальное расслоение и межнациональная вражда не находили себе места в церковной жизни». В постановлении также подчеркивается крайняя опасность нарушения общецерковных постановлений, предполагающих неучастие духовенства в предвыборной агитации и избирательных кампаниях. «Самочинное вмешательство священнослужителей в организацию голосования и контроль за его ходом» было признано недопустимым. Также Епархиальным собранием было признано своевременной и перспективной инициативой отнесение к сфере канонической ответственности Патриарших викариев окормления благочиннических округов Москвы. «В связи с возведением новых храмов увеличить число благочиний, входящих в соответствующие викариатства, до 2-3. Преосвященным викариям внести соответствующие предложения к марту 2012 года», - говорится в постановлении. Вместе с тем, московское духовенство и миряне были призваны «всемерно поддерживать строительство новых храмов в столице, активно участвовать в созидании новых общин, отстаивать позицию Церкви в сопровождающей строительство общественной дискуссии». В ходе заседания было обращено внимание на разрешение жилищных проблем многодетных столичных клириков. Отделу по взаимоотношениям Церкви и общества совместно с Юридической службой Московской Патриархии было поручено продолжать начатые переговоры с компетентными структурами городской власти в интересах духовенства, остро нуждающегося в улучшении жилищных условий.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/23/v_...

Президиуму Межсоборного присутствия Епархиальное собрание предложило вынести на рассмотрение вопрос о выработке объединенного чина исповеди и причастия тяжелобольных на дому, а также разумно сокращенного чина елеосвящения (соборования). А Епархиальному совету – разработать Положение о приходских и благочиннических паломничествах. Также полезным было признано сочетать обучение в приходских воскресных школах с различными послушаниями в храме, в том числе в сфере служения милосердия, «что поможет подросткам и молодым людям почувствовать свою причастность к жизни общины и послужит их воспитанию в духе христианского братолюбия». «Храмы и монастыри, как сотни лет тому назад, призваны противопоставить обеднению культуры и содержания жизни распространение учености и просвещения. К этому деланию призываются православные общины через привлечение образованных прихожан», - подчеркивается в документе. Епархиальное собрание поддержало инициативу Даниловского благочиния, предложившего ввести в состав учредителей православных школ несколько приходов или даже все приходы благочиния. «В нынешней непростой экономической ситуации отдельный приход зачастую не в состоянии обеспечить финансовое покрытие всех затрат в одиночку. Кроме того, переход школы из приходской в межприходскую весьма способствовал бы налаживанию горизонтальных связей между духовенством и мирянами разных храмов», - отмечается в постановлении. Отмечая, что существенным недостатком Московской епархии является фактическое отсутствие Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, собрание постановило подготовить соответствующие предложения. В сфере же православного просвещения было признано необходимым принять следующие меры: назначить в благочиниях лиц, ответственных за работу с Департаментом образования Москвы и школами, за взаимодействие с Отделом религиозного образования и катехизации по вопросам введения в школах преподавания Основ православной культуры; провести краткую профессиональную подготовку данных лиц в Синодальном Отделе религиозного образования и катехизации; продумать и выстроить систему работы с родителями школьников во всех приходах Москвы; епархиальной комиссии по православным школам наладить взаимодействие с методическими учреждениями города, Федеральным институтом развития образования, Московским институтом открытого образования для того, чтобы гарантировать участие Церкви в подготовке учителей по Основам православной культуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/23/v_...

Из материалов церковных съездов и собраний публикуются лишь коллегиально утвержденные резолюции, а не их проекты, которые весной 1917 г. нередко печатались на страницах церковной периодики. (То же относится и к телеграммам, находящимся в четвертой части настоящего сборника). Кроме того, не приводятся материалы собраний духовенства отдельных приходов, если статус этих собраний ниже благочиннического съезда. Не берутся также во внимание документы различных либерально-демократических союзов духовенства, создававшихся весной 1917 г. во многих епархиях РПЦ. Характерной особенностью политических программ этих союзов было осуждение самодержавного строя и высказывания о желательности установления в России республиканской формы правления. 9 В третьей и четвертой частях публикуются телеграммы от представителей епископата, от церковных съездов, духовных консисторий и преподавательских корпораций духовных учебных заведений на имя представителей государственной власти – председателя Государственной думы 10 М.В. Родзянко, председателя Совета министров 11 князя Г.Е. Львова, обер-прокурора Св. синода В.Н. Львова и др. Значительная часть телеграмм от съездов и собраний духовенства была послана органам светской и духовной власти – Временному правительству, 12 Временному комитету Государственной думы, 13 Святейшему синоду РПЦ и Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов. Публикация телеграмм осуществляется по форме, принятой в печатных источниках 1917г. Так, в текстах телеграмм, опубликованных на страницах церковной и светской периодики весной и летом 1917 г., как правило, отсутствуют подписи их непосредственных отправителей (тех, кто по поручению своего церковного собрания с соответствующей целью ходил в почтовое отделение связи). То же относится и к телеграммам, отправленным представителями епископата или лично, или совместно с подведомственным духовенством. В печатных источниках указывается лишь информация, кому и от имени какого съезда (собрания) духовенства данные телеграммы были посланы. Однако практически на всех подлинниках приветственных телеграмм, хранящихся в архивных фондах, значатся подписи их непосредственных отправителей. Ими в основном являлись председатели съездов, секретари церковных собраний и благочинные. В некоторых случаях число подписей достигает десятка. Поэтому, чтобы не перечислять всех указанных под публикуемыми документами должностей, санов и фамилий священно и церковнослужителей, в сборнике указываются, за редкими исключениями, только подписи представителей епископата (имярек).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причащения. Эти собеседования и чтения, особенно интересуют женщин и влияют на них; а в религиозно-нравственном воспитании женщины все уже признают важное значение религиозно-нравственной жизни народа (Воронеж., Орловск. Епарх. Вед.). Будучи весьма полезными для народа, в некоторых епархиях внебогослужебные собеседования с успехом противодействуют влиянию на население молитвенных собраний сектантов. Таковы напр. в Оренбургской еп. пастырско-миссионерские «беседки» с чтением миссионерских брошюр, миссионерским объяснением слова Божия и общим пением псалмов, устраиваемые с целью противодействия беседкам «людей Божиих» и пропаганде хлыстовства (Оренб. Еп. Вед.). Такие-же беседки устраиваются и в некоторых местностях Херсонской епарх., с целью противодействия влиянию на население молитвенных собраний штундистов. Приходские пастыри, работая посильно каждый в своём приходе в деле религиозно-нравственного просвещения своих пасомых, постепенно приходят к сознанию того, что «один в поле не воин», что для успеха дела им необходимо сплотиться в один тесный братский союз и соединенными силами вести свою религиозно-просветительную деятельность. Как на лучшее средство такого единения епархиальные органы печати указывают на периодические съезды духовенства для решения религиозно-бытовых вопросов (Архангельские Епарх. Вед.). Одним из первых опытов таких съездов являются законоучительские и проповеднические собрания священников в Самарской епархии. Мысль об этих собраниях возникла на одном из благочиннических съездов. О. благочинный, указав на общество проповедничества в Петербурге и кратко объяснив цель этого общества, предложил и пастырям своего округа собираться для обсуждения дел проповедничества. Члены собрания охотно отозвались на это предложение. Организовалось пастырское братство, в состав которого вошли все священники округа. Члены братства периодически собираются для совместного ознакомления с источниками и пособиями проповедничества, для произношения своих и печатных проповедей; для произношения экспромтов, с целью приобретения навыка говорить живым словом; для ознакомления с предметами и содержанием внебогослужебных собеседований; для обсуждения вопросов пастырской практики (Самарск. Епарх. Вед.). Считаем нелишним, со слов Самарских Епарх. Вед. привести описание одного из этих собраний, состоявшегося в селе Л. 15 сентября 98 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010