Но ведь и Адам, когда пребывал в Раю Божием, на каждом шагу осязательно созерцал Бога. Дух его радовался и веселился при виде творения Божия; он слышал истинно, что всякое дыхание воспевает Бога. Святого Нектария 326 , когда он жил в своём монастыре на Эгине, монахини однажды попросили объяснить им, значит: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Он отвечал им: «Я вам объясню, только подождите». Как-то они совершали ночное бдение, и святой Нектарий отошёл чуть в сторону помолиться; тут монахини ощутили, почувствовали каким-то сверхъестественным образом, что вся природа стала как одно целое и всё в мире хвалит Бога. Тут они поняли, что это и есть объяснение слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Всё создание тогда единым дыханием воспевало своего Господа и Творца. Читаем у Святых отцов, что они молились по ночам, и часто молитва продолжалась потом весь день так, что они и не замечали, как проходило время. Время сжималось для них в одно мгновение из-за того, что ум их уносился от земли, отрывался от всего земного и переносился в иной мир. Как и псалмопевец Давид 327 говорит: «Тысяча лет, как один день» 328 . Тысяча лет этого мира для другого мира – словно одно мгновение. Ангелы воспевают Бога немолчно и не знают, что значит время. Молитва – это украшение христианина, в особенности монаха. Монах, который не молится, не имеет в своей душе и в уме такой красоты. Что значит красота ума? Красота ума познаётся, когда ум во время бдения и молитвы переселяется к Богу, в иной, духовный мир, не имеющий ничего общего с этим материальным миром. Когда нисходит Святой Дух, это переселение происходит мгновенно. Мгновенно ум созерцает Божественный Свет, Рай, ходит в области сверхъестественного, питается, украшается, просвещается, исполняется благоухания, делается сущим вне себя. И всё это творит молитва! Начало всего, отправная точка для переселения в иной мир – благословенная молитва. Чего только нельзя сделать молитвой! Всё можно исправить, всё расставить по местам! Диавол ополчается на молитву и добивается того, чтобы она прекратилась совсем. Вот лозунг бесовских легионов! Все они в один голос требуют, чтобы мы перестали призывать имя Иисусово, чтобы имя Его не произносилось в мире, чтобы его не было слышно; оно для них должно исчезнуть. Со Своей стороны Христос обетовает: «Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех» 329 . Великое дело! Того, кто произносит вслух Моё имя и, значит, исповедует Моё Божество, – говорит Спаситель, – того и Я исповедаю и оправдаю пред Отцом Моим и перед Ангелами Его, и человек этот будет увенчан победным венцом. Ангелы будут петь победную песнь перед победителем, исповедником Божественного имени!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Празднуя память богоносного Амвросия,/великого старца Оптинского,/всероссийского наставника благочестия,/воспойте, люди, песнь новую:/«Блажен ты, преподобный отче наш,/исполнивший все, заповеданное Христом!»/Ибо ныне ты, прославляемый в сонме святых,/созерцаешь славу Вседержителя Бога,/прославляющего прославивших Его. Иные стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Преподобне отче Амвросие,/кто исповесть труды и болезни твоя,/яже понесл еси ради Царствия Небеснаго?/И был еси образ терпения и смирения,/кротости и воздержания,/целомудрия и послушания,/темиже обогатил еси душу твою/и стяжал еси дары Духа Всесвятаго,/Имже всяка душа живится. Преподобный отче Амвросий,/кто поведает о трудах и страданиях твоих,/которые перенес ты ради Царствия Небесного?/И стал ты образом терпения и смирения,/кротости и воздержания,/целомудрия и послушания;/потому обогатил ты душу свою/и стяжал дары Духа Всесвятого,/Которым всякая душа оживотворяется. Благословлял еси Господа/на всякое время,/в радости и печали земнаго жития,/всегда хвала Его бысть во устех твоих,/да услышат кротцыи и немощствующии глас твой и возвеселятся,/взыскал бо еси Господа, и услыша тя,/и от всех скорбей твоих избави тя./Приступим и мы, братие, к Богу и просветимся,/и лица наша не постыдятся. Благословлял ты Господа/во всякое время,/в радостях и печалях земного жития,/всегда хвала Ему была на устах твоих,/да услышат кроткие и немощные глас твой и возвеселятся;/ибо взыскал ты Господа, и Он услышал тебя,/и от всех скорбей твоих избавил тебя./Приступим и мы, братия, к Богу и просветимся,/и лица наши не постыдятся. Святый угодниче Божий,/веры православныя ревнителю,/сосуде благодати избранный,/дивным житием твоим пустынь Оптина прославися,/и вси концы земли нашея возрадовашася,/тебе бо вси стяжахом стену и утверждение,/молися присно ко Господу,/всемилостивому Богу нашему,/да спасет души наша. Святой угодник Божий,/веры православной ревнитель,/сосуд благодати избранный,/дивным житием твоим пустынь Оптина прославилась,/и все концы земли нашей возрадовались,/ибо тебя мы все стяжали как стену и утверждение;/молись всегда ко Господу,/всемилостивому Богу нашему,/да спасет души наши.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

В церкви христианской в древние времена Пс.33 пелся за литургией во время причащения верующих (Постан. Апост. кн. 8 гл. 18). Причина такого употребления его заключается в словах 9 ст.: «вкусите и видите яко благ Господь», которые были прилагаемы к вкушению Евхаристии и доселе прилагаются к ней в песни: «благословлю Господа на всякое время» ..., обыкновенно полющейся на литургии преждеосвященных Даров после диаконского возглашения: «со страхом Божиим и верою приступите». В существующем составе богослужения псалом этот положено читать до 12 ст. на всенощном бдении при раздаянии благословенных хлебов и весь сполна на каждой литургии при раздаянии антидора, а также в заключение великопостной вечерни. Чтением его св. церковь поучает христиан благословлять и прославлять Господа не только в храме, во время церковного богослужения, но и вне храма, во всякое время, и преподает им наставление для приличного им и благоугодного Господу поведения в домашней жизни; в частности же при раздаянии антидора и благословенных хлебов – внушает, что раздаваемые им частицы освященного хлеба служат залогом обильных благословений Господа боящимся Его к уповающим на Него, и что они, при богобоязненной жизни, обращаясь к Господу в своих нуждах, не лишатся от Наго всякого блага, а даже будут иметь избыток земных благ, которыми могут длиться с другими нуждающимися (Толк. на Литург. Нечаева изд. 2 стр. 226). аломъ двд, внегда измн лиц сво пред и пст и иде, 1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 1 . Слав.-греч.-лат. выражение: внегда измн лиц сво... букв. с евр. переводится: когда изменил разум свой=халд., т.е. когда притворился безумным (=русск.); 70 толк. вместо разум употребили слово лице, потому что лице служит зеркалом души и своим выражением показывает разум иди неразумие человека, след. измени лице свое=изменил разумное выражение лица своего на безсмысленное. ( пст – перевод греч. πλυσεν αυτν, как читается в большинстве греческих кодексов (=Вульгата); но правильнее перевели Акила и 5-й перев. Экзапл Оригена : ξβαλεν αυτν (=Иерон. ejecit eum) т. е. он изгнал его, потому что евр. зн. изгонять и в других местах тех же кодексов всегда переводится словом κβλλω; ср. Быт. 3:24; 4:14 ; Исх.2:17; 11:1; 12:39; 23:31; 34:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мироносицы послужили Господу при Его погребении. Как скоро прошёл покой субботний, они ещё до рассвета отправились на гроб с ароматами, да помажут тело Иисусово ( Мк.16:1 ). Хотя не совершили помазания: ибо Иисус Христос, как они пришли, уже воста из гроба; – однако ж всё-таки послужили Ему своим усердием и любовию. Что из сего служения извлечём для себя поучительного? И над мертвецем не возбрани благодати ( Сир.7:36 ). Дело усердия к почившему едва ли ещё не более ценно, чем дело милосердия к нуждающемуся брату нашему, с нами живущему. От живого можешь ждать благодарности: служение почившему есть дело по преимуществу бескорыстное. Здесь-то проявляется истинная любовь! Здесь вместе с любовию обнаруживается и вера, и упование, все добрые и святые расположения души, спасительные для души! Наконец, мироносицы послужили в день Воскресения. Они первые узрели воскресшего Господа и первые возвестили ученикам радость Воскресения. Пусть ароматы их остались без употребления; но зато сами они за свою любовь соделались благоуханием Христовым. Миро не может благоухать всегда, но нёсшие его ко гробу всегда благоухали и будут благоухать и на земле, и на небе чрез целую вечность. Есть много подобных мироносиц и в настоящее время между христианками. Это наши добрые, благопопечительные матери-христианки. Они первые возвещают нам святое имя Божие, проповедуют дела Христовы, учат заповедям Господним и молитвам. Наставлять и просвещать своих детей и домочадцев, назидать домашнюю церковь , возращать членов таинственного Тела Христова в первые дни их возраста, приготовлять их к служению Церкви и Отечеству, есть обязанность по преимуществу матерей. Если наши матери верно, в страхе Божием, с любовию исполняют эту священную обязанность: благословен труд их пред Богом и человеками! Проповедуя Господа чадам своим и приготовляя в них верных чад церкви, они заслуживают сию блаженную часть со св. мироносицами, проповедавшими Воскресение Господа! Господь, который благоволил воспламенить в сердцах евангельских рыбарей чистую, неизменную, вечную любовь, и от жён принимать имения их, да прольёт и в наши сердца чистую любовь, да благословит нас на всякое благое дело и да приимет от нас в лице меньших Своих братий всякое благое усердие. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Молитвы и тропари двунадесятых праздников (по порядку церковного года), между которыми с особенной подробностью должен быть изъяснен тропарь на Воздвижение креста Господня, как содержащий вместе прославление праздника и молитву за Государя Императора. Наконец, по ознакомлении с перечисленными важнейшими молитвами, учащиеся могут уже приступить к усвоению главных истин православно-христианского учения о вере, надежде и любви. Поэтому истолкованием символа веры , заповедей закона и заповедей блаженства и заканчивается настоящий труд. Количество объясненных в нем молитв определяется самым заглавием: из множества молитв православной Церкви выбраны для изъяснения важнейшие, знание которых требуется программами учебных заведений. Самые изъяснения носят на себе характер нравственно-практический, а не догматический; из догматических приведены лишь самые необходимые. При изъяснении молитв, имеющих в содержании своем нечто общее, неизбежны повторения; но если учащийся не вполне усвоил себе предыдущие объяснения, то для него не будет повторением сказанное вторично. I. О молитве и внешних знаках ее Молитва есть обращение верующего к Богу и составляет существенную потребность человеческого сердца. Она столько же необходима для укрепления и оживления наших душевных сил, сколько для тела нужны: пища, питье, воздух и свет. Обращаясь к Богу с молитвою, мы или прославляем Его, или благодарим Его за милости, которые Он подает нам, или просим Его о своих нуждах. С молитвами мы обращаемся также к Богоматери, ангелам и святым угодникам Божиим и просим их, чтобы они помолились о нас Богу. Молиться следует во всякое время и на всяком месте: «непрестанно молитесь», говорит св. апостол Павел ( 1Фес.5:17 ). Утром, по пробуждении от сна, мы должны благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день; вечером, перед сном, мы должны благодарить Его за сохранение нас во время дня; перед началом всякого дела, по окончании его, перед принятием пищи и после принятия пищи – всегда должны мы обращаться с молитвой к Богу, и на все эти случаи положены православною Церковью особенные молитвы. Бог везде присутствует и все знает, во всякое время и на всяком месте готов Он принять нашу молитву и послать нам полезное для души и тела; но в храме – особенное Его присутствие. И прежде всего Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Затем, святые иконы, изображающие Господа, Богоматерь, ангелов и святых угодников Божиих, чтение священного писания, духовные песнопения во славу Господа и святых Его, – все это отвлекает нас от наших земных дел, обращает наши мысли к предметам божественным и сообщает душе нашей молитвенное настроение. Поэтому, кроме домашней молитвы, следует православному христианину как можно чаще посещать храм Божий и молиться там усердно, с благоговением, не развлекаясь ничем посторонним.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Противу распространяемых врагами нашими ложных и суетных мнений, Мы в полном сознании былых заблуждений, чистосердечно в них раскаявшись, торжественно и всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов, правительство коей искренно приветствовали. Возрождение благосостояния и могущества нашей родины, погибавшей в обстояниях внешней войны внутренних мятежей и голода, уже ныне исполняет нас совершенной уверенностью в том, что Рабоче-Крестьянская Власть ведет народы, ею объединяемые, к полному благополучию. А потому Мы в свое время в актах, обращенных к Власти, также и в посланиях к архипасторям, пасторям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую Власть народов, Правительство коей искренно приветствовали. А поэтому мы в свое время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов, правительство коей искренно приветствовали. В молитвенном уповании на милость Божию и неисповедимые пути Промысла Всевышнего, в заботах о чистоте и крепости исповедания богохранимой церкви нашей и об ограждении ее мира и благосостояния, Мы должны искренейше сотрудничая Власти, ради общего блага, сообразовывать распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем осуждая всякое общение с врагами Советской Власти, явную и тайную против нее агитацию. Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять все происшедшее как выражение воли Божией. Не погрешая против Нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее. Вознося смиренные молитвы Наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших силы свои во имя общего блага, Мы призываем возлюбленных чад Богохранимой Церкви нашей, в сие ответственное время строительства общего благосостояния народов, соединиться с Нами, в сознании заблуждений, прежде допущенных и, принося чистосердечное в них раскаяние встать за Рабоче-Крестьянскую власть Советов, содействуя ей всеми силами, всемерно облегчая ей бремя столь великого подвига.

http://pravoslavie.ru/57500.html

О Боже! Временных или вечных благ ищу, Все будь, как хочешь ты, не как я хочу. Непременно с этой доверенностью мы обязаны быть к Гос-поду! Благодарящий за усердие ваше, негодный раб, грешный Е. Декабря 31-го, 1823 г. 102. К Е.М.В. Благослови, душа моя, Господа! Добрый путь вам, М. Е. М.– Путь ваш есть Иисус Христос: на что сомневаться, когда верующим вся возможна суть о Господе! Недоумею ли чего? прошу: «Господи, вразуми меня моими делами управлять в славу имени Твоего. Чего я не могу и помыслить о себе, то все могу самым делом при помощи Твоей о имени Твоем. Если и обойдут везде меня враждующие суетно, то я именем твоим, Господи, удобно буду сопротивляться им. Заступник мой и покровитель на всяком месте и во всякое время, в словах и делах моих, буди мне во спасение. Тебе единому вездесущему все возможно есть....». 23-го Августа, 1885 г. 111. К Е.М.В. «Слава и благодарение Господу Богу, оставляющему грехи истинно кающимся грешникам, и непрестанно призывающего к себе всех труждающихся и обремененных! Благость Божья не оставляет руководствовать идущих в след Христа; благость Господня внушает слушающим во смирении что им делать, и просвещает в терпении просящих истинного просвещения: просвети очи мои, Христе Боже мой, да ни когда усну в смерть; и буди заступник души моей, когда борет меня враг; все желание мое и рачение мое в тебе едином да будет, Господи! Ты есть радость моя и утешение мое, избавляющее от нападающих на меня: буди на нас, Господи, милость твоя в век, так как нет нам иного упования, кроме Тебя! В делах, словах и помышлениях наших содействуй нам помощью Твоею, да угождаем пред Тобою во всякое время, и да будет воля Твоя, если же хочешь».-В этой-то преданности себя Богу единодушно с вами молимся,-матушка, да благоустроит промысел Божий по благому намерению вашему, и да приведет к благому кон-цу все дела, касающиеся вашего сердца.-Покров наш Матерь Божья! 16 Февраля, 1836 г. 118. К Е.М.В. Непрестанно молитесь, да не войдете в напасть. Всегда полезно нам к Господу молиться: «сердце чисто созидай во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Я внешне и по характеру – маменькин сынок: больше взял от матери, и с мамой до самой ее смерти у нас была близкая связь, мы очень хорошо чувствовали друг друга. Всякое волнение или радостное состояние передавалось без телефона. – А с Богом у вашей мамы какие были отношения? – Отношения с Богом оказались подзабытыми, хотя она была крещена, а бабушка, Татьяна Терентьевна Распутина, Царство ей Небесное, которая последние 10 лет жила в нашей квартире, была верующая. Православие она проповедовала своим образом жизни, молча: была кроткой, тихой, смиренной. Я действительно не помню случая, чтобы она чем-то возмущалась, была недовольна, кого-то обвиняла. Всю жизнь бабушка трудилась от зари до зари. В конце жизни ей назначили пенсию 21 рубль 40 копеек. И она всегда с нетерпением ждала, когда принесут пенсию, для нее это был праздник. Она получала деньги, крестилась, благодарила, молилась за наше правительство. А ведь даже по тем временам, в 1970-е годы, 21 рубль многого не решал. Бабушка – мне это запомнилось с детства – все время просила у Господа благословения. Всякое свое действие – чистить картошку, убирать со стола или что-то зашивать – она всегда начинала со слов «Господи, благослови». К чему бы она ни прикасалась, говорила «Господи, благослови». А всякий раз, когда встречалась с какими-то трудностями, произносила «Помоги, Господи» и «Господи, вразуми», а заканчивая дело – благодарила Бога. И только когда я уверовал и начал читать святых отцов, понял, что у бабушки было практически постоянное памятование о Боге, что она жила очень высокой духовной жизнью, она все время предстояла перед Господом. Может быть, в силу своего здоровья она не часто ходила в храм – только по большим праздникам. Длинных молитв не читала, но памятованием о Господе была заполнена вся ее жизнь, с утра до вечера. Тогда мы не придавали этому значения, думали, что, видимо, так сложилось в сельской местности, воспринимали как некую крестьянскую традицию. – А когда вас крестили, помните? – Я принял Крещение в зрелом возрасте, в 30 лет. Когда мама узнала об этом, она была в панике. У нее к этому времени созрел свой план относительно меня: что я должен после кандидатской защитить докторскую, кем-то быть, чем-то стать. И вот ее, так сказать, материнский план рухнул. Она бурно это переживала, говорила: «Я понимаю, люди-инвалиды, убогие, но ты – мой сын – здоровый, умный, адекватный. И ни с того ни с сего, без всяких потрясений, приходишь к Богу... Как это могло случиться? Какая здесь причина?»

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Замечательно, что в этом году день памяти великомученика Феодора Тирона совпадает с памятью священномученика Ермогена, патриарха Всероссийского. Верностью истине православия он спас нашу Россию от порабощения. Слово пророка Исаии, которое мы слышали сегодня на шестом часе (Ис. 3, 1—14), по-новому освящает подвиг великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, отказавшихся ценой компромисса с врагами Церкви спасти свою жизнь. Бог разрушит всякую надежду на земную силу, говорит пророк. Господь отнимет у Иерусалима посох и трость. Мы знаем, что здесь пророчески показано видимое крушение богоизбранного народа, после того как иудеи предадут на смерть нашего Спасителя. И в то же время здесь предупреждение для нас — не искушать Господа сулящими выгоду земными расчетами. Всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водой отнимется, говорит пророк Исаия. Пищей поддерживается жизнь, но она отнимется, когда будет употребляться не для поддержания жизни, а для похоти. Как важно нам услышать эти слова в дни Поста! Как глубоко раскрывают их значение великомученик Феодор Тирон, показавший святость церковных установлений, и священномученик Ермоген, уморенный голодом врагами за верность истине. Господь может отнять и самую простую пищу — хлеб и воду. Удержанием дождей, ранних и поздних. И не обязательно этим. Могут быть дожди и ранние, и поздние, а ничего не будет. Удержанием прежде всего Своего благословения, которым жив человек. Христос — Хлеб жизни и источник жизни. Если Он станет нашим подкреплением, мы поймем, что эта благая часть не отнимется от нас никогда. В этом смысл Поста. Пророк Исаия говорит, что Господь отнимет правого вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца, и пятидесятника (то есть начальника над воинами), и вельможу, и советника, и мудрого художника, и искусного в слове. Наша армия, ее генералы и командиры будут отняты от нас. Не будет храбрости у воинов. Офицеры, вместо того чтобы вести воинов на врага, будут стреляться. Да не хвалится сильный силой своей и народ да не надеется слишком на своих сильных вождей. Государственные министры, ученые, мужи политики, люди, исполненные духа, пророки в том числе, прозорливцы и старцы также будут отняты. Когда вся сила будет разрушена, мудрый художник, и, наконец, искусный в слове тоже будут отняты.

http://moral.ru/верность-православию/

Нам нет надобности приводить исторические примеры в доказательство того, что в Церкви Божией во все времена сохранялось право родителей на благословение детей и было преподаваемо самое благословение в благочестивых семействах. Что так было в Церкви ветхозаветной, это видно из наставления Иисуса сына Сирахова, взятого нами в основание слова. Он жил не задолго до Рождества Христова, и как о деле, всем известном, говорит о благословении родителей, побуждая только детей заслуживать его почитанием отца и матери. Что это священное право было утверждено и в Церкви новозаветной, мы видим из того, что вместе с христианством и всеми установлениями Православной Церкви передан нам и закон о родительском благословении. Для нас важно убедиться, что не только существенные черты действенного патриархального благословения сохраняются и в наше время, но что и право и последствия родительского благословения получили в новозаветной Церкви еще высшую силу и плодотворность. По причине утраты веры в Бога истинного во времена патриархов, только немногие избранные семейства имели благодатную силу благословения; ныне имеют ее все призванные к вере в Господа нашего Иисуса Христа. Патриархи при всей своей высокой праведности и при чрезвычайных дарованиях не имели столько средств для охранения детей своих от развращения, чтобы соделать их достойными благословения, сколько имеем мы, получая наших детей из купели крещения возрожденными благодатию Божиею и уготованными на всякое дело благое, и притом будучи окружены со всех сторон свидетельствами и знамениями истинной веры. Патриархи получали дарования от Бога в меру их служения сохранению веры в Бога истинного и устроению народа Израильского, как хранителя обетованного Семени, имеющего даровать благословение всем племенам земным; ныне мы состоим в живом общении с пришедшим Искупителем, самым источником всех духовных дарований и чудодейственных сил, которые Он сообщает нам без ограничения по мере нашей веры ( Иоан. 3, 34 ). Патриархи благословляли детей именем Божиим, прикровенно указуя в произносимых ими именованиях Божиих имя Пресвятыя Троицы, сами непосвященные в эту великую тайну веры ( Быт.48, 15 ); мы же ежечасно и открыто исповедуем Триединого Бога и именем Его благословляем, имея обетование от Сына Божия: егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам ( Иоан. 15, 10 ). Итак, можем ли мы не верить, что благословение христианских родителей, преподаваемое детям их, имеет еще большую силу, чем благословение патриархов, и лишение благословения родительского может подвергнуть детей, виновных в непочтении родителей, еще большим бедствиям, чем потомство Хамово. История сохранила нам влияние благословения патриархов на детей и потомков их, но нет недостатка и в христианской истории в свидетельствах о вековом процветании поколений, на которых почило родительское и Божие благословение. Наблюдайте жизнь, и вы увидите плоды родительского благословения на детях их своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010