Несмотря на свою простоту, содержателен был наш праздник, трогательна детская радость, поучительно общение архипастыря с детьми. Невольно вспоминаются слова Господни: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф.18:3–5 ). Священник Иустин Ольшевский Доклад священника Иустина Ольшевского епископу Полтавскому и Переяславскому Илариону 87 Епархиальный наблюдатель школ церковно-приходских и грамоты священник Иустин Ольшевский вошел к его преосвященству, преосвященнейшему Илариону с докладом следующего содержания. «Честь имею доложить Вашему Преосвященству о состоявшемся недавно добром начинании на пользу дорогих наших школ. Мысль Вашего Преосвященства о собраниях и братских совещаниях по делам школьным самих отцов законоучителей и заведующих школами, усвоенная уездными наблюдателями на бывшем у меня их съезде, теперь осуществлена первый раз в Золотоношском уезде 8-м благочинническим округом. Собрание состоялось 12 ноября. Собраны были священники того благочиннического округа, к которому принадлежит и сам местный наблюдатель. Собрание было открыто, и на нем велись совещания под председательством местного благочинного при участии уездного наблюдателя священника Василия Романицкого. О занятиях собрания уездный наблюдатель сообщает мне следующее: «Я (уездный наблюдатель) познакомил собрание прежде всего с вопросами, подлежавшими обсуждению съезда отцов наблюдателей нашей епархии в текущем году. Особое внимание уделено было у нас вопросу о постановке воспитательной стороны в церковных школах и о преподавании в сем духе Закона Божия. Как пособие к сему признаны и выяснены на собрании следующие средства: живой способ преподавания Закона Божия с научением и поддержанием в детях доброго молитвенного настроения; надлежащее исполнение вечерней и утренней молитвы в школе при общем пении положенного; деятельное участие школьников и школьниц в богослужениях: чтении, пении, прислуживании в алтаре; благоговейное отношение их к окружающему в святом храме, чтение житий святых; заучивание религиозно-нравственных стихотворений; хорошее церковнославянское чтение как воспитательное средство в духе церковности. По другим учебным предметам познакомил с соображениями съезда наблюдателей и вашими руководственными советами»

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Служение таковых же молебнов пред Чудотворным Образом Св. Жен Мироносиц признать необходимым ещё в следующих селениях: Ашяамучаше Цибикнурского прихода, Курсоле и Кугенер Ронгинского прихода и Шуашнуре Кузнецовского прихода. 2)      Просить члена Кружка Е. В. Боровицкую возможно чаще посещать дер. Нужъял для ведения бесед при помощи диакона села Нурмы Петропавловского, как знающего черемисский язык, и сопровождать беседы демонстрированием волшебного фонаря с бесплатной раздачей слушателям листков и брошюр. 3)      Просить учительницу Нужъялского земского училища вести по праздничным дням религиозно-нравственные чтения в школе как для детей-учеников, так и взрослых. 4)      Перед временем служения молебна просить местного священника заранее оповещать окрестные селения. Время же служения молебнов выбирать по взаимному соглашению о. Игумена, местного причта и о.о. миссионеров благочиннического округа; более желательным днём для служения молебнов признать пятницу, в каковой день черемисы, придерживающиеся языческой старины не работают, особенно же приурочивать служение молебнов к тому времени, когда известно будет собрание черемис для языческих мольбищ. 6)      Имели суждение по поводу желательности открытия в г. Царевококшайске Воскресной школы для взрослых. Постановили: признавая Воскресную школу для взрослых учреждением весьма полезным, как одно из могучих средств религиозно нравственного воздействия на взрослое население, окончательное решение этого вопроса оставить пока открытым до всестороннего и детального уяснения всех условий, касающихся открытия и организации Воскресной школы. Собрание закончилось пением молитвы «Достойно есть». Свящ. Ал. Азановский . Ещё о языках школьного преподавания Наши читатели уже осведомлены 17 о том, что «совещание об инородческих школах постановило учредить школы инородческие во всей Европейской России, в Сибири, на Дальнем Востоке и в средней Азии. В качестве инородческих языков, на которых может вестись преподавание, совещание признаёт языки: польский, литовский, немецкий, эстонский, латышский, армянский, грузинский и татарский». Здесь не упоминается ни один из языков Приволжья, каковы: чувашский, черемисский, вотский и др. Как будто и нет народностей, говорящих на этих языках, как будто не было и системы Н. И. Ильминского !

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

222. Из резолюции 444 собрания духовенства г. Екатеринослава, корпораций Духовно-учебных заведений, монашествующих, дьяконов, псаломщиков, учителей Церковных школ, чиновников духовной консистории, церковных старост и мирян 7 марта 1917 г. Приветствовать Временное правительство. Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной церкви. Екатеринослав, 1917. 1. С. 34. 223. Постановление собрания городского духовенства и преподавателей духовно-учебных заведений Москвы 445 8 марта 1917 г. Приветствуем новые условия жизни нашего дорогого Отечества, открывающие простор развитию духовных и материальных сил русского народа и в области культуры, и в частности в области устроения государственной и общественной жизни. Искренно сочувствуем народной радости и, повинуясь Временному Правительству, всеми зависящими от нас средствами обязуемся содействовать ему в его деятельности на благо родины. Молим Бога о победоносном окончании войны, ради укрепления правды, мира и всеобщего братства на христианских основах. 446 Московский листок. М., С. 3. 224. Резолюция благочиннического и пастырского собрания г. Новочеркасска 8 марта 1917 г. Новочеркасское духовенство в полном своем составе с великой радостью приветствует совершившуюся перемену в политическом строе нашей государственной жизни и признает своим священным долгом всеми способами содействовать ознакомлению с ним и укреплению его в сознании своих пасомых. Оно твердо уверено, что новый строй заключает в себе несомненный залог полной победы нашей доблестной армии над кичливым и коварным внешним врагом и послужит быстрому возвышению могущества России и свободному развитию ее Церкви. Будучи совершенно солидарно во взглядах на развитие политической жизни нашей дорогой Родины со всеми общественными классами и корпорациями, духовенство из своей среды избрало в Донской Областной Исполнительный Комитет трех представителей. 447 Донские епарх. ведомости. Новочеркасск, 1917. Приложение к 10. С. IIIIV. 225. Резолюция духовенства г. Барнаула Томской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, очевидно, что царицынские священники псами нелающими мною названы не были. В тех случаях, когда в местной епархиальной жизни возникают явления, идущие в разрез с желанием газет чернить епархиального архиерея, явления эти или замалчиваются газетами или передаются ими в крайне извращенном виде. Печатая, например, отчет о происходившем 2го сего сентября в благочинническом собрании духовенства приходских церквей города Саратова, на котором было выражено пожелание, чтобы Городская Дума изменила свое отношение к духовенству и на будущее время при обсуждении вопросов чисто религиозного характера поступала как Дума православного города и как Дума православная, “Саратовский листок” в от 5 сего сентября, с целью умалить значение изложенного постановления саратовского духовенства, сообщает, между прочим, такого рода сведения о собрании духовенства 2 сентября: сделанное на этом собрании протоиереем Кречетовичем заявление о необходимости поддержать его в борьбе с Городской Думой вызвало будто бы некоторое смущение со стороны священников, нашлись будто бы такие священники, которые заявили, что не считают протоиерея Кречетовича своим представителем; в конце собрания духовенство, будто бы лишь под влиянием желания выйти из затруднительного положения, с видимым облегчением приняло предложенное священником Тверецким, составленное в общих фразах вышеизложенное пожелание. Нет, однако, никакой возможности перечислить все многочисленные выступления газет против Саратовского архиерея. В конце концов это постоянное выслеживание и подкарауливание каждого моего шага, это желание в каждом моем действии или распоряжении отыскать дурную сторону, это стремление во что бы то ни стало очернить меня в глазах населения – словом, эта паутина лжи и злобы, которую усердно изо дня в день ткут газеты и в которую, без сомнения, уловляют они своих более легковерных читателей – сами по себе крайне обидные и оскорбительные для епископа Православной Церкви, – роняют мой авторитет в епархии и унижают меня в глазах населения.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Согласно определению, епархией именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляющаяся епархиальным архиереем. В отношении управления она разделялась на благочиннические округа, которые должны находиться в ведении благочинных, действующих вместе с состоящими при них советами. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, в качестве предстоятеля местной Церкви управляет епархией при соборном содействии клира и мирян. В определении четко устанавливался порядок избрания архиерея. Высшим органом, при посредстве которого епископ должен управлять епархией, считается епархиальное собрание. Оно состоит их клира и мирян в равном числе, избранных на три года. Епархиальное собрание имеет полномочия избирать членов епархиального совета и членов епархиального суда, а также других должностных лиц. Как видим, и на местном уровне время работ избранных органов епархиальной власти не превышало трех лет. Епархиальный совет предусматривался непрерывно действующим административно-исполнительным институтом, состоящим из выборных членов. Предполагалось, что при его содействии епархиальный архиерей и будет осуществлять управление епархией. Совету предоставлялось право инициировать обсуждение общих вопросов, затрагивающих церковно-епархиальную жизнь, и проводить выработанные по ним проекты мероприятий в жизнь, но только после рассмотрения их епархиальным собранием, и одобрения епрахиальным архиереем. Именно епархиальное собрание определяло границы благочинных округов. В свою очередь, в каждом благочинническом округе предполагалось наладить работу окружных благочиннических собраний, которые считались следующими (после собраний епархиальных) административно-распорядительными органами в общем строе епархиальной жизни. Окружные благочинничесие собрания, согласно определению, могут быть как пастырскими, так и общими (с присутствиями на них мирян). Эти собрания состят из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских храмов округа, и священников, приписанных к харамам округа сверх штата, а также из мирян – членов приходских советов (по их избранию) в числе, равном составу причта каждого храма. В пределы компетенции общих благочиннических собраний входили дела: о благолепии и единообразии церковного богослужения, рассмотрение финансовой сметы, обсуждение церковно-приходского дела в округе, преподавания Закона Божия и так далее. Показательно, что избрание благочинного и членов благочиннического совета (и их заместителей) должно было происходить на общем благочинническом собрании закрытой баллотировкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве же специальных мер по сближению духовенства между собою, естественно, должны быть признаны целесообразными возможно частые собрания пастырей по епархиям и местным округам для совместного обсуждения ими жизненных нужд и недоуменных вопросов их пастырского служения. То и другое, как известно, практикуется и в настоящее время, в виде епархиальных съездов, и благочиннических собраний, созываемых по распоряжению епархиального начальства для обсуждения предлагаемых им же вопросов. Но ясно, что ради поставленной выше цели, необходимо дать этим собраниям несколько иную постановку, а именно, чтобы собрания в местных уездных округах могли собираться не только по предписаниям начальства, но и по заявлениям нескольких лиц из среды самого духовенства; и далее, чтобы на тех и других собраниях, и общеепархиальных и местноокружных, могли обсуждаться не только вопросы, предлагаемые начальством, но и все вопросы, вносимые тем или иным из участников собрания в определенном для того порядке и по всем делам пастырского служения и текущей общественной жизни. За последние годы примеры —613— таковых собраний духовенства всё чаще и чаще начали встречаться в различных епархиях. Далее, в целях сближения духовенства и некоторого облагорожения его внешних взаимоотношений небесполезно было бы еще установление обязательного внешнего этикета для духовных лиц, при встречах их между собою в местах общественных собраний, хотя бы в виде обязательного обмена поклоном. Добрый пример этого видим среди военных чинов, отдающих честь друг другу. Но странно и ненормально, когда священники – братья во Христе, встречаясь между собою, наприм., на улицах города, проходят один мимо другого, как люди совершенно чуждые. Что же касается отдельного вопроса о взаимоотношениях младших и старших священников многоклирных причтов то желательные улучшения в них подробно нами указаны в названной выше статье нашей; 2900 в общем же они сводятся к отмене разделения священников на настоятелей и помощников. К изложенному в этой статье считаем нужным добавить еще следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сложная и трудная деятельность приходского пастыря вызывает множество вопросов, требующих совместного товарищеского обсуждения при участии опытных сослуживцев. Помимо разрешения вопросов пастырской практики, таковые собрания выясняли обязанности и задачи приходского служения: обязанность благоговейного совершения богослужения и святых таинств, доброго христианского поведения и точного исполнения всех постановлений православной Церкви, дабы тем самым подать живой пример прихожанам; диаконам и причётникам внушалось, дабы они старались образовать себя через чтение книг и занятий в школе, жить миролюбиво с прихожанами и священниками, не осуждать и не перетолковывать их действий, в особенности перед прихожанами. Особенное внимание пастырские собрания обращали на проповедническую и вообще просветительную деятельность духовенства: советовались о выборе слов, бесед и поучений, наиболее доступных пониманию народа. Просветительная деятельность духовенства находит в пастырских собраниях живой источник сил и одушевление к усиленной работе. Дела об открытии церковных и воскресных школ, вечерних классов, об изыскании средств на школьное дело, о религиозно-нравственном обучении народа через устройство чтений и бесед, об учреждении благочиннических и приходских библиотек, выбор книг для них, – всё это с большой пользой может быть предметом всестороннего обсуждения, правильного и наиболее, по местным обстоятельствам, целесообразного решения. Более широкая организация миссионерского дела вообще и меры к искоренению суеверий, предрассудков и вредных обычаев, существующих в местном населении – в частности, правильнее могут быть выработаны и скорее проведены в жизнь, если это дело будет выяснено самим духовенством, а не чуждыми для него канцеляриями, часто не знающими условий местной жизни. Кроме совещаний по различным предметам пастырского служения, благочиннические собрания имели особую заботу о христианском поведении пастырей округа и ревностном исполнении ими своих обязанностей. В связи с этим собраниям духовенства были предоставлены значительные права и полномочия, а именно: суждение по заявлениям благочинного и других присутствующих на съезде о проступках, опущениях по должности и нравственных недостатках замеченных духовных лиц округа, а равно и о лицах, отличающихся примерным исполнением своих обязанностей и нравственной жизнью; руководство неопытных священников; представление лиц, загладивших свои прежние проступки, к награждению несчитанием судимости препятствием к получению наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Приходское собрание собирается не менее двух раз в год, в первые воскресные дни – после нового года и Петрова поста. 5) Дела решаются большинством открыто поданных голосов, но с предоставлением настоятелю прихода останавливать решения, с коими он не согласен, и таковые в недельный срок представляются на усмотрение благочиннического совета. 6) Приходское собрание избирает из среды прихожан церковного старосту, представителей для ежемесячного контроля церковных сумм, членов церковно-приходского попечительства или совета, контролирует деятельность церковно-приходского совета, утверждает смету прихода и расхода по церкви на будущий год, рассматривает отчётность за предыдущий год, устанавливает правила для заведования церковным хозяйством и имуществом, постановляет решения по делам о сооружении и ремонте храма, его содержании, постройке и ремонте причтовых домов, приходских просветительных и благотворительных учреждений, изыскивает средства для удовлетворения вообще церковно-приходских нужд – путём, например, самообложения. 7) Церковно-приходскому собранию предоставляется право просить епархиального преосвященного об определении на вакантные священно- церковно-служительские места при приходском храме угодных приходу кандидатов, с тем, чтобы они удовлетворяли образовательному цензу и отличались благоповедением и не состояли на таких же местах в других приходах. 8) Приходское собрание назначает членам клира определённое жалованье и определяет другие средства содержания их. 9) Органом приходского собрания является церковно-приходский совет или попечительство, в состав коего обязательно под председательством настоятеля прихода входят все члены причта с церковным старостой. Заседания совета должны быть не менее одного раза в месяц. Старший член причта – председатель совета – может останавливать постановления его для предварительного доклада дела приходскому собранию очередному, а в случаях, не терпящих отлагательства – и экстренному. Приходский же совет по полугодиям доставляет отчёт в своих действиях приходскому собранию, причём все функции церковноприходского попечительства передаются церковному совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая половина марта 1917 г. 1) Архипастырское мнение 457 относительно настоящей Верховной власти принять к точному руководству и всякое иное мнение считать непоправимой ошибкой и даже преступным деянием для пастырства. ...3) Собрание признает необходимым в настоящее время усилить проповедь о мире и взаимной любви между верующими. ...6) Ввиду бывших и впредь возможных нареканий на духовенство, собрание считает нужным присутствие кого-либо из городских священников на всяких публичных заседаниях. 458 Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. 1011. Отдел неофиц. С. 295297. 238. Постановление собрания духовенства г. Уфы 15 марта 1917 г. 1). Сознавая ответственность настоящего времени, когда и долг пастыря, и обязанности гражданина требуют от духовенства усиленных трудов в деле умиротворения страны, выразить полную готовность самоотверженно служить провозглашенным Временным Правительством новым началам устройства государственной жизни. 2). Воздержаться от произнесения во время Богослужения с церковной кафедры политических проповедей, защищающих известный образ правления – конституционный или республиканский, до обсуждения этого вопроса совместно с Преосвященнейшим епископом Андреем. 459 3). В целях подготовки паствы к сознательному участию в выборах в Учредительное Собрание, признать допустимым со стороны пастырей объективное ознакомление прихожан с разными формами государственного правления, но только во внебогослужебное время. 460 Уфимские епарх. ведомости. Уфа. 1917. 78. Отдел неофиц. С. 214215. 239. Из резолюции собрания духовенства 1-го Чембарского 461 благочиннического округа Пензенской епархии 462 15 марта 1917 г. ...Засвидетельствовать перед Временным Правительством, местным Архиепископом, 463 Обер-Прокурором Св. Синода письменным актом о том, что все духовенство округа вполне разделяет с народом светлую радость по поводу совершившегося, 464 дает клятвенное уверение в полной преданности новому Правительству и в готовности всеми мерами споспешествовать ему в устроении Русской Державы, в полной надежде, что возврата к старому прошлому не должно быть и что Временное Правительство поведет страну Российскую к светлому будущему новыми путями на основе всей совокупности гражданских свобод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархиальное собрание составляется из выборных представителей духовенства в сане священника, по одному от благочиннического округа и выборных представителей от народа, по одному от того же округа. Выборы представителей, сроком на 3–4 года, производятся на благочиннических собраниях в полном их составе. Избранные могут получать от своих округов денежное пособие для поездки в епархиальный город и пребывание в нём во время собрания. В собрании принимает участие один из членов пресвитерского совета, по назначению от епископа. Он открывает собрание, после чего председатель собрания, товарищ его и секретари избираются самим собранием. Занятия собрания проходят по программе, составляемой советом и утверждаемой епископом. Новые вопросы могут быть вносимы по заявлению не менее 10 членов собрания. Кроме тех вопросов, которые подлежат рассмотрению епархиальных съездов духовенства в настоящее время, епархиальное собрание имеет своей задачей: выслушивать постановления областных Соборов епископов и наставления епархиального архиерея, обсуждать вопросы, относящиеся к распространению и укреплению веры, поддерживанию религиозного образования и т. д. По усмотрению своему архиерей обращается к собранию или в полном его составе, или только к духовным его членам, как например с наставлениями по вопросам пастырской практики. Духовные члены собрания могут быть уполномочены своими избирателями – духовными и к обсуждению корпоративных нужд духовенства, как например состояние эмеритальной кассы, и по этим вопросам совещаются отдельно от представителей народа. Постановления собрания представляются епископу и, по его утверждении, направляются к исполнению в пресвитерский совет. Состав вспомогательных учреждений (комитетов) избирается на срок или на неопределённое время собранием. Окружные съезды по делам духовных училищ считаются окружными отделами (секциями) епархиального собрания и действуют в том же порядке, как и собрание, при участии одного из благочинных, по назначению от епископа. Благочиннические советы составляются при благочинных по избранию окружного духовенства сроком на 3–4 года, соответственно организации совета пресвитеров. Круг действий этих советов, в соответствии с уставом совета пресвитерского и измененной инструкцией благочинным, должен быть определен с точностью, так чтобы эти учреждения не по имени только, а в действительности могли служить посредствующим звеном между пресвитерским советом и причтами. Благочиннический совет вырабатывает программу вопросов, подлежащих обсуждению благочиннического собрания, и следит за выполнением утверждённых постановлений этого собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010