Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу,/Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Мы же поем: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас! Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. И отпуст. Мы же: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже: и прочее, и совершаем отпуст. Аще же несть Литургии, глаголем зде: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. (3) Слава, и ныне: [Если нет Литургии, говорим: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Слава, и ныне: Псалом 33: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Каждый получит награду по мере того, как подвизался на земле в вере и благочестии. Но счастливы те, которые плодоносны для вечной блаженной жизни. Они разумеют волю Божию, понимают значение слова Господа, любят его и согласно с ним сообразуют и волю свою. Они суть истинные рабы Господа, творящие волю Его. Но, братие, Господь Бог всем желает спасения и готов прийти на помощь подвизающимся. Да люди то упорствуют в своих похотях. Земледелец, когда сеет семена, намеренно не станет бросать их на дорогу или в камни и терние. Однако же зерна падают и туда, куда сеятель и не хотел бросать. И семя слова Божия назначено всем людям во спасение. Но оно упадает и туда, где не приносит плода. Бог по Своему милосердию не хочет и грешников оставить в неведении о путях спасения. Всем Он дает и благодать предваряющую. Если же люди не разумеют сего и разуметь не хотят, то и Бог не может спасать против воли. Но нет у Бога предопределенных к вечной погибели. Если же Господь всем хочет прийти в познание истины и спастись, то какая радость в этом для нас грешных! Пусть никто не впадает в отчаяние. Ныне чувствуешь и сознаешь, что сердце твое подобно торной дороге, не медли взять заступ слова Божия и с Божией помощью возделать его в плодоносную ниву. Верь, что труд твой увенчается успехом. Доселе сатана владел твоим сердцем. Скажи господину сему: довольно, я хочу быть рабом Господа и творить волю Его. И Бог тебе на помощь в твоем спасительном начинании. Пусть трудится с надеждою и тот, у которого сердце наполнено камнями и терниями страстных навыков. Вспомни, как сладки и приятны для тебя были, хотя в некоторые моменты, слово Божие и дела благочестия. Поверь, что такова их приятность и сладость во всякое время. Ты не испытал, как радостно в терпении приносить плоды для вечной жизни. Спроси подвижника благочестия. Он как будто страдает, запрещая себе утехи мира сего. Но он знает, что внушает слово Божие: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Сего ради во умилении молим благость Твою, человеколюбие: даруй нам скончати святый день сей, и вся дни живота нашего в мире, со страхом Твоим. Отжени от нас, и от всех людей Твоих, и от святого места сего, всяку зависть, всяко искушение, всякое действие диавола, в советы злых человек, и востания врагов тайных и явных. Добрая же и полезная обрати на ны, яко дал еси нам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всяку силу вражью, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, благодатью и щедротами и человеколюбием единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, им же подобает всякая слава, честь и держава, со святым и животворящим и единосущным Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Посем на полуношнице рцы: Востаните с нами, чада света, воспети Господа Сил, да дарует нам спасение душ наших. Внегда востати нам с ложа, изми ум наш из сонные лености. Даждь нам бодренность, да в смышлении станем пред тобою во время молитвы, и возпоем Тебе подобающую песнь и получим прощение многих грехов. Слава человеколюбцу. Се ныне благословите Господа раби Господни, стоящии в дому Господа Бога нашего. В нощех воздежите руки наша во святая, и благословите Господа. Благословит Тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Да приближится молитва моя пред Тя Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя Господи: по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут уста моя псалом, егда научил мя еси оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя – истина. Да будет рука Твоя, во еже спасти ны, яко заповеди Твоя соблюдохом. Вожделех спасения Твоего Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут ми. Заблудихся, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповеди Твоя не забых аз. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно … и паки слава Отцу. Слава Тебе человеколюбче, Блаже. Слава Деве Матери Твоей, и всем святым Твоим. Слава Тебе единородне. – Пресвятая Троице помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Хор Аминь. Священник Да облечет Он вас добродетелями мира и обогатит вас обильными (Своими) Дарами! Хор Аминь. Священник Да будет всегда вашим хранителем Господь, лев из колена Иудина, Которого послал Отец всемогущий! Хор Аминь. Священник Милосердием нашего Бога, Который живет и всем управляет во веки веков. Хор Аминь. Священник Господь да будет с вами. Хор И с духом твоим. Между тем как раздается причастие, хор поет следующие антифоны (см. Пс. 33 ) 1245 : Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь. По окончании причащения хор поет: Укрепившись Телом и Кровью Христовой, мы славим Тебя, Господи. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Молитва после причащения 1246 Насытившись небесной пищей и насладившись питием вечной жизни, воздадим, братия возлюбленные, наши хвалы и наши благодарения нашему Господу Богу; помолимся Ему, чтобы, после духовного принятия пресвятого Тела Господа нашего Иисуса Христа, мы избавились от плотских похотей и сподобились соделаться духовными людьми через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его 1247 . Хор Аминь. Священник Милосердием Твоим, Боже наш, благословенный, живущий и всем управляющий во веки веков. Хор Аминь. Священник Господь да будет с вами. Хор И с духом твоим. Заключительная молитва 1248 Священник То, что мы получили от благословения святого алтаря Твоего, Господи, да будет врачевством для тела нашего, чтобы нам не быть пораженными чем-либо противным и укрепиться причащением столь сильного врачевства, через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего. Диакон Торжество кончилось, во имя Господа нашего Иисуса Христа. Желания наши да будут исполнены с миром! Хор Благодарение Богу. Литургия Мосарабская Предисловие Мосарабской литургией называется собственно та литургическая форма, которая употреблялась у испанских христиан, живших под властью арабов, то есть мавров, или сарацинов, овладевших Испанией в начале VIII в., но преимущественно у христиан одного из важнейших испанских городов – Толета (Толедо), в котором с дозволения арабов совершалось древнее христианское богослужение во всё время их владычества, начавшего падать с завоевания Толедо королем Альфонсом VI в 1085 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем св. апостол стал молиться; во время молитвы ему явился Спаситель и укреплял его в предстоящем ему подвиге мученичества, обещая за это прославление после смерти его и всех находящихся с ним и имеющих принять мученический венец. Когда Спаситель отошел, апостол разбудил всех верующих, и они начали все вместе молиться, воспевая псалом: «благословлю Господа на всякое время» и другие псалмы. По совершении молитвы, апостол сказал верующим: «будьте тверды и терпеливы, вы скоро примете венец мученичества». Взглянув на Сандухт и видя лице ее, облитое слезами, он подумал, что она боится и сказал: «не бойся и не унывай!» Но она ответила: «я не унываю, господин мой, но радуюсь и ликую, ибо вскоре увижу свою надежду Христа». Было утро, когда апостол прекратил свою речь. В это время к дверям темницы прибыли воины. Они вывели из темницы Сандухт и прочих христиан и привели их в царский дворец всех в оковах, кроме царской дочери. Царь потребовал ее к себе и сказал: «ты отреклась меня и полюбила совратителя. Если ты не откажешься от своего упорства, клянусь всеми богами, что предам и тебя и его смерти». На это Сандухт отвечала: «тот, кого ты называешь совратителем, извлек меня из мрака к свету и дал мне возможность познать истинного Бога, Творца неба и земли». «Кто тот, кого ты называешь Богом и Отцом?» –спросил царь. – «Бог тот, кто создал все из ничего и словами уст Своих утвердил все творения. Вы же поклоняетесь изображениям бездушных идолов, которые не видят и не слышат и в которых живут бесы». Царь разгневался и приказал сковать свою дочь, потом терзать и жечь огнем; палач надел оковы на Сандухт и повел пытать. Один из верующих пошел и рассказал ап. Фаддею, что Сандухт заключили в оковы и готовятся предать ее пыткам; апостол прослезился и стал молиться Богу о ее укреплении в страданиях. В это время и Сандухт, готовясь принять пытку, обратилась к небу и громко произнесла: «Господи Иисусе Христе! поспеши мне на помощь!» Вдруг задрожало все место, явился с неба свет, и послышался голос: «мужайся, дочь моя, ибо Я с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому Я и говорю тебе наперед не только то, что он родится, но и то, как ты назовешь его, и то, что с ним Я положу завет Мой, и не с ним только, но и “ потомству его после него ” (ст. 19). Потом, всегда щедрый в дарах и исполняющий с преизбытком прошения наши (Господь), возбудив дух праведника, Своими обетованиями сделав этого старца, можно сказать, юным, и как бы уже мертвого, оживотворив Своими словами, умножает (ему) Свои благодеяния и говорит: и то, что Я обещал тебе, сделаю, а вместе с тем и прошение твое о Измаиле исполню. Я услышал молитву твою, “ Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ ” (ст. 20). Так как он, говорит (Бог), есть семя твое, то я так “ возращу его, и весьма, весьма размножу ”, что от него произойдут двенадцать народов. “ Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год ” (ст. 21). Посмотри же теперь, возлюбленный, как праведник в одно мгновение получает награду за все (прежнее) время, и исполняется слово, сказанное от Христа ученикам: “ И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ” (Мф.19:29). В самом деле, подумай, как этот праведник, с готовностью повинуясь повелению Господа, оставил собственное отечество, предпочел чужую сторону родной, как показал он в себе великое терпение и мало-помалу восшел на необычайную высоту добродетели, и за то столько прославлен, что потомство его стало равно множеству звезд. А если рассуждать основательно, то он получил не только во сто раз, но и в десять тысяч раз более. Если же он здесь удостоился столь великих наград, то какое слово может изобразить уготованные ему блага - там? Впрочем, сколько возможно, и это в слове покажем. В самом деле, когда слышишь, что все праведники, с того времени доныне, и до последних времен, молятся о том, чтобы вселиться в недра этого праотца, то можно ли представить славу больше этой? Видишь ли, как много значит терпение, что значит добродетель, что значит благочестие и великая признательность к благодеяниям Господа? Вот за то, что он жертвовал собою во всякое время, все принимал с благодарностью, и приятное и неприятное, человеколюбивый Бог наконец и даровал ему высшее из всех благ и для самого праведника наиболее вожделенное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«С ним бо поставлю завет Мой в завет вечен,... и семени его по нем» (Быт.17:19). Это именно тот, которого Я обещал тебе с самого начала; на нем-то исполнятся Мои обетования. Поэтому Я и говорю тебе наперед не только то, что он родится, но и то, как ты назовешь его, и то, что с ним Я положу завет Мой, и не с ним только, но и с «семенем его по нем» (Быт.17:19). Потом, всегда щедрый в дарах и исполняющий с преизбытком прошения наши (Господь), возбудив дух праведника, Своими обетованиями сделав этого старца, можно сказать, юным, и как бы уже мертвого оживотворив Своими словами, умножает (ему) Свои благодеяния и говорит: и то, что Я обещал тебе, сделаю, а вместе с тем и прошение твое о Измаиле исполню. Я услышал молитву твою «и благословил его: возращу его и умножу его зело зело: дванадесять языки родит, и дам его в язык велий» (Быт.17:20). Так как он, говорит (Бог), есть семя твое, то я так «возращу его и умножу зело», что от него произойдут двенадцать народов. «Завет же Мой поставлю со Исааком, егоже родит тебе Сарра во время сие в лето второе» (Быт.17:21). Посмотри же теперь, возлюбленный, как праведник в одно мгновение получает награду за все (прежнее) время, и исполняется слово, сказанное от Христа ученикам: «всяк, иже оставит отца или матерь, или дом или братию... имене Моего ради, и здесь сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Мф.19:29). В самом деле, подумай, как этот праведник, с готовностию повинуясь повелению Господа, оставил собственное отечество, предпочел чужую сторону родной, как показал он в себе великое терпение и мало-помалу восшел на необычайную высоту добродетели, и за то столько прославлен, что потомство его стало равно множеству звезд. А если рассуждать основательно, то он получил не только во сто раз, но и в десять тысяч раз более. Если же он здесь удостоился столь великих наград, то какое слово может изобразить уготованные ему блага — «там»? Впрочем, сколько возможно, и это в слове покажем. В самом деле, когда слышишь, что все праведники, с того времени до ныне и до последних времен, молятся о том, чтобы вселиться в недра этого праотца, то можно ли представить славу больше этой? Видишь ли, как много значит терпение, что значит добродетель, что значит благочестие и великая признательность к благодеяниям Господа? Вот за то, что он жертвовал собою во всякое время, все принимал с благодарностию, и приятное и неприятное, человеколюбивый Бог наконец и даровал ему высшее из всех благ и для самого праведника наиболее вожделенное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот еще одно слово, и потом я умолкну. He можете ли совершить сегодня какого-нибудь дела милосердия, сходить в больницу, или сделать другое что Богоугодное, но без смятения. без шума, без рассеяния ради Господа, меньшим братьям Его, самому Господу. Да будет Он нашим спасением, вашею жизнью во всю вечность. Простите. 87 (8) Радуйтесь о Господе, и паки реку, радуйтесь, что еще имеете и время, и случай, и способ, и удобность приносить Ему себя в жертву живую, святую и угодную пред очами Его. Возмогайте о Господе, и в державе крепости Его, облекитесь во всеоружие Божие, да возможете стать против козней диавольских. Препояшьте чресла чувственности истиною, и искренностью, и ревностью благоразумною, и рассудительною, в умерщвлении желаний плоти и крови. Облекитесь в броню праведности Христовой, не собственной. Обуйте ноги в твердость мира Евангельского, щитом веры в Помощника и Покровителя нашего, верного и истинного и всемогущего, и силу Свою в немощи человеческой совершающего, щитом веры во имя Господа нашего, Иисуса Христа, отражайте раскаленные стрелы лукаваго. И шлем надежды спасения воспримите в радостной уверенности, что Бог определил вас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас. И вооружитесь мечом духовным, обоюдоострым мечом слова Божия, исходящим из уст Иисуса Христа. Всякою молитвою и прошением, молитесь во всякое время духом, и над сим самым бодрствуйте со всякою неусыпностью, и Господь сокрушит сатану под ногами вашими. Благодать Господа нашего Иисса Христа с вами! Аминь. ( Рим.16:20 ; Еф.6:10 −18; 1Фес.5:8 −10). Я сказал, что вам надобно радоваться о Господе, ибо радость таковая, есть сила наша по слову Пророка. Уныние расслабляет душу, и отводит ум в плен Вавилонский, а Вавилон сей, есть не иное что, как смешение и смятение мыслей, и неустроенный хаос чувствований, мутная вода, в которой диаволу рыбу ловить легко. Благодарение, слава, слава Богу единому! Вот уже сколько лет вы в борьбе пребываете, и силы небесные взирают на подвиг ваш и помогают вам, и сам Подвигоположник приникает к вам и укрепляя, благословляет вас. И венец правды и жизни вечной уготовляет подвижнице, желая, сильно желая, всесильно желая, дабы вы пребыли верны Ему до смерти, и до конца устояли в сей трудной, по ничтожности сил ваших собственных, и легкой при Его помощи, брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Гонимый помазанник Царь Давид. Фреска (фрагмент), XVI в., Греция      Начинается открытое гонение. Давид скрывается бегством. Он находит прибежище в филистимском городе Гефе, где правил царь Анхус. Опасаясь мести за убийство Голиафа, Давид притворяется безумцем. После избавления от грозившей ему опасности Давид написал 33-й псалом, исполненный теплых и благодарных чувств к Богу. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня (Пс 33, 2–5). Преследуемый Саулом Давид мог убить его, но проявил великодушие. Пораженный этим, Саул заплакал и сказал, обращаясь к Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом (1 Цар 24, 18). Вскоре Давид снова проявил великодушие. Он скрывался от Саула в пустыне Зиф. Местные жители донесли Саулу об этом. Он пришел с войском в пустыню и расположился на холме. Давид ночью вошел в стан спящих преследователей. Его сопровождал военачальник Авесса. Увидев спящего в шатре Саула, сопровождающий просил Давида разрешить убить его, но Давид произнес предостережение, которое можно отнести ко всем цареубийцам: кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? (1 Цар 26, 9). По мнению исследователей, Саул преследовал Давида около пятнадцати лет. В это время умер пророк Самуил, который с самого раннего возраста был посвящен на служение Богу. Все, что он делал, было проникнуто святостью и праведностью. Священное Писание ставит этого великого пророка рядом с Моисеем и Аароном (см.: Пс 98, 6; Иер 125, 1). Саулу предстояло сражение с филистимлянами. Перед сражением царь пожелал узнать, каков будет исход. Он попросил найти ему волшебницу. Эта просьба была греховной, так как грубо нарушала закон Моисеев. Волшебница жила в Аэндоре. Саул снял царские одежды и, надев обычные, пошел к ней. Царь просил вызвать душу умершего пророка Самуила. Через некоторое время явился в грозном виде Самуил.

http://pravoslavie.ru/103812.html

Книга открывается глубоко сокрушительными жалобами пророка и Церкви к Богу на безнаказанное господство нечестия (1, 2–4). Эти жалобы высказываются прямо и отрывочно, без всякого исторического указания на какое-нибудь обстоятельство, послужившее поводом к ним, потому что такой повод был для всех слишком известен и они высказывались, очевидно, не в первый раз, как показывает и начальное слово: доколе. «Доколе, Господи, взывать мне, – и Ты не слышишь» (1, 2)?... То же – кратко, что подробнее в Псалмах: «доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь сокрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать в душе своей советы, томиться в сердце моем день и ночь? Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися. Возвысься Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе нечестивым, Господи, доколе нечестивым торжествовать? Они изрыгают хулы; говорят дерзко; величаются все, делающие беззаконие... Вдову и пришельца убивают и сирот умерщвляют. И говорят: не увидит Господь и не узнает Бог Иаковлев» ( Пс.12:2,3 ; Пс.93:1–4,6 ). Видно, что пророк не мог утешиться в своей молитве, доколе не приблизилась она к Богу, и не отступал, доколе не посетил Вышний, не малодушествовал, не унывал в молитве ( Сир.35:17,18 ; Сир.7:10 ; Лк.18:1 ) по написанному: надейся на Господа, будь мужествен; да будет сердце твое крепко, надейся на Господа ( Пс.26:14 ). О содержании и основании дерзновенных вопросов пророка достаточно сказано уже выше, и мы можем здесь привести только назидательное, по поводу их, примечание Иеронима: «Подобные речи, говорит бл. учитель Церкви, высказываются людьми, незнающими непостижимых судов Божиих и глубины богатства, премудрости и разума Божия; ибо не так видит Бог , как видит человек. Человек смотрит только на настоящее, а Бог знает будущее и вечное. И бывает здесь то же, что с больным горячкой, когда он требует холодной воды и говорит врачу: терплю я насилие, мучусь, горю, нахожусь при последнем издыхании; доколе же, врач мой, я буду вопиять и ты не услышишь? Премудрый и милосерднейший Врач отвечает ему: я знаю, в какое время должно дать тебе, чего ты требуешь; не оказываю милости тебе сейчас же, потому что эта милость была бы жестокостью и что желание твое идет против тебя. Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, иногда не слышит вопиющего, дабы испытать его, дабы более побудить его к молению и, как бы искусив огнем, сделать его праведнейшим и чистейшим. Это-то разумел Апостол, сподобившийся помилования от Господа, когда говорил: не будем унывать в скорбех ( Еф.3:11 ), когда благословлял он Бога во всякое время ( Пс.33:2 ) и знал, что претерпевый до конца той спасется» 44 , и т. д. VI. Первое отделение книги (1, 5–17): а) его изложение

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010