а) для утверждения упомянутых отчётов, которые вносятся в собрание попечительством с заключениями поверявшего их наряда и со своими по этим заключениям объяснениями, и б) для выбора председателя и членов попечительства, взамен отбывших свой срок и выбывающих по очереди. На одном из этих обычных собраний, смотря по потребности и удобству, избираются собранием церковный староста и представители прихода на благочиннический съезд – окружной соборик (независимо от священнослужителей прихода – членов съезда по должности). Сверх поименованных дел, обсуждению и решению годовых собраний попечительством могут быть предлагаемы и другие вопросы и дела. 9 . Кроме обыкновенных собраний, в важных случаях, например смерти священника, необходимости приобретать или отчуждать приходскую недвижимость, устроить или закрыть какое-либо из приходских установлений, сделать заем или сверхсметный расход и т. п., – по требованию благочинного или по усмотрению попечительства могут быть созываемы чрезвычайные церковно-приходские собрания. 10 . В приходских собраниях, когда избирается лицо для замещения освободившейся священнической должности, председательствует благочинный; в остальных случаях – настоятель прихода или заменяющее его, по его указанию, лицо. 11 . О дне и месте назначенного собрания и цели его священник извещает прихожан, объявляя о том в церкви при стечении народа в три предшествующих собранию воскресных или праздничных дня; попечительство же со своей стороны принимает доступные ему меры для оповещения прихожан о времени и месте собрания и о предлагаемых его рассмотрению вопросах. Собрание считается состоявшимся, если явилась одна десятая часть имеющих право участвовать в нём прихожан. При выборе священника собрание должно состоять не менее как из имеющих право участия в нём прихожан, и для действительности избрания требуется не менее ¾ голосов всего собрания. 12 . При недостаточности средств на удовлетворение настоятельных приходских нужд, собрание может установить обязательный сбор с прихожан и произвести раскладку этого сбора, сообразуясь с достатками и платёжной способностью лиц. Обложение и раскладка обязательны для всех прихожан и для православных лиц, владеющих недвижимостью в пределах прихода, хотя бы они проживали вне прихода и не были его членами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть неофиц. С. 369. 251. Постановление съезда духовенства и церковных старост Лебединского уезда Харьковской губернии 474 5 апреля 1917 г. Об отношении к переживаемым политическим событиям: Прививать народу мысль о необходимости поддерживать Временное Правительство, мирно продолжать свою повседневную работу и всячески поддерживать армию, доставляя ей все необходимое для доведения войны до победного конца. Лебединские известия. Лебедин, 1917. 5. С. 3. 252. Из постановления собрания духовенства г. Ярославля 6 апреля 1917 г. Приветствовать новый строй и новое правительство, и оказать последнему всякое зависящее от духовенства содействие и поддержку в целях распространения и укрепления в сознании пасомых новых начал государственного строительства. Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. 1213. Часть неофиц. С. 142. 253. Резолюция по политическому вопросу собрания духовенства г. Ейска и ближайших к нему 1015 станиц Кубанской области, Ставропольской епархии 475 38 апреля 1917 г. Громадное большинство [членов собрания] высказалось за конституционную монархию, где бы царь только царствовал, но не управлял. Управление [страной должно] производиться ответственным перед народными представителями министерством. Монарх царствует пожизненно. 476 Ейский листок. Ейск, 1917. 102. С. 2. 254. Из резолюций собрания духовенства 5-го благочиннического округа Ямпольского уезда Подольской епархии Вторая половина мартапервая половина апреля 1917 г. ...Выразить полное сочувствие Временному правительству в упрочении внутри страны нормального порядка гражданской жизни и в доведении войны до победного конца. Духовенство просит Правительство оказать ему взаимное доверие его деятельности, ибо только при таком доверии возможна плодотворная деятельность духовенства для блага народа и дорогой Родины. Вместе с тем духовенство не может не выразить своей живейшей радости ввиду освобождения Российской Поместной Церкви от оков старого режима и надежды на всестороннее возрождение церковной жизни на основах живой соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В общем надо сказать, что в прежней России почти все, за небольшим исключением, наши пастырские съезды и собрания страдали одним недугом: узостью и односторонностью, делавшими их в чисто пастырском отношении малодейственными и малоценными. Епархиальные и благочиннические съезды занимались по преимуществу вопросами хозяйственного порядка – об изыскании и распределении церковных и епархиальных средств, отчасти вопросами характера административного, а настоящему пастырскому делу на них или совсем не уделялось, или уделялось очень мало внимания: материальная сторона заполняла все, не оставляя места для аскетики духа и пастырской науки. Этот зияющий недостаток как будто восполнялся развивавшимися в последнее время в больших городах «свободными» собраниями пастырей, где в противовес вышеуказанными съездам и собраниям вопросы хозяйственного порядка не затрагивались, а выдвигались и научно разрешались вопросы догматического, нравственного, пастырско-практического и иного связанного с пастырством характера 118 . В русских столицах и некоторых больших городах, где представлялась возможность привлечь крупные научные и пастырские силы, такие собрания принимали серьезнейшую постановку и оказывали большое влияние на развитие пастырской жизни. К сожалению, эти собрания не могли ни захватить, ни объединить всех пастырей, ибо огромнейшая часть последних (провинциальные пастыри) на них не участвовала, живого впечатления с них не уносила, как не приносила на них своих дум, впечатлений, переживаний и достижений, и о происходившем на них узнавала из далеко не всегда и с неисчерпывающею обстоятельностью печатавшихся докладов и отчетов. Что касается частных собраний священников, то о них в курсе пастырского богословия не стоило бы и говорить. Они обыкновенно имели вид товарищеских встреч и развлечений. Идейная сторона пастырства на них затрагивалась случайно, и, во всяком случае, она не ставилась целью таких собраний. Тем более о каком-либо организованном плане, о предварительно намечаемой серьезной цели этих собраний не может быть речи. Огульно отрицать всякое значение таких собраний нельзя, но желать, чтобы они приняли полезную для пастырского дела форму, нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

якобы в Токарском приходе явления неизвестной женщины, и поставления на том месте священником Будзилловичем креста, определено: 1) Высоколитовского благочинного Будзилловича, виновного в потворстве сыну и недонесении о сем епархиальному начальству, оштрафовать 10 рублями в пользу Попечительства; 2) священника Токарской церкви Симеона Будзилловича, за самовольное освящение креста и недонесение благочинному, вызванного уже к кафедральному собору, подвергнуть однонедельной эпитимии в Святодуховом монастыре; 3) дело о настоящем происшествии, для дачи оному законного хода, отослать в Гродненское губернское правление; 4) просить оное ж правление о перенесении помянутого креста на приходское кладбище; 5) потребовать от благочинных Гродненской губернии сведений, не поставлены ли по их ведомству духовенством самовольно на дорогах где-либо кресты; 6) подтвердить всему духовенству под расписки, дабы о важнейших происшествиях было немедленно доносимо по начальству, и 7) вытребовать чрез благочинного в консисторию деньги 370 руб., собранные на месте происшествия от приношений стекающегося народа; – собственною его высокопреосвященства рукою записано: За своеволие и потворство в настоящем деле благочинного и священника Симеона Будзилловича это слишком лёгкое взыскание; за всем тем я согласен на оное, если благочинный и священник исправят сами собою соблазн, который допустили и утвердили. Посему предлагаю консистории: 1) отпустить священника Симеона Будзилловича на местожительство и поставить ему в обязанность, как и самому благочинному, крест, поставленный первым на месте сомнительного и недоказанного происшествия, перенести вместе с прихожанами на местное кладбище и напредь никогда не совершать никакого молитвословия на означенном выше месте; 2) если крест будет перенесён и о том донесено будет консистории Брестским благочинным протоиреем Соловьевичем, то ограничиться относительно сказанных духовных взысканием, здесь положенным, и за тем не давать дальнейшего хода сему делу посредством гражданского начальства; 3) если ж благочинный и священник Будзилловичи будут не в состоянии сами собою перенесть с прихожанами крест, а тем самым окажутся способными только потворствовать своим подчинённым, а не вести их путём истины к добру и исполнению законов, то отрешить Симеона Будзилловича от Токарского прихода, а благочинного Будзилловича от благочиннической должности, а дело передать на дальнейшее постановление гражданских начальств, по положению консистории; 4) все собранные и здесь упоминаемые деньги, равно и те деньги, которые соберутся ещё до перенесения креста на кладбище, обратить в пользу Попечительства о бедных духовного звания, дабы пожертвования усердствующих получили спасительное назначение и не давали повода предосудительным толкам насчёт местного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Архив Пн Постановление Епархиального собрания города Москвы о нынешнем состоянии церковной жизни, ее актуальных проблемах и задачах перспективного развития в Первопрестольном граде и ставропигиальных монастырях 23 декабря 2011 г. 15:00 23 декабря 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось годичное Епархиальное собрание города Москвы. Заслушав детальный обзорный доклад Его Святейшества о нынешнем состоянии церковной жизни, ее актуальных проблемах и задачах перспективного развития в Первопрестольном граде и ставропигиальных монастырях, Епархиальное собрание Москвы постановляет: 1. Благодарить Святейшего Патриарха как правящего архиерея Первопрестольного града за понесенные им обширные каждодневные труды по личному руководству церковной жизнью российской столицы, за регулярные посещения московских приходов, ставропигиальных монастырей и Патриарших подворий. Эти посещения сопровождались совершением Патриарших богослужений, совместной молитвой Предстоятеля Церкви с епархиальным духовенством и народом Божиим, а также произнесением научающего Первосвятительского слова, обращенного ко всем верным чадам нашей Церкви, ко всему обществу и миру. 2. Считать необходимым для монастырского и приходского духовенства заботиться о преодолении в обществе межнационального и социального напряжения, призывать в проповедях и пастырской работе к гражданскому миру, заботиться о том, чтобы социальное расслоение и межнациональная вражда не находили себе места в церковной жизни. Подчеркнуть крайнюю опасность нарушения общецерковных постановлений, предполагающих неучастие духовенства в предвыборной агитации и избирательных кампаниях. Полагать недопустимым самочинное вмешательство священнослужителей в организацию голосования и контроль за его ходом. 3. Признать своевременной и перспективной инициативу предыдущего Епархиального собрания по отнесению к сфере канонической ответственности Патриарших викариев окормления благочиннических округов Москвы. В связи с возведением новых храмов увеличить число благочиний, входящих в соответствующие викариатства, до 2-3. Преосвященным викариям внести соответствующие предложения к марту 2012 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1852219.ht...

31 . Церковные старосты при приходских храмах и их помощники избираются Приходским Собранием. Примечание. В церковные старосты могут быть избираемы и женщины. 32 . Церковный староста по избрании приводится к присяге и является исполнителем распоряжений Приходского Собрания и Совета в отношении заведования храмовым хозяйством. 33 . Церковный староста входит в состав Приходского Совета по должности. 34 . Церковный староста действует под контролем Приходского Совета: по истечении года он представляет Приходскому Совету отчет о состоянии храмового имущества и о приходе и расходе храмовых сумм; отчет этот в общем порядке представляется епархиальной власти. 35 . Должности церковного старосты и приходского казначея в исключительных случаях, по ходатайству прихода, могут быть совмещаемы. 36 . Церковные старосты кафедральных и уездных безприходных соборов и без- приходных кладбищенских городских храмов избираются общим собранием представителей православных приходов данного города. Примечания. Число членов этого собрания и порядок избрания устанавливаются епархиальною властью. 37 . Церковные старосты могут быть избираемы и к храмам приписным, не имеющим особых причтов, если в этих храмах совершается Богослужение, имеется собственное имущество и ведется отдельное от приходского храма хозяйство. 38 . К храмам домовым, при учебных, богоугодных и благотворительных и иных учреждениях, старосты избираются управлением тех учреждений, при которых находятся храмы. 39 . Утверждение в должности церковного старосты в бесспорных случаях принадлежит Благочинническому Совету, а в спорных случаях епархиальной власти. Примечания. Старосты кафедральных соборов утверждаются епархиальным Архиереем. 40 . По усмотрению Приходского Собрания может быть избран помощник церковного старосты, на основании вышеизложенных статей о церковном старосте. Глава 6. О приходском собрании 41 . Приходское Собрание созывается по постановлениям Приходского Совета не менее одного раза в полугодие. В случае нужды может быть созвано Советом чрезвычайное Приходское Собрание: а) по постановлению Совета; б) по распоряжению епархиальной власти; в) по заявлению приходского священника настоятеля; г) по ходатайству не менее 25 прихожан, имеющих право участвовать в Собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. При организации братств и приходских советов и при определении их обязанностей возможно в некоторой степени руководствоваться проектом Высочайшего постановления о церковно-приходском собрании и церковном совете православных приходов Финляндии; 4) восстановить за каждым приходом, насколько это возможно при современных условиях, право выбирать или, по крайней мере, рекомендовать кандидатов на священно- церковнослужительские должности, с тем, чтобы эти кандидаты, по засвидетельствованию благочиннических советов, удовлетворяли всем каноническим требованиям и имели соответствующее образование, и с сохранением за епископом права испытывать их и – в случае непредставления прихожанами своих кандидатов – назначать по соглашению с состоящим при нём (епископе) советом пресвитеров, а равно и с прихожанами; 5) дать приходскому духовенству, с сохранением за ним нынешнего казённого жалованья, такое материальное обеспечение из местных средств, при котором пастыри и низшие члены клира могли бы всецело отдаться своему великому служению. В деле обеспечения духовенства местными средствами представлялось бы возможным до некоторой степени руководствоваться соответствующими статьями всеподданнейшего проекта Высочайшего постановления о церковноприходском собрании и церковном совете православных приходов Финляндии. Всякий православный приход с существующим при нём братством или попечительством и приходским советом должен составлять первую самоуправляющуюся единицу в общей системе епархиального управления. Из нескольких таких единиц, совпадающих, например, с благочинническими округами, может быть составлен окружной совет, который должен служить средней, посредствующей ступенью между единицами округа и высшим органом епархиального управления – советом пресвитеров во главе с епископом. Если приходской общине желательно предоставить права на самоуправление, т. е. избрание членов клира, распоряжение церковными доходами, заведование благотворительными учреждениями и пр., то тем более должны быть предоставлены ей права юридического лица на свободное приобретение и отчуждение церковного имущества, с отменой всяких ограничительных законов, особенно в отношении приобретения приходами недвижимого имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходя к обсуждению вопроса об условиях приобретения церквами и духовенством недвижимых имений, совещание находит, что предусматриваемое ст. 1.429 т. X (Зак. Гражд.) испрошение в каждом отдельном случае высочайшего соизволения на приобретение церквами недвижимых имений не предоставляет церквам никаких особых преимуществ ни в деле укрепления недвижимых имуществ, ни в каком-либо другом отношении и как таковое, по мнению совещания, могло бы быть отменено, – тем более, что и на практике не было примеров, чтобы подобные ходатайства Высочайше не были удовлетворяемы. – Существование духовенства, как юридического лица, не предусматривается существующими законоположениями, между тем как фактически не редки бывают случаи, когда духовенство той или другой епархии, того или другого училищного округа, той или другой церкви, приобретает на свои средства недвижимое имущество; по ныне действующему законоположению, подобные имущества закрепляются за церквами, учебным заведением, епархиальным начальством, т. е. за фиктивным владельцем. Желательно, чтобы этот пробел в законе был восполнен дарованием права православному духовенству приобретения недвижимых имуществ на своё имя. Журнал 13 октября 1905 года Приступая к обсуждению вопроса о необходимых реформах в епархиальном управлении и суде, совещание обратило внимание на то, что, по каноническим правилам, управление всеми епархиальными учреждениями и духовными лицами вверялось власти епископа (8-е пр. IV Всел. Соб.); суд же над священнослужителями происходил на областном соборе или, по крайней мере, в собрании нескольких епископов. «Аще пресвитеры, или диаконы обвиняемы будут, – говорится в 29-м пр. Карф. Соб., – то, по собрании узаконенного числа из ближних мест избираемых епископов, которых обвиняемые воспросят, то есть, при обвинении на пресвитера шести, а для диакона трёх, вместе с сими собственный обвиняемых епископ исследует принесенные на них обвинения, с соблюдением тех же правил, касательно дней и сроков, и исследования, и лиц обвиняющего и обвиняемого. Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит». Суд происходил в присутствии обвиняемого и доносителя, с допросом на суде свидетелей. В настоящее время духовный суд вверен консистории, постановления которой утверждаются епархиальным преосвященным; доноситель и обвиняемый сами не присутствуют и не дают объяснений на суде, свидетели не выслушиваются произносящими судебный приговор судьями. Всё это заменяется письменными показаниями, данными участвующими в деле лицами и свидетелями назначенному для производства следствия духовному следователю. Поэтому духовный суд по необходимости в своём решении должен руководиться формальными доказательствами. Несовершенство духовного суда усугубляется тем, что следователем обычно бывает один из священников того же благочиннического округа, в коем состоит и обвиняемый, и потому, как связанный служебными и другими отношениями, не всегда бывает и беспристрастен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До того времени консистория обыкновенно сама избирала кандидатов на эту должность и одного из этих кандидатов утверждал преосвященный. Преосв. Макарий рассуждал так, что само духовенство ближе и лучше может знать своих членов и потому само оно может сделать более верные указания епархиальному начальству, кого бы из окружного духовенства следовало назначить на должность благочинного. В виду этого, он почти с самого начала управления Харьковской епархией стал иногда предоставлять право избрания кандидатов на должность благочинного самому духовенству. В этом случае он поступал двояко: или предписывал избирать кандидатов на должность благочинного всему окружному духовенству в общем собрании, посредством закрытой баллотировки, или же требовал от каждого причта отдельно письменного отзыва о том, кого бы он желал иметь своим благочинным. Так, например, 23 сентября 1862 года, по распоряжению преосв. Макария, в волчанском уезде консистория образовала новый (четвертый) благочиннический округ. На консисторском докладе об этом преосв. Макарий 28 сентября положил следующую резолюцию: «предоставляю местным причтам вновь образованного округа избрать кандидатов с тем, чтобы каждый из них свой отзыв об избранном прислал непосредственно ко мне». По получении этих отзывов, преосв. Макарий 21 октября 1862 года на консисторской справке положил такую резолюцию: «согласно единогласному избранию всем духовенством округа священника Бакановского на должность благочинного этого округа, – утверждается он быть благочинным». Тогда же были вновь распределены консисторией и благочиннические округи богодуховского уезда. 20 августа 1862 года преосв. Макарий предоставил сделать выборы благочинных в этих округах самому духовенству – в 4-м округе посредством закрытой баллотировки при общем собрании окружного духовенства, а в 5-м посредством отдельных письменных отзывов. Последствия показали, что 4-й округ единогласно избрал себе кандидата на должность благочинного, а 5-й большинством голосов, каковых кандидатов преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Зная, как нельзя лучше, умственное и нравственное состояние священников моего округа, я, по состоянию каждого из них, приготовил для них книги и пригласил к себе. В собрании я разъяснил, сколько гибели приносит нам наше одиночество и безделье, и цель съезда. Давая каждому книги, я слегка набросал содержание каждой, постарался заинтересовать ими и просил в следующий съезд рассказать в собрании то из прочитанного, что особенно найдёт каждый интересным или, может быть, непонятным. Были между нами два священника слабых и нередко дозволяющих себе нетрезвость. Мы сделали им дружеское увещание и взяли честное слово не пить до следующего нашего съезда. Тут же положили съехаться, чрез два месяца, у священника-соседа. Этот второй съезд был оживлённее первого: каждый из нас дал как бы отчёт в том, что сделано им в эти два месяца и каждый рассказал, что прочёл он. Мы говорили об обязанностях священника, отношениях к приходам, о сельских школах, о воспитании собственных детей и пр. И люди нетрезвые сдержали слово — не пили. Я был в восторге от этого съезда. Мы положили при этом устроить окружную благочинническую библиотеку. Два года мы съезжались чрез каждые два месяца. Но случалось, что или сильные дожди, или метели, или домашние какие-либо обстоятельства не давали съезжаться всем, особенно потому, что наши съезды были всего на один день. Кроме того, два села отстоят от меня в 50-ти верстах, а одно даже в 70-ти. Этих священников обременяла и самая отдалённость. А так как я только преимущественно наделял книгами и дом мой поместительнее домов других священников, то съезды, почти исключительно были у меня. Но, мало-по-малу, охота к съездам охладела почти у всех и пошло: то тот под каким-нибудь предлогом, не приедет, то другой и, наконец, все священники стали просить меня, чтоб я не собирал их. И — съезды наши прекратились. Но я видел в них большую пользу и расстался с ними с крайним прискорбием. Опытом узнавши пользу съездов, я советую моим собратиям, где местные условия более благоприятны, устроять подобные же съезды. Они много влияют на улучшение и умственного и нравственного нашего состояния.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010