Апокалипсис выражает вечную хвалу Богу за Его предвечный Совет о судьбах человеческих: «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава… Богу нашему во веки веков!», «и голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его» ( Откр.7:11–12, 19:5 ). Святой – не сверхчеловек, он – тот, истинная суть которого в том, что он – существо литургическое. Наиболее точное антропологическое определение Отцы видят в «евхаристическом» славословии. Человек – тот, кто со своим пением Трисвятого присоединяется к хорам ангелов, в «вечном и неизменном движении вокруг Бога воспевающих и прославляющих троекратными славословиями Единого Бога в Трех Лицах» 37 . Пение «Святый Боже» во время Литургии – это theologia, богословие, то есть песнь, производимая Святым Духом 38 . «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.103:33 ). Ради этого «делания» человек выделен, сделан святым. Воспевать Бога, Его совершенства, то есть Его Красоту, – это единственное занятие человека, единственное абсолютно бескорыстное его «дело». «Оранта» из катакомб представляет верное положение человеческой души, ее молитвенную структуру. «Обладать землей» – значит преобразить ее в космический Храм молитвенного поклонения и принести ее в дар Богу. Излюбленный иконографический сюжет – «Всякое дыхание да хвалит Господа». Одним словом – χαρε, «Радуйтесь… всякое дыхание да хвалит Господа…» – он выражает все евангельское благовестие. Святой Апостол Павел замечательно говорит о конечной цели даров свыше, харизм: «Вы запечатлены обетованным Святым Духом, …в похвалу славы Его» ( Еф.1:13–14 ). Невозможно точнее определить трансцендентное назначение человека, его призвание славословить и быть образом, чем это выражено в церковных песнопениях: «Собранные в Твоем храме, мы будто в свете Твоей небесной красоты», – поет Церковь . Богословие Николая Кавасилы (XIV век) является синтезом давней традиции, суть которой – участие всех верующих в литургической эсхатологии: «Будущая жизнь изливается, чтобы соединиться с настоящей, Солнце славы является нам в Своем неистощимом благоволении… хлеб ангелов даруется людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Всякое другое знание касается главным образом земной жизни человека, приносит пользу только на время, а познание Бога дает смысл и цену и земной жизни человека, а также приводит и к вечному блаженству. Мало этого, – всякое другое знание и бывает полезно для нас, когда сопровождается познанием Бога и Его святой воли. Сами вы знаете, братие, как иногда человек, знающий что-либо, пользуется своим знанием только для своих корыстных выгод, забывая о ближнем своем, или же прямо направляет свое знание и опыт во вред ближнему. Вот почему слово Божие учит нас о важности и необходимости богопознания. Еще в ветхом завете устами пророка Бог говорил «да не хвалится мудрый мудростию своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» ( Иер. 9:23 ). В новом завете Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Отцу небесному говорит так «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Св. апостол учит, что не познавшие Бога подвергнутся от лица Господа вечной погибели ( 2Фес. 1:8–9 ).Итак, братие, должно учиться богопознанию, как важнейшему из всех знаний. А чтобы учиться богопознанию, для этого мы имеем, братие, много средств, и только одна беспечность или нерадение наше может оставлять нас в неведении Бога и Его святой воли. Для сего должно нам, братие, прежде всего прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви. Все богослужение церковное представляет собою не иное что, как наглядное поучение о Боге и о делах Его, а также о святых угодниках, так, например, во всенощном бдении в начале воспоминаются ветхозаветные события сотворение мира (в пении псалма Благослови душе моя Господа), грехопадение людей, ожидание Спасителя, а затем пришествие Спасителя в мир, воскресение Его; на литургии воспоминается особенно о страданиях Спасителя и других событиях из Его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына,- как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? Филарет, митрополит Московский (114, 214-215).  БЛАГОДАРЕНИЕ Жертва хвалы Такой жертвы требует от нас Бог: Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115, 8). Эта жертва Ему угодна, как говорит Пророк: " Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец " (Пс. 68, 31-32). Эту жертву должны приносить христиане вечером, утром и в полдень, по примеру Псалмопевца: " Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять " (Пс. 54, 18). Лучше же во всякое время благословлять Господа, как тот же Пророк Божий говорит о себе: " Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих " (Пс. 33, 2). Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь. Святитель Тихон Задонский (104, 40). Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарованное, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние. Святитель Иоанн Златоуст (38, 560). Прошел ли день благодари Даровавшего нам солнце для исполнения дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских нужд (8, 62). Надеваешь хитон-благодари Давшего; облекаешься в плащ усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы для зимы и лета, сохраняющие нашу жизнь. Святитель Василий Великий (8, 62).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

И надо только посмотреть на состязание в употреблении мяса и вина, какое у них бывает, и на зрелище тех пошлых празднеств, о которых стыдно и говорить. Должно умеренно пользоваться [пищей и питием], возблагодарить Господа за то, что прежде было, и достойно приготовиться к предстоящему празднеству. Они же, наоборот, увлекаемые кознями диавола, делают совершенно иное, показывая тем, что приняли одно вместо другого. Что же сказать мне об этом? А то, чтобы мы, смиренные монахи, не обращали своего ума туда и не увлекались их желаниями, достойными не пожелания, но рыдания. Напротив, обратимся к Евангелию, которое должны выслушать сегодня и о котором пелось в каноне, размышляя о том великом и славном дне (ср. Деян.2:20 ) пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Судья поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:33 ). И Он произнесет, обращаясь к стоящим направо, этот блаженный и многожеланный призыв: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Стоящим же налево Он скажет этот самый ужасный и самый печальный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Увещание. Эти слова наполняют ужасом, страхом и исступлением. Об этом размышляя, и нам, и тем должно с мольбою припадать, плакать и тем умилостивить Бога, прежде чем на деле подвергнемся тому, о чем слышали. Но тогда как те остаются в таком состоянии, мы, прошу вас, будем радостно слушать евангельскую проповедь , служа Господу со страхом и трепетом (ср. Флп.2:12 ), удаляя из души всякое зло, а вместо того приобретая всякое познание доброго дела, сострадание, благорасположение, скромность, кротость, терпение и все иное прекрасное и похвальное, чтобы, живя достойно Евангелия Христова, нам сделаться наследниками Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 51. О том, что нам должно быть смелыми и мужественными во время настоящего гонения 145

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И ныне его нетленные мощи, открыто почивающие в заложенном им соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, источают исцеления с верой притекающим к ним; и поныне православные русские люди в том же храме с благоговением чтут святые иконы, его святительскою рукою написанные... 168. Царские Псалмы «Услышит тя Господь в день печали». Так народ, всем сердцем любящий своего царя, приветствует его своими благожеланиями. Да услышит тебя Господь, и всегда, когда бы ты ни воззвал к Нему, наипаче же в день печали, когда будешь особенно нуждаться в Его всесильной помощи и ободрении. Немало врагов у тебя и тайных и явных, да защитит же тебя от них страшное для всякой неправды «имя Бога Иаковля!» Нелегкое бремя несешь ты, Богом возлюбленный царь наш, хорошо нам жить за тобою, державный отец наш: ты один стоишь на страже царства, тебе вверенного, один за всех думаешь, один обо всех заботишься: да «послет ти помощь» Царь царствующих «от святаго» жилища Своего, и «от Сиона небесного да заступит тя!» Ничего не жалеешь ты, Христолюбивый, для славы имени Божия; и себя самого, и все царство свое – Ему, Единому Господу, предаешь ты всецело, как чистую жертву всесожжения: да «помянет» же, да приимет Он от тебя «всяку жертву твою, и всесожжение твое» – твоя всецелая преданность в волю Его – да будет благоугодна Ему как жертва тучная, благоухающая! – Много, о как много дум и забот носишь ты в любящем сердце твоем! «Да даст же ти Господь по сердцу твоему», и всякий добрый совет твой, всякое благое намерение твое да «исполнит!» А когда Господь благословит успехом твои начинания, когда сохранит тебя во всех опасностях, тогда и мы вместе с тобою «возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся». Да, возвеличимся, будем несказанно счастливы милостью Божиею к тебе, – будем хвалиться не своею силою, а силою имени Божия. Веруем и уповаем, что так и будет: «исполнит Господь вся прошения твоя!»И прежде по опыту знали, и «ныне познали мы, яко спасе Господь помазанника (Христа) Своего», и впредь не оставит без помощи Своего избранника: в минуту опасности Он услышит молитву его «с небесе святаго Своего, в силах», в действиях всемогущества, в чудесной помощи, совершится спасение царя от всех врагов его, могуществом десницы Божией. Пусть враги наши хвалятся своим искусством воинским, своим умом и храбростью: «сии на колесницах, и сии на конех», а мы на себя не надеемся – «мы же во имя Господа Бога нашего призовем». Призовем мы сие имя страшное и всесильное, и никакие враги не устоят против него: «тии спяти быша и падоша», – подались назад и пали пораженные, «мы же востахом», крепко стоим против них, «и исправихомся» – и не колеблемся! «Господи, спаси» же царя нашего, «и услыши ны» во всякое время, «в оньже аще день призовем Тя», а наипаче в годину испытания, когда и царь наш, и мы будем взывать к Тебе о помощи и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Псалом 19-й. «Услышит тя Господь в день печали». Так народ, всем сердцем любящий своего царя, приветствует его своими благожеланиями. Да услышит тебя Господь и всегда, когда бы ты ни воззвал к Нему, наипаче же в день печали, когда будешь особенно нуждаться в Его всесильной помощи и ободрении. Немало врагов у тебя и тайных и явных, – да защитит же тебя от них страшное для всякой неправды имя Бога Иаковля! Нелегкое бремя несешь ты, Богом возлюбленный царь наш; ты один стоишь на страже царства, тебе вверенного, один за всех думаешь, один обо всех заботишься: да послет ти помощь Царь царствующих от святого жилища Своего и от Сиона небесного да заступит тя! Ничего не жалеешь ты, христолюбивый, для славы имени Божия: и себя самого, и все царство свое – Ему, Единому Господу, предаешь ты всецело, как чистую жертву всесожжения: да помянет же, да приимет Он от тебя всяку жертву твою, и всесожжение твое – твоя всецелая преданность в волю Его – да будет благоугодна Ему, как жертва тучная, благоухающая! Много, о как много дум и забот носишь ты в любящем сердце твоем! Да даст же ти Господь по сердцу твоему, и всякий добрый совет твой, всякое благое намерение твое да исполнит! А когда Господь благословит успехом твои начинания, когда сохранит тебя во всех опасностях, тогда и мы вместе с тобою возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Веруем и уповаем, что так и будет: исполнит Господь вся прошения твоя! И прежде по опыту знали, и ныне познали мы, яко спасе Господь помазанника (Христа) Своего и впредь не оставит без помощи Своего избранника: в минуту опасности Он услышит молитву его с небесе святого Своего, в силах, в действиях всемогущества, в чудесной помощи совершится спасение царя от всех врагов его – могуществом десницы Божией. Пусть враги наши хвалятся своим искусством воинским, своим умом и храбростью: сии на колесницах, и сии на конех, а мы на себя не надеемся – мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Призовем мы сие имя страшное и всесильное, и никакие враги не устоят вротив него: сии спяти быша и падоша, – подались назад и пали пораженные, мы же востахом, крепко стоим противу их, и исправихомся – и не колеблемся! Господи, спаси же царя нашего и услыши ны во всякое время, в оньже аще день призовем Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Весьма утешительно и назидательно учение, которое Иисус Христос предлагал народу. Господь повелевал любить не только близких к нам и благодетелей, но и самих врагов: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Он запрещал не дела только худые, но и всякое нечистое помышление, всякое порочное пожелание, требуя от всех последователей Своих чистоты сердца и поставляя образцом христианского совершенства совершенство Отца Небесного. Доброе дело, по Его учению, тогда только имеет полное достоинство, когда сопровождается совершенным смирением. Блаженными Он называл нищих духом, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, терпящих охотно гонения и поношения ради Него. Во всех скорбях и нуждах жизни Он учил возлагать упование на Отца Небесного, Который равно благотворит добрым и злым, великолепно одевает растения и питает самых малых птиц; запрещал осуждать других, чтобы и самим не подвергнуться осуждению, и убеждал прощать другим согрешения их, чтобы и Отец Небесный простил нам прегрешения наши. Зная, что корень зла в человеке лежит в неумеренном пристрастии к земным благам и самолюбии, Господь говорил о необходимости более заботиться о небесном сокровище, не подвергающемся порче, и увещевал к такому самоотвержению, что кто хочет идти за Ним, тот должен возлюбить Его более отца, матери, имения и последовать за Ним. Чтобы сделать Свое учение понятнее простым людям и глубже укоренить в сердцах их, Господь часто излагал его в притчах, заимствуя подобия из обыкновенной жизни, близкой к каждому. Так, Он говорил: Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Вот что значит притча сия, – объяснил Иисус Христос, – семя есть слово Божие. А упадшее при пути – это те слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слова из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Семя, упадшее на камень, – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают. А семя, упадшее в терние, – это те, которые слушают слово, но, отходя, подавляются заботами, богатством и наслаждениями житейскими и не приносят плода. Семя же, упадшее на добрую землю, – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк. 8:5–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Видите ли, как Слово Божие определенно учит вас, что конечный успех каждой работы в руках Господа. Указывая на эти истины, Святая Церковь Словом Божиим учит нас и тому, чтобы мы, кроме молитвенных обращений к Господу, прилагали все усердие к тому, чтобы наша жизнь украшалась всеми добродетелями и, прежде всего, любовию к постоянному труду, как великой заповеди Божией, данной человеку за его грех в раю; и Сам Спаситель работал до изнеможения, засыпая и на лодке, а Святой Апостол Павел, проводивший жизнь в постоянном труде и молитве ( 2Кор.11:27 ), на всю вселенную вещает; «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол.3:10 ), чтобы мы, проводя время в добром труде, боролись со всякими страстями и пороками, которые и праздность развивают, и здоровье ослабляют, и делают человека невосприимчивым к своим духовным запросам, – а эти пороки всем известны: пьянство, разврат во всех его видах, жестокость в отношении к ближним нашим, себялюбие, воровство, грабеж, казнокрадство, отдача денег в рост и подобное, но чтобы царствовали у нас трезвость, воздержание во всем и особенно любовь между собою, любовь к Богу и ближним. Любовь и должна особенно согревать наши сердца всегда так, чтобы, обрабатывая поля, мы молились Господу о том, чтобы уродил Господь не для нас только, но и для всех, которые в бедность впали, которые беднее нас, которые лишены возможности хлеб зарабатывать: такою любовию к ближним нашим и покрывалась бы всякая наша работа, а за такую-то любовь Господь и будет посылать всем трудящимся Свою помощь, Свое благословение, как и учит нас Святой Апостол Павел: «Бог, – пишет он, – силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» ( 2Кор.9:8–9 ; Пс.111:9 ). Пишет далее Святой Апостол, что Господь «подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей так, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость» ( 2Кор.9:10–11 ). Значит, Святая Церковь , согласно учению Христа Спасителя и Его Апостолов, учит, что чем щедрее мы будем делиться с нуждающимися, чем усерднее будет наша молитва к Господу, чтобы Он благословил труды наши всяким благословением не для нас только, но и для ближних наших, тем обильнее и наше благосостояние будет улучшаться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Радость эту духовную христиане должны иметь в благополучии и неблагополучии, ибо радость эта проистекает от любви Божией, которую они всегда должны иметь. Бог, как неизменная Благость и Любовь, всегда достоин любви. Он и тогда благ и милостив и нам благодетельствует, когда отнимает у нас благополучие временное; и тогда нас милует, когда бьет нас; тогда нас щадит, когда наказывает; тогда нас любит, когда опечаливает; тогда нам благотворит, когда блага Свои отнимает у нас. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр. 12, 6 ; Апок. 3, 19 ). Поэтому как любовь к Богу, так и последующая ей духовная радость не только в благополучии, но и в злополучии должна быть у христиан. Ибо как по радости о Боге познается истинная любовь к Богу, так та же любовь познается и в неблагополучии ( 104, 1580 ). В благополучии и лицемеры, и злые люди радуются, любят Бога и благодарят Бога. Но когда отнимется благополучие, тогда ропщут, негодуют, печалятся, а часто и хулят и тем показывают, что они устами, а не сердцем любят Бога, как написано об израильтянах: «льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним» ( Пс. 77, 36–37 ), и тем свидетельствуют о себе, что они любят блага Божии, а не Самого Бога. Не так правое и боголюбивое сердце, которое Богу во всем покоряется и следует, не так поступает: оно и в благоденствии Бога, как благодетеля своего, благодарит и поет; и в злополучии, как благодетеля своего, признает и хвалит, и исповедуется с Давидом: «Благо мне, что я пострадал» ( Пс. 118, 71 ); и во всякое время, веселое и печальное, с тем же псалмопевцем благословляет Его: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Пс. 33, 2 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 1581 ). Радость о Боге сильнее здешней жизни. И кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не оглянется на жизнь свою, и не будет там других чувств, если действительно была эта радость. Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу, от которого рождается любовь, сладостнее меда и сота. Любовь не пожалеет принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение познания. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 165 ). Плотские радости – подлог, подмена радости духовной

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Разумеется, это не означает, что Бог радуется чьей-то внезапной смерти. На полунощнице даже звучит особая молитва, в которой мы просим Господа избавить нас от скоропостижной кончины: «От глада, губительства (то есть мора), труса (то есть землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани (то есть войны) и внезапныя смерти». При этом Церковь молится не только за своих чад, верных, но и за весь мир, в том числе и будущих христиан. Как любящая мать, она обращает любовь на всех своих чад по всему миру, чтобы защитить их от всякого зла и ниспослать всякое благо, всякое благословение, и потому молится не только о православных, но и о «мире во всем мире , о плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их». Внезапная смерть неверующего, атеиста или человека, не успевшего покаяться, — ужасное событие с трагическими последствиями. Ведь человек не использовал время, отпущенное ему на то, чтобы приблизиться к Богу и победить свое «я», победить грех в себе и вокруг себя. Следовательно, его общение с Господом и участие в вечном блаженстве после смерти — под большим вопросом. Именно к таким людям относится молитва, упомянутая выше. Верные же чада Церкви, живущие праведно, ничего не потеряют при внезапной смерти, потому что смерть для них ничего не значит. Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти. Можно даже сказать, что он ждет ее и желает. Но не потому, что эта жизнь ему ненавистна или тело для него — темница души, как убеждали платоники. Будучи христианином, он уже здесь, на земле, соединил свою жизнь со Христом, и теперь с радостью ждет настоящей встречи с Ним, Источником вечной жизни. Как говорил апостол Павел: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти  доставляет  плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:21-23).  Фото: pixabay.com Блаженный старец Иосиф Исихаст, являющий такую пламенную любовь к Богу, к истинной, подлинной жизни, говорил: «Смерть страшна и ужасна для многих; но для меня это — упокоение и сладость. Блажен тот, кто, помня час смертный, готов к нему днем и ночью. Смерть желанна для тех, кто ее ждет, и горька и страшна для остальных». А святой Силуан Афонский так говорит о внезапной смерти: «Предположим, будто некий царь, живущий во грехе и расточительстве, ибо приобрел все земные богатства, вдруг слышит, что скоро умрет. Тогда, наслаждаясь ежедневными пиршествами в окружении сановников и наследников, сильный, властный, он затрепещет и восплачет. А услышит то же одинокий бедняк, любимый лишь Богом, — спокойно скажет в ответ: “Да будет воля Твоя, Господи. Слава Тебе, вспомнившему обо мне и призвавшему меня туда, где первым оказался разбойник”». «Преждевременная смерть праведника заставляет задуматься»

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010